Научная статья на тему 'Полихудожественное развитие музыкального творчества подростков в условиях дополнительного образования в сфере культуры'

Полихудожественное развитие музыкального творчества подростков в условиях дополнительного образования в сфере культуры Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
832
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННАЯ СРЕДА / МУЗЫКАЛЬНОЕ ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ / МУЗЫКАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБЩЕНИЕ / ИНТЕГРИРОВАННЫЕ ФОРМЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ / POLYART ENVIRONMENT / MUSICAL POLYART DEVELOPMENT / THE DIALOGUE / THE INTEGRATED FORMS OF MUSICAL EDUCATION IS MUSICAL GUIDED

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Киселёв Виктор Николаевич

В статье рассматривается процесс полихудожественного развития восприятия и музыкально-ориентированного общения в специфической среде, построенной на взаимодействии искусств в интегрированных формах, спроецированных на музыкальное воспитание учащихся детских школ искусств и музыкальных школ Омского региона. Приводятся результаты экспериментального исследования рисунков школьников, созданных по мотивам прослушанных песен, которые могут быть использованы для совершенствования методики музыкально-эстетического воспитания в учреждениях дополнительного образования министерства культуры Омской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Polyart development of musical creativity of teenagers in conditions of additional education in the sphere of culture

In the article the process of polyart development of perception is considered and it is musical guided dialogue in the specific environment projected on musical education in children schools of arts and musical schools of Omsk region. The results of an experimental research of figures of the schoolboys created on motives heard songs which can be used for perfection of a technique of musical aesthetic education in establishments of additional education of the Ministry of culture of Omsk area are obtained.

Текст научной работы на тему «Полихудожественное развитие музыкального творчества подростков в условиях дополнительного образования в сфере культуры»

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №5 (81) 2009

гии обучения, способствующие решению учебных, творческих и научных задач художественного образования.

В состав экспериментальной площадки вошли: институт искусств Омского государственного педагогического университета, Омский художественнопромышленный колледж, Детская художественная школа № 1 города Омска.

Подготовка специалистов должна осуществляться на основе совмещенных (единых) учебных планов по следующим специальностям: «Изобразительное искусство», «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», «Дизайн (графический, среды)», «Монументально-декоративное искусство (живопись)», «Искусство интерьера».

Работа экспериментальной площадки рассчитана на длительный временной период (2008 — 2015 гг.) и условно разделена на три этапа. В итоге предполагается достичь следующих результатов:

— создать оптимальные условия для формирования единого образовательного пространства по многоуровневой системе подготовки специалистов художественного профиля;

— разработать новые методы и формы управления образовательным процессом, интегрирующим разноуровневые образовательные учреждения;

— создать обучающие и развивающие учебнометодические комплексы по многоступенчатой системе подготовки специалистов, базирующиеся на современных педагогических технологиях;

— создать и развить последовательную систему обучения педагогических кадров по художественным специальностям;

— создать динамичный учебный комплекс, способный выявить, сохранить и развить художественно одаренных обучающихся;

— сформировать личность выпускника с высоким уровнем культуры, обладающего достаточными знаниями и умениями для дальнейшей самостоятельной творческой и исследовательской работы.

Результаты деятельности экспериментальной площадки позволят эффективно интегрировать систему обучения начального, среднего и высшего художественного профессионального образования. Полученные результаты позволят образовательным учреждениям качественно изменить структуру работы, эффективно проводить профессиональную ориентацию обучающихся, выйти на новый качественный уровень профессионального художественного образования, соответствующий современному этапу развития общества.

СУХАРЕВ Андрей Иванович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры рисунка института искусств.

E-mail: aist-09@mail.ru

Статья поступила в редакцию 07.04.2009 г.

© А. И. Сухарев

УДК 37/034 В. Н. КИСЕЛЁВ

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ____________________________________

В статье рассматривается процесс полихудожественного развития восприятия и музыкально-ориентированного общения в специфической среде, построенной на взаимодействии искусств в интегрированных формах, спроецированных на музыкальное воспитание учащихся детских школ искусств и музыкальных школ Омского региона. Приводятся результаты экспериментального исследования рисунков школьников, созданных по мотивам прослушанных песен, которые могут быть использованы для совершенствования методики музыкально-эстетического воспитания в учреждениях дополнительного образования министерства культуры Омской области.

Ключевые слова: полихудожественная среда, музыкальное полихудожественное развитие, музыкально ориентированное общение, интегрированные формы музыкального воспитания.

Было установлено, что в музыкальных школах, где осуществляется широкое эстетическое воспитание, соединяющее шесть искусств (танец, театр, литературу, музыку, изобразительное искусство и кино), качество отдельно взятых детских изобразительных работ-рисунков, декоративно-прикладных макетов

и т.п. — было ниже, по выставочному стандарту. Веро-ятно, аналогичные проверки проводились по традиционным, предметам, школьного цикла — литературе и музыке. На этом основании многочисленные комиссии заявили, что отмена обычных школьных предметов, преподаваемых отдельно узким специ-

алистом — художником, недопустима, так как широкий подход к художественному «развитию» детей, вернее, переход от художественного развития к широкому эстетическому, понимаемому в США как совокупное воздействие многих искусств, приводит к более низкому развитию в отдельно взятом искусстве.

Пока наша работа продвигается тоже или в начальной школе (через семинарскую учёбу и показательные уроки разных искусств для учителей начальных классов, которые на третьем году уже выказывают достаточную сноровку и смелость вести полиху-дожественную деятельность), или через учителей-предметников, которые на занятиях по современному расписанию успевают дать и знание по собственному предмету в объёме программы, и вести этот предмет на широком полихудожественном базисе с привлечением разных видов художественной деятельности детей. Так, на уроках литературы, изо, музыки можно взаимно встретить рисунки, сочинение стихов, игровую театральную драматизацию, сочинение музыки и пение. Многие годы работая учителем музыки и пения в общеобразовательных школах, я предлагал детям после разучивания песни изобразить её сюжет в рисунках, что способствовало творческому развитию школьников. Пока в музыкальных школах, по практическим данным, у нас нет беспокойства за уровень работы по отдельным видам искусства. Рисунки или восприятие музыки и литературы, способность творческого проявления и готовность к собственным творческим усилиям в полихудожественных классах значительно выше, чем в соседних, предметных. Утраты навыков не только не наблюдается, но преображается весь внутренний мир детей, общий настрой школы. У педагогов, узких — в прошлом — специалистов, сомнений в продуктивности данного подхода не возникает. Состав экспериментальных школ стабилен, хотя есть группа, целью которой являются награды на городских и региональных конкурсах и фестивалях, получение медалей и разжигание детских «звёзд». С нами работают люди, поднимающие более глубокий пласт детского художественного и нравственного развития.

Рассмотрим задачи музыкального воспитания детей в данном контексте. Исходя из целей музыкального воспитания, музыкальная педагогика ставит перед собой следующие задачи:

— развивать музыкальность ребёнка;

— обучить детей певческим и музыкально-ритмическим умениям и навыкам; воспитывать способность воспринимать, чувствовать и понимать музыку;

— развивать художественно-творческие способности.

Благодаря развитию музыкальности дети начинают тоньше чувствовать музыкальные образы. — прообразы окружающего их мира. А это, в свою очередь, играет важную роль в познании ими окружающей жизни, в формировании эстетических оценок, художественного вкуса. Музыкальность ребёнка воспитывается путём его активной музыкальной деятельности. Организуя и направляя внимание детей на занятиях, педагог помогает им осмысливать воспринимаемое, сравнивать, проявлять интерес, любознательность. У детей появляется сознательное отношение к содержанию музыки, воспитывается желание её слушать. Они перестают быть безучастными. Настроения, переданные в музыке, вызывают у них ответные переживания. Пути воспитания эмоциональной отзывчивости различны. Необходимо продуманными методическими приёмами привлекать

детей к непосредственному исполнению музыкальных произведений, к участию в танцах, играх. Эмоциональная отзывчивость тесно связана с предыдущим слушательским опытом. Чем чаще ребёнок слушает знакомые музыкальные произведения, тем более активным и целеустремлённым становится он в музыкальной деятельности. Более осознанному восприятию музыки помогает беседа педагога. Использование им на занятиях картинок, поэтического и образного слова углубляет переживания, вызванные музыкой. Так развивается эмоциональная отзывчивость и наряду с ней более тонкое слышание музыки [1].

Остановимся на вопросе восприятия ребёнком музыкального произведения. Восприятие искусства представляет собой сложную психическую деятельность, в которой соединяются интеллектуальные, познавательные и эмоциональные моменты. Умение воспринимать произведения музыкального искусства не может возникнуть само собой. Ему нужно учиться. Восприятие музыкального произведения начинается с чувства (так как сам образ является конкретно-чувственным), которое вызывает эмоциональную отзывчивость. В этой отзывчивости ребёнка сочетается осмысливание несложного, понятного ему содержания и радость — проявление эмоций при восприятии этого содержания, облачённого в художественную форму. Восприятие музыки формируется с раннего детства. Накоплению эмоционально-музыкальных впечатлений способствуют пение, игра на музыкальных инструментах, слушание музыки. К семи годам ребёнок переживает и осмысливает содержание музыкальных произведений.

Музыкально-эстетическое восприятие предполагает сочетание трёх основных компонентов: эмоциональности, сознательности и воображения. Вне эмоционального отношения к воображаемому не может быть и эстетического восприятия музыки. Когда ребёнок воспринимает произведение, у него остаётся след в сознании — образ произведения в целом. При повторном слушании музыки развиваются музыкальные представления.

Чтобы эмоционально переживать музыку, необходимо уметь дифференцированно воспринимать её звуковую ткань. Это умение развивается путём проведения с детьми простейшего анализа музыкальных произведений, в которых их внимание обращается на средства музыкальной выразительности. Ребёнок начинает разбираться в своеобразном языке музыки — характере мелодии в связи с образами действительности или её эмоциональным настроением (лирическим, тревожным, бодрым, взволнованным и т. д.). Чтобы вызвать активную деятельность детей, педагог при помощи образного или поэтического слова раскрывает содержание песни, игры, пьесы для слушания, активизирует воссоздающее воображение ребёнка — вызывает в нём образы, вовлекает его в «мысленное действие» в соответствии с действительным или предполагаемым сюжетом музыкального произведения [2].

В результате этого восприятие музыки ребёнком становится эмоционально-осмысленным, формируется музыкальный вкус. Процесс формирования музыкального вкуса включает следующие этапы:

— восприятие музыкального произведения в целом;

— осмысление его содержания;

— исполнение произведения, если оно возможно;

— простейший анализ музыкального произведения.

Практически он проявляется: а) в оценке произведения; б) в стремлении слушать произведения, отвечающие высоким художественным требованиям;

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (81) 2009 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №5 (81) 2009

Рис. 1. Модель организации интегрированных форм музыкального воспитания в дополнительном образовании в сфере культуры

в) в испытании эстетического наслаждения от восприятия и исполнения этих произведений. Одновременно в активной музыкальной деятельности детей развиваются их музыкальные способности, составляющие ядро музыкальности. Основными музыкальными способностями считаются те, которые связаны с восприятием и воспроизведением звуковысотного и ритмического движения. По мнению психолога Б. М. Теплова, таких способностей три:

1. Ладовое чувство;

2. Музыкально-слуховые представления;

3. Музыкально-ритмическое чувство [3].

Ладовое чувство — это способность эмоционально воспринимать музыку. Она проявляется в любви к слушанию музыки, в узнавании музыкального произведения, в чувствительности к точности интонации.

Музыкально-слуховое представление — это способность запомнить музыкальное произведение, воспроизвести его мелодию по памяти. Музыкально-ритмическое чувство — способность активно, двигательно переживать музыку, эмоционально воспроизводить её характер, настроение в движении. Здесь проявляется координация слуховых и двигательных центров. Разные музыкальные способности развиваются у детей неодинаково. Может отставать проявление всех способностей. Педагог в процессе обучения обязан выяснить, под влиянием каких факторов это происходит — неблагоприятных анатомо-физиологичес-ких задатков, несобранности внимания, стеснительности и т.д., и принять меры к их устранению, в частности, позаботиться о музыкальном окружении такого ребёнка, систематически проводить с ним индивидуальную работу.

Вся деятельность педагога в процессе музыкального воспитания направлена на активизацию у детей музыкального восприятия и музыкальных способностей, тренировку слуховых и двигательных анализаторов, без участия которых не может быть решена ни одна самая элементарная задача, стоящая перед ребёнком. Поэтому процесс обучения имеет решающее значение в деле развития и воспитания музыкальности. Рассмотрим вторую задачу музыкального воспитания детей. Для того, чтобы добиться её успешного осуществления, необходимо систематически работать над развитием детского голоса и чувства

ритма, формированием певческих навыков, воспитанием у детей слухового внимания. Дети должны сосредоточенно и сознательно воспринимать музыку в процессе слушания. Когда ребёнок поёт, двигается, происходит как бы упражнение его органов чувств. Чтобы обучение его шло успешно, надо развивать его музыкальные способности, учитывая при этом имеющиеся задатки. Важно обратить внимание на строение слухового аппарата ребёнка, рта и носовой полости, речедвигательного аппарата, на свойства нервной системы. В процессе обучения надо воспитывать у него умение преодолевать возникающие трудности, желание самостоятельно выполнять задания.

Музыка, звучащая на занятиях, в зависимости от своего характера воздействует на ребёнка возбуждающе или успокаивающе. Она организует возбуждённого ребёнка, привлекает к деятельности стеснительного, заторможенного. Подвижность нервной системы ученика развивается путём смены видов деятельности, изменения характера музыки. При целенаправленном воздействии педагога он активно воспринимает музыку, начинает лучше петь и двигаться, что позволяет ему своевременно усвоить содержание программы. В экспериментальных условиях детской музыкальной школы «Лад» создается активная полихудожественная среда, которая включает в себя ряд интегрированных форм музыкального воспитания.

Музыка здесь является направляющим ключом деятельности, а фольклор и литература выполняют роль содержательного ключа. «Видение» музыкального фрагмента целостно, предметно ориентировано. Оно является звеном в цепочке развития музыкального мышления и воображения и подготавливает учащегося к продуктивному созданию текста посредством творческого общения, ориентированного на создание «своего» музыкального образа, отвечающего личностному смыслу. Составляющими поли-художественной среды являются: театр и телеви-

дение, изобразительное искусство, кинематографии и художественное слово. В результате слияния различных видов искусств формируются интегрированные формы музыкального воспитания: авторское музыкальное представление или передача, музы-

№ Т ематика Духовно-нравственные акценты разученных песен Типы нравственного мыследействия

1 Насекомые: «Добрый жук» Благородство Визуальный анализ своего отношения к природе

2 Природы: «Колокольчики» комп. В. Киселёв «Сирень» комп. П. Айедоницкий Ощущение мира природы Поиск нравственных ориентиров

3 Народные символы «Посею лебеду на берегу» Душевная щедрость Погружение в нравственную среду народа

4 Военно-патриотическая тематика: «Майский вальс», комп. И. Лученок, «Баллада о гитаре и трубе», комп. А. Пахмутова «Песня о пограничниках», Д. Покрас, «Крейсер "Аврора"», В. Шаинский Выражение чувств восхищения перед мужеством и подвигами советских солдат Открытие в себе воли

5 Наши учителя: «Некогда стареть учителям», Ю. Чичков Уважительное отношение и чувство любви к учителям и их духовному величию Преобразование души

6 Тема дружбы и детства: «Новый год», комп. В. Киселёв Сочувствие и чувство коллективизма «Проигрывание» нравственных смыслов

7 Экология природы: «Раненая птица», комп. А. Пахмутова Чувство любви к природе, сострадания и милосердия Осмысление разумного отношения к природе

кально-изобразительная презентация, литература и фольклор (содержательный ключ), музыкальное видеотворчество, литературно-музыкальное выступление.

Анализ современной практики музыкального образования показал, что в последние годы, после периода некоторого спада, в данной сфере наблюдается резкий рост количественных и качественных показателей. Во многих регионах России создаются и успешно работают многочисленные хоровые и оркестровые коллективы, вокально-инструментальные ансамбли, проводятся фестивали, смотры и конкурсы музыкальной самодеятельности, привлекающие всё большее количество участников. В немалой степени этому способствовало повышение уровня педагогического руководства клубными музыкальными коллективами.

Однако из наиболее острых проблем в данной сфере остаётся недостаточная реализация педагогического потенциала клубной музыкальной самодеятельности. На фоне коммерциализации деятельности клубных учреждений, всё более широкого внедрения новых экономических механизмов функционирования клубных самодеятельных художественных коллективов особенно актуальными становятся задачи воспитания и развития личностных качеств детей и подростков в условиях музыкальной самодеятельности, на материале и средствами музыкального творчества.

Необходимо подчеркнуть, что в сложных и противоречивых современных социально-культурных условиях приоритетными задачами клубной музыкальной самодеятельности, в которой участвуют дети и подростки, должны стать, на наш взгляд, не столько художественно-эстетическое образование и развитие исполнительского мастерства участников, сколько решение более общих задач социализации личности.

Таким образом, полихудожественный подход к искусству по Б. П. Юсову и А. В. Петровскому предполагает в качестве личностно-образующей деятельности не отдельно взятую, а комплексную деятельность как целостную динамическую систему деятельности, каждая из которых преследует свою цель, отвечающую общим задачам и социальным ожиданиям. Взаимодействие различных видов искусств и художественной деятельности выступает, важнейшим условием, развития творческих способностей и направлено на решение самореализационных задач.

Развитие подростков в формированиях музыкальной самодеятельности может быть успешно осуществлено на основе профессионально-деятельного подхода формирования направленности. Исходя из этого, следует отметить, что общая и музыкальная направленность личности подростка, занимающегося в музыкальной самодеятельности, обусловлена целями и содержанием музыкальной деятельности и выражается мотивами и отношением к различным её сторонам. Регулирование процесса развития общей и музыкальной направленности подростка может быть обеспечено при условии адекватности представлений о её структуре и возможности измерения выраженности по комплексу показателей основных её параметров: ценностных ориентаций, мотивов, творческой активности и самообразования личности. Развитие полихудожественной музыкальности требует систематического и планомерного применения методов воздействия на сознание, эмоциональноволевую сферу и поведение подростка в течение всего периода участия его в формировании музыкальной самодеятельности.

Ведущими методами формирования полихудожественной музыкальности можно считать методы самоанализа, метод коррекции поведения и общения, структурного анализа, моделирования, монографический, биографический, метод организационно-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (81) 2009 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №5 (81) 2009

деятельной игры. В процессе всего эксперимента участников формирования ставили в условия необходимости познавать что-то новое для себя, у них воспитывалось стремление к воспитанию силы воли, настойчивости в достижении поставленной цели, при этом обязательно учитывался принцип добровольности и, самое главное, собственной заинтересованности в познавательном процессе. Поскольку включение в самостоятельное познание строится исключительно на личных побуждениях подростка и, главным образом, им самим регулируется, контролируется и корректируется вплоть до прекращения занятий, на первый план выдвигалась задача одновременного формирования нравственного-ответствен-ного и сознательного, и эмоционально-насыщенного, т.е. сопровождающегося переживанием чувства удовлетворённости от процесса и результатов интеллектуального труда, отношения к самообразованию.

В комплексном совершенствовании педагогического процесса в формированиях музыкальной самодеятельности необходимо предусмотреть решение одной из важнейших задач развития подростка — формирование общей и музыкальной направленности, способствующей всестороннему развитию его личности. С этой целью рекомендуется ввести в обязательную программу формирований музыкальной самодеятельности в теоретические и практические занятия, проводимые с участниками материалы, раскрывающие сущность музыкальной деятельности, развивая на этой основе интересы подростка.

Дети прослушивали и разучивали песни советских композиторов 80-х годов и народные мелодии. Особенное внимание обращалось на русский фольклор. Затем им было предложено творческое задание: изобразить образ песни. Ее видение в рисунках с помощью гуаши, акварели, цветных карандашей. Подобная работа (контрольная группа) была проведена в Муромцевской школе искусств Омской области. Контент-анализ рисунков, выполненных учащимися экспериментального класса средней общеобразовательной школы № 125 г. Омска под руководством автора статьи, представлен в таблице.

По значимости тематики преобладали наиболее интересные рисунки по теме войны и связанные с учителями. Духовно-нравственные акценты, обнаруженные в рисунках, построены на общечеловеческих ценностях и ярко выраженных гуманных чувствах. Визуальный анализ своего отношения к природе выражался через чувство благородства. Поиск нравст-

венных ориентиров выражался через ощущение чувства природы. Погружаясь в нравственную среду народа, дети отражали в рисунках свое проявление душевной щедрости и толерантности. Открытие в себе воли способствовало выражению восхищения мужеством героев войны, о которых рассказывали песни и образы которых были изображены н рисунках. Пример учителей, их душевная щедрость помогла выработке чувств любви, уважительного к ним отношения и их духовному величию. В этом прослеживается значительный педагогический потенциал музыкального творчества. Проигрывание нравственных смыслов способствовало выработке сочувствия и чувства коллективизма, соборности через изображение популярных песенок на тему дружбы и детства. Осмысление разумного отношения к природе прослеживается в рисунках, которые отражают чувство любви к ней, сострадание и милосердие. Таким образом, в процессе рисования под музыку наиболее полноценно раскрыли личностные нравственные смыслы, стимулируемые эстетическими чувствами, вызванными отношением к образам песен.

Приведенные модель и результаты экспериментального исследования рисунков школьников, созданных по мотивам прослушанных песен могут быть с успехом использованы для совершенствования методики музыкально-эстетического воспитания в учреждениях дополнительного образования министерства культуры Омской области.

Библиографический список

1. Юсов Б.П. Взаимосвязь культурологических факторов в формировании художественного мышления учителя в образовательной области «Искусство». — М. : Спутник, 2004. — С. 160—184.

2. Юсов Б.П. Изобразительное искусство и детское изобразительное творчество. Очерки по истории, теории и психологии художественного воспитания детей. — Магнитогорск : Изд-во МаГУ. — 2002. — С. 140—165.

3. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. — М., 1982. — С.18, 21 — 22.

КИСЕЛЁВ Виктор Николаевич, старший преподаватель кафедры социально-культурной деятельности, заслуженный работник культуры РФ.

644077, Омск-77, просп. Мира, 55а.

Статья поступила в редакцию 29.06.2009 г.

© В. Н. Киселёв

Книжная полка

Солодченкова, Т. Б. Использование информационных ресурсов для отражения межпредметных связей в профильнном обучении физике [Текст] / Т. Б. Солодченкова // Актуальные проблемы дидактики высшей школы: современные технологии обучения : межвуз. сб. науч. ст. по материалам проекта повышения квалификации преподавателей вузов / Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена . — СПб., 2005. — С. 439 — 443 . — ISBN 5-0864-0959-7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.