Научная статья на тему 'Подготовка бакалавров образования к культурно-эстетической деятельности: опыт факультета начального образования'

Подготовка бакалавров образования к культурно-эстетической деятельности: опыт факультета начального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
187
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРОВ ОБРАЗОВАНИЯ / КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / ИСКУССТВО / ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / КУЛЬТУРНО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНТЕГРАЦИЯ / EDUCATION / PROFESSIONAL HIGHER EDUCATION / BACHELOR OF EDUCATION / PERSONALITY CULTURE / ART / POLY-ARTISTIC EDUCATION / CULTURAL AND AESTHETIC ACTIVITY / INTEGRATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чичканова Татьяна Анатольевна

В статье рассматриваются вопросы организации образовательного процесса на факультете начального образования в Поволжской государственной социально-гуманитарной академии для подготовки студентов к культурно-эстетической деятельности. Представлено современное понимание понятий «культурное» и «эстетическое» при их объединении в образовательном пространстве высшей школы, примеры интеграции учебных дисциплин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING BACHELORS OF EDUCATION FOR CULTURAL AND AESTHETIC ACTIVITY: FROM THE EXPERIENCE OF FACULTY OF PRIMARY EDUCATION

The article considers the issues of organization of the educational process at Faculty of Primary Education in Samara State Academy of Social Sciences and Humanities to prepare students for cultural and aesthetic activity. It presents the modern understanding of the terms “cultural” and “aesthetic” when combining them in educa-tional space of pedagogical high school, examples of integration of academic disciplines.

Текст научной работы на тему «Подготовка бакалавров образования к культурно-эстетической деятельности: опыт факультета начального образования»

УДК 373.2

ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРОВ ОБРАЗОВАНИЯ К КУЛЬТУРНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ОПЫТ ФАКУЛЬТЕТА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

TRAINING BACHELORS OF EDUCATION FOR CULTURAL AND AESTHETIC ACTIVITY: FROM THE EXPERIENCE OF FACULTY OF PRIMARY EDUCATION

© Т.А. Чичканова Поволжская государственная социально-гуманитарная академия

(Россия, Самара)

© T.A. Chichkanova Samara State Academy of Social Sciences and Humanities (Russia, Samara)

В статье рассматриваются вопросы организации образовательного процесса на факультете начального образования в Поволжской государственной социально-гуманитарной академии для подготовки студентов к культурно-эстетической деятельности. Представлено современное понимание понятий «культурное» и «эстетическое» при их объединении в образовательном пространстве высшей школы, примеры интеграции учебных дисциплин.

The article considers the issues of organization of the educational process at Faculty of Primary Education in Samara State Academy of Social Sciences and Humanities to prepare students for cultural and aesthetic activity. It presents the modern understanding of the terms "cultural" and "aesthetic" when combining them in educational space of pedagogical high school, examples of integration of academic disciplines.

Ключевые слова: образование; высшее профессиональное образование; подготовка бакалавров образования; культура личности; искусство; полихудожественное воспитание; культурно-эстетическая деятельность; интеграция.

Keywords: education; professional higher education; bachelor of education; personality culture; art; poly-artistic education; cultural and aesthetic activity; integration.

Причину того, что будущее наступает значительно быстрее, чем в предыдущие эпохи А.М. Новиков видит в стремительном переходе человечества в постиндустриальный период развития. Академик считает обязательной подготовку к «встрече с будущим», которая выражается в первую очередь в изменении цели и содержания системы образования, поскольку именно образованию принадлежит ключевая роль в новых условиях. Субъектом образовательного процесса становится человек, «его нравственная позиция, многоплановая природосообразная деятельность, его культура, образованность, профессиональная компетентность». Образование должно раскрываться, по мнению ученого, не в прежних понятиях «знание», «умение», а в контексте культуры - интеллектуальная культура, информационная, профессиональная и т.д. [13]. Эту уверенность известного ученого разделяет И.В. Аряб-кина, считая основополагающей целью образования «вхождение формирующейся личности в культуру», и этот процесс, уверена исследователь, невозможен без развитого эстетического восприятия [3]. Цити-

руя Ф. Шиллера, В.Г. Щукин подчеркивает, что «эстетическая действительность призвана всякий раз заново возвращать нам нашу человечность» [22].

Особенность современного процесса культурного воспроизводства определена мозаичностью образования - как и вся система передачи информации в постиндустриальном обществе. Эта форма социализации основана на «хаотичном влиянии социокультурной среды в процессе формирования социальной страты» (Е.Д. Жукова) [7, с. 88]. В этих условиях, помимо продолжающих развиваться дисциплинарных исследований, набирают силу междисциплинарные и проблемно-ориентированные: активизировался процесс объединения в единой системе деятельности теоретической и экспериментальной частей и прямых (обратных) связей между ними. Как результат - стираются жесткие границы между «картинами реальности», которые определяют понимание предмета той или иной науки: эти «образы» приобретают зависимость друг от друга, как фрагменты составляют целостную общенаучную картину мира. Объекты современных междисципли-

нарных исследований, считает В.С. Степин, «начинают определять характер предметных областей основных фундаментальных наук», формируя «облик современной, постнеклассической науки». Эти процессы обновления требуют особых идей, которые позволяют перегруппировать элементы прежних представлений о реальности, исключить часть из них, включить новые для обобщения и объяснения накопленных фактов с целью разрешить «текущие» парадоксы [20].

Исследователи отмечают наличие «разрыва» между образованием и культурой (несмотря на декларацию обратного). Это выражается в процессе «свертывания» культуры, ее дистанцирования от школы, в сокращении часов в школьных программах на изучение классического наследия, в традиционно-непродуктивном содержании и методах эстетического образования. Предполагается, что этот разрыв можно преодолеть путем разработки теоретических и методологических основ реформирования гуманитарного образования, восстановлением конструктивного диалога между сферами образования и культуры [19, с. 10].

В контексте того, что «новая эра требует широты взглядов, интеграции наук, осмысления любой проблемы целиком», что для успешного «продвижения по службе» человек должен быть не только профессионально подготовлен, но и уметь активно и грамотно включаться в различные технологические циклы, от учителя требуется особая способность - сочетать в своей деятельности традиции (реализация функции передачи знания и социально-культурного опыта) и новаторство (потребность готовить детей для будущего) [15, с. 62-72]. При этом, как отмечает В.М. Видгоф, педагогическая деятельность способна обрести гуманистический смысл тогда, когда она реализуется в эстетическом контексте. Искусство как важнейший фактор воспитания культуры чувств личности оказывает непосредственное влияние на формирование эстетического мышления в системе педагогического общения. Задачей эстетического воспитания выступает «углубление и обогащение всего душевно-духовного строя индивида» [5, с. 128-133].

«Культурное» и «эстетическое», как и многие другие явления образовательного пространства, относятся к числу явлений, имеющих длительную терминологическую историю. Потребность в их применении в новых условиях сформировалась, но процесс осмысления определяется восприятием «из прошлого», в ином контексте, когда они ассоциативно были «привязаны» к определенному историческому периоду. Как свидетельствуют публикации последних лет, идет процесс их пересмотра в реалиях нового времени, что ведет к появлению терми-нов-«конструкторов», терминов-«кентав-ров», таких как «педагогика искусства», «педагогическая культурология» или, как в данном случае, «культурно-эстетическая деятельность».

Сочетание «культурного» и «эстетического» рассматривалось педагогами, психологами и прежде, но, как справедливо отмечает Л.П. Печко, проблема развития личности учащегося школы в ракурсе «культурно-эстетического образования» не обсуждалась [17, с. 1-6]. В области высшего образования к прилагательному «культурно-эстетическая» обращается И.В. Арябки-на [2, с. 61-68], предлагая в ряде статей и в диссертационном исследовании практиковать формирование «культурно-эстетической компетентности» у будущих педагогов начальной школы, то есть, с одной стороны, повышать степень гуманитарно-художественной эрудиции студента, освоения им теории, методологии и методики художественно-эстетического образования детей с опорой на нравственно-эстетические ценности, с другой стороны, развивать мотивацию на их продуктивную реализацию, на стремление к достижению качественных педагогических результатов, постоянное профессионально-личностное творческое саморазвитие и самосовершенствование.

ебольшое число работ посвящено проблемам создания культурно-эстетической среды, цель и показатель эффективного педагогического воздействия которой - повышение культурно-эстетической образованности школьников [12]. Представлен опыт создания культурно-эстетических отделов при учреждениях дополнительного образования, функционал которых предполагает: формирование эстетических чувств, вкусов и потребностей воспитанников сред-

ствами искусства; развитие способности восприятия и понимания эстетических явлений в жизни и искусстве; приобщение детей к ценностям художественной культуры и создание условий для развития их творческих способностей [11].

Л.П. Печко уверена, что эстетическое «немыслимо вне общего контекста культуры» и убедительным основанием для нового способа интегрирования «культурного» и «эстетического» называет: 1) совпадение идеалов и основных ценностей культуры, искусства и эстетики; 2) общий путь исторического становления областей культуры, гуманитарного и педагогического знания. Именно в контексте образования интегрирование в термине «культурно-эстетическое» компонентов культурных проявлений человека и выраженных в произведениях искусства эстетико-художественных свойств личности философ считает естественным, правомерным. Она предлагает анализ культурно-эстетического сознания как «комплекса свойств личности», который управляет ее деятельностью и поведением «в культурной и художественно-эстетической сфере и отношением к их конкретным объектам в проявлениях восприятия, предпочтениях вкуса, а также оценочных, ценностных и идеальных представлениях, высказываниях и продуктах активных творческих действий» [17, с 5]. В рамках Комплексной программы ос-сийской академии образования «Интеграция образования и культуры» (2007 год) было обозначено рождение нового научного «кентавра» - педагогики искусства, задача которой была определена как содействие культурно-эстетическому развитию формирующейся личности. Эстетический компонент в образовательной деятельности выполняет функции синхронизации, гармонизации образовательных процессов, помогает в адаптации опыта прошлых поколений и событий настоящего времени, в проектировании будущего.

Культура как мир воплощенных ценностей подчеркивает значимость в современных условиях ценностного подхода к образованию, который понимается в ин-тегративном единстве с культурологическим. Эстетическое сознание в этом случае выступает как ядро культурного развития человека - оно одновременно и

часть общественного, и часть индивидуального сознания.

Педагогическая интерпретация понятия «культура» нашла отражение в культурологическом подходе к образованию и обосновании его культуросообразности. Сформировалась «педагогическая культурология», которая как область гуманитарного знания выступает, по мнению А.В. Бенина, в качестве методологии социокультурного воспроизводства, изучает общие закономерности педагогического процесса и направлена на получение знаний о формах и методах трансляции социального опыта в системе и поиск вариантов организации культурно-образовательной практики [4, с. 73]. Согласно М.А. Ариарскому (основателю научной школы педагогической культурологии в 1980-х годов), эта область науки и социальной практики совмещает основы философской антропологии, культурологии и педагогики, опирается на их взаимодействие и раскрывает методику социально-культурного образования и вовлечения человека в культурную деятельность, что способствует преобразованию знаний о культуре в нравственно-эстетические убеждения, в нормы и принципы духовной жизни. езультатом вовлечения людей в мир культуры и социально-культурного творчества становятся ценности культуры, обновленная культурная среда и новые, социально значимые качества людей. Именно интеграцией достижений этих трех областей научного знания достигается синергетиче-ский эффект педагогической культурологии [1]. Педагогическая культурология на фундаментальном уровне обосновывает образование как феномен культуры, как ее подсистему и механизм эволюции в динамике; на антропологическом - изучает эволюцию сознания, социальных ментальностей в культурно-образовательных средах; на прикладном - разрабатывает технологии модернизации образовательной сферы в соответствии с закономерностями культурной эволюции современного культурного этапа [6, с. 19].

одель современного педагога -креативная личность, становление которой не может быть ограничено естественной средой: необходимые качества формируются и развиваются в результате последовательного педагогического воздей-

ствия на сознание и чувства студента, создания условий для реализации его интеллектуального, организационного, коммуникативного и эмоционального потенциала. При этом способности будущего педагога к аналитическим и психологическим операциям оказываются на первом плане. Личная и социальная успешность выпускника педагогического вуза определяется не столько суммой необходимых знаний, умений и навыков, сколько умением работать с необходимой для профессиональной деятельности информацией: извлекать ее, анализировать и эффективно использовать.

Т.М. Криво, поддерживая концепцию .С. Кагана, считает, что человек как индивид, личность и индивидуальность характеризуется пятью потенциалами:

1) гносеологическим (что и как знает);

2) коммуникативным (с кем и как общается); 3) аксиологическим (что и как ценит); 4) художественным (каковы его художественные потребности и как он их удовлетворяет); 5) творческим (что и как созидает) [9, с. 121-125]. И именно деятельност-ный аспект является определяющим, например, при анализе ситуации на современном рынке труда. Сегодня и работодатели, и система высшего профессионального образования оказываются в «ножницах» между спросом (высокая неопределенность появления новых рабочих мест с достойной оплатой труда) и содержанием профессиональной трудовой деятельности (по подготовке выпускников вузов) [10, с. 7]. Такой перекос притока-оттока квалифицированного персонала ужесточает требования к профессиональным характеристикам выпускников, которые должны обладать умениями мобильного реагирования на изменения в запросах работодателей.

Факультет начального образования Поволжской государственной социально-гуманитарной академии в числе многих педагогических образовательных структур несколько лет назад оказался в ситуации освоения новых учебных планов по подготовке бакалавров образования. При проектировании образовательных программ и актуализации прежнего опыта подготовки специалистов выявилась адекватность многих организационных, методических процессов веяниям времени и новым тенденци-

ям - факультет оказался востребованным как длительно работающий на необходимых основаниях. Специфика ФНО определилась возрастными особенностями субъекта, для развивающей деятельности с которым осуществлялась подготовка бакалавров, - детей дошкольного и младшего школьного возраста: для них характерна своеобразная «синкретичность» восприятия мира. Основу организации обучения студентов Ф О составили интеграция, полихудожественный и культурологический подходы как система принципов культуро-сообразного построения образовательного процесса, направленного на реализацию модели социально-культурной личности -«человека культуры как человека творческого» - через усвоение содержания образования как «целостного культурного текста», доступного для восприятия и понимания, ориентированного на понимание мира как единого целого [8, с. 91-98].

Успешность (качество) профессиональной подготовки, как справедливо указывает С.А. Шмелева, зависит от степени обоснованности ее трех основных моментов: целей обучения (для чего учить); содержания образования (чему учить); принципов организации обучения (как учить). Воспитание профессионала не ограничивается усвоением специальных знаний и умений. Большое значение имеют его мировоззренческое мышление, система ценностей, которые определяют его отношение к назначению выбранной профессии, к требованиям, специфике и условиям профессиональной деятельности. Профессиональное воспитание неразрывно связано с общим культурным развитием личности [21, с. 17].

Учебно-профессиональная деятельность по подготовке педагогов в условиях базового педагогического образования должна быть ориентирована на становление общей и педагогической культуры, профессиональной компетентности и состоять из четырех блоков: общекультрно-го, общепрофессионального, предметного и самостоятельной работы студентов. Соответственно, области, где была организована культурно-эстетическая деятельность как пространство развития студентов Ф О и освоения ими способов создания подобной среды в дошкольных обра-

зовательных учреждениях и начальной школе при ведущей роли ценностного и деятельностного подходов: 1) непосредственно образовательный процесс, который включает систему аудиторных занятий (курсы, спецкурсы), педагогическую практику, соответствующую самостоятельную работу; 2) воспитательное пространство факультета, вуза; 3) научно-исследовательская деятельность студентов; 4) образовательные технологии.

Производственной практике в области культурно-просветительской деятельности на Ф О предшествуют интегратив-ные курсы « ебенок в мире художественной культуры», «Полихудожественное воспитание ребенка», что позволяет обеспечить «проверку» теории о культурно-эстетическом развитии дошкольников, младших школьников на практике, стимулировать у студентов интерес к профессии, «снять» комплекс первой встречи с детьми. Успешность практики и необходимость увеличения ее сроков подтверждается анкетированием студентов и педагогов базовых образовательных учреждений. Знание студентами возрастных психолого-педагогических особенностей культурно-эстетического развития личности ребенка позволяют им правильно организовывать учебно-воспитательный процесс на различных этапах образовательной системы. В практике работы с детьми особое внимание уделяется знакомству их с произведениями искусства, когда педагог координирует процесс перехода ребенка от состояния «манипулятора» с художественным материалом к освоению средств художественной выразительности конкретного вида искусств, передачи эмоциональных состояний в результате восприятия предметной среды окружающего мира. Экологическое воспитание в дошкольном и младшем школьном возрасте также предполагает «тесное сотрудничество» с эстетическим развитием ребенка.

Культурно-эстетический опыт может быть приобретен, уверена Л.П. Печко, в результате любого контакта личности с действительностью, но его качественные характеристики будут определяться уровнем эстетического сознания субъекта, культурной ценностью предмета опыта, качеством и глубиной «работы» сознания

субъекта над ним, оценкой и определением его места в «поле культуры». Свою задачу факультет осмыслил как содействие приобретению студентом опыта культурно-эстетической деятельности, которая реализует способность мыслить, чувствовать и действовать с эстетических позиций, применять приобретенные знания, умения, навыки в процессе культурно-эстетического взаимодействия с детьми с опорой на возрастные и индивидуальные особенности. В свое время администрация факультета активно поддерживала «музейную практику», отправляя студентов в музеи осквы, Санкт-Петербурга для знакомства с оригиналами художественных произведений.

Организация образовательного процесса на факультете предполагает:

1. Выявление и активизацию культурологического и эстетического потенциала всех дисциплин факультета: 1) относящихся к эстетической сфере («Эстетика», « и-ровая художественная культура», «Теория и методика музыкального воспитания» и др.) с применением форм и технологий педагогики искусства; 2) остальных дисциплин.

2. Осуществление межпредметной интеграции по отношению к различным дисциплинам эстетической области (т.е. относящихся к искусству) и к дисциплинам из различных областей (общепрофессиональным, естественнонаучным, предметной подготовки и т.д. (региональный компонент, дисциплины и курсы по выбору занимают 19%)). При этом курсы создаются на основе содержания дисциплин: 1) одной и той же образовательной области (искусство) «на равных»; 2) входящих в одну и ту же образовательную область (искусство), но на базе какой-либо одной из них; 3) входящих в различные, но близкие образовательные области (например, искусство и окружающий мир) «на равных»; 4) из близких образовательных областей, но одна из них доминирует и сохраняет свою специфику, другие -вспомогательные; 5) из далеких друг другу образовательных областей и блоков; 6) которые «профилируются» в зависимости от специфики образовательного учреждения. Так, в рамках учебного плана ФНО ПГСГА осуществляется: интеграция

базовых курсов («Культурология», « и-ровая художественная культура»), разработка интегративных курсов («Теория и практика читательской деятельности» на основе курсов «Литература с основами литературоведения» и «Теоретические основы филологического образования детей младшего школьного возраста», « ус-ский язык», «Детская литература»); создание единых для нескольких предметов спецкурсов («Основы и технологии художественно-эстетического образования», « ебенок в мире художественной культуры», «Полихудожественное воспитание ребенка» («общее пространство» для предметов «Теории и технологии музыкального воспитания детей», «Теории и технологии развития детской изобразительной деятельности»); локальная интеграция - внутри предмета (тематическая, сюжетная и т.д.).

3. Применение полихудожественного подхода, начало которому положено в трудах Б.П. Юсова [23] на факультете осуществляется в двух вариантах: в полихудожественных программах (по аналогии с курсом « ировая художественная культура»), интегрирующих виды искусства, и в монохудожественных - занятия отдельными видами искусства, интегрированными с разными видами художественной деятельности. Основа такого подхода - разнообразное художественное творчество. Задача полихудожественной деятельности (по Б.П. Юсову: раскрытие внутреннего родства разнообразного художественного проявления и перевод, перенос, преображение данной художественной формы в другую художественную модальность) - расширение спектра гуманитарного знания, полихудожественного мышления, способностей в творческой и исследовательской области, развитие психических процессов, эмоционально-чувственной сферы. Полихудожественное образование на основе интеграции предполагает: 1) выход за пределы искусства; 2) связь с развитием культуры в широком смысле слова; 3) перенос педагогического акцента с изучения памятников («память») на творческое проявление личности студента, а затем и каждого из его воспитанников; 4) обращение к региональному компоненту образования. Соот-

ветственно, центральной задачей является обучение студентов способам внедрения в учебно-воспитательный процесс идеи интеграции учебных дисциплин.

Современная школа, считает Е.В. Омельянович, не может довольствоваться просто наличием воспитательных мероприятий, требуется их целостность и гарантия эффективности, тесная связь эстетического образования с другими процессами развития личности ребенка [14, с. 155]. Культурно-эстетическая деятельность студентов предполагает их активность в области искусства и в эстетико-педагогическом взаимодействии с детьми, которое на Ф О осуществляется через участие в социальных проектах; в педагогической практике; в исследовательской деятельности. Как отмечает Л.П. Печко, опыт человека обогащается за счет его культурной активности: чем в большем количестве событий и ситуаций культурного характера оказывается человек, тем богаче чувственный и сознательный аспекты его опыта, тем активнее развиваются механизмы познания и освоения реальности, культуры. Основа личного эстетического опыта - опыт восприятия, созерцания, переживания, оценки искусства, то есть репродуктивный или творческий художественный опыт [16, с. 118-123]. При этом задача педагога - не только обеспечивать процесс развития эстетического отношения воспитанника к окружающему миру, но и обогащать собственный опыт переживания и выражения эстетических эмоций. Уровень творчества показывает меру реализации учителем своих возможностей и является важнейшей характеристикой его личности, обусловливающей авторский педагогический стиль.

Особую роль в организации культурно-эстетической деятельности играет интерактивный характер организации и проведения социально-культурных акций -продуктивной деятельности участников культурно-образовательного процесса, направленной на творческое преобразование, совершенствование действительности и самого себя. Педагогический потенциал таких акций определяется их способностью создавать специфическую коммуникативную среду, в которой наибольшее развитие получают творческие способности личности,

умения и навыки адаптации к позитивным (и не только) изменениям социума; формируется устойчивая мотивация к совершенствованию профессиональных навыков и непрерывному углублению знаний, постоянному личностному и профессиональному развитию [18].

Формирование на эстетических основаниях целостной картины мира в сознании личности студента предполагает организацию эстетического двухстороннего пространства - внешнего (окружающая среда) и внутреннего (внутренний мир личности). Создание на факультете культурной среды как комплекса культурных предпочтений людей, локализованного в границах определенного пространства (А. . Флиер) предполагало совокупность нескольких сред: 1) среда образовательного процесса, в основе которой - культуро-емкие технологии и компоненты содержания учебных курсов; 2) среда собственной активной учебной деятельности студентов; 3) поликультурное пространство образования вуза; 4) среда самообразования; 5) среда общения (модели отношений); 6) среда дополнительного образования и саморазвития личности. Под воздействием культурно-эстетической образовательной среды стимулируется развитие личностных качеств студентов (воспитанников), включая их способность проектировать подобную образовательную среду в будущей профессионально-педагогической деятельности.

Ключевым моментом для организации взаимодействия преподавателя и студента является диалог (согласно теории . . Бахтина), в котором особую роль играет самоорганизация коллективной деятельности, партнерское сотрудничество и личностное соучастие всех и каждого. ФНО предоставляет студентам возможность профессионального диалога с лучшими представителями научных областей, культуры и искусства.

етоды образовательной деятельности на факультете направлены на реализацию принципа диалога: игровые методы, метод «ассоциативного переноса» (Е.П. Кабкова, Н.А. Новикова), дискуссия, метод проектов, система контекстного обучения (А.А. Вербицкий), проблемное обучение.

В качестве перспективных мероприятий по повышению уровня готовности студентов Ф О к осуществлению культурно-эстетической деятельности можно назвать такие, часть из которых должна учитывать определенные особенности и потребности общественного развития: 1) помимо использования в образовательной практике классических (высоких) образцов художественной культуры (это обязательный элемент, его мировоззренческая функция не оспаривается и воздействие со временем только усиливается), необходимо уделить внимание формированию умений и навыков повседневной, практической культуры; 2) акцент на решающую роль в процессе включения студентов в духовное творчество на культуру конкретного региона, общности в ходе развития межкультурных коммуникаций; 3) развитие у студентов способности адаптироваться к определенной культурной среде в условиях постоянной динамики сред или одновременного пребывания студента в нескольких «культурных эпохах»; 4) помимо «функциональной грамотности» (по .А. Ариарскому, способность человека использовать базовые знания во всех сферах жизнедеятельности) направить усилия на развитие «функциональной культуры» - усвоение личностью совокупности определенных фундаментальных культурологических знаний и эффективное их применение в профессиональной, общественно-политической и духовной сфере, в быту, в общении.

С учетом психолого-педагогических особенностей работы с современными студентами, их возрастных характеристик возможна коррекция деятельности (функциональных обязанностей) института кураторства: расширение границ от координации, контроля (фиксации) до активного вмешательства в процесс формирования индивидуальной траектории развития студента; усиление воспитывающей функции.

Возможно введение (на первом курсе или в начале учебного года ежегодно) в функционал кураторов краткого пропедевтического курса, цель которого - разъяснить студентам суть (место, роль) каждой дисциплины в профессиональном становлении бакалавра образования с опорой на компетенции учебного плана.

Учебные планы должны строиться с опорой на преемственность читаемых на факультете дисциплин, мобильность в их коррекции после апробации на курсе.

Для повышения качественного уровня интеграции учебных курсов возможно постоянное закрепление профессорско-преподавательского состава с общевузовских кафедр на факультете (для осуществления адаптации по профессиональному признаку, учета специфики подготовки бакалавров на факультете), дальнейшее развитие межкафедрального сотрудничества в определении конкретных задач культурно-эстетического воспитания, подготовки студентов к культурно-эстетической деятельности.

Основной задачей факультета в силу его специфики и с учетом динамики современной социально-культурной ситуации становится не просто приращение объема знаний, а развитие способности к рефлексии и усвоению студентами алгоритма (механизма) самообразования и саморазвития, их способности транслировать эти механизмы детям (ученикам).

В организационном плане необходимо усиление имиджевой составляющей фа-

культета (совместная со студентами разработка системообразующего элемента имиджа); разработка проекта по преобразованию среды факультета (на всех уровнях и всех ее составляющих) и поиска механизмов мобильного реагирования на запросы внешней среды; увеличение часов на производственную практику в области культурно-просветительской деятельности как основы для культурно-эстетической (и преобразование ее совместно с учреждениями культуры в средство «пропаганды искусства среди населения»); пересмотр содержания и роли профориентационной работы в процессе обучения студентов; юридическое закрепление структурной мобильности профессорско-преподавательского состава кафедр факультета.

Таким образом, опыт факультета начального образования в организации подготовки студентов к культурно-эстетической деятельности соответствует теоретическим исследованиям и отвечает потребностям современной практики и в достижениях, и в перспективах: процесс культурно-эстетического развития человека становится условием совершенствования культуры социума.

Литература

1. Ариарский М.А. О перспективах развития педагогической культурологии как направления гуманитарного знания : сообщение члена-корреспондента РАО, зав. кафедрой социально-культурной деятельности ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусства» на заседании Президиума РАО 26.10.2011 г. URL: http://www.raop.ru/content/Prezidium.2011.10.26.Spravka.2.pdf.

2. Арябкина И.В. Культурно-эстетическая компетентность учителя начальной школы: структура и проблемы формирования в системе высшего профессионального образования // Поволжский педагогический поиск : науч. журнал. 2012. № 1(1). С. 61-68.

3. Арябкина И.В. Формирование культурно-эстетической компетентности учителя начальной школы на основе личностно-ориентированного подхода: теоретические аспекты. М. : Флинта : Наука, 2011. URL: http://www.kniga.com/books/preview_txt.asp?sku=ebooks311503.

4. Бенин В.А. Педагогическая культурология // Образование и наука. 2011. № 2(81). С. 7384.

5. Видгоф В.М. Эстетическое воспитание в современном вузе: новые подходы // Вестник Томского государственного университета. 2004. № 282. С. 128-133.

6. Видт И.Е. Образование как феномен культуры: эволюция образовательных моделей в историко-культурном пространстве : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Тюмень, 2003.

7. Жукова Е.Д. Мозаичность как культурная характеристика современного образования // Философия образования. 2013. № 2. С. 85-90.

8. Золотарева Л.Р. Концептуальные основы полихудожественного образования бакалавров изобразительного искусства // Образование и наука. 2011. № 5(84). С. 91-98.

9. Криво Т.М. Технология развития художественно-творческого потенциала студентов педвуза посредством проектной деятельности (в сфере декоративно-прикладного искусства) // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2012. № 2(117). С. 121-125.

10. Мнения бизнес-работодателей по вопросам оценки качества высшего профессионального образования / С.Р. Борисов и др. М. : МГУ, 2007.

11. Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования детей «Центр внешкольной работы "Подросток"» (МАУДОд «ЦВР "Подросток"»). URL: http://podrostok-oren.ru/napravlenie-deyatelnosti/hudozhestvenno-asteticheskoe/kulturno-jesteticheskij-otdel.html.

12. Мурманцева Т.К. Создание культурно-эстетической среды в образовательной системе «Школа с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла» : дис. ... канд. пед. наук. Саратов, 1998.

13. Новиков А.М. Постиндустриальное общество - общество образованных людей // Сайт академика РАО А.М. Новикова. URL: http://www.anovikov.ru/artikle/postind.htm.

14. Омельянович Е.В. Эстетический компонент образовательной среды петербургской дореволюционной школы // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2010. № 121. С. 154-160.

15. Печко Л.П. Культура человека и ее становление в филогенезе и онтогенезе // Педагогическое образование. 2009. № 2. С. 62-72.

16. Печко Л.П. Культурно-эстетические аспекты школьной образовательной и развивающей среды // Вестник осковского государственного университета культуры и искусств. 2012. № 2(46). С. 118-123.

17. Печко Л.П. азвитие культурно-эстетического сознания личности в процессе образования (к обоснованию концептуального подхода) // Педагогика искусства. 2013. № 3. С. 1-6. URL: http://www.art-education.ru/AE-magazine/archive/nomer-3-2013/pechko.pdf.

18. Пешкова В.П. Педагогический потенциал социально-культурных акций образовательного учреждения // Теория и практика общественного развития. 2014. № 1. URL: http://teoria-practica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2014/1/pedagogika/peshkova.pdf.

19. Просветительская роль культуры: ориентация на молодежную аудиторию : сб. материалов. М. : Совет при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству, 2007.

20. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники // Библиотека Гу-мер. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Science/Step/11.php.

21. Шмелева С.А. Модель профессиональной подготовки выпускника педагогического вуза // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2012. № 5(120). С. 16-22.

22. Щукин В.Г. Синтез искусств на уроке русского языка (опыт дидактического эксперимента) // Воспитание искусством как фактор социализации личности : материалы семинара ИХО РАО. 2009. URL: www.art-education.ru/project/seminar-2008/shukin.htm.

23. Юсов Б.П. Взаимодействие культурогенных факторов категории «культура» в работе с учащимися и студентами // Взаимосвязь культурогенных факторов в формировании современного художественного мышления учителя образовательной области «Искусство» : избр. тр. по истории, теории и психологии художественного образования и полихудожественного воспитания детей / под ред. Л.Г. Савенковой. М. : Спутник+, 2004.

Сведения об авторе

Татьяна Анатольевна Чичканова, кандидат исторических наук, доцент кафедры русского языка, литературы, художественно-эстетических дисциплин и методик их преподавания Поволжской государственной социально-гуманитарной академии.

E-mail: t.a.chichkanova@mail.ru.

Почтовый адрес: 444690, г. Самара, ул. Блюхера, 25.

Телефон: 224-17-28.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.