Научная статья на тему 'Духовность и нравственность личности в светском и православном контекстах'

Духовность и нравственность личности в светском и православном контекстах Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
3976
259
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНОСТЬ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ВОСПИТАНИЕ / МОРАЛЬ / БАЗОВЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / ПРАВОСЛАВНЫЕ ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНЫЕ КАТЕГОРИИ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Бидюк Галина Мироновна

В статье рассматриваются понятия «духовность», «нравственность» в светском и православном подходах. Проводится анализ ценностей базовых национальных (патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество) и православных (нравственная свобода, достоинство, совесть, стыд, ответственность, долг, честь, добродетель). Рассматривается возможность духовно-нравственного воспитания школьников с опорой на изучение базовых национальных и православных ценностей. Статья может быть использована в работе педагогов, классных руководителей общего образования, дополнительного профессионального образования, лечь в основу содержания учебного курса педагогов по проблеме нравственного воспитания. Представленный сравнительный анализ ценностных категорий в светском и православном контекстах может способствовать повышению компетентности педагогов и быть полезен для родителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Духовность и нравственность личности в светском и православном контекстах»

ДУХОВНОСТЬ И НРАВСТВЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ В СВЕТСКОМ И ПРАВОСЛАВНОМ КОНТЕКСТАХ Бидюк Г.М.

Бидюк Галина Мироновна - магистрант, кафедра педагогики и психологии, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь

Аннотация: в статье рассматриваются понятия «духовность», «нравственность» в светском и православном подходах. Проводится анализ ценностей базовых национальных (патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество) и православных (нравственная свобода, достоинство, совесть, стыд, ответственность, долг, честь, добродетель). Рассматривается возможность духовно-нравственного воспитания школьников с опорой на изучение базовых национальных и православных ценностей. Статья может быть использована в работе педагогов, классных руководителей общего образования, дополнительного профессионального образования, лечь в основу содержания учебного курса педагогов по проблеме нравственного воспитания. Представленный сравнительный анализ ценностных категорий в светском и православном контекстах может способствовать повышению компетентности педагогов и быть полезен для родителей.

Ключевые слова: духовность, нравственность, воспитание, мораль, базовые национальные ценности, православные ценности, ценностные категории.

УДК 171:271.2

В современном российском обществе растет понимание значимости духовно-нравственного воспитания детей. Увеличивается интерес и возникает потребность к возвращению национальных культурных и духовных традиций. Необходимость соблюдения исторической преемственности поколений, сохранения и передачи нравственных примеров и духовных обычаев, молодому поколению. Концепция духовно -нравственного развития и воспитания личности гражданина России является методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта (ФГОСТ) общего образования. В Концепции говорится, что «духовно-нравственное воспитание личности гражданина России - педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей является многонациональный народ РФ, государство, семья, культурно -территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские прежде всего, в форме русского Православия, исламские, иудаистские, буддийские) мировое сообщество» [4, с. 9].

Полагаясь на Концепцию, современное духовно-нравственное воспитание должно включать обобщенное овладение этическими ценностями и религиозными ценностями, как признание единства научного и религиозного, а также усвоения целостной национальной культуры. В связи с этим, мы провели исследование ценностных категорий, основных понятий научной светской и религиозной литературы.

Понятие нравственности существует с античных времен. Во все времена люди верили в высшую и вечную правду, возмездие за всякое совершаемое в мире зло. Что явило миру науку «этику» и ее предметы «мораль» и «нравственность» [2]. Распространенный в нашей стране синоним «этики» и «морали» - «нравственность» происходит от древнегреческого (хро^оО слова «нрав». Несмотря на смысловую аналогию этики, морали и нравственности, между этими понятиями существуют различия.

Мораль - негласные правила - принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения,

вытекающих из этих представлений [6]. Т.е. мораль носит теоретический характер этики, связана с социальной сферой, моральные устои условны (зависят от места, этноса и времени, эпохи), их великое множество.

Нравственность - внутренние (духовные, душевные) качества человека, основанные на идеалах добра, справедливости, долга, чести, совести и т.п., которые проявляются в отношении к людям и природе [12]. Нравственность характеризует практическую деятельность человека (непосредственно само поведение, поступки), связана с духовностью, где нравственные устои абсолютны.

Основой исторического развития нравственности на протяжении многих веков является религиозное нравоучение. С приходом Христианства трактовка нравственности обрела более высокие духовные формы, святое писание - Евангелие явило Естественный нравственный закон, заповеди.

Понятие о содержании нравственного закона, нравственных идеалов, фундаментальных нравственных категорий (истина, правда, право, справедливость, добро, любовь) воспитывало в человеке принципы и ориентиры духовно-нравственного бытия [6].

В Православном контексте:

нравственность - это отношение человека к Богу, к другому человеку и к обществу людей, где в основе лежит нравственное чувство добра и зла [12]; правила определяющие сознание и поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе. «Добронравный, добродетельный, благонравный; согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека, с долгом честного и чистого сердцем гражданина. Это человек нравственный, чистый, безукоризненной нравственности. Всякое самоотверженье есть поступок нравственный, доброй нравственности, доблести. Христианская вера заключает в себе правила самой высокой нравственности. Нравственность веры нашей выше нравственности гражданской: первая требует только строгого исполненья законов, вторая же ставит судьею совесть и Бога» [3, с. 342].

В системе нравственных ценностей христианского нравоучения основными являются: нравственная свобода, долг, ответственность, честь, совесть, стыд, добродетель [6]. Рассмотрим более подробно их трактовку.

Нравственная свобода - отличается от естественной свободы тем, что она определяет границы добра и зла и освобождает человека от плена греха. Для того чтобы пребывать в нравственной свободе, человеку необходимо проявлять воздержание от вседозволенности падшего мира и неустанно противостоять греховным страстям.

Совесть - в понимании христианина, есть не только угрызающее чувство, а духовный судья - голос Божий в душе человека и если это чувство посетило, значит, человек преступил границы дозволенного нравственным законом.

Стыд - человек ощущает в момент перехода от невинности к вине. Переживание чувства стыда посещает человека до свершения или в момент свершения чего-либо непристойного, от сознания раскрытия вины и как следствие унизительного положения. Стыд в христианстве выступает как нравственный страж, который предупреждает о необходимости остановиться, иначе люди могут быть «постыжены и пострамлены» [6].

Ответственность - одна из важнейших форм нравственного сознания, внутренняя отчетность (самоотчет) человека за все то, что происходит в области его влечений, вкусов, выборов, конкретных поступков, способов реализации свободы, где самим человеком определяется виновность или невиновность своего поведения. Сознание ответственности перед Богом и перед людьми, перед окружающим миром и перед совестью способно удержать человека от нарушения требований нравственного закона. Ответственность является контролирующим и дисциплинирующим фактором личности.

Долг - это понятие формируется в опыте повседневной жизни и связано с понятиями достоинства и блага, являющимися важнейшими категориями этики. Быть перед кем-то в долгу, означает определенное внутреннее требование человека (будь то уплата материального долга или оказание взаимной услуги). Исполнение долга является для верующего человека стремлением к свободе от греха и достижение заповеданных Богом,

94

нравственного совершенства и святости. Свершение достойных поступков, верность в соблюдение долга является добродетелью, достигнутой в результате правильной ценностной ориентации и нравственного выбора.

Честь - это внутреннее, данное человеку право оценивать себя и свое поведение в категориях самоуважения, принцип отношения человека к достоинству своего существования, содержащий нравственный смысл. К чести относят целомудрие, честность, благородство, благочестие.

Целомудрие - требование разума и нравственного закона личной индивидуальной неприкосновенности и внутренней целостности.

Честность - включает такие качества как правдивость, искренность, отзывчивость, бескорыстие, что оправдывается людьми как нравственное достоинство.

Благородство каждого человека выражается в заботе о чести своего имени, своей семьи, своего служебного звания.

Благочестие - внутреннее благоустроение души, основанное на богопочитании и выполнении религиозных и нравственных предписаний, религиозное отношение человека к Богу и окружающему миру, пребывание в Божественном созерцании и безмолвии, стремление к духовному совершенству и святости. Соблюдение чести означает жизнь в соответствии с нравственным законом.

Добродетель - делание добрых дел основанных на уважении к человеку и заботе о его благе. В нравоучении даны наставления - мыслить о добром, говорить доброе, творить добро. Стремление исполнения добродетелей человеком означает преодоление от погружения в порочность. Так как добродетели и пороки являются по значению противоположностями. Основными православными добродетелями признаны: милосердие, сострадание, скромность, кротость, смирение, покорность, терпение, благодарность, доверие, верность, милость, помощь, услуга, одолжение, самопожертвование, благотворение, доброжелательность, сочувствие, снисхождение, благосклонность, симпатия. Совершенство и возрастание в добродетели помогает человеку сохранить чистоту и непорочность души[6].

Обозначив основные нравственные ценности человеческой деятельности, важно указать противоположную, отрицательную сторону поступков, называемыми в Православии пороками и грехами.

Порочность является неправильным результатом ценностной ориентации - это притворство, хитрость, лживость, лесть, двуличие, дерзость, грубость, корысть, цинизм, жестокость, приспособленчество (конформность/конформизм) и многое другое [6].

Грех (адартш) греч. - промах, ошибка, заблуждение, падение и отклонение от истинной цели. В Православии особенно выделены греховные страсти: гордость, тщеславие, блуд, воровство, гнев, зависть, уныние, сребролюбие, ленность. Грехи несут в себе множество проявлений: гордыня - высокомерие, самолюбие, обидчивость; тщеславие - хвастовство, лукавство, ложь; гнев-памятозлобие, вражда; нечестность - предательство, донос, обман; зависть - ненависть, клевета, осуждение, коварство; сребролюбие - немилосердие, воровство, убийство, прекословие; уныние - раслабление и ожесточение души [9].

Нравственный закон в Православии - это закон разума, ориентирующий каждого человека в выборе добра. Все люди ответственны за нарушение требований нравственного закона и знают, что неповиновение закону и отступление от него влечет возмездие (наказание). Наказание - является вразумлением, которое служит ограждением человека от нравственного растления и распада. Иоанн Кронштадтский святой праведный учил: «Помните, что в мире всегда действует непрестанно нравственный закон, по этому закону всякое добро награждается внутренне, а всякое зло наказывается; зло сопровождается скорбью, теснотой сердца, а добро миром, радостью. Этот закон неизменен» [8с.358]. Это воззрение в Православии имеет целую науку, что позволяет человеку проводить глубокий самоанализ своих поступков и в жизни в целом. Свято-отеческая литература указывает на закономерность прямого соотношения между достоинством нравственного бытия и заслуженным благом.

В Православии быть нравственным - это значит предпочитать и избирать достойный способ существования, т.е. осуществлять принцип, гарантирующий порядок в собственной душе и в окружающем мире по образу того порядка, который мы видим в устройстве и закономерностях физической Вселенной [6].

Духовность от слова - дух (греч.тс^ида - дыхание)- дух Божий; дух человеческий, воспринимается как высшая способность души человека; в Православном контексте -идеальная форма нравственного существования, религиозная принадлежность человека, признание высшего духовного мира и души; духовное восхождение; устремление к абсолютному, познание религиозных нравоучений, чтение духовной литературы, всецелое признание христианской этики [13].

Существует мир физический, т.е. материальный - видимый мир и также существует мир метафизический, духовный, сакральный - мир невидимый. Очевидность проявления духовности в человеке наблюдается в образе его жизни, мировоззрении, творчестве. Духовность в христианской этике связывается с внутренней чистотой, умиротворенностью, кротостью, послушанием и т.п. В качестве наиболее важных вечных духовных основ признаны: вера, надежда, любовь, добро, истина, красота, святость [6].

Духовность - явление сакральное научным исследованиям неподвластна и основана на вере. «...дух есть «воздух» и «хлеб» человеческой жизни, ибо человек задыхается и изнемогает без него. Дух есть ... сокровенный, внутренний свет во всех сущих вещах; начало во всем животворящее, осмысливающее и очистительное . дух есть сила самоопределения к лучшему.», - писал в своих трудах И.А. Ильин, утверждая, что духовное начало в человеке является смыслом существования любой личности [7]. Духовность помогает личности различить ценности истинные от ложных, избирать то, что истинно, но достигается она с приобретением жизненного опыта человека. В связи с этим А.Н. Бердяев писал: «.завоевание духовности есть главная задача человеческой жизни», на это человеку потребуется вся жизнь. Н.А. Бердяев указывает, что «Дух и духовность перерабатывают, преображают, просветляют природный и исторический мир, вносят в него свободу и смысл» [1, с. 52-58].

История нашего государства свидетельствует, что на протяжении двух тысячелетий Православие подвергалось гонениям, влиянию реформ, революционным переменам. В период атеизма (1917-1991 гг.) в нашей стране приветствовался отказ от нравственных религиозных канонов, в обществе сформировалось новое светское представление о нравственности, основанное на гуманизме. Где гуманизм (от лат. humanitas — «человечность», humanus — «человечный», homo — «человек») — демократическая, этическая жизненная позиция, утверждающая, что люди имеют право и обязанность определять смысл и форму своей жизни.

Гуманизм заложил светскую культуру и светское образование. Гуманизм призывает к построению более гуманного общества посредством этики, основанной на человеческих и других естественных ценностях, в духе разума и свободного поиска, за счёт использования человеческих способностей. Гуманизм не теистичен и не принимает «сверхъестественное» видение реального мира. В связи с этим, возникает отрицание Бога и невидимого мира, отделение нравственных идеалов от религиозных доктрин; философия, провозгласившая человека венцом мироздания, а его жизнь на Земле высшей ценностью; воззрения, выражающие уважение достоинства и прав отдельного человека; этический принцип, рассматривающий человеческую жизнь как самоцель, которая не может быть использована для достижения любых, даже самых возвышенных, целей [15]. Это послужило свободой выбора как истинных, так и ложных ценностей, моральных и аморальных норм, порождая и оправдывая человеческий эгоизм, самолюбие, самосовершенствование, независимость и т.п. В связи с этим, у каждого человека формируются свои критерии нравственности.

В постсоветский период с 1991 года в нашем обществе наблюдался спад нравственности, искажение этических приоритетов, отсутствие идеалов. В связи с чем, возникла необходимость возрождения православных традиций, трансформации

современного образования, целостности духовно-нравственного воспитания. Тем не менее, в настоящее время существует две точки зрения нравственности - Православная и светская.

В светском контексте:

нравственность - особая форма общественного сознания и вид общественных отношений в целом; совокупность правил и норм поведения по отношению человека к человеку и к обществу; неукоснительное соблюдение личности своих внутренних принципов, носящих при этом всеобщий, универсальный характер, основанный на гуманизме [14].

Нравственность - это «область практических поступков, обычаев, нравов, сфера нравственной свободы личности, когда общественные и общечеловеческие требования совпадают с внутренними мотивами...», - трактует словарь по этике [15]. Понятие светской нравственности включает в себя личностные качества - культура чувств, вежливость, человеколюбие (гуманность), доброжелательность, уважение к старшим, уважение к сверстникам, чувство справедливости, добросовестность, тактичность, коллективизм, дружба, трудолюбие, ответственность, самокритичность, сострадание, милосердие, послушание.

Светские нравственные принципы: гуманизм - признание человека высшей ценностью; альтруизм - бескорыстное служение ближнему; милосердие - сострадательная и деятельная любовь, выражающаяся в готовности помочь каждому, в чем либо нуждающемуся; коллективизм - сознательное стремление содействовать общему благу; отказ от индивидуализма - противопоставления индивида обществу, всякой социальности, и эгоизму - предпочтения собственных интересов всех интересам всем других [15].

Помимо традиционных этических ценностей, существующих более 2000 тысяч лет, согласно концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2009г.), к понятиям нравственности относятся базовые национальные ценности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество [4]. Следует данные светские ценности рассмотреть более подробно:

- патриотизм - любовь к Родине, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству[4];

- социальная солидарность - свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь достоинство [4];

- гражданственность - служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания [4];

- семья- любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода [4];

- труд и творчество - уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость [4];

- наука - ценность знания, стремление к истине, научная картина мира [4];

- традиционные российские религии - представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога [4];

- искусство и литература - красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие [4];

- природа - эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание [4];

- человечество - мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество [4].

На основе базовых национальных ценностей формируется понятие светской духовности.

Духовность - нематериальность, явление противоположное физической сущности человека, его мыслительная деятельность, ощущение и сознание человека [15]; приобщение к высоким моральным принципам; соблюдение этических норм; свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над

материальными; стремление к совершенству во всех отношениях; культура; искусство; образованность, религия; одухотворенность; наполненность духом творчества, творящим духом; процесс гармоничного развития духовных способностей человека.

Духовность есть ценностно-смысловое понимание человеческого существования. Духовность - это прерогатива не только религии, это интеллектуальная природа, внутренняя нравственная сущность человека, противополагаемая его физической, телесной сущности.

В гуманистической традиции духовность рассматривается с позиции отношения человека к окружающему миру, систему связей между миром человека и средой его обитания.

В тексте использован анализ понятий словарного значения «нравственность», «духовность» толковых словарей Даля В.И., Ожегова С.И., Бим-Бада Б.М., Кузнецова С.А.

Таблица 1. Светские и православные ценности

Базовые национальные ценности Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России Православные ценности Нравственное богословие РПЦ

Патриотизм Нравственная свобода

Социальная солидарность Достоинство

Гражданственность Совесть

Семья Стыд

Труд и творчество Ответственность

Наука Долг

Традиционные российские религии Честь

Искусство и литература Добродетель

Природа

Человечество

Таким образом, проведя исследование, опираясь на научные философские, исторические, педагогические, психологические, источники, мы можем сделать выводы, что понятие духовности и нравственности личности как в светском, так и в Православном контекстах имеют много общего, т.к. основаны на традиционных этических ценностях -добра и истины.

Существенное различие между двумя воззрениями - это для верующего человека духовностью является опыт общения с Богом и стремление к идеальной форме существования души и тела, а нравственность - обязательство выполнения нравственного закона. Для гуманиста духовность - самотрансценденция с другим человеком (героизм, гуманизм, альтруизм, этика), переживание гармонии единения со вселенной. Нравственность - духовная культура, приобщение к высоким моральным принципам, соблюдение этических норм, поведение, соответствующее, правилам, принятым в обществе. Во внешнем мире, в социальном пространстве знание этических ценностей для человека способствуют верному взаимоотношению с обществом, но в рамках духовно-нравственного воспитания ограничиваться одними знаниями о ценностях недостаточно. Для внутреннего духовного мира человека необходимы знания светской культуры, религиозной культуры, Православной истории, признание святости, иерархичности мироздания. Известный русский философ, богослов, педагог и психолог В.В. Зеньковский предупреждает об опасности упрощенного понимания духовной жизни, подчеркивая, что духовная жизнь не есть просто «приобщение к миру ценностей, а имеет в каждой личности свою индивидуальную задачу, свою имманентную логику» [5, с. 53].

Важно отметить существенное преимущество Православной теории нравственности, перед светской системой ценностей. Православие вкладывает более глубокий нравственный духовный смысл в возникновение, переживание и последствие пережитых этических, моральных чувств человеком. Православное нравоучение подробно объясняет происхождение добродетелей и пороков их влияние на жизнь человека, убеждает в

необходимости выполнения требований нравственного закона, необходимости исправления порочных деяний. «.Неокрепшим детским душам важно знать, что порок всегда разрушителен, а верность незыблемым нравственным нормам приносит человеку истинное благо и подлинное счастье», - говорил Патриарх Алексий II [11, с. 3].

Таким образом, проведя анализ философской, педагогической, психологической, духовной литературы можно утверждать, что светские базовые национальные ценности основаны, прежде всего, на православных духовно-нравственных ценностях и традициях (нравственная свобода, достоинство, долг, ответственность, честь, совесть, стыд, добродетель), так как их ценностные категории совпадают, дополняют друг друга, они взаимосвязаны и не могут существовать друг без друга. Мы изначально не ставили задачи агитировать детей к религиозному воспитанию, но знания о ценностях в полном объеме необходимы, так как помогут школьнику ориентироваться, самоопределяться, выстроить свою личную систему ценностей [10]. Интегрированное изучение светских и православных духовно-нравственных ценностей поможет учащимся сформировать целостное представление духовного мира, что может способствовать результативности духовно-нравственного саморазвития и самовоспитания школьников. Статья может быть использована в работе педагогов, классных руководителей общего образования, дополнительного профессионального образования, лечь в основу содержания учебного курса педагогов по проблеме нравственного воспитания. Представленное научное исследование ценностных категорий в светском и православном контекстах может способствовать повышению компетентности педагогов. Статья может быть полезна для родителей в воспитательной деятельности детей.

Список литературы

1. Бердяев Н.А. О назначении человека. М.: ТЕРРА-Книжный клуб; Республика, 1998. 384 с.

2. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. М.: Гардарики 2000. 472 с.

3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка М.: Эксмо, 2014. 896 с.

4. Данелюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.:Просвещение, 2009. 23 с.

5. Зеньковский В.В. Прот. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. Клин: Христианская жизнь, 2002. С. 272.

6. Игумнов Платон Арх. проф. Нравственное богословие СПб.: Общество памяти игумении Таисии 2008. 524 с.

7. Ильин И.А. О духовности инстинкта. Собр. соч. в 10 тт. М.: Русская книга, 1999. 512 с.

8. Иоанн Кронштадтский, святой праведный. Моя жизнь во Христе Т. 1. Сл. 377. М.: Стретенский монастырь, 2011. 358 с.

9. Иоанн Лественник. Лествица, возводящая на небо. М.: Артос-Медиа, 2009. 527 с.

10. Косолапова Л.А., Липкина Н.Г. Пространства личностного самоопределения подростка //Международный научно-исследовательский журнал, 2018. № 1-4 (67). С. 44-47.

11. Кураев А.В. Основы православной культуры М.: Просвещение, 2012. 95 с.

12. Нефедов Геннадий, прот. Основы христианской нравственности. М.: Паломник, 2006. С. 5.

13. Православная энциклопедия. Под ред. Патриарха Алексия II Т.XVI М.:ЦНЦ, 2007. 751 с.

14. Словарь Русского языка Т.II - М.:Институт русского языка АНСССР, 1986 - 1802. С. 5

15. Философская энциклопедия: в 5 т. / глав. ред. Ф.В. Константинов. М.: Советская энциклопедия, 1967. Т. 4. 591 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.