Научная статья на тему 'Проектирование системы заданий для формирования и оценки образовательных результатов по английскому языку учащихся основной школы в контексте реализации ФГОС'

Проектирование системы заданий для формирования и оценки образовательных результатов по английскому языку учащихся основной школы в контексте реализации ФГОС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
802
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / УЧЕБНЫХ УМЕНИЙ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ / РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС / УРОКИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА / ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ / КРИТЕРИИ И ШКАЛЫ / СПОСОБСТВОВАТЬ РАЗВИТИЮ / ОБУЧАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРЕДМЕТНЫЕ / ЛИЧНОСТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / UNIVERSAL LEARNING ACTIVITIES / LEARNING SKILLS / EDUCATIONAL RESULTS / ЛMPLEMENTATION OF THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD / LESSONS OF FOREIGN LANGUAGES / DESIGNING LEARNING TASKS SYSTEM OF FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD / CRITERIA AND SCALES / CONTRIBUTE TO THE DEVELOPMENT / TECHNOLOGY TRAINING / SUBJECTIVE / PERSONAL AND METASUBJECTIVE RESULTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Марусева Елена Геннадьевна

В статье анализируются возможности формирования универсальных учебных действий у учащихся основной школы на уроках иностранного языка; предлагается система оценки УУД с использованием объективно наблюдаемых индикаторов, критериев и шкалы перевода набранных баллов в оценочные суждения учителя. В статье анализируются некоторые результаты последних исследований, проведенных на примерах заданий из УМК «Звездный английский 10», способствующих развитию учебных умений школьников. Задачи учителя сегодня состоят в том, чтобы параллельно с формированием универсальных учебных действий умело разрешить проблему формирования коммуникативной компетенции, которая требует тщательного продумывания, глубокого осмысления и творческого решения. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования объявляет главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков. Изменяются технологии обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по предмету «английский язык». Универсальные учебные действия важны не только для того, чтобы справиться с учебным заданием на уроке или получить высокий балл на экзамене. Они представляют собой ключ к познанию окружающего мира и рассматриваются современной педагогической наукой и Федеральным государственным образовательным стандартом как важнейший результат школьного образовательного курса, ориентированного на формирование у учащихся жизненно важных компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Марусева Елена Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Designing learning tasks system for generating and evaluating educational outcomes of students of secondary schools in the English language in the context of implementation of the Federal State Educational Standard

The article is devoted to the possibilities of formation of universal educational activities of students of secondary schools at the foreign language lessons. The paper proposes a system for assessing the universal educational activities using objectively observable indicators, criteria and scale transfer of points in value judgments of the teacher. The article analyzes some of the results of recent studies on examples of learning activities in the English coursebook "Star English 10" contributing to the development of educational abilities of pupils. Teacher’s task today is to solve the problem of formation of the communicative competence simultaneously with the formation of universal educational activities that requires careful thought, deep understanding and creative solutions. Modern education abandons the traditional notion of learning outcomes in terms of knowledge, skills and abilities. Changing technology training offers significant opportunities to expand educational framework on the subject of English. Universal educational activities are important for a student not only to cope with learning tasks in the classroom or get the highest score at the exam. They are a key to understanding the world and are considered the most important result of the training course, based on the formation of students' essential skills.

Текст научной работы на тему «Проектирование системы заданий для формирования и оценки образовательных результатов по английскому языку учащихся основной школы в контексте реализации ФГОС»

УДК 37.012

ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ И ОЦЕНКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

DESIGNING LEARNING TASKS SYSTEM FOR GENERATING AND EVALUATING EDUCATIONAL OUTCOMES

OF STUDENTS OF SECONDARY SCHOOLS IN THE ENGLISH LANGUAGE IN THE CONTEXT OF IMPLEMENTATION OF THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD

© 2016

Е.Г. Марусева

Самарский государственный социально-педагогический университет

(Россия, Самара)

E.G. Maruseva Samara State University of Social Sciences and Education (Russia, Samara)

В статье анализируются возможности формирования универсальных учебных действий у учащихся основной школы на уроках иностранного языка; предлагается система оценки УУД с использованием объективно наблюдаемых индикаторов, критериев и шкалы перевода набранных баллов в оценочные суждения учителя. В статье анализируются некоторые результаты последних исследований, проведенных на примерах заданий из УМК «Звездный английский - 10», способствующих развитию учебных умений школьников. Задачи учителя сегодня состоят в том, чтобы параллельно с формированием универсальных учебных действий умело разрешить проблему формирования коммуникативной компетенции, которая требует тщательного продумывания, глубокого осмысления и творческого решения. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования объявляет главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков. Изменяются технологии обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по предмету «английский язык». Универсальные учебные действия важны не только для того, чтобы справиться с учебным заданием на уроке или получить высокий балл на экзамене. Они представляют собой ключ к познанию окружающего мира и рассматриваются современной педагогической наукой и Федеральным государственным образовательным стандартом как важнейший результат школьного образовательного курса, ориентированного на формирование у учащихся жизненно важных компетенций.

The article is devoted to the possibilities of formation of universal educational activities of students of secondary schools at the foreign language lessons. The paper proposes a system for assessing the universal educational activities using objectively observable indicators, criteria and scale transfer of points in value judgments of the teacher. The article analyzes some of the results of recent studies on examples of learning activities in the English coursebook "Star English 10" contributing to the development of educational abilities of pupils. Teacher's task today is to solve the problem of formation of the communicative competence simultaneously with the formation of universal educational activities that requires careful thought, deep understanding and creative solutions. Modern education abandons the traditional notion of learning outcomes in terms of knowledge, skills and abilities. Changing technology training offers significant opportunities to expand educational framework on the subject of English. Universal educational activities are important for a student not only to cope with learning tasks in the classroom or get the highest score at the exam. They are a key to understanding the world and are considered the most important result of the training course, based on the formation of students' essential skills.

Ключевые слова: универсальные учебные действия; учебных умений; образовательных результатов; реализации ФГОС; уроки иностранного языка; проектирование системы; критерии и шкалы; способствовать развитию; обучающие технологии; предметные, личностные и метапредметные результаты.

Keywords: universal learning activities; learning skills; educational results; Лmplementation of the Federal State Educational Standard; lessons of foreign languages; designing learning tasks system of federal state educational standard; criteria and scales; contribute to the development; technology training; subjective, personal and metasubjective results.

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования объявляет главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков. Изменяются технологии обучения в то время, как внедрение информационно-коммуникационных технологий открывает значительные возможности для расширения образовательных рамок в процессе преподавания дисциплины «английский язык».

В настоящее время наблюдается тенденция, при которой некоторые учителя иностранных языков уделяют большее количество времени формированию универсальных учебных действий, в то время, как другие больше времени отводят непосредственно на выполнение заданий, призванных подготовить учащихся к сдаче Единого государственного экзамена по английскому языку. Встает вопрос: отвечает ли каждое созданное современное учебное пособие требованиям формирования универсальных учебных действий (УУД), формирует ли предметные, личностные и метапредметные результаты и одновременно с этим делает ли учащихся компетентными в решении заданий формата Единого государственного экзамена? Проблема формирования УУД учащихся состоит в том, что используемые учебные задания многочисленных УМК по английскому языку должны неукоснительно способствовать развитию учебных умений школьников. Как же выстроить такую систему упражнений, которая будет отвечать всем заявленным требованиям? Необходимо рассмотреть универсальные учебные действия, формируемые у учащихся на уроках иностранного языка, и разработать систему формирования и оценки УУД с использованием объективно наблюдаемых индикаторов-показателей, критериев и шкалы перевода набранных баллов в оценочные суждения учителя.

Формирование универсальных учебных действий - это общие познавательные умения, которые определяют успешность выполнения тех или иных учебных заданий в конкретном образовательном курсе, учения в целом и познания окружающего мира [1, с. 6]. Проблема заключается в том, что учителям иностранных

языков необходимо накопить эффективный опыт формирования у учащихся общих познавательных умений и внедрить в школьную практику процедуру их оценивания. Задача учителя сегодня - умело разрешить создавшуюся проблему, которая требует тщательного продумывания, глубокого осмысления и творческого подхода в решении.

Универсальные учебные действия важны не только для того, чтобы справиться с учебным заданием на уроке или получить высокий балл на экзамене. Универсальные учебные действия характеризуют подлинно образованную личность и условно подразделяются на следующие подгруппы: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные [2].

Цель предлагаемой статьи - охарактеризовать степень соответствия учебных заданий, предлагаемых современными учебно-методическими комплектами, формируемым универсальным учебным действиям. Главной традиционной ценностью на уроке и экзамене считались усвоенные и продемонстрированные теоретические и практические знания в форме выученных текстов или заученных действий [3, с. 66]. Сегодня перед учителем иностранного языка встала совершенно иная задача. Учащийся должен уметь продемонстрировать всесторонне-развитую гармоничную личность, обладающую рядом сформированных компетенций, на уровне их практического использования в жизни.

Образовательная ценность УУД велика в связи с тем, что без этих общих учебных умений невозможно достижение требуемых ФГОС личностных, метапред-метных и предметных результатов [3, с. 36]. В учебнике «Звездный английский - 10» [4, с. 16] можно встретить следующее задание: учащимся необходимо познакомиться с рекламной листовкой для туристов о лондонском музее Чарльза Диккенса и сказать, что их больше всего может заинтересовать в таком музее. «Charles Dickens Museum. Visit the house where Dickens lived and wrote. Four floors of exhibits including Dickens' writing desk and chairs, letters, manuscripts and photos. Special Oliver Twist exhibition. End your visit with tea and cakes in our café». Школьники должны следовать предлагаемому плану экскурсии с указанными экс-

понатами в экспозиции музея. Формируемые с помощью подобного задания предметные умения включают работу с тематической лексикой и требуемой грамматикой, сбор дополнительной информации по теме задания, построение устного высказывания по предложенной схеме посещения музея. Параллельно с предметными учебными действиями у учащихся формируются универсальные учебные действия и среди них умение понимать и сохранять в памяти цель задания, вспоминать известные факты в связи с заданием, использовать воображение для заполнения пропусков в знаниях, выполнять задание в логически правильной последовательности, приходить к доказательным выводам [5, с. 56].

Другим примером различий между предметными и универсальными учебными действиями может служить еще одно задание из учебника «Звездный английский» для десятого класса [4, с. 167] - это заполнение пропусков связного фрагмента текста предложенными лексическими единицами из предоставленного множественного выбора. С точки зрения предметных умений учащиеся с помощью такого задания учатся грамматически и лексически правильно вставлять пропущенные слова в текст. Подобное задание способствует повышению грамотности речи школьников и заблаговременно готовит к выполнению соответствующих заданий на языковых экзаменах. Помимо эффективного решения задачи формирования у обучаемых предметных умений, подобное задание формирует у учащихся важнейшее универсальное учебное действие, а именно критическое мышление - умение принять обоснованное решение и сформулировать аргументированное суждение на основе исключения ошибочных альтернатив [6, с. 46].

Личностные УУД позволяют учащимся проявить себя как личность в учебном процессе и жизни. Основными составными элементами личностных универсальных действий можно считать такие элементы, как аккуратность в учебе, активность в обретении знаний, широта интересов, вовлеченность в процесс учения, исполнительность, настойчивость, ответственность, пунктуальность, регу-

лярность и целенаправленность учебного процесса [7, с. 146].

Рассмотрим еще одно задание, в котором учащимся предлагается вначале прослушать информацию, а потом высказать собственную позицию: «Listen and say. The guided tour was great, wasn't it? Yes, it was well worth it. So shall we look around the exhibition now? Hey, I've just had a great idea. Why don't we try to get some tickets to see a play tonight?» [4, с. 20]. Для успешного выполнения этого задания учащимся необходимо выразить свое личное мнение, проявить инициативу в выдвижении новых идей и предложений, предложить и обосновать свое мнение, сформулировать и выразить отношение к предмету обсуждения. Эти и другие формы самовыражения и самореализации личности в познавательной деятельности составляют сущность УУД личностного типа [8, с. 10].

В учебнике «Звездный английский» есть немало заданий, которые требуют от учащихся выразить свое личное отношение, высказать мнение, сделать собственный выбор. Например, в одном из заданий для учащихся десятого класса нужно написать маленькую статью в школьную газету об историческом месте в родном городе. Предлагается обосновать свой выбор и убедить читателя в особой привлекательности этого места. Подобные действия, по своей сути, относятся к УУД личностного типа, поскольку в них обнаруживается личностная позиция учащихся.

Каждому УУД личностного типа соответствуют свои объективно наблюдаемые индикаторы, которые позволяют учителю оценивать ученика как обучающуюся личность (если индикатор наблюдается, ученик получает один балл за каждый из десяти УУД личностного типа). При оценивании УУД личностного типа рекомендуется обращать внимание на внешний вид и оформление выполненных работ, количество используемых источников информации, общий кругозор школьников, признаки учебной инициативы, точность и пунктуальность при выполнении заданий, готовность трудиться и затрачивать усилия, исполнительность и требовательное отношение к товарищам, постоянную готовность к уроку, устойчивость учебных мотивов и интересов, нравственно-

волевые качества. Приведенные индикаторы могут быть использованы для текущего мониторинга и итоговой оценки УУД личностного типа учащихся [9, с. 209].

Регулятивные УУД нужны учащимся для того, чтобы рационально организовать свое учение и познавательную деятельность. Основными составными элементами данных универсальных действий можно считать такие элементы, как постановка цели, понимание решения задачи, планирование деятельности, оценка своих затруднений, отбор действий для решения задачи, корректировка учебных действий, использование источников и ресурсов, самооценка результатов, мониторинг результатов, накапливание продукта учения. УУД регулятивного типа позволяют учащимся структурировать и строить свои познавательные действия.

Покажем на примере задания из учебника «Звездный английский» для десятого класса, какие УУД регулятивного типа нужны учащимся для решения поставленной задачи: «Grammar and relative clauses. Find relative clauses in the text. Which are defining? Non-defining? Join the sentences using the words in brackets. Add commas where necessary. In which sentences could that be used instead» [4, с. 112]. Цель этого задания - выделить в предлагаемом тексте придаточные предложения «ограничивающего» и «неограничивающего» типа (defining / non-defining clauses), то есть придаточные предложения, сообщающие существенную и несущественную информацию о подлежащем. Подобное пунктуационное умение важно для правильного оформления текста письменного рассуждения (эссе).

Еще одним примером задания для формирования регулятивных УУД является предлагаемый учащимся проект с использованием ИКТ в учебнике «Звездный английский» для десятого класса: «Think! Imagine you were on Titanic when it hit the iceberg. In three minutes write a few sentences describing the scene and your feelings. Tell the class.... Find out more about the sinking of the Titanic. Report your information back to the class» [4, с. 84]. Здесь учащимся важно принять цель проекта, понять задачу и спланировать свои действия, предвидеть возможные затруднения (отсутствие достаточного количества

фактов) и предложить способы их решения, гибко менять стратегию работы над проектом по мере появления новых идей, творчески использовать доступные ресурсы информации, объективно оценить проектный продукт, сравнить полученные результаты с ранее выполненными работами в своем портфолио [9, с. 212].

Оценивание УУД регулятивного типа осуществляется с помощью соответствующих индикаторов (если индикатор наблюдается, ученик получает один балл за каждый из десяти УУД регулятивного типа), таких как умение четко сформулировать цель выполняемого задания; умение ясно изложить сущность решаемой познавательной задачи (с выделением этапов); умение выстроить логичный план своих действий; ясное видение своих познавательных затруднений; умение называть требуемые для решения задачи действия; умение перестраивать стратегию решения задачи в случае затруднений или ошибочного решения; умение пользоваться широким кругом источников знаний; умение объективно оценить свой результат; умение следить за динамикой своих учебных результатов; умение собрать продукты своего учения в портфолио ученика [9, с. 215].

Познавательные УУД определяют способы и формы усвоения знаний как для конкретного предмета, так и для формирования научного мировоззрения в целом. Познавательные УУД состоят из следующих компонентов: анализ явлений, определение понятий, классификация понятий и явлений, логика рассуждений, критическое (обоснованное) рассуждение, выявление причин и следствий, дифференциация понятий и явлений (выделение лишнего элемента), формулирование умозаключений, доказательность выводов, поиск и хранение знаний, включая использование ИКТ [10, с. 22].

Приведем в качестве примера формирования познавательных УУД задание из учебника «Звездный английский» для десятого класса: «Over to you. Which of the jobs in the picture do you think are the most: Rewarding? Challenging? Why? What qualities are needed for each job? (A job of a doctor, a lawyer, a vet, a psychologist, a pilot)» [4, с. 96]. В этом задании учащимся необходимо совершить следующие познава-

тельные действия: определить профессии персонажей на фотографиях, распределить выделенные понятия по категориям. Учащиеся должны продемонстрировать логику рассуждений и обоснованность доказательств, проявить умение связывать причины и следствия, устанавливать сходство и различие разнообразных профессий, использовать убедительные аргументы для собственных выводов, искать информацию в различных источниках, в том числе и в Интернете. Одним из многочисленных примеров формирования познавательных УУД является задание: «List the words under the headings: Health problems. Alternative therapies. Aches, pains, injuries. Hypnotherapy. Meditation. Acupuncture» [4, с. 76]. Учащимся необходимо уметь соотносить предлагаемые слова и смысловые группы, обоснованно высказываться, исключать лишнее и устанавливать соответствия, искать недостающую информацию, приходить к окончательному умозаключению.

Для оценки познавательных УУД используются объективно наблюдаемые индикаторы (если индикатор наблюдается, ученик получает один балл за каждый из десяти УУД познавательного типа): умение раскладывать на детали объект или явление, умение формулировать и группировать понятия и явления, умение выстраивать логическую цепь в собственном устном или письменном рассуждении, умение обоснованно мыслить, умение видеть и связывать вместе причины и следствия, умение видеть сходства и различия в понятиях и явлениях, умение приходить к умозаключениям и делать убедительные выводы, умение находить полезную информацию и хранить ее в наиболее удобной форме, включая электронные носители [11, с. 18].

Коммуникативные УУД представляют собой способ познания через общение и межличностное (межкультурное) взаимодействие [12, с. 6]. Назовем также коммуникативные УУД: владение публичной речью, грамотная письменная речь, грамотная устная речь, достаточный словарный запас, ИКТ в коммуникации и презентации, позитивные взаимоотношения с партнерами, понятное выражение мысли, соблюдение этикета общения, социальные компетенции, зрелость выража-

емых идей [13, с. 117]. Универсальность названных УУД коммуникативного типа заключается в том, что они востребованы в общении на любом языке, включая родную речь.

Как видно из следующего задания из учебника «Звездный английский» для десятого класса, коммуникативные умения предполагают обязательную работу над мыслью. «Speaking and writing. Think. Listen and read the text. Find the main idea in each paragraph. Use the idea to give the class a short summary of the text. Think. Would you ever try hypnotherapy? Why? Why not? In three minutes write a few sentences. Tell your partner or the class» [4, с. 100]. Подчеркнем, что освоение нужной для высказывания информации и работа над содержанием сообщения относятся к универсальным познавательным действиям. Отметим также, что УУД коммуникативного типа важны для эффективного речевого взаимодействия, то есть требуют развития социальной компетенции учащихся [14, с. 16]. В приведенном в качестве примера учебном задании из УМК «Звездный английский» школьникам предлагается лаконично, ясно и четко изложить свою позицию классу, то есть продемонстрировать владение публичной речью, соблюдение норм вежливости.

Приведем в качестве примера еще одно задание из учебника «Звездный английский» для десятого класса: «Which of the following types of physical activities do you do? How often? Tell your partner: playing sports, weightlifting, aerobics, cycling, stretching, swimming, dancing, yoga, bodybuilding, running, walking, pilates» [4, с. 154]. Задание рассказать о своих занятиях тем или иным видом спорта может стать эффективным способом формирования у учащихся универсальных учебных действий коммуникативного типа, если установить требуемое количество фраз, поставить задачу аргументировать свое высказывание, сказать о «за» и «против», сделать убедительный вывод.

Для оценки коммуникативных УУД используются объективно наблюдаемые индикаторы (если индикатор наблюдается, ученик получает один балл за каждый из десяти УУД познавательного типа): контакт и взаимодействие с аудиторией, правильно построенные предложения в письменном рассуждении, грамотно по-

строенные фразы в неподготовленной устной речи, лексически насыщенная речь, умелое и инициативное использование ИКТ в общении и публичных выступлениях, умелое взаимодействие с партнерами по проектной деятельности, структурированное и ясное выражение мысли, соблюдение норм вежливости и культурных традиций в общении, умение вести себя в различных ситуациях социального взаимодействия, проявление современного научного мировоззрения в суждениях и рассуждении, зрелость выражаемых идей [9, с. 210].

Для итоговой оценки всех видов УУД конкретных учащихся можно ис-

пользовать следующую систему: за каждый из объективно наблюдаемых индикаторов по каждому из четырех видов УУД учащиеся получают один балл. Общая сумма набранных баллов по каждому из видов УУД может быть от нуля до десяти. Целесообразно использовать следующие нормы оценки каждого из видов УУД: 0-1 - вид УУД не сформирован, 2-4 - вид УУД сформирован слабо, 5-8 - вид УУД сформирован в основном, 9-10 - вид УУД сформирован полностью. На основании средней суммы баллов по каждому из видов УУД можно сделать вывод о формировании универсальных учебных умений школьников в целом.

* * *

1. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения // Педагогика. 2012. № 4. С. 18-22.

2. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики. М. : Русский язык, 1989. 276 с.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx7CatalogId.

4. Баранова К.М., Дули Дж., Копылова В.В., Мильруд Р.П., Эванс В. УМК «Звездный английский» («Starlight») для общеобразовательных учреждений и школ с углубленным изучением английского языка. М. : Просвещение, 2016. 184 с.

5. Копотева Г.Л., ЛогвиноваИ.М. Проектируем урок, формирующий универсальные учебные действия. Волгоград : Учитель, 2013. 99 с.

6. Мороз Н.Я. Конструирование технологической карты урока : науч.-метод. пособие. Витебск : УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», 2006. 56 с.

7. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли : пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. ; под ред. А.Г. Асмолова. М. : Просвещение, 2010. 152 с.

8. Сазонова В.В. Проблемные задания на уроках английского языка в школе. М. : Еврош-кола, 2001. 271 с.

9. Перминова Л.М. Взаимосвязь стандартов первого и второго поколений // Народное образование. 2010. № 7. С. 209-216.

10. Логвинова И.М., Копотева Г.Л. Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС // Управление начальной школой. 2011. № 12. С. 12-18.

11. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли / под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2013. 151 с.

12. Мильруд Р.П. Формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы (с УМК «Звездный английский» 2-4) // Просвещение. Иностранные языки. 2015. Ноябрь. URL: http://iyazyki.prosv.ru/2015/11/learning-skills.

13. Гузеев В. Проектирование и анализ урока // Директор школы. 2014. № 7. С. 44-47.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.