Научная статья на тему 'Спортивный танец как средство оздоровления'

Спортивный танец как средство оздоровления Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1929
365
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗ ЖИЗНИ / ГИПОКИНЕЗИЯ / СПОРТИВНЫЕ ТАНЦЫ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ТАНЦЕВАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Монахова Е.Г.

В статье рассматривается взаимосвязь малоподвижного образа жизни современного человека и уровня его здоровья. В качестве основной причины увеличения заболеваемости населения называется гипокинезия. Решить проблему недостаточной двигательной активности предлагается путем использования возможностей спортивного танца, который оказывает оздоровительное действие на организм человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Спортивный танец как средство оздоровления»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7/2015 ISSN 2410-6070

Успех экономического просвещения учащихся во многом зависит от умения пользоваться разнообразными формами этой работы. Работа по экономическому воспитанию ещё не стала важной стороной воспитательной деятельности учителей, а, значит, приходится искать различные формы и методы её проведения.

С каждым годом появляются новые формы внеклассной работы по экономике, накапливается опыт. Разнообразие форм внеклассной работы по экономике обеспечивается возможностью удовлетворить интересы и запросы учащихся.

Список использованной литературы:

1 Гебеков, Г. Х. Экономические знания и экономическое воспитание школьников [Текст] / Г. Х. Гебеков. - Махачкала : Даучпедгиз, 2012. - 282 с.

2 Евсеенко, Ф. П. Экономическое воспитание как средство формирования у школьников потребности в труде [Текст] / Ф. П. Евсеенко // Экономическое воспитание и профориентация в школе. - Смоленск : Русь, 2011. - С. 21-28.

3 Рамазов, М. Б. Экономическое воспитание школьников [Текст] / М. Б. Рамазов // Педагогика. - 2013. -№ 12. - С. 97-101.

4 Зарецкая, И. Взаимосвязь экономического и нравственного воспитания школьников [Текст] / И. Зарецкая, С. Чернер // Школа. - 2012. - № 4. - С. 34-52.

5 Матюша, И. К. Связь трудового и экономического воспитания [Текст] / И. К. Матюша // Педагогика. -2013. - № 9. - С. 32-36.

© А.В. Махова, В.А. Гладких, 2015

УДК 796.035

Е.Г.Монахова

к.п.н., доцент кафедры физической культуры Новокузнецкий институт (филиал) Кемеровского государственного университета г. Новокузнецк, Российская Федерация

СПОРТИВНЫЙ ТАНЕЦ КАК СРЕДСТВО ОЗДОРОВЛЕНИЯ

Аннотация

В статье рассматривается взаимосвязь малоподвижного образа жизни современного человека и уровня его здоровья. В качестве основной причины увеличения заболеваемости населения называется гипокинезия. Решить проблему недостаточной двигательной активности предлагается путем использования возможностей спортивного танца, который оказывает оздоровительное действие на организм человека.

Ключевые слова

Образ жизни, гипокинезия, спортивные танцы, двигательная активность, оздоровительная система,

танцевальная терапия.

Образ жизни современного человека оказывает непосредственное влияние на уровень его здоровья. Изменения условий жизни, труда, быта людей XXI века, широкое использование транспорта, исчезновение видов деятельности, требующих приложения значительной силы, выносливости привели к снижению мышечных усилий, к снижению двигательной активности - гипокинезии.

Основная причина многих болезней современного общества - малая двигательная активность. Еще в древности было замечено, неподвижность ведет к значительному увеличению веса, снижению работоспособности, заболеваниям, а именно физическая активность формирует здорового, выносливого и сильного человека. Отсутствие физических нагрузок в первую очередь отрицательно сказывается на

115

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7/2015 ISSN 2410-6070

деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. При гипокинезии отмечается ослабление сердечной мышцы, снижение энергетического потенциала сердца, сокращение его минутного объема, а также ослабление как венозных, так и артериальных сосудов. Все эти явления неминуемо ведут к серьезному ухудшению снабжения тканей кислородом, то есть к гипоксии.

По данным Всемирной организации здравоохранения, Россия занимает первое место в мире по распространенности ишемической болезни сердца, инсультов и артериальной гипертонии. 55% от общего числа умерших составляет смертность именно от заболеваний сердца и сосудов. По данным Росстата, на 2000 год было зарегистрировано 434 000 человек с болезнями, характеризующимися повышенным кровяным давлением. К 2012 году эта цифра увеличилась почти в два раза и составила 841 000 человек. Такая статистика настораживает, прежде всего, потому, что от этих заболеваний страдают не только пожилые люди. Несмотря на увеличение продолжительности жизни многие сердечно-сосудистые заболевания значительно помолодели [5].

Не менее тревожны данные по заболеваниям органов дыхательной системы. Урбанизация населения, чрезмерное количество механизации и автоматизации на производстве, нерациональное использование транспорта, не всегда правильно и полезно организованный отдых также привели современного человека к малоподвижному образу жизни. При гипокинезии отмечается уменьшение емкости легких и легочной вентиляции, снижается сила дыхательных мышц и функциональное состояние аппарата дыхания. В легких развиваются застойные явления, являющиеся предпосылкой для развития воспалительных заболеваний. В тяжелых случаях может развиться легочная недостаточность, при этом даже незначительные мышечные усилия вызывают приступы сильной одышки. На 2012 год зафиксировано более 47 миллионов человек с болезнями органов дыхания [5]. Среди наиболее часто встречающихся болезней - бронхит, астма, хроническая обструктивная болезнь легких, пневмония и другие.

Что касается влияния малоподвижного образа жизни на костно-мышечный аппарат, то в данном случае наблюдается уменьшение мышечной массы, развитие дегенеративно-дистрофических изменений и возникновение прослоек жировой ткани между мышечными волокнами. Все эти изменения становятся причиной очень сильного снижения тонуса мышц, что в свою очередь приводит к нарушению осанки, ожирению (люди с большим весом часто болеют ОРЗ, бронхитами и воспалением легких), к смещению внутренних органов, возникновению эндокринных заболеваний и нервно-психических нарушений, снижению работы вестибулярного аппарата.

Особенно страдают от гиподинамии школьники. Исследования гигиенистов свидетельствуют, что до 85% времени своего бодрствования старшеклассники вынуждены проводить в статическом положении (сидя). Малоподвижное положение за партой или письменным столом отражается на функционировании многих систем организма школьника, особенно сердечно-сосудистой и дыхательной [1]. При длительном сидении дыхание становится менее глубоким, происходит застой крови в нижних конечностях, обмен веществ понижается. Всё это ведёт к снижению работоспособности всего организма и особенно мозга: ослабляется память, снижается внимание, увеличивается время мыслительных операций, нарушается координация движений.

Негативные последствия гипокинезии проявляются так же в снижении сопротивляемости организма школьников инфекционным заболеваниям, создании предпосылок к формированию слабого, нетренерованного сердца и связанного с этим дальнейшего развития недостаточности сердечно -сосудистой системы. Малоподвижный образ жизни на фоне чрезмерного питания с большим избытком углеводов и жиров в дневном рационе может привести к ожирению.

У малоподвижных детей очень слабые мышцы. Они не в состоянии поддерживать тело в правильном положении, у них развивается плохая осанка, образуется сутулось. Кроме того, появившиеся в последние годы компьютерные игры и возможности всемирной компьютерной сети усугубили обездвиженность подрастающего поколения.

Многие считают, что победить гипокинезию можно только с помощью физических упражнений. Но есть ещё один очень простой и в то же время очень интересный, полезный, увлекающий способ -спортивный танец.

116

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7/2015 ISSN 2410-6070

Занятия спортивными танцами дают идеальную возможность увеличения объема двигательной активности, которая оказывает значительное влияние на функциональное состояние сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем, на повышение физических качеств, умственной активности. В некоторых танцах динамические движения чередуются со статическими движениями и позами (румба, танго, медленный вальс, пасодобль) [2; 3]. Это стимулирует работу сердечно-сосудистой системы и вовлекает в работу практически все мышцы тела,. Во время танца не бывает сверхнагрузок, и поэтому дыхание всегда ритмично и сочетается с выполняемыми движениями.

В процессе занятий спортивными танцами создается мышечный корсет, увеличивается мышечная сила и исправляются недостатки осанки. Кроме того, некоторые спортивные танцы (медленный вальс, венский вальс, танго, самба, джайв) связаны с постоянными вращениями тела, что тренирует вестибулярный аппарат и положительно воздействует на капилляры мозга.

Движения в ритме и темпе, заданном музыкой, способствует комплексной ритмичной работе всех внутренних органов и систем, что при регулярных занятиях приводит к общему оздоровлению организма. В латиноамериканских танцах (самба, ча-ча-ча, румба, джайв) в результате активной работы мышц брюшного пресса и спины происходит своеобразный массаж внутренних органов. Кроме того, спортивные танцы - прекрасное средство комплексного оздоровления суставов и всего опорно-двигательного аппарата [2; 3].

Многие оздоровительные системы, акцентирующие свое внимание на физическом аспекте оздоровления, включают в себя элементы танца. К ним можно отнести шейпинг, аэробику, ушу, капоэйру и т.д. Так, шейпинг, в основе которого лежит принцип калокагатии - бесконечное движение человека к оздоровлению и самосовершенствованию, включает в себя физическую культуру, правильное питание и хореографию. Аэробика - это система, состоящая из элементов не только физических упражнений, ни и танца (джаз, латино и др.). Занятия шейпингом и аэробикой способствуют укреплению сердечнососудистой и дыхательной систем, ускоряют обмен веществ, помогают избавиться от лишнего веса и приобрести подтянутые формы.

Для древних греков танцы были не только телесными упражнениями, но их прописывали врачи как лекарства от болезней и недугов души. Действительно, танцы - не просто физические упражнения. Это источник положительных эмоций, радости людей. В свою очередь установлено, что радость и положительные эмоции - это мощный фактор профилактики сердечно-сосудистых заболеваний.

Оздоровительное значение танца актуально не только для тела, но и для души (причем не в меньшей, а даже в большей степени). И именно поэтому танец как лечебное средство стали включать в свой врачебный арсенал многие современные психотерапевты. Вследствие этого в 40-х годах XX века появился термин «танцевальная терапия».

На раннем этапе развития танцевальная терапия практиковалась как дополнительный метод лечения стационарных пациентов. В современной практике танцевальная терапия все больше ориентируется на работу со здоровыми людьми, имеющими психологические затруднения, с целью развития их приспособляемости, чувства удовольствия, для выражения и направления сильных эмоций.

Занятия спортивными танцами неоспоримо вызывают положительные эмоции, бодрость, создают хорошее настроение. Поэтому становится понятным, почему человек, познавший “вкус” танцевания, стремится к регулярным занятиям и другими видами физической активности.

Список использованной литературы:

1. Вайнбаум, Я. С. Дозирование физических нагрузок школьников [Текст] / Я. С. Вайнбаум. - М.: Просвещение, 1991. - 64 с.

2. Максин, А. Изучение бальных танцев: учебное пособие [Электронный ресурс] / А. Максин. - 2-е изд., исправленное - Издательство «Планета музыки», 2010. - 48 с. - ISBN 978-5-8114-1054-5. URL: http://e.lanbook.com

3. Монахова, Е. Г. Спортивные танцы [Текст] : учебно-методическое пособие / Е. Г. Монахова, А. В. Монахов. - Новокузнецк: Изд-во КузГПА, 2005. - 70с.

4. Солодков, А. С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная [Текст] / А. С. Сологуб, Е. Г. Сологуб. - М.: Тера-спорт: Олимпия Пресс, 2001. - 520 с.

117

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7/2015 ISSN 2410-6070

5. Федеральная служба государственной статистики: [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru. (дата обращения: 03.07.2015)

6. Чумаков, Б. Н. Основы здорового образа жизни [Текст] / Б.Н. Чумаков. - М.: РПА, 2004. - 416с.

© Е. Г. Монахова, 2015

УДК 373.31

Р.Л.Рождественская

к.п.н., доцент Педагогический институт Белгородский государственный национальный исследовательский университет (НИУ «БелГУ») г. Белгород, Российская Федерация

ОБУЧЕНИЕ АУДИРОВАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Аннотация

В статье затрагивается одна из важнейших проблем современного образования - обучение младших школьников аудированию (слушанию), которое обеспечивает качественное усвоение знаний по всем учебным предметам, а также является основой взаимопонимания собеседников в практике повседневного общения.

Ключевые слова

Аудирование, младшие школьники, уроки русского языка

Аудирование (слушание) - это общеучебное, межпредметное умение, сформированность которого, в частности, влияет на эффективность обучения младших школьников. Общеизвестно, что качество приобретаемых орфографических и пунктуационных навыков, внимательность и чуткость к художественному слову, уровень эстетического развития младших школьников во многом зависят от умения слушать и воспринимать как чужую, так и свою собственную речь.

Современные исследователи отмечают, что в настоящее время умением слушать владеют лишь немногие школьники, большинство детей не умеют сосредотачиваться на воспринимаемом, понимать значение услышанных фраз, вникать в сущность высказываний (М.Т. Баранов, А.Д. Дейкина,

О.М.Казарцева, Т.А. Ладыженская, А.К. Михальская, JI.E. Тумина и др.). Между тем умелое аудирование - необходимое условие правильного понимания позиции собеседника, основа успешной беседы. Неумение слушать собеседника является во многих случаях причиной неэффективного общения.

Аудирование как вид речевой деятельности занимает важное место не только в жизни человека, но и в учебно-познавательном процессе. Оно выполняет несколько значимых функций:

1) познавательную - является источником получения информации с целью обогащения знаниями;

2) культуроносную - способствует повышению культурного уровня, является средством удовлетворения эстетических и культурных потребностей;

3) регулятивную - полученные в процессе аудирования инструкции определяют дальнейшие действия человека.

К сожалению, до сих пор аудирование как вид речевой деятельности остается без должного внимания учителя. Обучение аудированию (слушанию) пока еще относится к числу мало разработанных проблем методики обучения русскому языку и не находит должного применения в содержании данного учебного предмета. Несмотря на то, что современных программах по русскому языку для начальной школы определены требования к аудированию как виду речевой деятельности, однако, оно не рассматривается как цель обучения, и поэтому умение слушать формируется у младших школьников в основном стихийно и бессистемно.

118

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.