что требует их соразмерности и единства. Интеграция теории и практики способствует образованию связей, обеспечивающих целостность образовательного процесса.
Литература:
1. Приказ Министра обороны РФ от 15 сентября 2014 г. N 670 «О мерах по реализации отдельных положений статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)
2. Александрова О.Б., Дрожжин М.А., Моисейкин Д.А. Особенности профессиональной подготовки в обеспечении безопасности авиационных специалистов // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. - Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2018. - Вып. 58. -Ч.3. - 380 с. С. 27-30.
3. Александрова О.Б., Дрожжин М.А., Моисейкин Д.А. Интерактивное обучение курсантов высшего военного авиационного училища культуре безопасности // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. - Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2018. - Вып. 60. -Ч.2. - 500 с. С. 10-13.
4. Андриенко Е.В. Интегративные тенденции в современном образовании как фактор его модернизации // Вестник педагогических инноваций. - 2016. - № 1(41). - С. 5-10
5. Ардабацкая И.А. Процессы интеграции в образовательном пространстве современной школы // Ярославский педагогический вестник. - 2017.- № 6 С. 36-40
6. Бугаков И., Кот А., Царьков А. Концепция интегрированного образования // Высшее образование в России. Военная кафедра - 2004. - № 12. - С. 124-129
7. Попова Ю.Ф., Соренсен О.Ю. Интеграция теории и практики в процессе подготовки и переподготовки специалистов на экономическом факультете Сыктывкарского Университета: // Темпус-Проект: - Сыктывкар: Изд-во Сыктывкарского университета, - 1999. - 40с.
8. Стрельников П.А. Сущность и содержание интеграционных образовательных процессов // научное педагогическое обозрение - 2016. - № 3 (13). С. 169-174
9. Словари. [Электронный ресурс] - Режим доступа - URL: https://slovar.cc/enc/slovarik/1831992.html (Дата обращения 20.01.2019г.)
Педагогика
УДК 378
старший преподаватель кафедры Амамбаева Надежда Сергеевна
ФГБОУ ВО "Гжельский государственный университет" (посёлок Электроизолятор);
студентка группы СКД-БО-17 Банетова Мария Викторовна
ФГБОУ ВО "Гжельский государственный университет" (посёлок Электроизолятор);
доктор педагогических наук, профессор кафедры
психологии и педагогики Сорокопуд Юнна Валерьевна
ФГБОУ ВО "Гжельский государственный университет" (посёлок Электроизолятор), профессор кафедры педагогики и психологии
ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет» (г. Грозный)
ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРОВ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ
Аннотация. В статье рассматривается вопрос о подготовке специалистов в сфере социально-культурной деятельности. Мнения ведущих ученых социально-культурной деятельности в области образования будущих профессиональных работников культуры.
Ключевые слова: культурная деятельность, социально-культурная сфера, отечественная практика, образовательная практика.
Annotation. The article deals with the issue of training specialists in the field of social and cultural activities. Opinions of leading scientists of social and cultural activities in the field of education of future professional workers of culture.
Keywords: cultural activity, social and cultural sphere, domestic practice, educational practice.
Введение. Государственный заказ наполнения квалифицированными кадрами рынок всех отраслей культуры, подготовка бакалавра, владеющего образовавшимися обновлёнными творческими профессиями в сфере социокультурной деятельности, является одним из наиболее важных в профессионально педагогической деятельности профессиональных вузов, что подтверждается значительным множеством научных исследований российских деятелей науки и лидирующих практиков в данной области.
В системе обучения бакалавра как перспективного специалиста социально-культурной деятельности, в выбранном им профиле получения специальности, обязательными критериями являются: общеобразовательный, общекультурный и профессиональный уровни.
Общеобразовательные и профессиональные компетенции, заложены в основу Федерального государственного образовательного стандарта, диктующего требования по формированию учебного плана, реализации общеобразовательных и профессиональных учебных программ бакалавриата, фондов оценочных средств, р образовательных программ, направления подготовки «Социально-культурная деятельность» в вузах.
Для понимания запрашиваемых новым рынком в лице работодателей навыков мастерства профессиональной сферы культуры подготовки бакалавра направления социально-культурной деятельности, немаловажно знать специфику, суть, направление и перспективу развития современных предприятий (учреждений, фирм, агентств, школ, мастерских и т. д.) в отраслях культуры, досуга, спорта, образования и туризма с момента его образования.
Изложение основного материала статьи. Общепринятое понимание понятия «Социально-культурная деятельность» в науке «культурология» (философия, психология, педагогика, экономика и т. д.) заменило общепризнанное в Советскую эпоху обозначение «культурно-просветительная работа».
За годы Советского периода сложилась традиционная образовательная система среднего, средне специального, высшего очного и заочного образования, профессиональной переподготовки специалистов, курсов повышения квалификации, обучающих семинаров для начинающих молодых и практикующих опытных специалистов культурно-досуговых учреждений в сфере культуры.
В 1970 году каждый житель, имеющий среднее образование, имел возможность поступить и учиться в более чем в 135 культурно просветительских училищах, со средним и средне специальным образованием учиться в 18 институтах культуры и искусств.
В профессиональной терминологии утвердившиеся в обществе, понятия: «Социально-культурной деятельность», «Сфера социально- культурной деятельности», «Инфраструктура сферы культуры», «Отрасль социально- культурной деятельности» образовались в профессиональной лексике в период перестройки, формирования новых подходов к выбору деятельности всех традиционных государственных и муниципальных субъектов культуры, создания новых организационно - правовых форм предприятий, кардинальных переоценок ценностей общества, пересмотра основных статей государственной политики формирования культурной деятельности, в момент передачи промышленными предприятиями и профсоюзами учреждений культуры, домов творчества, музыкальных и художественных школ и т.д., на баланс муниципальных органов управления регионов, городов и поселений.
В начале 90-х годов XX столетия, в начале пути процесса глобализации, стимулируемого быстрым развитием новых информационных и коммуникационных технологий, создания условия для нового диалога между культурами и цивилизациями, «Социально-культурная деятельность» как самостоятельная образовательная дисциплина и ряд специальностей, изучающих её как профессиональную, впервые получили научное обоснование и были внедрены в учебный процесс Московского государственного университета культуры и искусств» [4, с. 46-471.
В учебных пособиях для студентов и преподавателей вуза Т Г. Киселевой и Ю. Д. Красильникова определение «Социально-культурная деятельность» трактует несколько значимых позиций:
- общественная практика, функционирующих профессий, имеющих спрос в современной социокультурной ситуации;
- учебная программа, имеющая выстроенную логическую линию и систему;
- исторически сложившуюся отрасль научных знаний, теорию, глоссарий, научно методические работы ученых и действующих практиков» [4, с. 451.
Выпущенное в 1998 году учебное пособие для студентов «Культурно-досуговая деятельность», внесло существенный вклад в пополнение глоссария, определяющего понимание всех видов и направлений социально-культурной деятельности (образование, искусство, спорт, досуг, туризм и т. д.). В данном учебном пособии представлены исторические этапы развития социокультурной деятельности, теория и формы организации досуга населения различных социальных групп, раскрыты организационные структуры предприятий, используемые методики в работе учреждений культуры, обозначена классификация технологий организации культурно-досуговых проектов (программ), обозначены проблемы методического обеспечения учреждений культурно-досуговой деятельности, предложены инновационные программы, приёмы и инструменты совершенствования мастерства специалистов творческих профессий, бакалавров, магистров, аспирантов.
В учебном пособии Г.А. Аванесовой «Культурно досуговая деятельность», проведён анализ менеджмента и маркетинга сферы культуры, методов организации и технологии обслуживания целевой аудитории в востребованных сегментах досуга.
На рынке требуемых вакансий многочисленных отраслей сферы культуры в условиях формирования новой схемы взаимодействия экономических составляющих и нормативных документов государственных управленческих структур, меняются приоритеты выбора и мотивации готовности к профессиональной деятельности как претендующих на вакансию, так и условия отбора специалистов работодателями при предоставлении вакансии. Бакалавр по результатам освоения профессиональной образовательной программы вуза как перспективный специалист, должен быть юридически грамотным, владеть теоретическими знаниями в области экономики и психологии, разбираться в государственной и кадровой политике, быть компетентным в специфике данного учреждения, мобильным, иметь стремление к продвижению развития карьерного роста. так как все организационные структуры индустрий социально-культурной сферы не только имеют различные юридические формы деятельности и пути финансирования, но и новые кардинально изменившиеся условия и возможности карьерного роста.
Современный специалист, понимая, как быстро на рынке меняются условия трудовой деятельности, готов к усиленной нагрузке и динамике изменяющихся требований к коэффициенту полезной деятельности каждого сотрудника организации, поиску путей совершенствования собственного профессионального уровня. Проходя курсы повышения квалификации или переподготовку параллельно с основной трудовой деятельностью молодой специалист творческого профиля имеет возможность дополнительно изучить методы взаимодействия и корректирования взаимоотношений трудового творческого коллектива, приобретает коммуникативные навыки общения, изучает критерии выбора правильной целевой аудитории, способы дифференцированного подхода к оказанию услуг населению с целью удовлетворения потребности организации различных форм досуга всех многочисленных социальных групп, создания условий для общения по интересам, развития творческих и интеллектуальных способностей вкультурной деятельности каждой личности.
На этапе развития новой социально- культурной сферы. в связи с меняющимися формами организации управления предприятием, взаимоотношений с субподрядчиками, введения новых нормативов документа оборота государственными органами управления, условий финансового обеспечения, трудовой занятости появляться востребованные и невостребованные профессии в управлении культурной сферой такие как:
- персональный менеджер, менеджер проекта, арт-менеджер, продакшн менеджер, импресарио, промоутер, агент, работающий с профессиональными актерами, режиссерами, художниками, топ-моделями и т. д.;
- художественный руководитель, заведующий постановочной частью, куратор выставки, владелец галереи;
- музыкальный продюсер, линейный продюсер, кинопродюсер, продюсер культурно-досуговых программ;
- технолог социально-культурной деятельности;
- педагог организатор, аниматор социально- культурной деятельности, игротехник;
Все эти профессии требуют кардинального пересмотра и новой структуры в системе подготовки специалиста.
Традиционные подходы к формированию учебных программ российских вузов в области культуры, как и ранее в годы советской эпохи соответствуют.
Общероссийскому классификатору профессий по образованию, 14 основных направлений подготовки. Одно из направлений реализует информационно образовательные, культуротворческие, педагогические и воспитательные технологии в области культуры («библиотечные информационные ресурсы», «народная художественная культура», «социально-культурная деятельность» и др.), другое направление расставляет акценты в сфере искусства («Музыкальное искусство», «Театральное искусство», «Хореографическое искусство», «Киноискусство» и др.). Данные направления без исключения гарантируют высокий уровень образования профильных специалистов творческих профессий, поддерживающих высокий уровень культуры и общества. Студенты данных вузов приобретают знания в сфере художественного творчества, общения и деятельности в области культуры.
На современном этапе в Российской Федерации имеется более восьмидесяти государственных вузов культуры и искусства, где в основном готовят специалистов широкого профиля, имеющих возможность реализовать себя как в сфере культуры, так и в сфере образования, будущее которых связано с искусством, исполнительским и художественным творчеством, педагогической деятельностью, социальной и культурно массовой работой (художественные руководители, педагоги творческий студий, продюсеры, режиссеры кино, телевидения, театров, любительских театров, площадных праздников, телевизионных шоу и др.).
Ведущими вузами в области подготовки бакалавров (магистров, аспирантов) социально-культурной деятельности и туризма являются: Московский государственный институт культуры, Санкт-Петербургский государственный институт культуры, Кемеровский государственный институт культуры, Казанский государственный институт культуры, Омский государственный институт культуры и искусств, Гжельский государственный университет, Смоленский государственный институт и другие.
Выводы. Анализируя весь описанный опыт выстроенной структуры подготовки бакалавров социально-культурной сферы в отечественной образовательной практике мы понимаем, что он не мал и всё же не решает всей потребности специалистов современного динамично развивающегося рынка сферы культуры.
Согласно позиции таких авторов, как М. А. Ариарский, И. А. Ивлева, Л.В. Полагутина отличительная черта социокультурного образования «проявляется в том, что оно должно не только отражать, но и опережать социальное и экономическое развитие общества, лучше подготовиться к восприятию новых идей и общественных отношений, выстроить общие проекты и образовательные программы подготовки бакалавров социально-культурной сферы совместно с работодателями. Студенты XXI века принесут в третье тысячелетие те ценности, которые в них закладываются сегодня, а это требует от высшей школы эффективной реализации принципа опережающего развития...» [2, с. 22].
Литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 51.03.03 Социально-культурная деятельность [Электронный ресурс] // URL: http://fgosvo.m/uploadfiles/FGOS0/o20VO0/o203++/Bak/510303_B_3J2012018.pdf (29.12.2018)
2. Ариарский М.А Методика «погружения» в специальность: науч.-метод. пособие в помощь, осваивающим специальность «социально-культурная деятельность» / М.А. Ариарский, И.А. Ивлева, Л.В. Полагутина. - СПб.: СПб ГУКИ, 2007. - 337 с.
3. Закон Российской Федерации «Об образовании». - М.: Астрель, 2003. - 80 с.
4. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: Учебник. - М.: МГУКИ, 2004. - 539 с.
5. Ярошенко Н.Н. История и методология теории социально-культурной деятельности: Учебник. - М.: МГУКИ, 2007. - 360 с.
Педагогика
УДК 378.147
кандидат филологических наук, доцент кафедры интенсивного
обучения русскому языку как иностранному Артамонова Валентина Викторовна
Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург); старший преподаватель кафедры теоретической и прикладной лингвистики Аксенова Дарья Алексеевна
Балтийский государственный технический университет «Военмех» имени Д. Ф. Устинова (г. Санкт-Петербург)
ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ИЗУЧЕНИЯ РУССКОЙ СЛЕНГОВОЙ ЛЕКСИКИ В
ИНОСТРАННОЙ АУДИТОРИИ
Аннотация. Обучение русскому языку как иностранному не может обойтись без обращения к актуальным процессам развития и функционирования языка. Сленг занимает значительное место в современной русской речи, активно осваивается формирующейся «вторичной» языковой личностью инофона. В статье рассматриваются особенности сленговой лексики последнего времени, разновидности сленга, способы его формирования, функционирование сленга в современном обществе и культуре. Авторами статьи представлена лингводидактическая система изучения сленга в иностранной аудитории, основанная на использовании актуальных педагогических технологий.
Ключевые слова: сленговая лексика, культурный компонент, языковая догадка, полисемия, деривационные цепочки, межкультурный диалог.
Annоtation. Teaching Russian as a foreign language cannot do without resorting to the actual processes of development and functioning of the language. Slang occupies a significant place in modern Russian language, it is actively mastered by the emerging "foreign language personality" of a foreigner. The article discusses the features of