Научная статья на тему 'Интегрированное занятие по развитию речи и изобразительной деятельности в старшей логопедической группе'

Интегрированное занятие по развитию речи и изобразительной деятельности в старшей логопедической группе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
506
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интегрированное занятие по развитию речи и изобразительной деятельности в старшей логопедической группе»

видам лингвистических словарей и справочной литературе для определения языковой номы, умение грамотно оформлять текст на письме и умение его редактировать в плане содержания и языкового выражения, Последние две позиции нашли свое отражение в выборе такой формы устного экзамена, как реферат, комплексный анализ текста. Интересно, что основные аспекты темы, проблему реферата учащиеся выбирают сами, проявляя исследовательские умения и творческие способности: «Как используются слова грусть, тоска, смерть, печаль, скука в повести А.Платонова «Котлован», «Использование отвлеченных существительных в романе А.Платонова «Чевенгур», «Речь героев, значение диалога в романе И.Тургенева «Рудин», «Язык поэмы А.Твардовского «Василий Теркин», «Элементы народной речи в поэме А.Блока «Двенадцать» (лексика, фразеология, синтаксис)»;

• развитию творческих способностей учащихся. Такая работа, связанная с созданием текстов разных стилей, служит основой для обогащения речи учащихся, приобщения к эстетическим ценностям мировой литературы и литературы регионального содержания, формирования личности учащихся, организации нравственно-эстетического сопереживания школьников судьбам родного края, что поможет им ориентироваться в изменяющемся мире. Таким образом, в результате правильной организации лабораторное занятие дает положительные результаты, обеспечивая минимальный объем домашнего задания, побуждая учащихся к творческой деятельности, к выработке умения самостоятельно исследовать языковой материал, анализировать определенные факты языка, фиксировать закономерности, обобщать результаты, делать выводы, развивать лингвистическое мышление.

Достигнутый уровень лингвистического мышления и развития творческих способностей, а также полученные старшеклассниками умения и навыки самостоятельной работы на уроках русского языка дают возможность увеличивать долю самостоятельного анализа текстов в основном публицистического и художественного стилей с целью обучения полноценному восприятию художественного и научно-популярного текста (основных его мыслей, связей между ними, изобразительно-выразительных средств, эмоционального подтекста), переработке разных видов текста, созданию учащимися собственных разножанровых текстов в рамках подготовки к ЕГЭ.

В соответствии с программой по русскому языку А.И.Власенкова в 11 классе освоенные ранее виды работ могут быть дополнены тематикой самостоятельных заданий, направленных на дальнейшее развитие речи старшеклассников, на формирование личности, вступающей в самостоятельную жизнь: «Анализ языковых средств очерка М.Горького «А.П.Чехов» с целью создания собственного портретного очерка», «Наблюдение над стилистическими фигурами (антитеза, инверсия, параллелизм) в евангельской притче о добром самарянине и Нагорной проповеди Иисуса Христа с целью 'осмысления духовного содержания текста», «Работа над словом в стихотворении А.Блока (по выбору учащихся) с целью выявления особенностей творческой лаборатории поэта», «Наблюдение над словесными образами стихотворения «О, весна без конца и без краю...» и в поэме «Двенадцать» А. Блока в связи с идейно-образным содержанием произведений».

Таким образом, сочетание и постепенное усложнение всех приемов самостоятельной работы на уроках русского языка в старших классах на основе лабораторных работ обеспечивает развитие творческих способностей учащихся, формирование лингвистического мышления.

Требования к уровню подготовки выпускников В результате изучения регионального казачьего компонента литературного образования ученик должен: знать/понимать:

-образную природу словесного искусства; -содержание, тему, основной авторский замысел изученных литературных произведений;

-основные факты жизни и творческого пути А.П.Чехова, М.А. Шолохова, А.И. Солженицына;

- наизусть 2-3 стихотворения;

-связь произведений с историей Дона и с историей развития литературы Дона и о Доне; уметь:

- воспринимать художественный текст;

-выделить смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

- определять род и жанр произведений региональной литературы;

- выделять тему и формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику героев произведений Дона и о Доне;

- характеризовать особенности сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств, лексики и другие особенности языка произведений;

- сопоставлять тематически и проблемно близкие произведения общероссийской и региональной литературы, раскрывать регионально обусловленные различия;

- находить в текстах этнографический материал.

Презентация автора В течение последних четырех лет я стараюсь доказать на практике жизнеспособность идеи проведения лабораторных работ по русскому языку в старших классах как одной из эффективных форм системы мониторинга, как рациональной формы учебной деятельности. Выступала с докладами и сообщениями на заседаниях педагогических советов школы и методического объединения словесников. Распространяя опыт на муниципальном уровне, проводила мастер-классы, практические семинары по тематике лабораторных работ для учителей города, руководителей МО, слушателей РО ПДК и ПРО. Разработанная технология организации и проведения лабораторных работ получила высокую оценку рецензентов кафедры педагогики и кабинета «Языки, литература, искусство» при И ПК и ПРО Ростовской области: Т.И.Павловой, В.Я. Рыбниковой, Л.В. Куприяновой, И.Р. Ратке, Т.В.Мельник, была опубликована в качестве методического пособия для учителей, преподающих русский язык на третьей ступени обучения, в методическом журнале И ПК и ПРО Ростовской области «Практические советы учителю» (2004 г., № 10, с. 19-29) и в научно-методическом журнале Министерства образования РФ «Русский язык в школе» (2005 г., № 1, с. 34-41).

Коростелева И.А.,

воспитатель ДОУ № 60 г. Раменское Московской области Конакова В.Г., зам. заведующей по УВР ДОУ № 60

X ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ -у

Тип занятия: итоговое, обобщающее.

Цель: Развитие мышления и умения говорить через знакомство с русским народным творчеством.

Задачи:

Образовательные: 1. Знакомство детей с былинным эпосом русского народа.

2. Закрепление знаний о построении орнамента.

3. Закрепление знаний об элементах народных росписей.

Воспитательные: 1. Воспитание чувства гордости за свою Родину, за защитников Родины.

2. Воспитание патриотических чувств.

3. Воспитание самостоятельности, инициативности.

Развивающие: 1. Развитие навыков связной речи.

2, Развитие умений составления рассказа по картинке.

4. Развитие умений работы концом кисти, работы с палитрой, использования «тычка» в составлении орнамента.

Материал для занятия:

- работы детей, выполненные по мотивам былин;

- выставка прочитанных книг о былинных богатырях и народных героях древней Руси;

- палитра, гуашь, кисти №№ 1,2, баночки с водой, салфетки, клеенки, тонированная бумага;

- бубен, магнитофон.

Предварительная работа:

1. Чтение книг: Л.Н.Толстой. Как боролся русский богатырь; Три богатыря. В обработке А. Нечаева, Никита Кожемяка. А,Н. Афанасьев. Иван крестьянский сын и Чудо-Юдо.

2. Посещение библиотеки и просмотр тематической выставки книг.

3. Посещение музея «Русская изба».

4. Выполнение коллективных работ из природного и бросового материала на тему былинного эпоса.

5. Заучивание пословиц о Родине.

6. Разучивание народных игр и пальчиковой гимнастики.

Участники занятия: дети старшей логопедической группы, воспитатель, педагог (хранительница музея)

В группе на столах всё готово к изодеятельности детей. Лежит тонированная бумага, белая бумага, стоят гуашевые краски, кисти, тычки, вода, На первом стенде расположены групповые работы детей по мотивам былинного эпоса. На втором стенде - стоят книги.

Ход занятия.

В группу приходит хранительница музея (педагог).

Педагог: Здравствуйте ребята!

Вот я и выполнила своё обещание - пришла посмотреть на ваши работы по былинам, с которыми вы познакомились.

Покажите мне их, пожалуйста, и расскажите о них.

Дети подводят педагога к картинам, которые выполнены ими совместно с воспитателем, и рассказывают о сюжетах на этих работах.

Педагог: Все ваши работы посвящены подвигам русских богаты ре й.

Скажите мне, пожалуйста, а как вы понимаете слово «богатырь». Что может означать это слово.

Дети: Богатырь - это человек большой силы, крепкий, отважный, смелый, не боится врагов.

Педагог: Кого защищали богатыри на Руси?

Дети: Землю-матушку, народ, детей, стариков, женщин.

Педагог: А знакомы ли вы с таким слово, как «родина»?

Что означает слово «родина». Давайте с вами вместе разберемся.

Родина - это место, где жили родные друг другу люди, родственники. Родина - это часть земли-матушки, которую человек мог обойти от рассвета солнышка до заката. Родина - это место, где человек родился, вырос, получил знания.

А знаете ли вы о Родине пословицы?

Дети говорят заученные с воспитателем пословицы.

Педагог: Подумайте, какими качествами надо обладать, чтобы Родину защищать.

Дети перечисляют качества богатырей.

Педагог: Каждому защитнику Родины еще необходима быстрота реакции.

Что это за качество, вы поймете, когда мы поиграем в игру «Шагай, прыгай, не зевай».

Дети с педагогом и воспитателем играют в игру. После игры они делают вывод, что необходимо быстро реагировать на команды ведущего, иначе можно «зазеваться» и выбыть из игры.

Педагог: А что это за книжки у вас стоят на выставке? О чем они?

Дети рассказывают о своем походе в библиотеку. О том, что воспитатель прочитал им несколько книг о былинных героях.

Педагог: - подумайте и скажите: почему героев называют былинными? Что кроется в названии «былина». Чем былина отличается от сказки? Хотите это знать? Былина - это быль, т.е. это то, что было. Сказка - это сказ. Сказ о событиях в жизни человека и подсказка о том, как нужно поступать в определенных жизненных ситуациях.

Давайте посмотрим на книги, которые здесь стоят. Что изображено на картинках в этих книгах?

Дети составляют рассказы по сюжетным картинкам.

Педагог и воспитатель вместе с детьми рассматривают иллюстрации в книгах.

Педагог: - ребята, скажите, а для чего в книжке вокруг иллюстрации

Имеется ещё один рисунок. И как он называется.

Дети отвечают, что вокруг иллюстрации нарисована красивая рамка.

Педагог: - где вы ещё видели рамки вокруг рисунка?

Воспитатель помогает детям, показывая им фото в рамке, портрет в рамке.

Педагог: - приглядитесь внимательно к рамкам. Как выполнен узор на рамке? Из чего состоит рисунок на рамке?

Дети отвечают, что рисунок рамки состоит из повторяющихся узоров.

Педагог: - Ребята, а почему вы свои работы не украсили рамками?

Ведь на выставку приятнее выставить работу в красивой рамке.

Воспитатель: - Наши ребята уже научились составлять орнамент, и сейчас они покажут своё мастерство.

Дети занимают места за столами.

Педагог: - хочу вам напомнить, что повторяющиеся мотивы и узоры называются орнаментом.

Ваши коллективные работы выполнены без рамок.

Давайте украсим их рамками, нарисуем орнаменты для украшения работ. А поможет нам в этом «королева-кисточка». Как надо обращаться с ней?

Дети рассказывают о кисточке.

Воспитатель проводит пальчиковую гимнастику «Богатыри».

Звучит музыка. Дети рисуют. Для образца выставлены различные мотивы народных орнаментов. Дети выбирают один из мотивов и стараются копировать его, преобразовывая в орнамент.

По окончании работы воспитатель вывешивает все детские работы на стенд и идет обсуждение каждой работы. Дети рассказывают: какие элементы, из какой народной росписи они выбрали и преобразовали в орнамент.

Вместе с воспитателем и педагогом они решают, каким орнаментом украсить их «картины».

Педагог хвалит детей. Занятие окончено.

Приложение Пальчиковая гимнастика «Богатыри»

Руки перед грудью, ладони сомкнуты.

- Ночь. В избе все спят. Раздается стук.

Богатыри. - Тук-Тук!

Указательные пальцы постукивают друг о друга. Дети, - Кто там?

Постукивают мизинцы друг о друга.

- Богатыри. Два богатыря пришли переночевать.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Постукивают указательные пальцы.

Дети: Спросим у мамы. Мама!

Постукивают мизинцы.

Мама: - Что дети?

Постукивают безымянные пальцы.

Мама: - Спросите у папы.

Постукивают безымянные пальцы.

Папа: - Что дети?

Постукивают средние пальцы.

Дети: - Два солдата пришли переночевать!

Постукивают мизинцы.

Папа: - Впустите!

Постукивают средние пальцы.

Дети: - Входите.

Постукивают мизинцы.

Богатыри: Ах, какая благодать, что впустили ночевать!»

Указательные пальцы «пляшут», совершая перекрестные движения.

Богатыри: - Войдем.

Сомкнутые ладони поворачиваются пальцами к груди, затем следует быстрый полуоборот рук так, чтобы соприкоснулись тыльные стороны ладоней. Руки вытягиваются вперед.

Куркова С.В.,

учитель английского языка Гимназия г. Лабытнанги

ГРАЖДАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО

«Будьте теми изменениями, которые хотите увидеть»

Махатма Ганди «При демократии в обществе постоянно растет число людей, готовых согласовывать свои действия с действиями других и учитывать чужие интересы, определяя цель и направления собственных. Все это равносильно разрушению барьеров класса, расы и национальной территории, которые удерживают людей от полного осознания смысла своих действий»

Джон Дьюи

Условия возникновения,

становления опыта

Огромное влияние на меня, как на учителя, оказал не всеми принимаемый Джон Дьюи. Прочитав его книгу «Демократия и образование», я долго не могла

прийти в себя. Перелистывая страницы его книги, я с трудом верила, что данное произведение написано более 100 лет назад. Казалось, он говорит со мной сейчас о наших школьных проблемах, отвечая на вопросы, на которые я не могла найти до этого ответ. Поскольку в жизни ничего не бывает случайного, скоро после этого мне выпала удача познакомиться с методиками гражданского образования в стране, где была написана оказавшая на меня огромное влияние книга. Это произошло в 2000 году при участии в программе «Партнерство в образовании», в которой группа учителей из России изучала методики гражданского образования в Университете штата Мэн США,

Для участия в программе мне пришлось пройти двухэтапный конкурс. Конечно, нас отбирали российские и американские коллеги по принципу сходства педагогической философии с принципами философии гражданского образования. Но это я поняла не так давно. Да и сказать могу с уверенностью, что многие из моих любимых учителей вполне соответствуют дан-

ным критериям, хотя работали задолго до знакомства с методиками гражданского образования,

Само понятие «гражданское образование » не показалось мне тогда чем-то абсолютно новым. С детских лет я знала наизусть слова «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан», понимая, что и учителем можно не быть (хотя с детства хотела быть только учителем), но гражданином я быть обязана. Сейчас, когда наша страна пусть медленно, но все же идет по пути демократического развития, я осознаю, что только демократическим гражданским образованием мы можем воспитать поколение, способное жить в демократических условиях. Вся практика нашего образования должна быть нацелена на обучение именно этому в школе.

Обоснование актуальности и перспективности системы работы

«Гражданское образование, понимаемое как обучение и воспитание в духе демократии, ворвалось в нашу жизнь в конце 80-х - начале 90-х годов прошлого столетия. Крушение тоталитарных режимов, распад СССР, появление демократических государств в разных регионах: Европе и Азии, Африке и Латинской Америке, вызвало к жизни этот новый для нас феномен. Гражданское образование существует в любом государстве - демократическом и тоталитарном, но имеет в них разные цели. Если для демократии нужны думающие, обладающие определенной информацией, критическим мышлением граждане, то в тоталитарном государстве формируются законопослушные, заучивающие существующие идеологические догмы -винтики государственной системы.

Под гражданским образованием понимается целенаправленное педагогическое воздействие на самосознание подростков путем передачи системы знаний; развития чувства любви к Родине, интереса к истории своего народа, законам государства; воспитания у них чувства ответственности за свои поступки, за судьбу страны; формирования способности к гражданскому действию (гражданской активности). Гражданское образование представляет собой единый комплекс, стержнем которого является политическое, правовое и нравственное образование и воспитание, реализуемое посредством организации учебных курсов, проведения внеклассной и внеурочной работы, а также создания демократического уклада школьной жизни и правового пространства школы

Конечно, гражданское образование в большей мере осуществляется в процессе преподавания граж-дановедческих дисциплин. В то же время невозможно сформировать демократические компетенции только на уроках граждановедческого цикла. Следовательно, опыт гражданского образования в процессе изучения других предметов особенно актуален.

Главная цель гражданского образования - воспитание гражданина, живущего в демократическом государстве, гражданском обществе. Такой гражданин должен обладать определенной суммой знаний и умений, иметь сформированную систему демократических ценностей, а также желание участвовать в общественной жизни.

Способности думать и действовать, как свободный человек формируются долгим трудом всего сообщества. Томас Джефферсон сказал: «Существование фундаментальных прав и верные формы правления, в конечном счете, зависят от внутренних убеждений, а

не от конституции». Следовательно, все формы гражданского образования, позволяющего человеку жить в условиях свободы и демократии, когда нет принуждения делать то или иное, очень важны для российского общества именно сейчас.

В своей педагогической деятельности я пытаюсь реагировать на следующие противоречия, сложившиеся в общественной практике:

-между общечеловеческими демократическими ценностями и традициями российского образования и воспитания в условиях жесткой дисциплины и послушания;

- между тенденциями в образовании к многостороннему развитию личности как таковой и потребностями общества в социально-активной личности;

-между потребностями семьи в формировании самостоятельности детей, развитии детей социально активными и возможностями школы, работающих по методикам, дающими, в основном, знания.

Теоретическая база опыта. Теоретической базой опыта являются теории личности, деятельности, саморазвития личности в процессе деятельности, в частности, механизмах персонализации личности и ее развития в деятельности (К. А. Абульханова - Слав-ская, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Д. Шадриков и др.); дидактические особенности организации учебнопознавательной деятельности обучающихся (Н.Д. Андреева, В.П. Беспалько, И,Я, Лернер, П.Я, Гальперин, Н.Ф. Талызина и др.); теория целостного педагогического процесса (Ю.К. Бабанский, М.А. Данилов, В.В. Краевский и др.); теория активизации познавательной деятельности студентов (Е.С. Полат, С.Л. Рубинштейн); теория и практика использования информационных технологий в обучении (С.А. Бешенков, А.Л. Денисова, H.A. Инькова, В,Ю. Лыскова, Е.А. Ракитин, И.В. Роберт, Д.А. Сметанин, Н.К. Солопова, М.С. Иванова и др.); теория гражданского образования: Д Дьюи, А. Шенкер, Д.Патрик, С. Шехтер и др.).

В гражданском образовании существует несколько подходов, среди них компетентностный; ценностный; деятельностный.

Компетентностный подход является новым явлением в отечественном образовании. Он только начал внедряться в школьную практику. Данный подход имеет множество плюсов: переход от передачи знаний к освоению знаний и применению их на практике, высокая мотивация обучения, личностно ориентированное образование. Он не отрицает знаний, стремится представить знания в такой форме, которая приведет к личностной самореализации. Гражданское образование направлено на формирование гражданской компетентности личности. Гражданская компетентность личности включает в себя совокупность способностей, позволяющих активно, ответственно и эффективно реализовывать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в демократическом обществе.

Компетентностый подход в гражданском образовании предполагает формирование следующих гражданских компетентностей:

- компетентность в учебно-познавательной деятельности (самостоятельный поиск информации, умение ее анализировать, критически мыслить и т.д.);

- компетентность в области общественно-политической и правовой деятельности (реализация прав и обязанностей гражданина, выполнение функций гражданина во взаимодействии с другими людьми и властью, в организации социального партнерства и т.д.);

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.