ренней культурой» [5]. Именно интеллигентность присуща личностям, находящимся на высших уровнях духовно -нравственного развития - гуманистическом и духовном. Следует подчеркнуть характерную черту интеллигентной личности: патриотизм, гармонично сочетающийся с космополитизмом. Человек не вправе считать себя интеллигентом, если ему безразлично будущее своего отечества, если он не умеет правильно говорить на родном языке. Но в то же время, горячо любя свою Родину (ее народ, лучшие обычаи и традиции, лучшее в ее культуре, родной язык и природу), интеллигент глубоко уважает другие народы и их культуры, не противопоставляет интересы своего народа интересам других народов и не мыслит благополучие своего народа за счет ущемления или эксплуатации других народов. Для истинного интеллигента недопустимо рассуждение: «прежде всего всё для моей Родины, а потом по мере возможности - для других стран». Любя свой язык, интеллигентный человек, не только должен с уважением относиться к другим, он должен знать иностранные языки, причем не один. Интеллигент никогда не опустится до вандализма, связанного с уничтожением памятников архитектуры и истории, даже если они не соответствуют современным идеологическим, нравственным и эстетическим воззрениям. У интеллигента не поднимется рука уничтожать археологические находки, не только потому что они представляют научную ценность, но и потому, что они являются опредмеченной человеческой мыслью. Уважая человека, пусть даже давно истлевшего в могиле, интеллигент уважает его труд и плоды этого труда. Вызывает восхищение бережное отношение мусульман Средней Азии к хлебу, а через него к человеческому труду. Если мусульманин увидит кусочек хлеба, лежащий под ногами или на дороге, он обязательно поднимет его и положит на возвышенное место, чтобы его съели птицы или голодные животные. Высококультурный человек никогда не станет мыть пол тряпкой из одежды умершего, не станет вытирать ноги флагом чужого, пусть даже враждебного его Родине государства, не станет глумиться над могилами своих врагов, не станет осквернять святыни и чувства верующих иных религий. Нравственный компонент интеллигентности проявляется в уважении к любому человеку, который может быть иных взглядов, иной веры и даже иной морали. Интеллигент никогда не станет разговаривать в присутствии иностранца, не понимающего его язык, без переводчика, чтобы не обидеть его. Гостеприимство - типичная черта интеллигентной личности. Под гостеприимством следует понимать не только обычай приглашать в гости, но и принимать незваных гостей, оказывая им уважение и заботу. Интеллигент никогда не покажет гостю его промах, невежество и ущербность в культуре. Это было бы бестактно.
Таким образом, формирование нравственности в структуре духовности обусловлено, с одной стороны, культуро-нравственным сознанием, а с другой стороны, влиянием бессознательных и подсознательных установок, а также определенных состояний измененного сознания (сверхсознания). Нравственность как практический деятельный компонент - главная составляющая духовности. Культура личности как психическое образование - дополнительная составляющая, питающая духовность, т. е. способствующая духовно-нравственному становлению и развитию личности.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Гребенюк, О. С. Теория обучения: учебник для студ. вузов / О. С. Гребенюк, Т. Б. Гребенюк. - М., 2003.
2. Ерасов, Б. С. Социальная культурология / Б. С. Ерасов. - М., 1996.
3. Дьяченко, М. И. Психологический словарь-справочник / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. - Мн., 2000.
4. Начала христианской психологии: учеб. пособие для вузов / Б. С. Братусь; под ред. Б. С. Братуся, С. Л. Воробьева. - М., 1995.
5. Ожегов, С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. - М., 1990.
6. Священное писание. Перевод нового мира. - Нью-Йорк; Бруклин, 2007.
7. Социальная психология: учеб. пособие для студ. вузов / А. Н. Сухов; под ред. А. Н. Сухова, А. А. Деркача. - М., 2003.
8. Хало, П. В. Психоэкология человека: в 3 ч. / П. В. Хало. - Таганрог, 2012. - Часть II: Физика психоэкологии.
УДК 373 ББК 74.261
О. А. Юрова
ФУНКЦИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ВЕБ 2.0 В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Аннотация. В статье рассмотрены преимущества инновационных обучающих технологий поколения Веб 2.0 в процессе обучения иностранным языкам, обоснована возможность и целесообразность их практического применения в традиционном учебном процессе на примере международной социальной сети Busuu.com, предлагающей услуги в сфере иноязычного образования.
Ключевые слова: традиционные компьютерные технологии, инновационные технологии веб 2.0, функции сервисов Веб 2.0 в обучении иностранному языку.
O. A. Yurova
WEB 2.0 FUNCTIONS IN THE PROCESS OF FOREIGN LANGUAGE TEACHING
Abstract. The article deals with the advantages of the Web 2.0 generation innovative educational technologies usage in the process of foreign languages teaching. The potentialities and practicability of their usage in traditional educational training process on the basis of, for example, the international social network service Busuu.com offering services in the sphere of foreign languages education, are well grounded.
Key words: traditional computer technologies, Web 2.0 innovative technologies, Web 2.0 service functions in the process of foreign language teaching.
Главная цель современной системы образования - научить человека учиться. Для развития самостоятельного критического мышления обучающихся недостаточно простого воспроизведения усвоенных знаний, необходима их собственная познавательная активность и самостоятельность по овладению учебным материалом. Поэтому акцент в развитии современных образовательных технологий делается на обучение умению самостоятельно находить необходимую информацию, выделять проблемы и искать пути их решения, критически анализировать полученные знания и применять их на практике.
Анализ методической литературы показал, что на сегодняшний день все информационные технологии можно разделить на две категории: традиционные компьютерные технологии поколения Веб 1.0 и технологии поколения Веб 2.0
Традиционные технологии делятся на обучающие компьютерные программы на сменных носителях и информационные технологии, которые представлены поисковыми системами, информационными и учебными ресурсами. Информационные ресурсы (сайты российских и зарубежных новостных изданий, электронные библиотеки, энциклопедии, словари, базы данных и пр.) не являются учебными по своему характеру, однако обеспечивают доступ к актуальным и аутентичным материалам. Учебные интернет-ресурсы - это текстовые, аудио/видео- и визуальные материалы различной тематической направленности, цель которых состоит в формировании иноязычной коммуникативной компетенции и развитие коммуникативно-когнитивных умений осуществлять поиск, отбор, классификацию, анализ и обобщение информации. Поисковые системы обеспечивают формирование информационной компетенции обучающихся, включая навыки и умения поиска и аналитической обработки информации. Данные технологии отражают интеграционный подход к обучению с использованием компьютерных технологий, появившийся в 90-е гг. ХХ столетия и активно используемый до 2005 года.
Появление в 2005 г. понятия «Web 2.0» ознаменовало переход от интеграционного подхода к социальному. Технологии поколения Web 2.0 принципиально отличаются от компьютерных технологий, применявшихся в обучении иностранным языкам ранее, тем, что позволяют обучающимся не только использовать Интернет в качестве источника иноязычной информации, но и стать активными создателями мультимедийного контента [6].
Существенные отличия веб-технологий первого и второго поколения представлены в таблице 1.
Таблица1
Сравнение способов организации самостоятельной исследовательской деятельности в условиях Веб 1.0 и Веб 2.0 (по С.В. Титовой)
Веб 1.0. Веб 2.0.
Требуется установка на компьютер специального программного обеспечения Сервисы доступны через Интернет
Изолированно Совместно
В режиме офлайн В режиме онлайн
Лицензионное программное обеспечение Бесплатные программы
Автор один Авторов много, совместное творчество
Запатентованное программное обеспечение Свободное программное обеспечение
Материал, охраняемый авторским правом Материал коллективного пользования
Таким образом, основными характеристиками технологий Веб 2.0, которые отличают его от классического Интернета, являются: доступность, социальность, открытость, креативность, личностная ориентированность.
Сегодня интеграция сетей и сервисов Веб 2.0 или Интернета второго поколения в преподавание иностранных языков - это не дань моде, а насущная необходимость для преподавателей,
которые стремятся оптимизировать процесс обучения, сделать его более эффективным и мотивированным для обучающихся.
Использование информационных технологий часто связывают, прежде всего, с дистанционным образованием. Однако они не менее актуальны и для традиционного обучения. Появилась также новая форма обучения - blended learning (смешанное обучение), в рамках которого сочетаются традиционное (аудиторное) обучение и виртуальное обучение на основе сетевых учебных курсов, то есть за «контактными» фазами следуют online-фазы. Такая форма, по мнению ученых, объединяет преимущества обоих типов обучения: наличие прямых социальных контактов и, следовательно, развитие социальных компетенций при традиционном обучении и эффективность электронного обучения, развитие информационных компетенций в ходе online-фаз [3].
Существует огромное количество современных веб-технологий: блоги, вики, подкасты, вебквесты, тандемы, социальные сети, электронное портфолио и т.д.
Многие из них (например, вики, блоги, подкасты, вебквесты) позволяют обрабатывать и перерабатывать учебный материал, сохранять, дополнять, переструктурировать, использовать для выполнения заданий, общаться с другими обучающимися и учителем (как в режиме синхронной, так и асинхронной коммуникации), задавать вопросы и отвечать на них [2; 4; 5].
Тандем - технология обучения предусматривает автономное (самостоятельное) изучение иностранного языка двумя партнерами с разными родными языками, работающими в паре. Цель тандема - овладение родным языком своего партнера в ситуации реального или виртуального общения, знакомство с его личностью, культурой страны изучаемого языка, а также получение информации по интересующим областям знаний. Важнейшими принципами, раскрывающими сущность тандем-технологии, являются принцип обоюдности и принцип автономности. Принцип обоюдности предполагает, что каждый из участников тандема получит одинаковую пользу от общения, а принцип автономности основывается на том, что каждый из партнеров самостоятельно несет ответственность в своей части обучения за выбор цели, содержания и средств обучения, а также и конечные его результаты. Виртуальное общение представляет собой особую разновидность коммуникации, имеющую ряд преимуществ в сравнении с «живым» общением:
1) расширяются границы и возможности общения до всемирных, так как тандем-партнера можно найти практически во всех странах мира;
2) оба партнера в процессе общения находятся в своем привычном жизненном пространстве, удобном для пользования аутентичными материалами и необходимыми источниками информации;
3) общение осуществляется, преимущественно, в письменной форме (E-mail, Chatting), что позволяет совершенствовать навыки и умения письменной речи.
Доминирующее положение среди интернет-технологий с точки зрения дидактики занимают системы дистанционного обучения (СДО) или обучающие платформы. Обучающие платформы -это образовательные среды для предоставления учебных курсов online, обслуживания и управления ими, администрирования процесса обучения. Обучающийся имеет возможность доступа к образовательной среде в любое время, в любом месте, где есть выход в Интернет, что обеспечивает -помимо очевидных удобств - реализацию принципа индивидуализации обучения: обучающийся проходит материал в своем темпе, у него есть возможность выбирать последовательность выполнения заданий, задания предполагают, как правило, большую вариативность их выполнения.
Функции сервисов Веб 2.0 в обучении иностранному языку можно условно разделить следующим образом:
- обучение аспектам языка (фонетике, грамматике, лексике);
- обучение чтению (к примеру, чтение аутентичных текстов - художественных, научно-публицистических);
- обучение аудированию (использование подкастов и видеокастов);
- обучение говорению (с использованием опор на тексты, аудио- и видеоматериалы, создание и обсуждение фотографий и комиксов);
- обучение письму (ведение блога, участие в профессиональных сообществах, форумах).
Виртуальные лингвистические платформы позволяют в той или иной степени решать все перечисленные выше задачи. На сегодняшний день наиболее популярными и доступными для большего числа потребителей являются следующие образовательные платформы: http://www.babbel.com/ http://www.busuu.com/ru http://ru.livemocha.com/ http://www.palabea.com/ http://www.lingq.com/ru/ http://www.italki.com/ http://freshlingua.com/
Перечисленные сайты очень похожи, все они приглашают заинтересованных в самостоятельном изучении иностранных языков в виртуальные сообщества, где после бесплатной регистрации можно проходить online-занятия, писать диктанты и проверять работы других пользователей и общаться с носителями языка. Некоторые из них постепенно встают на путь коммерциализации, но и в бесплатных версиях остаются неплохие возможности для изучения языков.
Рассмотрим возможности Интернет-технологий в совершенствовании иноязычных навыков и умений на примере одного из крупнейших веб-сервисов, предоставляющих услуги в сфере иноязычного образования - Busuu.com.
Busuu.com - международная социальная сеть для изучения языка и отработки разговорных навыков с участниками сети. Ресурс Busuu.com представляет учебные курсы по английскому, испанскому, французскому, немецкому, итальянскому, польскому, турецкому, португальскому и русскому языкам. Учащиеся могут создать свой профиль, добавить один или несколько из этих языков к своему учебному списку, проходить разделы в своем собственном темпе и отслеживать свои успехи.
На сайте www.busuu.com предлагаются два способа улучшить свои иноязычные навыки и умения:
1. Учиться у носителей языка используя видео-чат, с помощью которого можно общаться с носителями иностранного языка в сообществе и улучшать свои языковые навыки.
2. Учиться с помощью учебного материала. Для этого администрацией сайта было подготовлено более 150 уроков, охватывающих различную тематику, а также уроки по грамматике, охватывающие наиболее важные грамматические правила. Содержание уроков сопровождается иллюстрациями и аудиозаписями, благодаря которым можно прослушать ключевые слова, выражения и диалоги, озвученные профессиональными дикторами.
Курсы здесь составлены на основе рекомендованных уровней «Общеевропейского стандарта владения иностранным языком». В общей сложности, для каждого пользователя предлагается 4 уровня курсов: «Начальный 1», «Начальный 2», «Средний 1» и «Средний 2». По окончании каждого курса сдаются экзамены, чтобы проверить качество усвоения материала.
Для входа в систему надо пройти несложную регистрацию, создать аккаунт и получить возможность доступа к большей части размещенных в ней материалов и участия в совместных мероприятиях пользователей, т.е. в переписке и общении в аудио-видео-чате. В настройках своего профиля каждый указывает, какой язык для него родной и какой (какие) бы он хотел учить. После регистрации пользователь получает свою страницу с красивым садом языков, который будет наглядно иллюстрировать его успехи в изучении языка. Сад отображает в виде деревьев языки, которые будут изучаться, а также языки, которые пользователь будет преподавать как их носитель. Размер каждого дерева символизирует его прогресс в изучении того или иного языка, а щелкнув мышкой по определенному дереву, можно получить доступ к необходимому материалу. Конечно же, в саду языков присутствуют и жуки (ошибки, от которых предстоит избавляться) и ягоды, с помощью которых пользователь мотивирует своих друзей к участию в проекте Busuu.com. Также ягоды и плоды деревьев демонстрируют его активность и успехи в учебном прогрессе другим пользователям сообщества.
На сайте для каждого языка разработаны множество упражнений, которые можно проходить в свободном режиме. Выполненные письменные упражнения отправляются на правку носителям языка. Общение на сайте бесплатно. Однако за определенную сумму можно купить функции «pro-» аккаунта Busuu.com, которые включают дополнительные упражнения, грамматический справочник, видеоуроки и пр.
Чтобы мотивировать пользователей к самостоятельному достаточно длительному процессу овладения языком на busuu.^m применяются рациональные и эмоциональные стимулы. Так, пользователь должен указать, сколько времени в неделю он будет тратить на выполнение упражнений и заданий курса, и программа сама называет дату окончания курса. Эмоциональный стимулятор - это тревожные письма от Busuu: «Твой сад языков засыхает». Сад языков - это условная анимация в профайле: елочки, солнышки, ягодки, бабочки. Каждое дерево, которое надо холить и лелеять, - иностранный язык. Если изучение иностранных языков продвигается успешно, то сад разрастается и цветет. В обратном случае сад чахнет и надо снова его поливать, т.е. взяться за работу.
Интерфейс языкового курса выполнен, как пошаговая детская игра. Каждый урок - квадратик - это определенная тема. Например, «Смотрим ТВ», «Моя культура», «Морская жизнь». Каждый урок состоит из восьми разделов: пять бесплатных, три - для премиум-пользователей. Бесплатные уроки: тематический словарь, диалог, письменное упражнение, разговор с другим участником и экзамен. Премиум-аккаунт позволяет получить доступ к некоторым дополнительным функциям на Busuu: распечатать учебный материал, скачать подкаст, содержащий материалы урока, и практиковать свое произношение, выложив свою аудиозапись носителям языка на проверку. В тематическом словаре есть текст и его озвучка. Здесь же - картинка для активизации ассоциа-
тивной памяти, пара фраз на изучаемом языке, для того, чтобы увидеть слово в контексте. В разделе «Словарь» какого-либо урока рядом с картинкой появляется маленькая звездочка. Щелкнув мышкой на ней, можно обозначить те слова, которые нужно выучить. Таким образом, создается свой собственный раздел слов, которые будут автоматически добавлены в соответствующий раздел «Отмеченные». Сервис «Мои ошибки» автоматически запоминает слова, в которых были сделаны ошибки при контрольном тесте. Как только они будут выучены и сдан контрольный тест, то они автоматически исчезнут из списка ошибок.
Диалог представлен оригинальным текстом. Можно читать и повторять столько, сколько требуется. Чтобы ответить на вопросы надо выбрать правильный ответ. Если что-то непонятно, можно воспользоваться переводом. В разделе «Письменное упражнение» надо написать небольшое эссе на заданную тему. Например, «Что входит в понятие культуры страны?» Тут же в качестве опоры предлагаются три картинки: гастрономические блюда, архитектура, фото с праздника. Как только текст письменного упражнения написан, его можно послать на проверку носителям языка, щелкнув на кнопке «Отправить и оповестить друзей». Они получат уведомление о том, что им предлагается исправить присланный текст.
На этапе «Разговор с другим пользователем» пользователь получает доступ к странице, где может выбрать напарника для беседы. В «Экзамен» включаются задания, составленные на основе проработанного материала: надо выбрать правильный перевод, составить слово из букв-магнитов и т. д.
Данный сайт имеет как свои плюсы, так и минусы. К плюсам следует отнести:
1) общение с носителями языка, отработку разговорных навыков;
2) разнообразные возможности для тренировки чтения, письма, повышения словарного запаса;
3) так как ресурс является социальной сетью, то каждый регистрирующейся пользователь становится членом сообщества Вшии и получает несколько дополнительных возможностей для изучения иностранных языков: может задавать вопросы, на которые обязательно получит ответ от других пользователей, может устанавливать личные контакты с ними, участвовать в общих дискуссиях и т.д.
Минусов у данного сайта гораздо меньше, чем плюсов. К ним можно отнести то, что:
1) в бесплатной версии нет структурированной грамматики и по личному опыту разобраться с грамматикой вряд ли поможет даже носитель языка, просто потому, что социальная сеть предназначена в первую очередь для общения. Поэтому данный сайт может быть рекомендован как дополнительный ресурс к основному курсу иностранного языка, в рамках которого учащиеся знакомятся с грамматической системой языка;
2) общение с носителями языка не тематическое, не организуемое и не контролируемое, а потому
требует определенных навыков и умений, которых нет у новичков. Однако здесь можно улучшать свои речевые навыки и умения, практикуясь в разговорной речи в процессе не только свободного, но и тематического общения. Последнее следует рассматривать как возможность закрепления пройденного материала в рамках учебной темы.
Таким образом, социальные сервисы Веб 2.0 открывают перед преподавателями широкие возможности в плане:
а) оптимизации учебного процесса и развития учебной автономии учащихся;
б) ознакомления учащихся с новейшими технологиями, которые они могут эффективно применять в повседневной жизни для работы с информацией, общения, профессионального развития;
в) повышения мотивации к изучению иностранных языков;
г) развития творческих способностей и коммуникативных умений;
д) использования аутентичного учебного материала и отсутствия искусственности в коммуникативных ситуациях.
С помощью интернет-технологий второго поколения легко решаются проблемы обучения в сотрудничестве, а также дифференциации и индивидуализации обучения. Социальные сервисы Веб 2.0 позволяют учащемуся выбрать свой стиль учебной работы, наметить свою образовательную траекторию.
Исповедуя доступность, открытость, интерактивность и коллективизм, социальные сервисы Веб 2.0 становятся естественной образовательной средой, целесообразность использования которой в учебных целях уже не вызывает сомнения.
Сказанное выше позволяет сделать вывод о том, что вопрос интеграции Интернета в обучении иностранным языкам как в средней, так и высшей школе в настоящее время чрезвычайно актуален. Актуальность применения новых информационных технологий продиктована, прежде всего, педагогическими потребностями в повышении эффективности развивающего обучения, в частности, потребностью формирования навыков самостоятельной учебной деятельности. В этой связи важно помочь учащимся стать активными участниками процесса обучения и формировать у них потребность в постоянном совершенствовании приобретаемых в школе иноязычных знаний, умений и навыков.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Ажель, Ю. П. Использование технологий ВЕБ 2.0 в преподавании иностранных языков [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.moluch.ru/archive/41/4967/
2. Владимирова, Л. П. Современные информационные технологии в процессе интеграции общего и дополнительного образования по иностранному языку [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http:// www.docs.google.com/document/d/1PY4WAxZ2N4822Fyn6ilBRULs0E82d3gHdaZMjgtsQSU/edit?pli= 1.
3. Донецкая, О. И. Интернет-технологии в обучении иностранным языкам: обзор [Электронный ресурс]. -Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.old.kpfu.ru/f21/k2/posob/s6.doc.
4. Титова, С. В. Технологические, социальные и дидактические характеристики технологий Интернета второго поколения [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.titova.ffl.msu.ru/ articles/Technol-didactic-social-char-of-Web-2-0.doc.
5. Сысоев, П. В. Технологии Веб 2.0: социальный сервис блогов в обучении иностранному языку / П. В. Сысоев, М. Н. Евстигнеев // ИЯШ. - 2009. - № 4. - С. 12-18.
6. Ott O. Klassifikation von Web-2.0-Diensten aus Schulperspektive [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. -Режим доступа: http://www.hbern.ch/fileadmin/CAMPUS/07_IS2/IKT/klassifikation_web20.pdf.