Научная статья на тему 'Гражданское образование школьников на уроках английского языка как иностранного'

Гражданское образование школьников на уроках английского языка как иностранного Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
452
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гражданское образование школьников на уроках английского языка как иностранного»

Имеется ещё один рисунок. И как он называется.

Дети отвечают, что вокруг иллюстрации нарисована красивая рамка.

Педагог: - где вы ещё видели рамки вокруг рисунка?

Воспитатель помогает детям, показывая им фото в рамке, портрет в рамке.

Педагог: - приглядитесь внимательно к рамкам. Как выполнен узор на рамке? Из чего состоит рисунок на рамке?

Дети отвечают, что рисунок рамки состоит из повторяющихся узоров.

Педагог: - Ребята, а почему вы свои работы не украсили рамками?

Ведь на выставку приятнее выставить работу в красивой рамке.

Воспитатель: - Наши ребята уже научились составлять орнамент, и сейчас они покажут своё мастерство.

Дети занимают места за столами.

Педагог: - хочу вам напомнить, что повторяющиеся мотивы и узоры называются орнаментом.

Ваши коллективные работы выполнены без рамок.

Давайте украсим их рамками, нарисуем орнаменты для украшения работ. А поможет нам в этом «королева-кисточка». Как надо обращаться с ней?

Дети рассказывают о кисточке.

Воспитатель проводит пальчиковую гимнастику «Богатыри».

Звучит музыка. Дети рисуют. Для образца выставлены различные мотивы народных орнаментов. Дети выбирают один из мотивов и стараются копировать его, преобразовывая в орнамент.

По окончании работы воспитатель вывешивает все детские работы на стенд и идет обсуждение каждой работы. Дети рассказывают: какие элементы, из какой народной росписи они выбрали и преобразовали в орнамент

Вместе с воспитателем и педагогом они решают, каким орнаментом украсить их «картины».

Педагог хвалит детей. Занятие окончено.

Приложение Пальчиковая гимнастика «Богатыри»

Руки перед грудью, ладони сомкнуты.

- Ночь. В избе все спят. Раздается стук.

Богатыри. - Тук-Тук!

Указательные пальцы постукивают друг о друга. Дети, - Кто там?

Постукивают мизинцы друг о друга.

- Богатыри. Два богатыря пришли переночевать.

Постукивают указательные пальцы.

Дети: Спросим у мамы. Мама!

Постукивают мизинцы.

Мама: - Что дети?

Постукивают безымянные пальцы.

Мама: - Спросите у папы.

Постукивают безымянные пальцы.

Папа: - Что дети?

Постукивают средние пальцы.

Дети: - Два солдата пришли переночевать!

Постукивают мизинцы.

Папа: - Впустите!

Постукивают средние пальцы.

Дети: - Входите.

Постукивают мизинцы.

Богатыри: Ах, какая благодать, что впустили ночевать!»

Указательные пальцы «пляшут», совершая перекрестные движения.

Богатыри: - Войдем.

Сомкнутые ладони поворачиваются пальцами к груди, затем следует быстрый полуоборот рук так, чтобы соприкоснулись тыльные стороны ладоней. Руки вытягиваются вперед.

Куркова С.В.,

учитель английского языка Гимназия г. Лабытнанги

ГРАЖДАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО

РГ)

«Будьте теми изменениями, которые хотите увидеть»

Махатма Ганди «При демократии в обществе постоянно растет число людей, готовых согласовывать свои действия с действиями других и учитывать чужие интересы, определяя цель и направления собственных. Все это равносильно разрушению барьеров класса, расы и национальной территории, которые удерживают людей от полного осознания смысла своих действий»

Джон Дьюи

Условия возникновения,

становления опыта

Огромное влияние на меня, как на учителя, оказал не всеми принимаемый Джон Дьюи. Прочитав его книгу «Демократия и образование», я долго не могла

прийти в себя. Перелистывая страницы его книги, я с трудом верила, что данное произведение написано более 100 лет назад. Казалось, он говорит со мной сейчас о наших школьных проблемах, отвечая на вопросы, на которые я не могла найти до этого ответ. Поскольку в жизни ничего не бывает случайного, скоро после этого мне выпала удача познакомиться с методиками гражданского образования в стране, где была написана оказавшая на меня огромное влияние книга. Это произошло в 2000 году при участии в программе «Партнерство в образовании», в которой группа учителей из России изучала методики гражданского образования в Университете штата Мэн США,

Для участия в программе мне пришлось пройти двухэтапный конкурс. Конечно, нас отбирали российские и американские коллеги по принципу сходства педагогической философии с принципами философии гражданского образования. Но это я поняла не так давно. Да и сказать могу с уверенностью, что многие из моих любимых учителей вполне соответствуют дан-

ным критериям, хотя работали задолго до знакомства с методиками гражданского образования,

Само понятие «гражданское образование » не показалось мне тогда чем-то абсолютно новым. С детских лет я знала наизусть слова «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан», понимая, что и учителем можно не быть (хотя с детства хотела быть только учителем), но гражданином я быть обязана. Сейчас, когда наша страна пусть медленно, но все же идет по пути демократического развития, я осознаю, что только демократическим гражданским образованием мы можем воспитать поколение, способное жить в демократических условиях. Вся практика нашего образования должна быть нацелена на обучение именно этому в школе.

Обоснование актуальности и перспективности системы работы

«Гражданское образование, понимаемое как обучение и воспитание в духе демократии, ворвалось в нашу жизнь в конце 80-х - начале 90-х годов прошлого столетия. Крушение тоталитарных режимов, распад СССР, появление демократических государств в разных регионах: Европе и Азии, Африке и Латинской Америке, вызвало к жизни этот новый для нас феномен. Гражданское образование существует в любом государстве - демократическом и тоталитарном, но имеет в них разные цели. Если для демократии нужны думающие, обладающие определенной информацией, критическим мышлением граждане, то в тоталитарном государстве формируются законопослушные, заучивающие существующие идеологические догмы -винтики государственной системы.

Под гражданским образованием понимается целенаправленное педагогическое воздействие на самосознание подростков путем передачи системы знаний; развития чувства любви к Родине, интереса к истории своего народа, законам государства; воспитания у них чувства ответственности за свои поступки, за судьбу страны; формирования способности к гражданскому действию (гражданской активности). Гражданское образование представляет собой единый комплекс, стержнем которого является политическое, правовое и нравственное образование и воспитание, реализуемое посредством организации учебных курсов, проведения внеклассной и внеурочной работы, а также создания демократического уклада школьной жизни и правового пространства школы

Конечно, гражданское образование в большей мере осуществляется в процессе преподавания граж-дановедческих дисциплин. В то же время невозможно сформировать демократические компетенции только на уроках граждановедческого цикла. Следовательно, опыт гражданского образования в процессе изучения других предметов особенно актуален.

Главная цель гражданского образования - воспитание гражданина, живущего в демократическом государстве, гражданском обществе. Такой гражданин должен обладать определенной суммой знаний и умений, иметь сформированную систему демократических ценностей, а также желание участвовать в общественной жизни.

Способности думать и действовать, как свободный человек формируются долгим трудом всего сообщества. Томас Джефферсон сказал: «Существование фундаментальных прав и верные формы правления, в конечном счете, зависят от внутренних убеждений, а

не от конституции». Следовательно, все формы гражданского образования, позволяющего человеку жить в условиях свободы и демократии, когда нет принуждения делать то или иное, очень важны для российского общества именно сейчас.

В своей педагогической деятельности я пытаюсь реагировать на следующие противоречия, сложившиеся в общественной практике:

-между общечеловеческими демократическими ценностями и традициями российского образования и воспитания в условиях жесткой дисциплины и послушания;

- между тенденциями в образовании к многостороннему развитию личности как таковой и потребностями общества в социально-активной личности;

-между потребностями семьи в формировании самостоятельности детей, развитии детей социально активными и возможностями школы, работающих по методикам, дающими, в основном, знания.

Теоретическая база опыта. Теоретической базой опыта являются теории личности, деятельности, саморазвития личности в процессе деятельности, в частности, механизмах персонализации личности и ее развития в деятельности (К. А. Абульханова - Слав-ская, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Д. Шадриков и др.); дидактические особенности организации учебнопознавательной деятельности обучающихся (Н.Д. Андреева, В.П. Беспалько, И,Я, Лернер, П.Я, Гальперин,

Н.Ф. Талызина и др.); теория целостного педагогического процесса (Ю.К. Бабанский, М.А. Данилов, В.В. Краевский и др.); теория активизации познавательной деятельности студентов (Е.С. Полат, С.Л. Рубинштейн); теория и практика использования информационных технологий в обучении (С.А. Бешенков, А.Л. Денисова, И.А. Инькова, В,Ю. Лыскова, Е.А. Ракитин, И.В. Роберт, Д.А. Сметанин, Н.К. Солопова, М.С. Иванова и др.); теория гражданского образования: Д Дьюи, А. Шенкер, Д.Патрик, С. Шехтер и др.).

В гражданском образовании существует несколько подходов, среди них компетентностный; ценностный; деятельностный.

Компетентностный подход является новым явлением в отечественном образовании. Он только начал внедряться в школьную практику. Данный подход имеет множество плюсов: переход от передачи знаний к освоению знаний и применению их на практике, высокая мотивация обучения, личностно ориентированное образование. Он не отрицает знаний, стремится представить знания в такой форме, которая приведет к личностной самореализации. Гражданское образование направлено на формирование гражданской компетентности личности. Гражданская компетентность личности включает в себя совокупность способностей, позволяющих активно, ответственно и эффективно реализовывать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в демократическом обществе.

Компетентностый подход в гражданском образовании предполагает формирование следующих гражданских компетентностей:

- компетентность в учебно-познавательной деятельности (самостоятельный поиск информации, умение ее анализировать, критически мыслить и т.д.);

- компетентность в области общественно-политической и правовой деятельности (реализация прав и обязанностей гражданина, выполнение функций гражданина во взаимодействии с другими людьми и властью, в организации социального партнерства и т.д.);

-морально-нравственная компетентность (личное совершенствование человека как совокупность морально-этических знаний и умений определять и оценивать свое поведение, опираясь на гуманистические и демократические ценности;

-компетентность в социально-экономической сфере (совместимость личных качеств человека и профессии, которой он занимается, ориентирование в сфере рыночных отношений, трудовом законодательстве, решении социальных конфликтов, приобретении навыков организации труда, знание норм трудовой и коллективной этики и т.д.).

Становление гражданской компетентности школьников неразрывно связано с формированием у них <3е-мократических ценностей, определяющих гражданское самосознание.

Ценности, формируемые гражданским образованием: гуманность; самоопределение личности; уважение прав и свобод человека; уважение человеческого достоинства; уважение к институтам гражданского общества, законам своей страны; уважение норм и правил современной демократии; справедливость; равенство людей перед законом; общественное благо; уважение национальных традиций и культур, общечеловеческих ценностей; политическое многообразие; патриотизм; готовность к разумному компромиссу, толерантность, правдивость и др.

Деятельностный блок гражданского образования включает следующие умения и навыки: критически мыслить; получать информацию, анализировать ее, используя возможно полный спектр источников; понимать социальные проблемы, сущность явлений, происходящих в обществе; формулировать рационально обоснованное мнение по существу этих проблем и явлений; принимать обоснованные решения, брать на себя ответственность; реализовывать индивидуальные и общественные права и обязанности; использовать механизмы защиты прав человека на местном, региональном, государственном и международном уровнях; устанавливать конструктивные отношения с людьми; работать в группе; выражать и отстаивать свое мнение; слушать другого человека; определять предвзятое мнение, стереотипы, предрассудки; навыки толерантного поведения.

Конечно, в гражданском образовании основным предметом является граждановедение, в купе с блоком основных граждановедческих предметов. Я придерживаюсь той точки зрения, что велика роль и других предметов в формировании гражданской компетентности, При изучении иностранного языка школьники получают общие сведения о стране языка, который они изучают, о национальной культуре и ее вкладе в мировую культуру. Они знакомятся с традициями, этикетом, бытом и досугом народов, населяющих ту или иную страну. Изучение иностранного языка позволяет глубже понять культуру других народов, национальностей, что способствует взаимопониманию между сообществами и народами, развитие толерантности.

Изучение иностранных языков обеспечивает уровень полноты и свободы владения языками социальной коммуникации, специальными языками и социальными жаргонами, языками принятых в данном сообществе этикета и церемониала, политической, религиозной, социальной и этнографической символикой, языками атрибутики престижности, социальной маркировки. Это закладывает фундамент многих гражданских компетенций. Высокий уровень гражданской компетентности позволяет будущему гражданину

не ограничивать себя рамками языка, а становиться гражданином мира, жителем «глобальной деревни». Язык несет информацию, которая не может быть 100-процентно нейтральной. Все это определяет важность изучения иностранного языка в формировании вышеуказанных гражданских компетенций.

Педагогические технологии

Гражданское образование требует определенных методик, которые помогут развивать социальные и интеллектуальные навыки и позиции, требуемые от членов демократического общества.

Здесь используются различные приемы, основанные на критическом анализе обучения, умение вовлекать в дискуссии. Сюда можно отнести и совместную групповую работу, дебаты, моделирование, ролевые игры, индивидуальные и групповые проекты, которые повышают интерес к предмету, обеспечивают более глубокое усвоение содержания его, выработку гражданских навыков.

Новизна опыта. Несомненно, основными предметами гражданского образования в школе являются история, обществознание, право, экономика. Но большую роль в становлении человека как гражданина демократического общества играет и иностранный язык. Не зря в тоталитарных обществах роль изучения иностранного языка государством занижается.

В описании своей системы работы я показываю, каким образом преподавание английского языка в Гимназии дает мне возможность готовить подрастающее поколение к жизни в демократическом обществе.

Данный опыт имеет высокую степень новизны, так как методики гражданского образования недостаточно разработаны даже для граждановедческих дисциплин в условиях российской школы, не говоря уже об изучении иностранного языка.

Ведущая педагогическая идея системы работы. Изучив теоретические основы гражданского образования, пришла к выводу о целесообразности использования деятельностного и ценностного подхода в формировании ключевых гражданских компетенций на уроках английского языка как иностранного. Схематически концепцию формирования гражданских компетенций средствами предмета «английский язык» в условиях Гимназии можно представить следующим образом.

Особую важность в гражданском образовании приобретает изменение системы оценивания гражданских компетенций обучающихся.

Грамотная организация оценивания - одна из самых сложных задач в образовательном процессе. Эта задача усложняется тем более, т.к. объектом оценивания становится гражданская компетентность, рассматриваемая как универсальная способность человека участвовать в решении общих дел общества, своей страны и человечества в целом.

Оценивание в гражданском образовании представляет совокупность знаний, умений и навыков мышления и действия и ценностных ориентиров. Ключевым компонентом в этой триаде являются умения (навыки), поскольку гражданин выступает, прежде всего, как социальный деятель, способный решать общие задачи. Знания и ценностные ориентиры проявляются лишь в действии. Чтобы проверить, обладает ли школьник определенной компетентностью, учитель должен увидеть, как он действует, решая общественно-значимые задачи. Таким образом, в гражданском образовании встает задача оценивания, в первую очередь, умений и навыков.

Наиболее адекватными методами оценивания гражданской компетентности, наряду с традиционным устным и письменным опросом, тестированием, проверкой качества выполнения практических заданий, являются методы социологического исследования: интервьюирование, самооценка, наблюдение за поведением ученика в учебной ситуации и реальной жизни.

Спектр подходов к оцениванию может быть представлен следующим образом: балльное оценивание; рейтинговое оценивание; балльно-рейтинговое; оценивание по системе «зачет-незачет»; вербальное поощрение.

Технологии формирования компетенций Умение получать и оценивать информацию из различных источников

Данное умение при углубленном изучении иностранного языка определено как одно из важнейших в программах для общеобразовательных учреждений по иностранным языкам. Поиск информации на иностранных языках осуществляется в старших классах постоянно.

Современные учебники английского языка имеют достаточно информации для обучения оценочным высказываниям. В то же время, учебник-это книга, которая должна пройти долгий путь создания и утверждения органами, отвечающими за создание учебников. Естественно, по выходу учебника в нем имеется современная информация. Но с течением времени информация устаревает.

В наше время в распоряжении учителя английского языка имеется огромное количество информации на любую тему, которую можно найти в Интернете. Конечно, для использования на уроке пригодна не вся информация, а только с сайтов образовательных учреждений и организаций, имеющих достаточно устойчивую положительную репутацию, либо из неодиозных газет и журналов. В оценке информации на возможность ее использования на уроке учитель может положиться только лишь на свой жизненный опыт и интуицию.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На старшем этапе обучения возможно привлечение учащихся к поиску информации по определенным темам, особенно это относится к проектной работе. Учащиеся самостоятельно подбирают информацию по проблеме.

Для получения современной информации, которую можно использовать на уроке как граждановедческий компонент урока, я чаще всего пользуюсь информацией с сайтов общеизвестных библиотек, таких как «The Library of Congress» США, газеты «Washington Post», Интернет-журнала «Panorama» канадской некоммерческой организации «TakingItGlobal», популярными электронными энциклопедиями «The World Book», «Encarta», «Encyclopedia Britannica» и их Интернет-сайтами.

Современная, сегодняшнего дня, информация не только резко повышает интерес учащихся к информации как таковой, но и всегда служит источником для активного обсуждения.

Например, для обсуждения качеств личности, необходимых для выполнения той или другой профессии, мне пригодилась статья о Виталии Колоеве, семья которого погибла в авиакатастрофе, из газеты «Washington Post». В другом классе, где мы прочитали эту статью, изучалась тема «Семья». Здесь эта же статья послужила отправным моментом для обсуждения семейных ценностей. Конечно же, прозвучал момент и о других человеческих ценностях и о недопустимости мести. Интересные статьи были найдены в той же газете и о путешествии на Байкал американских путешественников For Lake Baikal, an Unclear Future By Robert G. Kaise Washington Post Staff Writer Friday, August 24, 2005; о бедности в журнале «Панорама» Eradicating Poverty through Agriculture» by Ateku Dickens Alubaka, Kenya 23-03-07 (к уроку в 10 классе по УМК , «New Millennium English«). Также информация из вышеуказанных учебников используется в качестве основного материала уроков. Например, мною был разработан урок по теме «The river I live by. The Ов» с применением ИКТ на основе материалов компьютерных энциклопедий «Encarta» и «Encyclopedia Britannica» (см. Приложение 1). Данный урок разработан для введения информации о регионе проживания и способствует патриотическому воспитанию как составляющей гражданского образования.

Когда учащиеся видят, что данные проблемы волнуют молодежь в разных странах, они начинают по-другому воспринимать окружающую действительность, Можно привести такой пример. В одном из текстов учебника для 10 класса рассказывается о девочке, у которой нет постоянного места жительства, так как ее мать страдает алкоголизмом и умственной болезнью. В одном из 10 классов учащиеся выражают сочувствие при переводе, в другом повторяют слова «mental illness» со смехом.

Творческое письмо как средство формирования критического мышления

Умение критически мыслить. Критическое мышление - это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.

В российских школах традиционно делается акцент на некритическое мышление. Наши школьники обычно описывают роль той или иной личности в истории, опираясь только на одно мнение. Привыкнув разделять мнение учителя (популярное высказывание, к которому приучают с детства, гласит: «Не спорь со старшими, не спорь с учителем»), ученики не стремятся принимать участие в дискуссиях и дебатах. С другой стороны, учителя также предпочитают представлять информацию без вовлечения школьников в процесс принятия реше-

ний, Они обычно не вдохновляют учащихся критически осмысливать факты, идеи, понятия.

Все это приводит нас к мнению, что мы столкнемся с большим количеством проблем, когда начнем развивать критическое мышление учащихся.

Одним из действенных способов развития критического мышления на уроке английского языка является написание стихотворений по моделям. Старшеклассников и учеников средних классов вовлечь в написание стихотворений, которые являются одним из видов творческого письма, нелегко. Большинство из них не любит поэзию на родном языке, не знают английскую поэзию и имеют негативный опыт письма на английском языке в особенности. Но это эффективный способ развития критического мышления, поскольку ученики вынуждены при выполнении заданий представлять свое собственное видение явления или понятия. При предъявлении выполненного задания они встречаются с прямо противоположными мнениями других учащихся.

Технология написания стихотворений по моделям

1. Учитель показывает классу одну из моделей и дает образец, тема которого не связана с изучаемой темой, чтобы не показывать свое отношение к проблеме. Учащиеся читают и переводят стихотворение.

2. Затем учитель просит выбрать одно из слов, связанное с изучаемой темой (права человека, школьная жизнь, друзья, окружающая среда) и сочиняет стихотворение вместе с классом, давая возможность учащимся высказывать свои предложения для сочинения стихотворения.

3. Затем учитель дает учащимся задание сочинить свое собственное стихотворение дома по той же моде-ли, но на другое слово. Можно использовать и русские варианты, если учащиеся испытывают затруднения с английским языком.

4. На следующем уроке учитель читает лучшие строки и стихотворения, отмечая наиболее неожиданные сравнения, эпитеты, удачные выражения. Здесь же можно ознакомить учащихся с различными видами словарей, включая словари синонимов и антонимов, толковый словарь английского языка, которые могут быть использованы для написания стихотворения и его последующей работы над ним.

5. Учащимся дается время для работы над стихотворением в классе, а учитель имеет возможность помочь ученикам в творческом процессе.

6. Мне не потребовалось делить учащихся на группы, т.к. все происходит спонтанно. Как только один из учащихся попросил разрешения работать с другом вместе, остальные поняли, что задание очень сложное и разделились на группы самостоятельно. Конечно, были и такие, которые хотели работать индивидуально, что тоже не запрещалось. Честно говоря, во всей работе больше всего мне нравится рабочая атмосфера сотрудничества и творчества, возникающая в случае увлеченности работой над темой. Поскольку оценка ставилась всей группе сразу, работа не разу не превратилась в игру.

7. В завершение учащиеся оформляют постер со своим стихотворением. Все работы вывешиваются на стенде творческих работ. В классе с высоким уровнем самосознания может быть проведен конкурс работ, когда оценки выставляют все учащиеся всем работам.

Формы

1.Акростих. Каждая строчка стихотворения начинается с буквы тематического слова для стихотворения, Большой интерес вызывают ключевые слова, связанные с изучаемой темой. Также время от времени учитель может давать слова, связанные с различными социальными явлениями.

Уровень стихотворений может быть различным. Но главное, что стихотворение не спишешь у товарища и не найдешь в Интернете. Для его написания надо подумать, использовать словарь Высоко ценится и оформление. Это задание творческое и не скучное, хотя и требует много усилий. Но самое главное, употребление сравнений, сопоставлений развивает критическое осмысление любого обсуждаемого понятия.

2.Синквейн. Написанный в форме пятистрочия, синквей может использоваться даже в начальной школе. Синквейн имеет следующую форму.

Первая строка - существительное (тема стихотворения). Вторая строка - два прилагательных, описывающих данное существительное. Третья строка - три причастия настоящего времени или неопределенная форма глагола, описывающие действия данного существительного. Четвертая строка состоит из фразы их четырех слов, выражающей суть данного явления. В последней, пятой строке, приводится синоним существительного из первой строки. Данная форма всегда показывает отношение учащихся к проблеме.

«Пять чувств». В данном виде стихотворения первая строка - это фраза, сравнивающая какое-либо понятие с цветом. Например, «Дружба - зеленая и синяя».

Естественно, сколько человек, столько и мнений. Но как только учащиеся почувствуют вкус к данному виду стихосложения, каких только цветов они не найдут в словаре, только чтобы их стихотворение стало интересным.

Вторая строчка начинается со слов «It tastes like»-«На вкус оно/он/она», третья- «It sounds like...» -«он/ она/оно звучит как», следующая-« It smells like »- «Она пахнет как», за ней идет строка, начинающаяся со слов «It looks Пке...»-«Она похожа на», и последняя строка , начинающаяся со слов «It makes me feel like...», переводится «Она заставляет меня чувствовать себя как». Данная форма стихосложения сложнее первых двух, требует умения составлять полноценные предложения, развивает воображение и очень интересна для учащихся. Примеры ученических сочинений приведены в приложении №1.

Написание стихотворений по таким моделям, которые развивают критическое мышление, соответствует современным стандартам обучения. Кроме того, оно расширяет границы общения между учителем и учениками; оно дает возможность учащимся понять процесс письма как таковой (пишем, перерабатывает и возвращаемся к продукту своего творчества еще и еще), - оно создает ситуацию успеха. Все это в той или иной мере формирует гражданские компетенции учащихся.

«Цитата дня». В начале урока даются высказывания знаменитых людей на различные по различным социальным проблемам на русском или английском языке.

Например: «Существование фундаментальных

прав и достойное поведение правительства в конечном счете зависит от внутренних убеждений, не от конституции». «The existence of fundamental rights and the proper conduct of government ultimately depends on inner conviction - not a constitution». Thomas Jefferson

«Быть свободным значит не просто скинуть с себя оковы, но жить, уважая и приумножая свободу

других» «For to be free is not merely to cast off one's chains, but to live in a way that respects and enhances the freedom of others.» Nelson Mandela

«Silence does not always mark wisdom. Молчание-не всегда признак мудрости» Samuel Taylor Coleridge,

«А loving heart is the truest wisdom». «Любящее сердце-вот самая настоящая мудрость» Charles Dickens «The essential thing is not knowledge, but character». «Главная вещь-не знания, а характер» Joseph Le Conte «Never lose a chance of saying a kind word.» «Никогда не упускай шанса сказать доброе слово.» William Thackeray

«If the truth were self evident, eloquence would be unnecessary». «Если бы правда была самоочевидной, красноречие бы не требовалось». Cicero

«They can because they think they сап». «Они могут, потому что думают, что могут.» Virgil

«Success is the sum of small efforts, repeated day in and day out..» «Успех-это сумма маленьких усилий, повторяемых день за днем.» Robert Collier

«То climb steep hills requires a slow pace at first. Чтобы подняться на крутую гору, надо вначале идти медленно. Shakespeare

Первое задание, которое дается учащимся - это перевод с русского языка на английский и наоборот. Затем учащиеся должны объяснить, что имел в виду данный человек, и высказать свое мнение «за» или «против», используя изучаемые слова и словосочетания для выражения своего мнения. В данном случае учитель не может корректировать мнение учащихся, а только лишь обращает внимание на правильность оформления речевого высказывания. С другой стороны, учитель поощряет высказывание противоположных мнений учениками.

Умение устанавливать конструктивные отношения с людьми Организация познавательного процесса Важную роль в формировании умения устанавливать конструктивные отношения с людьми играет организация познавательной деятельности учащихся, В этом смысле всеми признается преимущество организации групповой работы, использование интерактивных методик и методики учебного сотрудничества, Групповая работа помогает развить у учащихся навыки коммуникации, способность к сотрудничеству, способствует овладению навыками совместного принятия решений, влияет на улучшение психического здоровья в классе.

В моей системе работы широко используется взаимопомощь учащихся. С первого года обучения, то есть в возрасте 7-8 лет, учащиеся, которые быстрее всех справились с заданием, пусть даже маленьким (выучит стихотворение, сделать грамматическое упражнение), помогают выполнить его другому. Меня всегда удивляет, насколько учащиеся в такой ситуации толе-рантны друг к другу. С другой стороны, когда учащиеся скрывают плохую работу товарищей по группе, удачным приемом является оценивание работы группы по наиболее слабым ученикам. В этом случае вся группа старается подготовить заранее указанного ученика, а как известно, когда учишь другого человека, сам усваиваешь материал лучше.

Также широко применяется методика «jigsaw reading», когда разделенный на малые группы класс работает каждый со своим учебным текстом. Затем

группы переформируются, и каждый член группы сообщает об изученном в своей группе материале остальным членам группы. Оценивание проводится по всему изученному материалу каждого ученика, чаще всего в виде тестирования.

Интересной формой зачета, формирующей умение устанавливать конструктивные отношения с людьми, является «зачет- вертушка». В данном виде работы учитель готовит в сверхурочное время несколько учащихся, в соответствии с количеством заданий. Во время зачета каждый ученик должен сдать зачет каждому «ученику-экзаменатору». Отметки выставляет каждый «ученик-экзаменатор», а в конце урока выводится средний балл за зачет.

Наивысшим проявлением умения устанавливать конструктивные отношения с людьми я считаю долговременную помощь учащихся друг другу, но ни в коем случае не списыванием, Ликвидации списывания уделяется много внимания при формировании гражданских компетенций, но все же работа не всегда дает свои результаты.

Умение принимать обоснованные решения При обучении английскому языку как иностранному большое внимание уделяется формированию умения принимать решения. Кроме чтения текстов с неоднозначной оценкой поступков и фактов, написания сочинений с выражением своей точки зрения, обучения оценочным диалогам, мною на уроках английского языка в настоящее время осваивается технология проведения дебатов.

Дебаты-это формализованная дискуссия на какую-либо общественно-значимую тему, в которой выступающие выражают не свое мнение, а защищают одно из предложенных мнений. Данная форма работы учит учащихся вставать на точку зрения оппонента и принимать взвешенное решение после рассмотрения всех доводов «за» и «против». В этом учебном году мои старшеклассники на уроке английского языка обсуждали следующие вопросы: «За» и «против» платного получения высшего образования», «Может ли лучший друг стать врагом?».

Кроме того, учащиеся 6 класса проводили «Экологический аукцион», в котором защищали экологию с точки зрения ее важности для жизнедеятельности человека.

Популярной у учащихся является технология составления рассказов, в которой учитель использует разные виды «зачинов», чтобы составить и обсудить важную тему.

В конце учащиеся высказывают мнение, как бы они поступили в том или ином случае на месте героя.

Реализация индивидуальных и общественных прав Во время обучения иностранному языку уделяется достаточно много внимания пониманию прав человека, прав ребенка, прав гражданина, В программу обучения включены разделы и о разрешении конфликтов, и о создателях декларации прав человека. Также мы говорим о международных правозащитных организациях. Конечно, уровень этого материала не настолько научный, как в граждановедческих дисциплинах, но зачастую более эмоциональный, а следовательно, также воздействует на сознание.

Тематические уроки Особое внимание в связи с особенностями учебного предмета уделяется формированию толерантного сознания, пониманию многообразия мира.

Мною разработаны уроки по граждановедческой тематике, в том числе «Толерантность. Нужна ли она?», «Ненасильственная борьба за права человека», «Мартин Лютер Кинг. Добился ли он чего-нибудь?», «Стереотипы- предубеждение- дискриминация»и др.

Урок «Толерантность Нужна ли она?» в 2006г. занял II место в городском конкурсе педагогических идей в номинации «Методические разработки уроков, занятий с использованием И КТ по обучению и воспитанию детей среднего и старшего школьного возраста». Я стараюсь использовать такие проблемные темы уроков как «Свобода и равенство. Что выше?» как способ формирования демократических ценностей.

Плакаты

Также в кабинете я использую плакаты, изданные по результатам конкурса плакатов «Толерантность», который проводится Фондом Сороса, или изготовленные самостоятельно. Если в классе возникают конфликты или просто ситуации нетерпимости, я обращаюсь к плакату Я прошу конфликтующие стороны прочитать и перевести содержание плаката, на этом часто конфликт заканчивается. В настоящее время в моем кабинете висит плакат, выполненный одной из учениц 10 А класса «Don’t worry. Be happy!» (He переживай, будь счастлив!). Он помогает приободрить учащихся в сложных ситуациях.

Лексика

Многие учащиеся не задумываются о том, что их поведение может считаться недопустимым с точки зрения реализации индивидуальных и общественных прав. Я предполагаю, что даже знакомство с терминологией, обозначающей нарушение прав человека в школе, принятой в англоязычных странах может оказать свою положительную роль на формирование толерантного сознания и умение разрешать конфликты. Например, знание таких слов как: Harassment-преследование, Hazing-дедовщинэ в школе, преследование новичков, Embarrassment-стыд, смущение, Ridicule-насмешки, Humiliation-унижение, Stereotypes-CTepeoTHnbi, Prejudice-предубеждение само по себе формирует неприятие определенных видов поведения.

И чтение, и обсуждение дополнительной информации о международных правозащитных организациях, о том, как в англо-язычных странах разрешают конфликты детей в школе, о правах ребенка и их защите -все это служит умению реализовать общественные и индивидуальные права,

Уважение национальных традиций и культур В процессе преподавания иностранного языка особое внимание уделяется уважению культур стран изучаемого языка. Но совершенно невозможно обойтись без изучения культуры страны, а особенно места, где ты живешь. Это связано с тем, что при реальном общении с гражданами других стран, а английский является языком международного общения, человек попадает в ситуацию, когда нужно рассказать о себе и своей Родине.

Мною составлено несколько текстов с заданиями по географии, природе и культуре Ямало-Ненецкого автономного округа для разного возраста для уроков английского языка. Наиболее интересные из них: «Северное сияние», «Полярная ночь и полярный день», «Что мы едим». Я считаю, что данная тематика воспитывает уважение к другим культурам, и патриотизм и любовь к малой родине.

Результативность, условия и возможность применения данного опыта

Данный опыт работы дает результаты, которые трудно оценить в цифрах. Но в том, что многие из моих учеников стремятся достигнуть профессиональных высот самостоятельно, стараясь минимально прибегать к материальной помощи родителей - это результат данного подхода, по словам этих учеников. Но в целом, общие результаты работы также говорят об эффективности данного подхода.

Средний балл успеваемости в классах, где я работаю, по начальной школе составляет 4.2-4.3 по углубленному изучению английского языка, по старшей школе 4.0.

Постоянно наблюдается рост участия в олимпиаде по основам наук Уральского федерального округа. Средний балл в 1 туре составляет 64 из 100 (участвуют все желающие ученики), в прошлом году 8 человек прошли во 2 тур, в третьем международном туре участвовало 3 учащихся. Также растет количество победителей городской олимпиады по английскому языку.

Адресная направленность

Я предполагаю, что мой опыт может быть интересен учителям иностранного языка, заинтересованных в формировании демократического образования в обществе. Гражданское образование не может быть навязано «сверху», Педагоги должны иметь личностную мотивацию к занятиям этой деятельностью, обладать выраженной гражданской позицией.

Трудоемкость

Данная система работы требует от учителя сфор-мированности демократических и либеральных идеалов, интереса к общественно-политической жизни в стране и за рубежом, постоянного обновления содержания образования и т.д., т.е. достаточно трудоемка.

Литература

1.Болотов В.Н., Сериков В.В. Компетентностный подход к разработке содержания образования: от идеи к образовательной программе. В кн.: Активная школа, М., 2004.

2. Дьюи Д. Демократия и образование. М.: Педагогика-Пресс, 2000.

3. Гражданское образование: содержание и активные методы обучения / Под. ред. С.Шехтера, Н. Воскресенской при участии А.Йоффе и Ч.Уайта. - М.: ЗАО «Учительская газета», 1997.

3. Йоффе А.Н., Пахомов В.П. Методические приемы в гражданском образовании. - Тольятти: Фонд «Развитие через образование», 1999. - 38 с.

4. Иоффе А.Н. Книга ресурсов. Методическое пособие по гражданскому образованию. СИВИТАС-РОССИЯ. Межрегиональная Ассоциация «За гражданское образование» 2005.

5. Шахтер С., Вознесенская Н. Гражданское образование: содержание и активные методы обучения: М. Межрегиональная ассоциация «За гражд. образование», 1997.

6. Лебедева И.С. Воспитательный потенциал текстов для чтения в обучении иностранному языку / И.С. Лебедева // Культура поведения в парадигме педагогики ненасилия: Сб. науч. ст. по проблемам педагогики ненасилия: Материалы XXVII Всероссийской научно-практической конференции, СПб., 20 апреля 2006 г. - СПб.: Изд-во «67 гимназия. Verba Magistri», 2006. - С. 532-536.

7. Лебедева И.С. К вопросу о понятии «гражданин» / И.С. Лебедева // Российское образование в XXI веке: проблемы и перспективы: Сб. ст. II Всероссийской научно-практической конференции, Пенза, ноябрь 2006 г. - Пенза, 2006. - С. 235-237.

9.Образовательная программа муниципального общеобразовательного учреждения Гимназия города Лабытнанги на 2005-2010 годы. -Лабытнанги, 2007.

10. Isak D. Frumin.Citizenship Education and Ethnic Issues in Russia. In: Diversity and Citizenship Education. Ed. By A.Banks. San Franciso, 2004.

Веткныю заанш "Педагог"!

В моей судьбе Вы стали главной...

Евгения Николаевна - человек судьбоносный. Она определила судьбу целого явления в отечественной педагогике прошлого века - я имею в виду «Орленок» 60-х годов. То, что он стал тогда легендой, во многом определили те люди, которых направила туда Евгения Николаевна (она курировала «Орленок» как инструктор ЦК ВЛКСМ). Она не только нашла людей, но и создала для них ситуацию защищенности, благодаря которой они и смогли сделать лагерь тем, чем он стал.

Евгения Николаевна - человек судьбоносный. Во всяком случае, мою судьбу она определила дважды. Первый раз, направив в 63 г. работать в «Орленок», во второй - в 67 г., когда она пригласила меня в свою 561 школу, и буквально за руку отвела в аспирантуру.

Анатолий Викторович Мудрик Чл.-кор. РАО, д.пед.наук, профессор, лауреат Премии правительства РФ в образовании

Благодаря Вам, Евгения Николаевна, моя судьба счастливо изменила свой путь в далеком 1963 году. Вы предложили мне сделать выбор между «Артеком» и «Орленком» в пользу не столь известного в те годы лагеря «Орленок». За это Вам огромная благодарность и низкий поклон! Работа там и общение с интересными людьми приносили огромную радость.

Вы обладали удивительной способностью собирать вокруг себя нужных и талантливых людей. Это было и в 60-е, а потом и в школе №561. В ней было особый дух, который захватывал и детей, и взрослых. Знаю, как непросто было Вам «управлять» всей этой системой. Вы были и требовательной, и очень гибкой, строгой и душевной. Рядом с Вами нельзя было халтурить, делать что-либо для галочки. И что самое главное, по-моему, Вам была небезразлична судьба и жизнь окружающих Вас людей. Скольким своим ученикам Вы заронили в душу добрые чувства, скольких уберегли от падения. Благодарю судьбу, что пришлось работать вместе. Но до сих пор не могу отделаться от ощущения, что не выкладывалась полностью, не соответствовала Вашим ожиданиям.

Татьяна Фролова Учитель 561 школы

Директор школы, которым не пугали детей, как милиционером. Евгения Николаевна Соболева - директор нашей 561 школы-нов о стройки, где не было продленки и муштры. Там была свобода - например, можно было прийти в школу в любое время дня и даже ночью, и никто не станет читать мораль, а все расспросы - утром, где любовь всех взрослых, начиная с нее самой, струилась и снисходила на детей как свет небесный. Она нас любила, а мы ее обожали.

Красивая и сдержанная в жестах, статная и стильно одетая всегда! (Не забыть уголок ее шарфика, кокетливо выглядывающий из-за полочки элегантного костюма!) Едва завидев подходившего к ней, она первой делала шаг навстречу и начиналось таинство общения... Казалось только тебя она и ждала, чтобы выслушать, расспросить.

Обворожительная улыбка, теплый, спокойный взгляд, приветливый голос, красивая, понятная русская речь и точный наводящий вопрос делали общение с ней не только приятным, но и веселым, и полезным, и очень-очень плотным: познавательным. Да еще таким, что проблемы или сомнения, если и были, словно испарялись без следа в считанные доли секунд, и на душе оставалась легкость, а в голове - ясность.

Она, Евгения Николаевна была для нас (и теперь через десятки лет это неопровержимо!) первый учительницей великого русского языка и великой русской литературы, которые она нам преподавала. И как!!!

На уроках мы слушали пластинки: классическую музыку, оперу, поэзию в исполнении известных мастеров художественного слова, а потом она приносила в класс свой магнитофон и записывала наше мелодраматическое исполнение. Это потрясало нас еще и потому, что мы видели, какое удовольствие доставляет ей любое наше творчество, будь то стенгазета со стихами ил новые слова на мотив известной песни.

Я даже не помню, ставила ли она нам отметки в журнал, потому что для нас важнее был ее анализ и оценка наших потуг.

Невозможно высказать словами, как ее любили школьники и родители, ее боготворили. Мы гордились нашей школой еще и потому, что с Евгенией Николаевной дружили очень известные в нашей стране писатели и поэты, композиторы, космонавты и ученые. Последние - сразу становились и нашими друзьями, потому что проводили с нами все свое свободное время: некоторые просто жили в школе и работали, втягивая нас в свои интересы легко и непринужденно через разнообразные коллективные творческие дела. Это было нетрудно: у нас не было продленки, но у нас были РВО (!) - разновозрастные отряды и нас тянула в школу, где нас любят, учат, развивают какая-то неведомая сила. Казалось, что этим взрослым - вожатым без нас - тоска. А были это молодые ученые - будущие светила гуманистической педагогики, которые очень любили нашу Евгению Николаевну, а потому им тоже доверяли наши родители.

Ненавязчиво, а увлекательно они стремились приохотить нас к лучшим образцам мировой музыкальной и художественной культуры. Формы общения были настолько разнообразными, что очень хотелось соответствовать, и мы тянулись за ними в школу и в поход, как к костру, от которого шло тепло и врачующий душу свет. А еще - песни, которые прямо при нас создавались.

Потом тяга к знаниям у многих из нас вошла в привычку. Мы быстро взрослели, потому что именно Евгения Николаевна

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.