Научная статья на тему 'ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАЗАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ИНСТИТУТА КУЛЬТУРЫ'

ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАЗАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ИНСТИТУТА КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
культура / культурологический подход / креативные индустрии / приоритеты / научно-исследовательская деятельность / научные школы / генерация знаний / научно-педагогические кадры / молодые ученые / culture / culturological approach / creative industries / priorities / research activities / scientific schools / knowledge generation / scientific and pedagogical personnel / young scientists

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахмадиева Роза Шайхайдаровна, Гарифуллина Резеда Саитовна, Гильмеева Римма Хамидовна, Тарасова Екатерина Николаевна

В статье представлено обобщенное видение научно-исследовательской деятельности Казанского государственного института культуры как инновационного направления педагогической науки в соответствии с Концепцией развития креативных (творческих) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки до 2030 года. Авторами статьи выявлен потенциал культуры в эпоху цифровизации, определяющей культуросообразность образования как части цифрового мира, сохраняя одновременно социально-культурную устойчивость и активное использование цифровых возможностей. Принципиальным здесь является обращение к культурологическому подходу как методологической основе научно-исследовательской деятельности института. Раскрыто содержание научных направлений Института, которые основываются на проектировании и внедрении актуальных разработок в сфере педагогики и образования, теории и истории культуры, искусствоведения, библиотековедения, библиографоведения и книговедения. Авторами статьи определены приоритеты, доминирующие направления научного поиска в соответствии с вызовами креативной экономики, потребностями человека, общества, государства. В статье определена ключевая идея научно-исследовательской деятельности института, базирующаяся на усвоении базовых национальных ценностей. Актуализирована проблема формирования культурного кода как консолидирующего ядра обеспечения российской государственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ахмадиева Роза Шайхайдаровна, Гарифуллина Резеда Саитовна, Гильмеева Римма Хамидовна, Тарасова Екатерина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VECTORS OF DEVELOPMENT OF RESEARCH ACTIVITY OF KAZAN STATE INSTITUTE OF CULTURE

The article presents a generalized vision of scientific research activity of Kazan State Institute of Culture as an innovative direction of pedagogical science in accordance with the Concept of development of creative (creative) industries and mechanisms of implementation of their state support until 2030. The authors of the article identified the potential of culture in the era of digitalization, determining the cultural appropriateness of education as part of the digital world, while maintaining social and cultural sustainability and active use of digital opportunities. The principal here is the appeal to the cultural approach as a methodological basis of scientific research activities of the Institute. The content of the scientific directions of the Institute, which are based on the design and implementation of current developments in the field of pedagogy and education, theory and history of culture, art history, library science, bibliography and book studies. The authors of the article define the dominant priorities, directions of scientific search in accordance with the challenges of the creative economy, the needs of the individual, society and the state. The article defines the key idea of research activity of the Institute, based on the assimilation of basic national values. The problem of forming a cultural code as a consolidating core of ensuring Russian statehood is actualized.

Текст научной работы на тему «ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАЗАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ИНСТИТУТА КУЛЬТУРЫ»

Раздел III. Педагогика и образование

УДК 387 EDN BBDETP

Р.Ш. Ахмадиева, Р.С. Гарифуллина, Р.Х. Гильмеева, Е.Н. Тарасова

ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАЗАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ИНСТИТУТА КУЛЬТУРЫ

В статье представлено обобщенное видение научно-исследовательской деятельности Казанского государственного института культуры как инновационного направления педагогической науки в соответствии с Концепцией развития креативных (творческих) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки до 2030 года. Авторами статьи выявлен потенциал культуры в эпоху цифровизации, определяющей культуросообразность образования как части цифрового мира, сохраняя одновременно социально-культурную устойчивость и активное использование цифровых возможностей. Принципиальным здесь является обращение к культурологическому подходу как методологической основе научно-исследовательской деятельности института. Раскрыто содержание научных направлений Института, которые основываются на проектировании и внедрении актуальных разработок в сфере педагогики и образования, теории и истории культуры, искусствоведения, библиотековедения, библиографоведения и книговедения. Авторами статьи определены приоритеты, доминирующие направления научного поиска в соответствии с вызовами креативной экономики, потребностями человека, общества, государства. В статье определена ключевая идея научно-исследовательской деятельности института, базирующаяся на усвоении базовых национальных ценностей. Актуализирована проблема формирования культурного кода как консолидирующего ядра обеспечения российской государственности.

Ключевые слова: культура, культурологический подход, креативные индустрии, приоритеты, научно-исследовательская деятельность, научные школы, генерация знаний, научно-педагогические кадры, молодые ученые

Для цитирования: Ахмадиева Р.Ш., Гарифуллина Р.С., Гильмеева Р.Х., Тарасова Е.Н. Векторы развития научно-исследовательской деятельности Казанского государственного института культуры // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2024. № 2. С. 94-102. EDN BBDETP.

Roza Sh. Akhmadieva, Reseda S. Garifullina, Rimma H. Gilmeeva, Ekaterina N. Tarasova VECTORS OF DEVELOPMENT OF RESEARCH ACTIVITY OF KAZAN STATE INSTITUTE OF CULTURE

The article presents a generalized vision of scientific research activity of Kazan State Institute of Culture as an innovative direction of pedagogical science in accordance with the Concept of development of creative (creative) industries and mechanisms of implementation of their state support until 2030. The authors of the article identified the potential of culture in the era of digitalization, determining the cultural appropriateness of education as part of the digital world, while maintaining social and cultural sustainability and active use of digital opportunities. The principal here is the appeal to the cultural approach as a methodological basis of scientific research activities of the Institute. The content of the scientific directions of the Institute, which are based on the design and implementation of current developments in the field of pedagogy and education, theory and history of culture, art history, library science, bibliography and book studies. The authors of the article define the dominant priorities, directions of scientific search in accordance with the challenges of the creative economy, the needs of the individual, society and the state. The article defines the key idea of research activity of the Institute, based on the assimilation of basic national values. The problem of forming a cultural code as a consolidating core of ensuring Russian statehood is actualized.

Keywords: culture, culturological approach, creative industries, priorities, research activities, scientific schools, knowledge generation, scientific and pedagogical personnel, young scientists

For citation: Akhmadieva R.Sh., Garifullina R.S., Gilmeeva R.H., Tarasova E.N. Vectors of development of research activity of ^zan state institute of culture// Bulletin of Kazan State University of Culture and Arts. 2024. № 2. С. 94102. EDN BBDETP.

Введение

Современные тенденции развития высшей школы обусловливают необходимость поиска прорывных фундаментальных и прикладных научных исследований, что определило наиболее значимые направления научных исследований Казанского государственного института культуры (далее КазГИК), соотносящиеся с приоритетами Стратегии научно-

технологического развития Российской Федерации (СНТР РФ, раздел «Приоритеты и перспективы НТР РФ»): "возможность эффективного ответа российского общества на большие вызовы с учетом взаимодействия человека и технологий, социальных институтов..., в том числе применяя методы гуманитарных и социальных наук" (п.20, ж), «противодействие ... социокультурным угрозам"(п. 20, д) [6];

а также с Концепцией развития креативных (творческих) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки до 2030 года (раздел "Цели, задачи, приоритеты и принципы государственной политики развития креативных (творческих) индустрий и креативного (творческого) предпринимательства") [7].

Программа научных междисциплинарных исследований КазГИК основывается на следующих ключевых целях и приоритетах.

Ключевая цель определена как необходимость реализации целевой модели в части формирования научно-

образовательной экосистемы для обеспечения цифровизации креативных индустрий и развития креативной экономики региона, культурного суверенитета РФ.

Определены следующие приоритеты:

- опережающая подготовка кадров по «узким» специальностям для сферы культуры и искусств;

- воспроизводство молодых научно-педагогических кадров;

- генерация знаний за счет создания дополнительных ресурсов: цифровые программы для активизации когнитивно-творческих ресурсов студенческой молодежи;

- развитие научных направлений и научных школ как базис развития фундаментальной и прикладной науки;

- развитие международных отношений на основе создания научно-образовательных консорциумов;

- развитие инжинирингового центра как тренажерного комплекса виртуальной реальности по интерпретации изделий декоративно-прикладного искусства народов Поволжья, демонстрационного комплекса дополненной реальности (цифровая музейная лаборатория), а также цифровой платформы по сопровождению и реализации авторских и смежных прав;

- создание цифровой базы данных здо-ровьесберегающих произведений духовного наследия этнических и межнациональных культур: программное обеспече-

ние для объективной оценки психологического состояния человека и автоматизированного подбора программ музыко-арт-терапии; межкультуральный интернет-портал психологической помощи и социального оздоровления «Медицина и искусство» с использованием произведений духовного наследия народов России и других стран [1].

Материалы и методы

В процессе изучения данной темы были использованы такие теоретические и эмпирические методы, как обобщение, систематизация, анализ, синтез, ретро-анализ.

По направлению научно-

исследовательской деятельности

«Формирование научно-

образовательной экосистемы передовых междисциплинарных знаний и технологий» реализуется в данный момент и предусмотрено в перспективе внедрение комплекса таких мероприятий, как:

- разработка и реализация творческих проектов по обеспечению цифровизации креативных индустрий и развития креативной экономики региона: создание цифровых моделей визуализации объектов традиционной народной художественной культуры с использованием виртуальной и дополненной реальности и искусственного интеллекта; создание и реализация образовательных программ и технологий для подготовки кадров новой формации в сфере культуры и креативных индустрий.

- разработка и внедрение механизмов развития научно-технического, социокультурного, художественного творчества: создание новых брендов в направлении моды и дизайна и технологий их продвижения на отечественный и мировой рынки; создание продуктов изобразительного искусства с культурным кодом региона и продвижение авторов в отечественное и мировое арт-пространство;

- создание междисциплинарных научно-образовательных подразделений (центров, лабораторий, кафедр: развитие Цен-

тра междисциплинарных исследований социокультурных и медико-

психологических ресурсов здоровья; создание «Музея археологии» как единственного научно-исследовательского и учебного центра в Татарстане, который может быть в перспективе связан с комплексом туристических мероприятий в рамках развития туризма в Республике Татарстан, Среднего Поволжья, Российской Федерации; создание научно-исследовательской лаборатории на базе музея)[2].

По научному направлению «Капитализация результатов научно-исследовательской деятельности»

определены мероприятия:

- коммерциализация инноваций создания продуктов моды и дизайна из современных, в том числе нанотехнологичных, материалов и продуктов изобразительного искусства с культурным кодом региона;

- создание цифровых продуктов креативной индустрии и цифровых моделей визуализации объектов традиционной народной художественной культуры.

В рамках работы инжинирингового центра разработана «Цифровая платформа по управлению авторскими и смежными правами», в дальнейшем она пополнится уникальными цифровыми инструментами, такими как цифровой нотариус, цифровой инструмент залога и оценки и т.п., автор продукта получит возможность использовать уникальные цифровые инструменты для регистрации авторских и смежных прав.

Важным научным направлением является научно-методическое обеспечение образовательного процесса по новым прорывным направлениям подготовки.

С целью опережающей подготовки кадров в сфере культуры на основе результатов научно-исследовательской деятельности профессорско- преподавательский состав работает над созданием и реализацией образовательных программ, учебно-методических пособий, методических ре-

комендаций, мультимедийных технологий.

В целях интеграции процессов воспроизводства новых научных знаний и подготовки научно-педагогических кадров в сфере культуры предусмотрены и реализуются такие мероприятия, как:

- разработка и внедрение инновационных механизмов научного сотрудничества профессиональных и культурных сообществ, институтов и организаций в сфере реализации совместных творческих проектов для обеспечения сохранения и защиты культурного суверенитета РФ; обеспечения трансфера технологий и креативных компетенций;

- организация стажировки молодых ученых и преподавателей на базе лучших отечественных и зарубежных вузов в рамках республиканской программы «Ал-гарыш»; выделение целевых мест в аспирантуре; развитие инновационной научно-исследовательской инфраструктуры вуза; увеличение средств для поддержки научно-исследовательской деятельности; увеличение количества публикаций профессорско-преподавательского состава, аспирантов и соискателей; развитие рейтинговой оценки научно-преподавательской деятельности.

Доминирующим ориентиром развития института является подготовка молодых научно-педагогических кадров. Этому способствует созданная модель системы, обеспечивающая высокий уровень мотивации молодежи к научно-исследовательской деятельности (бакалавриат, магистратура, ассистентура, аспирантура, докторантура); реализация 4 программ подготовки научно-

педагогических кадров высшей квалификации в аспирантуре по направлениям: 5.8.1 Общая педагогика, история педагогики и образования, 5.8.7 Методология и технология профессионального образования, 5.10.1 Теория и история культуры, искусства, 5.10.4 Библиотековедение, библиографоведение и книговедение, а также 4 программы подготовки педагоги-

ческих и творческих работников высшей квалификации в ассистентуре-стажировке: 52.09.02 «Актерское мастерство (по видам)», 52.09.05 «Искусство театральной режиссуры (по видам)», 53.09.02 «Искусство вокального исполнительства (по видам)».

В КазГИК открыты и работают 3 диссертационных совета по научным специальностям 5.8.1 Общая педагогика, история педагогики и образования, 5.8.7 Методология и технология профессионального образования; 5.10.1. Теория и история культуры, искусства, 5.10.4 - Библиотековедение, библиографоведение и книговедение.

По направлению «Коммерциализация инноваций для сохранения, распространения культурного наследия народов Российской Федерации и создания духовных ценностей» включены следующие мероприятия:

- акмеологическое сопровождение студенческого предпринимательства;

- научно-методическое сопровождение создания и внедрения креативных стартапов;

- создание и разработка научно-методического обеспечения деятельности акмеологического центра подготовки кадров для креативных индустрий;

- создание малых инновационных предприятий (спин-офф), стартап-движения и инновационного предпринимательства на основе результатов интеллектуальной деятельности;

- создание цифровой платформы для экспорта технологий культурно-просветительской деятельности и профессионального образования в сфере культуры.

Результаты

Базисом подготовки научно-педагогических кадров в институте являются научные школы и научное наставничество, развитие которых обеспечивается следующими мероприятиями [3] :

- разработка механизмов привлечения талантливой молодежи на

конкурентоспособные междисциплинарные программы КазГИК;

- научно-методическое и организационное обеспечение академической мобильности молодых ученых и аспирантов;

- восполнение дефицита профессиональных компетенций научно-педагогических кадров, соответствующих вызовам реального времени;

- организация сетевого межвузовского взаимодействия;

- развитие вариативных форм кооперативной конкуренции (консорциумов, кластеров, научно-образовательных центров, патентных пулов) между профессиональными научными и культурными сообществами, институтами и организациями с использованием механизмов государственно-частного партнерства для поддержки научно-образовательной экосистемы передовых междисциплинарных знаний и технологий в сфере культуры;

- развитие временных научно-исследовательских коллективов, науч-ных/экспертно-аналитических/ инжиниринговых центров, инкубаторов новых технологий, акселераторов бизнеса, центров перспективного развития, научных советов/лабораторий/школ/семинаров.

В вузе устойчиво развиваются научные школы в области философско-культурологических проблем постнеклас-сической науки; генезиса культурных форм в контексте мирового историко-культурного процесса; теории, методики и организации социально-культурной деятельности; изучения и актуализации этнокультурного многообразия народов России; изучения документа как объекта исследования культуры.

Направление «Культурофилософские проблемы постнеклассической науки и искусства» соотносится с приоритетом СНТР: "возможность эффективного ответа российского общества на большие вызовы с учетом взаимодействия человека и технологий, социальных институтов., в том

числе применяя методы гуманитарных и социальных наук" (п.20, ж) [6]. Философ-ско-культурологическим базисом проекта являются научные труды доктора философских наук, профессора, академика РАН В.С. Степина, а также научно-практические и методические работы профессорско-преподавательского состава Казанского государственного института культуры, среди которых - теоретико-прикладные труды Т.Ю. Гордеевой по разработке музыкального коррекционно-оздоровительного тренинга с элементами импровизации, по разработке методов социальной адаптации и реабилитации в учебной и внеурочной деятельности средствами музыкальной терапии лиц с инвалидностью и ОВЗ, работы С.В Шушарджан - "Руководство по музыкотерапии", "Методы музыкальной терапии" и др. Научно-исследовательская инфраструктура вуза по проекту включает работу инновационного Центра междисциплинарных социокультурных и медико-психологических исследований, а также экспериментальную лабораторию по музыкальной терапии.

В рамках развития проекта осуществляется взаимодействие с ключевыми партнерами: ООО «Академия реабилитационной медицины, клинической психологии и музыкотерапии» (г. Москва) (выпуск международного научного журнала «Медицина и искусство» и реализация программы профессиональной переподготовки по направлению «Музыкальная терапия в профессиональной деятельности»), Казанская государственная медицинская академия (филиал) ФГБОУ «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Министерства здравоохранения Российской Федерации (по разработке и реализации программы повышения квалификации «Музыкальная терапия против стресса и эмоционального выгорания»). Продолжается сотрудничество с медицинским центром «Нейроклиника» (г. Казань). С ключевыми партнерами и ведущими российскими и зарубежными вузами и организациями: ФГБОУ ВО "Россий-

ский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена", Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования - ведутся совместные проекты, среди которых: проведение акселерационной программы «Цифровая арт-терапия» Федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства» по направлению «Профилактика социально значимых заболеваний средствами цифровых технологий арт-терапии»; организация научных сессий на международном форуме KAZAN DIGITAL WEEK-2021, 2022, 2023 «Современные тенденции использования цифровых технологий в искусстве». В рамках научного направления опубликовано свыше 200 статей, в том числе более 20 публикаций в журналах ВАК и публикаций в международных изданиях.

Оригинальность и новизна научного направления «Генезис культурных форм в контексте мирового историко-культурного процесса» заключается в изучении генезиса процессов межэтнического взаимодействия, что является ключевой проблемой в исследованиях ученых-историков и археологов всего мира. Тематические исследования по данному направлению включают вопросы формирования историко-культурного наследия народов Волго-Уралья на основе преимущественно археологических источников, включая актуальные аспекты истории науки; сохранения и актуализации историко-культурного наследия в разных формах, с акцентом на публикационную и научно-просветительскую деятельность, которая реализуется в области музейной коммуникации и музейного проектирования; внедрение научных исследований в образовательный процесс.

Исследования на стыке академической науки и образовательной деятельности имеют прямой выход на важнейшую часть социально-культурной деятельности российского общества - пропаганду ценностей отечественной истории и культуры музейными средствами. Научный базис составляет более 400 публикаций. Реали-

зация образовательных программ планируется в области археологии, истории материальной культуры.

Ключевые партнеры: Институт археологии РАН (г. Москва), Марийский НИИ языка, литературы и истории им. В.М. Васильева, Удмуртский государственный университет.

Научное направление «Документ как объект исследования культуры» имеет более чем полувековую историю, реализуется кафедрой библиотечно-информационной деятельности и интеллектуальных систем, представляющей творческий коллектив ученых разных поколений, объединенных общими научными взглядами, программой и стилем исследовательской работы.

В рамках работы диссертационного совета 23.2.006.01 защищено 7 кандидатских диссертаций по специальности 5.10.4 - Библиотековедение, библиографоведе-ние и книговедение.

Тематические исследования ведутся в области социально-культурных практик использования документа как средства трансляции культурных ценностей и генерации новых культурных смыслов; ме-диапродвижения и медиасопровождения в сфере информационно-документных коммуникаций; информационной и когнитивной безопасности как направления деятельности библиотек, архивов; тематических междисциплинарных исследовательских кластеров по проблемам документальной информационной сферы; непрерывного профессионального образование специалистов информационно-документной сферы деятельности в период цифровой трансформации. В рамках тематических исследований опубликовано 4 монографии, более 200 статей, в том числе ВАК, Scopus, Web of Science; разработано 15 авторских программ дополнительного профессионального образования. Продолжается разработка проекта в области социально-культурной теории и практики использования документа как средства трансляции культурных ценностей и генерации новых культурных

смыслов (теоретико-прикладное исследование).

Ключевые партнеры направления -научные школы КазГИК, ученые вузов культуры России, Республики Беларусь, Республики Казахстан, федеральные, региональные, муниципальные библиотеки и архивы.

Развитие международного научного сотрудничества Института сопровождается следующими мероприятиями:

- регулярная актуализация приоритетных научных социально-культурных проектов на международном уровне;

- разработка механизма стимулирования молодых ученых к научной деятельности и публикационной активности в рецензируемых национальных и международных изданиях;

- создание научных консорциумов с научными и профессиональными сообществами стран мира.

Научное партнерство вуза на национальном и международном уровнях (академическая мобильность, совместные научные исследования) в настоящее время обогатилось сотрудничеством с зарубежными учеными стран СНГ (Таджикистан, Казахстан, Узбеки-стан,Туркменистан, Азербайджан, Белоруссия) и дальнего зарубежья (Куба, Греция, Китай). Заключение

Научные исследования Института соответствуют ключевым трендам, обеспечивающим формирование качественных характеристик человеческого капитала: ориентация на ценности благополучия человека в профессиональной и досуговой деятельности; ориентация на обучение через развлечение, включающее креативные игровые практики, мультимедийные технологии; развитие креативных компетенций, стимулирование повышения качества жизни через освоение культуры как базовой ценности человека; формирование национально-культурной идентичности молодежи.

Успешному осуществлению научных разработок вуза способствует скоординированная работа научного управления, научного центра, лаборатории педагогического образования, центра предпринимательства и инноваций, а также центра междисциплинарных исследований социокультурных и медико-психологических ресурсов здоровья. В составе КазГИК работает инжиниринговый центр, интегрирующий научные исследования ведущих ученых, молодых исследователей, аспирантов вуза с разработкой инновационных технологий и их реализацией на предприятиях реального сектора экономики, создание коллекций одежды для представления на региональных и международных fashion-площадках, что позволит осуществить переход к достижению целевой модели вуза. На базе инжинирингового центра разработан музей, посвящённый культуре и быту основных народов Среднего Поволжья, который представляет собой «лабораторию музееведения», позволяющую разрабатывать новые интерактивные проекты в данном направлении. В вузе актуализировано положение по стимулированию НПР к внедрению и реализации результатов интеллектуальной деятельности (РИД). В 2022 году вузом получено 4 свидетельства о регистрации программ ЭВМ: программа для конструирования одежды с использованием традиционных элементов народной художественной культуры; программный комплекс для моделирования геометрии тонкопленочных защитных покрытий объектов культурного наследия; программа для моделирования и визуализации объектов декоративно-прикладного искусства, тренажерный комплекс виртуальной реальности по интерпретации изделий декоративно-прикладного искусства народов Поволжья. Ключевые компетенции вуза в области инновационной деятельности обусловлены непрерывным участием ученых КазГИК, российских и зарубежных партнеров в публикациях в периодическом научно-аналитическом журнале «Вестник КазГУКИ», издаваемом Казанским госу-

дарственным институтом культуры с 2003 года и входящем в Перечень журналов, рекомендованных ВАК. Журнал входит во второй квартиль и представляет научные специальности вуза. По количеству цитирований журнал располагается на 4 месте, по количеству загрузок на одну статью на 2 месте в рейтинге научных журналов институтов культуры. Индекс Хирша журнала составляет 13. Научно-исследовательская активность профессорско-преподавательского состава отражена в ведущих информационно-аналитических системах (РИНЦ, Web of Science, Scopus). Наукометрический рейтинг КазГИК среди 42 вузов, подведомственных Министерству культуры РФ, показывает, что в настоящее время Казанский государственный институт культуры занимает 9 место в общем количестве публикаций за 5 лет, имеет 6 место по числу публикаций в зарубежных журналах, на 10 месте находится в рейтинге по числу публикаций в сотрудничестве с другими организациями, занимает 6 место по числу цитирований в ядре РИНЦ. Результаты исследований находят выражение в ежегодно проводимых научно-практических конференциях с международным участием: «Многогранный мир традиционной культуры и народного художественного творчества», "Многоуровневая языковая подготовка в условиях поликультурного общества", "Социально-культурная деятельность: векторы исследовательских и практических перспектив", «Документ в социокультурном пространстве: теории и цифровые трансформации», «Туризм: теория и практика», международных научно-практических студенческих конференциях «Экранные и сценические искусства в контексте современного культурно-образовательного процесса» и многих других.

Ожидаемые эффекты от реализации научно-исследовательской политики [4, 5, 8].

1. Вклад в достижение национальных целей:

- обеспечение культурного суверенитета РФ в мировом пространстве;

- утверждение исторического статуса многонациональной российской культуры и творчества народов Поволжья;

- формирование рынка интеллектуальных продуктов в сфере креативных инду-стрий;

- интеграция процессов воспроизводства новых научных знаний и подготовки научно-педагогических кадров новой формации в сфере культуры и креативных индустрий для творческих образовательных учреждений;

- позиционирование вуза в мейнстриме креативных индустрий и профессионального образования в сфере культуры;

- повышение научной привлекательности для квалифицированных творческих кадров и культурной элиты РФ.

2. Социально-экономическое развитие региона:

- интеграция вуза в социально-экономическое развитие региона для

обеспечения его устойчивого развития и роста качества жизни.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Развитие отрасли:

- сохранение национальной и культурной идентичности российских граждан.

Основным фактором развития научно-исследовательской деятельности вуза является человеческий капитал, особую ценность которого составляет коллектив: профессорско-преподавательский состав, педагогические работники, сотрудники, их знания, уровень образования, компетенции, творческие и интеллектуальные способности, их ценностно-смысловые и личностно-профессиональные ориентиры, что и обеспечивает фундаментальность научно-исследовательской деятельности и трансформацию института.

Литература:

1. Ахмадиева Р.Ш. Новые подходы в подготовке специалистов в сфере культуры / / Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2023. № 3. С. 90-94.

2. Гарифуллина Р.С. Цифровая трансформация музеев и креативные индустрии. Казань: Казанский государственный институт культуры, 2022. 104 с.

3. Гильмеева Р.Х. Капитализация университета: особенности интеллектуальной корпорации // Педагогический журнал Башкортостана. 2023. № 3 (101). С.118-127.

4. Закон Российской Федерации от 09.10.1992 г. № 3612-I «Основы законодательства Российской Федерации о культуре». Режим доступа: URL:https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1870/ (дата обращения 25.03.2024).

5. Указ Президента РФ от 24.12.2014 № 808 «Об утверждении основ государственной культурной политики». Режим доступа: URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/39208 ( дата обращения:15.03.2024).

6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 мая 2023 г. № 1315-р «О концепции технологического развития на период до 2030 года». Режим доступа: URL:http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202305250050?index=3 (дата обращения: 24.03.2024).

7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2021 г. № 2613-р «О концепции развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года». Режим доступа: URL: http://static.government.ru/media/files/HEXNAom6EJunVIxBCjIAtAya8FAVDUfP.pdf (дата обращения: 18.03.2024).

8. Государственная программа научно-технологического развития Республики Татарстан на 2023-2030 годы. Режим доступа: URL:https://pravo.tatarstan.ru/npa_kabmin/post/?npa_id=1184046 (дата обращения: 18.03.2024).

References:

1. Ahmadieva R.Sh. Novye podhody v podgotovke specialistov v sfere kul'tury // Vestnik Kazanskogo gosudar-stvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. 2023. № 3. S. 90-94.

2. Garifullina R.S. Cifrovaja transformacija muzeev i kreativnye industrii. Kazan': Kazanskij gosudarstvennyj institut kul'tury, 2022. 104 s.

3. Gil'meeva R.H. Kapitalizacija universiteta: osobennosti intellektual'noj korporacii // Pedagogicheskij zhurnal Bashkortostana. 2023. № 3 (101). S.118-127.

4. Zakon Rossijskoj Federacii ot 09.10.1992 g. № 3612-I «Osnovy zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii o kul'ture». Rezhim dostupa: URL:https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1870/ (data obrashhenija 25.03.2024).

5. Ukaz Prezidenta RF ot 24.12.2014 № 808 «Ob utverzhdenii osnov gosudarstvennoj kul'turnoj politiki». Rezhim dostupa: URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/39208 ( data obrashhenija:15.03.2024).

6. Rasporjazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 20 maja 2023 g. № 1315-r «O koncepcii tehnologicheskogo razvitija na period do 2030 goda». Rezhim dostupa:

URL:http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202305250050?index=3 (data obrashhenija: 24.03.2024).

7. Rasporjazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 20 sentjabrja 2021 g. № 2613-r «O koncepcii razvitija tvorcheskih (kreativnyh) industrij i mehanizmov osushhestvlenija ih gosudarstvennoj podderzhki v krupnyh i krupnejshih gorodskih aglomeracijah do 2030 goda». Rezhim dostupa: URL: http://static.government.ru/media/files/HEXNAom6EJunVIxBCjIAtAya8FAVDUfP.pdf (data obrashhenija: 18.03.2024).

8. Gosudarstvennaja programma nauchno-tehnologicheskogo razvitija Respubliki Tatarstan na 2023-2030 gody. Rezhim dostupa: URL:https://pravo.tatarstan.ru/npa_kabmin/post/?npa_id=1184046 (data obrashhenija: 18.03.2024).

УДК377.5 EDN PCWJVB

Р.С. Наговицын, А.А. Плехова, А.М. Варламова

РАЗВИТИЕ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ

Огатья посвящена изучению и сравнению взглядов работодателей и будущих выпускников среднего профессионального и высшего образования на желательные компетенции потенциальных участников рынка труда. Эмпирический метод исследования представлял собой комбинацию качественных и количественных методов - интервью, проводимых среди представителей потенциальных работодателей, и анкетирования будущих выпускников колледжа и университета. Исследование показало, что как выпускники, так и работодатели выявляют дефицит профессиональных компетенций и необходимость повышения качества подготовки студентов в контексте современной педагогики. Различия во мнениях были связаны с их оценкой общих компетенций, по словам работодателей, молодым специалистам не хватает практического опыта, и выпускники не готовы использовать полученные теоретические знания в практической деятельности. Тем не менее, работодатели видят большой потенциал современной педагогики для развития общих и профессиональных компетенций выпускников, особенно в области приобретения практического опыта.

Ключевые слова: общие и профессиональные компетенции, колледж, университет, педагогика, рынок труда

Для цитирования: Наговицын Р.С., Плехова А.А., Варламова А.М. Развитие общих и профессиональных компетенций в контексте современной педагогики // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2024. № 2. С. 102-107. EDN PCWJVB.

Roman S. Nagovitsyn, Anastasiya A. Plekhova, Alena M. Varlamova DEVELOPMENT OF GENERAL AND PROFESSIONAL COMPETENCIES IN THE CONTEXT OF MODERN PEDAGOGY

The article is devoted to the study and comparison of the views of employers and future graduates of secondary vocational and higher education on the desired competencies of potential participants in the labor market. The empirical research method was a combination of qualitative and quantitative methods - interviews conducted among representatives of potential employers and surveys of future college and university graduates. The study showed that both graduates and employers identify a shortage of professional competencies and the need to improve the quality of student training in the context of modern pedagogy. Differences in opinions were associated with their assessment of general competencies; according to employers, young specialists lack practical experience and graduates are not ready to use the acquired theoretical knowledge in practical activities. However, employers see great potential for modern pedagogy to develop graduates' general and professional competencies, especially in the area of practical experience.

Keywords: general and professional competencies, college, university, pedagogy, labor market

For citation: Nagovitsyn R.S., Plekhova A.A., Varlamova A.M. Development of general and professional competencies in the context of modern pedagogy // Bulletin of Kazan State University of Culture and Arts. 2024. № 2. С.102-107. EDN PCWJVB.

Введение

На сегодняшний день уровень компетентности молодого специалиста является ключевым фактором, влияющим на занимаемое им место на рынке труда [6]. Его количественный и качественный показатель может влиять на эффективность процесса трудоустройства в контексте размера заработной платы, уровня занимаемой должности и условий профессиональной деятельности [5]. С каждым го-

дом наблюдаемые непрерывные изменения в различных экономических институтах активно влияют на спрос по трудовым ресурсам в разнообразных направлениях социума, поскольку рынок труда начинает требовать от кандидатов новых, а в некоторых случаях, и уникальных знаний, умений и навыков [1]. В этом контексте, основываясь на процессы непрерывности профессионального образования на уровне средней и высшей профессио-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.