Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНЫЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ МЕНЕДЖЕРОВ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

СОЦИАЛЬНЫЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ МЕНЕДЖЕРОВ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
99
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЕНЕДЖЕРОВ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ / ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНОЕ СОЗНАНИЕ / ЦЕННОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / КОНЦЕПЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ БАЗОВЫХ ЦЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ / SPECIFICS OF PROFESSIONAL EDUCATION OF MANAGERS OF SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITY / AXIOLOGICAL APPROACH TO TRAINING OF SPECIALISTS IN THE SPHERE OF CULTURE / VALUE / VALUABLE CONSCIOUSNESS / VALUABLE RELATIONS / THE CONCEPT OF FORMATION OF SOCIAL AND PROFESSIONAL VALUES OF THE PERSONALITY IN THE COURSE OF CONTINUOUS EDUCATION / PEDAGOGICAL CULTURAL SCIENCE AS METHODOLOGY AND A TECHNIQUE OF FORMATION OF BASIC VALUES OF THE PERSONALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ивлиева Ирина Анатольевна, Полагутина Людмила Викторовна

В статье актуализируется тематика многолетнего теоретико-эмпирического исследования, осуществляемого научным коллективом кафедры социально-культурной деятельности в контексте решения задач Государственной культурной политики и новых требований, предъявляемых к подготовке специалистов социально-культурной сферы. Раскрывается концепция формирования социальных и профессиональных ценностей личности в системе непрерывного образования и условия ее реализации в культурно-образовательном пространстве вуза; роль педагогической культурологии в формировании базовых ценностей личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social and professional values in the system of training of managers of social and cultural activity

In article, the scope of the long-term theoretical-empirical research conducted by scientif c personnel of department of social and cultural activity in the context of the solution of problems of the State cultural policy and new requirements imposed to training of specialists of the social and cultural activity is updated. The concept of formation of social and professional values of the personality in the system of continuous education and a condition of its realization in cultural and educational space of higher education institution reveals; a role of pedagogical cultural science in formation of basic values of the personality

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНЫЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ МЕНЕДЖЕРОВ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

РАЗДЕЛ 1. ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

SECTION 1. TRENDS AND PROSPECTS OF MODERN EDUCATION IN SOCIO-CULTURAL SPACE

УДК [374.7:005]:378

И. А. Ивлиева, Л. В. Полагутина

Социальные и профессиональные ценности в системе подготовки менеджеров социально-культурной деятельности

В статье актуализируется тематика многолетнего теоретико-эмпирического исследования, осуществляемого научным коллективом кафедры социально-культурной деятельности в контексте решения задач Государственной культурной политики и новых требований, предъявляемых к подготовке специалистов социально-культурной сферы. Раскрывается концепция формирования социальных и профессиональных ценностей личности в системе непрерывного образования и условия ее реализации в культурно-образовательном пространстве вуза; роль педагогической культурологии в формировании базовых ценностей личности.

Ключевые слова: специфика профессионального образования менеджеров социально-культурной деятельности, аксиологический подход к подготовке специалистов в сфере культуры, ценности, ценностное сознание, ценностные отношения, концепция формирования социальных и профессиональных ценностей личности в процессе непрерывного образования, педагогическая культурология как методология и методика формирования базовых ценностей личности.

Irina A. Ivlieva, Lyudmila V. Palagutina

Social and professional values in the system of training of managers of social

and cultural activity

In article, the scope of the long-term theoretical-empirical research conducted by scientific personnel of department of social and cultural activity in the context of the solution of problems of the State cultural policy and new requirements imposed to training of specialists of the social and cultural activity is updated. The concept of formation of social and professional values of the personality in the system of continuous education and a condition of its realization in cultural and educational space of higher education institution reveals; a role of pedagogical cultural science in formation of basic values of the personality.

Keywords: specifics of professional education of managers of social and cultural activity, axiological approach to training of specialists in the sphere of culture, value, valuable consciousness, the valuable relations, the concept of formation of social and professional values of the personality in the course of continuous education, pedagogical cultural science as methodology and a technique of formation of basic values of the personality.

Section 1. Trends and prospects of modern education in socio-cultural space

В условиях реализации государственной культурной политики перед социокультурным образованием возникают новые задачи в обеспечении качества подготовки будущего специалиста, ориентированные на развитие личности обучающегося как субъекта культуры и его деятельное участие в возвышении духовно-ценностных потребностей общества. Решение этих задач в первую очередь требует переосмысления целей и содержания профессионального образования менеджеров социально-культурной деятельности, что безусловно связано со спецификой самой профессии, которая проявляется:

• в характере профессиональной деятельности, в многомерности ее задач и полифункциональности осуществляемых видов деятельности. Будущие менеджеры, как показывают исследования кафедры социально-культурной деятельности Санкт-Петербургского государственного института культуры, должны владеть механизмами стимулирования «развития духовно-ценностных компонентов во всех проявлениях социальных интересов и потребностей людей»1; принимать на себя роль не только участников реализации государственной культурной политики, но и специалистов, владеющих инструментами оценки ее влияния на формирование системы ценностных ориентаций человека и общества; разрабатывать технологии освоения ценностей культуры у разных групп населения;

• в интеграции личностных, профессиональных и социальных качеств специалиста в сфере культуры. Для носителя профессии принципиально значимым является понимание ее общественной необходимости, нравственно-этических мотивов, роли в духовной жизни общества, единства общественного и личностно значимого, профессиональных и личностных качеств, таких как социальная активность, креативность, инициатива, независимость суждений, самостоятельность мышления, чувство личной ответственности, адаптивность и мобильность, организаторские способности;

• в сверхзадаче и смысле профессиональной деятельности менеджеров социально-культурной сферы, состоящих в воспитании «человека культуры», способного к сохранению и распространению ценностей культуры, что обуславливает фундаментально-гуманитарную направленность содержания профессионального образования, позволяющего самому носителю профессии соответствовать этому качеству.

Между тем, сложившаяся сегодня система подготовки менеджеров социально-культурной деятельности не в полной мере отвечает современным требованиям. Существует противоречие между потребностями государства и общества к подготовке специалиста новой формации и отсутствием общепризнанной в профессиональном сообществе модели

Раздел 1 • Тенденции и перспективы современного образования его формирования, интегрирующей общественный запрос и достижения гуманитарного знания в развитии духовной, нравственной, эстетической, коммуникативной культуры в процессе профессионального становления будущего менеджера. Данное противоречие усиливается в связи с внедрением Болонской системы, в рамках которой главным стимулом образования, максимально ориентированного на потребности рынка, является личный успех обучающегося. Провозглашаемая Болонской конвенцией практическая ориентация образования обусловливает максимальное снижение объема теоретических предметов в вузовских программах. Практи-ко-ориентированное обучение вполне доказало свою эффективность. Однако, учитывая специфику профессиональной деятельности менеджеров культуры, сокращение объема теоретического обучения приводит к ровно противоположному результату. Получаемое образование становится непрактичным, так как студенты овладевают только способами осуществления профессиональной деятельности, востребованными в данный период времени. Для того, чтобы прогнозировать развитие практики, осмысливать складывающиеся в ней тенденции, выявлять потребности включаемых в процесс социально-культурного творчества людей и решать задачи их духовного возвышения нужны фундаментальные теоретические знания. Совсем не случайно современные работодатели констатируют, что за последнюю четверть века уровень кадрового, интеллектуального и научного потенциала в подготовке специалистов социально-культурной сферы значительно снизился2.

Несомненно, регламентированность, которая задается компетентност-ным подходом, выступает существенным недостатком Болонского соглашения. Если преподаватель ориентируется только на формирование компетенций, то это может полностью выхолостить ценностную компоненту образования. Сошлемся на мнение И. М. Быховской, утверждающей, что само понятие «компетентность», предусматривающее «в своем первоначальном посыле наличие развитой способности к саморазвитию в русле профессиональной деятельности, выливается как раз в полное отсутствие „острого порыва" и господство „набившейся, привыкшей руки", в новый частый гребешок образцов (так надо, а так не надо), сквозь который очень трудно продираться всему нестандартному, новому, свежему, индивидуально осмысленному и проявленному»3.

На качество профессионального образования менеджеров социально-культурной деятельности оказывает влияние сокращение мелкогрупповых и индивидуальных занятий, что снижает возможность реализации индивидуального подхода к развитию личности будущего специалиста и реализации его творческого потенциала.

Section 1. Trends and prospects of modern éducation in socio-cultural space

В данной ситуации необходимо интегрировать сложившиеся традиции социокультурного образования и активно внедрять в образовательный процесс педагогические инновации, ориентированные на усиление аксиологического компонента профессиональной подготовки специалистов в сфере культуры.

Актуальность поставленной проблемы усиливается тем, что только ценностное отношение к профессии может обеспечить необходимый уровень готовности к овладению знаниями4, которое детерминирует целостное развитие личности студента, формирование им устойчивой системы ценностных ориентаций, овладение приемами смыслообразования и личностного роста.

Реализация аксиологического компонента профессиональной подготовки специалистов социально-культурной сферы обуславливает концентрацию внимания на трансляции ценностей культуры и выстраивании системы ценностных ориентаций в образовательный процесс. Именно поэтому базовыми понятиями, предопределяющими эффективность модели подготовки менеджера социально-культурной деятельности, являются ценности, ценностное сознание, ценностные отношения.

А. Г. Здравомыслов уточняет, что «ценности - это обособившиеся в ходе развития самой истории, благодаря разделению труда в сфере духовного производства, интересы. Но объектами этих обособившихся интересов, предметами стремления человека, в данном случае, выступает некое духовное содержание, состоящее в особой концентрации чувств и мыслей, воплотившееся в образцах прекрасного, истинного, доброго, благодарного»5.

Согласимся и с известным профессором Санкт-Петербургского университета, который подчеркивал, что, поскольку в ценностях фиксируется социальный опыт, выступающий в качестве внутренних ориентиров человека и обеспечивающий устойчивость общественной системы, то именно ценности являются регуляторами духовной жизни, социально-политического, художественного, нравственного и религиозного сознания6.

И действительно, на чем акцентировал внимание А. А. Ивин, «всякая человеческая деятельность неразрывно связана с постановкой целей, систематизацией и иерархизацией рассматриваемых и преобразуемых объектов, подведением их под образцы и стандарты <...> Все эти понятия -„цель", „норма", „правило", „иерархия", „образец", „стандарт" <.> являются оценочными или несут важное оценочное содержание»7.

Многие ученые, исследующие феномен «ценности» (Л. С. Гурьева, Н. И. Лапин, В. А. Сластенина, Г. И. Чижакова), единодушны в том, что ценности следует рассматривать, как «обобщенные базисные представления людей о целях и нормах своего поведения, воплощающие смысл культуры

Раздел 1 • Тенденции и перспективы современного образования отдельного этноса и человечества. Это существующие в сознании каждого человека ориентиры, с которыми индивиды и социальные группы соотносят свои действия. На основе этих ориентиров складываются конкретные типы поведения, в том числе социокультурные типы отношений различных социальных страт»8.

Эффективность подготовки менеджера социально-культурной деятельности определяется формированием ценностного сознания, выступающего матрицей отражения объективной действительности как мира духовных ценностей и направленного на постижение субъектом пространства своей жизнедеятельности и своего бытия как нравственно-духовного, иначе говоря, выступает базой для мировоззренческого развития личности студента. Именно это и повышает в подготовке менеджера социально-культурной деятельности значение мировоззренческой составляющей, обуславливающей формирование его жизненных стратегий.

Для студенческой молодежи важнейшей сферой освоения ценностей культуры, воспитания чувства сопричастности к общим человеческим ценностям, создания собственной иерархии ценностных ориентаций, формирования личного «капитала» человека, обуславливающего его социальный статус и самореализацию9, как утверждали авторы ключевой монографии, выпущенной педагогами кафедры социально-культурной деятельности, является профессиональное образование. Именно образование «не только закладывает знания основ наук, овладение профессией, общее интеллектуальное развитие человека», но формирует мировоззрение, «позволяющее осознанно воспринимать процессы и явления культурной жизни, адекватно учитывать требования общественной регуляции, проявлять социальную адаптивность и психологическую мобильность, эффективно участвовать в общественной жизни»10. Следовательно, «совокупность ценностно-ориентированных общекультурных знаний, умений и навыков и постоянная потребность интенсивного освоения культуры <...> в сочетании с социально-культурной активностью представляется сегодня необходимым качеством специалиста социально-культурной деятельности»11.

Категория «профессиональные ценности» связана с пониманием общественной необходимости и значимости профессии; овладением специфическим алгоритмом профессионального поведения, профессиональным языком общения, стилем мышления; возможностями самореализации в границах профессионального поля и постоянной потребностью в обновлении профессиональных знаний и повышении уровня общей культуры. Ресурсом формирования профессиональных ценностей будущих менеджеров социально-культурной деятельности является включение их в социально-значимую, творческую, научно-исследовательскую деятельность

Section 1. Trends and prospects of modern education in socio-cultural space во внеучебное время; расширение социального партнерства; системное взаимодействие с практикой.

Проведенное исследование формирования социальных и профессиональных ценностей в системе подготовки будущих менеджеров социально-культурной деятельности позволило сделать следующие выводы:

1. Методология генерирования социальных и профессиональных ценностей, способная раскрыть уникальность и сложность исследуемых феноменов, определить степень их взаимосвязи и взаимообусловленности, выявить закономерности и принципы освоения, разработать цепочку ценностных механизмов как логических категорий, в настоящее время требует разработки и переосмысления в связи с изменением статуса носителей профессии как субъектов реализации государственной культурной политики.

2. В существующих концепциях профессионального образования, в которых декларируются его цели и ценности, направленные на развитие личности, ее индивидуальности, интеллектуальных и творческих способностей, практически не уделено должного внимания реализации аксиологического подхода как основы для построения моделей формирования ориентиров в освоение социальных и профессиональных норм и ценностей.

3. В образовательных программах и вытекающих из них образовательных практик нет четкого представления о социальных и профессиональных качествах личности будущего специалиста, а, соответственно, и целевых установок на их формирование.

4. Существующая терминологическая неопределенность приводит к появлению все новых и новых классификаций ценностей (общекультурных, общечеловеческих, политических, моральных, эстетических, научных, религиозных и т. д.), которые, безусловно, имеют право на существование, но не дают четкого понимания их сущности и природы, а, соответственно, и механизмов формирования с учетом временных и пространственных границ существования, явной или скрытой формы присутствия.

5. В настоящее время решение проблем формирования профессиональных ценностей, профессионального воспитания будущих менеджеров социально-культурной деятельности требуют усиления исследовательской активности со стороны профессионального сообщества в связи с требованиями к обеспечению подготовки высококвалифицированных кадров новой формации.

Учитывая выводы и результаты проведенного исследования, разработка концепции формирования социальных и профессиональных ценностей будущих менеджеров социально-культурной деятельности требует принципиально новой методологии, базирующейся на понимании того

Раздел 1 • Тенденции и перспективы современного образования социально-культурного контекста, в котором сегодня живет человек, роли и предназначения получаемой профессии в освоении национально-культурных и базовых ценностей личности как объекта и субъекта культуры; на достижениях гуманитарной науки в развитии новых стилей мышления и способов получения знания.

В результате концепция формирования социальных и профессиональных ценностей личности будущего менеджера социально-культурной сферы может быть представлена следующим образом:

• интегративная методология формирования гуманистической культуры, синтезирующая истинностный и ценностный подходы к познанию окружающей действительности (методологический уровень)12;

• положения педагогической культурологии, утверждающей себя как культурной составляющей педагогики и педагогическим аспектом культурологии в раскрытии созидательного потенциала культуры средствами педагогических технологий на основе учета особенностей освоения социальных и профессиональных ценностей (теоретический уровень). Педагогическая культурология, опираясь на интегративную методологию, выступает в качестве теоретического фундамента разработки механизмов вовлечения человека в мир социально-культурного творчества, учитывающих специфику постижения ценностей культуры, раскрывает механизм превращения знаний о культуре в принципы и нормы духовной жизни, умения и навыки креативного труда;

• технологии и методики заполнения культурно-образовательного пространства вуза гуманистическим содержанием и культуросозиданием (инструментальный уровень). Только благодаря этому образование способно предстать как средоточие новых ценностных форм деятельности и культурных смыслов, формирующих профессиональные и жизненные стратегии студентов. Механизм их усвоения, разумеется, учитывает специфику формирования определенных ценностей, но во всех случаях он строится на интеграции педагогических технологий и форм социально-культурной деятельности на всех этапах его педагогического сопровождения.

Реализация концепции, направленной на актуализацию и развитие ценностно-смысловой сферы субъектов образовательного процесса, на становление профессионала в культурно-образовательном пространстве высшего учебного заведения посредством осуществления процесса присвоения ценностей через систему знаний и компетент-ностей, социально и профессионально значимое самоутверждение и творческое самовыражение обучаемых, нашла отражение в результатах прикладного научного исследования «Педагогическая культурология в формировании базовых ценностей личности» выполненного в рамках

Section 1. Trends and prospects of modern education in socio-cultural space государственного задания Министерства культуры Российской Федерации кафедрой социально-культурной деятельности под руководством профессора М. А. Ариарского.

Модель профессиональной образования будущих менеджеров социально-культурной деятельности, ориентированная на трансляцию культурных норм и ценностей, позволит обеспечить их оптимальное существование в социуме, эффективно реализовывать профессиональные функции, сформировать социально интегрированную и самореализующуюся личность, способную успешно действовать в динамично меняющемся мире и влиять на его изменение.

Примечания

1 Ариарский М. А., Ивлиева И. А. Общекультурное развитие личности в системе непрерывного профессионального образования / М. А. Ариарский; И. А. Ивлиева. Казань: Данис, 2007. С. 52

2 См.: Стукалова О. В. Культурно-творческое развитие и профессиональное становление будущих специалистов в сфере культуры и искусства. М.: ИХО РАО,

2011. С. 24.

3 Быховская И. М. Науки о культуре и практика образования: контексты развития, модусы сопряженности // Ориентиры культурной политики. 2000. № 6. С. 9.

4 Семенова Г. М. Аксиологический подход в подготовке будущих специалистов в области связей с общественностью // Вестник ЮУрГУ. 2006. № 8. С. 182.

5 Здравомыслов А. Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Политиздат, 1986. С. 143.

6 См.: Макаров М. Г. Сложность и вариативность категорий диалектики. Л.: Наука, 1988. С. 179.

7 Ивин А. А. Человеческие предпочтения. М.: ИФРАН, 2010. С. 10.

8 Семенова Г. М. Аксиологический подход в подготовке будущих специалистов в области связей с общественностью. С. 183.

9 Ариарский М. А., Ивлиева И. А. Общекультурное развитие личности в системе непрерывного профессионального образования. С. 39.

10 Там же.

11 Там же.

12 Ариарский М. А. Педагогическая культурология: в 2-х т. СПб.: Концерт,

2012. Т. 1. Методология и методика постижения культуры. С. 83.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.