МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7/2015 ISSN 2410-6070
5. Федеральная служба государственной статистики: [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru. (дата обращения: 03.07.2015)
6. Чумаков, Б. Н. Основы здорового образа жизни [Текст] / Б.Н. Чумаков. - М.: РПА, 2004. - 416с.
© Е. Г. Монахова, 2015
УДК 373.31
Р.Л.Рождественская
к.п.н., доцент Педагогический институт Белгородский государственный национальный исследовательский университет (НИУ «БелГУ») г. Белгород, Российская Федерация
ОБУЧЕНИЕ АУДИРОВАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Аннотация
В статье затрагивается одна из важнейших проблем современного образования - обучение младших школьников аудированию (слушанию), которое обеспечивает качественное усвоение знаний по всем учебным предметам, а также является основой взаимопонимания собеседников в практике повседневного общения.
Ключевые слова
Аудирование, младшие школьники, уроки русского языка
Аудирование (слушание) - это общеучебное, межпредметное умение, сформированность которого, в частности, влияет на эффективность обучения младших школьников. Общеизвестно, что качество приобретаемых орфографических и пунктуационных навыков, внимательность и чуткость к художественному слову, уровень эстетического развития младших школьников во многом зависят от умения слушать и воспринимать как чужую, так и свою собственную речь.
Современные исследователи отмечают, что в настоящее время умением слушать владеют лишь немногие школьники, большинство детей не умеют сосредотачиваться на воспринимаемом, понимать значение услышанных фраз, вникать в сущность высказываний (М.Т. Баранов, А.Д. Дейкина,
О.М.Казарцева, Т.А. Ладыженская, А.К. Михальская, JI.E. Тумина и др.). Между тем умелое аудирование - необходимое условие правильного понимания позиции собеседника, основа успешной беседы. Неумение слушать собеседника является во многих случаях причиной неэффективного общения.
Аудирование как вид речевой деятельности занимает важное место не только в жизни человека, но и в учебно-познавательном процессе. Оно выполняет несколько значимых функций:
1) познавательную - является источником получения информации с целью обогащения знаниями;
2) культуроносную - способствует повышению культурного уровня, является средством удовлетворения эстетических и культурных потребностей;
3) регулятивную - полученные в процессе аудирования инструкции определяют дальнейшие действия человека.
К сожалению, до сих пор аудирование как вид речевой деятельности остается без должного внимания учителя. Обучение аудированию (слушанию) пока еще относится к числу мало разработанных проблем методики обучения русскому языку и не находит должного применения в содержании данного учебного предмета. Несмотря на то, что современных программах по русскому языку для начальной школы определены требования к аудированию как виду речевой деятельности, однако, оно не рассматривается как цель обучения, и поэтому умение слушать формируется у младших школьников в основном стихийно и бессистемно.
118
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7/2015 ISSN 2410-6070
Различают сосредоточенное нерефлексивное и рефлексивное слушание. Первое состоит в умении ученика молчать, когда говорит собеседник, выражая мимикой, жестами своё понимание или непонимание. Второе является обратной связью, используемой в качестве контроля за точностью восприятия услышанного. Выработка рефлексивного слушания осуществляется с помощью следующих приемов: выяснения (постановки вопросов), перефразирования (пересказа услышанного), отражения чувств [1, с.48].
На уроках русского языка в зависимости от источника речи имеют место следующие виды слушания: слушание речи учителя, слушание речи одноклассников, слушание текстов в аудиозаписи, слушание радио-и телепередач, слушание докладов, выступлений, сообщений других говорящих и слушание самого себя, своей собственной речи. Все эти виды слушания имеют место при написании диктантов, изложений, сочинений, при оценивании и дополнении ответов других учащихся по изучаемой теме урока, при проверке восприятия учащимися объяснения учителя.
При обучении слушанию на уроках русского языка необходимо знакомить младших школьников с правилами и приёмами слушания. Рассмотрим некоторые виды заданий на основе использования пословиц и поговорок для усвоения учащимися правил слушания.
1. Послушайте несколько русских народных пословиц. Каков их общий смысл?
В чужой беседе всяк ума купит. Поменьше говори, побольше услышишь. Кто говорит, тот сеет, а кто слушает - собирает.
В ходе обсуждения содержания пословиц дети приходят к выводу о том, что необходимо учиться слушать: чем внимательнее ты будешь слушать, тем больше узнаешь.
2. Послушайте еще несколько пословиц и скажите, о каком правиле слушания говорится в них.
Красна речь слушаньем, а беседа смиреньем. Петь хорошо вместе, а говорить порознь. Один говорит - красно, двое - пестро.
Учащиеся делают вывод о том, что нужно внимательно слушать собеседника, не перебивать его, пока он не закончит свой рассказ.
3. Послушайте пословицы. Как вы понимаете их смысл?
Мелет день до вечера, а слушать нечего. Красно говорит, а слушать нечего. Хорошую речь и хорошо и слушать.
Важно научить детей при слушании речи понимать интонацию, жесты, мимику говорящего, составлять план, тезисы, формулировать вопросы.
Для организации систематической работы на уроках русского языка по обучению аудированию младших школьников можно воспользоваться классификацией упражнений, предложенной Т.А.Ладыженской:
1. Упражнения аналитического характера по готовому тексту, направленные на совершенствование умений вслушиваться в название текста, определять основную мысль, воспринимать и понимать интонационные средства выразительности устной речи.
2. Упражнения аналитико-речевого характера по готовому тексту, направленные на формирование умений воспринимать текст, осознавать его структурные элементы (начало текста, основная часть, концовка), самостоятельно создавать на основе прослушанного части высказывания.
3. Упражнения на переработку прослушанного текста, способствующие выработке умения вслушиваться в воспринимаемый текст, замечать недочеты в его содержании и структуре, вносить изменения или дополнения в прослушанные высказывания.
4. Упражнения, требующие создания нового текста, на основе прослушанного: послушайте текст и подготовьтесь к подробному его пересказу; постарайтесь представить себе то, что вы слушаете в музыкальном сопровождении [2, с.219-220].
Таким образом, целенаправленная работа по обучению аудированию младших школьников поможет учителю не только выработать необходимые умения в соответствии с программными требованиями в области усвоения русского языка, но и самое главное будет способствовать развитию внимания учащихся, воспитанию культуры слушания, что очень важно для формирования коммуникативных умений в практике повседневного общения.
119
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7/2015 ISSN 2410-6070 Список использованной литературы:
1. Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения: Учебное пособие. - М.: Флинта, Наука, 1998. - 496 с.
2. Методика развития речи на уроках русского языка: пособие для учителей/ Под ред. Т.А.Ладыженской. -М.:Просвещение. - 1980. - 257 с.
© Р.Л.Рождественская, 2015
УДК 372.881.111.1
В.П. Рубаева
К.п.н., доцент Кафедра иностранных языков Северо-Кавказский Г орно-МеталлургическийИнститут (Государственный Технологический университет) г. Владикавказ, Российская Федерация М.И. Баликоева К.п.н., доцент Кафедра иностранных языков Северо-Кавказский Горно-Металлургический Институт (Государственный Технологический университет) г. Владикавказ, Российская Федерация
ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ СТУДЕНТОВ В РАМКАХ МОДЕРНИЗАЦИИ
РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
В данной статье рассматривается процесс обучения иностранным языкам студентов в рамках модернизации российского образования. Особое внимание уделяется языку, как средству познания окружающего мира, осваивания культурных ценностей своего и чужого народа, основным средством коммуникации. Инновационные подходы к обучению иностранным языкам, используемые сегодня в вузах должны быть ориентированы на личность студента. Вуз, как социальный институт, должен готовить высококвалифицированного специалиста, способного продуктивно жить в современном мире.
Ключевые слова:
Ценность, модернизация, инновация, коммуникация, культура, личность, подход.
Язык является средством познания окружающего мира, осваивания культурных ценностей своего и чужого народа, основным средством коммуникации. Одновременно он выступает в качестве хранителя и выразителя духовной культуры, нравственных ценностей, которые передаются как от поколения к поколению, так и в условиях образовательных учреждений. Не случайно миссия образования состоит в том, чтобы сформировать у молодого поколения ответственное отношение к родному и иностранному языку, к сохранению и обогащению исторических, национальных, научных и культурных ценностей. В связи с этим, в качестве одного из направлений в обеспечении условий полноценного развития личности студента и формирования у него нравственно-ценностных приоритетов мы определили изменение учебного плана за счет включения в него новых учебных предметов, как обязательных, так и по выбору.
Инновационные подходы к обучению иностранным языкам, используемые сегодня на неязыковых факультетах вузов должны быть ориентированы на личность студента, на его активное участие в саморазвитии, получении качественных знаний, профессиональных навыков, в том числе на формирование нравственно-ценностной сферы сознания студентов, навыков коллективной работы и творческого решения
120