2. Конвенция о правах ребенка. URL: http://www.do.tgl.ru/ files/ou_docs/konvenciya.pdf (дата обращения: 01.09.2018).
3. Бобина Г. С. Конституция России как фактор сохранения традиционных ценностей и норм российской культуры : автореф. дис. ... канд. филос. наук / Национальный исследовательский Томский государственный университет. Томск, 2017. 28 с.
4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф3 (последняя редакция). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 140174/ (дата обращения: 10.09.2018).
5. Абилова Б. А. Язык и кросс-культура // Филологический аспект. 2018. № 4 (36). URL: http://scipress.ru/ philology/articles/yazyk-i-kross-kultura.html (дата обращения: 08.09.2018).
6. Стратегия развития воспитания до 2025 года. URL: https://zhuksch2.edumsko.ru/uploads/3000/2334/ section/149612/OtherDocs/strategiya_razvitiya_vospitaniya. pdf (дата обращения: 08.09.2018).
7. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. URL: http://mosmetod. ru/metodicheskoe-prostranstvo/nachalnaya-shkola/inklyuzivnoe-obrazovanie/fgos/kontseptsiya-dukhovno-nravstvennogo-razvitiya-i-vospitaniya-lichnosti-grazhdanina-rossii.html (дата обращения: 08.09.2018).
8. Сафонова Т. В. Концептуальная модель национально-регионального компонента в образовании : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Ижевск, 2006. 44 с.
9. Основная образовательная программа Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Башкирский лицей № 1 муниципального района Учалинский район РБ. URL: http://башкирский-лицей-1.рф/wp-content/ uploads/2017/01/Основная-образовательная-программа-Баш-кирского-лицея-№1-с-КРО^ (дата обращения: 08.09.2018).
10. Основная образовательная программа основного общего и среднего общего образования МБОУ Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения лицей № 1 муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан. URL: ^^//башкирский-лицей^.рф^-content/uploads/2019/01 /Обр-пргр-2018. pdf (дата обращения: 08.09.2018).
11. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 гг.» URL: http://78.mchs.gov.ru/folder/1342815 (дата обращения: 08.09.2018).
12. Ахмедьянова А. Х. Образование есть образ жизни. URL: http://alina.ucoz.org/ (дата обращения: 08.09.2018).
13. Ахмедьянова А. Х. История села Ахуново. URL: http:// nasledie-sela.ru/places/BAK/1516/11789 (дата обращения: 08.09.2018).
14. Ахмедьянова А. Х. Роль шежере в восстановлении истории села Ахуново Учалинского района Республики Башкортостан. U RL: http://urgaza.ru/library-portal/articles/214/1950/ (дата обращения: 08.09.2018).
© Ахмедьянова А. Х., 2019
УДК 796
Науч. спец.: 13.00.01
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОНТЕКСТ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ
В статье рассматривается специфика учебной деятельности и образа жизни студентов в контексте его влияния на здоровье. Общепризнанна роль физической культуры в формировании здорового образа жизни. Высоким потенциалом для укрепления здоровья, а отсюда и успешности обучения обладают традиционные виды физкультурно-оздоровительной активности. Наряду с традиционными нередко пропагандируются так называемые «экстремальные виды» упражнений. Они обладают сомнительной воспитательной ценностью и являются угрозой безопасности и жизни.
Ключевые слова: студенты, физкультура и спорт, здоровье, традиционные виды активности, экстремальные виды спорта, безопасность.
M. n. ftBOUHUH, E. A. naHmrnxoBa, n. r. CmpyKOBa
M. L. Dvoinin, E. A. Pantyukhova, L. G. Strukova
THE EDUCATIONAL CONTEXT OF STUDENTS' PHYSICAL ACTIVITY
The article discusses the specificity of the educational activities and lifestyle of students in the context of its impact on health. The role of physical education in the formation of a healthy lifestyle is widely recognized. Traditional types of physical training activities have a high potential for health promotion, and hence for the successful learning. Alongside the traditional exercises, the so-called "extreme activities" are often promoted. Having a doubtful educational value, they endanger security and life.
Keywords: students, physical culture and sports, health, traditional activities, extreme sports, safety.
Проблема сохранения и укрепления здоровья современной молодежи является актуальной. Под здоровьем в широком значении этого термина понимается гармония физического, духовно-нравственного, социального благополучия человека. На него оказывают влияние различные факторы. К ним можно отнести наследственность, индивидуальные
особенности, природно-климатические условия и др. Ведущую роль играют социальные факторы: семья, воспитание, СМИ, социальные сети, взаимоотношения в коллективе, референтный круг общения.
Учеба как основной вид деятельности студентов имеет свою специфику. Как правило, преобладает интеллектуальное
напряжение, пребывание в закрытых помещениях, гипокинезия, стрессовые ситуации, необходимость усваивания большого объема информации, дефицит свободного времени, нарушение режима дня. Студенты живут в современном мире, принимающем различные ценности, в том числе деструктивные тенденции. Негативному влиянию разрушающих воздействий нужно противопоставить систему здорового образа жизни [1]. Люди, регулярно занимающиеся физическими упражнениями, менее подвержены простудным заболеваниям и гриппу, значительно реже страдают заболеваниями дыхательной системы. Оптимально подобранные средства оздоровительной физической культуры способствуют:
- повышению функциональных возможностей организма;
- профилактике заболеваний;
- оптимизации двигательного режима;
- снижению утомляемости;
- использованию физических упражнений в борьбе с вредными привычками;
- развитию профессионально важных двигательных качеств;
- повышению социальной активности.
При работе со студентами нужно развивать традиционные направления оздоровления, эффективные виды двигательной активности. Кратко рассмотрим некоторые [1; 2; 3; 4; 5].
Оздоровительная ходьба. Для поддержания хорошего самочувствия и обеспечения оздоровительного эффекта необходим индивидуальный подбор интенсивности занятия, достаточный для достижения зоны тренирующего режима. Постепенное изменение тренирующей нагрузки происходит благодаря увеличению времени занятия на беговой дорожке, увеличению скорости передвижения, имитации передвижения по наклонной поверхности. При ходьбе большое значение имеет не только дистанция, но и другие факторы: скорость, дыхание, осанка, психологический настрой.
Терренкур. Дозированная ходьба, связанная с восхождениями и спусками, которые чередуются с ходьбой по ровной местности. Дозировка при прохождении маршрутов терренкура осуществляется за счет изменения темпов ходьбы, длины маршрута, угла подъемов и спусков с ходьбой по ровной местности, от количества остановок для отдыха и их продолжительности.
Оздоровительный бег. Непрерывный и продолжительный бег трусцой, используется в чередовании с ходьбой и дыхательными упражнениями. Для тех, кто занимается умственным трудом и большую часть времени проводит за письменным столом и компьютером, это практически единственный способ избежать неблагоприятных последствий малоподвижного образа жизни. Его легко дозировать, изменяя скорость и дистанцию.
Туризм. Наибольшее распространение получили пеший туризм, а также путешествия на лодках, велосипедах, лыжах. Активное восприятие окружающей среды в сочетании с физической нагрузкой является основой отдыха, снижения нервного напряжения и улучшения вегетативных функций организма. Пешеходный, а особенно водный туризм, являются одними из лучших средств борьбы с неврозами, ранним атеросклерозом, служит профилактикой кардио-респи-раторных заболеваний и заболеваний органов дыхания.
Плавание. Его можно использовать круглогодично: летом — в открытых водоемах, зимой — в бассейне. Плавание благотворно действует на сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы, улучшает осанку, способствует закаливанию организма. Занятия носят оздоровительно-профилактический характер и включают лечебную гимнастику, обучение и совершенствование техники плавания.
Ходьба на лыжах. Регулярные занятия приводят к значительному повышению общей выносливости организма. Прогулки на лыжах оказывают успокаивающее действие, способствуют улучшению настроения и снижению нервного напряжения, релаксации и закаливающему эффекту. Весной, летом и осенью можно выполнять различные вспомогательные упражнения, заниматься на тренажерах, лыжероллерах и т. д.
Аэробика. Аэробика предполагает разнообразные виды двигательной активности, стимулирующие потребление кислорода. Ее основой являются циклические движения, выполняемые с невысокой интенсивностью в течение достаточно длительного времени. В широком смысле к аэробике относятся: ходьба, бег, плавание, катание на коньках, лыжах, велосипеде и др. Часто данный термин применяется в связи с использованием общеразвивающих и танцевальных движений, объединенных в непрерывно выполняемый под музыкальное сопровождение комплекс упражнений, направленный на стимулирование работы сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Шейпинг. Включает подбор упражнений, основанных на процессах выработки и расходования энергии (катаболизм, анаболизм). Комплексы разработаны таким образом, что нагрузке подвергаются те мышцы, которые в повседневной жизни работают меньше других, но существенно влияют на форму тела. Обязательны упражнения на растягивание, расслабление включенных в работу групп мышц. Каждая мышечная группа «разрабатывается» во время многократных повторов упражнения. Повторы обычно продолжаются до сильного утомления. Достижение чувства усталости при выполнении упражнений — одна из основ шейпинга.
Бодибилдинг. Система физических упражнений с различными отягощениями (гантели, гири, штанга и др.), имеющая целью развитие мускулатуры и силы. Способствует гармонизации телосложения, коррекции недостатков.
Пилатес. Пилатес укрепляет мышцы-стабилизаторы, выполняющие роль своеобразного корсета, фиксирующие нормальное положение тела (осанки, внутренних органов), развивает гибкость и подвижность позвоночника. Движения неспешные и плавные, направленные на вытягивание или укрепление мышц, чему способствует глубокое дыхание в каждой позе. Существуют комплексы упражнений на полу, а также с использованием специального оборудования (фитболы, тренажеры). Во время выполнения упражнения приходится прикладывать дополнительное усилие, чтобы удержать равновесие на нестабильной поверхности. При этом тело вынужденно включает в работу большое количество мелких мышц, которые не задействуются при обычных тренировках.
Калланетика. Статические упражнения, направленные на растяжение и сокращение мышц. Калланетика включает упражнения из различных видов восточных гимнастик
и специальные дыхательные упражнения. При этом избегают резких движений, высокого темпа, чрезмерного напряжения, используя в основном изгибы, потягивания, прогибы и полушпагаты.
Стретчинг. Комплекс упражнений, направленный на повышение эластичности, подвижности суставов. При выполнении упражнений на растягивание необходимо избегать резких движений, слишком сильных растяжений. Каждую позу растягивания нужно держать в течение 10-30 секунд, добиваясь полного расслабления.
Йога. Помогает противостоять стрессам и поддерживать хорошую форму. Развивает гибкость суставов, растягивает мышцы, делает их сильнее, кроме того «подтягивает» внутренние органы. Дыхательные упражнения способствуют более быстрому расслаблению, снятию нервного напряжения. Фитнес-йога — это упрощенный вариант йоги. Главное — всевозможные дыхательные и силовые упражнения, а также различные виды растяжек. Задачи фитнес-йоги — повысить гибкость, укрепить мышцы спины и исправить осанку. Большая часть тренинга выполняется в режиме статического напряжения. Оно достигается за счет чередования медленных, плавных движений и полного физического покоя плюс правильного дыхания и расслабления.
Скипинг. Прыжки со скакалкой. С их помощью можно совершенствовать физическую подготовленность основных двигательных качеств: силу, выносливость, быстроту, гибкость и ловкость.
Велоаэробика относится к разряду кардионагруз-ки и тренирует сердечно-сосудистую систему, повышает выносливость. Она формирует и подтягивает мышцы голеней, бедер и ягодиц.
Таким образом, оздоровительная физическая культура направлена на оптимизацию физического состояния, восстановление сил, затраченных в процессе учебы, организацию разумного досуга и повышение устойчивости организма к действию неблагоприятных факторов окружающей среды.
Существуют так называемые «экстремальные» виды спорта.
Их оздоровительная ценность сомнительна, а критический анализ недостаточен.
Они характеризуются высокой степенью опасности для жизни и здоровья спортсмена, большим количеством акробатических трюков, высоким уровнем адреналина. В ряде случаев занятия «экстримом» являются проявлением ауто-агрессии [2; 3].
Аутоагрессия — активность, нацеленная на причинение себе вреда в физической и психической сферах. Аутоагрессия проявляется в нанесении себе телесных повреждений различной степени тяжести, в том числе выборе экстремальных видов спорта.
Различная степень доступности в связи с природно-климатическими условиями, экипировкой, инвентарем, финансовыми возможностями ограничивает количество поклонников. Это служит естественной профилактикой негативного влияния данных видов спорта на здоровье.
Кратко ознакомимся с некоторыми, которыми студенты могут увлекаться в повседневной жизни и на отдыхе [6].
Бейсджампинг. В отличие от прыжков с парашютом из летательных аппаратов бейс-прыжки совершаются с низких
высот, в непосредственной близости от объекта (скала, здание, заводская труба, строительные конструкции, подъемный кран и др.). Из-за небольших высот скорость падения и недостаточность времени полета мешают принятию правильного положения тела перед открытием парашюта.
Паркур. Преодоление препятствий (перила, парапеты, стены и пр.) происходит в непредназначенных для этого местах, в том числе общественных. Прыжки и бег создают угрозу общественной безопасности, нарушают правила поведения.
Дайвинг. Подводное ныряние со специальным снаряжением. Можно столкнуться с акулой или электрическим скатом, ядовитыми морскими обитателями, обрушениями, поломкой снаряжения, течениями, температурными перепадами и др.
Кейв-дайвинг. Вид технических погружений, совершаемый в пещерах. Этот вид спорта сложнее обычного дайвинга. В кейв-дайвинге не удастся немедленно всплыть на поверхность в случае опасности или недостатка кислорода.
Помимо этого, часто движения сковываются темнотой, узкими пространствами и возможностью встретиться с незнакомыми подводными обитателями. Существует и скрытая опасность — это ил, он способен полностью лишить дайвера видимости. Одно неверное движение ластами или рукой — и вода становится мутно-коричневой, что затрудняет движение и эвакуацию из лабиринта пещер.
Серфинг. Катание на волнах с применением досок различного формата. Опасность кроется в поглощающей волне, из-под которой нельзя выбраться, или в рифах, неожиданно встающих на пути.
Вейкбординг. Буксировка спортсмена на специальной доске катером с выполнением различных трюков с помощью волны и трамплинов. Вейкбордингом занимаются везде, где есть речка, большое озеро, море или океан. Существуют крытые «вейкодромы» — бассейны, где вместо катера лебедка, а трамплины из скользкого мягкого материала. Однако, даже мягкие трамплины ненамного снижают трав-моопасность.
Маунтинбайк. Спуск на велосипеде с крутой горы, склона. Велосипеды могут быть разного назначения и веса, конструкций и размеров, формы колес, рамы, седла и руля. Это необходимо для того, чтобы нестись с горы, проходить крутые виражи и пролетать от трамплина до приемника, выполнять прыжки с высоты и воздушные трюки. При неблагоприятных условиях возможны ушибы, растяжения, вывихи и переломы.
Рафтинг. Сплав на надувной лодке, напоминающей плот, по бурным, порожистым рекам. Рафтинг может быть как туристическим, с минимальными преградами и рисками, так и спортивным, когда реки и пороги выбираются крутые и опасные.
Паркур на батуте. Прыжки с ускорением, особый вид трюков в воздухе, а также взаимодействие с внешними предметами. В процессе этого могут нарушаться ориентация в пространстве, координационные способности, выпадение за пределы батута.
Хорсбординг. Основным инвентарем является специальная доска с большими колесами. А движущая сила — лошадь.
Прикрепив веревку к скакуну, можно выполнять разнообразные маневры и трюки с использованием трамплинов. Возможно травмирование при падениях и неудачных трюках.
Зацепинг. Езда на крышах вагонов движущихся поездов, электричек, выступах трамваев, автотранспорта и др. Процент смертельных случаев высок, что связано с интенсивной дорожной ситуацией, током высокого напряжения, неустойчивостью положения тела, неблагоприятными погодными условиями и др.
Смешанные единоборства (бои без правил). Они представляют яркое зрелище для определенного круга поклонников. В процессе схватки спортсмены стремятся к победе различными действиями: удары ногами, руками, болевые приемы, удушения и др. Несмотря на то что поведение спортсменов регламентируется правилами соревнований, они допускают большую свободу выбора действий. По сути, это напоминает обычную жестокую драку, результатом которой является нокаут либо добровольный отказ от продолжения боя. Естественно, что стремление к победе востребует определенный симптомокомплекс качеств, в котором не играют ведущей роли гуманность, уважение к сопернику, безопасность для здоровья и жизни спортсменов. Вызывает беспокойство популяризация этого вида спорта среди детей и молодежи.
Таким образом, необходимо осмысливать оздоровительную и воспитательную ценность экстремальных видов спорта. Погоня за адреналином, склонность к риску, эстетическая и моральная деструкция, травмоопасность противоречат представлениям о благотворном влиянии подобной активности на формирование здоровой личности.
УДК 371
Науч. спец.: 13.00.01
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО И ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В 70-Е ГОДЫ XX ВЕКА
Статья посвящена анализу педагогических инноваций в России в 70-е гг. ХХ в. В этот период накапливается уникальный опыт педагогов-новаторов, чье внимание уделяется не только содержанию образования, но и роли эстетического воспитания в формировании личности. Автором рассматриваются экспериментальные программы Д. Б. Кабалевского и Б. М. Неменского.
Ключевые слова: педагогические инновации, эстетическое воспитание, музыка и изобразительная деятельность в школе.
Студентов следует ценностно ориентировать на традиционные, научно обоснованные оздоровительные виды физической культуры. Это способствует выработке определенного стереотипа поведения, укреплению здоровья, повышению уверенности в себе и развитию престижных установок. В целом, благодаря им более успешно осуществляется подготовка к будущей профессиональной деятельности.
1. Двойнин М. Л., Двойнин А. М. Ценностно-смысловая ориентация молодежи на здоровый образ жизни : учеб. пособие. Омск : Изд-во ОмГПУ, 2011. 162 с.
2. Ипатов А. В. Личность аутодеструктивного подростка. Исследование и Коррекция : моногр. СПб. : Аура Инфо, 2012. 248 с.
3. Ипатов А. В. Подросток. От саморазрушения к саморазвитию. СПб. : Речь, 2011. 111 с.
4. Карпов В. Ю., Щеголев В. А., Щедрин Ю. Н. Социально-личностное воспитание студентов в процессе физ-культурно-спортивной деятельности : учеб. пособие. СПб. : СПбГУИТМО, 2006. 248 с.
5. Физическая культура студента : учеб. / под ред. В. И. Ильинича. М. : Гардарика, 2003. 448 с.
6. Экстремальный спорт. Электрон. текстовые дан. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Экстремальный_спорт (дата обращения: 12.02.2019).
© Двойнин М. Л., Пантюхова Е. А., Струкова Л. Г., 2019
М. В. Доронина M. V. Doronina
PEDAGOGICAL INNOVATIONS IN THE FIELD OF MUSIC AND AESTHETIC EDUCATION IN THE 70s OF THE 20th CENTURY
The article is devoted to the analysis of the pedagogical innovations in Russia in the 70s of the twentieth century. A unique experience of educators and innovators, who focused not only on the content of education but also on the role of aesthetic education in the formation of personality, was gained during this period. The author examines the experimental programs by D. B. Kabalevsky and B. M. Nemensky.
Keywords: pedagogical innovations, aesthetic education, music and visual activities at school.
В середине 70-х гг. ХХ в., значительное внимание в отечественном образовании стало уделяться вопросам, связанным со всесторонним и гармоническим развитием личности, учетом индивидуально-психологических особенностей уча-
щихся. Подвергалось критике отождествление содержания образования и знаний, образование оказывалось оторванным от проблем воспитания человека как социальной личности. Общее образование должно было осуществляться