Научная статья на тему 'Обогащение словарного запаса учащихся с опорой на идеографический подход'

Обогащение словарного запаса учащихся с опорой на идеографический подход Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
4009
427
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ЯЗЫКОВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС / ИДЕОГРАФИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ИДЕОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ / LANGUAGE PERSONALITY / COMMUNICATIVE COMPETENCE / LANGUAGE COMPETENCE / LEXICON / IDEOGRAPHIC APPROACH / IDEOGRAPHIC DICTIONARY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Артеменко Н.А.

Рассматривается специфика такого приема формирования коммуникативной компетенции школьников, как работа со словарями различных типов. Обозначены возможности идеографического словаря в плане обогащения словарного запаса учеников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENRICHMENT OF PUPILS' VOCABULARY WITH A SUPPORT ON IDEOGRAPHIC APPROACH

Specifics of such reception of formation of communicative competence of school students, as work with dictionaries of various types is considered in the article. Possibilities of the ideographic dictionary in respect of enrichment of the vocabulary of pupils are designated.

Текст научной работы на тему «Обогащение словарного запаса учащихся с опорой на идеографический подход»

УДК 373.1.02 (14.25.09)

Н. А. Артеменко

ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА УЧАЩИХСЯ С ОПОРОЙ НА ИДЕОГРАФИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Рассматривается специфика такого приема формирования коммуникативной компетенции школьников, как работа со словарями различных типов. Обозначены возможности идеографического словаря в плане обогащения словарного запаса учеников.

Ключевые слова: языковая личность, коммуникативная компетенция, языковая компетенция, словарный запас, идеографический подход, идеографический словарь.

Ситуация в современной лингвистике характеризуется повышением внимания к языковой личности. В связи с этим необходимо некоторое изменение подходов к преподаванию языка. Кроме того, новые образовательные стандарты обращены в первую очередь к личности ребенка. Однако материал школьных учебников чаще всего предполагает системное освоение языковой системы и только. Овладение русским языком рассматривается только с позиции средства, которое обеспечивает социализацию обучающегося. Нам представляется это не совсем верным, поскольку освоение языка должно происходить в контексте овладения культурой, при этом сам процесс освоения должен стать для ребенка личностно значимым. Формирование языкового сознания школьников происходит при столкновении и взаимодействии с окружающим миром, когда определенное событие или явление вызывает некий мыслительный образ, способствуя не столько формированию значения слова, сколько формированию некоего смысла. Это позволяет обозначить имеющееся на сегодняшний день противоречие между антропоцентричностью современной лингвистики и недостаточным вниманием к языковой личности школьника в методике преподавания русского языка. В данной статье будет представлена попытка решения проблемы того, какие методы и приемы будут наиболее эффективными при решении задачи развития языковой личности школьника.

Речь - одна из индивидуальных особенностей человека. О том, что речь ребенка обязательно нужно развивать, говорили многие известные педагоги, ученые, методисты. Еще в конце XIX в. К. Д. Ушинский говорил о необходимости развития «дара слова» [1, с. 112].

Развитие речи ребенка предполагает организацию систематической работы над ее содержанием [2, 3]. К сожалению, словарь современного школьника недостаточно богат, дети читают с каждым годом все меньше, и как следствие - небольшой словарный запас. В этой связи словарная работа на уроках русского языка приобретает особое значение для обогащения лексикона школьников. Необходимость формирования и совершенствования у учеников языковой, лингвистической и коммуникативной компетенций требует внимания к развитию у учеников словарного запаса. Являясь одним из компонентов языковой компетенции, лексикон представляет собой систему знаний о словах, лексических значениях слов и правилах их употребления в речи. При организации работы по обогащению словарного запаса необходимо учитывать, что существует индивидуальный лексикон и лексикон детей определенной возрастной группы.

Основными особенностями лексикона обучающихся в средней школе детей можно считать следующие: меньший объем (по сравнению со словарным запасом взрослого человека); понимание ребенком только какого-то одного значения многозначного слова (это может привести к непониманию воспринимаемой речи); несформированность понятия в сознании ребенка.

Таким образом, работа по обогащению словарного состава ученика должна строиться на основе уточнения значения слова и закрепления его в языковом сознании школьника.

Русский язык как предмет занимает одно из центральных мест в системе школьного образования. Средствами этого предмета происходит интеллектуальное развитие ребенка, формируются основные языковые понятия и психические процессы.

Однако в последнее время можно наблюдать стойкое снижение интереса школьников к урокам русского языка, нежелание обогащать свой словарный запас новыми словами. Очень часто этому способствует предлагаемая педагогом работа только над грамматической, орфографической или структурной стороной слова и невнимание к его семантике.

Одну из задач современной школы можно обозначить как развитие речи и мышления учащихся. Богатство словарного запаса как раз является одним из показателей не только речевого, но и общего интеллектуального развития. Слово, обозначая предмет действительности и выражая понятие о нем, помогает человеческому мышлению связаться с объективной действительностью.

Учебная деятельность, имеющая своей целью обогащение лексикона и, соответственно, развитие речи учеников, должна быть направлена на:

1) восприятие и понимание смысла изучаемых слов, оттенков значений, системных отношений, сочетаемости слов и фразеологизмов;

2) формирование и развитие умения объяснить значение слова и обозначить основные особенности употребления того или иного слова в речи;

3) формирование и развитие умения правильно использовать слова в речи при порождении собственных программ речевого поведения.

Развитие речи ученика должно идти последовательно и постоянно, работу по развитию речи можно запланировать на каждый урок.

Речь ребенка развивается по мере взросления, естественно, словарный запас увеличивается. Эти два процесса неразрывно связаны. В связи с этим считаем необходимым обозначить программные требования, предъявляемые к развитию речи школьников.

Успешность работы по развитию речи школьников во многом зависит от того, насколько полно используются материалы программы и учебников по русскому языку. Мы проанализировали два учебно-методических комплекта по русскому языку с позиции представленности в них необходимого количества заданий и упражнений, направленных на обогащение словарного запаса учеников: «Школа 2100», «Школа России».

Основная установка программы «Русский язык» (УМК «Школа России») - овладение языком как целостным явлением. Курс русского языка по данной программе выстроен таким образом, чтобы ученики понимали, что они изучают те единицы, которыми активно пользуются, выстраивая общение с собеседником (слово, словосочетание, предложение, текст).

С точки зрения наличия заданий и упражнений по обогащению словарного запаса, данная программа довольно много внимания уделяет наблюдениям над словом и его лексическим значением. Заслуживает внимания требование «учить детей исправлять друг у друга речевые ошибки и пользоваться в случае затруднения различными словарями» [4, с. 32]. В целом в анализируемой программе довольно большая роль отведена коммуникативно-де-ятельностной направленности обучения. Упражнений, предполагающих работу с различными словарями, не очень много: менее десяти (в учебнике для 5-го класса). Также очень мало, на наш взгляд, заданий творческого характера.

Цель курса русского языка по программе «Школа 2100» состоит «в развитии личности ребенка на основе формирования учебной деятельности средствами предмета «русский

язык» [5, с. 14]. Упражнений, направленных на формирование лексикографических умений, недостаточно (три упражнения в учебнике для 5-го класса).

Если сравнивать УМК по русскому языку программ «Школа 2100» и «Школа России», то можно сделать вывод о том, в последнем теоретический материал дан в меньшем объеме. «Школа 2100» вводит термины «синонимы», «антонимы», «омонимы», дает информацию о роли синонимов и антонимов в тексте. Обе программы предполагают выполнение лексических заданий, иллюстрирующих связь синонимии, антонимии и многозначности, однако их недостаточно ни в одном из учебников. Нам представляется сложным формирование представлений о системном характере словарного состава по данным учебникам в силу того, что лексический материал представлен неравномерно. Однако учебник авторов Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой, О. В. Прониной («Школа 2100») мы считаем наиболее приемлемым для организации процесса освоения в школе лексики русского языка.

Необходимо отметить, что личность ученика в целом рассматривается как коммуникативная, а язык как средство общения, но системной работы по развитию языковой личности школьника все-таки не ведется.

Необходимость работы по обогащению лексикона учеников обусловлена следующими факторами: пониманием важной роли слова в языке и потребностью в пополнении словарного запаса.

Как выстраивать подобную работу? Как отбирать слова для словарной работы? Можно взять за основу грамматико-орфографическое направление в словарной работе: оно объединяет морфологическую, орфографическую, морфемную работу над словом. А можно взять за основу семантическое направление: оно объединяет семантическую и стилистическую работу над словом. По мнению М. Т. Баранова, именно семантическая и стилистическая работа над словом составляет основу обогащения лексикона школьников [2, с. 237].

При организации работы по обогащению словарного состава учеников учителя опираются на тексты учебников русского языка, литературные произведения, тексты для изложений и сочинений и, конечно, на словарики, представленные практически в каждом школьном учебнике (толковый словарик, словарик синонимов, обратный словарь и др.).

В плане организации работы по обогащению словарного состава учеников особого внимания заслуживают тематические (идеографические) и лексико-семантические группы слов. Отбор смысловых тем для работы по развитию речи желательно производить с учетом того, что школьникам интересно. Через специально отобранную лексику языка учитель определенным образом воздействует на мышление и эмоции детей.

При определении тематических групп необходимо помнить, что каждая тематическая группа охватывает очень большое количество слов. Для представления их на уроке и для того, чтобы работа по обогащению словарного запаса была эффективной, учителю необходимо сократить или минимизировать количество слов таким образом, чтобы каждое слово попало в поле зрения учеников. Как правило, отбирается лексика, наиболее часто употребляющаяся в текстах различных стилей, способствующая реализации коммуникативного акта, эмоционально и стилистически окрашенная.

Начинать работу по обогащению словарного запаса школьников можно с заданий, которые позволят сформировать умение видеть в тексте незнакомые слова. Например: прочтите текст, какие слова вам непонятны? Как правило, непонятными оказываются профессионализмы, устаревшие слова или слова с переносным значением, а также стилистически окрашенная лексика. Учитель объясняет значение слов, которые вызвали затруднение, затем детям предлагается объяснить несколько слов, которые не попали в число непонятных. Значение слова после объяснения учеником уточняется в словаре.

Можно выделить несколько основных линий работы по обогащению словарного состава учеников: обогащение, уточнение, активизация словаря, устранение нелитературных слов, разъяснение значений слов, в том числе уточнение значения слова по толковому словарю, подбор синонимичной (антонимичной) пары по словарю. Работа по обогащению лексического запаса школьников тесно связана с последовательным формированием у учащихся умственных действий, умения анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, доказывать, выделять существенные признаки в языковом материале.

Итак, необходимость активизации мотивов, связанных с процессом коммуникации, и формирования в сознании учеников понимания того, что словарный состав носит системный характер, требует больших усилий со стороны педагога. Мы полагаем, что работу по обогащению словаря учащихся учитель может выстраивать в том числе в русле идеографического подхода.

Реализация принципа идеографического подхода при построении работы по обогащению словаря способствует эффективному развитию языковой личности ребенка. Составление заданий, направленных на работу с идеографическим словарем, требует от педагога понимания того, как устроен этот словарь.

Слова в словаре, как правило, располагаются по близости звучания (алфавитные словари) и по смысловой близости (идеографические словари) [6].

В основе построения идеографических словарей лежит логическая классификация всего понятийного содержания лексики. Систематизация слов в таких словарях основана на психологических ассоциациях предметов и понятий, называемых какой-либо лексической единицей. Лексические единицы группируются в поля, в центре каждого из которых стоит слово, объединяющее другие слова, в той или иной степени близкие ему по значению или ассоциирующиеся с ним по смыслу (например: насекомое - муха, пчела, муравей, бабочка; ползать, летать, прыгать...). Как правило, слова и словосочетания внутри поля кратко толкуются таким образом, чтобы было видно, чем каждое из них отличается от всех других членов поля. Слова или словосочетания группируются на основании общности обозначаемых ими явлений действительности по определенным темам, например: «Животные», «Насекомые», «Дом», «Театр», «Улица», «Транспорт» и т. д. [7].

Например, в Идеографическом словаре русского языка (автор О. С. Баранов. М.: Издательство ЭТС, 1995) выделены 12 разделов, среди них - «порядок», «природа», «человек», «деятельность», «общество», «культура» и др., каждый из разделов делится на группы, подгруппы, отделы, разделы. Все слова в этом словаре собраны в гнезда по смыслу и группируются вокруг некоторого понятия, с которым они связаны чаще всего видовыми отношениями. Гнезда в свою очередь группируются в подразделы и т. д. На данный момент в словаре 5 923 гнезд, 7 уровней деления [7].

В одну группу входят слова, близкие по смыслу. Основным назначением идеографического словаря является описание совокупности лексических единиц, объединенных общим понятием, что значительно облегчает человеку выбор наиболее подходящих средств для адекватного выражения мысли и способствует активному владению языком.

Знакомство с идеографическим словарем должно происходить уже после того, как школьники освоили правила работы с толковым словарем, словарем синонимов, антонимов, обратным словарем.

В школе можно предложить ученикам поработать с идеографическим словарем О. С. Баранова [7]. Структурно данный словарь устроен по подобию классического тезауруса Марка Питера Роже. Слова собраны в гнезда (семы) по смыслу и группируются вокруг некоторого понятия (идеи), с которым они связаны чаще всего видовыми отношениями. Гнезда

в свою очередь группируются в подразделы и т. д. На данный момент в словаре 5 923 гнезд, 7 уровней деления (для сравнения в тезаурусе Роже издания 1911 г. около 1000 сем и до 8 иерархических уровней вложенности). Большинство гнездовых понятий имеют определения с явным указанием рода и вида (родовых и видовых сем).

Школьникам можно предложить несложные упражнения, которые позволят не только научиться работать с идеографическим словарем, но и будут способствовать обогащению словарного запаса учеников, совершенствуя тем самым их коммуникативную компетенцию.

1. С помощью идеографического словаря определите, к какой группе и подгруппе можно отнести слово «искусство». (Можно предложить поработать как со словарем, так и отдельно со словарной статьей.)

Например, ученики рассматривают две словарные статьи, относящиеся к одной группе и подгруппе. Задание: ознакомившись со статьями идеографического словаря, сформулируйте лексическое значение слов «искусство», «произведение искусства».

2. Дайте сначала свои определения словам «дубрава», «заблудиться», «ненастье», «нищий», а затем поочередно сравните свои определения с определениями, данными в «Толковом словаре», отмечая, что нового вы узнали об этих словах. В тетрадях запишите определение одного из указанных слов. Составьте с ним предложение. К какой группе могут быть отнесены выделенные слова в идеографическом словаре?

3. Перед тобой список слов. Их следует «рассортировать» по группам. Определи темы, по которым распределишь слова. Если тебе встретятся неизвестные слова, каким словарем воспользуешься?

Груша, байдарка, лютик, лодка, яблоко, гвоздика, фиалка, манго, барка, гичка, маракуйя, василек, арбуз, каноэ, нектарин, георгин, ялик, гондола, киви, роза.

4. Подбери синонимы к перечисленным словам: волшебник, пища, зябнуть, использовать, неуклюжий, неправильный.

Слова для справок: мерзнуть, кудесник, употреблять, корм, нескладный, ошибочный, стыть, питание, колдун, мешковатый, еда, маг, применять, неверный, продовольствие, неловкий, коченеть, чародей.

Необходимо отметить, что содержание работы с идеографическим словарем направлено в первую очередь на развитие языковой личности школьника. Работа строится на основе принципов учета содержания концепта, учета ценностных ориентаций ребенка и акцентирования задач, связанных с усвоением лексико-семантических групп слов.

Изучение и обобщение имеющегося опыта по заявленной проблематике позволяют сделать вывод о том, что работа по обогащению словаря школьников должна носить системный характер [8, 9]. Условием успешности такой работы является выполнение заданий, направленных на формирование внимания к слову, оттенкам его лексического значения применительно к конкретным речевым ситуациям.

Работа со словарями должна идти одновременно с работой над всеми сторонами речевого развития. Словарный запас учеников, их представления о предметах, событиях, явлениях находятся в постоянном движении, поэтому работу со словарем следует рассматривать в динамике, в связи с работой по формированию и совершенствованию коммуникативной компетенции школьников.

Таким образом, формирование словарного запаса ребенка лежит в основе его общего когнитивного развития. К сожалению, на уроках очень часто можно встретить ответы учеников, бедные в лексическом отношении. Бедная лексика сочетается с бедным синтаксисом. Скудный словарный запас очень часто мешает успешной работе в области орфогра-

фии. Кроме того, школьники отличаются конкретным мышлением: многие отвлеченные слова и понятия они употребляют, зачастую не понимая их значения. Речь учеников бывает бессвязна, логически непоследовательна, содержит много стилистических ошибок. Неправильную речь или трудно понять, или можно понять ошибочно. Из-за небрежного отношения к нашей речи возникает множество недоразумений. Как раз эти-то ошибки и следует искоренять из речи наших детей. Работа с идеографическим словарем позволяет обеспечить достаточный уровень переработки лексического материала, его усвоения и долговременное хранение в памяти.

Список литературы

1. Львов М. Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1987. 348 с.

2. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Львов М. Р., Ипполитова Н. А., Ивченков П. Ф. Методика преподавания русского языка / под ред. М. Т. Баранова. М.: Просвещение, 1990. 365 с.

3. Львов М. Р., Рамзаева Т. Г., Светловская Н. Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М.: Просвещение. 1987. 415 с.

4. Рамзаева Т. Г. Лингвометодические принципы авторских учебников «Русский язык» для современной начальной школы // Начальная школа. 2006. № 5. С. 31-40.

5. Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла / под науч. ред. А. А. Леонтьева. М.: Баласс. 2003. 368 с.

6. Морковкин В. В. Идеографические словари. М.: МГУ, 1970. 164 с.

7. Баранов О. С. Идеографический словарь русского языка. М.: ЭТС, 1995. 688 с.

8. Петроченко Л. А. О формировании словарного запаса учащихся (на материале английского языка) // Научно-педагогическое обозрение. 2013. № 2. С. 70-75.

9. Курьянович А. В. О роли эпистолярных текстов в развитии коммуникативной компетентности школьников // Научно-педагогическое обозрение. 2013. № 2. С. 58-63.

Артеменко Н. А., кандидат педагогических наук, доцент. Новороссийский филиал Краснодарского университета МВД России.

12-й км Сухумского шоссе, Новороссийск, Россия, 353911. E-mail: pestnya@yandex.ru

Материал поступил в редакцию 20.12.2013. N. A. Artemenko

ENRICHMENT OF PUPILS' VOCABULARY WITH A SUPPORT ON IDEOGRAPHIC APPROACH

Specifics of such reception of formation of communicative competence of school students, as work with dictionaries of various types is considered in the article. Possibilities of the ideographic dictionary in respect of enrichment of the vocabulary of pupils are designated.

Key words: language personality, communicative competence, language competence, lexicon, ideographic approach, ideographic dictionary.

References

1. L'vov M. R. Methods of training of the Russian language in primary school: Tutorial for students of teacher training colleges. Moscow, Prosveshchenie Publ., 1987. 348 p. (in Russian).

2. Baranov M. T., Ladyzhenskaya T. A., L'vov M. R., Ippolitova N. A., Ivchenkov P. F. Methods of teaching of Russian. Moscow, Prosveshchenie Publ., 1990. 365 p. (in Russian).

3. L'vov M. R., Ramzaeva T.G., Svetlovskaya N.N. Methods of teaching of Russian in primary school. Moscow, Prosveshchenie Publ., 1987. 415 p. (in Russian).

4. Ramzaeva T. G. Linguistic and methodological principles of the author's textbooks "The Russian Language" for modern elementary school. Elementary school, 2006, vol. 5, pp. 31-40 (in Russian).

5. Educational system "School 2100". Pedagogy of common sense / pod nauch. red. of A.A. Leontyev. Moscow, Balass Publ., 2003. 368 p. (in Russian).

6. Morkovkin V. V. Ideographic dictionaries. Moscow, Moscow State University Publ., 1970. 164 p. (in Russian).

7. Baranov O. S. Ideographic dictionary of Russian. Moscow, ETS Publ., 1995. 688 p. (in Russian).

8. Petrochenko L. A. About formation of a lexicon of pupils (on an English material). Pedagogical Review, 2013, no. 2, Pp. 70-75 (in Russian)..

9. Kur'yanovich A. V. About the role of epistolary texts in development of communicative competence of school students // Pedagogical Review, 2013, no. 2, pp. 58-63 (in Russian).

Ministry of Internal Affairs Krasnodar University of Russia, Novorossiysk branch.

12 km of Sukhumskoye Dhosse, Novorossiysk, Russia, 353911.

E-mail: pestnya@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.