го процесса, содержания обучения. Это синтез арттерапии, артпсихологии и артпедагогики. Это инновационная концепция обучения иноязычной коммуникации, ориентированная на комплексное использование ресурсов искусства, основными функциями которой являются обучающая, воспитательная, коммуникативно-рефлексивная, катарсистическая, этическая.
Таким образом, можно считать, что поставленная нами цель достигнута: уточнена сущность «Арт-ориентированной концепции обучения иноязычной коммуникации», выявлены основные направления исследования «Арттерапия», «Арт-психология», «Артпедагогика», доказано, что основанием «Арт-ориентированной концепции обучения иноязычной коммуникации» являются эти направления.
Примечания
1. Анисимов В. П. Артпедагогика как система психологического сопровождения образовательного процесса // Вестник ОГУ. 2003. №4. С. 146-148.
2. Андреева О. М. Психологические особенности развития критического мышления будущего специалиста-филолога // Мир образования - образование в мире. 2009. №2(34). С. 194-198.
3. Шушарджан С. В. Музыкотерапия и резервы человеческого организма. М., 1998. С. 10, 114, 131.
4. Киселева М. В. Арттерапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. СПб.: Речь, 2008. С. 7, 76-78.
5. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиса-рова, Т. А. Добровольская. М.: Изд. центр «Академия», 2001. С. 6-14, 24-28.
6. Крыжановская А. М. Артпсихология как направление психолого-педагогической реабилитации подростков: учеб. пособие. М.: Пед. о-во России, 2004. С. 6-14, 24-28.
УДК 373.5
А. В. Жарикова
МНОГОАСПЕКТНАЯ РАБОТА НАД СЛОВОМ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ
В статье раскрывается проблема речевого развития учащихся старших классов, которая в настоящее время находится в центре внимания педагогической науки. Старшеклассники обладают высокими потенциальными речевыми возможностями, однако реальное состояние их речи не отвечает требованиям современного общества. Системное обогащение словаря старших школьников - одно из направлений работы по развитию речи. Новизна разработанной автором методики «От слова к тексту» заключается в том, что введению в активный лексикон учащихся старших классов способствует работа над словами нравственной тематики в словосочетании, предложении и тексте.
The article touches upon the problem of senior school students" speech habits. At present, pedagogical science pays much attention to this problem. It is known that senior students have good speech abilities but nevertheless their real speech doesn"t meet the requirements of the modern society. Systematical expansion of senior students" vocabulary is one of the main directions of developing speech skills. The novelty of the author"s technique «From Word to Text» is that the work on the word in word combinations, sentences and texts contributes to introducing a word into the students" active vocabulary.
Ключевые слова: лексика, обогащение словаря учащихся, методика работы над словом.
Keywords: vocabulary, expansion of students" vocabulary, methods of working on a word.
Важная роль русского языка в жизни общества не подлежит сомнению. Уверенное владение им в бытовом, деловом, научном общении должно стать нормой. Основной задачей, стоящей в настоящий момент перед учителем русского языка, является формирование правильной, выразительной речи учащихся [1].
В последнее время проводится большое количество исследований, посвященных изучению речевых возможностей старшеклассников современной школы. Ученые подчеркивают, что учащиеся 10-11-х классов обладают высокими потенциальными речевыми возможностями и низкими реальными, обнаруживают достаточную компетентность на строевом уровне речи и недостаточную - в области стилистической организации и выразительности речи. Высоко оценивая речевой потенциал старшеклассников, исследователи отмечают, что реальное состояние речи старших школьников не удовлетворяет полностью возрастающей потребности устного и пись-
© Жарикова А. В., 2010
менного общения [2, 3]. В такой ситуации необходимо уделять как можно больше внимания изучению такого раздела школьного курса, как «Лексика».
Во всех действующих школьных программах предусмотрено изучение раздела «Лексика и фразеология», а обогащение словарного запаса выделяется в качестве одного из направлений работы по развитию речи учащихся [4, 5]. Несомненно, знания, полученные в среднем звене, имеют большое значение, однако особого внимания требует данный раздел в старших классах. Необходимость в специальной работе по обогащению словарного запаса учащихся обусловливается, во-первых, исключительно важной ролью слова в языке; во-вторых, потребностью в постоянном пополнении запаса слов [6]. Чем большим количеством слов владеет человек, тем точнее он выражает свои мысли как в устной, так и в письменной форме. Методической основой этого направления в развитии речи можно считать теорию принципов усвоения родной речи, разработанную Л. П. Федоренко [7], и частнометоди-ческие принципы обогащения словаря учащихся, которые отражены в работах М. Т. Баранова [8].
Нами было проведено исследование, цель которого - установить, насколько учащиеся старших классов владеют теоретическим материалом по теме «Лексика», изученным в средней школе, и как эти знания помогают им в речевой практике. Для эксперимента учащимся 10-х классов (89 человек) было предложено выполнить следующие задания:
1. Прочитайте текст, определите его тему, выписав ключевые слова.
Любовь к Отечеству может быть физическая, нравственная и политическая. Человек любит место своего рождения и воспитания. Сия привязанность есть общая для всех людей и народов; есть дело природы, и должна быть названа физическою. Родина мила сердцу не местными красотами, не ясным небом, не приятным климатом, пленительными воспоминаниями, окружающими, так сказать, утро и колыбель человечества. (Н. М. Карамзин «Письма русского путешественника»)
2. Сформулируйте значение(я) слова «родина».
3. Подберите к нему однокоренные слова.
4. Приведите к слову «родина» синонимы и антонимы, составьте по одному словосочетанию со словами-синонимами.
Проанализируем полученные результаты. Первое задание не вызвало больших затруднений у школьников, которые сталкиваются с подобными заданиями постоянно: большинство из них (77 учащихся - 68%) отметили, что тема данного текста - любовь к родине, они же правильно вы-
писали ключевые слова: «любовь» (89-100%), «отечество» (89-100%), «место рождения» (7465%), «привязанность» (62-55%), «родина» (89100%), «мила сердцу» (40-35,6%).
Второе задание выполнили не все: 5 учащихся (4,5%) не смогли сформулировать значение слова «родина», написав, что «это определенная страна»; 9 человек (8%) привели только словосочетания типа «моя родина», «родина Толстого», «родная страна»; 48 опрошенных (42%) отметили, что «родина - это место, где родился человек» (данный ответ не совсем верен, так как «это место рождения кого-либо или место возникновения чего-либо» [9]); 12 опрошенных (10%) подчеркнули, что это слово многозначное, и привели следующие значения: «1) страна, в которой человек родился; гражданином которой является; 2) место рождения кого-нибудь; 3) место возникновения чего-нибудь»; 4 ученика (3,5%) отметили, что родина - «это страна, гражданином которой является человек». Несомненно, такой низкий процент правильных ответов (10% и 3,5%) свидетельствует о том, что старшеклассники затрудняются в определении значений общеупотребительных слов.
При выполнении третьего задания учащимся необходимо было привести однокоренные слова. 70 человек (62%) подобрали следующие слова: «родить» (родиться), «рождение», «род», «родственник»; 5 человек (4,5%) написали «рождество», «новорожденный» и «плодородие», «родич», «родовой» (строй), «самородок»; 5 человек (4,5%) написали не однокоренные слова, а формы слова «родина»: «родины», «родиной», «о родине»; 14 учащихся (13%), кроме глагола «родиться», не привели больше ни одного слова.
Затруднения вызвало четвертое задание. Так, 15 опрошенных (13,4%) вместо синонимов привели следующие слова и словосочетания: «страна», «моя страна», «любимая страна», и не написали ни одного антонима. 42 ученика (37,3%) правильно подобрали и синонимы («отечество, родная страна, отчизна») и антонимы («чужбина, неродная страна»). Остальные приводили меньшее количество слов, но их ответы были верными. Словосочетания с синонимами составили 56 учащихся (62%), при этом 37 опрошенных (42%) придумали словосочетания с разными видами связи: «служить отечеству» (отчизне), «защитник отечества», «приехать на родную сторону», «люблю (любить) отчизну», «верить в силу и мощь отечества» и др.
Важным моментом в работе над словом на уроках русского языка, несомненно, является продуманная система упражнений. В научной литературе представлено несколько методик работы над словом [10]. Нами разработана и апробирована в старших классах Смоленского общеобразовательного государственного образова-
тельного учреждения «Педагогический лицей-интернат имени Кирилла и Мефодия» методика «От слова к тексту» [11], предполагающая многоаспектную работу со словом на уроках русского языка. В ее основу была положена система упражнений, предложенная Е. В. Архиповой [12].
Анализируя предлагаемые тексты ЕГЭ последних лет, мы обнаружили, что ученикам постоянно предлагаются тексты на тему родины. Если определение темы, проблемы, типа речи и стиля исходного текста, использованных в нем выразительных средств не вызывает затруднений, то написание сочинения часто оказывается не под силу старшеклассникам. Письменные ответы однообразные, лексика скудная, предложения простые, редко осложненные. Складывается впечатление, что речь старших школьников ограничена сотней слов [13]. Рассмотрим систему упражнений разработанной нами методики «От слова к тексту» на примере слова «родина». Безусловно, учитель в зависимости от целей и задач урока сам выбирает дидактический материал и этап, на котором наиболее эффективно использовать предложенные упражнения.
1-й этап - «знакомство со словом». Он предполагает самостоятельную работу учащихся со словарями разных типов: толковыми, этимологическими, словарями синонимов и антонимов. На этом этапе происходит знакомство с написанием, произношением, толкованием, происхождением и словообразованием изучаемого слова. Для закрепления умений можно предложить следующие задания:
Задание 1. Запишите следующие слова под диктовку: родители, рождение, родить, рождать, рождество, родительский, родословная, урод, родство, род, родина, родник, родня, народ, уродец, народишко, родовой. Составьте таблицу, которая схематически обозначает группу родственных слов.
Задание 2. Выразительно прочитайте текст, определите основную мысль. Объясните, с какой целью автор повторяет слово «родина» почти в каждом предложении. Как называется этот прием?
О нашей Родине
1) В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок - деревня, улица, дом, где он родился. 2) Это его маленькая родина. 3) А из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша общая, великая Родина. 4) Родина начинается на пороге твоего дома. 5) Она огромна и прекрасна, Родина всегда с тобой, где бы ты ни жил. 6) И у каждого она одна, как мама. 7) Родина - мать своего народа. 8) Она гордится своими сыновьями и дочерьми, заботится о них; приходит на помощь, придаёт силы.
9) Мы любим Родину. 10) А любить Родину -значит жить с ней одной жизнью. (Ю. Яковлев)
Выпишите все однокоренные слова с корнем РОД, составьте словообразовательную цепочку для каждого слова.
Определите вид связи предложений в данном тексте. С помощью каких средств связаны предложения в тексте? В каждом предложении подчеркните грамматическую основу.
2-й этап - «работа со словом». На этом этапе уделяется внимание работе с синонимами и антонимами слова, совершенствуется умение выполнять все виды языкового разбора. Отметим, что выполнение этих заданий не занимает много времени, поэтому они могут выполняться на любом уроке или его этапе в форме словарной пятиминутки.
Задание 3. Запишите под диктовку текст К. Д. Ушинского, объясните орфограммы и пунк-тограммы, подберите к слову «родина» синонимы из текста.
Наше отечество, наша родина - матушка Россия. Отечеством зовем мы нашу страну потому, что в ней жили отцы и деды наши. Родиной мы зовем её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное; а матерью - потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов... Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать - одна у него и Родина. (К. Д. Ушинский)
Продолжите предложения «Отчизной зовём мы её потому, что.»; «Родной страной - потому, что. ». Выполните полный синтаксический разбор полученных предложений.
Задание 4. Выпишите из словаря синонимы к слову «родина», определите их стилистическую принадлежность, приведите свои примеры.
Родина (нейтр.) - родная страна (нейтр.) -отчизна (книжн., высок.) - отечество (книжн., высок.) - отчий край (высок.) - край отцов (высок.) - родная сторона или сторонка (народн.-поэтич.) - родина-мать или матушка (поэтич.).
Задание 5. Подберите к слову «родина» слова-антонимы, определите их стилистическую принадлежность, в случае затруднения обращайтесь к словарю.
Антонимы: родина - чужбина (нейтр.) - чужая страна или земля (народн.-поэтич.) - чужие края - чужедальняя сторонка.
Задание 6. Запишите под диктовку пословицы на тему «родина - чужбина» и объясните орфограммы, пунктограммы.
Родная сторона - мать, чужая - мачеха. Ищи добра на стороне, а дом люби по старине. На чужой стороне и весна не красна. Всякому мила
своя сторона. На родной стороне и камешек знаком. Родина - малина, чужбина - калина.
Объясните смысл пословиц. Вспомните и запишите другие пословицы на данную тему.
3-й этап - «слово и его окружение» - работа заключается в формировании умения употреблять изучаемое слово в конкретном контексте. На данном этапе важно показать учащимся возможности словоупотребления, предупредить ошибки, поэтому уместнее использовать в качестве дидактического материала тексты.
Задание 7. Работа с текстом (распечатанные тексты есть у каждого ученика).
Родина! Особе...о звучит для меня это слово полное глубокого смысла. Обширна и многообразна р...дившая нас страна. (Не)исс...каемы и полноводны реки пересекающие пространства её. Обширны, зелены л...са выс...ки горы бл.стаю-щие вечными л.дниками. Широки знойные степи (не)проходима глухая сибирская тайга раскинувшаяся ок.аном. Многолюдны и многочис-ле...ы города разброса...ые в нашей стране. На многих языках говорят люди населившие эту ве-личестве.ую страну. Просторны синие дали звонки и чудесны песни живущего в ней народа. (И. Соколов-Микитов)
1. Вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания.
2. Докажите, что данный отрывок - текст, озаглавьте его.
3. Определите тему текста, подчеркните ключевые слова.
4. Определите стиль текста и докажите свое мнение.
5. Определите тип текста и докажите свое мнение.
6. Определите способ связи между следующими предложениями текста:
1 и 2 - 4, 5, 6, 7 -
7. Найдите в тексте 2-4 средства художественной выразительности, определите их.
4-й этап, заключительный. Учащиеся самостоятельно употребляют слова семантического ряда «родина» при написании изложения с элементами сочинения. В качестве дидактического материала можно использовать как тексты, предлагаемые на ЕГЭ, так и отрывки из произведений, изучаемых на уроках литературы.
Итогом работы над словом «родина» является сочинение на тему «Моя малая родина», при написании которого ученик должен использовать не только слова данной тематической группы, но и высказывания выдающихся людей о Родине. Сочинения учеников экспериментального класса показали, насколько хорошо был усвоен материал. Так, в работах 26 учеников экспериментального класса (89%) встречаются синонимы слова
«родина», 9 учащихся (33%) использовали антонимы, 15 старшеклассников (56%) в качестве эпиграфов применяли пословицы, с которыми проводилась работа на уроках, 19 участников эксперимента (75%) приводили высказывания о родине выдающихся людей, соглашаясь или опровергая их точку зрения.
Обобщая вышесказанное, можно сделать следующие выводы: во-первых, повторение раздела «Лексика» учащимися старших классов необходимо, так как основные понятия, изучаемые в среднем звене, не всегда хорошо усвоены, что приводит к речевым ошибкам; во-вторых, пополнение активного словарного запаса должно проходить постоянно, поэтому работа над словом -неотъемлемая часть уроков русского языка в старших классах; в-третьих, работа над словом может сопровождаться разными языковыми разборами, что позволит формировать или совершенствовать навыки лексического, словообразовательного, морфемного, этимологического и морфологического анализа, в-четвертых, использование текстов на всех этапах работы со словом учит старшеклассников правильно сочетать изучаемые слова, включая их в собственный текст.
Разработанная нами методика «От слова к тексту» может быть применена при работе со словами любой тематической группы.
Примечания
1. Программы общеобразовательных учреждений: русский язык: 5-9 классы / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский. М., 2002. С. 8.
2. Бирюкова Т. Г. Теоретические основы формирования речевой способности старшеклассников: дис. ... д-ра пед. наук. Елец, 2001. С. 222-223.
3. Просвиркина И. И. Обогащение речи учащихся средствами оценки: дис. . канд. пед. наук. М., 1996.
4. Баранов М. Т. Методика лексики и фразеологии на уроках русского языка. М., 1988.
5. Прудникова А. В. Лексика в школьном курсе русского языка. М., 1979.
6. Методика преподавания русского языка / под ред. М. Т. Баранова. М., 1990. С. 244-245.
7. Федоренко А. П. Закономерности усвоения родной речи. М., 1986. С. 35.
8. Методика преподавания русского языка / под ред. М. Т. Баранова. М., 1990.
9. Толковый словарь русского языка / под ред. С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой. М., 1996. С. 681.
10. Приступа Г. Н. О системе орфографических упражнений // Русский язык в школе. 1978. № 6. С. 38.
11. Анисимова А. В. От слова к тексту. Из опыта работы в школе // Культура и письменность славянского мира. Т. 5. Смоленск: СГПУ, 2005. С. 197-201.
12. Архипова Е. В. Основы методики развития речи учащихся. М., 2002. С. 191.
13. Михеенкова О. Г. Подготовка к творческому заданию на ЕГЭ с помощью семантических полей // Язык и культура. Смоленск, 2008. С. 85.