Научная статья на тему 'Формирование коммуникативной компетенции учащихся посредством словарной работы на уроках русского языка в старших классах'

Формирование коммуникативной компетенции учащихся посредством словарной работы на уроках русского языка в старших классах Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1018
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / СЛОВАРНАЯ РАБОТА / ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ / МЕТОДИКА "ОТ СЛОВА К ТЕКСТУ"

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Жарикова Анна Владимировна

В статье раскрывается проблема формирования коммуникативной компетенции учащихся старших классов, которая в настоящее время находятся в центре внимания педагогической науки. Системное обогащение словаря старших школьников одно из направлений работы по развитию речи. Представлена разработанная автором методика работы над словом «От слова к тексту», которая позволяет вводить в активный лексикон учащихся слова нравственной тематики, формировать и совершенствовать лингвистическую и коммуникативную компетенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Жарикова Анна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование коммуникативной компетенции учащихся посредством словарной работы на уроках русского языка в старших классах»

Формирование коммуникативной компетенции учащихся посредством словарной работы на уроках...

УДК 373.5

А.В. Жарикова

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ СЛОВАРНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В СТАРШИХ КЛАССАХ

В статье раскрывается проблема формирования коммуникативной компетенции учащихся старших классов, которая в настоящее время находятся в центре внимания педагогической науки. Системное обогащение словаря старших школьников — одно из направлений работы по развитию речи. Представлена разработанная автором методика работы над словом «От слова к тексту», которая позволяет вводить в активный лексикон учащихся слова нравственной тематики, формировать и совершенствовать лингвистическую и коммуникативную компетенции.

Ключевые слова: коммуникативная компетенция, словарная работа, обогащение словаря старшеклассников, методика «От слова к тексту».

«^Г /концепция модернизации российского го образования на период до 2010 го-Ж-да» и «Стратегия модернизации содержания общего образования» определили предметные компетенции обучения русскому языку, а именно: формирование языковой, лингвистической, коммуникативной и культурологической компетенций. Согласно этим нормативным документам, одним из показателей коммуникативной компетенции является способность анализировать речевую ситуацию и в соответствии с ней выбирать программу (вербальную и невербальную) речевого поведения. Задачи формирования этого вида компетенции диктует необходимость в выработке умения правильно и уместно употреблять слова и фразеологизмы, умения отбирать языковые (лексические) средства для точного выражения смысла высказывания, для понимания основной мысли текста и средств художественной выразительности.

В школьной практике в первую очередь уделяется внимание формированию орфографической и пунктуационной грамотности, однако современные выпускники школ должны не только грамотно писать, но и свободно говорить на заданные темы, точно и чётко излагать свои мысли как в устной, так и в письменной форме. В условиях быстрого обновления словарного состава русского языка, активного вхождения в нашу жизнь иноязычных слов и выражений необходимо уделять большее внимание объяснению значений таких слов на уроках русского языка в средней школе. Проблема незнания семантики слова касается не только заимствованных из других языков слов и выражений, зачастую школьники не знают значений многих исконно русских слов.

Активизация словаря учащихся - одно из важнейших направлений работы по развитию речи учащихся. Методической основой работы по обогащению индивидуального словарного запаса учащегося можно считать теорию принципов усвоения родной речи, разработанную Л.П. Фе-доренко (принцип понимания языковых значений, принцип развития чувства языка и внимания к выразительности речи), и частнометодичес-кие принципы обогащения словаря учащихся, которые отражены в работах М.Т. Баранова.

В настоящее время проблема словарной работы на уроках русского языка является наиболее актуальной. С этой важной проблемой в её общем виде связаны более частные методические проблемы: вопрос об отборе словарного материала для изучения, о последовательности включения в школьный обиход различных групп слов, о приёмах раскрытия значений слов, вопрос о системе методических приёмов и упражнений, направленных на овладение учащимися словарным богатством русского языка.

Практика показывает, что эффективной будет такая система словарной работы, в результате которой слово в тексте было бы правильно воспринято учеником, понято со всеми его оттенками и особенностями употребления, а главное -вошло в активный словарь.

В методике различают грамматико-орфогра-фические (словарно-орфографическое) и семантическое (словарно-семантическое) направления словарной работы [3, с. 244-245]. В своей практической работе мы рассматриваем словарную работу как единство двух этих направлений, так как на уроке нас интересуют не только собственно словарные слова, незнакомые учащимся, но

© А.В. Жарикова, 2009 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ №5

35

и слова, при работе с которыми у учащихся возникают трудности. В то же время, объединив грам-матико-орфографическое и семантическое направления словарной работы, которые связаны, с одной стороны, соответственно с обогащением словарного запаса, а с другой, с формированием навыков правописания, мы рассматриваем слово одновременно в четырёх аспектах: орфоэпическом, лексико-семантическом, орфографическом и синтаксическом.

Для словарной работы в старших классах нами была разработана методика «От слова к тексту» [ 1, с. 197-201], которая предполагает многоаспектную работу над словом и в основу которой положена система работы над словом, предложенная Е.В. Архиповой [2, с. 45]. Смысл методики в том, чтобы в отдельно взятом слове найти его фонетические, лексические, грамматические, стилистические и иные свойства и признаки, а затем установить его связи с другими единицами языка, указав на имеющиеся однокоренные слова, синонимы, антонимы, возможные словосочетания и т.д. Обращение к такому комплексному заданию, несомненно, воспитывает у учащихся более широкий взгляд на слово как живую речевую единицу, обладающую многообразными закономерностями. Работа над словом по методике «От слова к тексту» требует от учащихся старших классов систематического повторения, умения держать в памяти упорядоченные сведения регулярно, использовать их применительно к разному дидактическому материалу и под разными углами зрения, что помогает готовить старшеклассников к ЕГЭ по русскому языку. В течение восьми лет данная методика проходила апробацию на базе Смоленского общеобразовательного государственного образовательного учреждения «Педагогического лицея-интерната имени Кирилла и Мефодия». Методика «От слова к тексту» предполагает следующие этапы работы:

1) «знакомство со словом»,

2) «работа со словом»,

3) «слово и его окружение»,

4) «слово в контексте».

Выяснив семантику слова, необходимо отметить его однозначность или многозначность, подобрать близкие по значению слова и только после знакомства с произношением и семантикой можно перейти к усвоению орфографии данного слова. Практически всегда звучание слов не совпадает с написанием, поэтому после орфоэпического «знаком-

ства» целесообразно перейти к «орфографическому» (первый этап). На этом этапе учащимся можно предложить следующее задание:

Задание №9 1

Запишите следующие слова под диктовку: милосердие, милосердно, милосердный, милосердствовать, помилосердствовать, милосерднее, немилосердно, немилосердный, немилосердно.

Составьте словообразовательные цепочки из данных слов. Со словами милосердный, немилосердно, милосерднее составьте словосочетания и определите вид связи между словами.

Морфемный, словообразовательный, этимологический анализ - разборы, помогающие лучше познакомить учащихся со словом. Этимологическая справка даётся учителем или подготовленным учеником. Этот приём формирует интерес к слову, к родному языку, к его истории (второй этап).

На третьем этапе следует обратиться к подбору синонимов и антонимов, составить синонимические ряды и антонимические пары, поработать с сочетаемостью слова. Большое внимание в разработанной методике уделяется работе со справочной литературой: орфоэпическим, орфографическим, толковым словарями, словарям синонимов и антонимов. В результате формируется потребность в использовании справочной литературы в случае затруднения, что, с одной стороны, способствует повышению языковой культуры учащихся, с другой стороны, повышает уровень общей культуры. Именно на этом этапе учащиеся совершенствуют лингвистическую (языковедческую) компетенцию.

Задание № 2

Выпишите из словаря синонимы к слову «милосердие», определите их стилистическую принадлежность.

милосердие = сострадательность, сердобольность, отзывчивость, сочувствие, сердечность, душевность, сострадание, человеколюбие, жалость, чуткость, участливость, доброта.

Составьте со словами сострадание, душевность, человеколюбие словосочетания и определите вид связи в каждом из них.

Задание № 3

Подберите к слову «милосердие» антонимы, определите их стилистическую принадлежность, в случае затруднения обращайтесь к словарю.

Милосердие - злость, неотзывчивость, жестокость, бессердечность, бездушность, безжалостность, бесчеловечность.

Формирование коммуникативной компетенции учащихся посредством словарной работы на уроках..,

На четвертом этапе особое внимание следует уделить работе со словом в контексте: в составе словосочетания и предложения. Многоаспектная работа над словом помогает систематически проверять материал программы, воспитывать у школьников целостное представление о языке как системе систем.

Задание №2 4

Запишите под диктовку высказывания на тему «Милосердие» и объясните орфограммы, пунк-тограммы.

1. Кто полон милосердия, тот непременно храбр, кто храбр, необязательно полон милосердия (философ Конфуций).

2. милосердие не бывает чрезмерным (философ Френсис Бэкон).

3. Величайшая твердость и есть величайшее милосердие (писатель Лонгфелло).

4. Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота. Ну, легкомысленны... ну, что ж... и милосердие иногда стучится в их сердца... обыкновенные люди (М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»).

Задание № 5

Как вы понимаете смысл слов Джека Лондона «Кость, брошенная собаке, не есть милосердие, милосердие - это кость, поделенная с собакой, когда ты голоден не меньше ее». Оформите данное высказывание разными способами.

На этом этапе можно предложить учащимся задание оформить семантическое поле слова «милосердие». Под семантическим полем мы понимаем «совокупность слов и выражений, образующих тематический ряд и покрывающих определенную область значений» [4, с. 274].

«МИЛОСЕРДИЕ»

I. Лексическое значение: готовность помочь кому-либо или простить кого-либо из сострадания, человеколюбия; сострадательная помощь ближнему как христианская добродетель.

II. Характеристика понятия (синонимы): сострадательность, сострадание, человеколюбие, жалостливость (разг.), сердоболие (устар.), благость (устар.книжн.), отзывчивость, сердечность, душевность, чуткость, участливость, доброта, бескорыстная помощь.

III. Словообразование:

- прилагательные: милосердный, немилосердный, милосерден (кр.ф. в богослужебных текстах);

- наречия: милосердно, немилосердно;

- глаголы: милосердствовать, помилосердствовать.

IV. Употребление: проявить милосердие, употребить богатство на дела милосердия, книги учат милосердию, сестра милосердия, акция милосердия.

V. Примеры употребления: Кость, брошенная собаке, не есть милосердие. Милосердие - это кость, поделенная с собакой, когда ты голоден не меньше ее (Д. Лондон, американский писатель Х1Х-ХХ вв.).

Задание №2 6

Прочитайте отрывок из статьи Д. Гранина «О милосердии» и выполните предложенные ниже задания.

(I) Упражняется ли милосердие в нашей жизни? (2) ...Есть ли постоянная принуда для этого чувства? (3) Часто ли мы получаем призыв к нему? (4) В «Памятнике», где так выношено каждое слово, Пушкин итожит заслуги своей поэзии классической формулой:

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

(5) Как бы ни трактовать последнюю строку, в любом случае она есть прямой призыв к милосердию. (6) Стоило бы проследить, как в поэзии и в прозе своей Пушкин настойчиво проводит эту тему. (7) От «Пира Петра Первого», от «Капитанской дочки», «Выстрела», «Станционного смотрителя» - милость к падшим становится для русской литературы нравственным требованием, одной из высших обязанностей писателя. (8) В течение XIX века русские писатели призывают видеть в таком забитом, ничтожнейшем чиновнике четырнадцатого класса, как станционный смотритель, человека с душой благородной, достойной любви и уважения. (9) Пушкинский завет милости к падшим пронизывает творчество Гоголя и Тургенева, Некрасова и Достоевского, Толстого и Короленко, Чехова и Лескова.

(10) Это не только прямой призыв к милосердию вроде «Му-му», но это и обращение писателей к героям униженным и оскорблённым, сирым, убогим, бесконечно одиноким, несчастным, к падшим, как Сонечка Мармеладова, как Катюша Маслова.

(II) Живое чувство сострадания, вины, покаяния в творчестве больших и малых писателей России росло и ширилось, завоевав этим народное признание, авторитет.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ №5

37

(12) Милость к падшим призывать - воспитание этого чувства, возвращение к нему, призыв к нему - необходимость настоятельная, труднооце-нимая. (13) Я убеждён, что литература наша, тем более сегодня, не может отказаться от пушкинского завета. (Д. Гранин)

1. Докажите, что это текст и определите его тему.

2. Определите стиль и тип речи текста и докажите свое мнение.

3. Подчеркните в каждом предложении грамматическую основу, определите тип сказуемого.

4. Определите, с какой целью автор использует цитату из стихотворения А.С. Пушкина.

5. Как вы понимаете выражение «и милость к падшим призывал...»?

6. Выпишите из текста синонимы к слову «милосердие», объясните, в чем их отличие.

7. Объясните слова из текста «принуда», «трактовать», «завет», в случае затруднения обратитесь к толковому словарю.

Итоговый этап работы над словом - написание изложения с творческим заданием или сочинения - рассуждение по предложенному тексту.

Проводимые в конце учебного года письменные работы показывают, что, отвечая на поставленные вопросы, ученики увереннее высказывают свою точку зрения, приводят примеры из жизненного опыта, цитируют слова известных людей. В то же время уменьшается количество речевых недочётов, связанных с незнанием семантики слов и их валентности.

Важно помнить, что тщательно спланированная и хорошо организованная словарная работа, являясь частью урока русского языка, помогает

обогащать словарный запас учащихся, вырабатывать орфографическую грамотность, развивать речь школьников, а в целом способствует повышению языковой культуры, формированию у учащихся внимания, уважения и любви к родному языку. Учитель должен определить в уроке подходящее место для неё, сократить или увеличить время знакомства с конкретным словом, его освоением. Перевод слов из пассивного словаря учащихся в активный, а также умение правильно и грамотно излагать свои мысли - основная задача словарной работе на уроках русского языка. Многоаспектная работа над словом позволяет знакомить учащихся старших классов со словесным богатством родного языка и вырабатывать в них умение включать эти слова в предложения, для точной, правильной и свободной передачи своих и чужих мыслей. В процессе работы по методике «От слова к тексту» формируется лингвистическая и коммуникативная компетенции учащихся старших классов.

Библиографический список

1. АнисимоваА.В. От слова к тексту: Из опыта работы в школе // Культура и письменность славянского мира. - Т. 5. - Смоленск, СГПУ, 2005. -С. 197-201.

2. Архипов а Е.В. Основы методики развития речи учащихся. - М., 2002. - С. 191.

3. Методика преподавания русского языка / под ред. М.Т. Баранова. - М., 1990. - С. 368.

4. Розенталь Д.Э. Словарь-справочник лингвистических терминов / Д.Э. Розенталь, М.А. Те-ленкова. - М.: Просвещение, 1976. - С. 376.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.