Научная статья на тему 'Величью звания "Педагог"! в моей судьбе вы стали главной…'

Величью звания "Педагог"! в моей судьбе вы стали главной… Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
248
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Величью звания "Педагог"! в моей судьбе вы стали главной…»

Педагогическая мастерская

Мною разработаны уроки по граждановедческой тематике, в том числе «Толерантность. Нужна ли она?», «Ненасильственная борьба за права человека», «Мартин Лютер Кинг. Добился ли он чего-нибудь?», «Стереотипы- предубеждение- дискриминация»и др.

Урок «Толерантность Нужна ли она?» в 2006г. занял II место в городском конкурсе педагогических идей в номинации «Методические разработки уроков, занятий с использованием И КТ по обучению и воспитанию детей среднего и старшего школьного возраста». Я стараюсь использовать такие проблемные темы уроков как «Свобода и равенство. Что выше?» как способ формирования демократических ценностей.

Плакаты

Также в кабинете я использую плакаты, изданные по результатам конкурса плакатов «Толерантность», который проводится Фондом Сороса, или изготовленные самостоятельно. Если в классе возникают конфликты или просто ситуации нетерпимости, я обращаюсь к плакату Я прошу конфликтующие стороны прочитать и перевести содержание плаката, на этом часто конфликт заканчивается. В настоящее время в моем кабинете висит плакат, выполненный одной из учениц 10 А класса «Don’t worry. Be happy!» (He переживай, будь счастлив!). Он помогает приободрить учащихся в сложных ситуациях.

Лексика

Многие учащиеся не задумываются о том, что их поведение может считаться недопустимым с точки зрения реализации индивидуальных и общественных прав. Я предполагаю, что даже знакомство с терминологией, обозначающей нарушение прав человека в школе, принятой в англоязычных странах может оказать свою положительную роль на формирование толерантного сознания и умение разрешать конфликты. Например, знание таких слов как: Harassment-преследование, Hazing-дедовщинэ в школе, преследование новичков, Embarrassment-стыд, смущение, Ridicule-насмешки, Humiliation-унижение, Stereotypes-CTepeoTHnbi, Prejudice-предубеждение само по себе формирует неприятие определенных видов поведения.

И чтение, и обсуждение дополнительной информации о международных правозащитных организациях, о том, как в англо-язычных странах разрешают конфликты детей в школе, о правах ребенка и их защите -все это служит умению реализовать общественные и индивидуальные права,

Уважение национальных традиций и культур В процессе преподавания иностранного языка особое внимание уделяется уважению культур стран изучаемого языка. Но совершенно невозможно обойтись без изучения культуры страны, а особенно места, где ты живешь. Это связано с тем, что при реальном общении с гражданами других стран, а английский является языком международного общения, человек попадает в ситуацию, когда нужно рассказать о себе и своей Родине.

Мною составлено несколько текстов с заданиями по географии, природе и культуре Ямало-Ненецкого автономного округа для разного возраста для уроков английского языка. Наиболее интересные из них: «Северное сияние», «Полярная ночь и полярный день», «Что мы едим». Я считаю, что данная тематика воспитывает уважение к другим культурам, и патриотизм и любовь к малой родине.

Результативность, условия и возможность применения данного опыта

Данный опыт работы дает результаты, которые трудно оценить в цифрах. Но в том, что многие из моих учеников стремятся достигнуть профессиональных высот самостоятельно, стараясь минимально прибегать к материальной помощи родителей - это результат данного подхода, по словам этих учеников. Но в целом, общие результаты работы также говорят об эффективности данного подхода.

Средний балл успеваемости в классах, где я работаю, по начальной школе составляет 4.2-4.3 по углубленному изучению английского языка, по старшей школе 4.0.

Постоянно наблюдается рост участия в олимпиаде по основам наук Уральского федерального округа. Средний балл в 1 туре составляет 64 из 100 (участвуют все желающие ученики), в прошлом году 8 человек прошли во 2 тур, в третьем международном туре участвовало 3 учащихся. Также растет количество победителей городской олимпиады по английскому языку.

Адресная направленность

Я предполагаю, что мой опыт может быть интересен учителям иностранного языка, заинтересованных в формировании демократического образования в обществе. Гражданское образование не может быть навязано «сверху», Педагоги должны иметь личностную мотивацию к занятиям этой деятельностью, обладать выраженной гражданской позицией.

Трудоемкость

Данная система работы требует от учителя сфор-мированности демократических и либеральных идеалов, интереса к общественно-политической жизни в стране и за рубежом, постоянного обновления содержания образования и т.д., т.е. достаточно трудоемка.

Литература

1.Болотов В.Н., Сериков В.В. Компетентностный подход к разработке содержания образования: от идеи к образовательной программе. В кн.: Активная школа, М., 2004.

2. Дьюи Д. Демократия и образование. М.: Педагогика-Пресс, 2000.

3. Гражданское образование: содержание и активные методы обучения / Под. ред. С.Шехтера, Н. Воскресенской при участии А.Йоффе и Ч.Уайта. - М.: ЗАО «Учительская газета», 1997.

3. Йоффе А.Н., Пахомов В.П. Методические приемы в гражданском образовании. - Тольятти: Фонд «Развитие через образование», 1999. - 38 с.

4. Иоффе А.Н. Книга ресурсов. Методическое пособие по гражданскому образованию. СИВИТАС-РОССИЯ. Межрегиональная Ассоциация «За гражданское образование» 2005.

5. Шахтер С., Вознесенская Н. Гражданское образование: содержание и активные методы обучения: М. Межрегиональная ассоциация «За гражд. образование», 1997.

6. Лебедева И.С. Воспитательный потенциал текстов для чтения в обучении иностранному языку / И.С. Лебедева // Культура поведения в парадигме педагогики ненасилия: Сб. науч. ст. по проблемам педагогики ненасилия: Материалы XXVII Всероссийской научно-практической конференции, СПб., 20 апреля 2006 г. - СПб.: Изд-во «67 гимназия. Verba Magistri», 2006. - С. 532-536.

7. Лебедева И.С. К вопросу о понятии «гражданин» / И.С. Лебедева // Рэссийское образование в XXI веке: проблемы и перспективы: Сб. ст. II Всероссийской научно-практической конференции, Пенза, ноябрь 2006 г. - Пенза, 2006. - С. 235-237.

9.Образовательная программа муниципального общеобразовательного учреждения Гимназия города Лабытнанги на 2005-2010 годы. -Лабытнанги, 2007.

10. Isak D. Frumin.Citizenship Education and Ethnic Issues in Russia. In: Diversity and Citizenship Education. Ed. By A.Banks. San Franciso, 2004.

no

Инновационные проекты и программы в образовании 2008/3

Веткныю заанш "Педагог"!

В моей судьбе Вы стали главной...

Евгения Николаевна - человек судьбоносный. Она определила судьбу целого явления в отечественной педагогике прошлого века - я имею в виду «Орленок» 60-х годов. То, что он стал тогда легендой, во многом определили те люди, которых направила туда Евгения Николаевна (она курировала «Орленок» как инструктор ЦК ВЛКСМ). Она не только нашла людей, но и создала для них ситуацию защищенности, благодаря которой они и смогли сделать лагерь тем, чем он стал.

Евгения Николаевна - человек судьбоносный. Во всяком случае, мою судьбу она определила дважды. Первый раз, направив в 63 г. работать в «Орленок», во второй - в 67 г., когда она пригласила меня в свою 561 школу, и буквально за руку отвела в аспирантуру.

Анатолий Викторович Мудрик Чл.-кор. РАО, д.пед.наук, профессор, лауреат Премии правительства РФ в образовании

Благодаря Вам, Евгения Николаевна, моя судьба счастливо изменила свой путь в далеком 1963 году. Вы предложили мне сделать выбор между «Артеком» и «Орленком» в пользу не столь известного в те годы лагеря «Орленок». За это Вам огромная благодарность и низкий поклон! Работа там и общение с интересными людьми приносили огромную радость.

Вы обладали удивительной способностью собирать вокруг себя нужных и талантливых людей. Это было и в 60-е, а потом и в школе №561. В ней было особый дух, который захватывал и детей, и взрослых. Знаю, как непросто было Вам «управлять» всей этой системой. Вы были и требовательной, и очень гибкой, строгой и душевной. Рядом с Вами нельзя было халтурить, делать что-либо для галочки. И что самое главное, по-моему, Вам была небезразлична судьба и жизнь окружающих Вас людей. Скольким своим ученикам Вы заронили в душу добрые чувства, скольких уберегли от падения. Благодарю судьбу, что пришлось работать вместе. Но до сих пор не могу отделаться от ощущения, что не выкладывалась полностью, не соответствовала Вашим ожиданиям.

Татьяна Фролова Учитель 561 школы

Директор школы, которым не пугали детей, как милиционером. Евгения Николаевна Соболева - директор нашей 561 школы-нов о стройки, где не было продленки и муштры. Там была свобода - например, можно было прийти в школу в любое время дня и даже ночью, и никто не станет читать мораль, а все расспросы - утром, где любовь всех взрослых, начиная с нее самой, струилась и снисходила на детей как свет небесный. Она нас любила, а мы ее обожали.

Красивая и сдержанная в жестах, статная и стильно одетая всегда! (Не забыть уголок ее шарфика, кокетливо выглядывающий из-за полочки элегантного костюма!) Едва завидев подходившего к ней, она первой делала шаг навстречу и начиналось таинство общения... Казалось только тебя она и ждала, чтобы выслушать, расспросить.

Обворожительная улыбка, теплый, спокойный взгляд, приветливый голос, красивая, понятная русская речь и точный наводящий вопрос делали общение с ней не только приятным, но и веселым, и полезным, и очень-очень плотным: познавательным. Да еще таким, что проблемы или сомнения, если и были, словно испарялись без следа в считанные доли секунд, и на душе оставалась легкость, а в голове - ясность.

Она, Евгения Николаевна была для нас (и теперь через десятки лет это неопровержимо!) первый учительницей великого русского языка и великой русской литературы, которые она нам преподавала. И как!!!

На уроках мы слушали пластинки: классическую музыку, оперу, поэзию в исполнении известных мастеров художественного слова, а потом она приносила в класс свой магнитофон и записывала наше мелодраматическое исполнение. Это потрясало нас еще и потому, что мы видели, какое удовольствие доставляет ей любое наше творчество, будь то стенгазета со стихами ил новые слова на мотив известной песни.

Я даже не помню, ставила ли она нам отметки в журнал, потому что для нас важнее был ее анализ и оценка наших потуг.

Невозможно высказать словами, как ее любили школьники и родители, ее боготворили. Мы гордились нашей школой еще и потому, что с Евгенией Николаевной дружили очень известные в нашей стране писатели и поэты, композиторы, космонавты и ученые. Последние - сразу становились и нашими друзьями, потому что проводили с нами все свое свободное время: некоторые просто жили в школе и работали, втягивая нас в свои интересы легко и непринужденно через разнообразные коллективные творческие дела. Это было нетрудно: у нас не было продленки, но у нас были РВО (!) - разновозрастные отряды и нас тянула в школу, где нас любят, учат, развивают какая-то неведомая сила. Казалось, что этим взрослым - вожатым без нас - тоска. А были это молодые ученые - будущие светила гуманистической педагогики, которые очень любили нашу Евгению Николаевну, а потому им тоже доверяли наши родители.

Ненавязчиво, а увлекательно они стремились приохотить нас к лучшим образцам мировой музыкальной и художественной культуры. Формы общения были настолько разнообразными, что очень хотелось соответствовать, и мы тянулись за ними в школу и в поход, как к костру, от которого шло тепло и врачующий душу свет. А еще - песни, которые прямо при нас создавались.

Потом тяга к знаниям у многих из нас вошла в привычку. Мы быстро взрослели, потому что именно Евгения Николаевна

Инновационные проекты и программы в образовании 2008/3

пі

дала нам бессрочный кредит доверия. Она не просто кумир нашего детства и юности, но и человек, имя которого нельзя посрамить. Сейчас стало неприличным вспоминать наше идеологическое прошлое, но в интерпретации, бытовавшей в нашей школе при Евгении Николаевне - это был высокий пример гражданского воспитания и любви.

Мы пошли по жизни каждый своей тропой, но в моей личной жизни имя Евгении Николаевны знают и вспоминают с теплотой и любовью все: и мои родители, и мой муж - Шарыгин Всеволод - бывший студент физтеха, которого в далекой юности Евгения Николаевна пригласила поработать вожатым в «Орленок».

Прошли годы, переплелись пути-дороги, сплелись судьбы и все в этой жизни связано с Вашим именем, Евгения Николаевна.

Мы Вас очень любим, простите нас, что редко ищем встреч.

Ваши Таня Кузнецова, Всеволод Шарыгин

**********************

Я не умею говорить красивые слова. Для меня Евгения Николаевна является примером отношения к людям, потому что когда бы и кто бы к ней ни пришел - ученик, знакомый, друг, коллега,- все были встречены с вниманием и гостеприимством.

Татьяна Ефимова (Манжетова) Врач ЦКБУДП

**********************

Хочется сказать много добрых слов об этом человеке, Человеке с большой буквы. Мы многое принимали как должное в школьные годы, и не понимали, что такую школу, какая она есть, создала Евгения Николаевна, этот удивительный и чарующий мир, в котором мы жили.

В моей жизни это были самые счастливые годы.

Светлана Мухина (Сосина) Бывшая ученица

**********************

Евгения Николаевна и плеяда звезд-педагогов, собранных ею, для меня всегда были мерилом отношения к профессии и к ученикам.

Зоя Леопольдовна Резинских (Подвинская) директор школы

**********************

Евгения Николаевна для меня - икона

Женя Юшин Тосинспектор Битцевского леса отец троих детей дедушка двух внуков

**********************

Евгения Николаевна - кумир нашего детства, юности, которая собрала вокруг нас созвездия педагогов - ярких, неординарных личностей, приоткрыла для многих из нас (учеников 561 школы) жизненные горизонты, внушила нам веру в наши возможности. Мы чувствовали себя в школе очень комфортно, многие из нас получили в школе то развитие, которое вряд ли получили бы в другой школе и даже в своей семье.

Владимир Федорович Резинских доктор технических наук

**********************

Я жалею, что у меня не было таких учителей, как у моего мужа, и по-хорошему завидую той школьной жизни, которой жила 561 школа. Это заслуга Евгении Николаевны и коллектива учителей, собранных ею, что даже спустя 40 лет бывшие ученики школы разных выпусков не теряют друг друга из вида, постоянно общаются, помогают по жизни...

Лена Юшина Гл. специалист Битцевского леса жена Жени Юшина **********************

Вы для меня, Евгения Николаевна, образец служения делу, образец женственности и человеческого обаяния. Я очень высоко ценю теплоту отношений, которой Вы окружали нас в школе, и учили этому. Вы и теперь наш Учитель по жизни: добрая и необыкновенно нежная, даже хрупкая и очень твердая и сильная при этом. Вы обладаете оптимизмом, высочайшим мастерством проживать жизнь с высоко поднятой головой и заражаете этим. Все выпускники школы №561с благодарностью вспоминают наши школьные годы.

Наталья Заварзина Ведущий специалист ФИРО **********************

Мне в жизни повезло. Я училась в замечательной школе, которой руководил талантливый, необыкновенно добрый и увлеченный своим делом человек, обладающий даром собирать вокруг себя таких же творческих и влюбленных в свою работу педагогов.

Были в нашей школьной жизни и стихи, и песни, и костры до утра; и море и небо с огромными, величиной с ладошку, звездами над ним; зимние спортивные лагеря, когда снег хрустит и пахнет яблоками; разновозрастные отряды, общешкольные праздники - да такие, что десятилетия прошли, а чувства и воспоминания согревают душу до сих пор.

Я думаю, в жизни многих, кто выбрал педагогическое поприще, был и есть свой Педагог, который, как дуновение свежего ветерка в жаркий день, рождает надежду и своей верой в вас зажигает факел духовной жизни. Мой Учитель -Соболева Евгения Николаевна.

С тех юных лет и зажегся мой огонек, который связал мою жизнь с педагогикой. На своем жизненном пути я была воспитателем разновозрастного отряда, учителем в школе, научным сотрудником, заведующей лабораторией и Центра, заведующей кафедрой, главным редактором педагогического журнала.

И все эти годы я благодарна судьбе за удивительную встречу с Евгенией Николаевной, так много значащую для меня и в юности и сейчас.

Каждый год мы по-прежнему встречаемся у Евгении Николаевны дома. Мы слетаемся как на маячок, продираясь сквозь штормы и невзгоды жизни, зная, что всегда в этом доме, где две Хозяйки и родные души - две сестры: Евгения Николаевна и Людмила Трифоновна, нас встречают с любовью, пониманием, верой в нас и поддержкой.

За царственным столом мы общаемся и черпаем духовные силы, веселье и хорошее настроение, которое воодушевляет и манит нас к следующей встрече.

Алла Сиденко (Янова) к.п.н, профессор, завкафедрой

112

Инновационные проекты и программы в образовании 2008/3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.