УДК 65.018 doi: 10.20310/1819-8813-2016-11-11-99-104
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К КАЧЕСТВУ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
ЦЗЯН ЦЗИНЬКЭ
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный технический университет», г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
ЗЛОБИНА НАТАЛЬЯ ВАСИЛЬЕВНА ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный технический университет», г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
Анализируется эффективность функционирования системы стратегического менеджмента организации, которая развивается методами и инструментами менеджмента качества. Анализ управления качеством организации выявил из множества понятий и терминов «качество» сущность, структуру, признаки классификации и направления развития концепта «качество». Изучение экономики основывается на анализе конкурентных отношений, уровня образования, высоко квалифицированности персонала и т. д. Выявлено, что для процветания и стабильности организации, руководству необходимо отвечать требованиям потребителей и поддерживать благоприятную атмосферу в коллективе, а также регулярно следить за изменениями во внешней среде. Система управления предприятия характеризуется как взаимодействие организационной структуры, процессов, ресурсов, мероприятий, которые необходимы для того, чтобы продукция соответствовала конкретным требованиям к качеству. Внешняя среда характеризуется факторами воздействия за пределами предприятия. Изучение внешней среды позволяет организации приспособиться к изменяющимся условиям, что обеспечивает высокую конкурентоспособность и эффективную деятельность компании. Внутренняя среда характеризуется совокупностью элементов, которые определяют степень взаимодействия предприятия с внешней средой. Современное повышение качества управления организацией обязано находится в основе всеобщего менеджмента качества - это непрерывное повышение качества всех процессов на предприятии. Формирование и развитие организационно-экономического механизма повышения конкурентоспособности организации позволяет разрабатывать оперативный план мероприятий, направленный на повышение качества продукции. Оценка конкурентоспособности по стратегическим показателям позволяет ставить конкретные задачи по укреплению конкурентного потенциала компании на дальнейшую перспективу. Выявлено, что система менеджмента качества направлена на достижение следующих задач: улучшение качества товаров; увеличение роста удовлетворенности потребителей; повышение конкурентоспособности; поддержание устойчивого психологического климата в коллективе.
Ключевые слова: управление, качество, организация, система менеджмента качества
Управление организацией - непрерывный процесс влияния на производительность труда работника, группы или организации в целом для достижения поставленной цели. Система менеджмента включает в себя совокупность всех служб организации, всех подсистем и коммуникаций между ними, а также процессов, обеспечивающих заданное функционирование организации [1].
Качество управления организацией или, иными словами, система менеджмента качества (СМК) характеризуется совокупностью функций и методов управления качеством, а также реализующего их персонала, который объединен в форме организационной структуры. Система управления качеством появилась с возникновением деятельности по управлению качеством продукции. Высокая кон-
куренция вынуждала организации перейти от отдельных элементов управления качеством к единой системе управления, с учетом всех факторов, которые влияют на качество [2].
Во многом система управления качеством зависит от изменений во внутренней и внешней среде. Данный факт определяется тем, что взаимодействие процессов, происходящих во внутренней среде предприятия, отражаются на системе управления качеством. Внутренняя среда организации пронизана организационной структурой, которая выполняет свою работу, касаемо управления, планирования и продажи необходимой продукции. Успешное процветание предприятия во многом отражается в устойчивом психологическом климате в коллективе, а также в сплоченности и ответст-
JIANG JING KE, N. V. ZLOBINA
венности персонала, который должен всегда быть мотивирован со стороны высшего руководства [3].
В настоящее время в условиях жесткой конкуренции предприятия стремятся объединиться в единую систему управления, учитывая при этом факторы, которые могут повлиять на качество. Большинство предприятий создают систему качества, опираясь на внешнюю мотивацию. Каждое предприятие надеется на преимущества в конкурентной борьбе, а также стремится укрепить свои позиции на рынке. Поэтому для достижения поставленных целей им необходимо учитывать воздействие как внешних, так и внутренних факторов [4].
Внешняя среда характеризуется факторами воздействия за пределами предприятия. Изучение внешней среды позволяет организации приспособиться к изменяющимся условиям, что обеспечивает высокую конкурентоспособность и эффективную деятельность компании.
Система управления качеством, в которой отсутствуют экономические факторы повышения качества, не будет эффективной, так как организационными мерами обеспечить конкурентоспособность продукции невозможно. Рассматривая специфику экономического роста в наше время, следует упомянуть о том, что персонал должен быть высококвалифицированным и образованным. Таким образом, следует отметить, что качественная продукция должна быть экономически выгодной для производителя, иметь конкурентоспособную цену, а также удовлетворять запросам потребителей.
Социальные и культурные факторы оказывают значительное влияние практически на все предприятия. К основным социально-культурным факторам относится: отношение к качеству товаров или услуг; покупательские привычки; располагаемый доход; социальное благосостояние; образовательные стандарты и т. д.
Социокультурные факторы формируют отношение потребителей к продукции или услугам, которые предлагаются им различными производителями. Кроме того, данный фактор включает в себя духовные ценности, социальные правила, отношение потребителей к качеству обслуживающего персонала и многое другое. Учет социально-культурного фактора очень важен для организации, потому что он оказывает значительное воздействие, как на макросреду, так и на микросреду предприятия. Что касаемо факторов культурной среды, то о них следует упомянуть то, что данные факторы воздействуют на психологию рабочей среды, формируют атмосферу согласия и взаимопонимания. Именно уютная атмосфера в рабочей среде и духовное равновесие персонала значитель-
но улучшит показатели прибыли в компании, а также положительно скажется на системе управления качеством на предприятии [5].
Для любого предприятия очень важна политическая стабильность в обществе, потому что от этого может зависеть уровень притока инвестиций и другого рода ресурсов. Отношение властей к деятельности предприятий выражается в установлении льгот или пошлин, а данные установки могут способствовать развитию деятельности предприятия или же наоборот его вытеснению. Также очень эффективно для предприятия, когда руководство осуществляет давление на органы государственной власти, в целях понижения налога.
Не менее весомое значение имеют международные факторы, которые играют важную роль для планирования деятельности предприятия. При помощи данного фактора компания может использовать более качественные ресурсы и материалы из других стран, а также применять более модернизированные иностранные технологии. Данный фактор значительно улучшает систему правления качеством на предприятии.
Микросреда характеризуется элементами, которые окружают предприятие. К элементам микросреды относятся: потребители; конкуренты; поставщики; рынок труда. Потребителями являются потенциальные клиенты или покупатели. Особое влияние покупатели оказывают на производство по линии качества товаров или услуг, потому что качество является характеристикой потребительской стоимости товара и его способности удовлетворять запросы потребителей.
Поставщики оказывают прямое воздействие на предприятие, потому что они являются собственниками природных или материальных ресурсов. Для каждой организации имеет большое значение, чтобы поставка не была сорвана, а ресурсы были доставлены в точно определенный срок.
Следует упомянуть и о внутренней среде предприятия, так как влияние данной среды на систему управления качеством также очень весомо, как и влияние внешней среды. Внутренняя среда характеризуется совокупностью элементов, которые определяют степень взаимодействия предприятия с внешней средой.
Применение СМК обеспечивает организации определенные выгоды, а также снижение степени затрат и рисков, что очень важно как для предприятия, так и для потребителя. При наличии современных технологий, а также высококвалифицированного персонала, повышается стабильность качества всех выпускаемых товаров или услуг. Данная система является дополнительной гарантией
качества для заказчиков, большинство из которых проверяют систему качества у поставщиков, конечные результаты которой могут оказать сильное влияние на заключение договоров или контрактов [6]. Но проблема обеспечения высокого качества является сложной задачей для менеджеров, которые отвечают за все процессы, которые происходят внутри организации.
Высшее руководство организации отвечает за управление в области качества, а также за выбор сотрудников с учетом возможности удовлетворения требований руководителей [7; 8]:
- обеспечение нормальных условий работы;
- вовлечение персонала в решение проблем качества продукции;
- обучение персонала вопросам в области качества;
- увеличение рабочих навыков и соответствующих знаний.
В ответственности высшего руководства также лежит создание благоприятной обстановки, с целью вовлечения работников, а также эффективной работе системы управления качеством на предприятии. Высшее руководство назначает представителя из состава руководства предприятия, в обязанности которого будет входить [9]:
- поддержание в рабочем состоянии процессов, относящихся к системе управления качеством;
- предоставление высшему руководству отчетов о необходимости улучшения системы управления качеством.
Рассмотрим качество управления организацией с позиции методологии точности, надежности и быстродействия ее СМК [10]. Идентификация точности, надежности и быстродействия формирования и развития СМК по признаку ее соответствия концепции 6М модели организации формирует шесть подсистем СМК (рис. 1).
Рис. 1. Структура СМК
М1 - подсистема, обеспечивающая качество сырья; М2 - подсистема, обеспечивающая качество машин и оборудования; М3 - подсистема, обеспечивающая качество персонала; М4 - подсистема, обеспечивающая качество процессов управления СМК; М5 - подсистема, обеспечивающая качество процессов метрологии, стандартизации и оценке соответствия; М6 -подсистема, обеспечивающая качество окружающей среды
Система регуляторов, обеспечивающая управляемость СМК классифицируется на две группы: институциональные и рыночные, причем выбор конкретных регуляторов производится по их соответствию миссии, видению и кредо гибкой СМК (рис. 2).
Надежность моделей качества организации обеспечивает безотказность жизненного цикла предприятия как системы и жизненных циклов ее структурных подсистем, находящихся в комплементарном взаимодействии. Надежность моделей качества организации обеспечивает гибкость организации и гибкость СМК. Таким образом, точность, надежность и быстродействие процессов функционального качества продукции обеспечивают стандарты: формальные (собственно стандарты) и неформальные (институциональные требования) [11]. Не менее весомое влияние на сис-
тему управления предприятия оказывает внешняя среда. Внешние факторы являются не предсказуемыми по своему влиянию, поэтому необходимо всегда учитывать и следить за экономическими, политическими и международными событиями в мире [12].
Система управления предприятия характеризуется как взаимодействие организационной структуры, процессов, ресурсов, мероприятий, которые необходимы для того, чтобы продукция соответствовала конкретным требованиям к качеству [13]. Современное повышение качества управления организацией обязано находится в основе всеобщего менеджмента качества - это непрерывное повышение качества всех процессов на предприятии. В таких условиях лишь гибкие организации могут гарантировать управление качеством на основе интегрированных систем менеджмента качества.
ЛАШ Л^ КЕ, N. V. ZLOBINA
Рис. 2. Классификация системы регуляторов СМК организации
Установлено, что СМК, не смотря на индивидуальные особенности организации, направлена на достижение следующих задач: улучшение качества товаров; увеличение роста удовлетворенности потребителей; повышение конкурентоспособности; поддержание устойчивого психологического климата в коллективе.
Литература
1. Тен В. В., Злобина Н. В., Сизикин А. Ю. От качества менеджмента к менеджменту качества // Вестник ТГТУ. 2014. Т. 20. № 3. С. 594-598.
2. Вумек Джеймс П., Джонс Дэниел Т. Бережливое производство. М.: Альпина Бизнес Букс, 2004.
3. Герасимов Б. И., Попова Г. Л. Качество системного анализа: понятие и характеристики // Экономический анализ: теория и практика, 2011. Вып. 23 (230). С. 18-22.
4. Мищенко Е. С., Пономарев С. В. Проектирование, формирование, внедрение и практическое использование системы менеджмента качества в образовательной организации. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2009.
5. Терехин С. Е. Этапы формирования процесс-но-ориентированной системы менеджмента качества в
кредитной организации // Современная экономика: проблемы и решения. 2012. № 10. С. 83-93.
6. Квалиметрия и управление качеством. Инструменты управления качеством / С. В. Пономарев, С. В. Мищенко, Б. И. Герасимов, А. В. Трофимов. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2005.
7. Официальный сайт Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстан-дарт). URL: http://www.gost.ru
8. Щукин О. С. Самооценка деятельности организации по центрированной модели: концептуально-методологические основы адаптивного подхода: монография. Воронеж: Воронежский государственный университет, 2007.
9. Салимова Т. А., Еналеева Ю. Р. Самооценка деятельности организации. М.: Академический Проект, 2006.
10. Окрепилов В. В. Применение суперкомпьютерных технологий для прогнозирования параметров качества жизни населения // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки № 3 (221) 2015.
11. Тен В. В., Злобина Н. В., Сизикин А. Ю. Концептуальные основы самооценки системы менеджмента предприятий и организаций // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В. И.Вернадского. 2014. № 3 (53). С. 119-124.
12. Бабкин А. В. Методы оценки экономического потенциала промышленного предприятия // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2013. № 1-2 (163). С. 138-148.
13. Бабкин А. В., Азимов П. Х. Основные направления повышения конкурентоспособности предприятий автомобильного транспорта // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Серия Экономические науки. 2008. № 5 (64). С. 280-284.
References
1. Ten V. V., Zlobina N. V., Sizikin A. Yu. Ot kachestva menedzhmenta k menedzhmentu kachestva [From quality of management to management of quality] // Vest-nik TGTU. 2014. T. 20. № 3. S. 594-598.
2. Vumek Dzhejms P., Dzhons Deniel T. Berezhli-voe proizvodstvo [Lean manufacturing]. M.: Al'pina Biznes Buks, 2004.
3. Gerasimov B. I., Popova G. L. Kachestvo sistem-nogo analiza: ponyatie i harakteristiki [Quality of Systems Analysis: concept and characteristics] // Ekonomicheskij analiz: teoriya i praktika. 2011. 23 (230) iyun. S. 18-22.
4. Mishchenko E. S., Ponomaryov S. V. Proektirova-nie, formirovanie, vnedrenie i prakticheskoe ispol'zovanie sistemy menedzhmenta kachestva v obrazovatel'noj organi-zacii [Design, creation, implementation and practical application of quality management systems in educational organizations]. Tambov.: Izd-vo Tamb. gos. tekhn. un-ta, 2009.
5. Teryohin S. E. Etapy formirovaniya processno-orientirovannoj sistemy menedzhmenta kachestva v kreditnoj organizacii [Stages formation of process-oriented quality management system in the credit institution] // Sovremennaya ekonomika: problemy i resheniya. 2012. № 10. S. 83-93.
6. Kvalimetriya i upravlenie kachestvom. Instrumen-ty upravleniya kachestvom: Uchebnoe posobie [Qualime-try and quality management. Quality Management Tools: A Tutorial] / S.V. Ponomaryov, S.V. Mishchenko, B.I. Gerasimov, A.V. Trofimov. Tambov: Izd-vo Tamb. gos. tekhn. un-ta, 2005.
7. Oficial'nyj sajt Federal'nogo agentstva po tekhni-cheskomu regulirovaniyu i metrologii (Rosstandart) [The official website for the Federal Agency for Technical Regulation and Metrology]: URL: http://www.gost.ru.
8. Shchukin O. S. Samoocenka deyatel'nosti organizacii po centrirovannoj modeli: konceptual'no-metodologicheskie osnovy adaptivnogo podhoda: mono-grafiya [Self-assessment of the organization's activities centered models: conceptual and methodological basis for an adaptive approach: Monograph]. Voronezh: Voro-nezhskij gosudarstvennyj universitet, 2007.
9. Salimova T. A., Enaleeva YU. R. Samoocenka deyatel'nosti organizacii [Self-assessment of the organization: the manual] M.: Akademicheskij Proekt, 2006.
10. Okrepilov V. V. Primenenie superkomp'yuternyh tekhnologij dlya prognozirovaniya parametrov kachestva zhizni naseleniya [Application of supercomputer technologies to predict the quality parameters of life the population] // Nauchno-tekhnicheskie vedomosti SPbGPU. Eko-nomicheskie nauki. № 3 (221) 2015.
11. Ten V. V., Zlobina N. V., Sizikin A. Yu. Koncep-tual'nye osnovy samoocenki sistemy menedzhmenta pred-priyatij i organizacij [Conceptual Framework of Self-Assessment of Management Systems of Enterprises and Organizations] // Voprosy sovremennoj nauki i praktiki. Universitet im. V. I.Vernadskogo. 2014. № 3 (53). 2014. S. 119-124.
12. Babkin A. V. Metody ocenki ekonomicheskogo potenciala promyshlennogo predpriyatiya [Conceptual bases of system self-management of enterprises and organizations] // Nauchno-tekhnicheskie vedomosti Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo politekhnicheskogo universiteta. Ekonomicheskie nauki. 2013. № 1-2. (163). S. 138-148.
13. Babkin A. V., Azimov P. H. Osnovnye napravle-niya povysheniya konkurentosposobnosti predpriyatij av-tomobil'nogo transporta [The main directions of improving the competitiveness of road transport companies] // Nauchno-tekhnicheskie vedomosti SPbGPU. Seriya Ekonomicheskie nauki. 2008. № 5 (64). S. 280-284.
* * *
MODERN APPROACHES TO QUALITY MANAGEMENT ORGANIZATION
JIANG JING KE Tambov State Technical University Tambov, Russian Federation, e-mail: [email protected]
ZLOBINA NATALYA VASILYEVNA Tambov State Technical University Tambov, Russian Federation, e-mail: [email protected]
We analyze the efficiency of the strategic management system of the organization, which develops methods and tools of quality management Analysis of the management quality identified from a variety of concepts and terms «quality» of the essence, structure, classification of signs and directions of development the concept of
JIANG JING KE, N. V. ZLOBINA
«quality». Studying economy based on the analysis of competitive relationships, the education level, and high qualification of the personnel.etc. It was revealed that for the prosperity and stability of the organization, management needs to meet the requirements of consumers and to maintain a good atmosphere in the team, as well as to regularly monitor the changes in the external environment. Enterprise management system is characterized by as an interaction of the organizational structure, processes, resources, activities that are necessary to ensure that the products conform to the specific quality requirements. The environment is characterized by the impact of factors outside the enterprise. Studying the external environment, allows an organization to adapt to changing conditions, that ensuring high competitiveness and efficiency of the company. The internal environment is characterized by a set of elements that define the degree of enterprise interaction with the environment. The current improving in the management quality of organization is obliged located on based total quality management; it is a continuous improvement of the quality of all processes in the enterprise. Forming and development organizational and economic mechanism of increase competitiveness the organization allows the development of an operational plan of activities aimed at improving the quality of products. Evaluation of competitiveness for strategic indicators allows setting specific objectives to strengthen the company's competitive potential in the long term. It was found that the management system of quality aims to achieving the following objectives: improving the quality of goods; an increase in the growth of customer satisfaction; increasing competitiveness; maintaining sustainable and psychological atmosphere in the team.
Key words: management, quality, organization, management system of quality