Научная статья на тему 'Система педагогической поддержки художественно-творческой самореализации дошкольников в условиях ДОУ'

Система педагогической поддержки художественно-творческой самореализации дошкольников в условиях ДОУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1134
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / ИНТЕГРАЦИЯ ИСКУССТВ / ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рябченко И. В.

В статье раскрывается проблема формирования потребности в художественно-творческой самореализации у детей старшего дошкольного возраста средствами интеграции разных видов искусства, способствующей развитию у них творческого воображения и творческой активности. Обосновывается специальная система педагогической поддержки процесса художественно-творческой самореализации детей, способствующая наиболее успешной активизации творческого потенциала каждого ребёнка в условиях психологического комфорта и эмоциональной свободы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рябченко И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система педагогической поддержки художественно-творческой самореализации дошкольников в условиях ДОУ»

УДК 78

СИСТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОУ

© 2012 И. В. Рябченко

аспирант каф. истории и теории музыки, музыкальный руководитель КРОО ЦТР «Диалог», г. Курск e-mail: konstanti7353@yandex.ru

Таганрогский государственный педагогический институт

В статье раскрывается проблема формирования потребности в художественнотворческой самореализации у детей старшего дошкольного возраста средствами интеграции разных видов искусства, способствующей развитию у них творческого воображения и творческой активности. Обосновывается специальная система педагогической поддержки процесса художественно-творческой самореализации детей, способствующая наиболее успешной активизации творческого потенциала каждого ребёнка в условиях психологического комфорта и эмоциональной свободы.

Ключевые слова: художественно-творческая самореализация, педагогическая поддержка, интеграция искусств, интегрированное занятие.

Сегодня вопрос творческой самореализации является актуальной проблемой и основополагающим направлением развития личности ребёнка, при которой художественно-творческая деятельность признаётся наиболее эффективным средством формирования эмоционально-ценностного отношения к себе, окружающему миру. Именно в процессе художественного творчества ребёнок реализует свою потребность в самоактуализации, самореализации, определяет своё место в обществе, находит своё «Я» (Л. В. Бурая, Т. Г. Рубан, Е. Ю. Трацевская). Однако период дошкольного детства как важнейший этап формирования потребности личности в творческой самореализации изучен недостаточно.

Между тем годы детства характеризуются легкостью привыкания к непривычному, подвижностью воображения. Детство замечательно неиссякаемыми творческими попытками, которые непроизвольны, жизненно необходимы и требуют от ребенка активизации воображения и изобретательности. Это уникальный период человеческой жизни, когда творчество становится естественным способом существования. При этом, по словам Л. С. Выготского, творческая деятельность «...на каждой возрастной ступени... имеет своё собственное выражение, каждому периоду детства свойственна своя форма творчества» [Выготский 1991: 8]. В этой связи значительно возрастает необходимость в эффективных педагогических технологиях эстетического образования дошкольников, направленных на раскрытие и развитие их творческого потенциала и способствующих накоплению опыта художественнотворческой деятельности.

Мы полагаем, что к условиям формирования потребности в художественнотворческой самореализации дошкольников относятся:

• создание на занятии атмосферы заинтересованности, психологического комфорта и эмоциональной раскрепощённости;

• построение специальной полихудожественной среды, способствующей комплексному художественному воздействию на эмоционально-чувственную сферу дошкольника;

• учёт возрастных и психофизиологических особенностей развития ребёнка;

• предоставление ребёнку свободы выбора деятельности, продолжительности занятия;

• ненавязчивая, доброжелательная помощь педагога.

Интегрированное обучение — система, способная эффективно развивать творческое мышление ребёнка, объединяя знания, умения и навыки, накопленные в различных видах творческой деятельности в единое целое; вырабатывая стремление творчески проявлять и выражать себя в какой-либо деятельности (Л. Г. Савенкова, Б. П. Юсов). В то же время, интегрированное музыкальное занятие — игровая модель, основанная на взаимосвязи различных видов искусств, где музыка выступает доминирующим искусством. Остальные помогают более глубокому осмыслению художественного образа, усиливая степень его эмоционального восприятия детьми.

Всё вышесказанное, многолетние наблюдения за процессом эстетического воспитания детей и систематический мониторинг уровня художественно-творческого развития дошкольников подтверждают необходимость создания специальных условий для личностного развития каждого ребёнка. Это, в свою очередь, требует разработки системы педагогической поддержки данного процесса, новых педагогических технологий, способствующих более успешной художественно-творческой самореализации каждого ребёнка (Э. М. Александровская, М. Р. Битянова, Е. А. Козырева). В качестве такой технологии мы рассматриваем интеграцию разных видов искусств, позволяющую создать благоприятные условия для творческой деятельности детей, поощрять её и анализировать возникающие трудности и проблемы каждого, проектируя дальнейшую деятельность и разрабатывая наиболее эффективные пути педагогической поддержки процесса художественно-творческой самореализации.

Целью такой педагогической поддержки является создание оптимальных условий для полноценного художественно-творческого развития ребёнка в поликультурной среде, формирование потребности в творческой самореализации, раскрытии и активизации врождённых способностей и потенций. При этом реализуются следующие задачи художественного образования и творческого развития дошкольников:

• осознание ребёнком своей уникальности, важности и ценности его личности, его «Я»;

• развитие способности к адекватной оценке окружающего мира, себя в этом

мире;

• развитие способности анализировать результаты художественно-творческой деятельности - как своей, так и окружающих;

• создание условий для активной художественно-творческой деятельности дошкольников;

• развитие умения применять полученные навыки для представления своей интерпретации воспринимаемого музыкального образа выразительными средствами разных видов искусств;

• оказание помощи в преодолении возникающих трудностей в общении между субъектами образовательного процесса при передаче художественного образа;

• стимулирование творческой активности дошкольников, формирование потребности к предъявлению своих эмоций и чувств средствами художественного творчества.

На наш взгляд, система педагогической поддержки художественно-творческой деятельности дошкольников в условиях интеграции искусств может помочь ребёнку осознать свои способности и возможности в реализации своей творческой инициативы и активности; выразить своё эмоциональное состояние, свои эстетические впечатления

от восприятия произведений искусства, преобразовывая их в продукты творческой деятельности в индивидуальных творческих проявлениях, что в итоге «...обеспечивает и обусловливает познание ребёнком ценностей культуры, способствует свободной самореализаци личности» [Чумичева 1995: 152]. Следовательно, можно предположить, что целенаправленное педагогическое воздействие способствует формированию определённой системы отношений личности с окружающей действительностью с позиции её художественного восприятия.

Из многообразия видов и форм занятий, в рамках которых осуществляется художественно-творческая деятельность дошкольников, мы рассматриваем систему интегрированных музыкальных занятий, при построении которых необходимо учитывать следующие виды интеграции:

1) интеграция различных видов музыкальной деятельности;

2) интеграция различных видов искусств.

Для нас наибольший интерес представляет второй вариант — интеграция различных видов искусств. Педагог, устанавливая связь между целым комплексом искусств, получает возможность, развивая эрудицию и кругозор ребёнка, соединить разрозненные знания из области различных искусств в единую систему. Главным в этом процессе является осознание ребёнком многообразия окружающего мира, постижение чувств и эмоций других людей, развитие воображения и фантазии. Нами интеграция искусств понимается как их органичное соединение, способное таким образом организовать образовательное пространство, чтобы, воздействуя на ребёнка, вызывать у него сильный эмоциональный отклик.

При построении интегрированного музыкального занятия необходимо опираться на следующие принципы организации педагогического процесса:

• учёт психофизиологических особенностей детей, уровень их творческих способностей и личностных достижений;

• поэтапное планирование педагогического процесса;

• систематическое отслеживание результатов творческого развития

дошкольников;

• построение личностно ориентированной модели взаимоотношений педагога и

детей;

• организация художественной предметно-развивающей среды.

Итогом правильно разработанной системы педагогической поддержки художественно-творческой самореализации в условиях интеграции искусств является следующее:

• осознание каждым ребёнком своей уникальности;

• развитие уверенности и самоуважения каждого участника образовательного процесса;

• развитие индивидуальных художественных и творческих способностей;

• развитие способности к художественному освоению мира;

• развитие коммуникативных умений, способности взаимодействовать в группе для решения единой творческой задачи.

В рамках исследования процесса художественно-творческой самореализации дошкольников был разработан программно-технологический комплекс

интегрированных музыкальных занятий, названный нами «Воспринимай — Твори — Живи», позволяющий решать следующие задачи музыкального образования детей 5-7 лет:

• формировать умение воспринимать музыкальный образ, анализировать его развитие и определять выразительные средства других видов искусств, соответствующие данному образу;

• пробуждать творческую активность детей, активизировать желание самостоятельно подключаться к процессу музыкально-творческой деятельности посредством моделирования ситуации успеха для каждого участника образовательного процесса;

• стимулировать возникающий у детей интерес к произведениям разных видов искусств, эмоциональный отклик на них, способствовать развитию умения выражать разнообразные чувства и эмоции с помощью выразительных средств разных видов искусств;

• формировать художественно-творческое воображение, развивать умение передавать характеры персонажей в пластике движений, словесном творчестве, элементарном музицировании, изобразительной деятельности, взаимодействуя в большой и малой группах;

• создавать особую художественно-эстетическую развивающую среду, способствующую как можно более полному раскрытию творческого потенциала каждого ребёнка; атмосферу свободы и раскрепощённости.

В основе данного программно-технологического комплекса лежит восприятие музыкальных произведений или слушание музыки как специально организованная образовательная деятельность, так как именно восприятие произведения искусства, будь то музыка, поэзия или живопись, лежит в основе любой художественнотворческой деятельности. Научить детей не просто слушать, а слышать и понимать, о чём и как рассказывает музыка, переживать её содержание как художественно-образное отражение действительности — важнейшая задача музыкального образования. «Как учатся читать, писать, считать, рисовать, так надо учиться узнавать, оценивать музыку, внимательно слушать, отмечая ...развитие образов...» [Методика музыкального

воспитания... 1989: 3].

Так, в процессе занятия по теме «В гостях у сказки» дети определяют настроение трёх пьес русских композиторов: «Баба Яга» П. И. Чайковского; «Баба Яга» А. К. Лядова; «Избушка на курьих ножках» М. П. Мусоргского - и описывают свои представления о музыкальных образах, переданных в музыке, их действиях. Затем подбирают иллюстрации, соответствующие воображаемому образу, стихотворный текст, музыкальные инструменты, помогающие в его передаче. Далее творческая активность детей проявляется по-разному: они передают игровой музыкальный образ с помощью танцевального движения, вокальной или инструментальной импровизации, раскрывают воображаемый образ в рисунке или стихотворении, при необходимости прибегая к помощи педагога.

Например, после прослушивания данных пьес дошкольники пяти лет определили пьесу «Баба-Яга» П. И. Чайковского, вразрез со сформировавшимся мнением искусствоведов, как весёлую, жизнерадостную, праздничную и представили образ Бабы-Яги, танцующей на солнечной поляне, изображенной на картине А. К. Саврасова «Пейзаж с дорогой». Музыкальный образ, созданный М. П. Мусоргским, определенный ими как образ злой и страшной ведьмы, колдующей над котлом с волшебным зельем, скачущей вокруг этого котла и трясущей своей клюкой, дети соотнесли с картиной И. И. Шишкина «Дебри».

Создавая свою интерпретацию этих музыкальных пьес, дети самостоятельно разделились на три группы таким образом: инструментальная группа состояла из пяти детей, танцевальная — из трёх, художественная — также из трёх. Одна девочка решила наблюдать со стороны за всем происходящим. Участвуя в создании единого образа, дети очень слаженно взаимодействовали, поддерживая, дополняя и развивая идеи друг друга и чутко реагируя на смену характера звучания музыкальных пьес. С большим интересом все рассматривали рисунки с изображением Бабы-Яги, отмечая

выразительные средства, применённые маленькими художниками для передачи образа весёлой или страшной колдуньи.

Своеобразным итогом занятия и большим сюрпризом для всех оказалось стихотворение девочки, внимательно наблюдавшей за всем происходящим:

Ох и злющая Баба-Яга.

Потому, что у неё костяная нога,

И дружить с ней никто не хочет.

Вот и злится она на всех

И какую-то гадость готовит!

Необходимо отметить, что желающим выразить свои впечатления в художественном творчестве для работы предоставлялся выбор материала по собственному желанию и в соответствии с замыслом (краски, карандаши, мелки и др.). Аналогичная свобода выбора предлагалась воспитанникам для инструментальной (различные детские музыкальные инструменты: звуковысотные и шумовые) и двигательной импровизации (разнообразные предметы, помогающие воплощению художественного образа). Тем не менее важнейшая роль на занятии такого вида отводится педагогу, как координатору и ценителю всех творческих идей дошкольников.

Побуждая ребёнка к творческой активности, педагог получает возможность моделировать различные ситуации творческого поиска, опираясь на имеющийся у него опыт творческой деятельности, уровень эмоционального развития и особенности индивидуального восприятия произведений искусства. Это предполагает личностно ориентированный подход при подборе творческих заданий и дифференцированную оценку как индивидуальных творческих проектов, так и совместных. Принцип «от простого к сложному» применяется и к подбору различных по уровню сложности творческих заданий, что позволяет детям, накапливая опыт творческой деятельности, реализовывать свои идеи, передавать свои впечатления, выражать свои чувства. Разнообразие творческих заданий подразумевает предоставление каждому участнику образовательного процесса возможности для проявления личной инициативы, стимулирование творческих проявлений при создании собственной интерпретации художественного образа. Способствует этому и структура программнотехнологического комплекса.

Все интегрированные занятия подчинены единой сквозной тематике («Путешествия на планету «Искусство»), позволяющей объединять несколько видов искусств в единое целое, и объединены в несколько циклов. Образное название каждого («Мир настроений», «Шумит карнавал», «Острова природы», «Прогулки по парку») создаёт определённую атмосферу заинтересованности, активизируя творческое воображение ребёнка и побуждая к реализации возникающих образов-представлений в различных видах художественно-творческой деятельности. Этому способствует и художественный материал, используемый на занятиях: музыкальны пьесы,

иллюстрации, слайды, литературные тексты.

Построение образовательного процесса с учётом разработанного нами программно-технологического комплекса позволяет музыкальному руководителю решать целый ряд развивающих и образовательных задач, а именно:

• систематически «погружать» детей в атмосферу художественного творчества;

• закладывать основы художественной культуры ребёнка как части общей культуры личности;

• создавать художественно-эстетическую развивающую среду, позволяющую формировать основы художественной культуры дошкольника;

• расширять представление детей о возможностях передачи художественного

образа выразительными средствами разных видов искусств;

• стимулировать творческие проявления детей при создании художественных образов для передачи своих впечатлений, чувств и ощущений, возникающих в ситуации восприятия произведения искусства.

Однако необходимым условием их реализации является построение особого педагогического пространства, подразумевающего планирование:

• видов и форм художественно-творческой деятельности детей;

• характера взаимодействия между педагогом и детьми, между детьми, между детьми и произведениями искусства;

• методов педагогического сопровождения ребёнка и создание для него ситуации успеха и эмоционального благополучия;

• методов оценки выполненных заданий.

Следовательно, музыкальное занятие, построенное на принципах взаимодействия и интеграции разных видов искусств, способствуют развитию творческого воображения, активизируют творческие проявления дошкольников, стимулируют развитие у них творческих способностей, обогащают опыт творческой деятельности. При этом педагогическая поддержка художественно-творческой самореализации детей осуществляется при следующих условиях:

• сформированная художественно-эстетическая развивающая среда, способствующая более эффективному художественному развитию ребёнка;

• применение новейших образовательных ресурсов для повышения интереса детей к интегрированным музыкальным занятиям;

• применение игровых, развивающих и других технологий для создания особой атмосферы увлекательной игры и творческой свободы.

Всё сказанное позволяет сделать вывод, что объединение различных видов искусств на интегрированном музыкальном занятии не только выступает важным условием реализации творческого потенциала детей, помогая создавать атмосферу эмоциональной свободы и раскрепощённости, способствующую более полному раскрытию музыкальных, творческих и художественных способностей дошкольников, развитию их коммуникативных навыков, но и позволяет расширить представление детей о возможностях разных видов искусств в передаче художественного образа, в возможности предъявления окружающему миру своих чувств и переживаний, в предъявлении своего внутреннего мира, своего «Я».

Библиографический список

Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: кн. для учителя. 3-е изд. М.: Просвещение, 1991. 93 с.

Методика музыкального воспитания в детском саду: Дошкольное воспитание / Н. А. Ветлугина, И. Л. Дзержинская, Л. Н. Комиссарова и др.; под ред. Н. А. Ветлугиной. 3-е изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 1989. 270 с.

Савенкова Л. Г. Научная школа Б. П. Юсова. Интегрированное обучение и полихудожественное воспитание // Научные школы в педагогике искусства / под ред. Л. Г. Савенковой. М.: Издат. дом РАО, 2008. С. 33-68.

Чумичёва Р. М. Взаимодействие искусств в формировании личности старшего дошкольника. Ростов-н/Д: Изд-во Рост. гос. пед. ун-та, 1995. 272 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.