Научная статья на тему 'ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПОДГОТОВКИ МЕНЕДЖЕРА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПОДГОТОВКИ МЕНЕДЖЕРА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
16
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социально-культурная деятельность / профессиональная подготовка / научная школа / менеджер / региональный вуз культуры / socio-cultural activity / professional training / scientific school / manager / regional university of culture

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Терехов Павел Петрович

Социокультурное образование является одним из уникальных направлений в системе социально-гуманитарного знания. Потенциал для научного объяснения закономерностей творческого развития личности и общества средствами социально-культурной деятельности создан яркими представителями научной школы социально-культурной деятельности. Важнейшим конкурентным преимуществом исследований социального-культурной деятельности является опора на этнокультурную специфику региона. В связи с новыми цивилизационными вызовами обострилась проблема качества подготовки вы-пускаемых специалистов социально-культурной деятельности, а также соответствия профиля их подготовки запросам современного рынка труда. Необходимо активное взаимодействие вуза в процессе под-готовки студентов с учреждениями культуры и образования региона по различным направлениям с целью формирования профессиональных компетенций выпускников. Менеджер культуры в своей деятельности выступает в самых разных ролях в передаче и реализации идей на более высоком уровне в своей профессиональной деятельности, имеющей особую социально-педагогическую, социально-психологическую, социально-политическую направленность. Чрезвычайно важна работа, связанная с возможностями цифровизации деятельности менеджера культуры. Современный менеджер культуры должен быть креативным, ответственным, высоко нравственным человеком, быть по-настоящему гуманитарно-образованным. Формирование этих качественных характеристик лежит в основе подготовки специалиста в вузе культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORY AND PRACTICE OF TRAINING A MANAGER OF SOCIO-CULTURAL ACTIVITIES

Socio-cultural education is one of the unique directions in the system of socio-humanitarian knowledge. The potential for scientific explanation of the patterns of creative development of the individual and society by means of socio-cultural activities has been created by prominent representatives of the scientific school of socio-cultural activities. The most important competitive advantage of social and cultural activity research is the reliance on the ethnocultural specifics of the region. In connection with the new civilizational challenges, the problem of the quality of training of graduates in socio-cultural activities, as well as the compliance of their training profile with the re-quirements of the modern labor market, has become more acute. It is necessary to actively interact with the university in the process of training students with cultural and educational institutions of the region in various areas in order to form professional competencies of graduates. The manager of culture in his activity acts in a variety of roles in the transmission and implementation of ideas at a higher level in his professional activity, which has a special socio-pedagogical, socio-psychological, socio-political orientation. The work related to the possibilities of digitalization of the cultural manager's activities is extremely important. A modern cultural manager should be a creative, responsible, highly moral person, be truly educated in the humanities. The formation of these qualitative characteristics is the basis for the training of a specialist in a university of culture.

Текст научной работы на тему «ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПОДГОТОВКИ МЕНЕДЖЕРА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

УДК 378

П.П. Терехов

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПОДГОТОВКИ МЕНЕДЖЕРА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Социокультурное образование является одним из уникальных направлений в системе социально-гуманитарного знания. Потенциал для научного объяснения закономерностей творческого развития личности и общества средствами социально-культурной деятельности создан яркими представителями научной школы социально-культурной деятельности. Важнейшим конкурентным преимуществом исследований социального-культурной деятельности является опора на этнокультурную специфику региона. В связи с новыми цивилизационными вызовами обострилась проблема качества подготовки выпускаемых специалистов социально-культурной деятельности, а также соответствия профиля их подготовки запросам современного рынка труда. Необходимо активное взаимодействие вуза в процессе подготовки студентов с учреждениями культуры и образования региона по различным направлениям с целью формирования профессиональных компетенций выпускников. Менеджер культуры в своей деятельности выступает в самых разных ролях в передаче и реализации идей на более высоком уровне в своей профессиональной деятельности, имеющей особую социально-педагогическую, социально-психологическую, социально-политическую направленность. Чрезвычайно важна работа, связанная с возможностями цифровизации деятельности менеджера культуры. Современный менеджер культуры должен быть креативным, ответственным, высоко нравственным человеком, быть по-настоящему гуманитарно образованным. Формирование этих качественных характеристик лежит в основе подготовки специалиста в вузе культуры.

Ключевые слова: социально-культурная деятельность, профессиональная подготовка, научная школа, менеджер, региональный вуз культуры

Pavel P. Terekhov THEORY AND PRACTICE OF TRAINING A MANAGER OF SOCIO-CULTURAL ACTIVITIES

Socio-cultural education is one of the unique directions in the system of socio-humanitarian knowledge. The potential for scientific explanation of the patterns of creative development of the individual and society by means of socio-cultural activities has been created by prominent representatives of the scientific school of socio-cultural activities. The most important competitive advantage of social and cultural activity research is the reliance on the ethnocultural specifics of the region. In connection with the new civilizational challenges, the problem of the quality of training of graduates in socio-cultural activities, as well as the compliance of their training profile with the requirements of the modern labor market, has become more acute. It is necessary to actively interact with the university in the process of training students with cultural and educational institutions of the region in various areas in order to form professional competencies of graduates. The manager of culture in his activity acts in a variety of roles in the transmission and implementation of ideas at a higher level in his professional activity, which has a special socio-pedagogical, socio-psychological, socio-political orientation. The work related to the possibilities of digitalization of the cultural manager's activities is extremely important. A modern cultural manager should be a creative, responsible, highly moral person, be truly educated in the humanities. The formation of these qualitative characteristics is the basis for the training of a specialist in a university of culture.

Key words: socio-cultural activity, professional training, scientific school, manager, regional university of culture

Введение

Современное российское социокультурное образование в своем развитии характеризуется чрезвычайно сложными и противоречивыми тенденциями, в которых отражаются процессы, характерные для всего нашего общества. В основе социокультурного образования как одного из уникальных направлений в системе социально-гуманитарного знания лежит многоаспектная общественная практика и, прежде всего, многогранная социально-культурная деятельность различных слоев населения.

Наши предшественники заложили мощный потенциал для научного объяснения законо-

мерностей творческого развития личности и общества средствами социально-культурной деятельности. Казанский государственный институт культуры создавался при активном участии Санкт-Петербургского (Ленинградского) государственного института культуры. Его ученые внесли значительный вклад в обеспечение научной и учебной-методической базы нашего вуза. Велика роль выдающегося ученого Марка Ариевича Ари-арского в укреплении в Казани кафедры культурно-просветительной работы, сегодня - кафедры социально-культурной деятельности и педагогики, в теорию и практику социально-культурной деятельности, в развитие

нашей специальности. Его научные труды, учебники и сегодня актуальны в обучении будущих специалистов социально-культурной сферы.

В становлении профессиональной подготовки кадров для социокультурной сферы большая роль принадлежит профессорам, докторам наук из региональных вузов России, которые принимали активное участие в проведении заседаний Учебно-методического объединения по социокультурной деятельности в Казани. Это В.В. Туев из Кемерова, В.Е. Новаторов из Омска, Е.И. Григорьева из Тамбова, А.Д. Жарков, Г.Я. Никитина, Н.Н. Яро-шенко из Москвы.

Сегодня Казанский государственный институт культуры является площадкой инициирования и реализации инновационных научно-образовательных технологий в области социокультурного образования и социокультурного творчества в Поволжском регионе, что во многом предопределено деятельностью казанской научной школы, связанной с теорией, методикой и организацией социально-культурной деятельности.

Среди наиболее важных направлений научной деятельности казанской школы выделяются такие направления, как:

- формирование личности в системе дополнительного образования, центров социального обслуживания и реабилитации, центров досугового творчества и национальной художественной культуры;

- проектирование социально-культурного, культурно-досугового пространства на основе выявления эффективных социально-педагогических и социально-культурных условий;

- структурно-функциональный анализ социально-культурной деятельности на основе выявления организационно-педагогических механизмов и основных компонентов в условиях организации экспериментальных площадок.

Преподавателями, аспирантами и магистрами кафедры социально-культурной деятельности и педагогики разрабатываются инновационные социально-педагогические, организационно-целевые и другие виды моделей, направленные на реализацию социально-культурных систем воспитания и развития личности. Некоторые из них имеют уникальное содержание. Реализуются не только методики, формы, приемы и технологии формирования личности средствами социально-культурной деятельности, но и ре-

шаются проблемы социально-культурных инноваций в нашем регионе. Например, были проведены исследования, связанные с креативным развитием личности в сфере социально-культурной деятельности, развитием коммуникативной культуры в условиях массовых социально-культурных мероприятий мирового уровня (это Универсиада, мировые спортивные соревнования, туризм). Проводятся исследования формирования толерантности, культуры межнациональных отношений, гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи.

Нужно отметить, что важнейшим конкурентным преимуществом исследований соци-ального-культурной деятельности, осуществляемых представителями казанской научной школы, является опора на этнокультурную специфику региона. Это дает возможность обосновывать инновационные программы и проекты, реализуемые с различными категориями населения на основе этнокультурных традиций региона Поволжья, традиций татарской истории и культуры при использовании лучших образцов художественного творчества. Все это способствует моделированию наиболее удачных и успешных форм социально-культурной работы с населением.

Итоги исследований научной школы представлены на ежегодной международной научно-практической конференции под общим названием «Социально-культурная деятельность: векторы исследовательских и практических перспектив». В мае 2023 года проводится уже восьмая конференция, и с большим вниманием рассмотрим участие представителей родственных вузов в этом значительном событии.

В 2022 году подготовлена коллективная монография по итогам деятельности научной школы на тему «Социально-культурная деятельность в пространстве современного мира: технологии прорывов и сохранение традиций». Деятельность наших ученых направлена на формирование инновационного научного мышления, стимулирует студенческие молодежные инициативы в проведении глобальных социально-культурных исследований в регионе, способствующих успешной профессиональной подготовке, соответствующей реалиям времени.

В настоящее время в связи с новыми циви-лизационными вызовами обострилась проблема качества подготовки выпускаемых специалистов социально-культурной деятельности, а также соответствия профиля их подго-

товки запросам современного рынка труда. Поэтому высокая конкурентная компетентность наших выпускников на рынке труда должна быть заложена в содержание преобразований процесса профессиональной подготовки в вузе на основе научно-методических разработок ученых казанской научной школы.

Материалы и методы

Материалами для нашей статьи послужили научные труды ведущих ученых вузов культуры России, направленные на реализацию компетентностного подхода, на формирование у студентов компетенций для выполнения разнообразных видов социокультурной деятельности. В ходе исследования применен комплекс теоретических и эмпирических методов, адекватных поставленной цели: анализ, синтез, обобщение российского опыта социокультурного образования, беседы, анкетирование.

Литературный обзор

Ученые в сфере гуманитарной науки активно исследуют процессы развития современной культуры, роль личности в создании произведений культуры, роль потребителя культурного продукта. Большое внимание уделяется проблеме подготовки кадров для организации современной социокультурной деятельности. Результаты этих исследований отражены в публикациях ученых в ведущих научных журналах вузов культуры Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Кемерово, Челябинска, Орла, Барнаула, Самары и др. Ставятся задачи по обеспечению компетентностной подготовки специалистов культуры, что определяется характером непрерывного изменения социокультурной сферы в обществе, общего и профессионального образования, возможностей академической мобильности студентов, смены трудовой деятельности выпускников вузов культуры.

История подготовки специалистов куль-турно-досуговой сферы насчитывает не одно десятилетие. Одними из первых, кто заявил о проблеме обеспечения качественной подготовки кадров для социокультурной сферы, были А.В. Сасыхов и Ю.А. Стрельцов. Подготовленное ими учебное пособие явилось «пионером» в подготовке последующих учебников и учебных пособий для обучения будущих специалистов социально-культурной деятельности [1, 4, 5, 10, 12, 13, 14, 15].

В своих исследованиях ученые акцентируют внимание на специфике социокультурного образования. Профессор Санкт-

Петербургского института культуры М.А. Ариарский и его последователи определяли специфику социокультурного образования в том, что оно должно опережать социально-экономическое развитие общества с тем, чтобы общество посредством образования могло лучше подготовиться к восприятию новых идей и общественных отношений. Какие ценности студенты освоят, те и принесут в третье тысячелетие, поэтому от высшей школы требуется эффективная реализация принципа опережающего развития...» [2, с.22].

Процесс профессионального обучения в вузе культуры начинается с овладения профессиональными компетенциями. Утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 11 августа 2016 г. N 995 Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 51.03.03 Социально-культурная деятельность (уровень бакалавриата) нацелен на формирование у студентов компетенций в различных видах их деятельности - творче-ско-производственной, организационно-управленческой, художественно-творческой, научно-методической, проектной, педагогической. Это должен быть разносторонне подготовленный менеджер культуры.

Эффективное выполнение действий, предписываемых профессией менеджеру культуры, должно быть на уровне не ниже минимально предъявляемых требований к профессионализму и качеству выполняемой работы современного руководителя организации культуры и искусства. Он должен осуществлять руководство всеми видами работ, связанными с текущей организацией и проведением культурно-досуговых мероприятий, планировать и осуществлять новые виды культурно-досуговых занятий посетителей учреждений культуры. Таким образом, организационно-управленческие компетенции у него должны быть представлены в полном объеме.

Большое место в работе менеджера занимает реализация его психолого-педагогической функции. При всем разнообразии его функций специалиста (несомненно, в приоритете организаторская функция) одной из ведущих является его педагогическая функция в связи с особым педагогическим характером его деятельности. Н.Н. Ярошенко отмечает, что социально-культурная деятельность может быть понята как особый вид педагогической деятельности, в процессе которой ценности культуры существенно обу-

словливают формирование качественно новых общественных отношений [15, с.227]. Поэтому в процессе профессиональной подготовки студента в вузе культуры важно обучить его не только формам, технологиям, средствам и методам социально-культурной деятельности, но и формам, технологиям, средствам и методам психолого-педагогической деятельности. Он должен быть мастером во многих областях социокультурной жизни.

Анализ возможностей социально-культурной деятельности в воспитании человека и его образовании рассматривали в своих трудах ведущие ученые в области социально-культурной деятельности М.А. Ариарский, Е.И. Григорьева, А.Д. Жарков, Н.Ф. Максютин, Ю.А. Стрельцов, В.В. Туев, Н.Н. Ярошенко и др.

Результаты

Наши исследования в сфере подготовки менеджера в вузе культуры показали, что студенты свою педагогическую направленность в профессиональной деятельности больше видят в пассивно-созерцательном ключе, хотя и осознают важность педагогической работы с людьми. Поэтому в процессе обучения в вузе, в процессе прохождения практик необходимо развивать у студентов активно-созидательную позицию, которая станет основой развития ценностно-смыслового отношения к своей профессии.

Изучая качества современного менеджера, мы провели в 2022 году анкетирование студентов всех курсов бакалавриата и магистратуры, обучающихся по направлению «Социально-культурная деятельность» в КазГИК. По мнению опрошенных студентов, будущему специалисту-менеджеру необходимы, прежде всего, организованность и коммуникативность. Среди важнейших качеств называются ответственность, инициативность и активность. В число приоритетных входят также целеустремленность, дисциплинированность и компетентность.

Опрос студентов Казанского государственного института культуры показал, что будущим менеджерам необходимы, прежде всего, хорошие организаторские и коммуникативные навыки. Ответственность, инициативность и активность - также одни из самых важных качеств. В число приоритетных включены также дисциплинированность, целеустремленность и компетентность.

Эти данные коррелируются с данными, представленными в исследовании профессио-граммы менеджера социально-культурной

сферы, проведенное С.А. Касаткиной, где выделены такие качества, как ответственность, целеустремленность, инициативность, способность к нововведениям, работоспособность, настойчивость, дисциплинированность, терпение и такт, высокая мобильность, обширные личные контакты, харизма, умение убеждать и вести за собой [8, с.9].

В Казанском государственном институте культуры профессиональная подготовка менеджеров социально-культурной деятельности осуществляется в соответствии с Республиканской стратегией подготовки и профессионального развития специалистов отрасли культуры Республики Татарстан на 2016-2030 гг. Активно развиваются механизмы сотрудничества с работодателями региона по основным программам подготовки, регулирующие направление и уровень подготовки выпускников, а также количество специалистов, необходимых республиканскому рынку труда.

Профильная кафедра социально-культурной деятельности и педагогики активно взаимодействует с учреждениями культуры и образования Республики Татарстан по различным направлениям: участие представителей работодателя в образовательном процессе и выдвижение своих требований к выпускнику еще на этапе подготовки; производственное обучение и производственная практика обучающихся на реальных рабочих местах; участие работодателей (представителей) в процессе проведения Государственной итоговой аттестации; участие работодателей в конференциях, заседаниях «круглых столов»; расширение возможности получения дополнительного образования в соответствии с запросами населения; психологическая поддержка выпускников при трудоустройстве, формирование банка вакансий.

На кафедре социально-культурной деятельности и педагогики КазГИК организовано сотрудничество с социальными партнерами в области формирования профессиональных компетенций выпускников. С этой целью проводятся деловые встречи с работодателями, совместные круглые столы, конференции и другие мероприятия, направленные на усиление интеграции образовательного процесса и социокультурной практики. В результате студенты уже на этапах производственной практики имеют возможность закрепиться на рабочих местах в учреждениях и организациях социокультурной сферы.

Современные интеграционные процессы определяют динамичное развитие теории,

методики и организации социально-культурной деятельности. Поэтому вузы культуры нацелены на подготовку компетентных, гибких и креативных специалистов для учреждений культуры - менеджеров социально-культурной деятельности. Сфера их деятельности характеризуется своей широтой и, прежде всего, своей направленностью на формирование личности. В связи с чем его профессиональная подготовка в вузе культуры должна строиться на фундаментальной общекультурной подготовке и развитии духовного потенциала личности. Не случайно ученые выделяют социально-культурную деятельность как сферу общественной практики, направленной на качественное преобразование действительности и имеющей педагогическую направленность [11].

Очень важно, чтобы сегодняшние студенты, изучая и осваивая ценности культуры, смогли эффективно воплощать и развивать их при реализации принципа опережающего развития личности и общества. И, конечно же, менеджер социально-культурной деятельности должен постоянно стремиться к повышению своего профессионального уровня, соединяя в своей деятельности творчество, духовно-нравственное начало с современными технологическим инновациями. Как считают ученые, технологические инновации могут представлять собой эффективный способ решения педагогических задач, когда дополняют педагогическую традицию новыми условиями, что существенно повышает ее значимость [7, с.31].

Обсуждение

Мы не должны забывать о том, что наш специалист в своей профессиональной деятельности выступает в самых разных ролях, и не только как автор той или иной идеи и ее реализации, но и интерпретатор и посредник в передаче этих идей на более высоком уровне в своей профессиональной деятельности, имеющей особую социально-педагогическую, социально-психологическую, социально-политическую направленность.

В своей профессиональной стратегии специалист реализует многие подходы, и, прежде всего, идею диалога, как личностного, так и обеспечивающего возможность, прежде всего для молодежи, диалога настоящего с прошлым и будущем. Необходим диалог и культурных различий, поскольку разные культуры конструируют разные способы мировосприятия и отличаются разной системой ценностей [3, с.96].

Специалист культуры должен хорошо разбираться в проявлениях современной молодежной культуры, направлять молодежь к формированию высоких ценностных установок в жизни. Поэтому профессиональная деятельность такого специалиста во многом носит опережающий, прогностический характер. Оптимальные сочетания профессиональных компетенций и их разнообразие обеспечат выпускнику конкурентоспособность на рынке труда, а вузу культуры - конкурентоспособность на рынке поставщиков образовательных услуг.

Развитие профессиональных компетенций выпускников вузов культуры состоит в повышении практической направленности приобретения знаний, умений и ключевых навыков, понимания профессии более широко чем только в рамках определенной конкретной специальности. В результате этого выпускник вуза культуры может обеспечить возможность трудоустройства, дальнейшего обучения и карьерного роста.

Заслуживает внимания опыт Белгородского государственного института искусств и культуры, где с 2013 года осуществляется подготовка кадров в соответствии с принципами дуального обучения, когда теоретическая часть подготовки будущих специалистов проходит на базе образовательной организации, а практическая часть - на производстве [6].

Действительно, фундаментальная практическая подготовка выпускника института культуры во многом способствует формированию личности студента уже на этапе обучения занять определенный социальный статус и самоутвердиться. В качестве одной из форм профессионального самоутверждения можно назвать развитие студента в будущей профессии. Это может происходить не только в учебной деятельности, но и во время художественно-творческой или педагогической деятельности на практике.

Чрезвычайно важна сегодня работа, связанная с возможностями цифровизации деятельности менеджера культуры. На Международных форумах Kazan Digital Week-2021 и Kazan Digital Week-2022 работала секция «Социокультурный менеджмент в условиях цифровизации», где было отмечено укрепление позитивных тенденций цифровизации социально-культурной сферы, что является одним из основополагающих факторов и ресурсов ее поддержки в гражданском обществе. Вместе с традиционной офлайн-моделью создания и

проведения культурных мероприятий на ведущие позиции вышел учет изменений культурных потребностей населения, связанных с цифровизацией, что помогает учреждениям культуры найти своего зрителя, слушателя, участника. Участники форума показали, что технология виртуальной реальности позволяет людям включиться в любую досуговую ситуацию, независимо от их физического местоположения. В сфере досуговой культуры постепенно стирается грань между реальностью и имитацией, вымыслом: появляются виртуальные досуговые пространства и объекты (музеи, выставки, парки, перфомансы и т.п.). Поэтому и приобретает такую важность менеджмент социально-культурной сферы в условиях цифровизации общества.

Заключение

Современный менеджер культуры должен быть креативным, ответственным, высоко нравственным человеком, быть по-настоящему гуманитарно образованным. Формирование этих качественных характеристик лежит в основе подготовки специалиста в сфере культуры.

Перед коллективом кафедры социально-культурной деятельности и педагогики Каз-ГИК в настоящее время поставлена задача: как при сохранении наполняемости конкретной технологией специальности дать возможность каждому выпускнику получать фундаментальные знания, помогающими ему более быстро адаптироваться в меняющейся на глазах социокультурной ситуации, глубоко и всесторонне усвоить социокультурные зна-

себя функции духовного лидера в сфере культуры. Одним из направлений ученых кафедры социально-культурной деятельности и педагогики КазГИК становится изучение и обобщение инновационных методов и форм работы клубных учреждений. Их изучение, разработка и внедрение позволит привести в соответствие нормативно-правовую базу и более эффективно организовать деятельность учреждений культуры.

В программе стратегического развития кафедры социально-культурной деятельности и педагогики основной целью определяется профессиональная подготовка, удовлетворяющая требования всех заинтересованных сторон:

- личности - в интеллектуальном развитии и получении качественного профессионального социокультурного образования, обеспечивающего возможность дальнейшего трудоустройства;

- работодателей - в квалифицированных специалистах;

- государства и общества - в образованных, социально адаптированных членах общества.

Достижение этой цели предполагает решение ряда задач и, прежде всего, неизменное улучшение качества содержания образования в соответствии с требованиями ФГОС ВО, рынка образовательных услуг и рынка труда.

Как показывает мировой опыт, культура и образование могут стать одним из главных источников общественного благосостояния и определять социально-экономическое развитие страны.

Изд. 2-е, испр. и доп.

ния и в будущем быть способным принять на

Литература:

1. Ариарский, М.А. Прикладная культурология : монография / М.А. Ариарский. - СПб : ЭГО, 2001. - С. 251-253.

2. Ариарский, М.А Методика «погружения» в специальность : науч.-метод. пособие в помощь осваивающим специальность «Социально-культурная деятельность» / М.А. Ариарский, И.А. Ивлева, Л.В. Полагутина. - СПб.: СПбГУКИ, 2007.- 337 с.

3. Асадуллин, Р.М., Фролов О.В. Диалоговая позиций педагога в условиях культурного партикуляризма / Р.М. Асадуллин, О.В. Фролов // Педагогика. - 2022.- №9. - С.89-97.

4. Бакланова, Н.К. Профессиональное мастерство работника культуры : учебное пособие / Н.К. Бакланова. - Москва : МГИК, 1994.- 136 с.

5. Жарков, А.Д. Теория, методика и организация социально-культурной деятельности : учебник / А.Д. Жарков. - Москва : Изд-во МГУКИ, 2012. - 456 с.

6. Игнатова, И.Б. Дуальное обучение в вузе искусств и культуры : от теории к практике / И.Б. Игнатова, Е.А. Покровская // Вестник МГУКИ. - 2020. - №1 (93). - С.148-156.

7. Калина, И.И. Синергия педагогических традиций и технологических инноваций / И.И. Калина, М.И. Коверова // Педагогика. - 2022.- №9. - С.30-36.

8. Касаткина, С.А. Основы профессиональной деятельности менеджера социокультурной сферы : учебное пособие / С.А. Касаткина.- Москва : МГУКИ, 2001. - 102 с.

9. Киселева, Т.Г. Социально-культурная деятельность : учебник / Т.Г.Киселева, Ю.Д. Красильников.-Москва : МГИК, 2004. - 539 с.

10. Клубоведение : учебное пособие для институтов культуры / под ред. : С.Н. Иконниковой, В.И. Чепелева. - Москва : Просвещение, 1980.- 397 с.

11. Лапшина, А. В. Особенности профессиональной подготовки будущих специалистов социально-культурной деятельности в вузах культуры и искусств / А.В. Лапшина.- Текст : электронный // Молодой ученый. - 2011. - № 12 (35), Т. 2. - С. 108-110.- URL : https://moluch.ru/archive/35/4057/ (дата обращения : 17.01.2023).

12. Максютин, Н.Ф. Педагогические ресурсы досуга / Н.Ф. Максютин. - Казань: Медицина, 1996. -С.124-138.

13. Современные технологии социально-культурной деятельности : учеб. пособие / отв. ред. Е.И. Григорьева. - Тамбов : Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2002. - 504 с.

14. Стрельцов Ю.А., Стрельцова Е.Ю. Педагогика досуга / Ю.А. Стрельцов, Е.Ю. Стрельцова.- Москва : Изд-во МГУКИ, 2008.- 272 с.

15. Ярошенко, Н.Н. Социально-культурная деятельность : парадигмы, методология, теория : монография / Н.Н. Ярошенко.-Москва : МГУКИ, 2000. - 204 с.

References:

1. Ariarskij, M.A. Prikladnaya kul'turologiya : monografiya / M.A. Ariarskij. - Izd. 2-e, ispr. i dop. - SPb : EGO, 2001. - S. 251-253.

2. Ariarskij, M.A Metodika «pogruzheniya» v special'nost' : nauch.-metod. posobie v pomoshch' osvaivayushchim special'nost' «Social'no-kul'turnaya deyatel'nost'» / M.A. Ariarskij, I.A. Ivleva, L.V. Polagutina. -SPb.: SPbGUKI, 2007.- 337 s.

3. Asadullin, R.M., Frolov O.V. Dialogovaya pozicij pedagoga v usloviyah kul'turnogo partikulyarizma / R.M. Asadullin, O.V. Frolov // Pedagogika. - 2022.- №9. - S.89-97.

4. Baklanova, N.K. Professional'noe masterstvo rabotnika kul'tury : uchebnoe posobie / N.K. Baklanova. -Moskva : MGIK, 1994.- 136 s.

5. ZHarkov, A.D. Teoriya, metodika i organizaciya social'no-kul'turnoj deyatel'nosti : uchebnik / A.D. ZHarkov. - Moskva : Izd-vo MGUKI, 2012. - 456 s.

6. Ignatova, I.B. Dual'noe obuchenie v vuze iskusstv i kul'tury : ot teorii k praktike / I.B. Ignatova, E.A. Pokrovskaya // Vestnik MGUKI. - 2020. - №1 (93). - S.148-156.

7. Kalina, I.I. Sinergiya pedagogicheskih tradicij i tekhnologicheskih innovacij / I.I. Kalina, M.I. Koverova // Pedagogika. - 2022.- №9. - S.30-36.

8. Kasatkina, S.A. Osnovy professional'noj deyatel'nosti me-nedzhera sociokul'turnoj sfery : uchebnoe posobie / S.A. Kasatkina.- Moskva : MGUKI, 2001. - 102 s.

9. Kiseleva, T.G. Social'no-kul'turnaya deyatel'nost' : uchebnik / T.G.Kiseleva, YU.D. Krasil'nikov.- Moskva : MGIK, 2004. - 539 s.

10. Klubovedenie : uchebnoe posobie dlya institutov kul'tury / pod red. : S.N. Ikonnikovoj, V.I. CHepeleva. -Moskva : Prosveshchenie, 1980.- 397 s.

11. Lapshina, A. V. Osobennosti professional'noj podgotovki budushchih specialistov social'no-kul'turnoj deyatel'nosti v vuzah kul'tury i iskusstv / A.V. Lapshina.- Tekst : elektronnyj / / Molodoj uchenyj. - 2011. - № 12 (35), T. 2. - S. 108-110.- URL : https://moluch.ru/archive/35/4057/ (data obrashcheniya : 17.01.2023).

12. Maksyutin, N.F. Pedagogicheskie resursy dosuga / N.F. Maksyutin. - Kazan': Medicina, 1996. - S.124-138.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Sovremennye tekhnologii social'no-kul'turnoj deyatel'nosti : ucheb. posobie / otv. red. E.I. Grigor'eva. -Tambov : Izd-vo TGU im. G.R. Derzhavina, 2002. - 504 s.

14. Strel'cov YU.A., Strel'cova E.YU. Pedagogika dosuga / YU.A. Strel'cov, E.YU. Strel'cova.- Moskva : Izd-vo MGUKI, 2008.- 272 s.

15. YAroshenko, N.N. Social'no-kul'turnaya deyatel'nost' : paradigmy, metodologiya, teoriya : monografiya / N.N. YAroshenko.-Moskva : MGUKI, 2000. - 204 s.

УДК 372.881.111.1

Т.М. Трегубова, Г.Р. Ситдикова, Л.А. Малахова, З.Н. Серова

О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ QUIZIZZ В КАЧЕСТВЕ ИНСТРУМЕНТА ВЕБ-ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ КАК СПОСОБЕ ВНЕДРЕНИЯ ЦИФРОВОЙ ГЕЙМИФИКАЦИИ НА ЗАНЯТИЯХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

В данной статье отмечается, что изучение иностранного языка с помощью соревновательной деятельности более эффективно, чем обучение в неигровой среде. Геймификация является отличным методом обучения для стимулирования, мотивирования студентов в процессе усвоения материала на протяжении всего их процесса обучения. Следовательно, игра активизирует внимание и служит дополнением

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.