Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВУЗА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ'

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВУЗА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
247
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социально-культурная деятельность вуза / удаленное образование и воспитание / взаимодействие вуза и школы в период пандемии / social and cultural activities of university / distance education and upbringing / interaction between university and school during pandemic

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ван Бо

В статье рассматриваются теоретические представления о социально-культурной деятельности, а также опыт в данной сфере деятельности вуза в современных условиях. Автор представляет практический опыт социально-культурной деятельности Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена в организации образовательно-досуговых проектов «Продленка на удаленке», «Мега Герц» в период пандемии в образовательном пространстве города. Представляется опыт организации удаленного образования и воспитания школьников силами студентов педагогического вуза в рамках социально-культурной деятельности. Представлены организационные формы и содержание образовательных мероприятий для школьников и их родителей силами студентов разных факультетов, рассматриваются взаимовыгодные результаты такого социально-культурного взаимодействия вуза и школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITIES OF THE UNIVERSITY IN MODERN CONDITIONS

The article examines the theoretical concepts of socio-cultural activities, as well as the experience of the socio-cultural activities of the university in modern conditions. The author presents the practical experience of the social and cultural activities of the Russian State Pedagogical University n.a. A.I. Herzen in the organization of educational and leisure projects “Extension at a distance”, “Mega Hertz” during a pandemic in the educational space of the city. The experience of organizing remote education and upbringing of schoolchildren by the efforts of students of a pedagogical university in the framework of social and cultural activities is presented. The organizational forms and content of educational activities for schoolchildren and their parents by the efforts of students from different faculties are presented, the mutually beneficial results of such social and cultural interaction between the university and the school are considered.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВУЗА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

2. Риск неуверенности и неопытности преподавателя в проведении дистанционных занятий может быть существенно минимизирован путем тщательной подготовки преподавателя к дистанционному цифровому уроку (репетиция и просмотр записанных уроков, подготовка анимированных презентаций, видеороликов, инфографики, информационных кластеров, электронных обучающих приложений и т.п.).

3. Риски, возникающие при проведении дистанционных уроков, минимизируются через совершенствование методики и техники использования традицион-

Библиографический список

ных и отдельных элементов активных и интерактивных технологий обучения в соответствие с возможностями, предоставляемыми цифровыми образовательными платформами.

В качестве общего вывода можно констатировать, что дистанционная форма обучения требует дальнейшего изучения и обобщения существующих наработок. Достаточного времени на подготовку к переходу на такой вид обучения у студентов и преподавателей не было, поэтому потребуется определённое время для устранения недостатков и обобщения опыта.

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации». Available at https:// www.garant.ru

2. Цифровая образовательная среда. Федеральный проект, входящий в Национальный проект «Образование». Available at https:// www.edu.gov.ru/national-project/

3. Гозман Л.Я., Шестопал Е.Б. Дистанционное обучение на порогеXXI века. Ростов-на-Дону: Мысль, 1999.

4. Никуличева Н.Ю. Дистанционное обучение в образовании: организация и реализация. Москва: LAP-Lambert Akademic Publishing, 2019.

5. Вербицкий А.А. Цифровое обучение: проблемы, риски и перспективы. Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». 2019; № 1 (6). Available at https:// www.journal.homocyberus.ru/Verbitskiy_AA_1_2019

6. Больше 40% школьников пожаловались на депрессию из-за дистанционки. Ведомости. 2020; 14 сентября. Available at https:// www.vedomosti.ru/society/ news/2020/09/14/839769-bolshe-40-shkolnikov-pozhalovalis

7. Чмыхова Е.В. Социальные риски электронного обучения в цифровом обществе. Цифровая социология. 2020; Т. 3, № 1: 4 - 11. Available at https:// www.cyberleninka.ru/ article/n/sotsialnye-riski-elektronnogo-obucheniya-v-tsifrovom-obschestve

8. Беляева М.А. Риск как предмет научного анализа в педагогике и образовании. Педагогическое образование в России. 2014; № 11: 16 - 36. Available at https:// www. cyberleninka.ru/article/n/risk-kak-predmet-nauchnogo-analiza-v-pedagogike-i-obrazovanii

References

1. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 № 273-F3 «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii». Available at https:// www.garant.ru

2. Cifrovaya obrazovatel'naya sreda. Federal'nyj proekt, vhodyaschij v Nacional'nyj proekt «Obrazovanie». Available at https:// www.edu.gov.ru/national-project/

3. Gozman L.Ya., Shestopal E.B. Distancionnoe obuchenie na poroge XXI veka. Rostov-na-Donu: Mysl', 1999.

4. Nikulicheva N.Yu. Distancionnoe obuchenie v obrazovanii: organizaciya i realizaciya. Moskva: LAP-Lambert Akademic Publishing, 2019.

5. Verbickij A.A. Cifrovoe obuchenie: problemy, riski i perspektivy. 'Eektonnyj nauchno-publicisticheskijzhurnal «Homo Cyberus». 2019; № 1 (6). Available at https:// www.journal. homocyberus.ru/Verbitskiy_AA_1_2019

6. Bol'she 40% shkol'nikov pozhalovalis' na depressiyu iz-za distancionki. Vedomosti. 2020; 14 sentyabrya. Available at https:// www.vedomosti.ru/society/news/2020/09/14/839769-bolshe-40-shkolnikov-pozhalovalis

7. Chmyhova E.V. Social'nye riski 'elektronnogo obucheniya v cifrovom obschestve. Cifrovaya sociologiya. 2020; T. 3, № 1: 4 - 11. Available at https:// www.cyberleninka.ru/article/n/ sotsialnye-riski-elektronnogo-obucheniya-v-tsifrovom-obschestve

8. Belyaeva M.A. Risk kak predmet nauchnogo analiza v pedagogike i obrazovanii. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2014; № 11: 16 - 36. Available at https:// www. cyberleninka.ru/article/n/risk-kak-predmet-nauchnogo-analiza-v-pedagogike-i-obrazovanii

Статья поступила в редакцию 02.02.21

УДК 379.8

Wang Bo, postgraduate, Herzen State Pedagogical University of Russia (China), E-mail: 1617465160@qq.com

SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITIES OF THE UNIVERSITY IN MODERN CONDITIONS. The article examines the theoretical concepts of socio-cultural activities, as well as the experience of the socio-cultural activities of the university in modern conditions. The author presents the practical experience of the social and cultural activities of the Russian State Pedagogical University n.a. A.I. Herzen in the organization of educational and leisure projects "Extension at a distance", "Mega Hertz" during a pandemic in the educational space of the city. The experience of organizing remote education and upbringing of schoolchildren by the efforts of students of a pedagogical university in the framework of social and cultural activities is presented. The organizational forms and content of educational activities for schoolchildren and their parents by the efforts of students from different faculties are presented, the mutually beneficial results of such social and cultural interaction between the university and the school are considered.

Key words: social and cultural activities of university, distance education and upbringing, interaction between university and school during pandemic.

Ван Бо, аспирант, ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена», г. Санкт-Петербург,

E-mail: 1617465160@qq.com

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВУЗА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

В статье рассматриваются теоретические представления о социально-культурной деятельности, а также опыт в данной сфере деятельности вуза в современных условиях. Автор представляет практический опыт социально-культурной деятельности Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена в организации образовательно-досуговых проектов «Продленка на удаленке», «Мега Герц» в период пандемии в образовательном пространстве города. Представляется опыт организации удаленного образования и воспитания школьников силами студентов педагогического вуза в рамках социально-культурной деятельности. Представлены организационные формы и содержание образовательных мероприятий для школьников и их родителей силами студентов разных факультетов, рассматриваются взаимовыгодные результаты такого социально-культурного взаимодействия вуза и школы.

Ключевые слова: социально-культурная деятельность вуза, удаленное образование и воспитание, взаимодействие вуза и школы в период пандемии.

Понятие «социально-культурная деятельность» в современной науке появилось не так давно, в конце прошлого столетия, примерно в начале девяностых годов. Новое направление в культурологии вобрало в себя элементы категориального аппарата таких наук, как философия, этика, культурология, социология, психология, педагогика и др. Изучением социально-культурной деятельности занимались Ариарский М.А. [1], Григорьева Е.И. [2], Киселева Т.Г [1], Ковальчук А.С. [4], Новикова ГН. [5] и многие другие.

Беляева Л.А. и Беляева М.А. подчеркивали в данном понятии важность такой категории, как «деятельность», для реализации этого направления в практи-

ческой деятельности: «С этой позиции социально-культурная деятельность также представляет собой активность разнообразных субъектов (индивидуальных, групповых, институциональных), преследующих определенные цели и использующих определенные средства» [6, с. 69].

Приведем краткое, но емкое определения Туева В.В.: «Социально-культурная деятельность - это управляемый обществом и его социальными институтами процесс приобщения человека к культуре и активного включения самого человека в этот процесс» [7, с. 32]. Исходя из работ Беляевой Л.А., Беляевой М.А., Туева В.В. в своем исследовании мы рассматриваем данный феномен с позиций деятельностного подхода.

Практический опыт социокультурной деятельности вуза в современных условиях

В своей статье мы хотели бы представить практический опыт социально-культурной деятельности Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена в непростой период пандемии, когда и школьники, и студенты перешли на дистанционное обучение, испытывая при этом организационные трудности, когда в растерянности были и школьные учителя при организации обучения, когда нельзя было перегружать школьников теоретическими знаниями и забывать об их досуге, и преподаватели вуза, которым как-то надо было организовывать педагогическую и другие виды практик для студентов - будущих учителей.

Проще всего было организовать консультативную помощь обучающимся по школьным предметам, привлекая к данной деятельности студентов старших курсов, обучающихся на соответствующих школьным предметам факультетах (математическом, физическом, химическом, биологическом и т.д.). Для этого был разработан специальный проект «Продленка на удаленке», в рамках которого было составлено расписание второй половины дня для школьников города. Занятия проводили студенты старших курсов в игровой форме, повторяя и закрепляя пройденный материал. Предлагаемые занятия были необязательны для посещения школьниками, однако они давали передышку и школьным учителям, и родителям школьников и пользовались большой популярностью.

Была специально разработана технологическая платформа: портал https:// help.herzen.spb.ru/, работа которого была организована для школьников 5, 6, 7 и 8 классов и их родителей. Каждый ребенок и родитель мог записаться на любое мероприятие, проводимое на его параллели. Цель каждого занятия - разбор и помощь в решении домашних заданий по определенному предмету, дополнительные разъяснения материалов уроков, индивидуальные консультации. У обу-

чающихся появилась возможность задать вопрос и получить оперативный ответ. Школьник или родитель могли записаться к определенному тьютору в соответствии с его индивидуальным графиком и получить консультацию (за пределами сетки расписания).

Однако в герценовском университете обучаются и другие категории будущих педагогических и непедагогических работников, например, социальные педагоги, воспитатели, социальные работники, музыкальные руководители, педагоги-хореографы, в вузе существуют экономический, юридический, философский и другие факультеты, студенты которых также были задействованы в социально-культурном проекте вуза. Например, 2 раза в неделю в сетку расписания вставлялись мероприятия досуговой деятельности и дополнительного образования, а также мероприятия для родителей (будущие социальные педагоги, социальные работники, юристы). Родителям (опекунам, бабушкам и дедушкам) предлагается консультационная помощь трех типов:

- вебинары на общие, «волнующие» всех темы (воспитательные, юридические и др.);

- вопросно-ответные диалоги с консультантами;

- индивидуальные консультации по предварительной записи.

В рамках проекта «Тьюторство в социальной коммуникации» открывались социальные чаты для детей для организации их общения по возрастным, предметным и иным основаниям. Студентами Института музыки, театра и хореографии РГПУ имени А.И. Герцена проводились мастер-классы онлайн для школьников (в рамках дополнительного образования и организации их досуга) по музыке, хореографии, театральному искусству. Вечерами показывались учебные спектакли, танцевальные постановки, музыкальные вечера, которые пользовались огромной популярностью не только у школьников, но и у родителей.

В качестве примера приведем такое расписание по дням (см. табл. 1).

Таблица 1

«ГЕРЦЕН» В ПОМОЩЬ (HERZEN-TO-HELP) Расписание для учащихся 6 классов

15.00 - 16.30 16.30 - 18.00 18.00 - 19.00

Понедельник Математика Записаться: Вебинар: «Вычисляем длину и площадь круга» Записаться: Индивидуальные консультации: 19.11, 16.00 - Иванова И.И. 21.11, 19.00 - Петрова П.В. Задать вопрос: Литература Консультация для родителей

«Чат-болталка» для детей и тьюторов

Вторник Биология Русский язык МЕГА-ГЕРЦ

Среда История, обществознание, география Консультация для родителей

«Чат-болталка» для детей и тьюторов

Четверг Математика Иностранный язык Русский язык МЕГА-ГЕРЦ

Пятница Информатика Консультация для родителей и тьюторов

«Чат-болталка» для детей

Проведение вебинаров по темам учебных предметов и заданным детям домашним заданиям. Проводятся в соответствии с расписанием, количество студентов, проводящих вебинар - 3 - 4 Студенты предметных профилей:

Биология

География

Иностранный язык

Информатика

История и обществознание

Математика

Русский язык и литература

Физика

Химия

Проведение индивидуальных консультаций по предварительной записи Ребенок или родители при записи на консультацию предварительно задают вопросы. Необходима консультационная помощь преподавателей (может быть, учителей) для подготовки студента к консультации

Организация досуговых мероприятий и занятий по дополнительному образованию Студенты профилей «искусство»: музыканты, художники; психолого-педагогических профилей. Студенты МЕГА-ГЕРЦА

Организация социальных чатов Студенты института психологии, педагогики, детства, дефектологического образования и реабилитации

Консультирование родителей Магистранты, аспиранты

Проведение вебинаров для родителей Магистранты, аспиранты, преподаватели

Роли тьюторов в проекте:

Таким образом, организованная в РГПУ имени А.И. Герцена в период пандемии тьюторская деятельность студентов смело может быть отнесена к социально-культурной деятельности, приносящей пользу не только школьному сообществу города, но дающая возможность самореализоваться в профессиональной педагогической деятельности самим студентам.

Школьники (6, 7 или 8 класса) получают возможность:

- методической помощи в выполнении домашних заданий и дополнительном разъяснении материалов уроков,

- квалифицированного ответа на заданный вопрос,

- индивидуальной консультации в случае затруднений,

Библиографический список

- участия в досуговых мероприятиях,

- социальной включенности в детское сообщество,

- занятость во вторую половину дня.

Студенты университета получают возможность:

- получения за участие в проекте зачета по учебным и производственным практикам;

- выполнения практических и творческих заданий по отдельным учебным дисциплинам;

- выполнения экспериментальной части выпускной квалификационной работы.

1. Ариарский М.А. Социально-культурная деятельность как предмет научного осмысления. Санкт-Петербург: Арт-студия «Концерт», 2008.

2. Актуальные проблемы социально-культурной деятельности: сборник статей. Тамбов, 2005.

3. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: учебник. Москва: МГУКИ, 2004.

4. Ковальчук А.С. Социально-культурная деятельность. Орел: ОГИИК, 1997.

5. Новикова ГН. Технологические основы социально-культурной деятельности. Москва: МГУКИ, 2004.

6. Беляева Л.А., Беляева М. А. Социально-культурная деятельность: структурно-функциональная модель. Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2013; № 1 (33): 68.

7. Туев В.В. Социально-культурная деятельность: понятие и предметное поле. Социально-культурная деятельность: история, теория, образование, практика: сборник статей. Кемерово: КемГАКИ, 2002: 32.

Refеrences

1. Ariarskij M.A. Social'no-kul'turnaya deyatel'nost' kak predmet nauchnogo osmysleniya. Sankt-Peterburg: Art-studiya «Koncert», 2008.

2. Aktual'nye problemy social'no-kul'turnoj deyatel'nosti: sbornik statej. Tambov, 2005.

3. Kiseleva T.G., Krasil'nikov Yu.D. Social'no-kul'turnaya deyatel'nost': uchebnik. Moskva: MGUKI, 2004.

4. Koval'chuk A.S. Social'no-kul'turnaya deyatel'nost'. Orel: OGIIK, 1997.

5. Novikova G.N. Tehnologicheskie osnovy social'no-kul'turnoj deyatel'nosti. Moskva: MGUKI, 2004.

6. Belyaeva L.A., Belyaeva M. A. Social'no-kul'turnaya deyatel'nost': strukturno-funkcional'naya model'. Vestnik Chelyabinskoj gosudarstvennoj akademii kultury i iskusstv. 2013; № 1 (33): 68.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Tuev V.V. Social'no-kul'turnaya deyatel'nost': ponyatie i predmetnoe pole. Social'no-kul'turnaya deyatel'nost': istoriya, teoriya, obrazovanie, praktika: sbornik statej. Kemerovo: KemGAKI, 2002: 32.

Статья поступила в редакцию 01.02.21

УДК 378

Gusev A.Yu., senior teacher, postgraduate, Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: gvdance@mail.ru

SOCIO-CULTURAL DESIGN IN THE SYSTEM OF PROFESSIONAL TRAINING OF TEACHERS-CHOREOGRAPHERS. The article studies the current problem of professional training of choreographers in the context of changes in the modern socio-cultural situation. The author considers socio-cultural design as an innovative technology in the system of professional training of teachers-choreographers. Fulfilling the analysis of the literature, it is established that socio-cultural design contributes to the development of personal and professional qualities of students. In the article, the author defines the concept of "socio-cultural design in the field of choreographic art". The analysis of the activities of St. Petersburg universities that provide training in various areas in the field of choreographic art allowed us to identify a variety of types of socio-cultural projects in the areas of activity.

Key words: socio-cultural design, project activity, professional training, teacher-choreographer, choreographic art.

А.Ю. Гусев, ст. преп., аспирант, ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет имени А.И Герцена»,

г. Санкт Петербург, E-mail: gvdance@mail.ru

СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ-ХОРЕОГРАФОВ

Статья посвящена актуальной проблеме профессиональной подготовки педагогов-хореографов в условиях изменений современной социокультурной ситуации. Автор рассматривает социокультурное проектирование как инновационную технологию в системе профессиональной подготовки педагогов-хореографов. На основании анализа литературы установлено, что социокультурное проектирование содействует развитию личностных и профессиональных качеств студентов. В статье автором определяется понятие «социокультурное проектирование в области хореографического искусства». Анализ деятельности петербургских вузов, осуществляющих обучение по различным направлениям в области хореографического искусства, позволил выделить разнообразие видов социокультурных проектов по направлениям деятельности. Автором предполагается, что социокультурное проектирование обладает педагогическим потенциалом и может служить эффективным средством индивидуализации обучения студентов - будущих педагогов-хореографов.

Ключевые слова: социокультурное проектирование, проектная деятельность, профессиональная подготовка, педагог-хореограф, хореографическое искусство.

Проблема построения содержания профессиональной подготовки будущих педагогов является одной из ключевых в развитии образования. Изменение социальной и образовательной ситуации в России обусловливает необходимость поиска эффективных путей для решения обострившейся проблемы подготовки квалифицированных специалистов с высшим образованием, готовых быстро адаптироваться к новым социально-культурным условиям.

Совершенствование образовательного процесса актуализируется применением проектной деятельности в достижении качественно нового уровня подготовки специалистов в области хореографического искусства. Исследования последних лет показывают, что проектная технология в системе подготовки будущих педагогов-хореографов позиционируется как инновационная (О.Н. Вернигора [1], Е.А. Никитина [2], М.С. Тонков [3], Е.Б. Юнусова [1] и др.). Проектная деятельность в сфере хореографической педагогики направлена на самореализацию личностных и профессиональных способностей и акти-

визацию самостоятельного творческого поиска студентов - будущих педагогов-хореографов.

Педагог-хореограф является носителем и транслятором социокультурных ценностей и традиций, их хранителем, а также новатором в области танца. Лишь только творческая личность, индивидуальность, востребованная обществом, способствует накоплению этих ценностей и традиций, их сохранению и развитию, что обусловливает актуальность применения социокультурной проектной технологии в профессиональной подготовке педагогов-хореографов.

ГМ. Бирженюк и А.П. Марков [4] социокультурное проектирование определяют как специфическую технологию, представляющую собой конструктивную, творческую деятельность, сущность которой заключается в анализе проблем и выявлении причин их возникновения, выработке целей и задач, характеризующих желаемое состояние объекта (или сферы проектной деятельности), разработке путей и средств достижения поставленных целей. Данная технология

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.