УДК 655.531.4
МЕТОДЫ САМООЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ГИБКОЙ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ
© Борис Иванович ГЕРАСИМОВ
Тамбовский государственный технический университет, г. Тамбов, Российская Федерация, доктор экономических наук, профессор кафедры «Экономический анализ и качество», е-mail: [email protected] © Елена Борисовна ГЕРАСИМОВА Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, Российская Федерация, доктор экономических наук, профессор кафедры «Экономический анализ», е-mail: [email protected]
© Сергей Анатольевич КОЛМЫКОВ Тамбовский государственный технический университет, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономический анализ и качество», е-mail: [email protected] © Юлия Юрьевна ЛУКАШИНА Тамбовский государственный технический университет, г. Тамбов, Российская Федерация, соискатель, кафедра «Экономический анализ и качество», е-mail: [email protected] © Александр Юрьевич СИЗИКИН Тамбовский государственный технический университет, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономический анализ и качество», е-mail: [email protected]
Анализируется результативность системы менеджмента качества (СМК) гибкого предприятия, которая гарантируется результатами самооценки процессов менеджмента качества. Зрелость интегрированной гибкой СМК гибкого предприятия оценивается по результатам самооценки процессов устойчивого управления качеством продукции гибкого предприятия (устойчивое управление процессами «Удовлетворение клиентов»; устойчивое управление процессами «Оценка деловых результатов»; устойчивое управление процессами «Процессы создания ценности»; устойчивое управление процессами «Общее управление»; устойчивое управление процессами «Менеджмент кадров», устойчивое управление процессами «Менеджмент ресурсного потенциала»; устойчивое управление процессами «Удовлетворённость персонала», устойчивое управление процессами «Стратегическое планирование и целеполагание»; устойчивое управление процессами «Оценка внешних эффектов»). Установлено, что принципы проектирования создают поле проектирования интегрированной гибкой СМК предприятия, в котором формируется организационно-экономический механизм проектирования интегрированной гибкой СМК предприятия. Оценка СМК компании как комплексного критерия устойчивого управления качеством продукции осуществлялась по девяти направлениям соответствующих процессов устойчивого управления качеством, при этом каждому направлению соответствует собственный «вес» в условных единицах. Каждое из приведенных направлений, в свою очередь, рассматривается с учетом десяти персонализированных параметров устойчивого управления качеством продукции, при этом интервал значений устанавливается в диапазоне от 0 до 1 балла. Для изучения действенности СМК по каждому направлению устойчивого управления качеством продукции суммируются баллы параметров каждого из рассматриваемых направлений и умножаются на его установленный вес. Оценка действенности процессов устойчивого управления качеством продукции в итоге производится посредством суммирования итоговых оценок девяти направлений. Отображение важности процессов устойчивого управления качеством продукции относительно друг друга в процессе выделения «стартовой» точки развития СМК реализуется с помощью диаграмм Парето.
Ключевые слова: самооценка; результативность; управление качеством; предприятие; интегрированная система менеджмента качества.
Модели и числа важны только тогда, Результативность и зрелость гибкой ин-
когда вы знаете, как их использовать; тегрированной системы менеджмента каче-
сами по себе они бесполезны.
Э. Деминг
ства (СМК) предприятия определяется по
КБЫ 1810-0201. Вестник ТГУ, выпуск 7 (147), 2015
результатам самооценки процессов и процедур менеджмента качества предприятия на базе методологии премии в области качества [1].
Процедура самооценки действенности процессов устойчивого управления качеством продукции и оценки завершенности, целостности интегрированной гибкой СМК компании подтверждена в ходе изучения состояния осуществления производственной деятельности ОАО «Кондитерская фирма «ТАКФ».
Оценка СМК компании как комплексного критерия устойчивого управления качеством продукции осуществлялась по девяти направлениям, при этом каждому направлению соответствует собственный «вес» [1-3]:
1) общее управление - 10;
2) стратегическое планирование и целе-полагание - 8;
3) менеджмент кадров - 9;
4) менеджмент ресурсного потенциала - 8;
5) менеджмент процессов создания ценности - 13;
6) оценка удовлетворенности клиентов - 20;
7) оценка удовлетворенности персонала - 9;
8) оценка внешних эффектов - 6;
9) оценка деловых результатов - 15.
Каждое из приведенных направлений, в свою очередь, рассматривается с учетом десяти персонализированных параметров устойчивого управления качеством продукции, при этом интервал значений устанавливается в диапазоне от 0 до 1 балла. Для изучения действенности СМК по каждому направлению устойчивого управления качеством продукции суммируются баллы параметров каждого из рассматриваемых направлений и умножаются на его установленный вес. Оценка действенности процессов устойчивого управления качеством продукции в итоге производится посредством суммирования итоговых оценок девяти направлений (табл. 1).
Отображение важности процессов устойчивого управления качеством продукции относительно друг друга в процессе выделения «стартовой» точки развития СМК реализуется с помощью диаграмм Парето (рис. 1).
На рис. 2 изображена визуализация поля процессов устойчивого управления качеством с суммарной площадью 905 единиц из потенциально реализуемых 1000, что свидетельствует о весьма высокой устойчивости СМК рассматриваемого предприятия.
Таблица 1
Исходные данные для построения процессов устойчивого управления качеством продукции ОАО «Кондитерская фирма «ТАКФ»
№ Критерий устойчивого управления качеством продукции в порядке убывания важности Важность критерия, баллов Требуемый результат, баллов Полученный результат, баллов Число резервов, усл. ед. Резервы устойчивости нарастающим итогом, усл. ед. Резервы, % Кумулятивный итог резервов, % Действенность СМК, %
6 Оценка удовлетворенности клиентов 20 200 195 5 5 5,25 5,2 97,5
9 Оценка деловых результатов 15 150 150 0 5 0 5,2 100
5 Менеджмент процессов создания ценности 14 140 87,5 52,5 57,5 55,12 60,3 62,5
1 Общее управление 10 100 97,5 2,5 60 2,62 62,9 97,5
3 Менеджмент кадров 9 90 69,75 20,25 80,25 21,26 84,5 77,5
7 Менеджмент ресурсного потенциала 9 90 83,25 6,75 87 7,09 91,6 92,5
4 Оценка удовлетворенности персонала 9 90 87,75 2,25 89,25 2,36 94,0 97,5
2 Стратегическое планирование и целе-полагание 8 80 74,00 6 95,25 6,3 100 92,5
8 Оценка внешних эффектов 6 60 60 0 95,25 0 100 100
ИТОГО 100 1000 904,75 95,25 - 100/100 - 90/90,5
Рис. 1. Диаграмма Парето процессов устойчивого управления качеством модельного предприятия
оценка внешних эффектов
стратегическое планирование
удовлетворение клиентов
удовлетворенность персонала ^
деловые результаты
процессы
создания
ценности
общее управление
менеджмент
ресурсного
потенциала
менеджмент кадров
Рис. 2. Поле устойчивого управления качеством модельного предприятия
Таким образом, улучшение менеджмента качества должно осуществляться на основе следующих принципов: ориентация на потребителя; лидерство руководителя; вовлечение работников; процессный подход; системный подход к менеджменту; постоянное улучшение; принятие решений, основанное на фактах; взаимовыгодные отношения с по-
ставщиками, а основными направлениями развития менеджмента качества являются: интеграция в менеджмент требований стандартов к системе менеджмента качества по отдельным аспектам деятельности, внедрение отраслевых требований к системам менеджмента качества организации, применение лучших управленческих практик.
ISSN 1810-0201. Вестник ТГУ, выпуск 7 (147), 2015
1. Герасимов Б.И., Сизикин А.Ю., Герасимова Е.Б. Управление качеством: проектирование. М., 2013.
2. Герасимов Б.И., Сизикин А.Ю., Герасимова Е.Б. Управление качеством: резервы и механизмы. М., 2014.
3. Герасимова Е.Б., Герасимов Б.И., Сизикин А.Ю. Управление качеством. М., 2014.
1. Gerasimov B.I., Sizikin A.Yu., Gerasimova E.B. Upravlenie kachestvom: proektirovanie. M., 2013.
2. Gerasimov B.I., Sizikin A.Yu., Gerasimova E.B. Upravlenie kachestvom: rezervy i mekhanizmy. M., 2014.
3. Gerasimova E.B., Gerasimov B.I., Sizikin A.Yu. Upravlenie kachestvom. M., 2014.
Поступила в редакцию 25.02.2015 г.
UDC 655.531.4
PRODUCTIVITY SELF-ASSESSMENT METHODS OF THE INTEGRATED FLEXIBLE QUALITY MANAGEMENT SYSTEM OF THE ENTERPRISE
Boris Ivanovich GERASIMOV, Tambov State Technical University, Tambov, Russian Federation, Doctor of Economics, Professor of "Economic Analysis and Quality" Department, e-mail: [email protected]
Elena Borisovna GERASIMOVA, Financial University under the Government of Russian Federation, Moscow, Russian Federation, Doctor of Economics, Professor of Economic Analysis Department, e-mail: [email protected]
Sergey Anatolievich KOLMYKOV, Tambov State Technical University, Tambov, Russian Federation, Candidate of Economics, Associate Professor of "Economic Analysis and Quality" Department, e-mail: [email protected]
YuliaYurievna LUKASHINA, Tambov State Technical University, Tambov, Russian Federation, Competitor, "Economic Analysis and Quality" Department, e-mail: [email protected]
Aleksander Yurievich SIZIKIN, Tambov State Technical University, Tambov, Russian Federation, Candidate of Economics, Associate Professor of "Economic Analysis and Quality" Department, e-mail: [email protected]
Productivity of the quality management system (QMS) of the flexible enterprise which is guaranteed by results of a self-assessment of processes of quality management is analyzed. The maturity of the integrated flexible QMS of the flexible enterprise is estimated by results of a self-assessment of processes of steady product quality control of the flexible enterprise (steady management of processes "Satisfaction of clients"; steady management of processes "Assessment of business results"; steady management of processes "Processes of creation of value"; steady management of processes "General management"; steady management of processes "Management of shots", steady management of processes "Management of resource potential"; steady management of processes "Satisfaction of the personnel", steady management of processes "Strategic planning and goal-setting"; steady management of processes "Assessment of outer effects"). It is established that the principles of design create a field of design of the integrated flexible QMS of the enterprise in which the organizational and economic mechanism of design of the integrated flexible QMS of the enterprise is formed. The assessment of QMS of the company as complex criterion of steady product quality control was carried out in nine directions of the corresponding processes of steady quality management, thus to each direction there corresponds own "weight" in conventional units. Each of the given directions in turn is considered taking into account ten personalized parameters of steady management of quality of production, thus the interval of values is established in the range from 0 to 1 point. For studying of effectiveness of QMS in each direction of steady product quality control points of parameters of each of the considered directions are summarized and multiplied by its established weight. The assessment of effectiveness of processes of steady product quality control as a result is made by means of summation of total estimates of nine directions. Display of importance of processes of steady product quality control relatively each other in the course of allocation of a "starting" point of development of QMS is realized by means of Pareto's charts.
Key words: self-assessment; productivity; quality management; enterprise; integrated quality management system.