УДК 373.2.01 ББК 88.834.01
И. В. Рябченко
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ 4-7 ЛЕТ В ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация. Статья посвящена вопросам активизации творческого потенциала личности средствами художественно-эстетической деятельности, роли полихудожественного образовательного пространства и интеграции разных видов искусств в процессе формирования творческой самореализации детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: творческое воображение, интеграция искусств, полихудожественная среда, творческая самореализация.
I. V. Ryabchenko
THE PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS
OF 4-7 YEAR-OLD CHILDREN'S ART AND CREATIVE SELF DEVELOPMENT
IN POLYART ACTIVITY
Abstract. The article deals with the issues of activation of the creative potential of a personality by the means of art-aesthetic activity, part of poly-artistic educational space, and the integration of different types of art in the process of formation creative self-realization of preschool children.
Key words: creative imagination, integration of art, polyartistic environment, creative self-realization.
Одной из наиболее важнейших потребностей личности, определяющих смысл жизни человека, значимость его личностного «Я» для окружающего мира, является стремление реализовать заложенный в ней творческий потенциал или потребность в самореализации как предъявлении своей уникальности. Формируясь в процессе воспитания и приобщения к мировой культуре, потребности человека выступают активным и целенаправленным процессом овладения какой-либо деятельностью, её мотивом. Между тем, непременным условием формирования потребности в той или иной деятельности является опыт данной деятельности, на ранних этапах развития осуществляемый в сотрудничестве со взрослым. Из этого следует, что одной из основных психолого-педагогических проблем, предъявляемых сегодня системе воспитания и образования, является развитие способности личности к творческой самореализации (Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, И. С. Кон, А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский) и формирование потребности в ней (А. Маслоу, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин).
Еще Б. М. Теплов подчеркивал: «Раннее вовлечение детей (и не только особо одаренных) в творческую деятельность очень полезно для общего художественного развития, вполне естественно для ребенка, и вполне отвечает его потребностям и возможностям» [4, 51]. Всё это подтверждает необходимость поиска новых эффективных средств, позволяющих развивать творческий потенциал дошкольников.
В то же время, многие исследования (Т. Г. Рубан, Е. Ю. Трацевская, Л. В. Бурая, С. С. Брикунова, О. С. Нечаева, С. А. Фадеева, С. В. Кузьмина, Л. Н. Мун, Т. А. Цквитария) убедительно подтверждают возможности искусства и эффективность использования механизмов воздействия художественно-творческой деятельности как средства творческой самореализации личности на разных ступенях образования. Сегодня вопрос творческой самореализации является актуальной проблемой и одним из приоритетных направлений развития ребёнка. В то же время, художественно-творческая деятельность признаётся наиболее эффективным средством формирования эмоционально-ценностного отношения к себе, окружающему миру. Именно в процессе художественного творчества ребёнок реализует свою потребность в самоактуализации, самореализации, определяет своё место в обществе, находит своё «Я».
Пути достижения этой цели мы видим в вовлечении детей в различные виды художественно-творческой деятельности, основанные на взаимодействии разных видов искусств и опирающиеся на полихудожественную природу самого ребёнка, способного одновременно петь, танцевать, рисовать и сочинять. Особая эмоциональная отзывчивость дошкольника позволяет более эффективно выстраивать процесс активизации творческого потенциала каждого ребёнка именно в системе художественно-эстетического развития. Любой вид творчества для ребёнка - это «универсальная форма психической активности» (Н. Н. Поддъяков), способствующая пониманию ре-
бёнком своих собственных возможностей, формированию умения взаимодействовать с другими людьми, моделированию своего поведения в различных ситуациях, что, в итоге, способствует саморазвитию и самовоспитанию, позволяющим включать механизмы творческой самореализации; «механизм развития» (Я. А. Пономарёв) или форма взаимодействия субъектов, приводящая к изменению в них, к возможности подняться на следующий уровень развития - саморазвитие. При этом «психологической основой творчества», выступающей предпосылкой самосознания, самопознания и самосовершенствования личности ребенка, является воображение (Л. С. Выготский).
В отечественной и зарубежной науке рассматриваются возможности разных видов художественной деятельности дошкольника, способствующие развитию его воображения, позволяющие ребёнку в сотрудничестве со взрослым пройти определённый этап вхождения в человеческую культуру. Развитое воображение помогает ребёнку не только глубже проникать в мир чувств и эмоций окружающих людей и, что гораздо важнее, в свой собственный внутренний мир, но и полнее удовлетворять свою потребность в самовыражении, творческой самореализации. Именно поэтому воображение является одним из важнейших психических процессов наряду с восприятием, памятью, мышлением и вниманием.
Годы детства характеризуются легкостью привыкания к необычному, подвижностью воображения. Детство замечательно непрестанными творческими попытками, которые непроизвольны и требуют от ребёнка активизации воображения и изобретательности. Это уникальный период человеческой жизни, когда творчество становится универсальным и естественным способом существования, поскольку все игры и занятия, построенные на активизации воображения, требуют от ребенка интуиции и изобретательности. Высокая умственная активность проявляется в легкости возникновения новых ходов мысли, необычных суждениях и сопоставлениях, несущих на себе печать оригинальности, которую можно считать творчеством, подразумевая при этом не значимость того, что создается, а поиск, активизирующий личную инициативу ребенка.
Современная гуманистическая психология и педагогика утверждает, что каждый ребенок от природы талантлив. Необходимо только создать условия, чтобы имеющиеся способности проявили себя и развились до максимально возможного уровня. Мы полагаем, что к условиям формирования потребности в творческой самореализации дошкольников относятся:
• создание на занятии атмосферы заинтересованности, психологического комфорта и эмоциональной раскрепощённости;
• создание специальной полихудожественной среды, способствующей комплексному художественному воздействию на эмоционально-чувственную сферу детей;
• учёт возрастных и психо-физиологических особенностей развития ребёнка;
• предоставление ребёнку свободы выбора деятельности;
• ненавязчивая, доброжелательная помощь педагога.
Современные программы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста предусматривают решение задач, связанных с развитием творческого воображения ребёнка. Для их эффективного решения необходимы следующие психо лого-педагогические условия:
• построение образовательного пространства с учётом изначальной природы ребёнка, его способности видеть и слышать, чувствовать и действовать, мыслить и говорить;
• создание на занятиях атмосферы психологического комфорта и доверия, эмоциональной свободы;
• построение системы воспитания и развития с учётом специфики индивидуального развития детей;
• формирование предпосылок художественно-творческой деятельности, способствующей активизации врожденных способностей каждого ребёнка;
• знакомство детей с лучшими образцами произведений искусства.
В целом, полученные в результате целенаправленного педагогического воздействия навыки и умения, способствуют активизации творческих проявлений ребёнка и формированию потребности в художественно-творческой самореализации. Они также позволяют решать основные задачи эстетического воспитания и объединяют различные виды художественно-творческой деятельности детей в единый процесс, устанавливая тесные связи между различными предметами эстетического цикла дошкольного образовательного учреждения: музыкальной, изобразительной, театрализованной деятельностью и ознакомлением с художественной литературой. Задачи формирования потребности в художественно-творческой самореализации в полихудожественной деятельности включают:
1. Воспитание устойчивого интереса к различным видам художественно-творческой деятельности, формирование основ художественного вкуса, развитие эмоциональной отзывчивости, воображения, памяти.
2. Накопление опыта восприятия произведений искусства, развитие аналитического мышления, умения взаимодействовать в коллективных видах творчества, овладение навыками зрительного и слухового контроля и самоконтроля.
3. Овладение простейшими знаниями о различных видах искусства, их выразительных средствах; способах передачи художественного образа, его развития.
4. Развитие художественно-творческих способностей детей: приобщение их к вокальным, инструментальным, двигательным импровизациям; расширение представлений о возможностях художественно-творческой деятельности в передаче своих чувств и представлений.
Решение последней задачи было и остается одним из актуальнейших направлений дошкольного музыкального воспитания. Многие психологи и педагоги (Б. М. Теплов, Л. С. Выготский, Н. Н. Поддъяков, Э. П. Костина, О. П. Радынова) подчеркивали близость музыкального творчества духовной сущности ребенка. Любой вид музыкально-творческой деятельности требует от ребенка самостоятельности в добывании и присвоении знаний о творческом процессе, активизации творческих проявлений в опоре на фантазию, интуицию, воображение, формирования и развития способности к индивидуальной интерпретации не только произведений музыкального, но и других видов искусства. Несколько ограничивая свое участие в данном процессе, при определённых затруднениях, испытываемых ребёнком, педагог может побуждать его к активизации творческого мышления путем наводящих вопросов и создания проблемных ситуаций, помогающих ребенку разрабатывать сюжет и логику действий в процессе передачи художественного образа. Педагогу необходимо поддерживать творческую инициативу ребенка, создавая ситуацию «жизни ребенка в образе» [3, 15], в ходе которой он может сравнивать, соотносить, выбирать и находить то, что помогает передать именно его видение художественного образа, средствами какого-либо искусства.
Музыкальное искусство в силу своей природы благоприятствует активизации творческих способностей, формированию художественно-образного мышления и творческого воображения. Это связано с большой вариативностью музыкальных образов, определённой абстрактностью языка звуков, особенностью выразительных средств. Л. С. Выготский писал: «Музыкальное произведение вызывает в человеке, который слушает музыку, целый сложный мир переживаний и чувств. Это расширение и углубление чувства, творческая его перестройка и составляет психологическую основу искусства музыки» [2, 92].
Музыкальную деятельность отличает ярко выраженная творческая направленность, необходимая, по словам Б. В. Асафьева, так как тот, «кто хоть немного ощутил в какой-либо сфере искусства радость творчества, будет в состоянии воспринимать и ценить всё хорошее, что делается в этой сфере, и с большей интенсивностью, чем тот, кто только пассивно воспринимает» [1, 101]. Музыкально-творческая деятельность дошкольников - это различные способы познания музыкального искусства (а через него окружающей жизни и самого себя), с помощью которых осуществляется как музыкальное, так и общее развитие. Ребёнок приобщается к музыке, исполняя произведения не только по заданному образцу, но и вкладывая своё отношение путём создания новых образцов и действий. Овладение этим навыком позволяет активно развивать фантазию, воображение и проявлять себя в начальных формах музыкального творчества: песенного, игрового, танцевального.
Необходимо отметить, что основы творческих проявлений детей закладываются в раннем и среднем дошкольном возрасте, чему способствует систематическое включение в образовательный процесс разнообразных творческих упражнений и игр, небольших заданий, построенных в игровой форме и вызывающих начальный интерес к художественному творчеству. Исследования психологов выявили, что в ситуации интереса ребёнок во много раз лучше, чем обычно видит и слышит. Положительные эмоции, сопровождающие интерес, являются прекрасным стимулом приобщения к искусству вообще и музыкальному в частности. Под его влиянием обостряется работа не только воображения и восприятия, но и развивается интеллектуальная активность, музыкальная наблюдательность и творческие способности.
В контексте нашего исследования особый интерес представляет творческое воображение, процесс развития которого наиболее продуктивно осуществляется в условиях интеграции искусств. Музыка, живопись, литература, архитектура, скульптура, фотография и другие виды искусств оказывают сильнейшее и разностороннее воздействие на чувства человека. Данное положение вызывает сегодня особый интерес к интегрированным занятиям искусством с широким применением мультимедийных средств, способных расширить представление ребёнка о разнообразии видов искусств, их эстетическом и культурном воздействии на человека, нравственном потенциале и эмоциональном богатстве. В основе исследуемых нами интегрированных занятиях -восприятие музыкального произведения. Слушая музыку, дети накапливают опыт восприятия музыки разных эпох и стилей. Это необходимо для полноценного музыкального развития, способствует формированию основ художественной культуры детей, их общему эмоциональному и творческому развитию. Здесь важно активизировать интерес ребёнка к музыкальному искусству, способствовать адекватному эмоциональному сопереживанию, развивать музыкально-художественный вкус. Организация данного вида музыкальной деятельности требует от педагога профессионального владения музыкальным инструментом для «живого» исполнения произведений и музыковедческих знаний, позволяющих анализировать их.
Выступая посредником между автором и слушателями, предъявляя им своё понимание произведения, свою интерпретацию, педагогу-музыканту, работающему с детьми, необходимо быть тонким педагогом и психологом, чтобы правильно оценить индивидуальное «прочтение» ребенком музыкально-художественного образа, с уважением отнестись к нему. Опираясь на образную природу музыкального произведения, необходимо предоставить ребёнку возможность создания его собственной интерпретации, признавая этим его право на собственное представление и видение музыкального образа.
Между тем, выход за рамки одного вида искусства обогащает музыкальное занятие, делая творческий процесс ярче и интереснее. Выражение настроения и чувства, переданные в музыке, средствами других видов искусств: изобразительной деятельности, танца, инструментальной импровизации, мелодической импровизации, художественного текста - увеличивает силу эмоционального воздействия. Ребёнок, выбирая определённый вид искусства, передаёт свои чувства и своё понимание музыкального образа. Именно это мы определяем как творческую самореализацию старших дошкольников в условиях взаимодействия и интеграции искусств - реализацию собственной индивидуальности, протекающей в процессе межличностного общения, предъявление своей индивидуальности другому человеку.
Всё вышеизложенное позволяет нам предположить, что наиболее эффективно процесс пробуждения интереса к художественно-творческой деятельности и формирование потребности в творческой самореализации будет протекать в условиях интеграции и взаимодействия искусств, где разные виды искусств выступают составляющими частями единого художественного пространства, способствуя его целостному восприятию. Внутренними связями, объединяющими их в единое целое, выступает единство художественных образов.
Известно, что переход к активному творчеству в старшем дошкольном возрасте характеризуется изменением связей между мышлением и действиями ребенка: мышление и воображение становится целенаправленным, а действия - более осознанными. Эти особенности старших дошкольников достаточно ярко проявляются в условиях интегрированного музыкального занятия, где художественно-творческая деятельность выступает эффективным средством самопознания, самовыражения и самоутверждения. Через музыкальное искусство ребенок заявляет о себе, о богатстве и разнообразии своих чувств и творческой энергии.
Таким образом, можно утверждать, что художественно-творческая деятельность детей старшего дошкольного возраста протекает в обстановке эмоционального подъёма, что способствует их внутреннему раскрепощению. Дети, овладевая разнообразными средствами художественно-творческого самовыражения, самоутверждения и попав в атмосферу творческого успеха, приобретают уверенность в своих силах, смелость и независимость. Это, в свою очередь, способствует раскрытию их творческого потенциала и формированию потребности в творческом самовыражении или самореализации.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Асафьев, Б. В. О музыкально-творческих навыках детей // Асафьев, Б. В. Избр. статьи о музыкальном просвещении и образовании / Б. В. Асафьев; под ред. Е. М. Орловой. - М.; Л., 1965. - С. 101.
2. Выготский, Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский. - М.: Наука, 1987.
3. Праслова, Г. Музыкальная игра как средство развития // Музыкальный руководитель. - 2004. - №. 3. -С. 15.
4. Теплов, Б. М. Психологические вопросы художественного воспитания // Вопросы художественного воспитания. - М.; Л., 1947. - С. 16-17.
УДК 378 ББК 60.831
М. А. Секретова
ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА В СОВРЕМЕННОЙ ВЕЛИКОБРИТАНИИ
Аннотация. В статье рассматривается вопрос становления и развития профессионального образования социального работника в современной Великобритании. Данное исследование освещает основные этапы становления образования в области социальной сферы на уровне высших учебных заведений, взаимодействие с государственной структурой страны.
Ключевые слова: социальный институт, социальное обеспечение, профессиональная компетентность, социальная защита, профессиональная квалификация, социальное агентство.