Научная статья на тему 'Подготовка будущих учителей иностранного языка к осуществлению профессиональной деятельности в условиях реализации ФГОС ООО второго поколения'

Подготовка будущих учителей иностранного языка к осуществлению профессиональной деятельности в условиях реализации ФГОС ООО второго поколения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
875
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / PEDAGOGICAL CONDITIONS / ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА / PROFESSIONAL TRAINING OF TEACHERS OF FOREIGN LANGUAGES / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD / СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА / MODERN LESSONS OF FOREIGN LANGUAGES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Григорьева Елена Николаевна

В статье рассматривается проблема подготовки будущих учителей иностранного языка к профессиональной деятельности в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) второго поколения, обязательный переход на который будет осуществлен с 1 сентября 2015 года. В статье анализируются положения нового образовательного стандарта, основные особенности современного урока иностранного языка, приводятся педагогические условия подготовки будущих учителей иностранного языка к профессиональной деятельности в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта второго поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Григорьева Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL TRAINING OF TEACHERS OF FOREIGN LANGUAGES IN IMPLEMENTING THE NEW FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD

The article deals with the problem of professional training of teachers of foreign languages in implementing the new Federal State Educational Standard which will come in force in September 1, 2015. It considers the general issues of the new Educational Standard, the main peculiarities of modern lessons of foreign languages, the pedagogical conditions of professional training of teachers of foreign languages in implementing the new Federal State Educational Standard.

Текст научной работы на тему «Подготовка будущих учителей иностранного языка к осуществлению профессиональной деятельности в условиях реализации ФГОС ООО второго поколения»

УДК 378.014:811.1/.8

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

PROFESSIONAL TRAINING OF TEACHERS OF FOREIGN LANGUAGES IN IMPLEMENTING THE NEW FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD

Е. Н. Григорьева E. N. Grigoryeva

ФГБОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары

Аннотация. В статье рассматривается проблема подготовки будущих учителей иностранного языка к профессиональной деятельности в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) второго поколения, обязательный переход на который будет осуществлен с 1 сентября 2015 года. В статье анализируются положения нового образовательного стандарта, основные особенности современного урока иностранного языка, приводятся педагогические условия подготовки будущих учителей иностранного языка к профессиональной деятельности в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта второго поколения.

Abstract. The article deals with the problem of professional training of teachers of foreign languages in implementing the new Federal State Educational Standard which will come in force in September 1, 2015. It considers the general issues of the new Educational Standard, the main peculiarities of modern lessons of foreign languages, the pedagogical conditions of professional training of teachers of foreign languages in implementing the new Federal State Educational Standard.

Ключевые слова: педагогические условия, подготовка учителей иностранного языка, федеральный государственный образовательный стандарт, современный урок иностранного языка.

Keywords: pedagogical conditions, professional training of teachers of foreign languages, Federal State Educational Standard, modern lessons of foreign languages.

Актуальность исследуемой проблемы. Главная цель введения ФГОС ООО второго поколения заключается в создании условий для повышения качества образования, для достижения новых образовательных результатов: личностных (способность к саморазвитию, желание учиться и др.), метапредметных (универсальные учебные действия) и предметных (система основных знаний). Принципиальным отличием нового ФГОС является ориентация не только на достижение предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности.

Создание условий для достижения новых образовательных результатов учениками требует специальной профессиональной подготовки учителей к реализации требований ФГОС второго поколения.

Как отмечает Е. Г. Хрисанова, «уровень профессионально-педагогической компетентности выпускников педагогических вузов не всегда соответствует предъявляемым требованиям» [11, 160]. Проведенный нами опрос показывает, что далеко не все школь-

ные учителя иностранного языка оценивают свою степень подготовленности к обучению в контексте нового ФГОС как высокую, что, безусловно, требует пересмотра и соответствующей корректировки системы профессиональной подготовки будущих учителей иностранного языка.

Материал и методика исследований. Нами был использован комплекс взаимодополняющих методов психолого-педагогического исследования:

- теоретические методы: изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы, федерального государственного образовательного стандарта, рабочих учебных программ, УМК по иностранному языку для школы, вузовских учебников по методике обучения иностранным языкам и педагогике; обобщение результатов исследования;

- эмпирические методы: анализ и обобщение опыта преподавателей; анкетирование и интервьюирование преподавателей вузов, школьных учителей, студентов; наблюдение; педагогический эксперимент и др.

Результаты исследований и их обсуждение. Методологической основой ФГОС второго поколения является системно-деятельностный подход, основанный на положениях концепций Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, согласно которым обучение должно вести к развитию. «Целью деятельностного метода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. А быть субъектом - значит быть хозяином своей деятельности, своей жизни. Ребенок ставит цели, решает задачи, отвечает за результаты. Главное средство субъекта - умение учиться, т. е. учить себя» [9, 4]. Иными словами, ученик должен стать активным субъектом познавательной деятельности, а не объектом обучения. Лишь в этом случае можно рассчитывать не только на предметные, но и на метапредметные и личностные результаты.

Достижение предметных, метапредметных и личностных результатов возможно лишь через формирование универсальных учебных действий (УУД), под которыми понимается совокупность способов действия учащегося, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих способность ученика к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Г. Л. Копотева выделяет следующие группы УУД: личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные [5, 2].

Личностные универсальные учебные действия позволяют выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.

Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности. К ним относятся целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция.

Познавательные универсальные учебные действия включают в себя общеучебные и логические действия, а также действия постановки и решения проблем.

Коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности.

Главная методическая цель урока при системно-деятельностном обучении - создание условий для формирования познавательной активности учеников. Весь процесс познания должен вестись «от учеников»: учитель составляет и обсуждает план урока вместе с учащимися, ученики сравнивают, классифицируют, делают выводы, выявляют закономерности в коллективном обсуждении под руководством учителя, всячески стимулирующего их самостоятельное мышление. При этом особую роль играет приобщение учеников к само- и взаимоконтролю. Все обучение ведется через совместные открытия, дискуссии.

Основными методическими принципами современного урока являются:

«— субъективация (ученик становится равноправным участником образовательного процесса);

- метапредметность (формируются универсальные учебные действия);

- деятельностный подход (учащиеся самостоятельно добывают знания в ходе поисковой и исследовательской деятельности);

- рефлексия (перед учащимися ставится задача проанализировать свою деятельность на уроке);

- импровизация (учитель должен быть готов к изменениям и коррекции «хода урока» в процессе его проведения)» [6, 3].

Безусловно, все перечисленные черты современного урока иностранного языка требуют соответствующей профессиональной подготовки будущего учителя иностранного языка к реализации образовательной деятельности в рамках нового ФГОС [7], [8].

Как показало проведенное нами анкетирование учителей иностранного языка школ г. Чебоксары, значительный процент опрошенных (47 %) считают, что для реализации требований нового ФГОС им недостаточно имеющихся у них знаний и опыта профессиональной деятельности и они нуждаются в дополнительной профессиональной подготовке. Опрос студентов - будущих учителей иностранного языка также выявил их пробелы во владении необходимыми теоретическими знаниями, необходимыми для реализации ФГОС второго поколения.

Таким образом, переход школ на новый образовательный стандарт остро поставил вопрос о необходимости соответствующей подготовки будущих учителей иностранного языка, готовых к достижению заявленных в стандарте результатов: предметных, личностных, метапредметных.

Что касается достижения предметных результатов, то традиционно этому студентов обучали и будут обучать в педвузах. Проведенный нами анализ учебников по методике обучения иностранным языкам и педагогике показал, что большинство из них направлено именно на формирование готовности будущего учителя иностранного языка к достижению предметных результатов: обучению учеников аспектам языка и видам речевой деятельности.

Что касается формирования готовности будущих учителей иностранного языка к достижению личностных и метапредметных результатов, то эти аспекты их профессиональной готовности пока не нашли должного отражения в учебниках для будущих педагогов, тогда как, безусловно, необходимо мотивировать школьников на уроке иностранного языка на такие личностные результаты, как стремление к совершенствованию речевой культуры, общекультурной и этнической идентичности, стремление к углублению знаний о культуре своего народа, толерантное отношение к проявлениям иной культуры, готовность отстаивать свою гражданскую позицию, а также на такие метапредметные результаты, как умение планировать свое речевое и неречевое поведение, четко определять области знаемого и незнаемого, ставить перед собой цели и определять задачи, прогнозировать результаты работы, анализировать итоги деятельности и т. д.

Формированию готовности будущих учителей иностранного языка к профессиональной деятельности в условиях реализации ФГОС ООО второго поколения, на наш взгляд, будет способствовать реализация ряда педагогических условий.

Во-первых, по нашему мнению, необходимо внедрение в тематический план дисциплин «Методика обучения иностранным языкам», «Педагогика», «Психология» отдельного

модуля, посвященного особенностям обучения в контексте нового стандарта. Как показал проведенный нами анализ рабочих программ по педагогическим дисциплинам, данный аспект пока не нашел должного отражения в учебном процессе вузов. Безусловно, необходимо знакомить будущих учителей с основными положениями и требованиями нового ФГОС, его принципиальными особенностями, а также с основными аспектами системно-деятельностного подхода, положенного в основу стандарта, и его базовыми категориями.

Вторым условием, вероятно, является необходимость создания современных учебников по педагогическим дисциплинам для будущих учителей иностранного языка, готовящих к профессиональной деятельности в условиях ФГОС, которые бы обеспечили необходимую теоретическую подготовку студентов [10]. Как показал проведенный нами анализ учебников по методике обучения иностранным языкам, большинство из них ориентировано, как нами уже было отмечено ранее, на подготовку будущих учителей к обучению собственно предмету, к достижению практической цели обучения иностранному языку (обучение фонетике, грамматике, лексике; аудированию, говорению, чтению письму) и не готовит учителей к формированию у школьников личностных и метапредметных результатов, достижение которых заявлено в качестве конечной цели в новом стандарте.

Третье необходимое условие эффективной профессиональной подготовки будущих учителей, на наш взгляд, - это координация действий педагогического коллектива вуза и учителей школ по формированию готовности будущих учителей иностранного языка к профессиональной деятельности в условиях реализации ФГОС ООО второго поколения [1].

В условиях внедрения нового стандарта очевидной становится необходимость усиления связи педвуза со школой: организация лекций для студентов школьными учителями, посещение студентами открытых занятий школьных учителей, ведение практических занятий на базе школы, пересмотр условий прохождения педпрактики и, возможно, критериев ее оценки [3], [4].

Е. Ю. Варламова предлагает следующие формы сотрудничества школы и вуза:

«- заключение договоров между вузами и школами о прохождении студентами педагогической практики различного характера (непрерывной, пассивной и др.) под руководством учителей иностранных языков и преподавателей-методистов вузов;

- организацию и проведение совместных научно-практических конференций, дискуссий и других научных мероприятий, посвященных обсуждению вопросов преподавания иностранных языков в вузе и школе;

- решение проблем взаимодействия вуза и школы, касающихся поступления абитуриентов в вуз (особенностей подготовки учащихся школ к сдаче ЕГЭ по иностранному языку) и трудоустройства выпускников-бакалавров в школы с целью преподавания ими иностранных языков и др.» [2, 138].

В-четвертых, мы считаем необходимым внедрение в учебный процесс отдельного спецкурса либо предметного модуля в рамках изучения психолого-педагогических дисциплин, посвященного современным технологиям обучения (обучение в сотрудничестве, дифференцированное обучение, модульное обучение, проблемное обучение, кейс-технологии, дистанционное обучение, «мозговой штурм», дебаты, ролевые игры, проектная методика и др.), а также технологиям проведения метапредметных уроков, применению Интернет-ресурсов в учебном процессе. Подобный спецкурс, безусловно, способствовал бы подготовке будущих учителей к формированию у школьников заявленных стандартом метапредметных и личностных результатов.

Резюме. Таким образом, формированию готовности будущих учителей иностранного языка к профессиональной деятельности в условиях реализации ФГОС ООО второго поколения, очевидно, будет способствовать реализация следующих педагогических условий:

- внедрение в тематический план дисциплин «Методика обучения иностранным языкам», «Педагогика», «Психология» отдельного модуля, посвященного особенностям обучения в контексте нового стандарта;

наличие современных учебников по педагогическим дисциплинам для будущих учителей иностранного языка, готовящих к профессиональной деятельности в условиях ФГОС, которые бы обеспечили необходимую теоретическую подготовку студентов;

- координация действий педагогического коллектива вуза и учителей школ по формированию готовности будущих учителей иностранного языка к профессиональной деятельности в условиях реализации ФГОС ООО второго поколения;

- внедрение в учебный процесс отдельного спецкурса либо предметного модуля в рамках изучения психолого-педагогических дисциплин, посвященного современным технологиям обучения, в том числе применению Интернет-ресурсов в учебном процессе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Белобаева, М. Н. Самообразовательная деятельность в процессе подготовки будущего учителя иностранного языка / М. Н. Белобаева // Современные проблемы науки и образования. - 2011. - № 6. - С. 14-18.

2. Варламова, Е. Ю. Особенности профессиональной подготовки бакалавров иноязычного педагогического образования / Е. Ю. Варламова // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2014. - № 2 (82). - С. 136-140.

3. Горбачев, О. В. Методические аспекты работы учителя в период перехода на ФГОС [Электронный ресурс] / О. В. Горбачева // Интернет-журнал «Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"». - 2014. -Режим доступа : http://festival.1september.ru/articles/643500/

4. Еланцева, С. В. Самооценка готовности учителя к работе по ФГОС в основном звене [Электронный ресурс] / С. В. Еланцева // Интернет-журнал «Инфоурок». - 2013. - Режим доступа: http://infourok.ru/ material.html?mid= 11302

5. Копотева, Л. Г. Организация урока в соответствии с требованиями ФГОС [Электронный ресурс] / Л. Г. Копотева // Информационный центр «МЦФЭР Ресурсы образования». - 2014. - Режим доступа : http://www.proshkolu.ru/user/konstantinovaON23/file/4234607/

6. Кубасова, О. Г. Требования к учителю иностранного языка по ФГОС [Электронный ресурс] / О. Г. Кубасова. - Режим доступа : http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98689434

7. Молчанова, О. Н. Подготовка педагогов среднего звена к работе по введению ФГОС [Электронный ресурс] / О. Н. Молчанова // Интернет-журнал «Социальная сеть работников образования». - 2013. - 31 марта. - Режим доступа : http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2013/03/31/ podgotovka-uchiteley-srednego-zvena

8. Орлова, Е. А. Вопросы подготовки опытных педагогов к внедрению ФГОС ООО [Электронный ресурс] / Е. А. Орлова // Образовательный портал СПб ГБУ «ИМЦ». - Режим доступа : http://centerimc.ucoz.ru/publ/voprosy_podgotovki_opytnykh_pedagogov_k_vnedreniju_fgos_osnovnogo_obshhego_ obrazovanij a/1-1-0-12

9. Рыжкова, И. Н. Технологические основы реализации ФГОС на первой ступени. Современный урок. Урок развивающего контроля [Электронный ресурс] / И. Н. Рыжкова. - Режим доступа : http: //www.uchmet. ru/articles/142082/

10. Селявкина, Н. В. Специфика реализации ФГОС на уроках французского языка / Н. В. Селявкина // Иностранные языки в школе. - 2014. - № 11. - С. 45-53.

11. Терентьева, Т. П. Совершенствование процесса формирования профессионально-педагогической компетентности у будущих учителей изобразительного искусства на основе полихудожественного подхода / Т. П. Терентьева, Е. Г. Хрисанова // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. -2014. -№ 1 (81). - С. 158-162.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.