педагогические науки
Татарницева Светлана Николаевна, Рубцова Любовь Варленовна ОЛИМПИАДА ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ МЛАДШИХ ...
УДК 378.1
ОЛИМПИАДА ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ФОРМА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ПРОБЛЕМА РАЗРАБОТКИ
© 2018
Татарницева Светлана Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур»
Тольяттинский государственный университет (445020, Россия, Тольятти, улица Белорусская, 14, e-mail: [email protected]) Рубцова Любовь Варленовна, кандидат педагогических наук, директор
ООО «ЮНИЛИК»
(445040, Россия, Тольятти, проспект Ст. Разина, 29, e-mail: [email protected])
Аннотация. Внеурочная деятельность является обязательным составным элементом федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО). Грамотная организация внеурочной деятельности обеспечивает не только развитие интереса учащихся к деятельности, но и более глубокое усвоение учебного материала. Внеурочная деятельность становится еще более актуальной в обучении иностранным языкам, так как она является тем инструментом, который показывает ученику значимость изучения иностранных языков, предоставляет им возможности применения изученного материала на практике, формирует отсутствующую в повседневной жизни учащихся языковую среду. Существует большое количество форм организации внеурочной деятельности, однако при всем разнообразии большее внимание на практике уделяется относительно небольшому их количеству. Так, если говорить о начальной школе, то к популярным формам внеурочной деятельности по иностранным языкам можно отнести кружки (театральный, музыкальный), концерты (утренники, спектакли), праздники, реже викторины. Однако в последнее время в связи с вниманием госстандарта к развитию универсальных учебных действий и внедрением в процесс обучения портфолио индивидуальных достижений ученика всё больший интерес педагогов, родителей и самих школьников проявляется к такой форме внеурочной деятельности как олимпиада. Основная цель данной статьи - на основе анализа существующих олимпиад по английскому языку описать процесс разработки и материалы авторской олимпиады «British Friends». Данную модель можно будет использовать для разработки пакетов контрольно-измерительных материалов, предназначенных для разных целей: для проведения Олимпиад по иностранным языкам среди младших школьников; для оценки качества внеурочной деятельности в школах и в образовательных учреждениях дополнительного образования; для создания итоговых тестов. Авторы рассматривают внеурочную деятельность и её значение в обучении иностранным языкам. Характеризуя основные результаты исследования, авторы описывают существующие олимпиады для младших школьников, их содержание, проблемы. Далее авторы переходят к описанию собственной модели олимпиады по английскому языку, предложенной на основании современного ФГОС и с учетом возрастных особенностей и специфики самого предмета. Анализ апробации олимпиады указывает на то, что ее материалы могут быть применимы в во внеурочной деятельности, способствуют ее активизации, а также повышают интерес к изучению иностранного языка младшими школьниками.
Ключевые слова: обучение английскому языку в начальной школе, внеурочная деятельность, младшие школьники, олимпиада по английскому языку, контрольно-измерительные материалы по английскому языку
OLYMPIAD ON ENGLISH LANGUAGE FOR PRIMARY SCHOOL STUDENTS AS A FORM OF EXTRA-CURRICULAR ACTIVITIES: THE PROBLEM OF DESIGN
© 2018
Tatarnitseva Svetlana Nikolayevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, associate professor for the department of «Theory and methods of teaching of foreign languages and culture»
Togliatti State University (445020, Russia, Togliatti, street Belorusskaya, 14, e-mail: [email protected]) Rubtsova Lyubov Varlenovna, candidate of pedagogical sciences, director OOO «UNILIK (Ltd.)» (445040, Russia, Togliatti, prospect Stepana Razina, 29, e-mail: [email protected])
Abstract. Extracurricular activities are an obligatory component of the federal state educational standard of primary education. The competent organization of extracurricular activities ensures not only the development of students' interest in learning, but also a deeper assimilation of educational material. Extracurricular activities become even more relevant in the teaching of foreign languages, as it is the tool that shows the student the importance of learning foreign languages, provides them with opportunities to apply the studied material in practice, and forms the language environment that is absent in everyday life of students. There are a lot of forms of organization extracurricular activities, but with all the diversity, more attention is paid to relatively few of them. So, speaking about primary school, the popular forms of extracurricular activities in foreign languages are children clubs (theater, music), concerts (matinees, plays), parties, less often quizzes. However, recently due to the attention of the state standard to the development of universal educational skills and the introduction of a portfolio of individual student achievements into the learning process, the increasing interest of teachers, parents and schoolchildren manifests itself to the special form of extracurricular activity which is an olympiad. The main goal of this article is to describe the development process and the materials of the Olympiad «British Friends» on the basis of an analysis of the existing English Olympiads. This model can be used to develop control and measurement materials intended for different purposes: for holding Olympiads in foreign languages among junior schoolchildren; to assess the quality of extracurricular activities in schools and in institutions of additional education; to create final tests. The authors analyze extracurricular activities and its significance in teaching foreign languages. Characterizing the main results of the study, the authors describe the content of the existing olympiads for primary schoolchildren, reveal the problems of the measurement materials. Further, the authors proceed to describe their own model of the Olympiad in English, proposed on the basis of modern standards and taking into account psychological characteristics of primary school students and specific features of the subject itself. The analysis of the approbation of the Olympiad indicates that its materials can be applied in extracurricular activities, promote its activation, and also increase the interest in learning a foreign language by younger schoolchildren.
Keywords: teaching English in primary school, extracurricular activities, primary school students, Olympiad on English, control and measurement materials for the English language
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важ- иностранному языку в начальной школе требует особых ными научными и практическими задачами. Обучение подходов и соблюдения специальных условий со сторо-
Tatarnitseva Svetlana Nikolayevna, Rubtsova Lyubov Varlenovna pedagogical
OLYMPIAD ON ENGLISH LANGUAGE FOR PRIMARY SCHOOL ... sciences
ны педагога и образовательного учреждения в целом. Принятый в 2009 г. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) предусматривает обязательное обучение предмету, начиная со 2 класса. Основная цель, обозначенная в данном стандарте - развитие личности, что предполагает, в том числе, воспитание и развитие качеств личности на основе толерантности, диалога культур. Поскольку ФГОС гарантирует достижение планируемых результатов, это создает основу для успешного самостоятельного усвоения обучающимися знаний, умений, компетенций, а также способов и видов деятельности через овладение так называемыми универсальными учебными действиями [1].
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Овладение языком предполагает достижение следующих целей: во-первых, учащиеся должны приобрести начальные навыки общения на основе собственных речевых возможностей и потребностей, в том числе через освоение правил речевого и неречевого поведения; во-вторых, учащиеся овладевают начальными лингвистическими представлениями, которые необходимы для овладения устной и письменной речью на иностранном языке на элементарном уровне.
Эти цели достигаются путем включения младшего школьника в различные виды деятельности через разнообразие организационных форм, а также с учетом индивидуальных особенностей каждого обучающегося. В комплексе это должно обеспечить рост творческого потенциала, познавательных мотивов, разнообразить формы взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности [1].
Одной из организационных форм, принятых стандартом, является внеурочная деятельность. Цель внеурочной деятельности - выявление и развитие способностей детей через систему кружков, клубов, студий, секций, через организацию социальной практики, а также работа с одаренными детьми, организация творческих и интеллектуальных конкурсов и соревнований.
Рассмотрим, что такое внеурочная деятельность. Внеурочная деятельность как понятие возникло из двух смежных понятий, существовавших в советской педагогике: внеклассной и внешкольной работы.
Так, внеклассная работа подразумевала дополнительную деятельность в школе, но за рамками урока. Т.С. Пчелинцева отмечает, что эта работа как часть учебно-воспитательного процесса в школе была направлена на организацию свободного времени учащихся через систему творческих и интеллектуальных кружков, а целью ее являлось расширение и углубление знаний, умений и навыков [2]. Также к внеклассной работе относилось привлечение учащихся к общественно-полезному труду и к воспитательным мероприятиям.
Внешкольная работа предусматривала практически те же формы, но организовывалась на базе учреждений дополнительного образования, включая учреждения широкого профиля (например, дворцы пионеров) и узкого (спортивные, музыкальные школы, детские библиотеки и пр.). Кроме этого внешкольными учреждениями являлись детские лагеря. К основным целям внешкольной работы относилось развитие интереса к определенной деятельности, раскрытие и формирование индивидуальных способностей, а также профессиональная ориентация [3].
На стыке тысячелетий в России была разработана Программа развития воспитания в системе образования, в которой стало применяться понятие «внеурочная (вне-учебная) деятельность» [4].
Согласно разъяснительному письму министерства образования о сравнении внеурочной деятельности и дополнительного образования, внеурочная деятельность 306
- это, по сути, образовательная деятельность, которая однако осуществляется в формах, отличных от классно-урочной. Тем не менее, данная деятельность, так же как и урочная, направлена на достижение планируемых результатов освоения программы. Этот вид деятельности используется для закрепления и практического использования изученного материала [5]. При этом внеурочная деятельность как часть учебно-воспитательного процесса школы может осуществляться как в самом учебном заведении, так и на базе учреждений дополнительного образования детей.
К целям внеурочной деятельности в настоящее время относят весь комплекс, то есть: 1) создание условий для достижения учащимися необходимого социального опыта и формирования системы ценностей, 2) создание условий для развития и социализации каждого учащегося, 3) создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, 4) развитие здоровой, творчески растущей личности, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив [1].
В настоящее время внеурочная деятельность сочетает в себе учебную (в рамках кружков, клубов) и внеучеб-ную деятельность в рамках реализации основной образовательной программы, направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы [6-15].
Внеурочная деятельность по иностранным языкам
- очень важный компонент образовательного процесса, так как язык, изучаемый вне условий естественной коммуникации нуждается в постоянной подпитке и практике. Здесь внеурочная деятельность выполняют важнейшую воспитательную функцию, влияя на мотивацию, повышает интерес к изучению иностранного языка, показывает возможности практического применения языка.
Одним из необходимых условий проведения внеклассной работы является создание единой системы урочной и внеурочной работы по предмету, так чтобы материал, изученный на уроке, использовался и закреплялся во внеклассной деятельности [16].
Тельманова А.С. в качестве ведущего принципа отмечает необходимость интеграции урочной и внеурочной деятельности. Помимо этого она называет принципы доступности (соответствия содержания и формы возрастным особенностям), наглядности, перехода от простого к сложному [17, с.155].
Внеурочная работа может быть организована в форме постояннодействующих кружков и клубов по интересам, а также как разовые мероприятия. К последним относятся экскурсии, творческие мероприятия, спортивные и интеллектуальные соревнования.
Олимпиада (предметная олимпиада) - это форма интеллектуального соревнования учащихся в определенной области. Она позволяет не только выявить знание фактического материала, но и продемонстрировать умение применять знания в новых нестандартных ситуациях, требующих творческого мышления [18, с.130].
Формирование целей статьи (постановка задания). Основная цель данной статьи - на основе анализа существующих олимпиад по английскому языку описать процесс разработки и материалы авторской олимпиады «British Friends».
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Согласно приказу Министерства образования и науки «Об утверждении Положения о всероссийской олимпиаде школьников», целями и задачами олимпиады являются пропаганда научных знаний и развитие у школьников интереса к научной деятельности, создание оптимальных условий для выявления одаренных и талантливых школьников, их дальнейшего интеллектуального развития и профессиональной ориентации [19, с.2].
Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 4(25)
педагогические науки
Татарницева Светлана Николаевна, Рубцова Любовь Варленовна ОЛИМПИАДА ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ МЛАДШИХ ...
Олимпиада по иностранным языкам является одним из наиболее популярных видов предметных олимпиад. Эти Олимпиады направлены на проверку сформирован-ности иноязычной коммуникативной компетенции и демонстрируют возможности и перспективы изучения иностранных языков [20, с. 161].
Участие школьников в предметных олимпиадах является одним из способов оценки результатов образования, а также позволяют усилить интерес к языку за счет «соревновательного характера и возможности продемонстрировать свои достижения, осознать значимость деятельности» [21, с. 259].
Н.М. Мельникова считает, что интеллектуальные соревнования младших школьников имеют достаточно большое значение в воспитании и обучении, способствуют развитию познавательной активности и творческой инициативы ребёнка [22, с. 128].
Разработка предметных олимпиад, особенно для младших школьников, является сложной задачей. Необходимо учитывать множество факторов: возрастные психологические особенности, требования стандартов, содержание рекомендуемых учебных пособий, технические возможности и прочее. Особенные трудности возникают именно при разработке олимпиад по иностранным языкам, учитывая специфику данного предмета (сложность отбора содержания обучения).
Анализ существующих олимпиад по иностранным языкам показывает, что олимпиад для младших школьников мало, и их содержание или форма заданий не всегда учитывает разнообразные факторы.
Одной из самых удачных олимпиад можно считать популярную «British Bulldog». Задания олимпиады разделены на блоки, учитывающие различные виды речевой деятельности и навыки: аудирование и чтение (ответы на вопросы), социокультурные знания (ответы на вопросы страноведческой направленности, соотнесение слова с картинкой), лексико-грамматические задания. Положительной стороной можно также считать наличие наглядности в отдельных заданиях. Но данная олимпиада предназначена для школьников только 3-4 классов [23].
Другой пример - олимпиада по английскому языку «Олимпусик» (г.Калининград). Она предназначена для учеников 1-3 классов начальной школы (для 4 класса -более серьезная версия «Олимпус»). Практически все задания имеют форму теста множественного выбора, по содержанию - лексико-грамматические. Безусловным достоинством является наличие наглядности в каждом из вопросов, что соответствует возрастным особенностям и вызывает интерес, а также коммуникативная и функциональная направленность заданий. Из минусов можно назвать то, что задания по чтению представлены только для 3 класса, а задания на аудирование отсутствуют [24].
Еще один вариант - олимпиада по английскому языку «Step by step» образовательного портала «Продлёнка» для 1-4 классов. Все задания этой олимпиады являются лексико-грамматическим тестом с множественным выбором или выбором соответствий, за исключением последнего вопроса творческого характера с заданием отгадать загадку на основе текста-описания (положительный аспект). Однако, большинство заданий слабо учитывают возрастные особенности (нет наглядности, есть задания на перевод, что не отражает специфику коммуникативного подхода к обучению, задания на поиск синонима). Кроме того, не представлены другие виды речевой деятельности [25].
Таким образом, можно сделать вывод, что разные коллективы авторов подходят к разработке материалов олимпиад, исходя из собственных представлений, используя различную базу, не всегда учитывая множественные факторы, влияющее на усвоение языков и на оценку достижений учащихся.
Рассмотрим рекомендации для разработки олимпиа-
ды по иностранному языку. Курасовская Ю.Б. обращает внимание, что при подготовке заданий следует варьировать уровень сложности вопросов, чтобы у каждого учащегося была возможность выполнить хотя бы одно задание олимпиады. Комплексный характер проверки коммуникативной компетенции учеников предполагает наличие заданий, связанных с различными видами речевой деятельности. Задания должны быть методически и технологически корректно составленными, а также характеризоваться новизной и творческой направленностью [26].
Учитывая, что усвоение языка - процесс неравномерный, особенно в младшем возрасте, можно выделить 4 стадии: 1) «молчаливая» с привлечением кинестетических, невербальных элементов (указать, соотнести); 2) короткие односложные высказывания (здесь можно предлагать задания на называние предметов, группировку слов по определенному признаку, выделение лишнего предмета или слова); 3) появление простых предложений (задания на описание, сравнение, упорядочивание слов, заполнение пропусков); 4) развернутые высказывания (здесь можно предлагать творческие задания в устной и/ или письменной форме) [27, с.36]. На наш взгляд, при разработке олимпиад для младших школьников следует включать задания, связанные со всеми 4-мя стадиями.
При отборе содержания заданий и материалов олимпиады следует учитывать лингвистические и методические требования, а также принцип педагогической целесообразности, который подразумевает, что тексты и задания должны иметь гуманистическую направленность, познавательную ценность и тематическую связь с образованием [28].
Опираясь на указанные рекомендации, мы предлагаем рассмотреть разработанный нами пакет материалов для олимпиады «British Friends». Ее задачами является развитие интереса к английскому языку, а также содействие активизации внеклассной и внешкольной работы по английскому языку. Задания олимпиады составлены в соответствии с государственной образовательной программой и соответствуют уровню сложности А1.
Материалы олимпиады охватывают лексические и грамматические темы в соответствии с содержанием программ по английскому языку для начальной школы. При отборе тематике и содержания учитывалось наполнение рекомендуемых министерством учебных пособий для этого этапа обучения. В результате, тематическое содержание олимпиады «British Friends» включает в себя: а) лексическая составляющая - слова по темам «Предметы окружающего мира», «Цвета», «Цифры», «Эмоции», «Животные», «Одежда», «Внешность», «Еда»; б) грамматическая составляющая: существительные, прилагательные, числительные, предлоги места и движения, глагол "to be", глагол "to have", время Present Simple.
Задания составлены таким образом, что постепенно усложняются в соответствии с указанными выше стадиями. Первые задания лексико-грамматического характера сопровождаются наглядностью (соотнесение с картинками). Затем предлагаются 3 задания на чтение текста (тексты с элементами рассуждения и задания к ним для 1-2 класса и 3-4 класса отличаются по сложности). Следующие задания - на написание простого связного высказывания с использованием наглядности (письмо). И наконец, задания на аудирование: слушание монолога (текст-описание) с множественным выбором и слушание диалога с выбором заголовка и утверждений «верно/ неверно».
Таким образом, предлагаемая олимпиада включает в себя задания на разные виды речевой деятельности и навыки, сопровождается наглядностью, соответствует по содержанию программе начальной школы.
Проведенная апробация заданий олимпиады (в 2016 и 2017 гг.) показала, с одной стороны. посильность предлагаемых заданий, а с другой - достаточную сложность.
Tatarnitseva Svetlana Nikolayevna, Rubtsova Lyubov Varlenovna OLYMPIAD ON ENGLISH LANGUAGE FOR PRIMARY SCHOOL ..
pedagogical sciences
Общий уровень выполнения заданий участниками составил около 60%. Среди ошибок, допущенных учащимися, можно выделить проблемы с употреблением предлогов движения, сложности в написании отдельных слов, трудности с различением слов, которые пишутся похожим образом, но имеют разные значения. Раздел «Аудирование» вызвал наибольшие трудности, по результатам принято решение внести небольшие изменения в задания. Задания в разделе «Чтение» не вызвали большого затруднения, здесь для дальнейшего использования наоборот тексты и задания к ним были несколько усложнены.
Учителя и сами учащиеся отмечали, что задания интересные, разнообразные, а также разные по сложности, соответствуют программе начальной школы.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Таким образом, предлагаемый формат олимпиады по английскому языку «British Friends» соответствует рекомендациям и требованиям к разработке заданий для младших школьников. Данная олимпиада позволяет организовать внеурочную деятельность, привлечь учащихся к интеллектуальному соревнованию, дать шанс попасть в ситуацию успеха, показать возможности использования английского языка не только на уроке, но и вне его. При этом подготовка к олимпиаде, настрой на нее, а также ее результаты могут стимулировать учащихся на самостоятельную работу, на достижение более высоких показателей в дальнейшем, следовательно, формировать не только коммуникативную компетенцию, но и общие учебные навыки (универсальные учебные действия)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Федеральный государственный стандарт начального общего образования. Утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 31.12.2015 № 1576, 1577, 1578. // URL: http://www.edustandart.ru/izmeneniya-fgos-2016/
2. Пчелинцева Т.С. О внеурочной деятельности в образовательных учреждениях // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2016. №3 (26). С. 53-57
3. Невзоров М.Н. Проблема воспитания учащихся в обучении в советской педагогике сер. 50-х сер. 60-х гг. : дис. ... канд. пед. наук. Хабаровск, 1989. 187 с.
4. Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника. М.: Центр «Педагогический поиск», 2010. 80 с.
5. Разъяснительное письмо о сравнении внеурочной деятельности и дополнительного образования // URL: http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/dopolnitelnoe-obrazovanie/metodicheskie-rekomendatsii/raz-yasnitelnoe-pismo-o-sravnenii-vneurochnoj-deyatelnosti-i-dopolnitelnogo-obrazovaniya.html
6. Казарбин А.В., Лунина Ю.В. Олимпиады школьников как индикатор качества образования (на примере физико-математической подготовки школьников в ДВ регионе) // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 57-59.
7. Ишбулатова И.А., Рогожина И.В. Система уроков внеклассного чтения в средних классах (по произведениям о современных подростках) //Поволжский педагогический вестник. 2015. № 1 (6). С. 50-56.
8. Тараносова Г.Н., Абрамова Т.А. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в работе с одаренными детьми //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 254-257.
9. Лиференко Д.А. Лингвистические способности как основа развития лингвистической одарённости // Карельский научный журнал. 2013. № 1 (2). С. 40-42.
10. Будник С.В. Портфолио как способ оценки исследовательской деятельности подростков в кружковой работе //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 1 (6). С. 15-17.
11. Калинина Л.Ю. Музыкальная одаренность ребенка: современный взгляд на проблему //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 118-121.
12. Никитина Е.А. Региональный центр для одаренных детей как инфраструктура поддержки молодых талантов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 131-134.
13. Зубова С.П., Лысогорова Л.В. Математические олимпиады в современных условиях // Самарский научный вестник. 2013. № 3 (4). С. 61-63.
14. Татарницева С.Н., Рубцова Л.В. Проблема разработки контрольно-измерительных материалов для оценки качества внеурочной деятельности младших школьников // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 258-261.
15. Куприна Н.Г. Школьная олимпиада как форма выявления и поддержки детской одаренности //XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. № 7 (11). С. 121-125.
16. Татарницева С.Н. Методика обучения иностранным языкам: Теория и практика. Тольятти: Изд-во ТГУ, 2008. 243 с.
17. Тельманова А.С. Социальное, культурное и духовное во внеурочной деятельности современной образовательной организации // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т.6. № 2 (19). С. 153-156
18. Соломин В.П., Махов С.И., Ильинский С.В. Некоторые подходы к разработке заданий заключительного этапа всероссийских олимпиад школьников // Вестник Герценовского университета. 2013. № 4. С. 130-138
19. Приказ МинОбрНауки РФ № 695 от 02.12.2009 «Об утверждении Положения о всероссийской олимпиаде школьников» [Электронный ресурс] // URL: http://www.edu.ru/dbmon/mo/Data/d_09/ m695.html (дата обращения: 15.03.2018).
20. Матвеева, И.В. Олимпиады по иностранным языкам: традиции и инновации [Текст] / И.В. Матвеева, Т.В. Сухарева // Вестник Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова. - 2015. - № 31. - С. 161-168.
21. Татарницева С.Н., Рубцова Л.В. Проблема разработки контрольно-измерительных материалов для оценки качества внеурочной деятельности младших школьников //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 258-261.
22. Мельникова Н.М. Роль предметных олимпиад в развитии познавательной активности младших школьников // Гуманитарные исследования. 2014. № 3 (51). С. 126-131.
23. Международный игровой конкурс по английскому языку «BritishBulldog»// URL: http://runodog.ru/bb/BB_1516/BB_1516_3-4.pdf
24. Общероссийская олимпиада «Олимпусик»: Английский язык: Архив тестов// URL: http://www.olimpus.org.ru/olimpusik-arkhiv-testov/ angliyskiy-yazyk
25. Международная олимпиада по английскому языку для 1-4 классов // URL: https://www.prodlenka.org/vserossijskie-olimpiady.html
26. Курасовская Ю.Б. Концепция Всероссийской олимпиады школьников //Иностранные языки в школе. 2013. № 10. С. 44-49
27. Shaaban K. Assessment of young learners // English teaching forum. Vol. 43. 2005. №1. С. 34-40
28. Кяйвяряйнен И.Н. Олимпиада по английскому языку как средство повышения мотивации к изучению английского языка у бакалавров педагогического образования // Концепт: Научно-методический электронный журнал. 2016. № S19 // URL: https://www.e-concept. ru/2016/76233.htm.
Статья поступила в редакцию 14.10.2018 Статья принята к публикации 27.11.2018
308
Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 4(25)