УДК 336.71 DOI: 10.5862/JE.235.10
Цзян Цзинькэ, В.А. Толстошеина
ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО КЛАСТЕРА
Jiang Jinke, V.A. Tolstosheina
ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC MECHANISM OF INCREASING THE COMPETITIVENESS OF THE ORGANIZATION
Предложен организационно-экономический механизм обеспечения конкурентоспособности организации, что позволяет объединить различные сферы и объекты управленческой деятельности предприятия и интегрировать их в единую систему менеджмента качества. Ключевыми здесь являются отраслевые и международные стандарты, отражающие объективную потребность в развитии партнерских отношений по поводу производства продукции с позиций заинтересованности потребителя. Выявлено, что наблюдаемая в настоящее время интенсификация экономического роста, связана не столько с количественными параметрами известных факторов общественного производства, сколько с глубокими качественными преобразованиями современных микро- и макро- социально-экономических систем: высокой динамикой развития технико-технологического базиса; формированием более эффективных типов организационно-экономических структур; принципиальными изменениями в понимании места и роли человека в системе общественного производства; формированием новых парадигм экономической жизнедеятельности, адекватных современным требованиям количественного экономического роста.
КАЧЕСТВО; КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ; ОРГАНИЗАЦИЯ; МЕХАНИЗМ; МЕНЕДЖМЕНТ.
The article proposes an organizational and economic mechanism of ensuring the competitiveness of an enterprise, which allows to combine various spheres and objects of administrative activity of this enterprise and to integrate them into a unified quality management system. Industry and international standards engendering anobjective need for developming partnerships for producing goodsfrom the viewpoint of consumer interest play a key role in this case. It is revealed that the intensification of economic growth observed now is connected not so much with the quantitative parameters of the known factors of social production but instead with the deep qualitative transformations of the modern micro- and macrosocial and economic systems: high dynamics of development of the technical and technological basis; formation of more effective types of organizational and economic structures; basic changes in understanding the place and the role of an individual in the social production system; formation of new paradigms of economic activity adequate to the modern requirements of quantitative economic growth..
QUALITY; COMPETITIVENESS; ORGANIZATION; MECHANISM; MENAGEMENT.
Введение. Наблюдаемая в настоящее время интенсификация экономического роста связана не столько с количественными параметрами известных факторов общественного производства, сколько с глубокими качественными преобразованиями современных микро- и макро- социально-экономических систем.
Качество сегодня — это необходимая предпосылка для существования в бизнесе и рассматривается как сильное конкурентное преимущество. Оно обеспечивает высокую
лояльность потребителей, высокую долю рынка и высокие дивиденды для инвесторов, а также более низкие расходы и меньшую уязвимость в ценовой конкуренции [1]. Предприятие промышленного кластера, производящее товары и услуги высшего качества, имеет более высокую мотивацию собственного персонала, который удовлетворен имиджем организации, работает более производительно и не создает текучести кадров [2].
Различные вопросы качества и конкурентоспособности в зарубежной экономической
науке в той или иной степени нашли свое отражение в работах известных ученых И. Ансоффа, Дж.М. Кейнса, А. Маршалла, К. Мейера, М. Портера, П. Самуэльсона.
В исследовании использованы идеи и методологические основы теории качества и конкурентоспособности, заложенные в трудах ведущих российских ученых — Г.А. Азоева, Ю.П. Анискина, В.Я. Белобрагина, Н.В. Вой-толовского, Е.А. Горбашко, В.В. Окрепилова, С.В. Пономарёва, Т.А. Салимовой, Р.А. Фат-хутдинова, А.Ю. Юданова и др.
Основой для создания практического организационно-экономического механизма повышения конкурентоспособности предприятий промышленного кластера должен стать критический и конструктивный анализ современного состояния российского промышленного бизнеса, а также накопленный отечественный опыт, научно адаптированный и практически трансформированный в современную экономическую действительность, что определяет актуальность данного исследования.
Цель исследования — научное обоснование и разработка организационно-экономического механизма обеспечения конкурентоспособности предприятия промышленного кластера на базе развития теоретико-методологических и методических подходов менеджмента качества.
Методика и результаты исследования. В наше время предприятия в условиях жесткой конкуренции стремятся объединиться в единую систему управления, учитывая при этом факторы, которые могут повлиять на качество. Большинство предприятий промышленного кластера создают систему качества, опираясь на внешнюю мотивацию. Каждое предприятие надеется на преимущества в конкурентной борьбе, а также стремится укрепить свои позиции на рынке. Поэтому для достижения поставленных целей им необходимо учитывать воздействие как внешних, так и внутренних факторов [3].
Внешняя среда характеризуется факторами воздействия за пределами предприятия. Изучение внешней среды позволяет организации приспособиться к изменяющимся условиям, что обеспечивает высокую конкурентоспособность и эффективную деятельность компании [4].
Система управления качеством, в которой отсутствуют экономические факторы повышения качества, не будет эффективной, так как организационными мерами обеспечить конкурентоспособность продукции невозможно. Рассматривая специфику экономического роста сегодня, следует подчеркнуть, что персонал должен быть высококвалифицированным и образованным. Следует отметить также, что качественная продукция должна быть экономически выгодной для производителя, иметь конкурентоспособную цену, а также удовлетворять запросам потребителей [5].
Социальные и культурные факторы оказывают значительное влияние практически на все предприятия: это отношение к качеству товаров или услуг, покупательские привычки, располагаемый доход, социальное благосостояние, образовательные стандарты и т. д. [6].
Социокультурные факторы формируют отношение потребителей к продукции или услугам, которые предлагаются им различными производителями. Кроме того, данный фактор включает духовные ценности, социальные правила, отношение потребителей к качеству обслуживающего персонала и многое другое. Учет социально-культурного фактора очень важен для организации: он оказывает значительное воздействие как на макросреду, так и на микросреду предприятия. Что касается факторов культурной среды, то данные факторы воздействуют на психологию рабочей среды, формируют атмосферу согласия и взаимопонимания. Именно уютная атмосфера в рабочей среде и духовное равновесие персонала значительно улучшают показатели прибыли в компании, а также положительно сказываются на системе управления качеством на предприятии [7].
Для любого предприятия промышленного кластера очень важна политическая стабильность в обществе, так как от этого может зависеть уровень притока инвестиций и другого рода ресурсов. Отношение властей к деятельности предприятий выражается в установлении льгот или пошлин, а данные установки могут способствовать развитию деятельности предприятия или же, наоборот, его вытеснению. Также очень эффективно для предприятия, когда руководство осуществляет давление на органы государственной власти в целях понижения налога [8].
Не менее весомое значение имеют международные факторы, которые играют важную роль для планирования деятельности предприятия. При помощи данного фактора компания может использовать более качественные ресурсы и материалы из других стран, а также применять более модернизированные иностранные технологии. Данный фактор значительно улучшает систему правления качеством на предприятии [9].
Таким образом, социально-политическое и экономическое рассмотрение проблемы качества в наше время обусловливает возможность создания государственной системы обеспечения качества продукции и услуг [10].
Микросреда характеризуется элементами, которые окружают предприятие. К элементам микросреды относятся потребители, конкуренты, поставщики, рынок труда. Потребителями являются потенциальные клиенты или покупатели. Особое влияние покупатели оказывают на производство по линии качества товаров или услуг, поскольку качество является характеристикой потребительской стоимости товара и его способности удовлетворять запросы потребителей.
Поставщики оказывают прямое воздействие на предприятие, так как являются собственниками природных или материальных ресурсов. Для каждой организации имеет большое значение, чтобы поставка не была сорвана, а ресурсы были доставлены точно в определенный срок.
Система управления качеством на предприятии направлена, прежде всего, на обеспечение конкурентоспособности организации, т. е. ее возможности расширять и сохранять рынки сбыта. Конкурентами являются те компании, которые реализуют аналогичный товар или услуги на тех же рынках. Соперничество между конкурирующими компаниями идет за потребителя, за долю на рынке, а также за максимальное получение прибыли. Но в наше время влияние внешней среды не достаточно устойчиво, поэтому современные предприятия предпочитают сотрудничать с конкурентами, так как это позволяет организациям адаптироваться к среде и достигнуть планируемых целей [11].
Изучение рынка труда позволяет предприятию выявить для себя контингент рабочих,
которые обладают определенными характеристиками, например возраст, пол, личностные качества и т. д. Правильный выбор рабочего персонала с учетом его образования и опыта работы значительно скажется на деятельности компании. Важным моментом при изучении рынка труда является анализ политики профсоюзов, которые воздействуют на рынок тем, что могут ограничивать доступ к нужной для предприятия рабочей силе [12].
Следует упомянуть и о внутренней среде предприятия, поскольку влияние данной среды на систему управления качеством, так же как и влияние внешней среды, очень весомо. Внутренняя среда характеризуется совокупностью элементов, которые определяют степень взаимодействия предприятия с внешней средой.
Каждому предприятию необходимо ставить перед собой цель, без наличия поставленных целей деятельность компании не имеет смысла. Но помимо целей организация должна учитывать и другие элементы внутренней среды, в состав которых входят персонал, структура, технология, менеджмент, материальные запасы [13].
Результаты исследования. Теоретически обоснована взаимосвязь процессов повышения конкурентоспособности с реальной практикой функционирования систем менеджмента качества предприятий промышленного кластера. Схема организационно-экономического механизма повышения уровня конкурентоспособности организации для различных типов стратегии процессов повышения качества продукции/услуг приведена на рис. 1.
Обоснована программа формирования и развития интенсивных факторов повышения конкурентоспособности организации на основе совершенствования имеющихся схем и механизмов обеспечения качества (рис. 2). Часто понятие «конкурентоспособность» сводится к снижению потерь в использовании ресурсов, однако правильнее под резервами конкурентоспособности понимать неиспользованные возможности снижения текущих и авансируемых затрат материальных, трудовых и финансовых ресурсов при данном уровне развития производительных сил и производственных отношений.
Повышение устойчивости процессов управления качеством
р
и
й
ы н н о
и ц
к а с н
а р
и н
£
и н
о
Неудачник /\ Патиент
Коммутант
Виолент \/ Эксплерент
Слабо
Средне
л С
н
д
р С
о н
л и С
Сильно
Рис. 1. Схема организационно-экономического механизма повышения конкурентоспособности организации Слабо, средне, сильно — характеристики турбулентности процессов качества организации; виолент — виолентная, «силовая» (командная) стратегия повышения качества; эксплерент — инновационная стратегия повышения качества; коммутант — приспособительная стратегия повышения процессов качества; патиент — нишевая стратегия повышения качества
Рис. 2. Система интенсивных факторов повышения конкурентоспособности организации
Каждое предприятие обязано обеспечивать подготовку персонала, который выполняет работу, напрямую влияющую на качество. Персонал, в свою очередь, должен быть высококвалифицированным, образованным, а также иметь навык работы, так как именно работники организации прямо или косвенно влияют на соответствие продукции определенным требованиям. Структура предприятия является важнейшим фактором, который определяет конечные результаты дея-
тельности компании, и включает в себя цехи, отделы, службы и т. д. К примеру, отдел (бюро) управления качеством создается на предприятии в том случае, если нет возможности поручить какую-либо работу другому подразделению. Структура предприятия характеризуется наличием в ней высшего руководства, финансовой службы, службы НИОКР, бухгалтерии, производства, службы материально-технического снабжения, а также службы маркетинга [14, 15].
Выводы. Изучение экономики основывается в том числе на анализе конкурентных отношений, уровня образования, квалифицированности персонала. Влияние как внутренних, так и внешних факторов, на конкурентоспособность предприятия промышленного кластера велико. Данное воздействие может отрицательно сказаться и на деятельности организации в целом. Поэтому для процветания и стабильности организации руководству необходимо отвечать требованиям потребителей и поддерживать благоприятную атмосферу в коллективе, а также регулярно следить за изменениями во внешней среде. Формирование и развитие организационно-экономического механизма повышения конкурентоспособности организации позволяет разрабатывать оперативный план ме-
роприятий, направленный на повышение качества продукции. Оценка конкурентоспособности по стратегическим показателям позволяет ставить конкретные задачи по укреплению конкурентного потенциала компании на дальнейшую перспективу [16].
Организационно-экономический механизм повышения конкурентоспособности предприятия промышленного кластера на основе повышения качества продукции и услуг позволяет осуществлять научно-техническое сотрудничество со многими отраслевыми, научно-исследовательскими и проектными организациями [17], что способствует расширению номенклатуры, совершенствованию технологий, организации работ и, как следствие, обеспечению стабильного качества и сроков поставляемой продукции заказчику.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Лапидус В.А. Всеобщее качество (TQM) в российских компаниях. М.: Новости, 2000. 432 с.
2. Окрепилов В.В. Управление качеством: учебник для вузов. М.: Экономика, 1998. 639 с.
3. Джуран Дж.М. Качество и прибыль // Качество, торговля, экономика: сб. науч. ст. М.: Изд-во стандартов, 1970. 186 с.
4. Сизикин А.Ю. Самооценка менеджмента качества как концептуальный резерв повышения уровня конкурентоспособности предприятий и организаций реального сектора экономики // Экономический анализ: теория и практика. 2012. № 9(264). С. 46-53.
5. Тен В.В., Злобина Н.В., Сизикин А.Ю. От качества менеджмента к менеджменту качества // Вестник ТГТУ. 2014. № 3(20). С. 594-598.
6. Тен В.В., Злобина Н.В., Сизикин А.Ю. Концептуальные основы самооценки системы менеджмента предприятий и организаций // Вопросы современной науки и практики. 2014. № 3(53). С. 119-124.
7. Волкова С.А. Государственная политика развития биотехнологий как фактор роста качества жизни населения Российской Федерации // Экономика. Инновации. Управление качеством. 2014. № 4(9). С. 47-48.
8. Вумек Джеймс П., Джонс Дэниел Т. Бережливое производство. М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. 473 с.
9. Герасимов Б.И., Герасимова Е.Б., Евсейчев А.И., Злобин Э.В., Колмыков С.А., Лукашина Ю.Ю., Румянцев Е.К., Соседов Г.А., Сизикин А.Ю., Спиридонов С.П. Управление качеством: гибкие системы менеджмента качества. Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2015. 160 с.
10. Герасимов Б.И., Сизикин А.Ю., Герасимова Е.Б.
Управление качеством: резервы и механизмы : учеб. пособие. М.: ФОРУМ: Инфра-М, 2014. 240 с.
11. Салимова Т. А. Управление качеством : учебник. М.: Омега-Л, 2010. 414 с.
12. Окрепилов В.В. Эволюция качества. СПб.: Наука, 2008. 744 с.
13. Пономарев С.В., Мищенко С.В., Белобраган В.Я. Управление качеством продукции. Инструменты менеджмента качества : учеб. пособие. М.: Стандарты и качество, 2004.
14. Чупров С.В. Управление устойчивостью и развитием индустрии в контексте синергетической парадигмы // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2015. № 5(228). С. 64—71. Б01: 10.5862/Ж228.6
15. Окрепилов В.В. Применение суперкомпьютерных технологий для прогнозирования параметров качества жизни населения // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2015. № 3(221). С. 9—18. Б01: 10.5862/Ж221.1
16. Бабкин А.В. Методы оценки экономического потенциала промышленного предприятия // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2013. № 1—2(163). С. 138—148.
17. Азимов П.Х., Бабкин А.В. Основные направления повышения конкурентоспособности предприятий автомобильного транспорта // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2008. № 5(64). С. 280—284.
REFERENCES
1. Lapidus V.A. Vseobshchee kachestvo (TQM) v rossiiskikh kompaniiakh. M.: Novosti, 2000. 432 s. (rus)
2. Okrepilov V.V. Upravlenie kachestvom: uchebnik dlia vuzov. M.: Ekonomika, 1998. 639 s. (rus)
3. Dzhuran Dzh. M. Kachestvo i pribyl'. Kachestvo, torgovlia, ekonomika: sb. nauch. st. M.: Izd-vo standartov, 1970. 186 s. (rus)
4. Sizikin AIu. Samootsenka menedzhmenta kachestva kak kontseptu-al'nyi rezerv povysheniia urovnia konkurentosposobnosti predpriiatii i organizatsii real'nogo sektora ekonomiki. Ekonomicheskii analiz: teoriia i praktika. 2012. № 9(264). S. 46-53. (rus)
5. Ten V.V., Zlobina N.V., Sizikin A.Iu. Ot kachestva menedzhmenta k menedzhmentu kachestva. Vestnik TGTU. 2014. № 3(20). S. 594-598. (rus)
6. Ten V.V., Zlobina N.V., Sizikin AIu. Kontseptual'nye osnovy samootsenki sistemy menedzhmenta predpriiatii i organizatsii. Voprosy sovremennoi nauki i praktiki. 2014. № 3(53). S. 119-124. (rus)
7. Volkova S.A. Gosudarstvennaia politika razvitiia biotekhnologii kak faktor rosta kachestva zhizni naseleniia Rossiiskoi Federatsii. Ekonomika. Innovatsii. Upravlenie kachestvom. 2014. № 4(9). S. 47-48. (rus)
8. Vumek Dzheims P., Dzhons Deniel T. Berezhlivoe proizvodstvo. M.: Al'pina Biznes Buks, 2004. 473 s. (rus)
9. Gerasimov B.I., Gerasimova E.B., Evseichev A.I., Zlobin E.V., Kolmykov S.A., Lukashina Iu.Iu., Rumiantsev E.K., Sosedov G.A., Sizikin A.Iu., Spiridonov S.P. Upravlenie kachestvom: gibkie sistemy menedzhmenta kachestva. Tambov: Izd-vo TGTU,
2015. 160 s. (rus)
10. Gerasimov B.I., Sizikin A.Iu., Gerasimova E.B.
Upravlenie kachestvom: rezervy i mekhanizmy : ucheb. posobie. M.: FORUM: Infra-M, 2014. 240 s. (rus)
11. Salimova T.A. Upravlenie kachestvom : uchebnik. M.: Omega-L, 2010. 414 s. (rus)
12. Okrepilov V.V. Evoliutsiia kachestva. SPb.: Nauka, 2008. 744 s. (rus)
13. Ponomarev S.V., Mishchenko S.V., Belobragin V.Ia. Upravlenie kachestvom produktsii. Instrumenty menedzhmenta kachestva : ucheb. posobie. M.: Standarty i kachestvo, 2004. (rus)
14. Chuprov S.V. Management of industrial stability and development in the context of synergetic paradigm. St. Petersburg State Polytechnical University Journal. Economics, 2015, no. 5(228), pp. 64—71. DOI: 10.5862/JE.228.6
15. Okrepilov V.V. Application of supercomputer technology to forecast quality of life parameters of the population. St. Petersburg State Polytechnical University Journal. Economics, 2015, no. 3(221), pp. 9—18. DOI: 10.5862/JE.221.1 (rus)
16. Babkin A.V. Methods of evaluating the economic potential of the industrial enterprise. St. Petersburg State Polytechnical University Journal. Economics, 2013, no. 1—2(163), pp. 138—148.
17. Azimov P.H., Babkin A.V. The basic directions of increase of competitiveness of the enterprises of motor transport. St. Petersburg State Polytechnical University Journal. Economics, 2008, no. 5(64), pp. 280—284. (rus)
ЦЗЯН Цзинькэ — аспирант кафедры «Экономический анализ и качество» ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный технический университет».
392000, ул. Советская, д. 106, г. Тамбов, Россия. E-mail: [email protected]
JIANG Jinke — FGBOU VPO «The Tambov state technical university».
392000. Sovetskaya str. 106. Tambov. Russia. E-mail: [email protected]
ТОЛСТОШЕИНА Валерия Андреевна — старший преподаватель кафедры «Экономический анализ и качество» ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный технический университет», кандидат экономических наук.
392000, ул. Советская, д. 106, г. Тамбов, Россия. E-mail: [email protected]
TOLSTOSHEINA Valeria A. — FGBOU VPO «The Tambov state technical university».
392000. Sovetskaya str. 106. Tambov. Russia. E-mail: [email protected]
© Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, 2016