Научная статья на тему 'Компетентностный подход в преподавании иностранного языка в общеобразовательной школе'

Компетентностный подход в преподавании иностранного языка в общеобразовательной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
595
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КЛЮЧЕВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / A COMPETENCE APPROACH / THE KEY EDUCATIONAL COMPETENCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коваленко Мария Викторовна, Бажин Константин Сергеевич

В статье обсуждаются ключевые образовательные компетенции, основные пути их достижения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A competence approach to the teaching of a foreign language at a comprehensive secondary school

In article are discussed the key educational competences and the main ways of their achievement.

Текст научной работы на тему «Компетентностный подход в преподавании иностранного языка в общеобразовательной школе»

УДК 37.016:811

М. В. Коваленко, К. С. Бажин

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В статье обсуждаются ключевые образовательные компетенции, основные пути их достижения.

In article are discussed the key educational competences and the main ways of their achievement.

Ключевые слова: компетентностный подход, ключевые образовательные компетенции.

Keywords: a competence approach, the key educational competences.

Концепция модернизации российского образования предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. В эпоху быстрой смены технологий необходимо формирование принципиально новой системы образования, предполагающей постоянное обновление, индивидуализацию спроса и возможностей его удовлетворения. Согласно Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» [1], ключевой характеристикой такого образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование компетентностей, готовности к переобучению.

Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков (ЗУН), а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.

Одной из задач модернизации образования является обеспечение вхождения человека в социальный мир, его продуктивной адаптации в этом мире. Это, в свою очередь, требует полного, личностного и социально-интегрированного результата. По мнению А. Г. Штариной, в качестве такого интегрального социально-личностно-поведенческого феномена, как результат образования [2], выступает понятие «компетенция» или «компетентность».

В переводе с латинского языка слово competentia означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлён, обладает познаниями и опытом. С. И. Ожегов под компетенцией понимает «круг вопросов, в которых человек хорошо

© Коваленко М. В., Бажин К. С., 2012

осведомлён» [3], а под «компетентностью» - знание, осведомление и авторитет человека в какой-либо области. В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования [4] сформулировано следующее определение понятия «компетенция»: готовность ученика использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач. Таким образом, можно сделать вывод, что компетентный человек - это тот, кто обладает определённой компетенцией, то есть соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно в ней действовать.

Формирование компетенций происходит средствами содержания образования. В этом случае существует необходимость ввести понятие образовательных компетенций. Под образовательной компетенцией понимают совокупность смысловых ори-ентаций, ЗУН, опыта деятельности ученика по отношению к определённому кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально значимой продуктивной деятельности [5].

По мнению А. В. Хуторского, образовательные компетенции имеют трёхуровневую иерархию [6]:

1) ключевые компетенции - относятся к общему;

2) общепредметные компетенции - относятся к определённому кругу учебных предметов и образовательных областей;

3) предметные компетенции - относятся к частным учебным предметам.

Так как ключевые компетентности относятся к общему (метапредметному, или надпредметному), то следует сделать вывод, что ключевые образовательные компетенции конкретизируются на уровне образовательных областей и учебных предметов для каждой ступени обучения. Именно ключевые компетенции дают возможность для формирования учащегося как субъекта учебной деятельности и воспитания его личности.

На основе главных целей общего образования, структурного представления социального опыта и опыта личности, а также основных видов деятельности ученика определяется перечень ключевых образовательных компетенций и основных путей их достижения.

Для эффективного внедрения ключевых образовательных компетенций необходимо разработать образовательный минимум на основе целей общего образования, чтобы он смог охватить четыре элемента содержания образования: опыта познавательной деятельности, фиксированной в форме ее результатов; опыта осуществления известных способов деятельности; опыта творческой деятельности и опыта осуществления эмоционально-ценностных отношений в форме личностных ориентаций. Ос-

М. В. Коваленко, К. С. Бажин. Компетентностный подход в преподавании иностранного языка.

воение этих четырех типов опыта позволяет сформировать у учащихся способности осуществлять сложные культуросообразные виды действий.

В рамках преподавания иностранного языка в общеобразовательной школе выделяется ряд ключевых образовательных компетенций.

1. Ценностно-смысловая компетенция - это мировоззрение, ценностные ориентиры, способность видеть и понимать окружающий мир, выражать свою точку зрения.

На уроках иностранного языка учащиеся овладевают ценностно-смысловой компетенцией, участвуя в нравственных беседах, в ситуациях морального выбора поступков.

Вот несколько примеров подобных заданий:

- «Представь, что ты - родитель. Как бы ты стал прививать своим детям такие качества, как послушание, вежливость, уважение к старшим?» (10-й класс, тема «Семья»);

- «Представь, что ты - директор Центра занятости населения. Как бы ты решил проблему безработицы в своем городе?» (9-й класс, тема «Выбор профессии»).

Известно, что один и тот же учебный материал усваивается детьми по-разному. Некоторые ученики проявляют отличные способности к изучению английского языка, поэтому для таких учащихся разрабатываются индивидуальные образовательные траектории обучения или вводятся дифференцированные задания.

2. Общекультурная компетенция - это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни, роль науки и религии в жизни человека, его быт и досуг.

Уроки иностранного языка наилучшим образом способствуют формированию общекультурной компетенции при проведении бесед, диспутов и дебатов.

Вот несколько примеров подобных бесед (диспутов, дебатов):

- «Мои любимые/нелюбимые предметы» (4-й класс, тема «Школьная жизнь»);

- «Семья - самое ценное в моей жизни» (5-й класс, тема «Я и моя семья»);

- «Я быхотел/не хотел остаться в России» (7-й класс, тема«Моя страна»);

- «Веришь ли ты в предрассудки? Почему?» (10-й класс, тема «Во что мы верим»).

Кроме того, необходимо приобщать учащихся к диалогу культур, что можно осуществить путём просмотра видеофильмов как на английском, так и на русском (страноведение) языке.

Возможно применение творческих заданий: подбор русских эквивалентов к английским пословицам, объяснение значения английских идиом, перевод английских стихотворений на русский язык.

Большая роль в формировании общекультурной компетенции отводится страноведческим за-

нятиям, факультативам и элективным курсам, посещая которые учащиеся приобретают детальные знания об англоговорящей стране, учатся анализировать и сопоставлять исторические факты, у них формируются навыки межкультурного общения.

3. Учебно-познавательная компетенция - это знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. Реализация данной компетенции тесно связана с развивающим обучением, формированием навыков общеучебной деятельности.

В рамках современного подхода в образовании совместное целеполагание должно присутствовать на каждом уроке. Кроме того, необходимо уделять большое внимание развитию самооценки, так как это очень важно для правильного определения своего уровня развития каждым учеником и составления плана дальнейших действий. Работая над развитием самооценки в начальной школе, возможно применение следующих заданий: «Прежде чем выполнять задание, подумай, как хорошо ты с ним справишься, и нарисуй цветным карандашом соответствующий кружок на полях тетради: красный (отлично), зелёный (хорошо), синий (плохо)». В старших классах ученикам предлагается оценить свой уровень владения языком по таблице самооценки, разработанной специалистами Московского государственного лингвистического университета [7].

На каждом этапе работы ученики анализируют свои достижения, вырабатывая тем самым навык рефлексии. Кроме того, эффективным является применение разноуровневых заданий, способствующих развитию самооценки учащихся на уроках иностранного языка.

4. Информационная компетенция - это умение самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать её.

Использование информационных компьютерных технологий предполагает индивидуализацию обучения и интенсификацию самостоятельной работы учащихся, повышая тем самым их познавательную активность и мотивацию.

На уроках иностранного языка возможно применение интерактивных обучающих компьютерных программ, включающих формирование лексико-грамматических навыков и развитие умений по всем видам речевой деятельности.

5. Коммуникативная компетенция - это знание необходимых языков, взаимодействие с людьми, работа в группе, коллективе.

Данная компетенция на уроках иностранного языка формируется в монологической речи, что способствует формированию компенсаторной компетенции - умения выходить из ситуации, когда ученику не хватает языковых средств при получении и передаче информации.

Возможно использование следующих заданий:

- Ученик 1: «Представь, что ты покупатель в отделе одежды. Попроси необходимый размер, цвет и модель одежды».

- Ученик 2: «Представь себя продавцом одежды в магазине. Предложи свои услуги покупателю, подбери необходимый цвет и размер» (3-й класс).

В письменной речи формирование коммуникативной компетенции осуществляется, когда учащиеся пишут письма, открытки, резюме, заполняют анкеты:

- Составь свою личную карточку в спортивный клуб. Укажи свою фамилию и имя, адрес, телефон, часы посещения (5-й класс).

6. Социально-трудовая компетенция - это владение знаниями и опытом в вопросах экономики и права, в сфере семейных отношений, в социально-трудовой сфере, в сфере общественной деятельности, т. е. овладевая социально-трудовой компетенцией, учащиеся учатся жить в современном обществе.

На уроках иностранного языка и во внеурочное время социально-трудовая компетенция более успешно формируется в ролевой игре, позволяющей направить коммуникативные умения в сферу гражданско-общественной и социально-трудовой деятельности:

- «Поинтересуйся у прохожего, который час» (5-й класс);

- «Узнай у полисмена, каким видом транспорта лучше всего добраться до Гайд-парка, узнай стоимость и направление» (8-й класс).

7. Компетенция личностного самосовершенствования - это физическое, духовное и интеллектуальное развитие. Готовясь к урокам, педагог старается подбирать для учащихся задания и ситуации, которые давали бы им возможность развивать внутреннюю культуру, правильное мировоззрение.

Возможность развития данной компетенции существует при работе над любой темой. К примеру, работая над темой «Здоровый образ жизни» в 5-м классе, учитель предлагает ответить на следующие вопросы: «Что надо делать, чтобы быть в форме? Что ты делаешь, чтобы быть здоровым? Чего не следует делать, чтобы не навредить своему здоровью? Что ты делаешь, чтобы быть здоровым?» или «Посмотри на серию картинок За обедом и оцени поведение их героев. С кем ты согласен/не согласен, почему?»

Для учителя очень важно, чтобы учащиеся с удовольствием учили язык, поэтому необходимо выстраивать учебный процесс так, чтобы дети могли реализовать себя, проявив свои таланты и склонности, потребности общаться, изучать окружающий мир.

Таким образом, для эффективного формирования и развития ключевых образовательных компетенций необходимо разработать образовательный минимум на основе целей общего образования, охватывающий четыре элемента содержания образования: опыта познавательной деятельности, фиксированной в форме ее результатов; опыта осуществления известных способов деятельности; опыта творческой деятельности и опыта осуществления эмоционально-ценностных отношений в форме личностных ориентаций. Освоение этих четырех типов опыта позволяет сформировать у учащихся способности осуществлять сложные культуросо-образные виды действий, которые носят название компетентностей. Реализация ключевых образовательных компетенций позволяет выпускнику стать не просто учеником «знающим», а учеником «умеющим», что и призван обеспечить компетентност-ный подход.

Примечания

1. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена указом Президента РФ от 04 февраля 2010 г. Пр-271).

2. Штарина А. Г. Компетентностный подход в преподавании: технологии, разработки уроков / авт.-сост. А. Г. Штарина. Волгоград: Учитель, 2008.

3. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / под ред. Л. И. Скворцова. М.: ООО «Издательство Оникс», 2010.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897).

5. Штарина А. Г. Указ. соч.

6. Хуторским А. В. Дидактическая эвристика: Теория и технология креативного обучения. М.: Изд-во МГУ, 2003.

7. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, преподавание, оценка. Департамент по языковой политике. Страсбург, русская версия. М.: МГЛУ, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.