Научная статья на тему 'Студенты как отдельная социальная группа и особенности их языковой картины мира'

Студенты как отдельная социальная группа и особенности их языковой картины мира Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
259
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАРТИНА МИРА / ЯЗЫКОВАЯ ГРУППА / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / ВЕРБАЛИЗАЦИЯ / ОБРАЗ / СТУДЕНТ / PICTURE OF THE WORLD / LANGUAGE GROUP / LECTURER / VERBALIZATION / IMAGE / STUDENT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Бугакова Н.Б., Москаленко М.В.

Данное исследование призвано проанализировать особенности экспликации определенных образов русской национальной картины мира в зависимости от социального положения, занимаемого респондентами, и их возраста. В предлагаемой работе раскрывается понятие языковой картины мира, поясняется, что под этим термином нами понимается совокупность представлений и взглядов на мир, заключенных в значениях различных слов языка, образующая некую систему взглядов на окружающую действительность. Обращается внимание на то, что изучение языковой картины мира как части индивидуального восприятия рассматривается как система опор и ориентиров. Цель исследования изучение языковой картины мира студентов Воронежского государственного технического университета (ВГТУ), а также выявление специфических особенностей, характерных для сознания именно этой социальной группы. Авторами был проведен эксперимент, направленный на выявление лексем, наиболее частотно ассоциирующихся со словом «преподаватель» в картине мира студентов. Отобранные лексемы были проанализированы, специфика их восприятия легла в основу классификации. Результаты исследования обобщены и отражены в выводах данной статьи. В ходе эксперимента выяснилось, что преподаватель для студентов ВГТУ это справедливый, умный и ответственный наставник, дающий знания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENTS AS A SEPARATE SOCIAL GROUP AND PECULIARITIES OF THEIR LANGUAGE PICTURE OF THE WORLD

This study is devoted to the analysis of the features of the explication of certain images of the Russian national picture of the world, depending on the social situation of the respondents and their age. The proposed work reveals the notion of the language picture of the world, explains that by this term we mean the totality of representations and views of the world, concluded in the meanings of different words of the language, forming a certain system of views on the surrounding reality. Attention is drawn to the fact that the study of the linguistic picture of the world as part of individual perception is viewed as a system of supports and landmarks. The aim of the study was to study the language picture of the world of students of the VSTU and to identify the specific features that are characteristic of the consciousness of this particular social group. The authors conducted an experiment aimed at identifying the lexemes most frequently associated in the picture of the world of students with the word "teacher". Selected tokens were analyzed and classified. The results of the study are summarized and reflected in the conclusions of the article. In the course of the experiment, we found out that the teacher for students of VSTU is a fair, intelligent and responsible mentor who gives knowledge.

Текст научной работы на тему «Студенты как отдельная социальная группа и особенности их языковой картины мира»

УДК 801.3 - 643 (281.9)

Воронежский государственный технический университет

канд. филол. наук, доцент кафедры русского языка и межкультурной коммуникации Бугакова Н.Б.

Россия, г. Воронеж, тел. +7(473)271-50-48 e-mail: ya_witch@mail.ru

Voronezh State Technical University The chair of Russian language and cross-cultural communication, PhD, associate professor Bugakova N.B.

Russia, Voronezh, +7(473) 271-50-48 e-mail: ya_witch@mail.ru

Воронежский государственный технический университет студентка 3 курса строительного факультета Москаленко М.В.

Россия, г. Воронеж, тел. 8(920)406-62-87

Voronezh State Technical University The department of construction 3d-year student Moskalenko M.V.

Russia, Voronezh, 8(920)406-62-87

Н.Б. Бугакова, М.В. Москаленко

СТУДЕНТЫ КАК ОТДЕЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА И ОСОБЕННОСТИ ИХ ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЫ МИРА

Данное исследование призвано проанализировать особенности экспликации определенных образов русской национальной картины мира в зависимости от социального положения, занимаемого респондентами, и их возраста. В предлагаемой работе раскрывается понятие языковой картины мира, поясняется, что под этим термином нами понимается совокупность представлений и взглядов на мир, заключенных в значениях различных слов языка, образующая некую систему взглядов на окружающую действительность. Обращается внимание на то, что изучение языковой картины мира как части индивидуального восприятия рассматривается как система опор и ориентиров. Цель исследования - изучение языковой картины мира студентов Воронежского государственного технического университета (ВГТУ), а также выявление специфических особенностей, характерных для сознания именно этой социальной группы. Авторами был проведен эксперимент, направленный на выявление лексем, наиболее частотно ассоциирующихся со словом «преподаватель» в картине мира студентов. Отобранные лексемы были проанализированы, специфика их восприятия легла в основу классификации. Результаты исследования обобщены и отражены в выводах данной статьи. В ходе эксперимента выяснилось, что преподаватель для студентов ВГТУ - это справедливый, умный и ответственный наставник, дающий знания.

Ключевые слова: картина мира, языковая группа, преподаватель, вербализация, образ, студент.

N.B. Bugakova, M.V. Moskalenko

STUDENTS AS A SEPARATE SOCIAL GROUP AND PECULIARITIES OF THEIR LANGUAGE PICTURE OF THE WORLD

This study is devoted to the analysis of the features of the explication of certain images of the Russian national picture of the world, depending on the social situation of the respondents and their age. The proposed work reveals the notion of the language picture of the world, explains that by this term we mean the totality of representations and views of the world, concluded in the meanings of different words of the language, forming a certain system of views on the surrounding reality. Attention is drawn to the fact that the study of the linguistic picture of the world as part of individual perception is viewed as a system of supports and landmarks. The aim of the study was to study the language picture of the world of students of the VSTU and to identify the specific

© Бугакова Н.Б., Москаленко М.В., 2018

features that are characteristic of the consciousness of this particular social group. The authors conducted an experiment aimed at identifying the lexemes most frequently associated in the picture of the world of students with the word "teacher". Selected tokens were analyzed and classified. The results of the study are summarized and reflected in the conclusions of the article. In the course of the experiment, we found out that the teacher for students of VSTU is a fair, intelligent and responsible mentor who gives knowledge.

Key words: picture of the world, language group, lecturer, verbalization, image, student.

Принято считать, что язык - это свойство человека, характерное только для него, уникальное, выделяющее его из остального мира [1]. Язык отражает опыт человека по взаимодействию со средой, вследствие того что является основной когнитивной способностью человека. Опыт, который объективируется в языке, в своей совокупной целости образует языковую картину мира [1].

Классическое определение термина «картина мира» подразумевает упорядоченную совокупность знаний о действительности, которая сформировалась в общественном (а также в групповом, индивидуальном) сознании и является обязательной для всех носителей языка [2]. На основании этого складывается мнение, что картина мира - это определенный глобальный образ мира, который возникает в итоге всех видов взаимодействия человека с окружающей действительностью, с представлениями о ней, то есть это своего рода результат духовной активности человека. Картина мира не является, как можно подумать, некой «памятью» о предметах, процессах и т.п. Напротив, она, отражая объекты, включает в себя позицию отражающего субъекта, которая выражает оценку, отношение, принимает участие в конструировании языковой картины мира. Также на формирование картины мира влияют социальные факторы (язык, традиции, воспитание, обучение и т.п.). Картина мира может быть представлена с помощью различных параметров (пространственных, временных, количественных и т.п.) [3].

Общеизвестным является мнение о том, что картина мира лежит в основе восприятия человеком или социумом мира и является основой индивидуального или общественного самосознания.

По мнению З.Д. Поповой и И.А. Стернина, языковая картина мира - это «совокупность зафиксированных в единицах языка представлений народа о действительности на определенном этапе развития народа, представление о действительности, отраженное в значениях языковых знаков - языковое членение мира, языковое упорядочение предметов и явлений, заложенная в системных значениях слов информация о мире» [2]. Это исторически сложившаяся в обыденном сознании данного языкового коллектива и отраженная в языке совокупность представлений о мире, характерная для данного языкового коллектива схема восприятия действительности [3].

Языковая картина мира - семантическое пространство языка - фиксирует человеческий опыт, хранит его и передает будущим поколениям, реагируя на изменяющиеся условия жизни человека. Основное назначение языковой картины мира - «помощь осуществлению процессов концептуализации и категоризации мира. ... Она предлагает определенные классификации всего сущего и создает некие русла, по которым может течь мощный поток человеческих мыслей» [1].

В случае возникновения ситуации неидентичности языка и мышления, их независимое существование и функционирование (при определенных условиях) приводит к тому, что появляется необходимость разграничивать языковую и более богатую концептуальную картину мира.

Как известно, процесс познания мира человеком не свободен от ошибок и заблуждений. Поэтому концептуальная картина мира находится в постоянном движении, «перерисовывается», в отличие от языковой картины мира, которая еще долго хранит

следы этих ошибок и заблуждений. Языковая картина мира как средство экспликации концептуальной картины мира «предусматривает отображение в лексиконе и грамматическом строе языка определенной сетки концептов» [1].

Традиционная точка зрения заключается в том, что картина мира, которую можно назвать знанием о мире, является основой индивидуального и общественного сознания. Язык же выполняет требования познавательного процесса. В этой связи логично предположить, что концептуальные картины мира у разных людей могут существенно различаться. Естественно, что в концептуальной картине мира взаимодействует общечеловеческое, национальное и личностное.

Языковая картина мира оказывается самой стабильной и устойчивой, и обусловлено это тем, что язык сохраняется веками, претерпевая лишь небольшие изменения. Те значения, которые выражаются в языке, складываются в единую систему взглядов, навязываемую в качестве обязательной всем носителям языка [4]. Специфические особенности национального языка, в которых зафиксирован уникальный общественно-исторический опыт определенной национальной общности людей, создают для носителей этого языка не какую-то неповторимую картину мира, отличную от объективно существующей, а лишь специфическую «окраску» этого мира, обусловленную национальной значимостью предметов, явлений, процессов, избирательным отношением к ним, которое порождается спецификой деятельности, образа жизни и национальной культуры данного народа [5].

В связи с наличием большого количества видов сознания (индивидуальное, коллективное и т.п.) мы можем говорить и о большом количестве языковых картин мира.

В данном исследовании нами была поставлена цель: изучить языковую картину мира студентов Воронежского государственного технического университета (ВГТУ) и их отношение к преподавателям, рабочей среде и окружающей действительности.

Проанализировав данные национальной языковой картины мира в соответствии с информацией, содержащейся в словаре С.И.Ожегова, мы пришли к выводу, что преподаватель - это специалист-работник среднего, высшего или специального учебного заведения, преподающий какой-нибудь предмет [6].

Для получения результатов мы провели эксперимент. Нами были созданы анкеты, в которых студентам было предложено подобрать четыре слова (имя существительное, глагол, имя прилагательное и наречие), которые ассоциируются для них со словом преподаватель. Опрос, в котором приняло участие 197 человек в возрасте от 16 до 23 лет, был произведен в марте 2018 года. Студенты давали ответы и на сайте, на котором был размещен опрос, и на бумажных носителях.

Результаты проведенного анализа были обобщены и разделены на группы по частям речи. Анализ показал, что, кроме предложенных вариантов, студенты указали причастия, а также словосочетания.

Самое большое количество реакций было получено нами среди имен существительных. В этой категории респонденты дали 69 реакций: знания (33), учитель (21), наставник (18), преподаватель (6), человек (5), экзамен (4), строгость (3), обучение (3), познание (2), учёный (2), опыт (2), университет (2), учёба (2), компетенция (2), справедливость (2), ум (2), дисциплина (2), педагог (2), преподавание (2), умение, профессионал, лояльность, книги, парта, учение, образованность, пересдача, институт, глубь, сова, просветитель, предмет, интерес, помощь, деликатность, сдержанность, честность, профессор, призвание, кафедра, помощник, дети, лекции, мудрец, понимание, сотрудник, ответственность, организатор, оратор, наука, уважение, образование, ответственность, мудрость, основоположник, свет, доброта, программность, призвание, нервы, собака, мучитель, строяк, сенсей, препод. Наиболее частотные - знания (33), учитель (21) и наставник (18). Можно проследить, что респонденты указыва-

ли необходимые качества преподавателя - лояльность, деликатность, компетенция, справедливость. Необходимо отметить, что студенты, использовавшие слово учитель, находятся в возрасте от 16 до 18 лет. Среди приведенных ассоциаций были такие отрицательные характеристики, как нервы, собака, мучитель. У некоторых студентов ассоциация к предложенному слову была словом преподаватель.

Наиболее распространенной среди глаголов реакцией стал глагол учить, он встретился нам 21 раз, всего мы получили 22 глагола - учить (22), обучать (8), преподавать (9), научить (3), пашет (2), давать (2) трудиться (2), помогать (2), объяснять (2), разговаривать, мотивировать, доставать. Студенты использовали не только инфинитивные формы этой части речи, но и формы настоящего времени 3 лица (разъясняет, направляет).

Категория наречий была представлена следующими реакциями опрашиваемых: справедливо (5), сложно (4), внимательно (3), важно (3), интересно (3), мудро (2), строго (2), понятно (2), хорошо (2), научно, активно, смело, тяжело, мастерски, правильно, ясно, по-настоящему, навсегда, ответственно, эффективно, в меру, захватывающе, умно, здраво, сильно, доступно, ужасно, профессионально, отлично, умело, терпимо, громко, полезно. Частотность слов данной лексической единицы показывает, что респонденты видят в преподавателе в первую очередь справедливость, но также оценивают сложность его работы. Среди полученных реакций мы можем заметить лишь одну негативную - слово ужасно.

Ассоциаций-имён прилагательных оказалось 28: умный (22), мудрый (6), компетентный (2), образованный (2), трудолюбивый (2), коммуникабельный (2), важный, открытый, добрый, терпеливый, профессиональный, злой, терпимый, дисциплинированный, четкий, опытный, преподавательский, интересный, высококвалифицированный, странный, активный, бешеный, недовольный, красноречивый, учительский, лояльный, интеллигентный. Самое распространенное - умный, его указали 22 студента. Группа «Прилагательные» оказалась наиболее насыщена словами с негативной окраской - злой, странный, бешеный и недовольный.

В ходе эксперимента у нас появились две новых группы: несмотря на то, что мы не предлагали подобрать причастие-ассоциацию, студенты дали 17 реакций данной части речи.

Анализ частотности вариантов причастий позволяет нам сказать, что для учащихся преподаватель - это человек в первую очередь обучающий их чему-то и знающий больше, чем они сами, тем не менее, они отмечали еще и то, что преподаватель загруженный. Студентам важно не только, чтобы преподаватель обучал их, но и обучался сам. Единичной реакцией с негативной окраской было слово неудовлетворенный. Выявлены были следующие причастия: обучающий (3), образованный (2), знающий (2), неудовлетворенный, эрудированный, созидающий, обучаемый, дающий, открывающий, понимающий, загруженный, передающий и начитанный.

Одной из самых интересных групп, образовавшихся стихийно, стала группа имен собственных и словосочетаний, то есть слов, которые студенты предложили сами. Было отмечено всего лишь 8 реакций - вторая мать, заинтересованный в обучении, умеющий донести информацию, как Екатерина Шульман, созидатель шаблонных умов, палкой бить большой сильно, дающий знания, Гончаров. В эту группу мы отнесли фамилию преподавателя нашего вуза - Гончарова Михаила Даниловича. Среди имен собственных оказалось и сравнение преподавателя с Екатериной Шульман, известным российским политологом. Это свидетельствует о том, что в картине мира студента сложилось ассоциативное представление идеала преподавателя с личными качествами какого-либо человека.

Нами были отмечены элементы, относящиеся к разряду жаргонной лексики. Среди существительных это слова строяк, мучитель, препод, сенсей. В числе глаголов оказались слова, относящиеся к разряду сниженной лексики, - пахать и доставать.

Студентов, не давших ни одной реакции, было 17.

Таким образом, подводя итоги нашего исследования, можно сделать вывод, что, в соответствии с теоретическими предположениями, некоторые языковые особенности, характерные для опрашиваемой возрастной группы, придали слову преподаватель особый колорит в глазах участников нашего эксперимента. Несмотря на то, что в русской национальной картине мира преподаватель - это человек, который преподает какой-либо предмет, для наших респондентов преподаватель - это мудрый, умный, образованный, знающий учитель, наставник, дающий знания, который учит, обучает, помогает, мотивирует и умеет донести информацию.

Библиографический список

1. Подвигина Н.Б. Индивидуально-авторское своеобразие языковой картины мира И.С. Шмелева (на материале религиозной лексики произведения «Лето Господне»). Дис. ... канд. филол. наук / Подвигина Надежда Борисовна. Воронеж, 2010. 173 с. С. 45.

2. Попова З.Д., Стернин И.А. Когнитивная лингвистика / З.Д. Попова, И.А. Стер-нин. М.: «АСТ - Восток - Запад», 2007. 314 с.

3. Подвигина Н.Б. Специфика языковой картины мира И.С. Шмелева // Н.Б. Под-вигина / Современная филология в контексте взаимодействия языков и культур: Сборник материалов международной научно-практической конференции, 9 февраля 2011 г., Республика Башкортостан, г. Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. академия им. Зайнаб Биишевой, 2011. С. 221 - 225.

4. Бугакова Н.Б. Икона в языковой картине мира И.С. Шмелева (индивидуально-авторские особенности восприятия). // Н.Б. Бугакова / Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2016. №4 (58): в 3-х ч. Ч. 3. С. 72 - 74.

5. Бугакова Н.Б. Индивидуально-авторские особенности языковой картины мира И.С. Шмелева / Н.Б. Бугакова. Воронеж: ВГТУ, 2017. С. 26.

6. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. URL: https://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=23519. (Дата обращения - 15.04.2018).

References

1. Povdigina N.B. Individual authorial peculiarity of the language picture of the world of I.S. Shmelev (based on religious lexis in the novel 'The Year of the Lord'). Dissertation. PhD in philology. Voronezh, 2010. 173 p. P. 45.

2. Popova Z.D., Sternin I.A. Cognitive linguistics. Moscow, 2007. 314 p.

3. Podvigina N.B. The specificity of the language picture of the world of I.S. Shmelev // Modern philology in the context of interaction of languages and cultures. Republic of Bashkortostan, Sterlitamak: Sterlitamak State Teaching Academy named after Zainab Babisheva, 2011. P. 221 - 225.

4. Bugakova N.B. The icon in the language picture of the world of I.S. Shmelev (the author's individual perception) // Philological sciences. The issues of theory and practice. Tambov, 2016. Vol. 4 (58): in 3 parts. Part 3. P. 72 - 74.

5. Bugakova N.B. Individual authorial specificity of the language picture of the world of I.S. Shmelev. Voronezh: VSTU, 2017. P. 26.

6. Ozhegov S.I. Explanatory dictionary of Russian language. URL: https://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=23519. (Date of access - 15.04.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.