Международный информационно-аналитический журнал «Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык». № 3 (06). Сентябрь 2015 (http://ce.if-mstuca.ru)
УДК 37.012.8 ББК 74.00 Б439
Т. В. Белых Луганск, ЛНР
ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ И ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ
Представления о ценности имеют непосредственное отношение к воспитанию, потому что содержание воспитания составляет реализация социальных программ, функционирующих в системе ценностей. Духовные ценности - фактор, определяющий регуляцию поведения личности. Статья посвящена изучению механизмов формирования ценностных ориентаций личности старшеклассника
Ключевые слова: ценностные ориентации, духовные ценности, система ценностей, формирование личности.
T. V. Belykh Lugansk
Lugansk People's Republic CULTURAL VALUES AND PERSONALITY FORMATION
The ideas about values are directly related to education because the content of education is based on realization of social programs that function in the system of values. Cultural values are the factor which determines the regulation of a person's behavior. The article is devoted to the study of formative mechanisms of senior student's valuable orientations.
Key words: valuable orientations, cultural values, value system, formation of personality
© Белых Т. В., 2015
Развитие гуманистической парадигмы в педагогике все больше связывается с гармонизацией интересов личности и общества, культурологическим подходом к воспитанию и признанием менталеобразующей функции общества. В этой связи актуализируется задача ориентации учащихся на традиционные духовные ценности.
В человеческой деятельности, как форме социально-культурной активности, направленной на преобразование действительности, существуют определенные ориентиры - ценности. В наше время ценности определяются как сущность, рождаемая мыслью, то, к чему чувства, разум диктуют стремиться, относиться с уважением, признанием, почтением, что стоит над всем. По содержанию ценности делятся на духовные и материальные. К ценностям высшего порядка относятся истина, добро, красота, свобода, мудрость (философия) и другие, то есть все духовные идеалы и принципы мира, объекты которого познаются только умом, потому что они недоступны чувственному познанию. К ценностям другого порядка относятся предметные, которые рождаются умом и связаны с чувственным опытом.
Ценности - понятие, которое в философии и социологии используется для определения объектов, явлений и их свойств, а также абстрактных идей, воплощающих в себе социальные идеалы и выступающие как эталоны должного.
История становления ценностной проблематики в науке берет начало со времен античности (Платон, Аристотель) и активно прорабатывается в настоящее время с разных позиций. Духовные ценности как предмет философского анализа рассматривают С. Анисимов, М. Христенко, Е. Яковлев; духовные ценности в системе национального, патриотического, школьного воспитания -М. Кислова, В. Мартишин, С. Степанова, Н. Тайчинов; место духовных ценностей в становлении личности рассматривает Г. Волков. Проблеме создания системы личностных ценностей уделяется много внимания в исследованиях таких ученых: И. Беха, В Бондаревской, Б. Гершунского, И. Зязюна, В. Лутай, В. Сластёнина, С. Смирнова, Е. Шиянова.
Вследствие недостаточной аксиологической разработанности гуманистической парадигмы воспитания требует дальнейших исследований противоречие между потребностью общества в духовном обновлении на основе укрепления преемственности поколений в традиционных ценностях и утратой школьным образованием функции духовно-культурного наследования, а также потребностью образовательно-воспитательной практики в современных технологиях духовно-нравственного развития и ограниченностью их круга.
Имея в виду актуальность формирования духовных ценностей в современной педагогике вообще и, что самое важное, в практической воспитательной работе, можно отметить недостаточность разработки этой проблемы. Цель статьи - определить место духовных ценностей в структуре личности.
В философии личность определяется как человек со своими социально обусловленными и индивидуально выраженными качествами. Свойства личности определяются социумом, к которому она принадлежит, а не получаются при рождении. Педагогика и психология определяют личность как социальную сущность человека, своеобразную совокупность индивидуальных черт, сформировавшихся в процессе деятельности и общения. Это «человек, имеющий собственные позиции,.. сознательное отношение к жизни, мировоззрение, к которому он пришёл в результате сознательного труда...» [Рубинштейн С. Л., 1989, с. 241]. Личность «означает специфическую общественную особенность человека и связана с усвоением материального и духовного опыта, накопленного человечеством» [Лозова В. I., Троцко Г. В., 2002, с. 7] и определяется мерой присвоения общественного опыта, с одной стороны, и мерой отдачи обществу, посильным вкладом в сокровищницу материальных и духовных ценностей, с другой» [МойсеюкН. С., 1999, с. 29]. То есть, чтобы стать личностью, человек должен в деятельности проявить свои внутренние качества, сформированные жизнью и воспитанием.
Таким образом, личностью является человек, достигший определенной моральной и интеллектуальной зрелости, характеризующийся способностью и потребностью анализировать собственное сознание и поступки.
Определяют отношение человека к миру, формируют его образ ценностно-мировоззренческие представления эпохи. Именно таким образом сложились для продолжения дальнейшего развития основные характеристики человека как социального, разумного, действующего существа, личность, готовую к творческим самостоятельным действиям при решении неординарных жизненных коллизий. Их формирует ориентация образования на выявление многоплановой ценностной детерминации сознания и поведения человека. Эта парадигма воспитания и образования позволяет наиболее полно реализовать огромный внутренний потенциал человека, согласующийся с реальной многослойной природой духовного мира индивида и его многообразными связями с социально-природной действительностью.
Система ценностей и ценностных ориентаций входит составной частью в структуру личности и определяет содержательную сторону её направленности. Она является основой отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе, основой мировоззрения и ядром мотивации, основой жизненной концепции и стиля жизни каждого социального слоя и, в свою очередь, влияет на социализацию детей, подростков, молодежи, принадлежащих к нему.
Установление определенной связи между системой ценностных ориентаций личности и системой основных жизненных функций является решающим для её деятельности. Представления о ценности имеют непосредственное отношение к воспитанию, потому что содержание воспитания составляет реализация социальных программ, функционирующих в системе ценностей. Если не формировать ценностные ориентации у подрастающего человека, не опираться на ценности культуры, ценностные ориентации общества, невозможно решить современные задачи воспитания.
Специфически человеческим качеством, сущностно характеризующим позицию ценностного сознания личности, является духовность. В отношении к личности духовность передает смысл объединения двух реальностей: с одной стороны, человеческого духа в его историческом контексте - как социализации в культуре, а с другой - души конкретного человека. Духовность - одновре-
менно результат движения души и идеальная реальность, не содержащая ничего материального и выходящая за пределы личностного проявления духа.
Духовность - сложное многоаспектное понятие, а нравственные ценности являются ее стержнем, основой. Ориентируя ценностно, она создает этически одаренного человека, возвышает душу, и сама становится результатом нравственного возвышения души, поскольку духовное - значит бескорыстное, лишенное меркантильной заинтересованности, вектор на добро и смысложизнен-ные ориентиры. Основные характеристики духовности: свобода волеизъявления, творческий подход, сакральность определенных жизненных принципов, невозможность сведения жизни к удовлетворению только физиологических потребностей, возвышенность мотивов, интеллектуализм, социальная зрелость и направленность, уважение к другой жизни и другой личности.
В философской литературе есть попытки отождествить понятия «духовность» и «ценность», «ценность» и «идеал» (должное) и тем самым ограничить сферу ценностей. «Тому, что именовали идеей эпохи, духом той или иной культуры, духом народа или как-то иначе, наиболее подходит термин «ценность». И далее: «ценность скорее несет смысл чего-то «должного» [Абишева А. К., 2002, с. 140]. Безусловно, дух эпохи в основном определяется ценностными ориента-циями человека и общества, а идеалы являются структурными элементами определенной системы ценностей, но исключить из этой системы другие значимые для человека сущности и отношения, значит обеднить реальное бытие человека в настоящем. Человек не может жить все время только ради будущего. Существование в теперешнем вовсе не исключает реализации высших ценностей. Духовность, если она есть, будет проявляться в любом акте жизнетворче-ства, поэтому неважно, какие потребности человек удовлетворяет: материальные, физические или духовные.
В структуре личного сознания важное место принадлежит нравственным ценностям, они составляют ядро духовной жизни человека. По сути дела, духовность и нравственность в ценностном аспекте практически употребляются как синонимы, хотя специалисты понимают, что духовный мир человека вме-
щает и другие структуры (например, религиозные, эстетические, гносеологические, этнологические и другие ценности). То, что предпочтение отдается именно нравственным ценностям имеет, на наш взгляд, три причины.
Во-первых, мораль (нравственность) - наиболее универсальное средство оценки. Под такую оценку подпадают все слои бытия и деятельности человека: нравственно - безнравственно, достойно - недостойно, правда - ложь, добро -зло, хорошо - плохо.
Во-вторых, сознательная жизнь человека состоит из поступков, а поступок -категория морали и нравственности. И. Кант назвал эту сферу «сферой практического разума», а значит, выбора. Поступок определяется ситуацией нравственного выбора, который невозможен без наличия внутренней нравственной свободы, определённой системой ценностей. Поступок действующего лица требует обоснования (то есть ценностного утверждения, оправданности) со стороны окружающих, нуждается в принятии и понимании. За многими простыми на первый взгляд жизненными поступками могут стоять философские проблемы, духовные поиски: Что такое мудрость? Кого можно считать мудрым? Как научиться различать добро и зло? Жить и существовать - одно и то же, или это разные вещи? Оправдывает ли цель средства? Что должно преобладать в деятельности - волевая основа, твердый расчет, здравый смысл, чувство долга, ответственность, доброта, любовь? Особенно такие поиски необходимы молодому человеку, становящемуся личностью. Ставшие универсальными нормами человеческого общежития моральные заповеди «не убий», «не предавай», «не укради», «не завидуй» и другие в этом отношении не являются исключением. Они стали очевидными простейшими нравственно-социальными нормами. Их исполнение в каждом конкретном случае представляет момент нравственно-духовного творчества, в результате которого человек создаёт себя как личность, социального субъекта как неповторимую индивидуальность.
В-третьих, создавать мир ценностей свойственно только человеку, следовательно, ценности являются мерилом человеческого в человеке. Нравственность
и умение видеть и ценить красоту в свое время провели грань между человеком и животным.
Высшие духовные ценности родились в истории культуры и закрепились в сознании как духовные постулаты, помогающие человеку устоять в жизненных невзгодах и испытаниях. Они привлекают к себе внимание человека, поднявшегося до уровня личности, и заставляют относится к ним с уважением, признанием, почтением.
Духовные ценности качественно отличаются от ценностей-вещей. Во-первых, человек отличается от любых других существ наличием абстрактных идеалов и принципов, образуемых умом, что делает человека не просто живым существом, а именно человеком. Материальная обеспеченность, даже самая высокая, не делает человека духовным, создавая лишь предпосылки для развития духа. Вещи, предметы выполняют при этом лишь служебную роль. Во-вторых, духовные ценности не содержат пользы. Личность стремится к ним не ради материального интереса или чувственного удовлетворения, а ради них самих. В-третьих, духовные ценности - источник и основа нравственных, правовых, эстетических и других норм, которые упорядочивают социальную жизнь общества. В-четвертых, духовные ценности, не возводя практическую деятельность человека к ежедневному выживанию, облагораживают её. В-пятых, духовные ценности выше ценностей-вещей, способных давать только мимолетное удовольствие, из-за своей долговечности.
Духовные ценности - фактор, определяющий регуляцию поведения личности. Ориентация человека на представления, сложившиеся о ценности вообще и духовных ценностях, в частности, стимулирует одни поступки и действия человека, или, напротив, тормозит другие. Регулирующая функция духовных ценностей формируется и совершенствуется на протяжении долгого времени, может быть, всю жизнь человека. Сами ценностные ориентации на протяжении жизни человека перестраиваются, у него появляются представления о новых ценностях, иных их соотношениях. В этом смысле правомерно говорить о педагогическом аспекте формирования духовных ценностей и ценностных ориента-
ций личности. Одна из актуальных проблем и трудных для решения задач теории воспитания - это выявление механизма формирования ценностных ориентаций личности вообще и особенно представлений о духовных ценностях личности.
Библиографический список
1. Абишева А. К. О понятии «ценность» // Вопросы философии. 2002. № 3. С. 140.
2. Лозова В. I., Троцко Г. В. Теоретичш основи виховання i навчання: навчальний поаб-ник / В. I. Лозова, Г. В. Троцко. Харюв: Харк. держ. пед. ун-т iм. Г. С. Сковороди; «ОВС». 2002. С. 7.
3. МойсеюкН. С. Педагопка: навчальний поабник. Вшниця, 1999. С. 29.
4. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: в 2-х т. М.: Педагогика, 1989. Т. 2. С. 241.