Научная статья на тему 'К вопросу о повышения качества художественного образования'

К вопросу о повышения качества художественного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
327
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС / СОВРЕМЕННАЯ МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / BOLOGNA PROCESS / MODERN MODEL OF EDUCATION / QUALITY OF EDUCATION / ART EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сухарев Андрей Иванович

Механизмы и способы решения задач повышения качества образования это проблема по большей мере внутривузовская. Качество обучения особая тема, которая сегодня на самом деле для вуза становится главной. Одним из путей решения задач повышения качества художественного образования в институте искусств ОмГПУ является созданная федеральная экспериментальная площадка. Цель эксперимента построение единого художественно-эстетического центра «художественная школа (начальный уровень) художественный колледж (средний уровень) вуз послевузовское образование (высший уровень)», в котором определена последовательная образовательная, профессиональная система, ориентирующая обучающихся на непрерывное повышение эстетического, творческого, профессионального уровня и научной квалификации выпускников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the subject of improvement of the Fine Arts education quality

The mechanisms and methods of solving the problem of improvement of the Fine Arts education quality are starting to be the main problem facing higher education institutions. One of the possibilities of solving this problem at the Institute of the Fine Arts of Omsk State Pedagogical University (OSPU) is the existing Federal Experimental Site. The aim of the experiment is the creation of a uniform Centre for the Arts and Aesthetics primary and secondary school of the Arts (elementary level) undergraduate school of the Fine Arts (advanced level) graduate school of the Fine Arts and postgraduate school of the Fine Arts (proficiency level), which sets the standards for a consecutive educational and professional system. Its main aim is to continuously enhance the abilities of students of the Fine Arts at all mentioned levels in their development of aesthetic, creative and professional competence and in case of the graduates their academic qualification.

Текст научной работы на тему «К вопросу о повышения качества художественного образования»

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №5 (81) 2009

5. Рубайло, А.Т. Художественные средства языка / А.Т. Ру-байло. — М. : Изд-во Просвещение, 1961. — 122 с.

6. Москвин, В.П. Стилистика русского языка: Теоретический курс. — Изд. 4-е. / В.П. Москвин. — М. : Изд-во Феникс, 2006. - 320 с.

7. Бельдиян, В.М., Федяева, Е.В. Русский язык и культура речи / В.М. Бельдиян — М., 2006. — 546 с.

ЦУПИКОВА Елена Викторовна, кандидат педагоги ческих наук, доцент кафедры иностранных языков, E-mail: aist-09@mail.ru

Статья поступила в редакцию 17.03.2009 г.

© Е. В. Цупикова

УДК 378.383 д. и. СУХАРЕВ

Омский государственный педагогический университет

К ВОПРОСУ

О ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Механизмы и способы решения задач повышения качества образования — это проблема по большей мере внутривузовская. Качество обучения — особая тема, которая сегодня на самом деле для вуза становится главной. Одним из путей решения задач повышения качества художественного образования в институте искусств ОмГПУ является созданная федеральная экспериментальная площадка. Цель эксперимента — построение единого художественно-эстетического центра «художественная школа (начальный уровень) — художественный колледж (средний уровень) — вуз — послевузовское образование (высший уровень)», в котором определена последовательная образовательная, профессиональная система, ориентирующая обучающихся на непрерывное повышение эстетического, творческого, профессионального уровня и научной квалификации выпускников. Ключевые слова: Болонский процесс, современная модель образования, качество образования, художественное образование.

Вхождение России в «зону европейского высшего образования» вызвало необходимость осмысления и широкого общественного и экспертного обсуждения проблем, связанных с этим процессом в высшем образовании. Цель Болонского процесса — создание европейского образовательного пространства, с тем чтобы увеличить способность выпускников к трудоустройству, повысить мобильность граждан и нарастить конкурентоспособность европейской высшей школы. Общая цель всех реформ — повышение мобильности населения стран Европы для перехода от интеграции государств к реальной интеграции самих граждан. Особенно это актуально в сложившейся мировой экономической ситуации.

Причин данного процесса несколько, но они неоднозначны по своим масштабам и значимости. Основной причиной можно назвать необходимость реорганизации системы подготовки профессиональных кадров, которая вызвана преобразованиями в экономике всех стран. Сегодня происходит революция в экономической сфере. Это видно на примере ускорения циклов производства товаров и сокращения времени их жизни. Причем это ускорение не на проценты, а на порядок выше.

Другая причина связана с тем, что сегодня конкуренция постепенно переносится из производственной сферы в научную. Теперь выигрывают те, кто сможет быстрее разработать и внедрить в производство новый качественный (энергосберегающий, недорогой по себестоимости, с хорошим дизайном) товар. Ввиду того, что наука и творчество приобретают ведущую роль в развитии экономики страны и

работодатели испытывают потребность в профессионально мобильных молодых специалистах (до 30 лет), способных успешно и эффективно находить и реализовывать себя в изменяющихся социально-экономических условиях в связи с планированием и устройством собственной профессиональной жизни. В то же время способных активно реализовывать собственный творческий потенциал в смежных профессиональных областях, а расширение предметного поля деятельности является одним из общественных требований к специалистам. Однако содержание профессионального образования не исчерпывается задачами практического освоения той или иной профессии. Получивший определенную квалификацию, выпускник только в том случае сможет стать специалистом, если его профессиональное становление включало в себя не только приобретение специальных знаний, умений и навыков, но и формирование таких качеств и установок, которые позволят ему решать проблему перехода к активной, самостоятельной, творческой и ответственной профессиональной деятельности.

Еще одной причиной выступает внутренняя за-цикленность системы высшего образования, ориентиры подготовки специалистов не отвечают в полную меру требованиям работодателей и рынка труда. Вузы дают набор классических теоретических знаний, зачастую уже устаревших относительно современных требований экономики, и минимальный комплект практических навыков, которые не позволяют выпускнику сразу включиться в конкретную профессиональную деятельность.

Также важной причиной можно считать такой показатель, как количество уже подготовленных специалистов, имеющих высшее образование. Например, в Соединенных Штатах специалистов с высшим образованием от общего количества работников, почти в два раза больше, чем в Европе. Также показателем можно считать и количество иностранных граждан, обучающихся в стране. Эта цифра, также в США, значительно превосходит количество студентов, обучающихся во всех странах Европы, включая Россию.

Болонская декларация не требует изменений в содержании образования и в методике преподавания, и в некоторых других важных для образования компонентах. По вопросу качества образования там также не указаны четкие ориентиры для его совершенствования. Определены действия только по трем приоритетным направлениям: обеспечение качества образования; двухуровневая система обучения; признание квалификаций и периодов обучения.

Но система образования и занятости в каждой стране формирует основу, более или менее оптимальной относительной гармонии, соответствующей данной культуре, так как каждая страна в основном решает свои собственные проблемы без учета интересов других стран. Образовательная система каждой страны адаптируется под специфические нужды и квалификационные требования, предъявляемые системой трудоустройства. К тому же не существует такой университетской подготовки, которая дала бы соответствующую профессиональную подготовку и практический опыт в приемлемый промежуток времени.

Концепция модернизации российского образования и принятая современная модель образования на период до 2020 г. содержат значительные «поля сходимости» с Болонским процессом. Это относится и к анализу мировых тенденций, и к предложенной модели специалиста, и к созданию независимой системы аттестации и обеспечения качества образования, и к усилению ориентации на рынки труда, и к возвращению государства в образование, и к формированию новых экономических отношений в образовательной сфере. Определена необходимость структурной и институциональной перестройки профессионального образования, отработки различных моделей интеграции начального и среднего, среднего и высшего профессионального образования, обеспечения преемственности различных уровней профессионального образования. Переход от установки на запоминание большого количества информации к освоению новых видов деятельности (проектных, творческих, исследовательских). Основой современных образовательных стандартов становится формирование базовых и профессиональных компетентностей современного человека: информационной, коммуникативной, самоорганизация, самообразование.

Стратегическая цель государственной политики в области образования — повышение доступности качественного образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.

Реализация современной модели образования предполагает решение ряда приоритетных задач. Это и модернизация институтов образования как инструментов социального развития, и обеспечение инновационного характера базового и профессиональ-

ного образования в соответствии с требованиями экономики, основанной на знаниях, и создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров. Для этого необходимо: создать систему образовательных услуг, обеспечивающих раннее выявление и развитие одаренных детей и талантливой молодежи; создать образовательную среду, обеспечивающую доступность качественного образования; создать инфраструктуры социальной мобильности обучающихся. А также: обновить содержание и технологии образования, обеспечивающие баланс фундаментальности и компетентностного подхода; разработать вариативность образовательных программ; обновить структуру сети образовательных учреждений в соответствии с поставленными задачами; разработать новые механизмы финансирования образовательных учреждений в соответствии с задачами инновационного развития.

Механизмы и способы решения этих задач и повышения качества образования — это проблема по большей мере внутривузовская. И поэтому основная работа в этом направлении должна решаться в вузе.

Качество обучения — особая тема, которая сегодня на самом деле для вуза становится главной.

Рассматривая проблему «качественного художественного образования» как приоритетную в своей работе институт искусств ОмГПУ создает федеральную экспериментальную площадку, где основной темой становится «Формирование целостного художественно-эстетического комплекса в условиях интеграции образовательных программ начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования». Общее научное руководство осуществляют: академик Российской академии образования, доктор педагогических наук профессор Ломов С. П. и заслуженный деятель искусств РФ, доктор педагогических наук профессор Медведев Л. Г.

Целью эксперимента является построение единого художественно-эстетического центра «художественная школа (начальный уровень) — художественный колледж (средний уровень) — вуз — послевузовское образование (высший уровень)», в котором определена последовательная образовательная, профессиональная система, ориентирующая обучающихся на непрерывное повышение эстетического, творческого, профессионального уровня и научной квалификации выпускников. Формирование социально ориентированной, творческой личности выпускника-профессионала, создание условий, позволяющих обучающимся получить хорошее профессиональное художественное образование на любом этапе многоуровневой системы: начальном, среднем, высшем и послевузовском обучении, а также обеспечивающих оптимальную преемственность разноуровневых образовательных программ, способствующих интеграции образовательных процессов. К сожалению, сегодня нет связи между различными уровнями образования, и на каждом этапе обучающиеся начинают с нулевой отметки. А это неэффективная трата времени обучения.

Создание такого центра требует большой работы: разработки оптимальной методической и управленческой систем, обеспечивающих качественную профессиональную художественную подготовку обучающихся на различных этапах многоуровневой подготовки. Необходимо обеспечить преемственность учебных планов, программ начального, среднего и высшего профессионального художественного образования. А также разработать современные техноло-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (81) 2009 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №5 (81) 2009

гии обучения, способствующие решению учебных, творческих и научных задач художественного образования.

В состав экспериментальной площадки вошли: институт искусств Омского государственного педагогического университета, Омский художественнопромышленный колледж, Детская художественная школа № 1 города Омска.

Подготовка специалистов должна осуществляться на основе совмещенных (единых) учебных планов по следующим специальностям: «Изобразительное искусство», «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», «Дизайн (графический, среды)», «Монументально-декоративное искусство (живопись)», «Искусство интерьера».

Работа экспериментальной площадки рассчитана на длительный временной период (2008 — 2015 гг.) и условно разделена на три этапа. В итоге предполагается достичь следующих результатов:

— создать оптимальные условия для формирования единого образовательного пространства по многоуровневой системе подготовки специалистов художественного профиля;

— разработать новые методы и формы управления образовательным процессом, интегрирующим разноуровневые образовательные учреждения;

— создать обучающие и развивающие учебнометодические комплексы по многоступенчатой системе подготовки специалистов, базирующиеся на современных педагогических технологиях;

— создать и развить последовательную систему обучения педагогических кадров по художественным специальностям;

— создать динамичный учебный комплекс, способный выявить, сохранить и развить художественно одаренных обучающихся;

— сформировать личность выпускника с высоким уровнем культуры, обладающего достаточными знаниями и умениями для дальнейшей самостоятельной творческой и исследовательской работы.

Результаты деятельности экспериментальной площадки позволят эффективно интегрировать систему обучения начального, среднего и высшего художественного профессионального образования. Полученные результаты позволят образовательным учреждениям качественно изменить структуру работы, эффективно проводить профессиональную ориентацию обучающихся, выйти на новый качественный уровень профессионального художественного образования, соответствующий современному этапу развития общества.

СУХАРЕВ Андрей Иванович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры рисунка института искусств.

E-mail: aist-09@mail.ru

Статья поступила в редакцию 07.04.2009 г.

© А. И. Сухарев

УДК 37/034 В. Н. КИСЕЛЁВ

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ____________________________________

В статье рассматривается процесс полихудожественного развития восприятия и музыкально-ориентированного общения в специфической среде, построенной на взаимодействии искусств в интегрированных формах, спроецированных на музыкальное воспитание учащихся детских школ искусств и музыкальных школ Омского региона. Приводятся результаты экспериментального исследования рисунков школьников, созданных по мотивам прослушанных песен, которые могут быть использованы для совершенствования методики музыкально-эстетического воспитания в учреждениях дополнительного образования министерства культуры Омской области.

Ключевые слова: полихудожественная среда, музыкальное полихудожественное развитие, музыкально ориентированное общение, интегрированные формы музыкального воспитания.

Было установлено, что в музыкальных школах, где осуществляется широкое эстетическое воспитание, соединяющее шесть искусств (танец, театр, литературу, музыку, изобразительное искусство и кино), качество отдельно взятых детских изобразительных работ-рисунков, декоративно-прикладных макетов

и т.п. — было ниже, по выставочному стандарту. Веро-ятно, аналогичные проверки проводились по традиционным, предметам, школьного цикла — литературе и музыке. На этом основании многочисленные комиссии заявили, что отмена обычных школьных предметов, преподаваемых отдельно узким специ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.