МАСТЕР-КЛАСС
15) Из предложений выпишите слово, образованное суффиксальным способом.
(1) Андрею приснился страшный сон. (2) Будто из окна вылезает Никита и тянет свои ручищи к колыбели. (3) Наутро Андрей пошел к Тимошихе, чтобы та разгадала ему сон.
Ответы.
1) суффиксальный; 2) приставочный; 3) приставочно-суффиксальный; 4) переход из одной части речи в другую и суффиксальный; 5) бессуффикс-ный; 6) сложение основ; 7) приставочный; 8) переход одной части речи в другую; 9) переход одной части речи в другую; 10) переход одной части речи в другую; 11) паровоз; 12) тишь; 13) издали; 14) соотечественников; 15) ручищи.
2. Подведение итогов.
- Какой раздел лингвистики мы сегодня повторяли на уроке?
- Какие способы словообразования вы знаете?
- Приведите примеры.
- Назовите морфемы, известные вам.
- Дайте их определение.
- В чем состоит задание В1 в ЕГЭ?
- Что нужно сделать, чтобы легко с ним справиться?
V. Домашнее задание.
1. Придумать и записать слова, образованные разными способами словообразования.
2. Составить с ними предложения и записать их.
3. Выучить теоретический материал.
Литература
1. Абдулаева Т. С., Яшная С. Ю. Применение правил русского языка с позиций деятельностного метода обучения // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 2. С.53-56.
2. Большухин Л. Ю., Маринова Е. Ю. Работа мастерских по русскому языку и литературе // Эксперимент и инновации в школе. 2012. № 2. С.53-57.
3. Ефимов В. Н. ЕГЭ и цели образовательной системы // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 1. С.53-56.
J
Л
Мосина Екатерина Валерьевна
учитель истории и обществознания ГБОУ Школа №64 г. Москва
СИСТЕМА ВНЕКЛАССНОЙ И ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ПРАВОВОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ
_________________________________________С
Аннотация. В статье рассмотрены как традиционные, так и опирающиеся на современный уровень технологий формы внеклассного и внешкольного правового образования школьников. Приводятся примеры конкретных проектов и мероприятий, осуществляемых, в том числе, в тесном взаимодействии и с помощью организаций правовой направленности и вузов.
Ключевые слова: правовое воспитание, внеклассная и внешкольная работа, мотивация к учению, компетенции ученика.
В правовом государстве и гражданском обществе важное значение имеет правовое воспитание граждан, уровень правовой культуры населения. Важнейшей задачей современного образования школьника становится его правовое воспитание, формирование основ правовой культуры, правильного восприятия правовой действительности в стране. Сейчас у многих россиян складывается скептическое отношение к системе права, не правильно трактуются многие нормы права и ситуации в средствах массовой информации, интернете. Особенно это скептическое настроение
прослеживается у современной молодежи [5]. Я считаю, что просто необходимо говорить с современными подростками, молодежью о достижениях демократии, о развитии российской системы права.
Современное правовое воспитание в школах включает несколько аспектов: уроки «Права», блоки в курсе «Обществознание», предметные олимпиады, классные часы, беседы социального педагога, работа с родительской общественностью, цикл мероприятий по воспитательной работе, Единый правовой день, приглашение в школу представителей, сотруднича-
52
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2014
МАСТЕР-КЛАСС
ющих со школой структур, посещение публичных лекций.
Все эти формы работы действительно нашли свое место в правовом воспитании школьников. Современный учитель владеет информационными технологиями, издано большое количество методических пособий, которые помогают работать с современными школьниками. Необходимо отметить, что современная школа выполняет социальный заказ. Естественно, что выпускники должны иметь, по окончании школы не только определенный набор образовательных компетенций, но и определенные знания, касающиеся социума, в котором им предстоит жить. Конечно же, основу таких знаний составляет знание конкретных правовых норм, определяющих законные основы жизнедеятельности граждан, государственных органов, предприятий, учреждений и организаций. От понимания происходящих современных процессов, от готовности компетентно участвовать в делах общества, от уровня правосознания и правовой культуры подрастающего поколения зависит будущее нашей страны.
Школьный мир богат и разнообразен. Именно за годы учебы в школе у большинства детей, подростков, юношей и девушек идет становление личности, формируются их взгляды на жизнь, идет познание мира, происходит становление мировоззрения. Именно в это время происходит приобщение к реальности, закладываются основные понятия жизни, которые от элементарных познаний о добре и зле превращаются к 10-11 классу в знания правовых норм. Основные знания наук в школе закладываются в классно-урочной системе. Но параллельно в школе функционирует и другая система - внеклассной работы. Именно в ней ученик, который не может найти выхода своему таланту, реализовать свои потребности в общении, в демонстрации своей точки зрения, не может полностью раскрыться на уроках, приобретает шанс показать себя, проявить себя, доказать свои способности. Очень важно, что во внеклассной деятельности у учеников добавляется новая мотивация - многие показывают себя в непривычном свете, кто-то демонстрирует свои творческие способности, для кого-то это возможность преодоления своих комплексов [4]. Конечно, как и другая тема, правовое воспитание нашло свое отражение во внеклассной и внешкольной деятельности в современной школе.
Правовое воспитание во внеклассной системе работы школы занимает большое пространство. Аспекты правового воспитания присутствуют в деятельности педагогов-предметников, социального педагога, психологической службы, заместителя директора по воспитательной работе, классного руководителя, в деятельности по профориентации. Если рассматривать внешкольную работу в этом направлении, то прежде всего это сотрудничество с различными центрами: Центрами медико-психологической поддержки, Центром внешкольной работы, Муниципальными Центрами Досуга, а так же с органами местного самоуправления: Управы, Префектуры, Муници-
палитеты. Большой вклад вносят в разъяснительную работу представители местных отделений милиции, комиссии по делам несовершеннолетних, представители детской комнаты милиции. Главная задача всей этой деятельности - ознакомление, разъяснение и профилактическая работа с учениками. Можно выделить следующие задачи внеклассной и внешкольной работы по правовому образованию школьников:
• развитие интереса к правовым знаниям;
• повышение мотивации к получению знаний;
• пропаганда правовой активности;
• привитие правовой культуры;
• повышение знаний прав ребенка и гражданина;
• осознание сопричастности ко всем процессам, проходящим в обществе;
• развитие системы сотрудничества между родителями, учениками и педагогами;
• профилактическая работа;
• профориентационное направление;
• распространение актуальной информации;
Все задачи внеклассной и внешкольной работы по правовому образованию позволяют решить многообразные современные формы и методы. Все они должны применяться в системе, начиная с первого класса, учитывать возрастные психологические особенности восприятия учащимися информации. Можно сформулировать следующие особенности внеклассной и внешкольной работы:
• концентрация внимания к проблеме, поставленной к определенной теме;
• эффективное объединение усилий разных субъектов процесса воспитания: учащихся, педагогов, родителей, представителей государственной власти, общественных организаций, научных работников;
• развитие системности в воспитании;
• выход мероприятий в прямой или косвенной форме за пределы школы;
• расширение и углубление обмена опытом работы по правовому образованию;
• привлечение музейной педагогики;
• повышение квалификации педагогов путем самообразования;
Самые первые знание в области права учащиеся получают на классных часах, которые в начальной школе носят характер беседы, затем перерастают в диспуты, лекции, обсуждения. Велика роль классного руководителя в правильном формировании правового пространства ученика. Именно классный руководитель знакомит с темами из области «Право» еще до того момента, как учащиеся начинают приобретать эти знания на уроках. В связи с этим хотелось бы отметить, что необходимо на новом уровне вести подготовку классного руководителя, как современного новатора, проводника учеников в мир социальных знаний, в том числе и правовых. Следующей формой работы можно назвать «Летучие лекции». Эта форма работы очень популярна у учеников нашей школы и действенна. Под руководством педагогов старшеклассники готовят тематическую информацию, и к опреде-
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2014
53
МАСТЕР-КЛАСС
ленной дате или событию «читают» эту мини лекцию по всем классам. И старшеклассники обогащаются информацией, и весь контингент школы сразу знакомится с важным вопросом. Уже несколько лет в школах проводится Единый День правовых знаний. В разных школах он принимает разные масштабы, иногда проводится неделя, посвященная правовому образованию, просвещения и воспитания учащихся.
Широк спектр и таких форм работы, как деловая игра. Игровая деятельность присуща всем возрастам: для начальной школы она наиболее понятна, для среднего и старшего звена приобретает новые оттенки и может применяться как на уроках, так и во внеклассной деятельности. Именно в процессе деловой игры ученики могут поместиться в воображаемую социальную среду, в конкретную ситуацию, примерить на себя разнообразные роли. Именно этот метод позволяет особенно близко приблизить учеников к реальной жизни, дать реальные решения на реальные проблемы. Еще одним направлением является метод проецирования телевизионных программ в школьную среду. Это могут быть и «Брейн-ринги», и викторины, и ток-шоу «Пусть говорят», КВН и многие другие. Список может быть ограничен лишь фантазией педагога и желанием и возможностями учеников. Эта форма очень приветствуется в школьном коллективе, так как не всегда требует длительной подготовки, привлекает внимание большинства учеников, позволяет почувствовать себя «теле звездами». Традиционно проводится Форум «Я- Гражданин Росии» для разных параллелей, на который можно выносить разные вопросы, связанные с правовым образованием: разные разделы Теории государства и права, обсуждение прав человека и гражданина, Конвенция о правах ребенка и т.д. Важное значение имеет анализ современных СМИ, телепередач и кинофильмов, отражающих или касающихся правовой темы. Мир современного ребенка немыслим без телевидения, радиовещания, интернета. Эти источники им близки и понятны. Использовать эти системы можно в системе дополнительного образования в школе. Разные объединения дополнительного образования должны возникать в школах именно по правовому образованию и воспитанию, именно эти темы сегодня становятся наиболее актуальными. Наряду с элективными курсами в рамках правового образования, дополнительное образование в этой области должно носить более практичный характер, отражать насущные проблемы общества, давать возможность максимально выполнять задачи социализации личности. Большую часть в системе правовой работы занимает профилактическое направление. Эта работа строится по нескольким направлениям:
1. Работа школьного социального педагога - беседы, классные часы, проведение работы с родителями, выявление учащихся группы риска.
2. Работа школьного психолога - профориентационное тестирование, беседы с учениками и родителями, диа-
гностика, организация родительского всеобуча на базе Центров психолого-педагогической поддержки [1].
3. Сотрудничество с работниками ГИБДД.
4. Взаимодействие с инспекторами детской комнаты милиции.
5. Организация встреч с практикующими психологами и юристами.
6. Проведение семинаров и лекций для родителей.
7. Работа заместителя директора по воспитательной работе - проведение внеклассных и общешкольных мероприятий по правовой тематике.
8. Организация и проведение тематических окружных семинаров на базе школы.
Одним из направлений работы является деятельность Совета старшеклассников. Развитие навыков самоуправления, погружение во взрослую среду, развитие чувства ответственности, формирование навыков коллективной работы, умения самостоятельно принимать решения является неотъемлемой частью школьной жизни [2,3].
Большой раздел занимает внешкольная работа, которая включает:
1. участие в предметных муниципальных, окружных и городских этапах олимпиады по праву;
2. участие в мероприятиях, фестивалях, конкурсах муниципального, окружного и городского уровня по правовой тематике;
3. посещение экскурсий и музеев, отражающих данную тему;
4. участие в круглых столах, конференциях, публичных чтениях, диспутах разного уровня, как со стороны учащихся, так и со стороны педагогов школы.
Современный процесс образования просто трудно представить без научно-исследовательской и проектной деятельности. Естественно, что потребности современного общества, развитие современных технологий привели к тому, что умение составить и защитить проект стало одним из самых необходимых в перечне всех знаний и умений современного школьника. Учащиеся выбирают особо значимые для себя темы, ставят проблемы, которые их особо волнуют, рассматривают актуальные вопросы правового содержания.
Конечно, нельзя забывать о хорошо известных формах работы. Это и выполнение стенгазет, в которых отражается актуальная информация. Это и совместный просмотр телепрограмм, обсуждение новостей и печатных изданий. В современные методы правового образования можно отнести и популярные сейчас анкетирования, социологические опросы. Они позволяют получить картину происходящего «из первых рук», отражают реальное положение вещей, дают возможность учащимся получить навыки составления анкет, выявлять наиболее актуальные вопросы и проблемы, правильно обрабатывать информацию, анализировать общественное мнение, работать со статистическими данными. Также возможно использовать выступления педагогов, учащихся, специалистов при проведении окружных семинаров. Формы выступлений
54
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2014
МАСТЕР-КЛАСС
должны демонстрировать как теоретические знания, так и их практическое применение в работе по правовому образованию и воспитанию школьников. Большое значение имеет участие учеников в предметных олимпиадах разного уровня. Современные школьники имеют разнообразные возможности в этом направлении - Интернет-викторины, тематические викторины в ВУЗах, муниципальные, окружные и городские викторины. Так или иначе, практически в большинстве форм и методов внеклассной и внешкольной работы можно проследить аспекты правового образования и воспитания. Каждый учитель предметник, каждый педагог, специалист школы, классные руководители постоянно в своей работе обращаются к этой теме, пытаются через многообразие форм работы выполнить серьезную и очень важную задачу - правового образования и воспитания школьника.
В нашей школе Правовое образование в течение нескольких лет приобретает черты системного подхода. Многие мероприятия становятся традиционными, наладились действенные связи со многими организациями. Так, например, у нас установились тесные связи с Педагогическим отрядом, состоящим из студентов Московского авиационно-технического института. Студенты, которые не так давно сами были школьниками, приходят в классы и проводят небольшие лекции, организуют деловые игры, совместно с Советом старшеклассников планируют и проводят общешкольные мероприятия. Также нашими друзьями стали представители Общественно молодежной палаты при Муниципалитете «Кунцево». Эти молодые энергичные люди подготовили ряд презентаций и лекций по теме «Местное самоуправление», «Права ребенка» и другие. Учащиеся хорошо воспринимают предлагаемую информацию, все встречи проходят в живой и открытой обстановке. Традиционными являются встречи с инспекторами ГИБДД, представителями ОВД, Комиссии по делам несовершеннолетних. Очень важно, что наш социальный педагог, ведет не только работу с учениками и семьями, которые относятся к группе риска, но и проводит большое количество профилактических мероприятий и встреч. Ведь наша главная задача - не уличить, а предотвратить правонарушения. Почти все педагоги нашей школы прошли курсы по профилактике вредных привычек. На классных часах и в урочной системе часто проводятся «Минутки здоровья» или беседы, главная цель которых - разъяснить «Почему нет!». Ежегодно по плану воспитательной работы в школе проходит несколько мероприятий разного уровня на правовую тематику. Начнем с Летучих лекций. Эта форма работы очень популярна, позволяет охватить почти весь ученический коллектив, а ребята, которые готовят, сами подбирают информацию и пытаются преподнести ее в наиболее интересной форме. Такие Летучие лекции проводятся в Единый день правовых знаний, к Всемирному Дню Ребенка, ко Дню Конституции РФ и т.д. Темы могут варьироваться, но главное, что лекции носят регулярный характер и тесно связанны с датами
и событиями нашего общества. Ежегодно в ноябре в нашей школе проходит Единый день правовых знаний. Он включает в себя несколько видов деятельности: создание стенгазет, Летучая лекция, Лекция для старшеклассников «Права и обязанности». Неоднократно в нашей школе проходили окружные семинары для разного контингента слушателей. Так, например, на семинаре для социальных педагогов Совет старшеклассников выступал со сценкой, демонстрирующей нарушение прав ребенка родителями, и пел песню, пропагандирующую соблюдение прав детей. На протяжении всего учебного года в разных классах проходят интерактивные игры, их форма усложняется от младших классов к старшим. Так, например, были организованы деловые игры по темам: «Конвенция о правах ребенка», «Почему привычки бывают вредными», «Выборы в демократическом обществе», «Я и мои права». Классные руководители проводят классные часы на темы: «Что такое права?», «Что такое право?», «Ребенок: права и обязанности», «Права и обязанности родителей». Социальный педагог и Совет старшеклассников проводят интерактивные занятия с презентациями по темам: «Ответственность несовершеннолетних», «Правонарушения несовершеннолетних», «Государство и право», «Мы, и наши родители», «Права в современном обществе». Проводится Форум, на котором 5-11 классы готовят свои выступления в соответствии с тематикой: «Государственные органы власти России», «Символика государства», «Детские права», «Правовое государство». Формы выступлений принимаются любые - от творческого номера до презентации, защиты проекта. Главное - это обращение внимания учащихся и педагогов к темам правового образования, расширение правового кругозора. В последующем мы планируем следующие темы: «Обязанности родителей», «Несовершеннолетние». Проводились в нашей школе так называемые закрытые показы. Собирались ученики нескольких классов, просматривали фильм и обсуждали поднимающиеся вопросы. Очень приветствуется в нашей школе проекция телевизионных программ в школьную жизнь. Так, были проведены Ток-шоу «Пусть говорят», где разбиралась проблема «Права родителя на ребенка», проводили Брейн-ринг, где ребята отвечали по вопросам «Конвенции о правах ребенка», «Декларации прав человека и гражданина», «Конституции РФ». Регулярно родители, связанные с правовой профессиональной деятельностью, посещают классные часы, приходят с небольшими выступлениями или комментариями к конкретным происходящим событиям. Особое впечатление такие выступления производят на ребят, если юристы приходят в форме. У учеников сразу идет восприятие на более высоком уровне. Конечно, еще многое предстоит сделать для более естественного разговора с учащимися на правовую тему, но главное что учителя и учащиеся проявляют инициативу, стараются разнообразить свою деятельность в правовом воспитании и образования.
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2014
55
МАСТЕР-КЛАСС
Подводя итоги, можно сказать, так же как и система учебной деятельности, внеклассная и внешкольная работа является важной частью всего образовательного процесса. Многое во внеклассной деятельности позволяет пробудить интерес учащихся к предмету, расширить горизонт знаний, повысить мотивацию к учению. Также вся внеклассная и внешкольная деятельность в широкой степени формирует необходимые компетенции ученика:
• коммуникативные;
• презентативные;
• культурно-речевые;
• социальные;
• технологические;
• аналитические.
Цели, которые ставит перед собой правовое образование во внеклассной и внешкольной деятельности очень важны и они неразрывно связаны с общеучебными. Поэтому необходимо строить правовое образование и воспитание в такой совокупности условий развития обучающегося, которая обеспечит в будущем его готовность жить и успешно действовать в Правовом государстве и Гражданском обществе. Именно системность подхода к правовому образованию и воспитанию во всем многообразии внеклассной и внешкольной
работы позволит привить нашему будущему, нашим ученикам правовую культуру, правовую активность. Именно эти формы работы позволят каждому ученику получить возможность для самореализации, адаптации, общения, формирования своих личностных качеств.
Литература
1. Акутина С. П., Николина В. В. Взаимодействие педагогов и родителей в процессе воспитания духовно-нравственных ценностей старшеклассников // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. № 3. С.33-36.
2. Валькова М. В. Что необходимо при формировании школьного ученического самоуправления // Инновационные проекты и программы в образовании. 2013. № 6. С.51-59.
3. Давыдова Н. Н. Управление процессами самоорганизации ОУ // Образование и наука. 2010. № 11. С.23-32.
4. Нагайченко Н. Н., Петухова Т. В. Инновационная программа дополнительного образования «Успех», ориентированная на достижение метапредметных результатов // Инновационные проекты и программы в образовании. 2012. № 2. С.51-54.
5. Никандров Н. Д. Гражданское воспитание в современной России // Образование и наука. 2011. № 2. С.3-15.
J
Л
Новикова Екатерина Анатольевна
учитель английского и французского языков
ГБОУ Школа №64 г. Москва
V
РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА
Г
Аннотация. Автор статьи приводит примеры и анализирует ситуации развития универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных и коммуникативных) на уроках французского языка.
Ключевые слова: универсальные учебные действия, урок французского языка, урок-спектакль, урок-праздник, дидактические игры на уроке, работа с текстом.
Универсальные учебные действия - это совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурное развитие, самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих
компетенцию «научить учиться». Сформированность универсальных учебных действий является также и залогом профилактики школьных трудностей [4].
Иностранный язык, как и родной, не существует в обществе отдельно. Он взаимосвязан со многими областями человеческой деятельности: политикой, экономикой, искусством, образованием и т.д. С помощью иностранного языка можно познать то, что, в ряде случаев, на родном языке понять нельзя или сложно [3].
56
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2014