Научная статья на тему 'Формирование и развитие самооценки риск-процессов системы менеджмента качества кредитной организации'

Формирование и развитие самооценки риск-процессов системы менеджмента качества кредитной организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
252
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КАЧЕСТВО / ПРОЦЕССЫ / РИСК / ОРГАНИЗАЦИЯ / САМООЦЕНКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сизикин Л.Ю.

В статье предложен механизм самооценки риск-процессов системы менеджмента качества кредитной организации, направленный на повышение качества финансово-кредитных продукции и услуг. Отмечается, что этот механизм базируется на организационных, нормативно-правовых, счетно-вычислительных и логических методах банковской деятельности, а также концепции TQM (Total Quality Management Глобальный менеджмент качества) и международных стандартах качества ИСО серии 9000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сизикин Л.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование и развитие самооценки риск-процессов системы менеджмента качества кредитной организации»

формирование и развитие самооценки риск-процессов системы менеджмента качества кредитной организации

А. Ю. СИЗИКИН, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономического анализа

и качества Е-mail: sizikin@bk.ru. Тамбовский государственный технический университет

В статье предложен механизм самооценки риск-процессов системы менеджмента качества кредитной организации, направленный на повышение качества финансово-кредитных продукции и услуг. Отмечается, что этот механизм базируется на организационных, нормативно-правовых, счетно-вычислительных и логических методах банковской деятельности, а также концепции TQM (Total Quality Management - Глобальный менеджмент качества) и международных стандартах качества ИСО серии 9000.

Ключевые слова: качество, процессы, риск, организация, самооценка.

Качество в настоящее время становится стратегией многих организаций и рассматривается как основная составляющая конкурентного преимущества. Не являются исключением и кредитные организации (КО), специалисты которых активно обсуждают роль и значение качества в банковской системе. Важнейшим условием развития КО является создание эффективной системы менеджмента качества (СМК). Такие системы строятся при реализации различных концепций TQM (Total Quality Management — Глобальный менеджмент качества) и внедрении международных стандартов качества ИСО 9000. Фактически в рамках данных концепций осуществляется управление всеми сторонами деятельности КО, в которое вовлекаются все ее сотрудники [5].

Процесс самооценки СМК является одним из наиболее важных видов управленческой деятельности, обеспечивающих систематический пере-

смотр и контроль состояния любой организации, позволяющих четко локализовать сильные стороны и области совершенствования, фокусируясь на взаимоотношениях между людьми, процессами и результатами [7].

Критерии самооценки, как правило, объединены в две группы.

Первая группа критериев характеризует, как организация добивается результатов в области качества, что делается для этого («возможности процессов»).

Вторая группа критериев характеризует, что достигнуто в области качества («результаты»).

Для проведения самооценки каждому из критериев приписывается относительная ценность в баллах. По каждому составляющему критерия в отдельности производится сбор информации, которая представляется в сжатой форме и содержит фактологический материал.

При использовании самооценки необходимо исходить из следующих принципов:

— каждый процесс может быть улучшен;

— каждое улучшение, даже маленькое, имеет ценность;

— серия небольших улучшений дает в итоге существенные изменения к лучшему;

— ошибки рассматриваются как возможность улучшений;

— ожидается, что каждый сотрудник организации внесет свой вклад в процессы улучшения;

— необходимо предотвращать появление проблем, а не бороться с ними [1].

Кризисные процессы современной российской экономики существенно осложнили положение в кредитном секторе России. В современных условиях качество функционирования российской банковской системы характеризуется следующими тенденциями [2, 6]:

— сокращение численности действующих КО, что свидетельствует о том, что закончился период экстенсивного роста и начинается период интенсивного развития, характеризующийся усилением банковской конкуренции, отсевом недобросовестных банков, укрупнением банковских структур;

— рекапитализация (восстановление и наращивание утраченного в период кризиса капитала) и сокращение проблемных КО;

— процесс расширения масштабов и качества кредитной деятельности. Это выразилось в росте активов банковской системы, увеличении доходов (прежде всего процентных), расширении кредитования экономики, в том числе реального сектора, усилении интенсивности оттока капитала через банковскую систему за рубеж, восстановлении доверия населения к банкам;

— увеличение перечня и повышение качества предоставляемых новых кредитных продуктов и технологий.

Обеспечение высокого качества кредитной деятельности требует особых подходов к разработке и реализации стратегии функционирования СМК КО, так как в современных условиях, когда природные катаклизмы, а также факторы техногенной, экономической и социальной нестабильности усложняют вопросы эффективного управления, проблемам анализа и управления рисками, возникающими в процессе предпринимательской деятельности, уделяется явно недостаточное внимание.

Выход из этой ситуации возможен с помощью разработки действенного механизма самооценки риск-процессов СМК КО, выполненного с учетом требований международных стандартов качества, переложения фундаментальных трудов этого научного направления в практическую плоскость и адаптации существующих теоретических разработок в области риска к практической деятельности КО в условиях социальной, политической, экономической и финансовой нестабильности.

В настоящее время для типичной КО существует большой набор как внешних, так и внутренних предпосылок для внедрения и последующей сертификации СМК. Разумеется, банк может существовать и без СМК. Но очевидны и ожидаемые преимущества от системного внедрения управле-

ния качеством, достигаемые за счет эффекта централизации управляющих воздействий в области качества и сконцентрированного во времени усилия по обеспечению целостности системы управления качеством и потребностями.

Под самооценкой риск-процессов СМК понимают совокупность аналитических, организационно-экономических, финансовых мероприятий, направленных на:

— своевременное выявление, оценку, предупреждение, контроль событий часто случайного и непредсказуемого свойства;

— минимизацию их последствий [1, 2].

В основе самооценки риск-процессов СМК КО лежат целенаправленный поиск и организация работы по снижению степени риска, искусство получения и увеличения дохода в неопределенной хозяйственной ситуации [2].

Цель самооценки риск-процессов соответствует основной цели КО и заключается в получении наибольшей прибыли при оптимальном (приемлемом) соотношении затрат.

Основной задачей самооценки риск-процессов СМК КО является систематизация и разработка комплексного подхода к определению степени риска, влияющего на деятельность предпринимателя.

Самооценку риск-процессов можно представить в виде определенных последовательных действий (рис. 1) [4].

Рассмотрев процесс самооценки риск-процессов с позиций циклов Деминга: РDСА и SDCA (Р — планирование; S — стандартизация; D — выполнение; С — контроль; А — действие) (рис. 2), можно предложить механизм самооценки риск-процессов СМК КО с последовательной структурой, в которой результаты каждого этапа будут исходными данными для последующего (рис. 3) [2, 7].

Основанием для определения риск-процессов СМК будет выступать отклонение фактических

Рис. 1. Схема самооценки риск-процессов СМК КО

Рис. 2. Процесс самооценки риск-процессов КО: Р — планирование; S — стандартизация; D — выполнение; С — контроль; А — действие

Рис. 3. Механизм самооценки риск-процессов СМК КО: Р — планирование; S — стандартизация; D — выполнение; С — контроль; А — действие

показателей, участвующих в самооценке, от установленных эталонов. Относительно данных процессов СМК определяется состав критериев самооценки, подлежащих тестированию для выявления зон повышенного риска. Такая оценка проводится по всем элементам СМК КО (рис. 4).

Наиболее прогрессивные организации, внедряющие СМК не ради получения сертификата, а с целью постоянного улучшения своей деятельности, обратили внимание на положение стандарта, говорящее, что повышение результативности и эффективности СМК может положительно сказаться на финансовых результатах организации. Новизна такого подхода потребовала и нового взгляда на известную проблему — учет затрат на качество, а точнее сказать — учет потерь от нерезультативной и неэффективной деятельности. Отсюда и вытекают следующие цели самооценки риск-процессов СМК [2, 4]:

— улучшение финансовых результатов деятельности организации за счет повышения результативности и эффективности СМК;

— повышение объективности оценки результативности процессов;

— использование данных финансово-экономического анализа для проведения анализа функционирования СМК со стороны руководства и планирование улучшений системы с учетом этих данных.

В качестве индикаторов самооценки риск-процессов, отражающих состояние СМК, предложена система показателей, характеризующих циклы деятельности КО (табл. 1) [7].

Самооценка риск-процессов позволяет выделить наиболее вероятные по возникновению и весомые по величине потерь несоответствия, негативно влияющие на СМК КО.

Данное обстоятельство позволило разработать методический подход к выбору способов воздействия самооценки на риск-процессы СМК КО (табл. 2) [3, 7].

Формирование критериев и показателей риск-процессов СМК

Определение рисковых элементов СМК

Определение состава элементов СМК КО, подлежащих оценке

Определение

областей повышенного риска СМК КО

рис. 4. Основные этапы самооценки риск-процессов СМК КО

Таблица 1

показатели самооценки риск-процессов, характеризующие процессы смк

процесс показатель

Определение текущих и предполагаемых потребностей потребителей (планирование качества) Назначение (полезный эффект, производительность). Надежность (безотказность, долговечность, сохраняемость)

Управление качеством Объем продаж. Затраты на выпуск и реализацию. Рентабельность основной деятельности. Вариабельность. Воспроизводимость

Обеспечение качества Типизация (унификация, стандартизация и совместимость). Технологичность (трудоемкость, материало- и энергоемкость, возможность автоматизации). Безопасность. Патентно-правовая чистота

Улучшение качества (самооценка) Результативность. Эффективность. Экологичность

Таблица 2

решения самооценки по воздействию на риск-процессы смк ко

Уровень Вероятность

слабовероятная 0,0 < V< 0,1 Маловероятная 0,1 < V< 0,4 Вероятная 0,4 < V< 0,6 почти возможная 0,6 < V < 0,9 Возможная 0,9 < V < 1

Минимальный: 0,0 < Р< 0,1 (СМК является результатом синергетического взаимодействия различных подсистем в зависимости от целевой направленности: стратегический менеджмент, менеджмент знаний, менеджмент социальной ответственности и др.) Принятие риск-процесса (разработка и применение процедур для постоянного улучшения всех процессов и СМК в целом)

Малый: 0,1 < Р< 0,2 (развиты функции планирования, организации и контроля, ориентация на потребителя через мониторинг, описание процессов КО) Лимитирование, резервирование, диверсификация (установление потребностей и ожиданий потребителей и других заинтересованных сторон) Страхование (разработка политики и целей организации в области качества)

Средний: 0,2 < Р< 0,3 (работа по улучшению качества носит системный характер. Частично сформулированы функции прогнозирования) Лимитирование, резервирование, диверсификация Страхование, хеджирование

Выбор индикаторов (показателей) и разработка методов для измерения результативности и эффективности каждого процесса

Высокий: 0,3 < Р < 0,5 (система управления не адаптирована к требованиям внешней среды) Лимитирование, резервирование, диверсификация Страхование, хеджирование

Установление процессов и ответственности, необходимых для достижения целей в области качества

Максимальный: 0,5 < Р< 0,8 (системного подхода к управлению качеством нет) Страхование (установление и определение необходимых ресурсов и обеспечение ими для достижения целей в области качества)

Критический: 0,8 < Р < 1,0 (работа по совершенствованию качества не планируется) Избежание риска (определение средств, необходимых для предупреждения несоответствий и устранения их причин)

Примечание: V — вероятность риск-процесса СМК; Р — уровень риск-процесса СМК.

Анализ данной информации позволяет оценить картину уязвимости и выявить все несоответствия СМК КО.

Таким образом, самооценка риск-процессов СМК — это постоянный, планомерный, целеустремленный процесс воздействия на всех уровнях управления на факторы, определяющие качество продукции и услуг КО и условия обеспечения качества ее СМК в соответствии с потребностями рынка.

Список литературы

1. Бишоф А. Самоменеджмент. Эффективно и рационально: пер. с нем. Д. А. Пергамент. М.: Омега-Л. 2006. 127 с.

2. Коршунова Л. Н., Проданова Н. А. Оценка и анализ рисков. Ростов на-Дону: Феникс. 2007. 96 с.

3. Куликова Е. Е. Управление рисками. Инновационный аспект. М.: Бератор-Паблишинг. 2008. 112 с.

4. Милосердов А. А. Рыночные риски: формализация, моделирование, оценка качества моделей: монография. Тамбов: Изд. ТГТУ. 2004. 116 с.

5. Пономарев С. В., Мищенко С. В., Белобрагин В. Я. Управление качеством продукции. Введение в системы менеджмента качества: учеб. пособие. М.: Стандарты и качество. 2004. 248 с.

6. Тен В. В. Управление рисками банковской деятельности: монография. М.: Машиностроение^. 2003. 118 с.

7. Управление качеством продукции. Инструменты и методы менеджмента качества: учеб. пособие / под ред. С. В. Пономарева, С. В. Мищенко, В. Я. Белобрагина, В. А. Самородова, Б. И. Герасимова, А. В. Трофимова, С. А. Па-хомовой, О. С. Пономаревой. М.: Стандарты и качество. 2005. С. 218-219.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.