Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕННОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ МОДЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ'

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕННОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ МОДЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
247
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ / МЕНЕДЖЕР СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ / НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ПРАКТИКИ / ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КРЕАТИВНЫЕ КЛАСТЕРЫ / ГОРОДСКИЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ПРОСТРАНСТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Востряков Лев Евгеньевич, Ивлиева Ирина Анатольевна

Анализируя повышение статуса социально-культурной деятельности в начале третьего десятилетия XXI в., авторы выделяют целый комплекс противоречий, сложившихся в настоящее время как в самой профессиональной деятельности, так и в процессе подготовки менеджеров социокультурной сферы. По мнению авторов, опережающий характер подготовки менеджеров социально-культурной деятельности в вузе культуры может быть обеспечен за счет создания системы сетевого взаимодействия с работодателями; более глубокого осмысления связи между спецификой менеджмента в социально-культурной сфере и ценностным наполнением его функций и содержания; реализация аксиологического компонента профессиональной подготовки специалистов, централизующего формирование российской гражданской идентичности как приоритетной ценностной ориентации менеджеров социально-культурной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Востряков Лев Евгеньевич, Ивлиева Ирина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITIES IN THE CONTEXT OF THE IMPLEMENTATION OF THE VALUE-ORIENTED MODEL OF THE STATE CULTURAL POLICY

The authors study the increase in the status of social and cultural activities at the beginning of the third decade of the XXI century, theу identify a complex of contradictions that have developed at the present time both in the professional activity itself and in the process of training of cultural managers. The authors believe that it is possible to achieve a proactive character in the training of future cultural managers at the Institute of Culture, if you create a system of network interaction with employers, you will more deeply comprehend the connection between the specifics of management in the field of culture and the value content of its functions and content, you are implementing the axiological component of professional training of specialists, where the priority value orientation of managers will be the formation of the Russian civil identity.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕННОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ МОДЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ»

РАЗДЕЛ 1. СТРАТЕГИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ РФ И АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

SECTION 1. STRATEGY OF STATE CULTURAL POLICY OF THE RUSSIAN FEDERATION AND CURRENT PROBLEMS OF SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITY

УДК 374.7:351.85

Л. Е. Востряков, И. А. Ивлиева

Социально-культурная деятельность в условиях реализации ценностно ориентированной модели государственной культурной политики

Анализируя повышение статуса социально-культурной деятельности в начале третьего десятилетия XXI в., авторы выделяют целый комплекс противоречий, сложившихся в настоящее время как в самой профессиональной деятельности, так и в процессе подготовки менеджеров социокультурной сферы. По мнению авторов, опережающий характер подготовки менеджеров социально-культурной деятельности в вузе культуры может быть обеспечен за счет создания системы сетевого взаимодействия с работодателями; более глубокого осмысления связи между спецификой менеджмента в социально-культурной сфере и ценностным наполнением его функций и содержания; реализация аксиологического компонента профессиональной подготовки специалистов, централизующего формирование российской гражданской идентичности как приоритетной ценностной ориентации менеджеров социально-культурной деятельности.

Ключевые слова: ценностно ориентированная модель государственной культурной политики; менеджер социокультурной сферы; национально-культурная идентичность, социально-культурные технологии и практики, опережающее профессиональное образование, креативные кластеры, городские общественные пространства.

Lev E. Vostriakov, Irina A. Ivlieva

Social and ^ltral activities in the context of the implementation of the value-oriented model of the State Cultural Policy

The authors study the increase in the status of social and wltral activities at the beginning of the third decade of the XXI century, theY identify a complex of contradictions that have developed at the present time both in the professional activity itself and in the process of training of cultural managers. The authors believe that it is possible to achieve a proactive character in the training of future cultural managers at the Institute of Culture, if you create a system of network interaction with employers, you will more deeply comprehend the connection between the specifics of management in the field of culture and the value content of its functions

Section 1 • Strategy of State cultural policy of the Russian Federation and current problems of social and cultural activity

and content, you are implementing the axiological component of professional training of specialists, where the priority value orientation of managers will be the formation of the Russian civil identity

Keywords: value-oriented model of the state cultural policy, cultural manager, national and cultural identity, socio-cultural technologies and practices, anticipatory professional training, creative clusters, urban public spaces

В условиях вызовов XXI столетия и реализации новой доктрины государственной культурной политики России происходит повышение статуса социально-культурной деятельности, о чем свидетельствует целый ряд факторов:

• социально-культурная деятельность по своей природе, функциям и принципам выступает сегодня основной интегрирующей силой, способной объединить людей в общих чувствах добра, справедливости и уважения человеческого достоинства, обеспечить гражданскую стабильность и согласие;

• социально-культурные технологии и практики широко используются в деятельности всех учреждений социально-культурной сферы, существенно расширяя базовые функции учреждений культуры, а иногда и заменяя их (так, библиотечные учреждения трансформируются в культурно-досуговые центры, театры осуществляют поиск новых форматов взаимодействия со зрительской аудиторией, музеи активно используют интерактивные и анимационные технологии и т. д.);

• социально-культурная деятельность способна на основе использования целого спектра форм, методов и средств для трансляции устоявшихся символических форм, резонансных референтным и героическим образам отечественной истории и культуры, осуществлять ценностно содержательное наполнение современного медиа-пространства;

• социально-культурные практики выступают инструментами развития креативных кластеров от реализации новых форматов взаимодействия творческих индустрий для создания рыночных продуктов, обладающих культурными свойствами, до содержательного наполнения досуга посетителей, существенно расширяя свою целевую аудиторию и снимая все более усиливающуюся дифференциацию культурных потребностей ее сегментов;

• формы социально-культурной деятельности активно интегрируются в маркетинговые технологии во всех сферах деятельности, реализуя идеи современного «маркетинга взаимодействия», суть которого состоит в том, что объектом управления маркетинга становятся отношения организации с потенциальным потребителем услуг. Использо-

Раздел 1 • Стратегия государственной культурной политики РФ и актуальные проблемы социально-культурной деятельности вание социально-культурных технологий в едином комплексе с маркетинговыми коммуникациями позволяет расширить каналы коммуникации с потребителями, установить с ними обратную связь, вовлечь целевую аудиторию в креативную деятельность в целях усиления своих конкурентных преимуществ и продвижения на рынке.

Об укреплении статуса социально-культурной деятельности свидетельствует также тот факт, что с момента включения в 1994 г. в классификатор направлений и специальностей высшего профессионального образования вузовской учебной специальности 05.31.00 «Социально-культурная деятельность» на базе российских вузов открывается данное направление подготовки, создаются новые профили, а конкурс на получение профессии «менеджер социально-культурной деятельности» с каждым годом увеличивается.

С 2019 г. вступили в силу актуализированные ФГОС ВО бакалавриата и магистратуры по направлениям подготовки 51.03.03 и 51.04.03 «Социально-культурная деятельность», утвержденные Минобрнауки России еще в декабре 2017 г., в соответствии с которыми отныне и ведется подготовка специалистов в области социально-культурной деятельности. Федеральным учебно-методическим объединением по УГСН 51.00.00, которое в настоящее время именуется «Культуроведе-ние и социокультурные процессы», на основе этих стандартов разработаны «Примерные основные образовательные программы», которые, однако так пока и не утверждены.

ФГОС высшего образования поколения 3++ выделяет универсальные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции, которыми должны овладеть выпускники образовательных программ направления «Социально-культурная деятельность». Первые унифицированы для всего уровня образования, вторые, формируя единое для всей укрупненной группы направлений подготовки концептуально-методологическое содержание образования, устанавливают общепрофессиональные компетенции, среди которых особо выделим «способность ориентироваться в проблематике современной государственной культурной политики Российской Федерации».

Третья группа компетенций (профессиональные) отражает особенности образовательной программы, устанавливается вузом на основе требований профессиональных стандартов и с использованием рекомендаций примерных основных образовательных программ. Отметим, что профессиональных стандартов для специалиста социально-культурной деятельности пока нет, что вынуждает при формировании образовательных программ учитывать утвержденные профстандарты

Section 1 • Strategy of State cultural policy of the Russian Federation and current problems of social and cultural activity и практику работы в смежных областях деятельности, консультироваться с потенциальными работодателями выпускников образовательной программы.

Существенное обновление социокультурных практик, активная их диджитализация, обретение социально-культурной деятельностью «статуса инструментария государственной культурной политики, технологий проектирования социокультурных коммуникаций и акций, творческих индустрий досуга, защиты культурно-информационного пространства России»1 определяют векторы модернизации социокультурного образования. Повышение статуса социально-культурной деятельности, тем не менее, не разрешает целого ряда противоречий, которые сложились сегодня как в самой профессиональной деятельности, так и в процессе подготовки менеджеров социокультурной сферы.

Первое противоречие - между государственно-общественным запросом на специалистов, способных на высоком профессиональном уровне решать актуальные проблемы социально-культурной деятельности, обусловленные ее новым статусом, и отсутствием в профессиональном сообществе общепризнанной модели формирования менеджера новой формации, которая интегрировала бы в процессе профессионального становления такого специалиста и общественный запрос, и потребности рынка. А потому «современный менеджер социально-культурной деятельности должен не только обладать фундаментальным культурологическим образованием, определенным набором профессиональных компетенций, обеспечивающих его функционирование в границах профессионального поля, но и быть готовым к приобретению „новых" знаний, развитию универсальных и общепрофессиональных компетенций, опережению в своей деятельности потребности социально-культурной практики»2. Адекватное разрешение обусловленной данным противоречием проблемы лежит в плоскости формирования ценностного отношения к профессии, развития профессионально значимых качеств личности, а не только овладения востребованными рынком труда приемами и методами профессиональной деятельности.

Об этом свидетельствует и мнение работодателей, которое было получено на основании ответов на вопросы о том, какой специалист сегодня востребован в социально-культурной сфере, есть ли у него перспективы профессионального роста; какие профессиональные компетенции наиболее актуальны, а также какие дополнительные профессиональные программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки необходимы для дальнейшего развития специалистов

Раздел 1 • Стратегия государственной культурной политики РФ и актуальные проблемы социально-культурной деятельности социально-культурной сферы. Работодатели, круг которых включал представителей бюджетных и коммерческих учреждений культуры, подчеркивали в своих ответах необходимость формирования универсальных компетенций, в основе которых находятся базовые мировоззренческие установки, а также профессиональных компетенций, позволяющих осуществлять различные виды технологической, организационно-управленческой и художественно-творческой деятельности, востребованные рынком труда.

Особое внимание работодателями было уделено формированию профессионально-значимых качеств личности: потребности в непрерывном образовании и повышении уровня общекультурного развития, креативности, новаторству, умению работать с медиа, координировать деятельность, вести переговоры, руководить подчиненными.

Главная претензия работодателей к подготовке менеджеров социально-культурной деятельности состоит в определенной оторванности знаний, полученных выпускниками, от практики. Однако это проблема не только вузов. Она требует совместного решения для обеспечения опережающего характера подготовки менеджеров социально-культурной деятельности в вузе. Работодатели должны быть заинтересованы в подготовке своих потенциальных кадров: от обеспечения их участия в реальных проектах и мероприятиях во время прохождения практики до предоставления им перспектив трудоустройства и траекторий карьерного роста.

Создание системы сетевого взаимодействия с работодателями, поиск новых форматов социального партнерства требует проработки всех ее компонентов: нормативного, мотивационного, процессуально-содержательного, диагностического, результативного. Она должна быть построена на принципах «равного участия» в подготовке будущих специалистов с максимальной согласованностью взаимных интересов.

Второе противоречие - противоречие между изменением статуса профессии «менеджер социально-культурной деятельности» как субъекта реализации ценностно ориентированной модели культурной политики и недостаточным отражением в процессе его осмысления связи между спецификой менеджмента в социально-культурной сфере и ценностным наполнением его функций и содержания. Неразрывность этой связи подчеркивал П. Вейлл, предлагая рассматривать менеджмент как «совокупность новых ценностей и оперативное их внедрение в сознание членов организации. Это процесс обучения и тренировки с целью помочь людям осознать и поэкспериментировать с теми ценностями, на которые в другой ситуации они не обратили бы

Section 1 • Strategy of State cultural policy of the Russian Federation and current problems of social and cultural activity внимание. „Управление" - это выявление ценностных конфликтов и поиск способов их преодоления»3, что позволяет рассматривать ценностные ориентиры и установки в менеджменте как «предваряющую программу деятельности и общения»4.

Несмотря на то, что и исследователи, и сами управленцы практически повсеместно признают значимость ценностных аспектов управленческой деятельности, характер и система ценностей менеджеров социально-культурной деятельности изучены пока еще явно недостаточно. Нельзя не согласиться с выдающимся психологом А. Маслоу, что «ценности следует искать (раскрывать или обнаруживать), а не избегать, конструировать или создавать»5, и, прежде всего, «достаточно важной является общая направленность ценностей»6. Если исходить из ценностно ориентированной модели, из триединой цели, которую призвана решать культурная политика в широком смысле, следует помнить поручение, которое Президент дал Правительству России: «при разработке национальной программы в сфере культуры обратить особое внимание на необходимость укрепления российской гражданской идентичности на основе духовно-нравственных и культурных ценностей народов Российской Федерации»7.

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400, поясняет, что общероссийская гражданская идентичность служит основой «защиты традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти народов Российской Федерации»8, что выступает стратегическим национальным приоритетом. Соответственно: «к традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся, прежде всего, жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России»9.

Понимая значимость этой задачи, можно констатировать, что зона национально-культурной идентичности становится сегодня основным объектом информационной агрессии со стороны агентов глобального проекта, стремящихся к деформации и уничтожению консолидирующих нацию оснований идентичности, ослаблению и разрушению национальной лояльности и готовности защищать национальные интересы. Именно поэтому формирование российской гражданской иден-

Раздел 1 • Стратегия государственной культурной политики РФ и актуальные проблемы социально-культурной деятельности тичности выступает в качестве приоритетной ценностной ориентации менеджеров социально-культурной деятельности. Способность идентифицировать себя в национально-культурном и социальном плане, разделять ключевые ценности отечественной культуры и осознавать культурный код российской цивилизации задает вектор подготовки организаторов / менеджеров социально-культурной деятельности, прежде всего, как активных субъектов социокультурной инициативы.

По мнению М. А. Ариарского, «наиболее адекватным специалистом, органично отражающим сущность социально-культурной деятельности, ее природу и остающимся в рамках ее проблемного поля, является менеджер социально-культурной деятельности, статус которого вытекает из того, что социально-культурная деятельность - это взаимодействие людей в создании, освоении, сохранении и распространении значимых ценностей культуры»10. «Культура и искусство -это важнейшие компоненты всестороннего образования, которое обеспечивает полное развитие личности, объединяет физические, умственные и творческие способности и позволяет сделать взаимосвязь между образованием, культурой и искусством более динамичной и плодотворной»11, - утверждали участники Всемирной конференции по образованию в области искусств, которая состоялась 6-9 марта 2006 г. в Лиссабоне (Португалия). Это позволяет исследователям утверждать, что благодаря социокультурному образованию менеджеры культуры приобретают такие важные качества, как:

• креативное мышление: способность выявлять проблемы и использовать креативность для поиска решений;

• культурное самосознание: осознание культурной идентичности и формирование уважения к другим разнообразным культурам;

• вовлеченность: развитие связей и эффективной командной работы с помощью межличностных средств и виртуальных инструментов;

• забота об организации, когда на первое место лидер организации ставит не собственные нужды, а потребности людей, помогая им развиваться и работать как можно лучше, укрепляя сообщество, к которому он принадлежит12.

И, если «современный специалист социально-культурной деятельности стал субъектом федеральной, региональной и муниципальной культурной политики, сегодня он призван самостоятельно, в рамках своей компетенции, определять суть, направления, цели, задачи, средства, методы, формы и другие параметры культурной политики»13. Следовательно, менеджер, «организатор социально-культурной деятельности призван выявлять, удовлетворять и развивать социально-куль-

Section 1 • Strategy of State cultural policy of the Russian Federation and current problems of social and cultural activity турные интересы разных групп населения, разрабатывать целевые культурные программы и социальные технологии их осуществления, стимулировать инновационные движения в сфере культуры, непрерывное просвещение разных групп населения, приобщение их к достижениям отечественной и мировой культуры, вовлечение в общественно значимые формы социального, научно-технического, прикладного и художественного самодеятельного творчества»14 и производства культурных ценностей для сохранения и трансляции традиционных ценностей российской цивилизации, «преобразования знаний о культуре в нравственно-эстетические качества личности»15.

Сказанное позволяет сделать вывод, что менеджмент социально-культурной деятельности направлен, прежде всего, на регулирование социального взаимодействия, поиск его новых форматов, управление социализирующими и воспитательными процессами, ориентированными на развитие личности посредством включения ее в социально-культурное творчество и освоение ценностей культуры. Именно поэтому «реализация аксиологического компонента профессиональной подготовки специалистов социально-культурной сферы обуславливает концентрацию внимания на трансляцию ценностей культуры и формирование системы ценностных ориентаций»16 будущих специалистов в целостном учебно-воспитательном процессе, который характеризует высший уровень его развития и является результатом стимулирующих сознательных действий всех участвующих в нем субъектов. В этом смысле, по нашему мнению, определенный интерес представляют результаты проведенного в Санкт-Петербургском государственном институте культуры опроса студентов старших курсов направления подготовки «социально-культурной деятельности», которые позволяют проанализировать ценностные установки будущих субъектов культурной политики17.

Экспериментальное исследование позволило выявить парадоксальную ситуацию, когда, с одной стороны, значительная группа респондентов (около 60%), на вопрос, насколько хорошо респонденты информированы о деятельности Минкультуры РФ, свои знания оценивает, как неудовлетворительные, либо уклоняется от ответа, но - с другой - ровно такая же группа (те же 60%) утверждает, что ей известны социокультурные мероприятия, которые проводит Министерство культуры Российской Федерации. Исследование того, часто ли студенты Санкт-Петербургского государственного института культуры, обучающиеся на направлении подготовки «социально-культурная деятельность», посещают сайт федерального министерства культуры, показал, что не посетили его ни разу лишь единицы, тогда как большинству на-

Раздел 1 • Стратегия государственной культурной политики РФ и актуальные проблемы социально-культурной деятельности ших респондентов сайт знаком довольно неплохо. Частота обращений к сайту министерства, осведомленность о мероприятиях позволяют предположить, что Минкультуры необходимо продолжать активное продвижение своей деятельности в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и социальных сетях.

Несомненный интерес представляет позиция респондентов относительно рисков, угрожающих развитию культуры и страны, в целом. Наибольшую опасность, как полагают будущие субъекты культурной политики, «представляют фальсификация мировой истории, попытки пересмотра роли и места России в мировой истории (80%), мировоззренческие установки массовой культуры (74%), распространение ложного представления об исторической отсталости России (72%), информационная агрессия, направленная против культурного суверенитета России (70%)»18.

Возможно, «наиболее показательны представления наших респондентов относительно того, какие направления культурной деятельности в условиях новой доктрины государственной культурной политики должны получить приоритетную поддержку государства. На первом месте - система подготовки творческих кадров (69%), далее следуют необходимость поддержки проектов международного культурного сотрудничества (49-64%) и креативных индустрий (43-51%). Не меньшее внимание уделяется предложениям о приоритетной поддержке русского языка (до 47%), а также семьи и семейных ценностей (от 36 до 47% респондентов настаивают на этом). В то же время в оценках студентов явно занижена необходимость поддержки клубных учреждений (14-27%), народного творчества (20-29%), изобразительного искусства (11-16%)»19.

Итак, анализ ответов респондентов позволяет сделать вывод о том, что выявленные перспективные направления развития социально-культурной деятельности вполне корреспондируют с заявленными в «Основах культурной политики» задачами, среди которых выделяется также приоритетность «создания условий для развития творческих индустрий»20. Предполагается, что ключевой платформой функционирования творческих индустрий должны выступать креативные кластеры и центры. Однако, анализируя деятельность действующих центров, можно отметить, что их потенциал в решении поставленных задач либо вообще не реализуется, либо представлен крайне скудным спектром предложений, ориентированных в основном на достижение коммерческих целей.

Таким образом, можно отметить третье противоречие - между необходимостью «создания условий для развития творческих инду-

Section 1 • Strategy of State cultural policy of the Russian Federation and current problems of social and cultural activity стрий»21, «производящих экономические ценности в процессе творческой деятельности, а также деятельность по капитализации культурных продуктов и их представлению на рынке»22, и недостаточной проработанностью методологических и технологических основ их функционирования, отражающих особенности управления процессами социально-культурного взаимодействия в креативных пространствах, учитывающих тенденции их развития.

Одной из тенденций развития креативных пространств в настоящее время, обусловленной потребностями посетителей, является расширение своей целевой аудитории. Креативные пространства начинают играть все более важную роль в организации досуга детей наряду с государственными бюджетными учреждениями, так как все чаще родители предпочитают проводить свое свободное время в многофункциональном пространстве креативного кластера. В креативных кластерах для детей начали создаваться творческие лаборатории, курсы по робототехнике и каллиграфии, специализированные магазины с детскими товарами. Руководство креативных кластеров организовывает специальные детские мероприятия: театрализованные представления, квесты, выставки, тем самым обеспечивая детей выбором форм досуга. Однако родители хотят, чтобы детям были созданы условия для активного творческого и созидательного досуга, который не заменяет его рекреационной составляющей, а интегрируется с ней.

Становление индустрии детского досуга требует осмысления и разработки социально-культурных технологий и практик, обеспечивающих решения целого ряда проблем:

• расширения участия государства в реализации культуросозида-тельного и воспитательного потенциала детского досуга и недостаточной включенности в поле его внимания коммерческого сектора детского досуга в аспектах государственно-правового регулирования и информационной поддержки их деятельности;

• реализации культуросозидающего и воспитательного потенциала социально-культурных технологий в расширении функций учреждений индустрии досуга от гедонистических, развлекательных и рекреационных до развивающих, просветительских и коммуникативных при сохранении приоритета функции «управления впечатлениями»;

• взаимодействия с учреждениями и организациями культуры в создании и реализации совместных творческих локальных проектов, вовлекающих жителей города в процессы социально-культурного творчества, формирования культурной городской среды и создающих им конкурентные преимущества;

• разработки и обоснования технологий организации досуга, направленных на удовлетворение интеллектуальных и духовных интересов потребителей и создания рыночных продуктов и услуг, обладающих культурными свойствами.

Следует отметить, что в рамках научно-исследовательской работы кафедры социально-культурной деятельности СПбГИК этой проблематике уделяется должное внимание, о чем свидетельствует Первая премия аспиранта 2 года обучения Виктории Мацко в номинации «социально-культурная деятельность» в Седьмом всероссийском конкурсе молодых ученых в области искусств и культуры Министерства культуры Российской Федерации, проходившего в 2020 г. В рамках разработки научно-исследовательской темы «Социально-культурные технологии формирования коммуникативного пространства в креативных центрах Санкт-Петербурга» автором предложена концепция развития творческих индустрий на основе создания диалогового пространства, позволяющего кураторам, резидентам и представителям креативного класса взаимодействовать и представлять результаты своей творческой и профессиональной коммуникации в форме творческих коллабораций и инновационных проектов.

Одним из важнейших направлений развития социально-культурной деятельности в реализации комплекса функций жизненно необходимых современному человеку, является проблематика формирования и трансформации общественных пространств.

При этом особую актуальность приобретает социокультурный контекст их изучения - не столько как территориальных локаций, сколько как инструментов социализации, объединения жителей для совместного решения проблем, отдыха и досуга, развития инклюзии, взаимодействия поколений.

Городские общественные пространства создают новый тип идентификации жителей с городом, являются центрами притяжения и сосредоточения культурной жизни, реализации культурно-досуговых потребностей жителей города; площадками для участия в общественных мероприятиях, городских событиях. В основе их формирования - внимание к горожанину, его интересам, потребностям, возможностям.

Ведущая роль в реализации функций общественных пространств, ориентированных на человека и его потребности, принадлежит социально-культурной деятельности, которая в данном контексте выступает в качестве системообразующего фактора их создания. Основным принципом социально-культурной деятельности является добровольность. Объединяясь в результате совместной деятельности, и, исходя

Section 1 • Strategy of State cultural policy of the Russian Federation and current problems of social and cultural activity из общих интересов, местные сообщества формируют свою среду творческого саморазвития и социализации. Именно в процессе социально-культурной деятельности проявляется инициатива, формируется «культура добрососедства» и социокультурная идентичность, осуществляется общение и диалог культур. Развитие исследовательской активности в этом направление и воплощение ее результатов в содержании учебных дисциплин, тематике курсовых и выпускных квалификационных работах также представляется одним из стратегических направлений подготовки будущих менеджеров.

Усиление аксиологического подхода к подготовке будущих менеджеров, детерминирующего установку на «развитие ценностно-смысловой сферы субъектов образовательного процесса»23, высокого уровня готовности к овладению знаниями и компетентностями, обусловленного наличием ценностного отношения к профессии, сверхзадачей и смыслом которой является «трансляция культурных норм и ценностей»24, позволит разрешить сложившиеся противоречия и обеспечить подготовку менеджеров социально-культурной деятельности в соответствии с ее новым статусом.

Примечания

1 Востряков Л. Е. Менеджмент социально-культурной деятельности как область исследований и образования / Л. Е. Востряков // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2018. Т. 216. Санкт-Петербург: СПбГИК, 2018. С. 25.

2 Востряков Л. Е. Предисловие / Л. Е. Востряков, И. А. Ивлиева // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2018. Т. 216. Санкт-Петербург: СПбГИК, 2018. С. 5.

3 Вейлл П. Искусство менеджмента / П. Вейлл. Москва: Сирин, 2002. С. 59.

4 Организационная культура государственной службы. Москва, 2001. С. 110-111.

5 Маслоу А. Г. Дальние пределы человеческой психики / А. Г. Маслоу. Санкт-Петербург: «Евразия», 1999. С. 162.

6 Инглхарт Р. Культура и демократия / Р. Инглхарт // Культура имеет значение. Каким образом ценности способствуют общественному прогрессу. Москва: Московская школа полит. исследований, 2002. С. 107.

7 О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: Указ Президента России от 7 мая 2018 г. № 204 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2018. № 20. Ст. 2817.; № 30. Ст. 4717.

8 Стратегия национальной безопасности Российской Федерации: утв. Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 // Президент России: официальный сайт. Документы. 2 июля 2021 г. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/ news/66098 (дата обращения: 03.07.2021).

9 Там же.

10 Ариарский М. А. Социально-культурная деятельность как предмет научного осмысления / М. А. Ариарский. Санкт-Петербург: Концерт, 2008. С. 80.

11 Дорожная карта художественного образования: Всемирная конференция по образованию в области искусств: создание творческого потенциала для XXI века. Лиссабон, 6-9 марта 2006 г. // Docplayer.ru : сайт. URL: https://docplayer.ru/30487586-Dorozhnaya-karta-hudozhestvennogo-obrazovaniya.html (дата обращения: 01.07.2021).

12 PoulinJ. M. Young Creatives as the Key to Our Future / J. M. Poulin // Arts Management Network Newsletter. 2020. June.

13 Ариарский М. А. Социально-культурная деятельность как предмет научного осмысления ... С. 542.

14 Там же. С. 561, 562.

15 Ариарский М. А. Созидательный потенциал культуры и педагогические условия его реализации // Человек и образование. 2014. № 1 (38). С. 35.

16 Ивлиева И. А. Социальные и профессиональные ценности в системе подготовки менеджеров социально-культурной деятельности / И. А. Ивлиева, Л. В. Полагути-на // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2018. Т. 216. Санкт-Петербург: СПбГИК, 2018. С. 11.

17 Востряков Л. Е. Штрихи к портрету будущего менеджера социально-культурной деятельности / Л. Е. Востряков, Л. В. Полагутина // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия «Гуманитарные науки». 2019. № 9-2. С. 48-53.

18 Там же.

19 Там же.

20 Основы государственной культурной политики: утв. Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. № 808 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 52, ч. 1. Ст. 775.

21 Там же.

22 Там же.

23 Ивлиева И. А. Социальные и профессиональные ценности в системе подготовки менеджеров социально-культурной деятельности ... С. 14.

24 Там же. С. 15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.