УДК [373.5:811.11]:004.9
ТЕХНОЛОГИИ WEB 2.0 КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
WEB 2.0 TECHNOLOGIES AS A MEANS OF DEVELOPING STUDIES ACTIVITIES WHILE TEACHING FOREIGN LANGUAGES
Е. С. Семенова, Е. Н. Григорьева
E. S. Semenova, E. N. Grigoryeva
ФГБОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары
Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования регулятивных универсальных учебных действий у учащихся в процессе обучения иностранному языку средствами технологий Web 2.0. В ней уточняется понятие технологий Web 2.0, раскрывается их педагогический потенциал для формирования регулятивных универсальных учебных действий, выявляются и обосновываются педагогические условия внедрения в процесс обучения иностранному языку технологий Web 2.0 как средства формирования регулятивных универсальных учебных действий учеников.
Abstract. The article deals with the problem of Web 2.0 technologies as a means of developing studies activities while teaching foreign languages. It considers the notion of Web 2.0 technologies, proves their pedagogical potential for developing studies activities, considers pedagogical conditions of developing studies activities with the help of Web 2.0 technologies while teaching foreign languages
Ключевые слова: технологии Web 2.0, универсальные учебные действия, формирование регулятивных универсальных учебных действий, обучение иностранному языку, педагогические условия.
Keywords: Web 2.0 technologies, studies activities, developing studies activities, teaching foreign languages, pedagogical conditions.
Актуальность исследуемой проблемы. Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения выдвигает в качестве цели достижение новых образовательных результатов: личностных (способность к саморазвитию, желание учиться и др.), метапредметных (универсальные учебные действия) и предметных (система основных знаний).
Понятие «универсальные учебные действия» - ключевое для системно-деятельностного подхода, являющегося методологической основой нового ФГОС. Под универсальными учебными действиями (УУД) понимаются способы действий учащегося, а также навыки учебной работы, обеспечивающие его способность к самостоятельному усвоению знаний [3].
Г. Л. Копотева выделяет следующие группы УУД: личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные [4].
Данная статья посвящена проблеме формирования регулятивных универсальных учебных действий, которые обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности. К ним относятся действия целеполагания, планирования, прогнозирования результата, контроля с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, коррекции, оценки, волевой саморегуляции.
Итак, согласно требованиям нового ФГОС, школа должна готовить ученика, умеющего ставить перед собой учебные задачи на основе известной ему информации, определять последовательность промежуточных целей для достижения конечного результата, составлять план и последовательность действий, прогнозировать результат, контролировать его, вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действий, делать выбор в ситуации мотивационного конфликта и преодолевать препятствия, т. е. ученика, у которого сформированы регулятивные универсальные учебные действия.
Одним из средств формирования у учащихся вышеперечисленных качеств на уроке иностранного языка являются технологии Web 2.0, предоставляющие условия для самостоятельной работы учеников, а следовательно, и для формирования перечисленных структурных элементов регулятивных универсальных учебных действий.
Однако проведенный нами опрос учителей показывает, что далеко не все школьные учителя иностранного языка применяют технологии Web 2.0 в процессе обучения. Более того, значительный процент респондентов считают себя технически не подготовленными к внедрению этих технологий в учебный процесс, что, безусловно, подтверждает актуальность проблемы внедрения в процесс обучения иностранному языку технологий Web 2.0 как средства формирования регулятивных универсальных учебных действий учеников.
Материал и методика исследований. Нами был использован комплекс взаимодополняющих методов педагогического исследования:
- теоретические методы: изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы, федерального государственного образовательного стандарта, рабочих учебных программ по информатике и английскому языку, учебно-методических комплексов (УМК) по иностранному языку и по информатике для школы; анализ; синтез; сравнение; обобщение результатов исследования;
- эмпирические методы: анализ и обобщение опыта учителей; анкетирование школьных учителей и учеников школ; наблюдение; педагогический эксперимент и др.
Результаты исследований и их обсуждение. Одним из средств формирования у учеников регулятивных универсальных учебных действий на уроке иностранного языка являются технологии Web 2.0. Под технологиями Web 2.0. подразумеваются различные проекты и сервисы, активно развиваемые и улучшаемые самими пользователями: блоги, wiki, социальные сети и т. д. [5, 69].
Появление названия Web 2.0 принято связывать с именем Тима О'Рейлли, предпринявшего в 2004 году попытку дать одно общее название сайтам, объединенным некоторыми общими принципами.
П. В. Сысоев, М. Н. Евстигнеев понимают под Web 2.0 платформу социальных сервисов, которая позволяет пользователям быть не только получателем информации, но и ее создателем [7, 98]. Эту же главную отличительную особенность сервисов Web 2.0 отмечают и другие ученые [6], [8], [9], [10].
Что касается видов технологий Web 2.0, то можно выделить i зики, блоги, подкасты,
закладки, RSS (Really Simple Syndication), технологию FOAF (Friend of a Friend), сервисы
обмена, сайты совместного документопользования и многие другие
Каков же педагогический потенциал технологий Web 2.0 для формирования у учеников регулятивных универсальных учебных действий на уроке иностранного языка?
Во-первых, при внедрении в процесс обучения иностранному языку данных технологий учитель ставит ученика в такие условия, когда тот оказывается лицом к лицу с учебной задачей, которую необходимо самостоятельно решить в поставленные сроки. Это могут быть задания различного рода:
- создание коллажей, комиксов, анимации при обучении монологической и диалогической речи на иностранном языке (на базе Befunky, Blingee, Doink, DisaPainted, Dravto, Draw a Shtickman, FotoTricks, FlauntR, Kerpoof, JPGfun и других сервисов);
- создание презентаций и видеороликов (на базе Animoto, Epubbud, FlixTime, FlipSnack, HelloSlide, Kizoa, Magnoto, Masher, Mixbook, On True Media);
написание на изучаемом языке субтитров к любимому отечественному мультфильму или фильму (на базе Universal Subtitles);
написание личного дневника с целью развития умения и навыков письменной речи (на базе Penzu);
- создание облака слов при обучении лексике иностранного языка (на базе WordCloud, Word It Out, Wordle-net);
создание собственного образовательного видео (на базе Dailymotion, TED-ed, TubeSnack, Vialogues, Vimeo);
- другие интересные и полезные формы работы.
Безусловно, это способствует формированию у учащихся умений и навыков самоорганизации, целеполагания, планирования, прогнозирования - регулятивных универсальных учебных действий.
Во-вторых, при работе с технологиями Web 2.0 на уроке иностранного языка ученик сам может стать создателем учебной информации, взаимодействуя с другими участниками обучения [1, 369]. Контроль за образовательной траекторией перемещается от учителя к ученику, что способствует формированию у него умений и навыков контроля, коррекции, оценки, волевой саморегуляции [2, 244].
Таким образом, технологии Web 2.0 имеют значительный педагогический потенциал для формирования у учеников на уроке иностранного языка регулятивных универсальных учебных действий.
Внедрению в процесс обучения иностранному языку технологий Web 2.0 как средства формирования регулятивных универсальных учебных действий учеников, на наш взгляд, будет способствовать реализация следующих педагогических условий.
Во-первых, мы считаем, что необходима соответствующая техническая подготовка учителей иностранного языка к применению технологий Web 2.0 в учебном процессе.
Как показали результаты проведенного исследования, педагогический потенциал технологий Web 2.0 как средства формирования регулятивных универсальных учебных действий учеников на уроке иностранного языка используется в настоящее время не в полной мере. Так, 80 % опрошенных нами школьных учителей иностранного языка знают о существовании таких популярных сайтов для обучения иностранным языкам,
как LinguaLeo, Livemocha, Learning with Texts, но не знают о наличии более узкоспециализированных сервисов, которые также могли бы найти широкое применение на уроках иностранного языка. При этом из этих 80 % респондентов, знающих о вышеупомянутых трех ресурсах, лишь 16 % активно используют их в процессе обучения иностранному языку в целях формирования у учеников регулятивных универсальных учебных действий.
Кроме того, 72 % опрошенных учителей иностранного языка признали, что испытывают проблемы технического характера при работе с Интернет -ресурсами.
Проведенный нами анализ рабочих программ и УМК по информатике для будущих учителей иностранного языка выявил недостаточную освещенность в тематике курса проблемы работы с технологиями Web 2.0 на уроке иностранного языка.
Вторым условием внедрения в процесс обучения иностранному языку технологий Web 2.0 как средства формирования регулятивных универсальных учебных действий у учеников является, по нашему мнению, соответствующая методическая подготовка педагогических кадров к применению технологий Web 2.0 в учебном процессе.
Для успешной работы с Web 2.0-технологиями на уроке помимо овладения технической стороной их применения необходима соответствующая методическая подготовка учителя, так как ему предстоит тщательно спланировать, какие формы учебной деятельности использовать и в какой логической последовательности организовать работу с тем или иным ресурсом, как лучше построить урок, какую форму контроля выбрать и какое домашнее задание задать при работе с тем или иным сервисом.
Проведенный анализ УМК и рабочих программ по методике обучения иностранным языкам, используемых в вузах показал, что вопрос организации процесса обучения иностранному языку средствами технологий Web 2.0 не находит должного отражения в программе подготовки будущих учителей иностранного языка.
Третьим педагогическим условием реализации педагогического потенциала технологий Web 2.0 для формирования регулятивных универсальных учебных действий учащихся является, на наш взгляд, достаточная техническая подготовка учеников к реализации самообразовательной деятельности с помощью Web 2.0-сервисов, которая должна достигаться координацией действий учителей иностранного языка и учителей информатики.
Как показал проведенный нами опрос учеников старших классов школ г. Чебоксары, 100 % респондентов не испытывают проблем при работе с сервисами, предназначенными для создания презентаций, фотоколлажей, вики-сервисами, подкастами. При этом 60 % респондентов признали, что испытывают сложности с созданием учебного видео, комиксов, анимации. Работа с новыми Web-технологиями кажется им затруднительной.
Четвертым педагогическим условием внедрения в процесс обучения иностранному языку технологий Web 2.0 как средства формирования регулятивных универсальных учебных действий учеников является, безусловно, наличие современного технического оборудования в школах, доступ к сети Интернет в классах и дома. Во многих общеобразовательных школах, а также в некоторых гимназиях и лицеях все еще остро стоит проблема должного технического оснащения. А без решения данной проблемы внедрение в процесс обучения иностранному языку технологий Web 2.0 является весьма затруднительным.
Резюме. Таким образом, внедрению в процесс обучения иностранному языку технологий Web 2.0 как средства формирования регулятивных универсальных учебных действий учеников, на наш взгляд, будет способствовать реализация следующих педагогических условий:
- техническая подготовка педагогических кадров к применению технологий Web 2.0 в учебном процессе;
- соответствующая методическая подготовка учителей иностранного языка к работе с технологиями Web 2.0;
- достаточная техническая подготовка учеников к реализации самообразовательной деятельности с помощью Web 2.0-сервисов, которая достигается координацией действий учителей иностранного языка и учителей информатики;
- наличие современного технического оборудования, доступ к сети Интернет в классах и дома.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ажель, Ю. П. Использование технологий Веб 2.0 в преподавании иностранных языков /
Ю. П. Ажель // Молодой ученый. - 2012. - № 6. - С. 369-371.
2. Васляева, М. Ю. Модель организации самостоятельной работы студентов при изучении иностран-
ного языка с использованием Интернет-ресурсов / М. Ю. Васляева // Молодой ученый. - 2014. - № 13. -
С. 244-250.
3. Григорьева, Е. Н. Подготовка будущих учителей иностранного языка к осуществлению профессиональной деятельности в условиях реализации ФГОС ООО второго поколения / Е. Н. Григорьева // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2015. -№ 1 (85). - С. 113-117.
4. Копотева, Л. Г. Организация урока в соответствии с требованиями ФГОС [Электронный ресурс] / Л. Г. Копотева // Информационный центр «МЦФЭР Ресурсы образования». - 2014. - Режим доступа : http://www.proshkolu.ru/user/konstantinovaON23/file/4234607/.
5. Палкова, А. В. Применение сервисов Веб 2.0 в преподавании иностранных языков / А. В. Палкова // Преподавание иностранных языков в мультимедийном пространстве : сб. науч. ст. - Тверь : Твер. гос. ун-т, 2012.-С. 69-85.
6. Сон, И. С. Мобильное обучение в изучении иностранных языков / И. С. Сон // Теория и практика образования в современном мире : материалы III Междунар. науч. конф. - СПб. : Реноме, 2013. - С. 164-167.
7. Сысоев, П. В. Методика обучения иностранному языку с использованием новых информационно-коммуникационных Интернет-технологий /П. В. Сысоев, М. Н. Евстигнеев. -М.: Просвещение, 2010. - 182 с.
8. Титова, С. В. Технологии Веб 2.0 в преподавании иностранных языков / С. В. Титова, А. В. Филатова. - М. : Просвещение, 2010. - 98 с.
9. Халтурина, О. В. Использование сервиса Веб 2.0 Voki в преподавании иностранных языков / О. В. Халтурина // Молодой ученый. - 2014. - № 8. - С. 897-898.
10. Штенгель, Ю. Ю. Дистанционное обучение как форма организации самостоятельной работы студентов с использованием доступных Интернет-технологий / Ю. Ю. Штенгель // Педагогика: традиции и инновации : материалы II Междунар. науч. конф. - Челябинск : Два комсомольца, 2012. - С. 190-192.