Мишенева Ю. И. Компетентностный подход в обуче- |и|tVK|и|
нии иностранным языкам // Концепт. - 2014. - НдДЙЯ^^
Спецвыпуск № 08. - ART 14600. - 0,38 п. л. - URL: пЦ^чДЗй http://e- koncept.ru/2014/14600.htm. - Гос. рег.
Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X. "¡j^^Jp^t
Мишенева Юлия Игоревна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», г. Волгоград [email protected]
Компетентностный подход в обучении иностранным языкам
Аннотация. Автор считает, что одним из способов интенсификации учебной деятельности учащихся, повышения уровня их мотивации к изучению иностранного языка и развивающих активность и творчество является компетентностный подход при обучении иностранному языку. В статье определены наиболее эффективные методы и приемы обучения школьников иностранному языку с позиций ком-петентностного подхода.
Ключевые слова: компетентностный подход, компетентность, модернизация, компетенция, иностранный язык, обучение, иноязычное общение. Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Изменение общественно-политической обстановки, развитие международных контактов во всех сферах, консолидация этих контактов и международная интеграция привели к росту роли и значения навыков, и умений подлинного иноязычного общения.
Стремительный социально-экономический прогресс диктует высокие требования к качеству преподавания иностранного языка в учебных заведениях, так как каждое новое поколение учащихся должно подниматься на более высокий уровень владения иностранными языками. Изменение социокультурного контекста иностранного языка, новые запросы учащихся в отношении уровня владения им обусловливают необходимость качественного изменения подготовки.
В связи с модернизацией отечественного образования одной из важнейших задач, стоящих перед учебными заведениями, является формирование ключевых компетенций, особенно актуальным становится вопрос компетентностного подхода в образовании.
Знание иностранного языка открывает будущему специалисту доступ к зарубежным источникам информации, без которой в настоящее время немыслима деятельность дипломированного специалиста. Умение работать с оригинальной литературой по специальности включает в себя получение информации, содержащейся в тексте, ее критическое осмысление, обобщение, анализ и оценку достоверности. Иноязычная компетентность обеспечивает готовность учащегося реально использовать полученные знания в условиях профессиональной среды.
Понятие «компетенция» происходит от латинского слова compete, которое означает подходить, соответствовать. В общем смысле оно означает соответствие предъявляемым требованиям, установленным критериям и стандартам в определенных областях деятельности и при решении определенного типа задач, обладание необходимыми активными знаниями, способность уверенно добиваться результатов и владеть ситуацией [1].
Впервые понятие «компетенция» появилось в 60-е гг. XX в. в Соединенных Штатах Америки, где использовалось в рамках деятельностного образования, целью которого была подготовка профессионалов, конкурентоспособных на рынке труда. Первоначально все сводилось к автоматизации полученных практических навыков в рамках бихевиористского подхода, что явно было недостаточным для развития творческих и индивидуальных способностей обучаемых. В связи с этим было предложено
КОНЦЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 14600 УДК 372.881.1
f\j ■Л f\j
КОНЦЕПТ
Мишенева Ю. И. Компетентностный подход в обучении иностранным языкам // Концепт. - 2014. -Спецвыпуск № 08. - ART 14600. - 0,38 п. л. - URL: http://e- koncept.ru/2014/14600.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.
научно-методический электронный журнал ART 14600 УДК 372.881.1
различать два понятия: компетентность и компетенция (competence and competencies). Компетентность стала рассматриваться как личностная категория, а компетенции превратились в единицы учебной программы и составили «автономию» компетентности [2; 3].
Говоря о компетенциях, необходимо уточнить и понятие «компетентность» - комплекс компетенций, то есть наблюдаемых проявлений успешной продуктивной деятельности. Компетентность - это комплексный личностный ресурс, обеспечивающий возможность эффективного взаимодействия с окружающим миром в той или иной области и зависящий от необходимых для этого компетенций [4].
А что же понимают под компетентностным подходом? Под компетентностным подходом в образовании понимают метод обучения, который направлен на развитие у учащихся способностей решать определенного класса профессиональные задачи в соответствии с требованиями к личностным профессиональным качествам: способность искать, анализировать, отбирать и обрабатывать полученные сведения, передавать необходимую информацию; владение навыками взаимодействия с окружающими людьми, умение работать в группе; владение механизмами планирования, анализа, самооценки собственной деятельности в нестандартных ситуациях или в условиях неопределенности; владение методами и приемами решения возникших проблем [5].
Компетентностный подход предъявляет определенные требования к учащимся и уровню владения ими иностранного языка. В связи с этим различают базовые и продвинутые компетенции у учащихся.
На базовом уровне предполагается владение языком как средством общения (определенный словарный запас, владение основными грамматическими структурами, знание закономерностей функционирования языка, знакомство с культурной средой и т. д.).
Продвинутый уровень предполагает, что учащиеся будут использовать иностранный язык для решения практических задач, например для поиска необходимой информации по профилю своей специальности. Этот уровень имеет междисциплинарный характер и оценивается по достигаемому результату, а не только по правильности употребления определенных грамматических конструкций и активной лексики.
Основным средством формирования ключевых компетенций при изучении иностранного языка выступают различные технологии, формы и методы обучения. В число таких форм и методов входят: монолог учителя; фронтально-индивидуальный опрос; информирующие беседы; самостоятельные работы с учебником по заданиям учителя; демонстрация фильма; традиционная контрольная работа.
Исследователи компетентностного подхода к обучению предлагают несколько классификаций ключевых компетенций:1) ценностно-смысловая, 2) общекультурная, 3) учебно-познавательная, 4) информационная, 5) коммуникативная, 6) социально-трудовая, 7) личностного совершенствования [6].
Каждая из компетенций включает большой комплекс знаний, умений, навыков и ценностей.
Рассмотрим подробнее данную классификацию.
1. Ценностно-смысловая компетенция обеспечивает механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. Она демонстрирует, каковы его ценностные ориентиры, способен ли он понимать свою роль и предназначение в мире, может ли выбирать установки для своих решений и поступков, ответственно ли ученик относится к выбору решения. Ученики овладевают данной компетенцией, участвуя в нравственных беседах, в ситуациях морального выбора поступков.
КОНЦЕПТ
Мишенева Ю. И. Компетентностный подход в обучении иностранным языкам // Концепт. - 2014. -Спецвыпуск № 08. - ART 14600. - 0,38 п. л. - URL: http://e- koncept.ru/2014/14600.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.
научно-методический электронный журнал ART 14600 УДК 372.881.1
2. Общекультурная компетенция позволяет учащимся приобщиться к диалогу культур, выяснить культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека. Одновременно данная компетенция показывает, насколько ученик компетентен в бытовой и культурно-досу-говой сфере (например, при организации свободного времени).
В плане изучения иностранных языков речь идёт о формировании социокультурной компетенции, которая рассматривается:
- как готовность и способность находить общее и специфическое в моделях развития изучаемого и родного языков;
- находить, сравнивать и обобщать культуроведческую информацию, получаемую из разных источников и на разных языках;
- строить речевое взаимодействие в соответствии с нормами, принятыми в той или иной культуре, с учетом речевой специфики.
3. Учебно-познавательная компетенция включает в себя элементы логической, методологической, учебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда относятся знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. Так, например, учащимся предлагается еще раз проверить собственную работу (грамматический тест, сочинение), уже проверенную учителем, но без исправленных ошибок. Учитель подробно обсуждает с ними причины появления ошибок, учащиеся выполняют работу над ошибками, проделывают еще ряд упражнений, направленных на лучшее усвоение материала, анализируют неточности стиля и формы. На следующем этапе они выполняют повторную работу с учетом всех предыдущих замечаний.
4. Информационная компетенция обеспечивает навыками деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Именно информационная компетенция в современном мире является залогом успешной реализации в различных сферах общения, в том числе и профессиональной. Для этого нужно:
- находить нужную информацию в различных источниках как на бумажных, так и на электронных носителях на разных языках;
- отбирать необходимую информацию, выделяя главное и второстепенное;
- определять степень достоверности информации путем сравнения с информацией из других источников и ставить ее под сомнение;
- эффективно использовать полученную информацию;
- сохранять информацию, защитив ее от нежелательных пользователей.
5. Коммуникативная компетентность включает знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Дети овладевают данной компетенцией в ролевых играх, при написании анкет и писем.
6. Социально-трудовая компетенция тесно связана с коммуникативной компетенцией. Социально-трудовая компетенция направляет умение владения различными социальными ролями в сферу гражданско-общественной и социально-трудовой деятельности. Основной способ - ролевая игра, в ходе которой ученики не просто практикуются в использовании языковых навыков, но и готовят себя к будущим социальным ролям.
7. Компетенция личностного самосовершенствования направлена на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной
ru Q м
КОНЦЕПТ
Мишенева Ю. И. Компетентностный подход в обучении иностранным языкам // Концепт. - 2014. -Спецвыпуск № 08. - ART 14600. - 0,38 п. л. - URL: http://e- koncept.ru/2014/14600.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.
научно-методический электронный журнал ART 14600 УДК 372.881.1
саморегуляции и самоподдержки. В данной формации большую роль играет сам учитель, его стиль общения с людьми, его духовные ценности и приоритеты [7].
Именно данные ключевые компетенции дают возможность для формирования учащегося как субъекта учебной деятельности и воспитания его личности.
Компетентностный подход к обучению иностранному языку требует творческого подхода к организации и построению учебного процесса, созданию условий для формирования и развития практических навыков и умений владения иноязычной речью. Поэтому необходимо стремиться к созданию на занятиях таких условий, когда усвоение учащимися языкового материала осуществляется естественным путём, в процессе общения преподавателя с учащимися между собой в моделируемых нами различными способами жизненных ситуациях.
Формирование компетенций учащихся зависит от их активности, когда «активность» педагога переходит в активность обучаемых. Компетентностный подход усиливает практическую направленность образования, подчеркивает необходимость приобретения опыта деятельности, умения на практике реализовать знания. Таким образом, компетентностный подход включает совокупность принципов определения целей образования, выражающихся в самоопределении, самоактуализации и развитии индивидуальности обучаемых. Не менее важным является вопрос выбора форм и методов обучения студентов. Обучение в компетентностно ориентированном образовании приобретает деятельностный характер, т. е. формирование знаний и умений осуществляется в практической деятельности учащихся, организуется их совместная деятельность в группах; используются активные формы и методы обучения, инновационные технологии продуктивного характера; выстраивается индивидуальная образовательная траектория; в процессе обучения активно реализуются межпредметные связи; развиваются важнейшие качества: самостоятельность, креативность, инициативность и ответственность [8].
Формирование учебно-познавательной компетенции - это формирование навыков учебной деятельности, умений анализировать свою деятельность. Для формирования данной компетенции активно используются самоконтроль и взаимоконтроль.
Формирование коммуникативной компетенции происходит поэтапно с помощью игровых технологий, дискуссий, технологии кейс-стади. При проведении занятий мы используем электронные мультимедийные технологии, так как невозможно научить иностранному языку, не давая обучаемым возможность слышать речь носителей языка и видеть их стиль поведения в той или иной ситуации общения.
Учащиеся определяют социальные роли, ведут диалоги на различные темы, практикуют устную речь и речевые клише социокультурной направленности, что позволяет проявить креативность мышления. Овладение коммуникативной компетенцией означает владение различными социальными ролями. Основной способ для этого - ролевая игра. В процессе разыгрывания различных жизненных ситуаций студенты готовят себя к будущим социальным ролям, к жизни в обществе со своими законами и правилами, таким образом формируя социально-трудовую компетенцию.
В условиях обучения иностранному языку у учащихся развиваются определенные компетенции путем получения знаний, которые они смогут приобрести в своей дальнейшей профессиональной деятельности в сфере экономики, коммерции и бизнеса, овладения различными способами решения проблемно-познавательных задач, опытом эффективного принятия решений и достижения поставленных целей через преодоле-
ГУ r\J
КОНЦЕПТ
Мишенева Ю. И. Компетентностный подход в обучении иностранным языкам // Концепт. - 2014. -Спецвыпуск № 08. - ART 14600. - 0,38 п. л. - URL: http://e- koncept.ru/2014/14600.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.
научно-методический электронный журнал ART 14600 УДК 372.881.1
ние препятствий. Запас знаний, владение способами решения проблем и опыт достижения цели являются необходимыми составляющими компетенции студентов. Отсутствие хотя бы одного из этих компонентов делает компетентность дефектной [9].
Таким образом, компетентностный подход в обучении иностранному языку развивается как альтернатива традиционному обучению, в процессе которого идет овладение знаниями, умениями, навыками, ограничивающими их практическое применение в будущей профессиональной деятельности студентов и недостаточно учитывающих сущность компетентности современного человека в условиях конкуренции свободного рынка.
Прежде чем приступить к использованию компетентностного подхода в обучении иностранному языку, необходимо выполнить следующие требования.
Сначала необходимо ознакомить учащихся с сущностью и содержанием компетентностного подхода. Учащиеся должны овладеть определенными интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями. Это значит, что они должны уметь работать с текстом (выделять основную мысль, осуществлять поиск необходимой информации в иноязычном тексте), анализировать информацию, делать обобщения и выводы, уметь работать с разнообразным справочным материалом, а также уметь вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкреплять ее вескими аргументами, уметь идти на компромисс с собеседником, уметь лаконично излагать свои мысли.
Кроме того, учащиеся должны уметь работать в различных организационных формах: в парах, группах, в командах, где идет четкое распределение ролей (например, начальник, секретарь и т. п.).
Что касается практических навыков владения иностранным языком, то учащиеся должны владеть определенной программой, лексическим и грамматическим материалом, уметь работать с корреспонденцией на иностранном языке и самостоятельно составлять различные документы на русском и иностранном языках, иметь представление о ведении деловых переговоров на иностранном языке [10].
Таким образом, для грамотного использования компетентностного подхода требуется значительная подготовка, создание прочной языковой базы у учащихся, что осуществляется в системе обучения.
В свою очередь, высокое качество изучения иностранного языка способствует конкурентоспособности и профессиональной мобильности в сфере профессиональной деятельности и общения будущего специалиста. Приобретение учащимися иноязычной компетенции заключается в овладении иностранным языком на таком уровне, который позволит использовать его для удовлетворения профессиональных потребностей, реализации деловых контактов и дальнейшего профессионального самообразования и самосовершенствования.
Ссылки на источники
1. Мильруд Р. П. Компетентность в изучении языка // Иностранный язык в школе. - 2004. - № 7. - С. 20-26.
2. Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. - 2004. - № 5. -С. 7-11.
3. Norris N. The trouble with competence // Cambridge Journal of Education. - 1991. - Vol. 21. - № 3. -Р.337-344.
4. Лебедев О. Е. Указ. соч.
5. Мильруд Р. П. Указ. соч.
6. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. - 2003. - № 2. - С. 54-61.
7. Там же.
8. Лебедев О. Е. Указ. соч.
PU г м
КОНЦЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 14600 УДК 372.881.1
9. Мильруд Р. П. Указ. соч.
10. Там же.
Мишенева Ю. И. Компетентностный подход в обучении иностранным языкам // Концепт. - 2014. -Спецвыпуск № 08. - ART 14600. - 0,38 п. л. - URL:
http://e- koncept.ru/2014/14600.htm. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.
Гос. рег.
ISSN 2304-120Х
Yulia Misheneva,
Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the chair of foreign languages, Volgograd State Social and Pedagogic University, Volgograd [email protected]
Competence approach in teaching foreign languages Abstract. The author believes that one of the ways of intensification of educational activity of students, enhancing their motivation to learn foreign language and educational activity and creativity is the competence approach in teaching foreign languages. The article defines the most effective methods and techniques of teaching students a foreign language from the position of a competence approach.
Key words: competence approach, competence, modernization, competence, foreign language learning, foreign language communication. References
1. Mil'rud, R.P. (2004) "Kompetentnost' v izuchenii jazyka", Inostrannyjjazyk vshkole, № 7, pp. 20-26 (in Russian).
2. Lebedev, O.E. (2004) "Kompetentnostnyj podhod v obrazovanii", Shkol'nye tehnologii, № 5, pp. 7-11 (in Russian).
3. Norris, N. (1991) "The trouble with competence", Cambridge Journal of Education, vol. 21, № 3, pp. 337344 (in English).
4. Lebedev, O.E. (2004) Op. cit.
5. Mil'rud, R.P. (2004) Op. cit.
6. Hutorskoj, A.V. (2003) "Kljuchevye kompetencii kak komponent lichnostno-orientirovannoj paradigmy obrazovanija", Narodnoe obrazovanie, № 2, pp. 54-61 (in Russian).
7. Ibid.
8. Lebedev, O.E. (2004) Op. cit.
9. Mil'rud, R.P. (2004) Op. cit.
10. Ibid.
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
977230412014220