Научная статья на тему 'Культурно-эстетическая составляющая в системе формирования профессиональной компетентности учителя начальной школы'

Культурно-эстетическая составляющая в системе формирования профессиональной компетентности учителя начальной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
335
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КУЛЬТУРНО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ / СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ДУХОВНОСТЬ / ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПОДХОД / ЭКСПРЕССИОННЫЙ ПОДХОД / PROFESSIONAL COMPETENCE / CULTURAL AND AESTHETIC COMPONENT / CONTENT OF EDUCATION / SPIRITUALITY / POLIARTISTIC APPROACH / EXPRESSIVE APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Арябкина И. В.

Основной целью статьи является анализ культурно-эстетической составляющей в системе формирования профессиональной компетентности учителя начальной школы. В предлагаемых материалах представлен взгляд автора на актуализацию развития общекультурных компонентов в содержании образования, которое в современных условиях должно способствовать формированию личностной зрелости обучаемых, и, в первую очередь, их духовности. Большое внимание в решении этой проблемы уделяется построению культурно-эстетической образовательной среды в педагогическом учебном заведении на основе интегративных по своей сущности полихудожественного и выразительностного (экспрессионного) подходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Арябкина И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURAL AND AESTHETIC COMPONENT IN THE PROFESSIONAL COMPETENCE FORMATION SYSTEM OF A JUNIOR SCHOOL TEACHER

The main purpose of the article is the analysis of cultural and aesthetic component in the professional competence formation system of a junior school teacher. Author's opinion is presented in suggested materials at the cultural components development updating in education content, which must encourage personal matulity formation of undergraduates, and primarily their spirituality in modern conditions. The great attention in solution of this problem is payed to cultural and aesthetic educational sphere construction in pedagogical institution on the base of integrative in itself poliartistic and expressive approaches.

Текст научной работы на тему «Культурно-эстетическая составляющая в системе формирования профессиональной компетентности учителя начальной школы»

Библиографический список

1. Гавронская, Ю.Ю. Интерактивное обучение химическим дисциплинам как средство формирования профессиональной компетентности студентов педагогических вузов: дис. ... д-ра пед. наук. - СПб., 2009.

2. Педагогические технологии дистанционного обучения: учеб. пособие для студ. высш. учебных заведений / под ред. Е.С. Полат. - М.,

2006.

3. Родиошкина, Ю.Г. Фундаментальная и профессионально направленная подготовка по физике студентов технических вузов в рамках

вариативного компонента учебного плана: дис. ... канд. пед. наук. - М., 2010.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр»).

Bibliography

1. Gavronskaya, Yu.Yu. Interaktivnoe obuchenie khimicheskim disciplinam kak sredstvo formirovaniya professio-naljnoyj kompetentnosti studentov pedagogicheskikh vuzov: dis. ... d-ra ped. nauk. - SPb., 2009.

2. Pedagogicheskie tekhnologii distancionnogo obucheniya: ucheb. posobie dlya stud. vihssh. uchebnihkh zavedeniyj / pod red. E.S. Polat. -M., 2006.

3. Rodioshkina, Yu.G. Fundamentaljnaya i professionaljno napravlennaya podgotovka po fizike studentov tekhniche-skikh vuzov v ramkakh variativnogo komponenta uchebnogo plana: dis. ... kand. ped. nauk. - M., 2010.

4. Federaljnihyj gosudarstvennihyj obrazovateljnihyj standart vihsshego professionaljnogo obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 050100 Pedagogicheskoe obrazovanie (kvalifikaciya (stepenj) «bakalavr»).

Статья поступила в редакцию 10.05.12

УДК 371.3

Aryabkina I.V. ^LTURAL AND AESTHETIC COMPONENT IN THE PROFESSIONAL COMPETENCE FORMATION SYSTEM OF A JUNIOR SCHOOL TEACHER. The main purpose of the article is the analysis of cultural and aesthetic component in the professional competence formation system of a junior school teacher. Author's opinion is presented in suggested materials at the cultural components development updating in education content, which must encourage personal matulity formation of undergraduates, and primarily, their spirituality in modern conditions. The great attention in solution of this problem is payed to cultural and aesthetic educational sphere construction in pedagogical institution on the base of integrative in itself poliartistic and expressive approaches.

Key words: professional competence, cultural and aesthetic component, content of education, spirituality, poliartistic approach, expressive approach.

И.В. Арябкина, д-р пед. наук, проф., декан факультета педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Ульяновский

гос. педагогический университет им. И.Н. Ульянова», г. Ульяновск, Е-mail: ar_irina@rambler.ru

КУЛЬТУРНО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В СИСТЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Основной целью статьи является анализ культурно-эстетической составляющей в системе формирования профессиональной компетентности учителя начальной школы. В предлагаемых материалах представлен взгляд автора на актуализацию развития общекультурных компонентов в содержании образования, которое в современных условиях должно способствовать формированию личностной зрелости обучаемых, и, в первую очередь, их духовности. Большое внимание в решении этой проблемы уделяется построению культурно-эстетической образовательной среды в педагогическом учебном заведении на основе интегративных по своей сущности полихудожественного и выразительностного (экспрессионного) подходов.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, культурно-эстетическая составляющая, содержание образования, духовность, полихудожественный подход, экспрессионный подход.

Динамично меняющаяся научно-производственная практика предъявляет повышенные требования к уровню профессиональной подготовки будущих педагогов, их личностным качествам, проявляющимся в профессиональной компетентности. Подготовка учителя, обладающего широким спектром профессионально-педагогических компетенций, способного к восприятию и реализации инноваций в педагогической деятельности, личностному и профессиональному развитию на протяжении всей жизни - таковы цели современного профессионально-педагогического образования.

По международным и европейским стандартам учитель XXI века - это творческая индивидуальность, обладающая оригинальным проблемно-педагогическим и критическим мышлением, создатель многовариативных программ, опирающихся на мировой культурный опыт и новые технологии обучения, интерпретирующий их в конкретных педагогических условиях на основе диагностического целеполагания и рефлексии.

Педагог XXI века - это человек Культуры. Не случайно в последние годы активно разрабатываются разнообразные аспекты понятия «культура». Одним из важнейших в контексте настоящего исследования является понятие «педагогическая культура», которое определяется как «совокупность реализуемых в деятельности учителя общекультурных и профессиональ-

ных знаний, умений и навыков, способов и форм общения, и опыта результативной педагогической деятельности, уровня развития педагогического сознания, самосознания и мышления, сформированных личностной и профессиональной Я-концепции, концепций Воспитанника и Деятельности» [1, с. 154]. Компонентами педагогической культуры являются педагогическая направленность, совокупность профессионально-значимых личностных качеств и способностей, широкий кругозор, педагогическая эрудиция и профессиональная компетентность. Однако наличие всех этих составляющих в личности современного учителя еще не гарантирует успеха в педагогической деятельности. В «живом», реальном педагогическом процессе профессиональное проявляется в единстве отмеченных выше качеств с общекультурными и нравственными проявлениями личности педагога. Единство этих проявлений образует гуманитарную культуру педагога.

Изучение биографий выдающихся педагогов (Я.А. Коменс-кого, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского, П.П. Блонского, С.Т. Шацкого, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и др.) показывает, что именно их гуманитарная культура, проявляющаяся в широкой образованности, интеллигентности, высоком чувстве долга и ответственности, служила основой зарождения гуманистических идей, прорывающий замкнутый круг привычных педагогичес-

ких представлений и поднимающих теорию и практику педагогики (в том числе, вузовской) на новый уровень развития. Поэтому наивысшие результаты в педагогической деятельности связаны с преодолением профессиональной ограниченности, способностью рассматривать профессиональные вопросы с самых широких философско-методологических и социально-культурных позиций. На достижение данной цели направлено гуманитарное педагогическое образование, под которым понимается приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования, направленных на формирование личностной зрелости обучаемых, в первую очередь, на формирование их духовности.

В Большом психологическом словаре понятие духовность обозначено как «поиск, практическая деятельность, опыт, посредством которых субъект осуществляет в самом себе преобразования, необходимые для достижения истины, для самоопределения» [2, с. 149]. Точнее говоря, духовность - это духовнопрактическая (не утилитарная) деятельность по самосозиданию, самоопределению, духовному росту человека. Духовность есть необходимое условие движения к вершинной психологии, которая, согласно Л.С. Выготскому, определяет не глубины, а вершины личности. Ученый считал, что движение к ним «снизу», лишь со стороны предметной деятельности, опасно, поскольку может привести к формированию человека-машины, искусственного интеллекта, «искусственной» интеллигенции, и поэтому должно быть дополнено движением «сверху», со стороны Духа.

С педагогической точки зрения, духовность - это «1. высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, на котором основными ориентирами ее жизнедеятельности становятся высшие человеческие ценности; 2. индивидуальная способность к миро- и самопониманию, ориентированность личности действовать «для других», поиск ею нравственных абсолютов; 3. с христианской точки зрения, - сопряженность человека в своих высших стремлениях с Богом» [1, с. 82].

Л.П. Печко считает, что «духовность конкретного человека или группы лиц обладает многослойностью либо определенной доминантностью относительно сфер культуры в жизни различных объектов и явлений. Становление духовности личности -живой и драматический процесс, результат активности индивидуального сознания» [3, с. 197]. В современном понимании духовность наиболее полно включает в себя качества культуры личности, активности ее самосознания, способности к саморазвитию, гуманистические ориентации и ценности. Существенным при этом является характер отношения к себе как к неповторимой личности (что являет собой, согласно нашей модели, важнейший элемент в структуре культурно-эстетической компетентности учителя начальных классов).

М.М. Бахтин суть духовности во взаимодействии людей видел в сближении культурного и жизненного контекстов личности: «вся культура в целом интегрируется в едином и единственном контексте жизни, к которой я причастен. Интегрируется и культура в целом, и каждая отдельная мысль, каждый отдельный продукт живого поступка в единственном индивидуальном контексте действительно событийного мышления» [4, с. 108]. Наиболее универсальной разновидностью культуры, включающей в себя другие, является культура художественно-эстетическая. Механизм эстетического сознания, являясь по сути чувственно-оценочным, вовлечен во все сферы бытия и духовной культуры, включая нравственные, религиозные, экологические и др. Поскольку становление духовности представляет собой постоянный поиск, внутреннюю работу по преобразованию личностью самой себя, саморазвитию, формирование эстетического сознания и самосознания образует необходимую основу для осуществления данного процесса.

Определяющим условием для внутреннего, духовного роста учителя является состояние его эстетической культуры, и эта проблема напрямую связана с необходимостью создания пси-холого-педагогических условий для развития его способности эстетического освоения окружающей действительности, активизации механизма эстетического сознания и самосознания в процессе образования, формирования его профессиональной компетентности.

«На долю учителя выпадает ответственная роль. Ему предстоит сделаться организатором той социальной среды, которая является единственным воспитательным фактором», - считал видный отечественный психолог Л. Выготский [5, с. 385]. Однако общеизвестно, что учитель создает в процессе своей профессиональной деятельности такую среду, которая напрямую зависит от уровня его культуры. Именно поэтому столь актуальной в условиях гуманитаризации профессионально-педагогического образования становится проблема выявления и актуализа-

ции его культурно-эстетических возможностей, для чего, прежде всего, необходимо обратиться к его содержанию.

Содержание образования в социокультурном аспекте «представляет собой педагогически адаптированную систему знаний, умений, навыков, способов творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, усвоение которой обеспечивает подготовку человека к жизни в обществе, выполнение социально значимых функций» [6, с. 117].

В современной дидактике содержание образования рассматривается как:

- педагогически адаптированные основы наук (традиционный технократический подход);

- система знаний, умений, навыков, которые должны быть усвоены обучающимися, а также опыт творческой деятельности и эмоционально-волевого отношения к миру (М.А. Данилов, Б.П. Есипов, В.А. Онищук и др.);

- педагогически адаптированный социальный опыт человечества, тождественный по сложности своей структуры человеческой культуре и включающий в себя: когнитивный опыт (система знаний), опыт репродуктивной деятельности (умения и навыки), опыт творческой деятельности (алгоритмы решения проблемных познавательных задач), опыт осуществления эмоционально-ценностных отношений (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, В.В. Краевский);

- содержание и результат процесса прогрессивных изменений индивидуально-личностных свойств и качеств, когда набор общеобразовательных курсов обусловливается структурами изучаемой области действительности и деятельности, отражаемых в инвариантных сторонах индивидуальной культуры человека - познавательной, коммуникативной, эстетической, нравственной, трудовой, физической (В.С. Леднев);

- образовательная среда, способная вызвать личностное образовательное движение учащегося и его внутреннее приращение (А.В. Хуторской).

Во всех случаях источником содержания образования является социальный опыт человечества, закрепленный в материальной и духовной культуре. Однако в одних случаях под содержанием образования подразумевают нечто внешнее по отношению к обучаемому, а в других - те изменения, которые происходят в процессе обучения в самом обучаемом, в третьих -взаимосвязь между социальной и индивидуальной культурой. Именно в достижении данной взаимосвязи, на наш взгляд, заключается основная задача обновления содержания современного образования (и в том числе в педагогических учебных заведениях).

Общие требования к данному процессу определены в Законе Российской Федерации «Об образовании», которая, в частности, предусматривает, что содержание образования должно:

- ориентироваться на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; развитие общества; укрепление и совершенствование правового государства;

- обеспечивать адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества; формировать у обучающегося адекватную современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картину мира; способствовать интеграции личности в национальную и мировую культуру; воспитывать человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; воспроизводить и развивать кадровый потенциал общества;

- содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений.

Таким образом, законодательство Российской Федерации в соответствии с требованиями общества к образованию требует ориентации его содержания на формирование разнообразных сторон культуры каждого обучающегося, и в том числе формирование его культурно-эстетической компетентности, что становится особо актуальным в современных условиях реформирования всей образовательной системы.

Совершенно очевидно, что решение данной проблемы возможно лишь при анализе и максимальной активизации культурно-эстетической составляющей в содержании современного образования.

Так, проведенный автором настоящего исследования анализ вузовского государственного образовательного стандарта различных поколений (и в том числе предназначенного для обу-

чения бакалавров и магистров) по направлению «Педагогика и методика начального образования» позволяет сделать вывод о том, что каждая дисциплина, изучаемая студентом - будущим педагогом в процессе его профессиональной подготовки, имеет свой (в одних случаях ярко выраженный, в других -скрытый, но от того не менее значимый) культурно-эстетический потенциал. Именно поэтому мы считаем, что интенсификация культурно-эстетической составляющей в системе формирования профессиональной компетентности будущих учителей начальных классов должна реализовываться одновременно в двух направлениях:

- максимальное использование образовательного потенциала дисциплин, непосредственно относящихся к эстетической сфере (таких, как «Этика и эстетика», «Мировая художественная культура», «Теория и методика музыкального воспитания», «Методика преподавания технологии с практикумом». «Методика преподавания изобразительного искусства с практикумом» и др.) путем использования системы современных подходов (см. параграф 1. 2.), форм, методов, технологий педагогики искусства, в том числе связанных с интеграцией названных дисциплин;

- выявление и реализация культурологического и эстетического потенциала остальных дисциплин (в соответствии с их спецификой).

На наш взгляд, решение насущных проблем гуманитарнохудожественной педагогики высшей школы невозможно без осуществления межпредметной интеграции, которая должна реализовываться:

- применительно к различным дисциплинам, непосредственно относящимся к эстетической области (т.е. к искусству);

- применительно к дисциплинам из различных областей (общепрофессиональным, естественно-научным, дисциплинам предметной подготовки и т.д.).

Повышению эффективности реализации культурно-эстетической составляющей содержания образования в процессе формирования профессиональной направленности учителей начальной школы способствует полихудожественный подход, начало которому положено в трудах Б.П. Юсова. Он и его последователи (Е.А. Ермолинская, Е.А. Захарова, Е.А. Кабкова, Л.Н. Мун, Т.Г. Пеня, Л.Г. Савенкова, О.И. Радомская и др.) поставили задачу раскрыть педагогические условия формирования целостного развития художественного сознания школьников, значимость которого увеличивается с возрастом на фоне становления научно-категориальных методов познания мира. Б.П. Юсов мечтал о едином, полимодальном и всестороннем росте сознания разума детей, где невозможно отделить научные факты и технические умения от всеобщей картины человеческой жизни и ее идеалов, экологического единства социальной и природной среды в глобальной перспективе развития современного человечества.

Б.П. Юсов впервые ввел понятие полихудожественного воспитания детей и школьников, имея ввиду такую форму приобщения их к искусству, которая позволила бы им понять истоки разных видов художественной деятельности и приобрести базовые представления и навыки из области каждого искусства.

Ученым обоснованы следующие активно используемые современной педагогикой искусства понятия: «взаимодействие искусств», «интеграция искусств», «полихудожественый подход к освоению искусства». По его мнению, интеграция предполагает взаимопроникновение разных видов художественной деятельности в едином занятии на основе их взаимопомощи и дополнительности. Позиция Б.П. Юсова опирается на идею о том, что дети в процессе занятий искусством не просто получают навыки пения или рисования, но всесторонне готовятся к учению в многообразной художественной жизни общества и учатся обращать художественные богатства человечества на благо своего духа и условий бытия.

Значение разработанного ученым полихудожественного подхода к культурно-эстетическому образованию школьников трудно переоценить. Однако в настоящем исследовании предпринята попытка применить основные идеи этого подхода в практике педагогического образования, поскольку совершенно очевидным представляется тот факт, что в профессиональной образовательной системе этот подход не только не утрачивает своей актуальности, но и приобретает новые смыслы - будущий учитель должен не только теоретически и практически подготовиться к осуществлению интеграции искусств в собственной педагогической деятельности, но и убедиться на собственном опыте в ее целесообразности и необходимости, что является ядром его культурно-эстетической компетентности, наличие которой становится особо актуальным на современном этапе перехода начальной шкоды к реализации ФГОС нового поколения.

Вот почему полихудожественный подход находит сегодня все большее распространение в практике деятельности учебных заведений педагогического профиля. Так, например, эстетико-образовательная работа на факультете педагогики и психологии Ульяновского государственного педагогического университета, готовящем специалистов для начального школьного образования, осуществляется в опоре на следующие разработанные Б.П. Юсовым и его последователями позиции:

- выход за рамки искусства - география, природная среда, история данного народа и города, их отношения с другими народами (поликультурность);

- связь с развитием культуры в широком смысле слова -мысль, наука, техника, коммуникации, духовные и нравственные традиции;

- перенос педагогического акцента с изучения культурных памятников («память») и традиций на творческие проявления самих студентов как части культуры общества;

-обращение к художественной региональной культуре, региональному компоненту образования, искусству и родным языкам Поволжского региона.

«Таким образом, на место совмещения искусств по искусствоведческим и культурологическим канонам встает искусство как явление жизни человеческого духа в единстве с природой, миром, «космосом» (Г.Д. Гачев). Искусство как способ раскрытия духовной жизни человечества, когда каждое искусство стремится не к самоотделению и к самоанализу, а, по П.А. Флоренскому, к Искусству с большой буквы, когда задачей каждого вида художественной деятельности выступает «предельный синтез» с другими искусствами в «Первоедином Искусстве» [7, с. 7].

Современное вузовское гуманитарно-художественное образование должно осуществляться в опоре на следующие принципы интеграции и взаимодействия искусств:

- духовное возвышение;

- живое общение с сенсорной основой видов искусства и видов художественной деятельности студентов;

- полихудожественный подход к организации занятий отдельными видами искусства;

- сенсорное насыщение и утончение эстетических представлений студентов;

- опора на разнообразные виды творчества будущих учителей.

Как показывает опыт автора настоящего исследования, применение на практике данных принципов интеграции вузовских образовательных дисциплин в их совокупности с законами окружающего мира и культуры, позволяет изменить представление студентов-будущих учителей о содержании и задачах художественного образования школьников, содействует формированию их культурно-эстетической направленности как важнейшего структурного компонента профессиональной компетентности.

С другой стороны, интеграция продиктована самой сутью любой творческой деятельности (к которой относится и деятельность педагогическая) и определяется индивидуальной позицией исполнителя (педагога, художника, а в самом наивысшем понимании - педагога-художника), его мировоззрением, сознанием, опытом, культурной памятью, вниманием, восприятием, ассоциациями, волей, установками, убеждениями, желанием творить. Именно учитель, организуя полихудожественное образование детей, помогает каждому из них обобщить свои знания и представления, подготовиться к творческому процессу, к становлению нравственно-эстетической позиции.

В разработке содержания различных вузовских дисциплин на факультете педагогики и психологии УлГПУ используются следующие основные варианты интеграции:

1. Интегрированные курсы создаются на основе содержания предметов, входящих в одну и ту же образовательную область (искусство). При этом удельный вес содержания одного предмета не превалирует над содержанием другого.

2. Интегрированные курсы создаются на основе содержания дисциплин, входящих в одну и ту же образовательную область (искусство), но на базе преимущественно какой-то одной из них.

3. Интегрированные курсы создаются на основе содержания дисциплин, входящих в различные, но близкие образовательные области (например, искусство и окружающий мир), выступающих «на равных».

4.Интегрированные курсы создаются на основе дисциплин из близких образовательных областей, но один из них сохраняет свою специфику, а другие выступают в качестве вспомогательной основы.

5. В интегративной связи находятся дисциплины достаточно удаленных образовательных областей и блоков.

6. «Преломление» общеобразовательной дисциплины через призму специфики образовательного учреждения.

У каждого преподавателя есть возможность выбрать, какой из представленных вариантов близок именно ему.

В последнее время большой резонанс вызывают исследования проблемы построения культурно-эстетической образовательной среды в образовательном учреждении, которая объединяет культурные, социальные, образовательные факторы и условия, личность обучающего, личность обучаемого и модели их отношений. Создание такой среды в педагогическом учебном заведении на полихудожественной основе - с одной стороны, одна из основных задач, а, с другой стороны, - необходимое условие интенсификации культурно-эстетической составляющей профессионально-педагогического образования.

При этом важно учитывать, что осмысление теоретико-методологических оснований и исторически и социально обусловленных тенденций развития эстетической картины мира, объективных характеристик эстетики природы, субъективных проявлений в их освоении человеком на современном этапе развития общества привели к новому прочтению и пониманию сущности эстетического. Этому способствовали концепция видного отечественного ученого А.Ф. Лосева об эстетической выразительности, рассматриваемой им в объективном онтологическом плане, ее понимание в плане субъективном у М.М. Бахтина, а также в народной эстетике разных стран. Проработка эстетики природы на этой основе позволила прийти к выводам об универсальности качества и критерия эстетической выразительности как объективного проявления закономерностей во внешнем облике любого объекта его материальной сущности. (В.В. Бычков,

Библиографический список

Л.П. Печко и др.). «Это и является, по сути, предметом познания и освоения субъектом всякого объекта, обладающим соответствующей эмоционально-чувственной способностью и основой любого культурного творчества» [8, с. 185.] При этом в качестве определяющих критериев оценки в педагогике эстетического и художественного объекта Л.П. Печко предлагаются характеристики эстетической выразительности (как объективного качества предмета) и степени красоты (как субъективно-ценностного качества его определения человеком). Под эстетической выразительностью понимается «всеобщая закономерность проявления во внешнем облике предмета, явления, живого существа, его характерных особенностей, что позволяет оценивать эстетическое объективно в окружающем человека мире и его жизни» [8, с. 186]

Практика нашей работы в течение 15 лет на педагогическом факультете Ульяновского государственного педагогического университета показывает, что педагогически корректным и эффективным в контексте формирования культурно-эстетической компетентности будущего учителя начальной школы выступает бинарное соотнесение выразительности и степени красоты объекта (позитивной или негативной) при главенстве первой, как «соответствующей сущности материального мира и творческого преобразования материала в искусстве, а значит, подчиненности второй как эмоциональной оценки субъектом природы и предметов культурной жизни» [8, с. 185]. Важным условием успешности этих процессов является адекватность культурно-эстетической образовательной среды образовательного учреждения, создание которой направлено на пробуждение устойчивого резонанса личности будущего учителя, стимулирующего развитие личного эстетического сознания на занятиях по различным дисциплинам (в учебное и внеучебное время).

1. Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М., 2005.

2. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - СПб., 2006.

3. Печко, Л.П. Духовность и развитие эстетического самосознания личности в представлениях учителя // Проблемы художественноэстетической подготовки современного учителя. - Иркутск, 1997.

4. Бахтин, М.М. К философии поступка [Э/р]. - Р/д: http://xray.sai.msu.su/~lipunov/text/misl

5. Выготский, Л.С. Педагогическая психология. - М., 2005.

6. Борытко, Н.М. Педагогика / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков. - М., 2007.

7. Юсов, Б.П. Взаимосвязь культурогенных факторов в формировании современного художественного мышления учителя образовательной области «Искусство». - М., 2004.

8. Печко, Л.П. О теоретических аспектах эстетического воспитания в России XX века. - М., 2003.

Bibliography

1. Kodzhaspirova, G.M. Slovarj po pedagogike / G.M. Kodzhaspirova, A.Yu. Kodzhaspirov. - M., 2005.

2. Boljshoyj psikhologicheskiyj slovarj / pod red. B.G. Metheryakova, V.P. Zinchenko. - SPb., 2006.

3. Pechko, L.P. Dukhovnostj i razvitie ehsteticheskogo samosoznaniya lichnosti v predstavleniyakh uchitelya // Problemih khudozhestvenno-ehsteticheskoyj podgotovki sovremennogo uchitelya. - Irkutsk, 1997.

4. Bakhtin, M.M. K filosofii postupka [Eh/r]. - R/d: http://xray.sai.msu.su/~lipunov/text/misl

5. Vihgotskiyj, L.S. Pedagogicheskaya psikhologiya. - M., 2005.

6. Borihtko, N.M. Pedagogika / N.M. Borihtko, I.A. Solovcova, A.M. Bayjbakov. - M., 2007.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Yusov, B.P. Vzaimosvyazj kuljturogennihkh faktorov v formirovanii sovremennogo khudozhestvennogo mihshleniya uchitelya obrazovateljnoyj oblasti «Iskusstvo». - M., 2004.

8. Pechko, L.P. O teoreticheskikh aspektakh ehsteticheskogo vospitaniya v Rossii XX veka. - M., 2003.

Статья поступила в редакцию 28.03.12

УДК 377.5

Bobina O.S. COLLEGE RESOURCES FOR THE IMPROVEMENT OF THE PROFESSIONAL COMPETENCE OF TEACHERS. The article focuses on the continuous improvement of professional competence of teachers of the SPE, describes the components of professional competence that teachers of the SPE must master, shows resources which can be used to improve the level of professionalism of teachers, describes forms ofimproving the professional competence of teachers.

Key words: resources, improvement, professional competence of the teacher.

О.С. Бобина, заслуженный учитель РФ, заместитель директора по научно-методической работе ОГБОУ

«Томский базовый медицинский колледж», E-mail: KareliaTomsk@mail.ru

РЕСУРСЫ КОЛЛЕДЖА ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ

В статье идёт речь о непрерывном совершенствовании профессиональной компетентности педагогов СПО, даётся характеристика компонентам профессиональной компетентности, которыми должны владеть педагоги СПО, показаны ресурсы, которые могут быть использованы для повышения уровня профессионализма педагогов, описаны формы совершенствования профессиональной компетентности педагогов.

Ключевые слова: ресурсы, совершенствование, профессиональная компетентность педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.