УДК 65.018
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕГРИРОВАННЫХ СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ
© Борис Иванович ГЕРАСИМОВ
Тамбовский государственный технический университет, г. Тамбов, Российская Федерация, доктор экономических наук, профессор кафедры «Экономический анализ и качество», е-mail: [email protected].
© Елена Борисовна ГЕРАСИМОВА Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, Российская Федерация, доктор экономических наук, профессор кафедры «Экономический анализ», е-mail: [email protected] © Сергей Анатольевич КОЛМЫКОВ Тамбовский государственный технический университет, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат экономических наук, кафедра «Экономический анализ и качество», е-mail: [email protected] © Юлия Юрьевна ЛУКАШИНА Тамбовский государственный технический университет, г. Тамбов, Российская Федерация, соискатель, кафедра «Экономический анализ и качество», е-mail: [email protected] © Александр Юрьевич СИЗИКИН Тамбовский государственный технический университет, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономический анализ и качество», е-mail: [email protected]
Анализируется процесс следования принципам управления качеством, который обеспечивает выгоды и существенно облегчает управление рисками и затратами. С помощью данных действий, влияющих на общую эффективность предприятия, можно организовать интегрированную систему менеджмента качества, ориентированную на клиентов и покупателей, с помощью определения процессов и систем, которые могут быть максимально четко проанализированы, подвергнуты управлению и улучшены в плане эффективности и результативности, и обеспечения эффективности и результативности управления процессами, тщательности их выполнения, а также анализа и управления данными и показателями для определения достаточного качества деятельности компании. Установлено, что предприятиям и организациям необходимо разработать, документально оформить, внедрить и затем поддерживать в оптимальном рабочем состоянии всю систему управления качеством, постоянно повышать ее эффективность, руководствуясь требованиями актуальных стандартов. Статус высшего менеджмента предприятий, его активное участие и обязательства перед компанией являются ключевыми при разработке, внедрении и сохранении функционирования эффективной и результативной системы управления качеством, при которой возможно получение выгоды всеми заинтересованными сторонами, достижимое путем выявления, поддержания и увеличения удовлетворенности сотрудников, партнеров и потребителей. В рассматриваемом аспекте предприятию необходимо изучить данные различных источников как для оценки качества функционирования в сравнении с планами, целями и иными конкретными задачами, так и для определения секторов, для развития, в т. ч. возможные выгоды для заинтересованных сторон.
Ключевые слова: проектирование; управление качеством; предприятие; интегрированная система менеджмента качества.
Теория может быть сложной. Она может быть простой. Она может быть только догадкой, а догадка может быть неверной. Мы учимся путем подтверждения или изменения нашей теории, может быть даже полностью отвергая ее и начиная все с начала.
Э. Деминг
Планомерное следование принципам управления качеством обеспечивает не только
очевидные на данный момент выгоды, но и существенно облегчает управление рисками и затратами. Соображения и следующие за ними действия, коррелирующие с прибылями и управлением затратами и рисками, крайне важны для компании, ее потребителей и прочих заинтересованных участников данного сегмента рынка. С помощью данных дей-
ствий, влияющих на общую эффективность предприятия, можно корректировать [1]:
- уровень клиентского доверия;
- количество повторных обращений за квалифицированными консультациями;
- увеличение доли в данном сегменте рынка;
- оперативную реакцию при изменении ситуации в данном сегменте рынка;
- количество циклов использования и эффективной переработки ресурсов;
- планирование последовательности процессов, позволяющей достигнуть наилучших результатов;
- повышение конкурентоспособности через увеличение возможностей компании;
- мотивацию и понимание сотрудников касательно задач и целей компании, стремление сотрудников к планомерному совершенствованию;
- уверенность партнеров и работников в эффективности и результативности компании, которые подтверждаются репутацией, финансовыми документами, социальными благами;
- уровень создаваемой выгоды как для компании, так и для ее партнеров с помощью оптимизации ресурсов и затрат, за счет скорости и гибкости общей реакции на трансформации в целевом сегменте рынка.
Высшему звену руководства компании следует организовать структуру, ориентированную на клиентов и покупателей, с помощью:
а) определения процессов и систем, которые могут быть максимально четко проанализированы, подвергнуты управлению и улучшены в плане эффективности и результативности;
б) обеспечения эффективности и результативности управления процессами, тщательности их выполнения, а также анализа и управления данными и показателями для определения достаточного качества деятельности компании [2; 3].
Примерами действий по формированию ориентированной на клиента компании являются:
- накопление, анализ и использование сведений о процессах на регулярной основе;
- выявление и всесторонняя поддержка процессов, улучшающих деятельность компании;
- использование наиболее эффективных методик при оценке улучшения качества процессов, например, анализ и самооценка и со стороны высшего управления;
- стремление к постоянному улучшению.
Компании необходимо разработать, документально оформить, внедрить и затем поддерживать в оптимальном рабочем состоянии всю систему управления качеством, постоянно повышать ее эффективность, руководствуясь требованиями актуальных стандартов.
Управляющему звену компании необходимо:
а) определять необходимые для системы управления качеством процессы, внедрять их применение во всей компании;
б) определять взаимодействие и последовательность данных процессов;
в) определять методы и критерии, имеющие существенное значение для обеспечения эффективности при управлении процессами и их осуществлении;
г) гарантировать наличие информации и ресурсов, требуемых для отслеживания процессов и их поддержки;
д) обеспечивать контроль, измерение параметров процессов и их анализ;
е) осуществлять меры, обеспечивающие достижение плановых результатов и дальнейших улучшений процессов. Компания должна управлять данными процессами, руководствуясь требованиями актуального стандарта.
Статус высшего управляющего звена, его активное участие и обязательства перед компанией являются ключевыми при разработке, внедрении и сохранении функционирования эффективной и результативной системы управления качеством, при которой возможно получение выгоды всеми заинтересованными сторонами, достижимое путем выявления, поддержания и увеличения удовлетворенности сотрудников, партнеров и потребителей.
Задачи высшего руководства заключаются в рассмотрении следующих мер:
- составление прогноза, стратегических и тактических целей, исходящих из назначения деятельности компании;
- демонстрация методов управления, ведущих к повышению доверия персонала, на собственном примере;
- регулярное осведомление персонала об актуальных изменениях в направлениях деятельности компании, о ценностях, связанных с системой управления качеством;
- деятельное участие в проектах разработки новой продукции и в поисках новых методов улучшения качества процессов;
- гарантированная обратная связь по эффективности и результативности системы управления качеством;
- выявление процессов, наиболее увеличивающих ценность продукции в интересах компании;
- выявление второстепенных процессов, оказывающих влияние на эффективность и результативность основных процессов при производстве и потреблении продукта;
- создание рабочей атмосферы, благоприятствующей вовлечению и самосовершенствованию сотрудников компании;
- формирование и поддержка организационной структуры, а также предоставление ресурсов, необходимых для реализации стратегических планов компании [4].
Высшему звену управления необходимо утвердить методы измерения эффективности деятельности компании для установления уровня достижения запланированных целей, которые включают в себя, как правило:
- фиксирование финансовых результатов;
- фиксирование конечных показателей по каждому процессу во всей компании;
- измерение внешних показателей, например, сравнение с наилучшими показателями других компаний, оценка деятельности независимой стороной;
- оценку и повышение уровня заинтересованности и удовлетворенности сотрудников компании, конечных потребителей и прочих сторон;
- анализ восприятия качества поставляемой продукции конечными потребителями и промежуточными заинтересованными сторонами;
- определение и измерение прочих показателей успешности, необходимых для эффективного функционирования компании.
Решения по совершенствованию целей создания ценности должны базироваться на всестороннем изучении полученной в ходе проводимых измерений информации и данных, полученных согласно требованиям дан-
ного стандарта. В рассматриваемом аспекте предприятию необходимо изучить данные различных источников как для оценки функционирования в сравнении с планами, целями и иными конкретными задачами, так и для определения секторов для развития, в т. ч. возможные выгоды для заинтересованных сторон.
Решения, базирующиеся на подтвержденных данных, требуют результативных и эффективных действий, таких как:
- практическое использование утвержденных методов изучения;
- практическое использование соответствующих статистических методов;
- принятие решений и мер, базирующихся на результатах логического анализа, уравновешивающего опыт и интуицию [5].
Изучение полученной информации может содействовать определению источников существующих возможных проблем и, как следствие, способствовать принятию решений по корректирующим и предупреждающим действиям, необходимым для совершенствования.
Для успешной оценки высшим менеджментом деятельности предприятия в целом требуется обобщить и изучить данные и информацию, полученные от всех подразделений предприятия. Деятельность предприятия в целом необходимо представлять в форме, пригодной для потребления различными уровнями менеджмента.
Результаты данного исследования могут быть реализованы предприятием для выявления:
- трендов;
- уровня лояльности потребителей;
- уровня лояльности других заинтересованных субъектов;
- результативности и эффективности процессов;
- вклада подрядчиков;
- полноценной реализации целей по совершенствованию функционирования;
- экономических аспектов качества, финансовых и рыночных показателей;
- сравнимости своего функционирования с ведущими мировыми практиками;
- собственных конкурентных преимуществ.
1. Герасимова Е.Б., Герасимов Б.И., Сизикин А.Ю. Управление качеством. М., 2014.
2. Клевлин А.М., Моисеева Н.К. Организация гармоничного производства. М., 2003.
3. Вумек Дж.П., Джонс Д.Т. Бережливое производство. М., 2004.
4. Процессный подход в стандартах ИСО серии 9000 и на практике / колл. авт. под общ. ред. Г.Е. Герасимовой. М., 2006.
5. Сизикин А.Ю., Герасимов Б.И. Информационная система менеджмента качества предприятия (организации) // Глобальный научный потенциал. 2013. № 8 (29). С. 97-99.
1. Gerasimova E.B., Gerasimov B.I., Sizikin A.Yu. Upravlenie kachestvom. M., 2014.
2. Klevlin A.M., Moiseeva N.K. Organizatsiya gar-monichnogo proizvodstva. M., 2003.
3. Vumek Dzh.P., Dzhons D.T. Berezhlivoe proizvodstvo. M., 2004.
4. Protsessnyy podkhod v standartakh ISO serii 9000 i na praktike / koll. avt. pod obshch. red. G.E. Gerasimovoy. M., 2006.
5. Sizikin A.Yu., Gerasimov B.I. Informatsionnaya sistema menedzhmenta kachestva predpriyatiya (organizatsii) // Global'nyy nauchnyy potentsial. 2013. № 8 (29). S. 97-99.
Поступила в редакцию 24.01.2015 г.
UDC 65.018
SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL BASEMENTS OF DEVELOPMENT OF INTEGRATED SYSTEMS OF MANAGEMENT OF QUALITY OF ENTERPRISES AND ORGANIZATIONS
Boris Ivanovich GERASIMOV, Tambov State Technical University, Tambov, Russian Federation, Doctor of Economics, Professor of "Economic Analysis and Quality" Department, e-mail: [email protected]
Elena Borisovna GERASIMOVA, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russian Federation, Doctor of Economics, Professor of Economic Analysis Department, e-mail: [email protected]
Sergey Anatolyevich KOLMYKOV, Tambov State Technical University, Tambov, Russian Federation, Candidate of Economics, "Economic Analysis and Quality" Department, e-mail: [email protected]
Yulia Yurevna LUKASHINA, Tambov State Technical University, Tambov, Russian Federation, Competitor, "Economic Analysis and Quality" Department, e-mail: [email protected]
Alexander Yuryevich SIZIKIN, Tambov State Technical University, Tambov, Russian Federation, Candidate of Economics, Associate Professor of "Economic Analysis and Quality" Department, e-mail: [email protected].
Process of following to the principles of quality management which provides benefits and significantly facilitates risk management and expenses is analyzed. By means of these actions influencing overall effectiveness of the enterprise it is possible to organize the integrated system of management of quality focused on clients and buyers by means of definition of processes and systems which can be most accurately analyzed, subjected to management and are improved in respect of efficiency and productivity and ensuring efficiency and productivity of management of processes, care of their performance, and also the analysis and data control and indicators for determination of sufficient quality of activity of the company. It is established that the enterprises and the organizations need to develop, documentary issue, introduce and then to support all control system of quality in an optimum working condition, constantly to increase its efficiency, being guided by requirements of actual standards. The status of the highest management of the enterprises, its active participation and obligations to the company are keys during the developing, introduction and preservation of functioning of an effective and productive control system of quality at which obtaining benefit by all interested parties, achievable by identification, maintenance and increase in satisfaction of employees, partners and consumers is possible. In the considered aspect the enterprise needs to study data of various sources as for an assessment of quality of functioning in comparison with plans, the purposes and other specific objectives, and definitions of sectors for development, including possible benefits for interested parties. Key words: design; quality management; the enterprise; the integrated quality management system.