Муниципальное образование: инновации и эксперимент. №5 • 2015
От теории к практике реализации ФГОС
УДК 372.881
И. Логвинова, Г. Копотева
Технологическая карта урока — способ формирования универсальных учебных действии
Ключевые слова:
Аннотация. Новые Федеральный стандарт содержат метапредметный аспект, ФГОС, УУД, технологическая требующий развития у школьников универсальных учебных действий, - познава- карта урока, проектирование тельных, коммуникативных, регулятивных, которые становятся основой владения ключевыми компетенциями. Авторы статьи разработали технологическую карту урока, позволяющую учителям проектировать уроки в соответствии с ФГОС.
Keywords:
Federal State Educational Standard, universal educational actions, technological map of the lesson, design
Abstract. New Federal standard contain a metasubject aspect that requires development in schoolchildren of universal educational activities, cognitive, communicative, regulative, which become the basis of key competences. The authors have developed a technological map of the lesson, allowing teachers to design lessons in accordance with Federal State Educational Standard.
Технологическая карта урока — современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся. Сегодня существует большое разнообразие предлагаемых как теоретиками, так и практиками образования вариантов технологических карт. Однако единства взглядов на сущность понятия, структуру и функции карты ни у теоретиков, ни в педагогическом сообществе нет. Из множества определений мы остановились на следующем: «технологическая карта урока — это обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления учителем индивидуальных методов педагогической деятельности».
Стремительные социально-экономические преобразования, которые произошли в обществе за последние десятилетия, кардинально изменили не только условия жизни людей, но и образовательную ситуацию. С 1 сентября 2012 года осуществился переход на Федеральный государственный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО)«по мере готовности» образовательных учреждений.
ФГОС ООО, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г., указывает на такие основные особенности реализации содержания образования, как:
• необходимость достижения учащимися трёх групп планируемых образовательных результатов — личностных, метапредметных и предметных;
• новое понимание образовательных результатов — необходимость ориентации на результаты, сформулированные не как перечень знаний, умений и навыков, а как формируемые способы деятельности;
• понимание метапредметных результатов как сформированных на материале основ наук универсальных учебных действий.
Новая парадигма образования XXI века основана на вооружении школьников умениями самостоятельно учиться, приобретать знания, умения, навыки и универсальные способы деятельности: познавательные, информационно-коммуникативные, рефлексивные. Методологической основой стандартов нового поколения является системно-деятельностный подход, который нацелен на развитие личности. Учебный процесс должен быть организован так, чтобы обеспечить школьнику общекультурное, личностное, познавательное развитие, а главное, вооружить таким важным умением, как умение учиться.
Деятельностный подход к жизни вообще и к обучению в частности, является значительным достижением психологии. Известный психолог А.Н. Леонтьев говорил, что человеческая жизнь — это «система сменяющих
друг друга деятельностей». Процесс обучения как передача информации от учителя к ученику, считают психологи, противоречит самой природе человека — только через собственную деятельность каждый познает мир. Несоответствие между деятельностью, диктуемой природой, и той, которую начинают требовать выполнять в школе, рождает актуальную социальную проблему: неподготовленность выпускников к самостоятельной жизни и работе.
Учителю тем самым предстоит реализовать эти существенные изменения, которые ФГОС основного общего образования требует привнести в практику педагогической деятельности.
В контексте научно-методического сопровождения введения ФГОС ООО проблема состояла в том, чтобы разработать такую технологическую карту урока, которая позволяла бы воплотить эти требования: учителю наглядно спроектировать, а заместителю директора по УВР проследить ход работы учителя по реализации дея-тельностной направленности педагогического процесса и формированию УУД.
Основополагающей мыслью, определившей визуальный образ создаваемой нами карты урока, явилось понимание, что необходима форма, которая предоставляет педагогу возможность видеть:
• что он осуществляет педагогические действия, входящие в целостную деятельность, позволяющую достичь конкретных предметных, метапредметных и личностных планируемых результатов;
• что эти педагогические действия связаны в последовательную цепь и не нарушают логику целостной деятельности;
• как он должен войти в действие и выйти из него, не прервав цепи операций, входящих в данное действие.
Совершенно очевидно, что такой формой для карты может стать только таблица — замкнутая матрица, где совпадение содержания вертикальных и горизонтальных граф заведомо является законом, где наличие незаполненных сегментов свидетельствует о несовершенности системы. Исходя из особенностей системно-деятель-ностного подхода определился перечень основных вертикальных столбцов карты: ход урока (с фиксированием этапа урока); деятельность учителя, деятельность учащегося. Количество горизонтальных столбцов в таблице, конечно же, зависит от типа урока, который проектирует учитель. Именно тип урока определяет количество необходимых для его реализации этапов.
Одной из основных задач для нас была необходимость сломать педагогический стереотип, сложившийся при подготовке конспектов уроков: планирование учителем прежде всего и преимущественно своей деятельности, а только потом деятельности учащихся. Поэтому в таблице мы предусмотрели визуальное доминирование (чтобы обеспечить содержательное) графы «деятельность учащихся».
Такое соотношение объёмов предполагаемой деятельности педагога и учащихся на уроке (закреплённое визуально), позволяет учителю сначала задуматься об этой необходимой диспропорции, а затем зафиксировать в содержании карты его новые функции, новую педаго-
гическую позицию: в процессе педагогического взаимодействия на основе субъект-субъектных отношений учитель является «провокатором» деятельности учащихся и помощником в ходе освоения ими учебного способа деятельности.
На основании ранее приведённых нами задач создания карты мы определились, какие её составляющие будут носить инвариантный, а какие вариативный характер. Инвариантным компонентом является графа «деятельность учителя», как бы неожиданно это ни звучало. Этот подход обеспечивает закрепление установки учителя на освоение им новой функции в рамках субъект-субъектного педагогического взаимодействия с учащимся. Под вариативностью мы понимаем возможность вычленения большего или меньшего количества модулей (составных частей) в тех или иных столбцах (графах) карты как на этапе проектирования, так и на этапе реализации урока. Это позволяет учителю в процессе проектирования урока на основе нашей технологической карты выбрать удобный для себя вариант: на этапе адаптации к требованиям ФГОС общего образования можно начинать проектирование, используя один или только несколько модулей карты, затем по мере освоения способа перейти к проектированию целостного урока.
Реализуя новое понимание образовательных результатов в виде формируемых способов деятельности, введённое ФГОС, мы структурировали графу «Деятельность учащихся» на несколько модулей, соответствующих предполагаемым видам деятельности. А затем для каждого из них также определили структуру, фиксирующую выполняемое действие и его предполагаемый результат. Предметные планируемые результаты в нашей карте фиксируются в графе «Ход урока/ Этап урока» в виде учебно-познавательной или учебно-практической задачи, предъявляемой учащимся для решения. Одной из базовых образовательных технологий, реализующей требования ФГОС, является дифференциация требований к уровню освоения учебной информации. Поэтому, в этой же графе, предназначенной для фиксирования учебных заданий, с помощью которых будут формироваться как предметные, так и метапредметные результаты, мы предусмотрели возможность явного выделения базового и повышенных уровней освоения учебного материала.
Базовой образовательной технологией, реализующей требования ФГОС, как мы уже отмечали, является формирование универсальных учебных действий на материале основ наук. Именно их виды, в совокупности представляющие группу метапредметных результатов, и определили содержание модулей «Вид деятельности».
Переходя к разговору о том, каков же общий вид технологической карты урока, позволяющей осуществить деятельностный подход и формирование УУД, хотелось бы акцентировать внимание читателя на том, что в её структуру мы умышленно не внесли отдельную графу (компонент матрицы), посвященную целевому назначению проектируемого урока. И это не случайно. Надобность в этом отпадает, по нашему мнению, потому что планируемые результаты образования в соответствии с ФГОС представляют собой «систему личностно ориентированных целей образования». Поскольку предлагае-
Ход урока Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
Модуль 1. Познавательная Модуль 2. Коммуникативная Модуль 3. Регулятивная
Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Формируемые способы деятельности Формируемые способы деятельности
мая нами технологическая карта позволяет фиксировать предметные и метапредметные планируемые резуль-татыименноввикеформхрпемыхсоаскбтв яептель-ности на каждом этапе урока, более того,— как отдель-ныедежтвип сяосо^лдеятельноста
на капсКамэтяпе ьроко тохелсмхялаьх прыхипыхсть ещё в какую-то отдельную, специально выделяемую для этоко,срафу.
С целью реализации целостного учебного процесса мы пренпагаетоользоляться кок шхиты^'бтрёвмодулънгЯ техналогической картойурнкф: опрелелкнныеегранм-чения в свободе выбора учителем количества модулей вызваоытем, что ествртск разрушить склооему фноыи-рования предметных и метапредметных результатов, а этоооуопусглсаыгльзл. —алее маг приводгм мынлмоллно допустимый дкя ходаурыжааагиант карты:
Трёхмодульная технологическая карта урока
Предмет_
Класс_
Аетрр ЗРТК_
Тема урока_
Тип урока_
Учитееь_.
Кеквидем, в ккКхмокклыгоккакккккеккртыотскт-ствует графа (модуль) для группы личностных резуль-таткв.Вдематвлыгок знакккктвк кихккдертсанием и структурой делает очевидным, что они являются теми
^отпрЛз^:^(^^^нирмкк7^хч]^с^сги, оыыефзрмвруются и развиваются благодаря целенаправленной работе педа-аолрпо формирлпгнию хяк инедыетных, три иинивер-сальных учебных действий (познавательных, коммуника-тп^лныр^ ). Одаакядарыко нпр^е пред меты
т^-^г^яхрс cпeияяпьнымcрпepжанPIм]нa хсновп которого можно в явной форме выделить действия по фор-миросаики гявппы лилрлстыыр резхльхатыв. явще всего это предметы технического цикла. А для гуманитарных дис1щылнп, и для aлилийcкIгoябыка пры^'^но^'^и, пре-подаваем-зо с испгльзкванием увебайка «Аноливский в фокусе», в котором в явной форме есть материал, позво-ляющив Н0РмиКвватьосмовыграждаылтвывиости и нравственные смыслы жизни человека, отсутствие этого кодуля (рдетрзн неы.асомсртым:
Четырёхмодульная технологическая карта урока
Предмет_
Класс_
Автор УМК_
Тема урока_
Тип урока_
Учитель_.
К сожалению, до сегодняшнего дня не все авторы УМК дифференцировали содержание в соответствии с уровнями освоения учебного материала, как того требует ФГОС. Поэтому следующий пятимодульный вариант карты мы рекомендуем тем учителям, кто:
Код урока Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
Модуль 1. Познавательная Модуль 2. Комм уникативная Модуль 3. Регулятивная Модуль Личностная
Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности
ХОД урок^ Этап урока А | Й ¡1 ? 1 Деятельность учащихся
м<?$упь г Поыавательная М9дурь з. Коммуникативная Моду/ц, йг Регулятивная Личностная
Задание Садового уровня Задание повышенного уровня Осуществляем действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действии ■Формируемые способы деятельности Осу щесг-аляемые действия Формируемые способы: деятельности
• выбралУМК, гдеталея дифф^р^енщация реализована;
• чувствует себя опытным в идентификации и подборе заданий разного уровня сложности.
фемереялтоклк учеДлФ-меФодическоеобеспечзяие образовательного процесса будет совершенствоваться и перееддчалвгкУРовнееую стауктулчосыде н^^уее£^мо^(е материала (базовый и повышенный) станет свершив-шиуля Макячм, отсчястнизл м^/^с^ле^иу^бни ффентифф-цироваыьзтеаемь ск^жн^мс^и зьренияятанет признамдм профессиональной некомпетентности. Поэтому, чем ранзкмденсальначнётмеДотлть где
эти уровни обозначаются, тем быстрее он отточит этот стааший остро ненйходумзш навык:
Пятимодульная технологическая карта урока
Предмет_
Кмссс_
Автор УМК_
Кемадмокф_
Тип урока_
Учите ль_.
Возможности предмета «Иностранный язык» при соответствмющем ртдемжаоельютм и методическом наполнении очень благоприятны для реализации систем-
уо-деячеелносчфнтн кодхода
сальных учебных действий. Этап основного общего образования максимально эффективен для развития иноязычной коммумикьеивном момпентнчии в е динодв е всех её составляющих: языковой, речевой, социокультурной/ мeжкyезтyччед, комденсазчиний и ч^^К^д^с^^г^с^зенатель-ной компетенций. Именно поэтому первой содержательной лиектйучедоогомредммта«Инострефчлш язык» являюлня коммчникатквныeкмдкик и^неан^1^ьш видах речевой деятельности, второй — языковые средства,
еваныу и умеффм.учитывая это обстоятельство и структуру коммуникативных уни-вeмcьльфючдчебныл йак«твмй, мыг^з^едиежмчк ;азвёр-нутый коммуникативный модуль:
Технологическая карта урока развёрнутого комму-змкатк взлао мояиля
Предмет_
Ммася_
Автор УМК_
Тема )фока_
Тип урока_
Учитель_.
Ход урока Этап урона а Ч 1- ЗГ Л 1- и а Л С а) с к и Ч Модуль 3. Коммуникативная деятельность учащихся
Модуль .?.1. Коммуникация как в! а и моде метане {учет позиции собеседника или партнера по деятельности) Модуль 3.2. Коммуникация как сотрудничество (согласование усилий по достижению общей цели — ориентации иэ партнера) Модуль 3.3. Коммуникация как интериоризация {стили и способы построения речевой коммуникации}
Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности
Ход урока Этап: урока в Щ к X л с ■о X л ч ■Ф i— ■К § ч: Деятельность учащимся
л к 45 1 М адуль 2-Познавательная Модуль 3. Коммуникативная детельн«^!» учащч*ед Модель 4. Регулятивной
= I с: О Q. >■ О ■_ 0 а а л « £ 1 m ОС т о о а. >- а 0 X 1 01 § и а й с и s = п 1 РП Модуль ЗЛ: Коммуникация как май моде йствие (учет позиции собеседника или партнера по деятельности} модуль Коммуникация как сотрудничество (согласование усилий по достижению общей цели — ориентация на партнера) fwcdy/rti 3, J. Коммуникация как интериориэацнл (стили н способы построения речевой коммуникации)
щ Я1 с ш з: о _в а О s В «И О ^ 5 1 О 1- |1 g £8 i Mi 1 5 ® <и в h ш s ила 111 pi i * JO N iial ifl 1 * в я « н- 2 £ у л в I * & а щ ¥ О 14 1 1 Л im £ * з ЙЮ г Ss i HI I * ® ч ® н * г и л os ft S N Pi о ** з 5 jd i-£ SS | Й U К 1 a ® Si я h u s ^ л a iij M 3 5 5 = 1 9L4? i ill CS. Э к о ф 6 ч
С целью совершенствования профессиональных педагогическихуменийпоиспользованию резных видов коммуникации для интенсификации формирования оовеветсововвщсР грушоы рниьсоеасьнык рясОнезй действий мы рекомендуем использовать такой вариант сартыв ходе зроектирования урока ирнподавателям нюСынигедметов, атетрлнсалиевоцатам.Одяскона этапереалозацииурочнойдеятельности необходимо пр одрмонстрнрората нотегуаннм деталивированногв коммуникативного модуля в общий процесс формирования ввох гмоРпрнивереальныррреОньшрейств ий:
Четырёхмодульная технологическая карта урока с ра звОмнутымпоммоникаомярым модемом
Плодмет_
Класс_
Аиаор ТРВИСВ_
Тема урока_
Тендеру_
Учитен ь_.
Тоонидзваниуменийоредпола-гает овладение средствами, а также навыками опериро-нвиивимн тпрвп;сасе говорания, рудировдоия, чтения и письма. Поэтому уже специально для преподавателей-лингвистов мы предложили детализацию соответ-ствоющагомгдрвяоехлглогическот карты:
Технологическая карта урока: развёрнутый коммуникативный модуль 3.3.
Предмет_
Класс_
Автор УМК_
Тема урока_
Тип урока_
Учитель_.
Ход урока Этап урока Л U л ¡1 05 > 01 =1 Модуль 3.3. Коммуникативная деятельность учащихся Коммуникаций как интериорюация (стили и способы построения речевой коммуникации)
Вид речевой коммуникации Осу ществ л яе м ы е действия Формируемые способы деятельности
Аудирование
Чтение
"Диалог
Монолог
Письмо
В целостной карте такая конкретизация будет выглядеть следующим об]азом:
Таонологическая ксрта урока Разработчики:КопотеваГ.Л., Логвинова И.М. Четырёхмодульная технологическая карта урока с ра звррнутвчвччммчникавчччыч м одулем 3.3
Предмет_
Класс_
Авеоо СОЯК_
Тема урока_
Аяп )у>ояа_
Учитель_.
• преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д.
Подводя итог сказанному, необходимо рельефно вычленить достоинства и преимущества предлагаемой технологической карты урока Г.Л. Копотевой, И.М. Логвиновой по сравнению с другими методическими продуктами такого же характера. Достоинства и новшества её структуры нами состоят в том, что карта даёт возможность чётко вычленить:
• формируемые у обучающихся способы деятельности в строгом соответствии с видами осуществляемой на уроке деятельности;
• формируемые у обучающихся способы деятельности
#
Деятельность учащихся
Модуль 3. Коммуникативная деятельность учащихся
<5 5 * н я Я ££ ч с; | £ л Е и О X 3 с; О Мрдут, 1, Познавательная Модуль 3-1, Коммуникация как йАаиплодойстйии (учет позиции собеседника или партнера по деятельности) Коммуникация как сотрудничество (согласование усилий по ДОСТН-женшО О&щС-й цели — ориентация на партнера! Меоулъ 3,3, Коммуникация как иитериоризация (стили и способы построения речевой коммуникаций) Модуль Регулятивная
4 V 5 » Л) с н ^ я: и Л а Я-ЖЙ 5 * * | ? 111 01 а. и к $ 1 & я 16 1 'Е Ш й а" I о & ** Осущестс-ляемые действия Формируемые способы деятельности £ IX X 0 ГТ В 15 Ш К и и- >- Ч 5 1 5 со 4 Е « Д1 4 >■ х х % а Л ш зче ; о < - X & — И 111 й. И я 1 £ в: л, К >■ _ X ^ а л Ы I , " Ч ?г О *5 з * й 1Н 1 2 « а ш х а Я 5 ш й " I 1 1
Аудиро' вамие
Чтение
Диалог
Монолог
Пшьмо
Ф
Завершая разговор об особенностях технологической кар тыурокаГ.Л.Копотевой, И.М.Логвиновой необходимо сделать акцент на том, что горизонтальная её структура, предназначенная для фиксирования эта-по в урока,плаволялаиспояьзовагьтовтукаи двагфвек-тирования комбинированного урока, так и для выстра-ив антиуроктв,алодс тавлоюлотсвалЛ,по кути,один этап — определённый способ деятельности (например, еак адидакточе ских системкхД.Б.^ьдвнина, В.В.Нсвыдсоа, Школа аьаО т до-)- В оазныг долактиче-ских системах, как известно, названия этих этапов-способов деятальности ваднтоуются: оноксволпахаганто, урок рефлексии, урок освоения учебной информации, урoкoвоaблткикoлнтeкныxввeнкйи наеыесвит,л Выбор типа урока, а значит и количества этапов для его реализации осуществляет учитель. Однако, нельзя забывато, чкoиaкоюГвIHидaнсичeакyюпиcасмы оп1 но использовали, она должна разворачивать деятельност-ную уовбную сквитаты х которой учащиесгс помощью учителя:
• обнаруживают предмет своего действия;
• исследуют его, совершая разнообразные учебные действия;
в строгом соответствии с предлагаемыми учителем евтбнo-та-нaвaтeньньши илиичеввс,писктическими задачами;
• уровень сложности предлагаемых учителем учебно-по-зиaвeтeпькырили благодаря этому дифференцировать процесс обучения.
Ппедлагаомаянами техпологическая карта урока позволяет учителю зафиксировать в проекте урока и щоааналлзирсваивво.езуеьтаыем иртое дения урока:
• изменения уровня мотивации учащихся в процессе овладения учебным материалом (в связи с интересом школь-ниапваловыд фонмамрчеПнсриеяьельво сти; коммуникации с педагогом и сверстниками);
ь кaоecывeтгьь изньнeвиeфoзкIeI индизвдсальной и групповой работы учащихся на уроках по предмету (всведсввое возмяжнестт вьрщeытвиeния поэтапного контроля за формированием планируемых результатов образования);
• измeрьниeполнычит ил яа атаыуса его деятельности (учитель перестает быть транслятором знаний, а становится наставником, помогающим учащимся самостоятельно получать новые знания и формировать предметные и универсальные учебные действия).
Кроме того, она позволяет:
• сделать для учителя процесс формирования универсальных учебных действий прозрачным (видимым, очевидным) и управляемым благодаря фиксированию формируемых у учащихся способов деятельности;
• оптимально индивидуализировать процесс проектирования урока благодаря возможности комбинирования числа проектируемых элементов (модулей).
Важным преимуществом созданной нами карты является её универсальность, поскольку она может использоваться:
• для проектирования уроков в разных дидактических системах, реализующих деятельностный подход;
• для проектирования уроков в разных ступенях обучения;
• учителем с разным опытом работы и профессиональной квалификацией;
• как для обучения педагогов в системе повышения квалификации и педагогического мастерства, так и в процессе самообразования.
Из приведённых характеристик созданной нами технологической карты урока совершенно очевидно, что она соответствует основным требованиям реализации ФГОС в образовательном процессе современной школы.
Литература
1. Абдулаев Э.Н. Деятельностный подход в преподавании
истории в рамках требований нового стандарта. // Эксперимент и инновации в школе 2012. № 2.С.29-32.
2. Абилова Б.А. Современные условия педагогической деятельности преподавателя русского языка в техническом
вузе. // Инновационные проекты и программы в образовании. 2014. № 5. С.10-13.
3. Алёхина И.А. Групповая работа как форма организации деятельности младших школьников. // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 3. С. 25-28.
4. Анушкевиг И.Г., Куприянова Л.В. Роль интерактивных занятий во внеклассной и внеурочной деятельности учащихся. // Эксперимент и инновации в школе. 2013. № 6.С.46-49.
5. Баханова О.В. Организация классного часа с использованием технологии деятельностного метода в формировании умений учащихся самостоятельно исправлять ошибку. // Эксперимент и инновации в школе 2012. № 6. С.22-27.
6. Бледнова Е.В. Проектная деятельность как условие развития творческих способностей учащихся начальной школы. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент 2012. № 6. С. 28-31.
7. Бобровникова Е.Р. Научно-методическое сопровождение деятельности учителей на основе совместной деятельности субъектов образовательного пространства. // Инновационные проекты и программы в образовании. 2012. № 2. С.24-29.
8. Вигдорчик О.В., Хлызова О.Е., Тараканова В.В. Здоровьесбе-регающие технологии и проектно-исследовательская деятельность учащихся начальных классов в рамках реализации ФГОС. // Эксперимент и инновации в школе. 2015. № 4. С.44-57.
9. Иванова Е., Оганнисян В. Критериальное оценивание результатов обучения. Технология индивидуального подхода при реализации новых стандартов. // Качество образования в школе. 2014. № 3. С. 18-26.
10. Панфилова Е. Авторы электронного учебника —учителя. Новый шаг в развитии компетенций учащихся. // Качество образования в школе. 2014. № 3. С. 46-48
11. Самохвалова Т. Интеграция учебных предметов социокультурной компетенции школьников. // Качество образования в школе. 2014. № 3. С. 37-41