5. Чернышова Л.И. Психология и педагогика: Учебное пособие / Э.В. Островский, Л.И. Чернышова. Под ред. Э.В. Островский. М.: Инфра-М, 2015. С. 381.
6. Багдасарова С.К. Психология и педагогика: учеб. пособие для ср. спец. учеб. заведений / С.К. Багдасарова, С.Н. Самыгин, Л.Д. Столяренко. М.: Ростов: МарТ, 2006. С. 315.
7. Исмадияров Я.У. Content and Formation Key Competencies of Quality Assurance Managers. Eastern European Scientific Journal Düsseldorf. Germany, 2017, ISSN 2199-7977 DOI 10.12851/EESJ2017032017 AURIS, Р. 87-93.
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В СИСТЕМЕ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Мешкова М.Б.1, Климовская Т.И.2, Кобелева Л.А.3, Калашникова Ю.В.4, Русакова Н.С.5 Email: [email protected]
'Мешкова Мария Борисовна - воспитатель; 2Климовская Татьяна Ивановна - воспитатель; 3Кобелева Лариса Анатольевна - воспитатель; 4Калашникова Юлия Васильевна - инструктор по физической культуре;
5Русакова Наталья Сергеевна - музыкальный руководитель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад общеразвивающего вида № 27, п. Разумное, Белгородский район, Белгородская область
Аннотация: в данной статье речь идет об актуальности и значимости художественно-эстетического развития в условиях реализации ФГОС дошкольного образования. О необходимости систематического, целенаправленного приобщения личности к миру культуры, художественно-эстетических ценностей, так как успешная работа в данном направлении способствует развитию индивидуальных природных способностей ребенка, расширению его эмоционального мира, раскрытию творческого потенциала, а главное, стремлению к полной самореализации и формированию потребности в творческом самовыражении.
Ключевые слова: ФГОС дошкольного образования, художественно-эстетическое развитие, творческие способности, самореализация.
ART-AESTHETIC EDUCATION IN THE PRESCHOOL EDUCATIONAL
SYSTEM
Meshkova M-В.1, Klimovskaya T.I.2, Kobeleva LA.3, Kalashnikova Yu.V.4,
Rusakova N.S.5
'Meshkova Maria Borisovna - Tutor; 2Klimovskaya Tatyana Ivanovna - Tutor; 3Kobeleva Larisa Anatolievna - Tutor; 4Kalashnikova Yulia Vasilyevna - physical education Instructor; 5Rusakova Natalia Sergeevna - Musical Director, MUNICIPAL BUDGET PRE-SCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION
KINDERGARTEN OF GENERAL DEVELOPING VIEW № 27, RAZUMNOE VILLAGE, BELGOROD DISTRICT, BELGOROD REGION
Abstract: in this article we are talking about the relevance and the significance of artistic and aesthetic development in the context of the implementation of the Federal State Educational Standard (FSES) of the pre-school education. On the need for systematic, purposeful familiarization of the individual with the world of culture, artistic and aesthetic values, since
successful work in this direction contributes to the development of the child's individual natural abilities, expanding his emotional world, unlocking creative potential, and the most importantly, striving for the complete self-realization and the formation of creative expression. Keywords: Federal State Educational Standard (FSES) of the pre-school education, artistic and aesthetic development, creative abilities, self-realization.
УДК 373.21
В современном мире наблюдается смещение акцентов в сторону информационных технологий, формирующих одномерную личность технократического общества. Необходимость систематического, целенаправленного приобщения личности к миру культуры, художественно-эстетических ценностей приобретает в условиях трансформации современного общества и девальвации социокультурных ценностей особое значение. Современный человек адаптируется и определяет свое место в мире, прежде всего, на основе культурных достижений прошлого и настоящего, моделируя и проектируя свое будущее. Законы жизнедеятельности людей таковы, что общество не может существовать, если происходит разрыв в цепи преемственности культурных ценностей, если из общего процесса развития культуры выпадает, то или иное звено.
Ведущая педагогическая идея художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста - это создание такой образовательной системы, ориентированной, прежде всего на развитие личности через приобщение к духовным ценностям, через вовлечение в творческую музыкальную, изобразительную, театрализованную деятельность. Успешное художественно-эстетическое воспитание позволяет ребенку успешно и гармонично развиваться, совершенствуя художественный вкус в литературе, музыке, живописи и других видах искусства.
Целью художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста, в условиях реализации ФГОС дошкольного образования, является формирование основ художественно-эстетической культуры через приобщение его к ценностям культуры и искусства; развитие восприятия; усвоение художественных эталонов; ценностно-смысловое общение; сотворчество педагога и ребенка; формирование художественно-эстетической потребности; формирование художественного вкуса и эстетического отношения; формирование активности, инициативности и самостоятельности в художественном творчестве. Многие исследования (Т.Г. Рубан, Е.Ю. Трацевская, Л.В. Бурая, С.С. Брикунова, О.С. Нечаева, С.А. Фадеева, С.В. Кузьмина. ЛИ Мун, Т.А. Цквитарня) убедительно подтверждали возможности искусства и эффективность использовании механизмов воздействия художественно-творческой деятельности, как средства творческой самореализации личности на разных ступенях образования, в том числе и дошкольного.
В наше время художественно-творческая деятельность признается наиболее эффективным средством формирования эмоционально-ценностного отношения к себе, окружающему миру. Именно и процессе художественного творчества ребенок реализует свою потребность в самоактуализации, определяет своё место в обществе, находит свое «Я». Пути достижения этой цели в вовлечении детей в различные виды художественно -творческой деятельности, основанные на взаимодействии разных видов искусств и опирающиеся на полихудожественную природу самого ребёнка, способного одновременно петь, танцевать, рисовать и сочинять. Особая эмоциональная отзывчивость дошкольника позволяет более эффективно выстраивать процесс активизации творческого потенциала каждого ребёнка именно в системе художественно-эстетического развития. Любой вид творчества для ребёнка - это «универсальная форма психической активности» (Н.Н. Поддъяков), способствующая пониманию ребенком своих собственных возможностей, формированию умения взаимодействовать с другими людьми, моделированию своего поведения в различных ситуациях, что, в итоге, способствует саморазвитию и самовоспитанию, позволяющим включать механизмы творческой самореализации, приводящих, к возможности подняться на следующий уровень развития, саморазвития.
Современные психологи утверждают, что каждый ребенок от природы талантлив. Необходимо только создать условия, чтобы имеющиеся способности проявили себя и развились до максимально возможного уровня. К условиям формирования потребности и творческой самореализации дошкольников относятся:
- создание атмосферы заинтересованности, психологического комфорта и эмоциональной раскрепощённости;
- создание специальной полихудожественной среды, способствующей комплексному художественному воздействию на эмоционально-чувственную сферу детей;
- учёт возрастных и психо-физиологических особенностей развития ребёнка;
- предоставление ребенку свободы выбора деятельности;
- ненавязчивая, доброжелательная помощь педагога.
Современные программы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста предусматривают решение задач, связанных с развитием творческого воображения ребёнка. Для их эффективного решения необходимы следующие психолого-педагогические условия:
- построение образовательного пространства с учётом изначальной природы ребёнка, его способности видеть и слышать, чувствовать и действовать, мыслить и говорить;
- создание атмосферы психологического комфорта и доверия, эмоциональной свободы;
- построение системы воспитания и развития с учётом специфики индивидуального развития детей;
- формирование предпосылок художественно-творческой деятельности, способствующей активизации врожденных способностей каждого ребенка;
- знакомство детей с лучшими образцами произведений искусства [6, 77].
В целом, полученные в результате целенаправленного педагогического воздействия навыки и умения, способствуют активизации творческих проявлений ребёнка и формированию потребности в художественно-творческой самореализации. Они также позволяют решать основные задачи эстетического воспитания и объединяют различные виды художественно-творческой деятельности детей в единый процесс.
Задачи формирования потребности в художественно-творческой самореализации включают:
- воспитание устойчивого интереса к различным видам художественно-творческой деятельности, формирование основ художественного вкуса, развитие эмоциональной отзывчивости, воображения, памяти;
- накопление опыта восприятия произведений искусства, развитие аналитического мышления, умения взаимодействовать в коллективных видах творчества, овладение навыками зрительного и слухового контроля и самоконтроля;
- овладение простейшими знаниями о различных видах искусства, их выразительных средствах; способах передачи художественного образа, его развития;
- развитие художественно-творческих способностей детей: приобщение их к вокальным, инструментальным, двигательным импровизациям;
- расширение представления о возможностях художественно-творческой деятельности и передаче своих чувств и представлений.
Необходимо отметить, что основы творческих проявлений детей закладываются в раннем и среднем дошкольном возрасте, чему способствует систематическое включение в образовательный процесс разнообразных творческих упражнений и игр, небольших заданий, построенных в игровой форме и вызывающих начальный интерес к художественному творчеству. Исследования психологов подтверждают, что в ситуации интереса ребёнок во много раз лучше, чем обычно видит и слышит. Положительные эмоции, сопровождающие интерес, являются прекрасным стимулом приобщения к искусству. Под его влиянием обостряется работа не только воображения и восприятия, но и развивается интеллектуальная активность, музыкальная наблюдательность и творческие способности.
Музыка, живопись, литература, архитектура, скульптура фотография и другие виды искусств оказывают сильнейшее и разностороннее воздействие на чувства человека. Данное
100
положение вызывает сегодня особый интерес к интегрированным занятиям искусством с широким применением мультимедийных средств, способных расширить представление ребёнка о разнообразии видов искусств, их эстетическом и культурном воздействии, нравственном потенциале и эмоциональном богатстве [6, 78].
Наиболее эффективно процесс пробуждения интереса к художественно-творческой деятельности и формирование потребности в творческой самореализации будет протекать в условиях интеграции и взаимодействия искусств, где разные виды искусств выступают составляющими частями единого художественного пространства, способствуя его целостному восприятию. Внутренними связями, объединяющими их в единое целое, выступает единство художественных образов.
Таким образом художественно-творческая деятельность детей должна протекать в обстановке эмоционального подъёма, что способствует их внутреннему раскрепощению. Дети, овладевая разнообразными средствами художественно -творческого самовыражения, самоутверждения и попав в атмосферу творческого успеха, приобретают уверенность в своих силах, смелость и независимость. Это, в свою очередь, способствует раскрытию их творческого потенциала и формированию потребности в творческом самовыражении или самореализации.
Художественно-эстетическое образование, получаемое детьми в системе дошкольного образования, способствует развитию индивидуальных природных способностей ребенка, расширяет его эмоциональный мир, а главное - учит стремиться к полной самореализации.
Список литературы /References
1. Бабунова Е.С., Градусова Л.В., Левшина Н.И., Мичурина Ю.А., Степанова Н.А., Турченко В.И., Чернобровкин В.А., Шепилова Н.А. Теоретико-прикладные основы социально-коммуникативного развития дошкольников. Магнитогорск, 2015.
2. Большая психологическая энциклопедия [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// psychology.academic.ru/7296/ (дата обращения: 09.11.2018).
3. Бутенко Н.В. Теоретико-методологический регулятив художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста: теоретико-методологический аспект: монография. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2012.
4. Жуйкова Т.П., Шустрова К.А. Развитие познавательной активности детей среднего дошкольного возраста средствами экспериментирования // Молодой ученый, 2015. № 8.
5. Нагорная Л.А. Художественно-эстетическое развитие в ДОУ// Приоритетные направления развития науки и образования, 2014. № 3.
6. Рябченко Ирина Викторовна. Психолого-педагогические аспекты художественно -творческой самореализации детей 4-7 лет в полихудожественной деятельности Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика», Журнал Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова, 2012.
7. Штырина И.А., Юркина А.Л.Создание условий, способствующих реализации художественно-эстетического развития воспитанников в соответствии с ФГОС дошкольного образования, 2015. № 7.