Научная статья на тему 'Вербализация образа языка в творчестве современных поэтов-авангардистов'

Вербализация образа языка в творчестве современных поэтов-авангардистов Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
113
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯЗЫК / ПОЭТ / ЗВУК / СЛОВО / РЕЧЬ / ТЕКСТ / LANGUAGE / POET / SOUND / WORD / SPEECH / TEXT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Бугакова Н.Б.

В статье анализируется специфика восприятия поэтами-авангардистами окружающей действительности; рассматриваются особенности творчества поэтов исследуемого направления; говорится о том, что в творчестве исследуемых поэтов язык и его единицы оживают, обретают способность передавать психологическое состояние лирического героя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Бугакова Н.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Verbalization of the image of language in PIECEs by modern avant-garde poets

In the article we analyze specific character of reality perception by modern avant-garde poets and consider main traits of the given poetic trend. It is emphasized that in the sited pieces language and its units come alive and get the ability to express psychological state of the lyrical hero.

Текст научной работы на тему «Вербализация образа языка в творчестве современных поэтов-авангардистов»

УДК 801.3 -643 (281.9)

Воронежский государственный архитектурно-строительный университет канд. филол. наук, доц. кафедры русского языка и межкультурной коммуникации

Бугакова Н.Б.

Россия, г. Воронеж, тел. + 7(473)271-50-48; e-mail: ya_witch@mail.ru

Voronezh State University of Architecture

and Civil Engineering

The chair of Russian language and cross-

cultural communication,

PhD, associate professor

Bugakova N.B.

Russia, Voronezh, +7(473) 271-50-48; e-mail: ya_witch@mail.ru

Н.Б. Бугакова

ВЕРБАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗА ЯЗЫКА В ТВОРЧЕСТВЕ СОВРЕМЕННЫХ

ПОЭТОВ-АВАНГАРДИСТОВ

В статье анализируется специфика восприятия поэтами-авангардистами окружающей действительности; рассматриваются особенности творчества поэтов исследуемого направления; говорится о том, что в творчестве исследуемых поэтов язык и его единицы оживают, обретают способность передавать психологическое состояние лирического героя.

Ключевые слова: язык, поэт, звук, слово, речь, текст.

N.B. Bugakova

VERBALIZATION OF THE IMAGE OF LANGUAGE IN PIECES BY MODERN AVANT-GARDE POETS

In the article we analyze specific character of reality perception by modern avant-garde poets and consider main traits of the given poetic trend. It is emphasized that in the sited pieces language and its units come alive and get the ability to express psychological state of the lyrical hero.

Key words: language, poet, sound, word, speech, text.

Известно большое количество случаев обращения поэтов и писателей к образу языка [4; с. 35] и использования ими в своих произведениях различных лингвистических терминов.

Задачей данного исследования является рассмотрение поэтической интерпретации элементов языковой системы. Творчеству поэтов-авангардистов уделено особое внимание по причине специфики их восприятия.

В исследованиях, посвященных языку художественных произведений, а также в работах лексикографического характера неоднократно отмечалось, что писатели часто обращаются к семантизации слов [4; с. 36], ив тексте можно найти интересные образ-

© Бугакова Н.Б., 2015

цы толкования лексических и фразелогических единиц.

«Толкования слов выполняют, прежде всего, метаязыковую функцию, в художественном произведении выступают как «метатекст в тексте», обращенный непосредственно к читателю. Они носят прагматический характер: сообщают читателю необходимые сведения, способствуют созданию у него добавочных ассоциаций, важных для автора, устанавливают общий для отправителя текста и его адресата код» [3; с. 64].

Наиболее часто в художественном тексте подвергаются семантизации лексические единицы, которые содержат элемент новизны для читателя или допускают возможность различного толкования их смысла. Но, наряду с этими лексическими единицами, семантизации в художественном тексте могут подвергаться также и широкоупотребительные слова. Толкование слова в произведении играет важную роль в создании образной системы произведения, в организации его структуры.

Особенно ярко это проявляется в поэзии конца 20-го в., поскольку лирика 1990-х гг. была лишена ораторского и публицистического начал. Появление этой поэзии вызвало дискуссию о праве поэта быть «непонятным» читателю. Эти поэты называли себя авангардистами и метафористами, подчеркивая тем самым свое активное противостояние не только официальной, но и традиционной эстетике в целом.

Исчезновение реальности и превращение мира в хаос одновременно сопутствующих и накладывающихся друг на друга текстов, мифов, взаимно уничтожающих и заглушающих друг друга, для постмодернистов стало точкой отсчета. Однако из этой точки исходят различные векторы литературной эволюции.

Во-первых, это концептуализм, или соц-арт. Это течение последовательно расширяет постмодернистскую картину мира, вовлекая все новые и новые культурные языки. Сплетая и сопоставляя авторитетные языки с маргинальными, священные - с профанны-ми, официозные с бунтарскими, оно обнажает близость различных мифов культурного сознания, одинаково разрушающих реальность, подменяющих ее набором фикций и в то же время навязывающих читателю свое представление о мире, правде, идеале. Концептуализм преимущественно ориентирован на переосмысление языков власти. В литературе он представлен такими авторами, как Д. Пригов, В. Сорокин, Л. Рубинштейн.

Во-вторых, это течение, которое можно определить как необарокко. Исследователи, сопоставляющие барокко и постмодернизм, обращают внимание прежде всего на то, что барокко воспринимает мир как текст, вещь как знак.

Для необарокко характерны:

1) эстетика повторений (Т. Кибиров);

2) эстетика избытка - эксперименты по растяжимости границ (И. Бродский);

3) перенос акцента с целого на деталь или фрагмент (Т.Толстая);

4) хаотичность, прерывистость, нерегулярность (С. Соколов).

Данное исследование посвящено рассмотрению интерпретации элементов языковой системы в текстах поэтов-авангардистов с учетом специфики их восприятия.

Для анализа отобранные примеры были разбиты на несколько групп, в первой из них речь пойдет о звуках:

1. Но ведь был же, Миша, знак,

Был же звук! И бедный слух

Напрягая, замираем [2; с. 95].

Так отражает поэт в своем творчестве изменения, происходящие в нашей жизни, тенденцию к тому, что приходится напрягаться, чтобы понять что-то элементарное.

Поэт наделяет звук способностью зачаровывать: В его руках «Спидола» именная Награда за любимый с детства труд.

Волшебным звукам трепетно внимая, ему вослед животные идут [1; с. 46].

Звук способен очищать окружающую среду: Шум все тише, звук все ближе, Воздух чище, чище, чище! [2; с. 152].

2. Во второй группе собраны примеры использования авторами такой единицы языка, как буква.

Буквы в творчестве поэтов-авангардистов более значимы, чем люди:

О, подними глаза, о, дай мне имя! О, дай мне жить, не оставляй меня! Меж буковками умными твоими Заметь меня и пожалей меня! [2; с. 112].

3. Третья группа посвящена слову - важнейшей единице языка.

Слова в исследуемых текстах способны быть суровыми мучителями:

И в этот миг сверкнет багрово Во тьме кромешной и густой Мое мучительное слово Своей кромешной наготой [1; с. 45].

Служат орудием пищущего, говорящего:

Ведь и вправду страны не знаю, Где б так вольно было писать, Где слово, в потемках сгорая, Способно еще убивать... [2; с. 420].

При этом могут погибнуть сами: И кверху брюхом, друг сердечный, Плывут заветные слова [2; с. 243].

И в таком случае гибель слова равна смерти близкого человека:

Тогда я спою тебе, ангел мой бедный, О том, как лепечет листва, Как пахнет шиповник во мгле предрассветной, Как ветхие гаснут слова... [2; с. 313].

4. Важная роль отводится в исследуемых текстах речи в целом, по мнению поэтов-авангардистов, она обеспечивает человеческое существование:

Сделать жизнь членораздельной Только речь еще и может [2; с. 403].

Таким образом, поэты работают со словом и над словом, борются за него, уводят в мир прошлого, думают и заботятся о будущем. В поэтическом творчестве нашел отражение довольно широкий и разнообразный круг языковой проблематики, прежде всего -глубокое и многообразное понимание языка, его роли в жизни людей, его функций, его значения как основы национальной культуры и национального самосознания. Язык и его единицы в поэтическом мире оживают, начинают существовать отдельно от говорящего, обретают способность передавать психологическое состояние лирического героя.

Библиографический список

1. Иртеньев И. Вертикальный срез / И. Иртеньев. М.: Советский писатель, 1990. 93 с.

2. Кибиров Т.Ю. Кто куда - а я в Россию / Т.Ю. Кибиров. М.: Время, 2001. 512 с.

3. Николина Н.А. Семантизация слов и ее функции в художественном тексте / Н.А. Николина. М.: Наука, 1987. С. 64.

4. Подвигина Н.Б. Индивидуально-авторское своеобразие языковой картины мира И.С. Шмелева (на примере произведения «Лето Господне») // Н.Б. Подвигина. Дисс. ... канд. филол. наук, Воронеж, 2010. 175 с.

References

1. Irteniev I. Vertical shear. Moscow, 1990. 93 p.

2. Kibirov T.J. Go anywhere but I go to Russia. Moscow, 2001. 512 p.

3. Nikolina N.A. Semantization of words and its function in artistic text. Moscow, 1987. P. 64.

4. Podvigina N.B. Individual author's originality of I.S. Shmelev's language picture of the world (based on the novel 'The Year of the Lord') // N.B. Podvigina. Thesis. PhD in philology. Voronezh, 2010. 175 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.