Научная статья на тему 'В. П. Крымская — учитель, ученый, методист'

В. П. Крымская — учитель, ученый, методист Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
305
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Филологический класс
ВАК
ESCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «В. П. Крымская — учитель, ученый, методист»

ИЗ МЕТОДИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ

В.П. КРЫМСКАЯ — УЧИТЕЛЬ, УЧЕНЫЙ, МЕТОДИСТ

Вера Петровна Крымская... Это имя хорошо было известно в 50-70-е годы двадцатого столетия учителям русского языка и литературы не только Урала, но и за его пределами. Она — заслуженный учитель школы РСФСР, кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка Свердловского государственного педагогического института, член-корреспондент Академии педагогических наук РСФСР — это лишь некоторые позиции, обозначения ее официального статуса. Вера Петровна — удивительный человек, настоящий интеллигент, творческий ученый, учитель широкой эрудиции, классического филологического образования, свято преданный делу воспитания и обучения школьников, студентов.

У НЕЕ БЫЛА ТЯЖЕЛАЯ И СЧАСТЛИВАЯ СУДЬБА...

У Веры Петровны была тяжелая и счастливая судьба. Она родилась на рубеже веков, жизнь ее наполнена бурными событиями, многое ей пришлось пережить, перенести многие беды. Но судьба ее была и счастливой, потому что она всегда занималась любимым делом, у нее были близкие люди, которые ее любили, она любила их и была любима.

Родилась Вера Петровна в семье простого канцелярского чиновника и домашней учительницы в г. Киеве 21 марта 1896 года. Училась и воспитывалась в г. Могилеве, где окончила гимназию в 1914 году. С 14 лет занималась репетиторством, мечтала стать учителем. В 1916 году окончила Учительский институт, навсегда связав свою жизнь с педагогической деятельностью.

Выйдя замуж, с 1916 г. по 1930 г. жила со своей семьей (муж — судебный следователь до 1922 г.) в г. Рудне Западной области и преподавала русский язык и литературу в девятилетней школе с педагогическим уклоном. В 1933 году семья переехала в г. Златоуст. 1933-37 гг. — учеба в Пермском пединституте, в 1936 году — переезд в г. Свердловск.

Вера Петровна работала в средней школе, вела уроки русского языка и литературы; начиная с 1938 по 1963 год, преподавала в Свердловском государственном педагогическом институте, руководила педагогической практикой студентов, вела занятия по методике преподавания русского языка, по русскому языку и спецкурсы — такой, например: «Занятия по русскому языку в старших классах».

18 апреля 1952 года в Москве, в НИИ методов обучения АПН РСФСР, она успешно защитила кандидатскую диссертацию по теме «Работа по русскому языку в 10 классе средней школы на

материале программы произведений по литературе»

Вера Петровна руководила научной работой аспирантов и соискателей, сочетала успешную научную и педагогическую деятельность с работой в качестве депутата Г ородского Совета депутатов трудящихся г. Свердловска, была депутатом Верховного Совета РСФСР (1951-1955 гг.), награждена знаком «Отличника народного просвещения» (январь 1944 г.), «Орденом Трудового Красного знамени» (декабрь 1944 г.), медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-45 гг.»; в мае 1947 г. ей присвоено звание Заслуженной учительницы школы РСФСР, Вера Петровна избрана членом-корреспондентом АПН РСФСР.

Вера Петровна щедро делилась своим мастерством, передавая педагогический и методический опыт студентам Свердловского пединститута, учителям школ г. Свердловска и Свердловской области, коллегам из других регионов страны, регулярно выступала на научных конференциях в АПН РСФСР в Москве и в других городах страны.

Она обладала титанической работоспособностью: всегда и везде трудилась самоотверженно, всю себя посвящая любимому делу, нагрузка учебная в школе и в вузе была достаточно объемной. Ее спасала любовь к делу, своим ученикам, высокое чувство ответственности и организованность. Она вырастила двух сыновей — участников Великой Отечественной войны, один из них погиб на фронте; у нее есть правнуки и правнучки, которые помнят и любят ее и гордятся ею.

Вера Петровна для многих учеников стала образцом настоящего учителя, умным наставником, другом; многие из них продолжают работать на педагогическом поприще, реализуя заповеди своего учителя.

ВСПОМИНАЮТ УЧЕНИКИ

Она была моим учителем

В 1948 году я перешла в 8-ой класс средней женской школы № 12 г. Свердловска. В старшем классе появились новые учебные предметы и новые учителя, среди которых - Вера Петровна Крымская, учитель литературы и русского языка.

Не помню, чтобы кто-нибудь рассказывал нам о научных и общественных достижениях, о научных и почетных званиях нашей новой учительницы, но мы, дети, сами почувствовали значительность и неординарность этой личности. Исключительно привлекательным был уже внешний облик Веры Петровны: гордо посаженная голова с гладко зачесанными на прямой пробор седеющими волосами, собранными сзади в тугой узел, мягкие черты лица, при полной фигуре всегда безукоризненно прямая осанка, белоснежный воротничок на строгом платье. Привлекали и внушали большое уважение то спокойное достоинство, с которым она держалась, ее высокая требовательность и строгость и вместе с тем неизменная уважительность и доброжелательность по отношению к нам, ее не всегда успешным ученицам.

Никогда она не делала нам замечаний, не повышала на нас голос. Но мы, обычно довольно шумные девочки, любившие поболтать и посмеяться, на уроках литературы вели себя прекрасно. Покоренные умом и эрудицией Веры Петровны, мы затаив дыхание слушали ее рассказы о жизни и творчестве великих русских писателей. С годами многое стерлось из памяти, но никогда не забуду того ошеломляющего впечатления, с которым мы слушали ее чтение «Слова о полку Игореве» и историю его открытия. Помню, с каким увлечением учили мы наизусть целые главы из «Евгения Онегина», писали свои первые сочинения по литературе. Были у нас и нечастые уроки русского языка, которые Вера Петровна тоже умела сделать увлекательными, заставляя нас по-новому взглянуть на казавшиеся скучными законы и правила русской грамматики. На ее уроках я впервые почувствовала, какое это серьезное и прекрасное занятие - изучение языка и литературы.

Вера Петровна учила нас всего один год. В девятом классе она представила нам свою молодую преемницу, выпускницу пединститута Валентину Викторовну Корягину (впоследствии Данилевскую, которая, кстати, тоже стала прекрасным учителем, сначала старшим завучем двенадцатой, а потом директором одиннадцатой школы). Но сама Вера Петровна не рассталась с нами совсем: она нередко бывала у нас на уроках и экзаменах, читала и оценивала наши выпуск-

ные сочинения, напутствовала нас на выпускном вечере. Думаю, неслучайно девять человек из нашего выпуска, и я в том числе, поступили на филологические факультеты университета и пединститута.

Когда по окончании университета я пришла работать в свою родную школу, мы снова встретились с Верой Петровной Крымской, которая вела в школе серьезную исследовательскую работу, руководила методическим объединением учителей-словесников. И снова, уже в новом качестве, я стала ее ученицей, осваивая теорию и методику преподавания русского языка, которым в университете уделялось мало внимания. На базе нашей школы ежегодно проводились городские и районные семинары учителей русского языка. Под руководством Веры Петровны я, как и другие учителя школы, готовилась к открытым урокам для участников этих семинаров. И, когда через четыре года Вера Петровна предложила мне поступать к ней в аспирантуру при кафедре русского языка, я сразу с благодарностью приняла это предложение.

Так Вера Петровна привела меня в Свердловский пединститут, который стал моей судьбой на всю жизнь.

В годы аспирантуры я нередко бывала у Веры Петровны дома. Жила она в небольшой квартире вместе с вдовой безвременно умершего сына и горячо любимой внучкой Ниночкой. В то время она была уже очень немолодым и нездоровым человеком, но никогда я не слышала, чтобы она пожаловалась на усталость, нездоровье или какие-нибудь трудности, а ведь жизнь ее отнюдь не была легкой, немало тяжелых утрат она перенесла. По-прежнему подтянутая, деловитая, она много и успешно работала, в том числе как член-корреспондент Академии педнаук, и для нас, своих аспирантов, она не жалела своего драгоценного времени и сердечного внимания.

Скончалась Вера Петровна внезапно, когда я только перешла на последний курс аспирантуры. На титульном листе кандидатской диссертации, которую я защищала через три года, имя моего научного руководителя, моего дорогого учителя Крымской В. П. стояло в траурной рамке.

Богуславская Н.Е. к.п.н., доцент кафедры русского языка УрГПУ

Благодарю судьбу.

«Крымская идет, Крымская дает уроки, Крымская проводит консультацию, Крымская сказала, Крымская принимает зачет...» — можно было услышать голоса студентов в коридорах пединститута. В них звучали и уважение, и восхищение, и трепет, и благоговение... Прошло много лет с тех студенческих лет, а я до сих пор

испытываю к ней чувство благоговения и любви. Вера Петровна Крымская... С ней у меня связаны лучшие студенческие и последующие годы моей жизни. Она была редким преподавателем, учителем жизни, мудрым другом для многих выпускников. Это удивительно обаятельный человек, простой в общении, щедрый душой, требовательный к себе и к людям, великодушный и благородный.

Вера Петровна была необыкновенно красива, скромна, особенно поражали ее умные, сияющие глаза, изучающие свет и тепло души. Она напоминала пушкинскую Татьяну:

Она была нетороплива,

Не холодна, не говорлива,

Без взора наглого для всех,

Без притязаний на успех,

Без этих маленьких ужимок,

Без подражательных затей...

Все тихо, просто было в ней...

Вера Петровна сразу покорила меня широтой эрудиции, глубиной мысли, способностью понять, доброжелательностью и требовательностью. Она мужественный человек: пережила смерть сына (он погиб на войне), у нее тяжело был болен муж (об этом мы узнали позже). Приходилось удивляться ее терпению, мужеству, жизнелюбию и той доброжелательности, с какой она относилась к нам, студентам.

Мне с моей подругой (В. Беляевой) посчастливилось проходить педпрактику на IV курсе под руководством Веры Петровны Крымской в школе № 12, в одной из лучших школ г. Свердловска, в которой и преподавала она. Трудно сейчас передать волнение, страх, которые я испытывала тогда. И как хотелось, чтобы все удалось! Уроки я давала по творчеству А.Н. Островского в 9 классе. Помню, с каким трепетом я готовилась к урокам, перечитывала уже в который раз пьесу «Гроза», читала воспоминания современников об Островском, работы литературоведов, пересмотрела альбомы фотографий и иллюстраций, обо всем хотелось рассказать, показать... Почему-то страстно хотелось дать урок по «Снегурочке» Островского. Я по несколько раз переделывала конспект урока, создавала варианты, снова переписывала. Вера Петровна вдумчиво проверяла каждый конспект урока, обращала внимание на любое неточно употребленное слово, требовала ясности в передаче мыслей. Консультации по урокам переходили в беседы о литературе, искусству, жизни. Мы ловили каждое слово, сказанное ею. Общение с ней доставляло радость, вселяло уверенность в собственные силы. Вера Петровна радовалась нашим успехам.

Может быть, она одна из первых преподавателей увидела во мне учителя, поверила в меня.

Отношения с Верой Петровной не прерывались и в последующие годы. Я делилась с ней своими первыми удачами и трудностями. Она всегда поддерживала меня в самые трудные моменты моей жизни, находила время для встречи. Запомнились долгие беседы, прогулки за городом. Вера Петровна любила природу, правда, ей нечасто удавалось бывать в лесу (в силу ее занятости). Летом иногда она отдыхала на Шарташе, и мы не раз приезжали к ней. Помню, как со слезами приехала к ней за советом. После окончания института я вместе с Валей Беляевой была направлена работать в Калиновскую среднюю школу. На первом педсовете в августе мне сказали, что я должна дать открытый урок в 8 классе на тему: «Роль личности в истории на примере «Слова о полку Игореве». Я отказалась, сказав, что невозможно давать открытый урок, если еще не знаешь класс, и тема сформулирована неудачно своим заявлением я вызвала недовольство администрации школы. Вера Петровна поддержала меня и попросила не отказываться от открытого урока, а просить перенести его на II полугодие. И я дала открытый урок по роману А.С. Пушкина на тему: «Татьяна, русская душою...» Урок прошел удачно.

Вера Петровна предложила мне (одной из первых выпускниц) поступать в аспирантуру по методике преподавания русского языка. Ее предложение было неожиданным для меня и в то же время обрадовало, но я не приняла его, потому что хотела заниматься методикой преподавания литературы. Я поделилась своими сомнениями с Верой Петровной, она убедила меня поехать в Москву и поступать в аспирантуру по методике преподавания литературы. Ей я обязана встречей с Василием Васильевичем Голубковым, но я так оробела, что не стала сдавать экзамены и уехала, снова вернулась в школу. И лишь спустя много лет (я уже работала в институте) меня направили на курсы повышения квалификации в г. Ленинград в ЛГПИ им. А.И. Г ерцена на кафедру методики преподавания литературы, и там мне предложили годичное «прикрепление» для написания диссертации. Я согласилась и в тот же год защитила кандидатскую диссертацию. И в этом, я считаю, большая заслуга Веры Петровны, хотя ее уже не было с нами. Я благодарна судьбе, что в жизни своей я встретила Веру Петровну. Она стала для меня близким и дорогим человеком, память о ней будет всегда жива.

Р.И. Монзина, к.п.н,. доцент кафедры современной русской литературы УрГПУ

О МЕТОДИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ В.П. КРЫМСКОЙ ЗАНЯТИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ЕДИНСТВЕ С ИЗУЧЕНИЕМ ЛИТЕРАТУРЫ

В.П. Крымская — ученый, методист, перу ее принадлежат известные книги по методике преподавания русского языка и литературы: «Уроки русского языка в 5-7 классах», «Занятия по русскому языку в старших классах», «Закрепление навыков грамотности в старших классах средней школы» и др., статьи в журналах «Русский язык в школе» и «Литература в школе» и в различных научных сборниках.

Одним из серьезнейших исследований и обобщением ее собственного опыта является работа «Занятия по русскому языку в старших классах», которая уже в 1957 году вышла вторым изданием, что свидетельствует о востребованности ее. Ценным в книге В.П. Крымской является то, что в ней раскрывается своеобразие работы по русскому языку в органическом единстве с изучением литературного произведения. Исходной позицией автора служит следующее утверждение: «В художественном произведении язык является материалом для образного, типизированного отражения действительности. Посредством языка писатель создает художественные образы, живые картины, в которых выражает свои идеалы, свое отношение к действительности»1. Автор конкретизирует это утверждение, предлагая читателю детальное описание занятий «по языку в связи с литературой, которые состоят в разборе отрывков из произведений, характеризующих язык писателя со стороны словарного состава, синтаксических конструкций, стилистических средств, в наблюдениях над языком действующих лиц произведения»2. Вера Петровна дает образцы тонкого, умного, глубокого анализа отдельных отрывков, умело показывая, как и какими средствами, приемами пользуется автор, создавая яркость, живость изображаемого, выражая определенные эмоции (см., например, анализ отрывка «У дядюшки» из романа Л.Н. Толстого «Война и мир», т. II, ч. IV от слов «Дядюшка, ни на кого не глядя, сдунул пыль...» и до конца главы)3.

В.П. Крымская предлагает и раскрывает в этом не утратившем свою актуальность методическом пособии следующие виды работ — заданий учащимся:

— анализ отрывков из произведений, «характеризующих язык писателя со стороны сло-

1 Крымская В.П. Занятия по русскому языку в старших классах. С. 13.

2 Там же. С. 14.

3 Там же. С. 54-56.

варного состава, синтаксических конструкций, стилистических средств»,

— наблюдение «над языком действующих лиц произведений»,

— подбор «примеров по синтаксису из программных произведений по литературе (в связи с ошибками в речи учащихся),

— подбор пословиц, поговорок, крылатых выражений, заучивание их наизусть;

— передача содержания произведений в целом и их частей (кратко, сжато и близко к тексту), заучивание наизусть стихотворений и отрывков прозы, знакомство с отдельными сведениями из истории русского литературного язы-

4

ка» .

Автор детально показывает, как через выполнение перечисленных заданий могут решаться образовательно-воспитательные задачи в процессе изучения, например, «Слова о полку Иго-реве», «Повести о нашествии Батыя на Рязань» и др.

Занятия по русскому языку в связи с изучением литературы, как утверждает Вера Петровна, позволяют школьникам углубить понимание художественного произведения, «расширяют

общий кругозор, вырабатывают у них научное представление о языке, прививают им любовь к родному языку, расширяют их... словарный запас, развивают их речь, вырабатывают эстетический вкус., помогают одновременно устранить пробелы в орфографических, пунктуационных и

5

речевых навыках учащихся» .

В работе даются примеры тонкого, высокопрофессионального анализа языка произведения М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, А.П. Чехова и др. Автор придает большое значение анализу языка художественного произведения, речи героев. Так, например, своеобразие языка Н.В. Гоголя раскрывается в процессе изучения поэмы «Мертвые души», анализ речи героев дается во время работы над романом И.С. Тургенева «Отцы и дети», рассказа А.П. Чехова «Ионыч». Проводя словарно-стилистическую работу, она уделяет большое внимание уточнению лексического значения слова, в том числе и литературоведческих терминов, без чего художественное произведение не может быть глубоко воспринято и понято учащимися.

Большой интерес вызывает раздел «Развитие логического мышления», в котором Вера Петровна дает перечень умственных действий, обеспечивающих развитие логического мышления учащихся на занятиях по русскому языку и литературе. В число этих логических операций включается и установление родовидовых отношений

4 Там же. С. 14.

5 Там же. С. 15.

между понятиями, и выяснение причинноследственных связей. «Вся система работы учителя, подчеркивает автор, должна не только сообщать детям научные сведения, помогать им в овладении четкими представлениями и понятиями, но и систематически развивать мыслительные способности учащихся: умение наблюдать, отличать основное от второстепенного, анализировать, обобщать, сравнивать, находить логические основания для деления понятий, давать правильные логические определения, классифицировать, находить связи, улавливать закономерности, делать выводы, аргументировать собствен-

6

ные положения, самостоятельно рассуждать ».

Большое значение В.П. Крымская придает работе над планом, приводит образцы планов сообщений, лекций на различные темы: «Значение «Слова о полку Игореве», «М.В. Ломоносов

— гениальный сын русского народа», «Н.А. Некрасов — поэт революционной демократии 60-70 гг.» и др. Лекции-рассказы по этим и другим темам приучают школьников систематизировать материал, логично излагать его. Даны примерные планы по разным темам: «Манилов и Собакевич», «Обломов и Штольц» и др., позволяющие отбирать материал в определенной последовательности.

Глубоко освещается автором опыт работы над научно-критическими статьями (В.Г. Белинского об А.С. Пушкине, М.Ю. Лермонтове), при этом используются активные формы работы, такие, как составление плана, конспекта или тезисов статьи, что позволяет учителю включать школьников в учебный процесс, формировать у них аналитические умения и навыки: отбирать главное, выявлять причинно-следственные связи между отдельными частями, находить нужные словесные формулировки для выражения основных мыслей, тщательно записывать их в определенном порядке. Завершая этот раздел, Вера Петровна пишет: «Учащиеся должны научиться читать произведение, чувствовать в нем логическую цепь событий, развивающих действие... Видеть и понимать причинно-временные и причинно-следственные связи между отдельными событиями», научиться понимать, что «художественная форма произведения, особенности языка обусловливаются содержанием, темой, жан-

7

ром его» .

В разделе «Занятия по русскому языку в старших классах» рассматриваются виды и формы письменных работ. Серьезное внимание уделяется сочинению. Заслугой В.П. Крымской является то, что она рассматривает сочинение не только как один из способов развития логическо-

6 Там же. С. 61.

7 Там же. С. 79.

го мышления, но и эффективный способ развития творческих способностей учащихся, воспитания у них нравственных качеств, эстетического вкуса. Сочинение, считает автор, есть творческий мыслительный процесс, который вызывает определенные эмоции у школьников, формирует их позицию.

«Обучение сочинению - как утверждает Вера Петровна, - требует продуманной системы не столько в процессе выполнения двух-трех сочинений в четверть и разбора их, сколько в процессе систематического, планомерного руководства

самостоятельной работой учащихся над различ-

8

ными темами курса» .

В системе работы над сочинением автор выделяет следующие типы уроков:

— уроки обучающие;

— уроки, на которых учащиеся пишут сочинения;

— уроки, на которых разбираются недочеты и достоинства сочинений.

Каждый из этих типов уроков подробно рассматривается в представленном труде, даны примерные темы сочинений. Наибольший интерес вызывает работа над языком ученического сочинения, систематизирована и выстроена последовательность заданий по предупреждению возможных типичных орфографических и пунктуационных ошибок старшеклассников.

Богатый материал дается по внеклассной работе, предлагается план занятий литературноязыковедческого кружка, раскрываются варианты их проведения, подготовка и организация выпуска газеты «Наш язык». Вся деятельность учителя и учащихся направлена на развитие их культуры речи, на воспитание интереса и любви их к родному языку.

Книга В.П. Крымской и сегодня актуальна, привлекает свежестью мысли, тонким чутьем к слову, учит открывать большие возможности для творчества учеников.

«ПРОЙДЕННОЕ В СРЕДНИХ КЛАССАХ НУЖДАЕТСЯ В ЗАКРЕПЛЕНИИ...»

Методическое пособие В.П. Крымской «Закрепление навыков грамотности в старших клас-

9

сах средней школы» появилось в тот период, когда в VIII и 1Х-Х1 классах уроков русского языка не было, а необходимость проведения их была всем очевидна. Вера Петровна убедительно обосновывает жизненную необходимость проведения занятий по русскому языку в старших

8 Там же. С. 81.

9 Крымская В.П. Закрепление навыков грамотности в старших классах средней школы (Из опыта работы). Гос. учебнопедагогическое изд-во Министерства просвещения РСФСР, М., 1960.

классах: «Пройденное в средних классах нуждается в закреплении», «учащиеся старших классов встречаются с новыми по значению и трудными по правописанию словами», некоторые старшеклассники в силу разных причин «имеют в области грамотности те или иные пробелы, и их необходимо изжить»10.

Книга В.П. Крымской привлекает глубиной и широтой понимания поставленной проблемы, творческим подходом к ее реализации, актуальностью. Заслугой автора является то, что система занятий по русскому языку проводится в органичном единстве с уроками литературы. Следует отметить, что понятие грамотности трактуется Верой Петровной очень широко.

Ею четко формулируются требования к организации занятий по закреплению навыков грамотности в старших классах:

— занятия должны соответствовать интересам учащихся и вызывать у них активное отношение к работе;

— должны быть доступны по используемому материалу;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— оснащены наглядными пособиями (сводные таблицы по орфографии и пунктуации, плакаты с уплотненными текстами, специально отобранный дидактический материал, карточки, схемы, доска и др.);

— занятия должны обеспечивать индивидуальный подход к учащимся и способствовать развитию их мышления, самостоятельности, познавательной активности, ответственности. Занятия строятся с учетом интересов учащихся, на основе сотрудничества учителя и ученика.

Считаем важным, что автор определяет и основные направления работы по закреплению навыков грамотности в старших классах:

— повторение пройденного по грамматике в средних классах (в связи с закреплением орфографических и пунктуационных навыков);

— обогащение учащихся новыми словами (в связи с орфографией), более сложными конструкциями (в связи с пунктуацией);

— совершенствование навыков чтения;

— развитие связной устной и письменной

речи (в связи с развитием логического мышле-

\11 ния) .

В каждом из указанных направлений, иногда соединяя их, В.П. Крымская предлагает очень интересные и разнообразные задания и упражнения, которые абсолютно не устарели и могут быть широко использованы в практике современного преподавателя русского языка.

Ценным для нас являются советы, которые дает автор учителю при подготовке его к реали-

зации указанных направлений. В.П. Крымская подчеркивает необходимость соблюдения преемственности в проведении работы по закреплению навыков грамотности. Она считает, что учитель прежде всего должен хорошо знать программу, «иметь отчетливое представление об уровне знаний и навыков по предмету класса в целом и каждого ученика в отдельности»12. Автор рекомендует использовать для закрепления навыков грамотности учащихся наиболее эффективные виды работ, например, словарно-

орфографическую в связи с изучением программных произведений по литературе, стилистические наблюдения, передачу содержания отрывков из художественных произведений.

Достоинством работы считаем и то, что в ней даются варианты проведения интереснейших обучающих уроков по подготовке к сочинению, включая составление планов и работу по предупреждению логических и стилистических ошибок, обучение восьмиклассников сочинениям на свободные темы или по изучаемым произведениям (разных жанров). Как справедливо отмечает автор, важным компонентом работы над сочинением является обучение учащихся цитированию и осмыслению ими правил-требований к сочинению. Большое внимание уделяется анализу сочинений, дается четкая классификация ошибок: по содержанию, логических, стилистических (среди последних выделяются ошибки грамма-тико-стилистические и собственно-

стилистические), орфографических и пунктуационных. Наибольший интерес представляют для нас конспекты уроков, посвященные работе над ошибками в сочинениях по разным темам. Конспекты привлекают глубиной содержания, продуманностью материала, четкостью построения, удивительным чутьем к слову. Даются ценные советы по организации домашней работы над орфографическими и пунктуационными ошибками. Опыт работы над ошибками, представленный В.П. Крымской, может быть эффективно использован в практике современной школы.

Следует обратить внимание на то, что автор считает необходимым проводить специальные занятия по закреплению навыков грамотности у школьников. В разделе «Закрепление навыков грамотности в плане специальных занятий» предлагаются разнообразные задания для усвоения и закрепления правописания различных орфограмм, анализа лексического значения слов с обязательным подбором родственных, использование таблиц с трудными в орфографическом, интересными и новыми в лексическом отношении словами (дан их список), семантика их раскрывается одновременно с разбором их по соста-

10 Там же. С. 4.

11 Там же. С. 6.

12 Там же. С. 8.

ву (для уточнения оттенков значения), исторические объяснения даются с опорой на солидные научные источники (например, значение слова закадычный в словосочетании закадычный друг или отщепенец с обращением к труду Л.А. Була-ховского13). Интересные задания предлагаются для работы по усвоению правописания приставок пре-, при-; серьезное внимание обращается на раскрытие семантики слов с этими приставками. Вера Петровна не только отмечает затруднения старшеклассников в правописании наречий и наречных сочетаний, но и дает список наиболее употребляемых и вызывающих у учащихся затруднения в правописании наречий (список содержит 31 слово).

Особое внимание обращается на «затруднения учащихся в постановке знаков препинания, отсутствие у них умения одновременно конструировать собственные предложения, вникать в их структуру и правильно ставить знаки препинания. Выделяются наиболее трудные случаи постановки знаков препинания (запятая в предложениях с неповторяющимся союзом и, тире в предложениях разного типа, точка с запятой и др.). В.П. Крымская утверждает, что «необходима самая упорная борьба с такой распространенной ошибкой, как лишняя запятая». Для предупреждения этой ошибки рекомендуется сводная таблица, включающая семь вариантов постановки запятой в простом предложении, причем предложения берутся из программных произведений по литературе.

В работе предлагаются интересные творческие задания для формирования пунктуационной грамотности. В их числе различные виды диктантов, проводимые с использованием доски для предупреждения ошибок (соединяются анализ предложений и обоснование постановки знаков препинания), для формирования у школьников орфографической зоркости и пунктуационной грамотности; рекомендуются такие виды заданий, как приведение учащимися собственных примеров, конкретизирующих рассматриваемые орфограммы и пунктограммы, запись их для закрепления материала.

Ценным в работе В.П. Крымской является прежде всего то, что занятия по русскому языку органически связаны с уроками литературы. На всех занятиях теоретический материал рассматривается на примерах, взятых из художественных произведений. Например, для закрепления постановки точки с запятой предлагается конструирование бессоюзных предложений на примере отрывка из рассказа И.С. Тургенева «Лес и степь» («Записки охотника»). В работе над от-

13 Булаховский Л А. Труды института русского языка. Т. I. Изд. АН СССР, 1949. С. 174, 178.

рывками из произведений писателей практикуются различные виды заданий: озаглавливание фрагментов текста, самостоятельная расстановка знаков препинания при списывании текстов и объяснение пунктуационного оформления предложений, использование карточек, подготовленных для проведения индивидуальной работы с учащимися.

Все указанные виды заданий направлены на развитие у школьников интереса к родному языку, к русской литературе, на воспитание у них чутья к слову, на развитие устной и письменной речи. Многие из этих заданий и упражнений мы широко использовали и используем сегодня в нашей работе по русскому языку в школе и в вузе.

Полагаем, что рассматриваемое пособие может стать настоящим помощником современному учителю-словеснику в организации и проведении занятий по русскому языку в старших классах, в воспитании у школьников любви к родному языку, литературе, в формировании у них культуры устной и письменной речи. Книга В.П. Крымской и сегодня является для нас примером вдумчивого отношения учителя к своему предмету, учит любить своих учеников и быть за них в ответе.

«УЧИТЬ ДЕТЕЙ ОТВЕТСТВЕННО ТРУДИТЬСЯ НА УРОКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА...»

Книга В.П. Крымской «Уроки русского языка в 5-7 классах»14 представляет своеобразное исследование на основе многолетнего изучения педагогической деятельности замечательной учительницы Л.С. Резниковой и личного опыта, свидетельствует о заинтересованности автора в труде своих коллег, о творческом отношении к жизни, о педагогическом мастерстве.

В.П. Крымская ярко раскрывает многогранную деятельность, творческую индивидуальность учителя. Опыт Л.С. Резниковой привлекает прежде всего продуманностью работы, систематичностью. Вера Петровна подчеркивает, что «обучение и воспитание — единый процесс в педагогической практике этого учителя»: «Все, что предлагается слуху и зрению школьников, тщательно продумано, красиво оформлено. Любовь Семеновна учит ребят ответственно трудиться на уроках, воспитывает в них активность, самостоятельность, эстетический вкус. Речь ее доходчива, дикция четка, поведение спокойное, ровное. Тщательно следит учительница и за речью детей, не пропускает ни одной мелочи, ме-

14 Крымская В.П. Уроки русского языка в 5-7 кл. Из опыта

учебно-воспитательной работы учительницы Л.С. Резниковой.

Свердловское книжное издательство, 1951.

шающей нормальным занятиям»15. Автор замечает, что «в результате у учеников не только формируется знание о предмете, развивается логическое мышление, но и появляется любовь, интерес к родному языку и литературе, воспитываются такие моральные качества, как трудолюбие, требовательность к себе. Этому способствует строгая объективная оценка знаний учащих-

16

ся» .

Вера Петровна подробно рассматривает структуру урока Л.С. Резниковой, отмечает, что она отличается разнообразием, взаимосвязанностью элементов урока. На уроках регулярно практикуются орфографические минутки (или зарядки), фронтальный письменный опрос на 1015 минут, включаются самые различные виды заданий, по всем основным вопросам курса выполняются тренировочно-контрольные задания каждым учеником, чем и обеспечивается усвоение учебного материала, формирование орфографической зоркости и пунктуационной грамотности у школьников (приводятся варианты заданий, часто они предлагаются на карточках).

Достоинством системы работы Резниковой Вера Петровна считает то, что учитель регулярно проводит творческие работы, сочинения-миниатюры, творческие, свободные, выборочные с последующим восстановлением текста диктанты, изложения и др. Автор отмечает разнообразие тем сочинений-миниатюр, подчеркивает их обращенность к опыту школьников, что вызывает в них интерес к изучению родного языка, формирует их собственную жизненную позицию.

Крымская В.П. выделяет и такую особенность системы работы преподавателя как широкое применение наглядных пособий. «Ни одно занятие не проходит без использования классной доски, схем, таблиц, плакатов, карточек»17. В работе даются образцы наглядных пособий по русскому языку, причем многие пособия изготовлены самой учительницей. Следует заметить, что использование их целесообразно и оправдано.

Особенностью системы Л.С. Резниковой является и внеклассная работа по русскому языку, отличающаяся многообразием использования ее форм и видов.

Мы считаем подарком судьбы встречу с Л.С. Резниковой, нам посчастливилось бывать на ее уроках, анализировать их в период студенческой практики в школе и в аспирантские годы, а встречу с ней подарила нам В.П. Крымская. Мы благодарны и признательны ей за то, что она умела открыть талант в другом человеке, поверить в него.

Книга В.П. Крымской представляет большой интерес для современного учителя и потому, что в ней приводятся и анализируются некоторые конспекты уроков, автор обращает наше внимание на своеобразие их построения, взаимосвязь заданий, обусловленность их. Пристальное изучение их учителем дает ему богатейший материал для творческого использования опыта Л.С. Резниковой в практике современной школы.

Книга В.П. Крымской не утратила своей актуальности и сегодня. Она учит нас вдумчивому отношению к педагогическому труду, побуждает к творческому поиску.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ НАБЛЮДЕНИЙ18

Полезны, как показывает опыт, небольшие задания для самостоятельных наблюдений учащихся дома.

1. Укажите в оде «На день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны» церковнославянские слова, кроме слов с неполногласием. Определите их стилистическую роль в контексте. («Се хощет лира восхищенно гласить велики имена».)

Ответы учащихся:

сей, рекла, лик, се, искони, толикой, токмо, дщерь, очи, отверзают, сия, воззри, стезя, зиждет, раченье, тщание, хощет, приемлет, прияв и др.

2. Выпишите ответы контрабандистки на вопросы Печорина («Тамань» Лермонтова). Скажите, чем они замечательны по содержанию и языку и как характеризуют контрабандистку?

Ответы учащихся:

«А смотрела, откуда ветер дует».

«Откуда ветер, оттуда и счастье».

«Где поется, там и счастливится».

«Ну что же? Где не будет лучше, там будет хуже, а от худа до добра опять недалеко».

«Много видели, да мало знаете: а что знаете, так держите под замочком».

Ответы контрабандистки похожи на народные пословицы и поговорки.

3. Выпишите из III, IV и V глав «Мертвых душ» пословицы и поговорки и укажите их стилистическую роль в контексте. (Главы распределяются между учащимися во избежание перегрузки.)

Ответы учащихся:

Из главы III

1. «... вы... словно... дворняжка, что лежит на сене: и сама не ест, и другим не дает».

15 Там же. С. 6.

16 Там же. С. 7.

17 Там же. С. 7.

18 В.П. Крымская Занятия по русскому языку в старших классах. М. 1957. С. 49-51.

2. Дело яйца выеденного не стоит.

3. Т ьма — хоть глаз выколи.

4. Эх ты... не знаешь, где право, где лево!

Из главы V

1. Мёртвым телом хоть забор подпирай.

2. Затвердила сорока Якова одно про всякого.

3. На вкусы нет закона: кто любит попа, а кто попадью.

4. Назовите в 1 главе «Мертвых душ» Гоголя ряд слов устаревших, употребленных в другом по сравнению с современным значении.

5. Подберите синонимы к слову скупость

(при характеристике Плюшкина) и расположите их по степени возрастающей смысловой силы (скупость, скопидомство, скряжничество, стя-

жательство).

6. Замените прямую речь косвенной. Объясните, как происходит эта замена.

7. Выпишите предложение-период, которым заканчивается «Письмо к Г оголю» Белинского, поупражняйтесь в правильном чтении его с повышением и с понижением.

«И вот мое последнее, заключительное слово; если вы имели несчастье с гордым смирением отречься от ваших истинно великих произведений (повышение), то теперь вам должно с искренним смирением отречься от последней вашей книги и тяжкий грех ее издания в свет искупить новыми творениями, которые бы напомнили ваши прежние (понижение)».

Учащиеся имеют возможность наблюдать периоды и в философско-публицистичеоком стиле, создателем которого в русском литературном языке явился В. Г. Белинский, и в художественной прозе Гоголя.

8. Выпишите из «Мертвых душ» Гоголя несколько периодов.

Кажись, неведомая сила подхватила тебя на крыло к себе, и сам летишь, и все летит: летят версты, летят навстречу купцы на облучках своих кибиток, летит с обеих сторон лес темными строями елей и сосен, с топорным стуком и вороньим криком; летит вся дорога нивесть куда в пропадающую даль; и что-то страшное заключено в сем быстром мелькании, где не успевает означиться пропадающий предмет, только небо над головою да легкие тучи, да продирающийся месяц — одни кажутся недвижны.

Гоголь пользуется в дачном случае периодом для подробного развития своей мысли о быстро несущейся тройке, с которой он сравнивает любимую родину, предугадывая внутренние силы народа и его великое назначение.

Период музыкален, благозвучен.

Гоголь пользуется периодами для подробных описаний с большим количеством деталей, которые он очень любит.

Периодической речью пользуется Гоголь при описании сада Плюшкина (гл. VI), при описании чиновников на балу у губернатора (развернутое сравнение мужчин во фраках с мухами (гл. I) и др.

9. Приведите письменно примеры необычного порядка слов в оде Ломоносова «На день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны»:

Царей и царств земных отрада,

Возлюбленная тишина,

Блаженство сел, градов ограда,

Коль ты полезна и красна!

10. Выпишите и заучите наизусть не менее 15 крылатых выражений из басен Крылова.

11. Выпишите и заучите наизусть не менее 12 крылатых выражений из комедии Грибоедова «Г оре от ума».

12. Обратите внимание на картину природы утром, перед дуэлью Печорина и Грушницкого («Княжна Мэри»). Какими языковыми средствами она создается?

13. Проследите, как создает Гончаров портрет И. И. Обломова?

14. Как раскрывается характер Катерины в ее высказываниях и поступках? Подберите примеры.

15. Проследите, как обогащается речь Павла Власова (словарь, синтаксический строй) по мере его морального и политического роста. Подберите примеры (роман Горького Мать»).

Итак, разнообразная словарная и тесно связанная с нею стилистическая работа, морфологические и синтаксические наблюдения и упражнения, выразительное чтение, заучивание наизусть — все это помогает учащимся овладевать богатыми ресурсами выразительности как устной, так и письменной речи, углубляет их знания по грамматике, способствует укреплению их орфографических и пунктуационных навыков.

Книга В.П. Крымской представляет огромный интерес для современного учителя-словесника, учит вдумчивой и кропотливой работе над художественным произведением, открывает большие возможности проведения уроков литературы в органическом единстве с занятиями по русскому языку в старших классах. Надеемся, что опыт этого замечательного учителя, методиста будет использоваться в практике школы.

Материалы подготовили В.Н. Беляева и Р.И. Монзина

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.