МАСТЕР-КЛАСС
Подводя итоги, можно сказать, так же как и система учебной деятельности, внеклассная и внешкольная работа является важной частью всего образовательного процесса. Многое во внеклассной деятельности позволяет пробудить интерес учащихся к предмету, расширить горизонт знаний, повысить мотивацию к учению. Также вся внеклассная и внешкольная деятельность в широкой степени формирует необходимые компетенции ученика:
• коммуникативные;
• презентативные;
• культурно-речевые;
• социальные;
• технологические;
• аналитические.
Цели, которые ставит перед собой правовое образование во внеклассной и внешкольной деятельности очень важны и они неразрывно связаны с общеучебными. Поэтому необходимо строить правовое образование и воспитание в такой совокупности условий развития обучающегося, которая обеспечит в будущем его готовность жить и успешно действовать в Правовом государстве и Гражданском обществе. Именно системность подхода к правовому образованию и воспитанию во всем многообразии внеклассной и внешкольной
работы позволит привить нашему будущему, нашим ученикам правовую культуру, правовую активность. Именно эти формы работы позволят каждому ученику получить возможность для самореализации, адаптации, общения, формирования своих личностных качеств.
Литература
1. Акутина С. П., Николина В. В. Взаимодействие педагогов и родителей в процессе воспитания духовно-нравственных ценностей старшеклассников // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. № 3. С.33-36.
2. Валькова М. В. Что необходимо при формировании школьного ученического самоуправления // Инновационные проекты и программы в образовании. 2013. № 6. С.51-59.
3. Давыдова Н. Н. Управление процессами самоорганизации ОУ // Образование и наука. 2010. № 11. С.23-32.
4. Нагайченко Н. Н., Петухова Т. В. Инновационная программа дополнительного образования «Успех», ориентированная на достижение метапредметных результатов // Инновационные проекты и программы в образовании. 2012. № 2. С.51-54.
5. Никандров Н. Д. Гражданское воспитание в современной России // Образование и наука. 2011. № 2. С.3-15.
J
Л
Новикова Екатерина Анатольевна
учитель английского и французского языков
ГБОУ Школа №64 г. Москва
V
РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА
Г
Аннотация. Автор статьи приводит примеры и анализирует ситуации развития универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных и коммуникативных) на уроках французского языка.
Ключевые слова: универсальные учебные действия, урок французского языка, урок-спектакль, урок-праздник, дидактические игры на уроке, работа с текстом.
Универсальные учебные действия - это совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурное развитие, самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих
компетенцию «научить учиться». Сформированность универсальных учебных действий является также и залогом профилактики школьных трудностей [4].
Иностранный язык, как и родной, не существует в обществе отдельно. Он взаимосвязан со многими областями человеческой деятельности: политикой, экономикой, искусством, образованием и т.д. С помощью иностранного языка можно познать то, что, в ряде случаев, на родном языке понять нельзя или сложно [3].
56
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2014
МАСТЕР-КЛАСС
Особенность предмета «иностранный язык», заключается в обучении различным видам речевой деятельности таким как: говорение, аудирование, чтение, письмо - то, что обусловливает необходимость формирования коммуникативных компетентностей через последовательное развитие универсальных учебных действий [5].
Рассмотрим примеры развития универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, личностных и коммуникативных) на уроках французского языка.
Познавательные универсальные учебные действия
Вовлечение учащихся в исследовательскую и проектную деятельность.
Итогами проектной деятельности следует считать не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие школьников в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно.
Эффективной и продуктивной формой обучения является урок-спектакль.
Использование художественных произведений зарубежной литературы на уроках иностранного языка совершенствует произносительные навыки учащихся, обеспечивает создание коммуникативной, познавательной и эстетической мотивации. Подготовка спектакля - творческая работа, которая способствует выработке навыков языкового общения детей и раскрытию их индивидуальных творческих способностей. Такой вид работы активизирует мыслительную и речевую деятельность учащихся, развивает их интерес к литературе, служит лучшему усвоению культуры страны изучаемого языка, а также углубляет знание языка, поскольку при этом происходит процесс запоминания лексики [2]. Наряду с формированием активного словаря школьников формируется так называемый пассивно-потенциальный словарь. И немаловажно, что учащиеся получают удовольствие от такого вида работы.
Урок-праздник
Эта форма урока расширяет знания учащихся о традициях и обычаях, существующих в зарубежных странах, и развивает у школьников способности к иноязычному общению, позволяющих участвовать в различных ситуациях межкультурной коммуникации.
Игры на аудирование
Целью таких игр является научить учащихся понимать смысл высказывания, прослушанного один раз, научить учащихся выделять главную информацию и развивать слуховую память. Можно проводить игры на аудирование текста, не имея ни картинок, ни рисунков, ни заранее приготовленных вопросов, ни пунктов текста и т.д., это игры на развитие аудитивной памяти. Учитель читает текст в нормальном темпе, играющие слушают. После прослушивания текста учитель пред-
лагает записать слова, которые каждый участник игры запомнил. Затем учитель читает текст еще раз и дает задание - выписать группы слов и запомнившиеся фразы. После этого участники игры восстанавливают текст по памяти, пользуясь своими записями. Побеждает тот, кто наиболее точно передаст содержание текста.
Большой эффект в обучении аудированию имеют командные игры, в которых после прослушивания текста члены команды составляют и затем задают вопросы соперникам по содержанию текста. Побеждает та команда, которая более точно ответит на поставленные вопросы.
Пример задания для определения личностной рефлексии.
Игра «Кто Я?»
Целью такой игры является оценивание уровня сформированности личностной рефлексии, направленной на осознание подростками своих мотивов, потребностей, стремлений. Каждый ученик получает картинки с символическим изображением своего настроения - радостный человечек, нейтральный, грустный. В заранее подготовленную коробочку каждый опускает человечка с тем настроением, которое ему соответствует на начало урока. Учитель открывает коробочку и сообщает, с каким настроением пришли большинство ребят. Если настроение грустное, выясняет что случилось. Настраивает на положительный лад.
Каждый ученик делает комплимент соседу - хорошо выглядит, красивая кофточка, прическа и т.д.
Каждый записывает (с опорой на заранее подготовленный список слов, которые могут пригодиться учащимся - веселый, смелый, робкий, остроумный, задиристый, справедливый...) предложение на иностранном языке - Je pense que je suis...
Каждый ученик, не показывая свой листочек, выходит к доске, садится на стул и слушает мнения одноклассников о себе. Сколько совпадений - столько баллов.
Формирование коммуникативных действий
Игра «Кто прав?»
Целью такой игры является формирование коммуникативных действий, помогающих понимать и анализировать сказанное собеседником, умение вести дискуссию. Учащиеся делятся на две группы. Одна готовит аргументы «за», вторая - «против». В результате необходимо прийти к общему результату (возможные темы - «должны ли родители давать детям карманные деньги?» и т.п.).
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2014
57
МАСТЕР-КЛАСС
Самостоятельная работа учащихся на уроках иностранного языка и вне его границ является неотъемлемым элементом процесса обучения. Без нее невозможно обеспечить единство преподавания и самостоятельного учения школьников.
Говоря о подготовке к самостоятельной работе, необходимо знакомить учащихся с различными учебными стратегиями. Речь идет, например, о стратегиях работы с текстом: умение видеть опоры в тексте, игнорировать незнакомые слова, если они не влияют на общее понимание, умение выделять главную идею, делать выводы из прочитанного и т.д. [6].
Организация самостоятельной работы на уроках иностранного языка может осуществляться в двух направлениях. Первое направление - это использование на уроках иностранного языка разного рода памяток. Второе направление - это использование специальных упражнений, развивающих самостоятельность учащихся при овладении иностранным языком.
Групповая самостоятельная работа в классе связана преимущественно с продуктивной речевой деятельностью. Учитель предлагает учебным парам разнообразные ситуации для составления, например, собственного диалогического высказывания. Парные формы самостоятельной работы могут проводиться и на основе жесткого опосредованного контроля. Речевые партнеры получают опорные карточки, где на одной стороне написаны задания диалогического или монологического характера, а на другой - ключи, по которым проверяется правильность речи собеседника.
На занятиях по иностранному языку, основное назначение которого создать условия для устного речевого общения, доминирующего коллективные формы работы. В ходе обучения дискуссии на иностранном языке учитель направляет коллективно-познавательную деятельность учащихся, развивает самостоятельность их высказывания, активизирует творческое мышление учащихся и их инициативу. В этой ситуации учитель выступает в роли режиссера, партнера и равноправного участника.
Можно сделать вывод, что развитие самостоятельности, формирование навыков самостоятельной работы являются одной из приоритетных задач в работе современного учителя иностранного языка. Требуя от учеников самостоятельности, учитель должен задать себе вопрос, а научил ли он этому своих учеников.
Формирование регулятивных учебных действий
Задание на внимание
Целью такого задания является определение уровня сформированности внимания и самоконтроля учащихся. Школьнику предлагается прочитать текст, проверить его и исправить в нем ошибки (тексты можно взять, например, из книги для чтения к учеб-
нику французского языка [1]). Важно зафиксировать время работы учащегося, особенности его поведения (уверенно ли работает, сколько раз проверяет текст...).
Одним из существенных показателей эффективности обучения признается контроль. Действие оценки направлено на определение правильности системы учебных действий. Оценка выполняет, как минимум, две функции - обратную связь и подкрепление (поощрение). Осуществляя информационную и регулирующую обратную связь, школьная оценка должна ориентировать учащегося на успех, содействовать развитию его самооценки. Без них обучение становится невозможным.
Использование даже самых современных методик и технологий будет малоэффективным, если не отслеживать результаты работы, не проводить мониторинг качества обученности и успеваемости. Контроль овладения знаниями, умениями и навыками, являясь заключительным этапом определенных действий, выступает, прежде всего, индикатором эффективности использования той или иной технологии.
В целом, можно сказать, что сформированные универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные) позволяют успешно решать учебные и практические задачи, служат основой для последующего обучения, выявляют и развивают способности воображения, мышления, моделирования, включают обучающихся в процесс познания среды с применением этого опыта в реальной жизни. Результаты учебной деятельности школьников позволяют сделать вывод о росте их познавательной активности к процессу изучения иностранного языка. С помощью предложенных форм развития универсальных учебных действий качественно улучшается процесс приобретения учащимися лексико-грамматических знаний, развиваются речевые умения. Все это способствует развитию познавательных, информационных и коммуникативных универсальных учебных действий учащихся.
Литература
1. Береговская Э. М. Книга для чтения к учебнику французского языка для 5 класса «Синяя птица». М.: Просвещение, 2011.
2. Гавриш Л. Ф. Играть жизнь - значит учиться жить: школьный театр на французском языке // Эксперимент и инновации в школе. 2012. № 5. С.46-50.
3. Григорьева Е. Я., Горбачева Е. Ю. Le frangais en perspective. Ecrit. М.: Просвещение, 2006.
4. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Компетентностный подход как фактор реализации инновационного образовани // Образование и наука. 2011. № 8. С.3-18.
5. Разумихина Г. П. Методика организации современного урока французского языка: учение с интересом. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2009.
6. Якубова Н. В. Работа с текстом на уроке французского языка как средство развития коммуникативных компетенций учащихся // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 4. С.37-42.
58
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2014