Научная статья на тему 'Педагогические условия и барьеры развития творческой активности дошкольников в художественно-творческой деятельности'

Педагогические условия и барьеры развития творческой активности дошкольников в художественно-творческой деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
821
358
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Степаненко Вера Николаевна

Освещаются различные аспекты процесса развития творческой активности детей дошкольного возраста средствами искусства. Автор дает определение понятия «творческая активность», отмечает специфику исследуемого процесса. В контексте затронутой проблемы рассматривается проблема барьеров в проявлении творческой активности личности. Особый акцент делается на педагогических условиях, способствующих развитию творческой активности и последующей творческой самореализации дошкольников на занятиях музыкой и изобразительным искусством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия и барьеры развития творческой активности дошкольников в художественно-творческой деятельности»

5. Дружинин, В.Н. Варианты жизни: очерки экзистенциальной психологии / В.Н. Дружинин. М., 2005.

6. Кон, И.С. Психология ранней юности/ И.С. Кон. М., 1989.

7. Левин, К. Теория поля в социальных науках / К. Левин. СПб., 2000.

8. Мухина, В.С. Развитие, воспитание и психологическое сопровождение личности в системе непрерывного образования: концепция и опыт работы ИРЛ РАО / В.С. Мухина, В.А. Горяина. М., 1997.

9. Рожков, М.И. Концепция экзистенциальной педагогики / М.И. Рожков // Яросл. пед. вестн. 2002. № 4. С. 74.

10.Рожков, М.И. Воспитание свободного человека / М.И. Рожков. Ярославль, 2006.

11 .Ядов, В.А. Социальная идентификация в кризисном обществе / В.А. Ядов // Социол. журн. 1994. № 1. С. 35 - 52.

В.Н. СТЕПАНЕНКО ( Саратов)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И БАРЬЕРЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Освещаются различные аспекты процесса развития творческой активности детей дошкольного возраста средствами искусства. Автор дает определение понятия «творческая активность», отмечает специфику исследуемого процесса. В контексте затронутой проблемы рассматривается проблема барьеров в проявлении творческой активности личности. Особый акцент делается на педагогических условиях, способствующих развитию творческой активности и последующей творческой самореализации дошкольников на занятиях музыкой и изобразительным искусством.

Развитие творческой активности личности - вопрос не только актуальный, но и один из самых интересных среди вопросов природы человека, его самобытности и предназначения.

Творческая активность в науке трактуется по-разному: как «одна из главных движущих сил развития человечества»

(В.А. Яковлев), «высшая стадия развития личности» (К.А. Абульханова-Славская), «способ бытия личности» (Г.Г. Панкова), «многомерное обширное пространство человеческой культуры, сущностная характеристика человека» (А. Шаховской), «психологическое новообразование, внутренний ресурс человека в овладении новой деятельностью» (Д.Б. Богоявленская) и т. д.

В нашем понимании, творческая активность дошкольника - это ценностное личностно-деятельностное образование, представляющее собой совокупность психических процессов, обеспечивающих субъективное открытие нового, постижение неизвестного, выражающееся в инициативном усвоении новых знаний, самостоятельно реализуемое с помощью познавательных потребностей и интересов через творческие способности и умения ребенка.

Уточним, что предметом обсуждения нашей статьи является процесс развития творческой активности дошкольника через различные виды художественно-творческой деятельности (музыка, живопись, флористика, хореография). В связи с этим отметим некоторую специфику данного процесса. К наиболее значимым особенностям мы отнесли следующие:

• творческая активность дошкольника имеет эстетическую направленность, поскольку без эстетической основы невозможно художественно-творческое отношение к музыке, живописи, пластике и т. п. как к произведениям искусства;

• творческая активность дошкольника носит ярко выраженный личностно-индивидуальный характер, обусловленный био-психологическими особенностями ребенка (художественно-творческие способности, индивидуальные особенности художественно-творческого восприятия, способность к воображению, индивидуальный художественный опыт - музыкально-слуховой, музыкально-исполнительский, зрительный, пластический и др., способность к мыслительной деятельности и т. д.);

• творческая активность ребенка соединяет эмоционально-чувственное и сознательное.

В настоящее время, несмотря на обилие многочисленных фундаментальных исследований, проблема продуктивного развития творческой активности ребенка

© Степаненко В.Н., 2008

дошкольного возраста в художественнотворческой деятельности остается во многом нерешенной. Особенно это касается прикладных ее аспектов. Анализ статистических данных, а также материалы авторского исследования показывают, что большинство образовательных учреждений (школы, ДОУ), обучающих детей художественным видам деятельности, развивают не столько личность будущего творца, сколько инструментальные умения, в результате чего получаются хорошие активные исполнители, но не творцы. Это связано с тем, что воспитатели опасаются, что дети сделают что-то не так, что-то испортят, испачкают, сломают, и дети начинают бояться сделать ошибку, пробовать что-то новое, в чем еще не уверены. Следствием такого подхода, например, может стать так называемый феномен угасания способностей вундеркиндов. Ведь не секрет, что с возрастом творческие способности снижаются, тогда как интеллектуальные и жизненные возможности, наоборот, возрастают. Многие ученые констатируют, что дети дошкольного возраста обладают наибольшими предпосылками к творчеству по сравнению с подростками и взрослыми, но они часто оказываются невостребованными и утрачиваются. Традиционная система образования, к сожалению, зачастую «блокирует» индивидуальные проявления творческой активности. Примером этого могут служить высказывания педагогов относительно творческих проявлений ребенка: «Что ты натворил?»; «Не выдумывай!»; «Так никто не делает!»; «Все дети как дети, а ты?»; «Вечно ты все портишь!» и др. В результате у ребенка формируется негативное отношение (личностный барьер) к «экспериментированию».

В научной литературе существует несколько подходов к проблеме барьеров в проявлении творческой активности личности. Уточним, что понятие «барьер» определяется как «внутреннее препятствие выполнению определенной деятельности, отрицательное влияние прошлого опыта, препятствующее пониманию и правильной оценке ситуации, фактов, закономерностей, выбору способов действия, стратегии решения проблемы, инновациям» [4: 39].

Существует несколько видов барьеров в проявлении творческой активности: барьер дефицита информации, ценностные (первичные) и операциональные (вторич-

ные) барьеры (Р. Шакуров), функционально-мыслительный, семантический (А. Антонов), перцептивные, интеллектуальные, эмоциональные (А. Холл), личностные и организационные (П. Хилл), барьер отрицательных эмоций, барьер неправильной установки сознания (стереотипы, предвзятость, отсутствие интереса), социально-ролевые, социально-психологические, организационно-психологические (Л. Божович, Е. Руденский) и т. д.

Каковы бы ни были различия в изучении отдельных аспектов барьеров в проявлении творческой активности личностью, все многообразие перечисленных выше видов условно можно разделить на три направления исследований:

• психические барьеры (Д. Узнадзе, Л. Подлесская и др.), понимаемые через негативное отношение ребенка к новому, ригидность;

• когнитивные барьеры (Б. Кедров, И. Бурганова и др.), связанные с процессами мышления;

• личностные барьеры (Л. Божович, П. Хилл и др.), рассматриваемые через недостаток личностных качеств: упорства, настойчивости, гибкости, веры в себя, независимости, принятия себя и других, спонтанности, автономии и т. п.

Следует отметить, что барьеры могут выполнять как минимум две функции -негативную (полная блокировка творческой активности ребенка с последующим ее угасанием и переходом в исполнительскую активность); позитивную (служит мотивом, побуждением к преодолению препятствия).

Негативная функция барьера творческой активности в психолого-педагогическом плане опасна не только тем, что блокирует творчество ребенка, переводя его в лучшем случае в исполнителя, но и тем, что ее последствием могут стать социальная дезадаптация и личностная деструктивность. Об этом очень метко сказал Э. Фромм: «Если влечение к творчеству не получает реального выхода, возникает тяготение к разрушению. Психологическое напряжение таково, что если человек не может соединить себя с миром в акте творчества, то рождается побуждение к устранению и разрушению мира ... Альтернатива вполне четкая -творить или уничтожать» [5: 12].

Позитивная функция барьера творческой активности описывалась еще Н. Бер-

дяевым, который говорил о том, что творческий акт - это всегда преодоление и освобождение. Известный философ рассматривал преодоление барьера творческой активности как основу функционирования и развития психики, ведущий механизм становления человеческой личности, как детерминирующий фактор развития деятельности [1]. Однако неясным остается вопрос, почему в одних случаях барьеры успешно преодолеваются, а в других - нет. Анализ исследований по данному вопросу, а также материалы авторского исследования позволяют предположить, что решающее значение в преодолении барьеров творческой активности играют личностные качества ребенка: его воля, упорство, настойчивость, вера в себя, независимость и др., а таже создание определенных условий для проявления творческой активности.

Таким образом, обозначается проблема обеспечения педагогических условий для проявления дошкольником творческой активности. Остановимся на этом более подробно.

Анализ научной литературы по проблеме творческой активности детей дошкольного возраста, проявляемой в художественно-творческой деятельности, позволяет выделить целый ряд условий, обеспечивающих продуктивность данного процесса, наиболее значимыми из которых мы считаем приведенные ниже.

Наиболее важным условием является создание ситуаций вариативности и добровольности, означающих то, что ребенок (сообразуясь со своими интересами и склонностями) имеет возможность выбора различных видов художественно-творческой деятельности (музыка, живопись, пластика, флористика и др.). Добровольность со стороны дошкольника необходима для внутреннего присвоения избранной деятельности. Кроме того, именно добровольность приносит истинную радость и удовлетворение, пробуждая желание заниматься творчеством, проявлять самостоятельность, инициативу.

Следующим условием можно выделить обязательную ориентацию педагогов ДОУ на лучшие образцы художественного творчества, проверенные временем. Неся в себе ценностный смысл, произведения искусства во многом формируют мировоззрение человека, и это нацеливает педагога на использование в своей работе шедевров ис-

кусства, культуры. В противном случае можно нанести непоправимый вред неокрепшей детской психике.

Проявление творческой активности невозможно без ощущения ребенком значимости собственного Я. Поэтому одним из необходимых условий мы считаем создание на занятиях художественно-творческой деятельностью ситуаций успеха для дошкольника. Для этого воспитатель ДОУ может использовать похвалу, эмоциональное одобрение, поощрение творческих достижений ребенка. Такая поддержка оригинальных, нестандартных идей, содействие творческому самовыражению детей помогает воспитаннику преодолевать психологические, когнитивные и личностные барьеры творческой активности в художественно-творческой деятельности.

Вышеозначенное условие логически дополняет следующее - это специальное обучение мобилизации для художественнотворческой деятельности и релаксации. Процесс мобилизации касается всех сторон психической жизни ребенка, но более всего затрагивает волевую сферу. Необходимость постоянного «настраивания» на активность и творчество, осознание механизмов включенности в художественнотворческую деятельность, овладение навыками психологической и физиологической готовности к творческой активности - вот составляющие процесса мобилизации. Однако не будем забывать и о том, что для успеха в любом виде деятельности, в том числе и художественно-творческой, необходима не только мобилизация, но и периодическая релаксация. Релаксация подразумевает расслабление, снятие накопленного напряжения. Совокупность процессов мобилизации для художественно-творческой деятельности и релаксации создает наиболее оптимальные условия для развития творческой активности личности.

Следующее педагогическое условие обусловлено потребностью ребенка в творческой самореализации, которую можно удовлетворить через внедрение в образовательный процесс ДОУ различных видов и типов творческих заданий. Такие задания должны носить индивидуальный характер и иметь достаточно широкий спектр выбора для дошкольника, который в данном случае будет руководствоваться своими интересами. Педагог при этом акцентирует значимость самого процесса творчества и избегает отрицательных оценочных суждений.

Еще одним условием эффективного развития творческой активности дошкольника является постепенное усложнение творческих заданий, предоставляющих ребенку возможность действовать на пределе своих возможностей.

Другим важным условием развития творческой активности можно назвать соответствие психолого-педагогического инструментария поставленной цели, а также возрастным особенностям ребенка. Так, например, метод проблемных ситуаций может быть использован лишь фрагментарно, в качестве же основного целесообразнее избрать игровое моделирование, поскольку именно игра для ребенка дошкольного возраста является естественной, органичной частью его жизни. Причем формы игр могут быть самыми разнообразными: творческая игра-концерт, игра-конкурс, игра «Творческая мастерская», игра-драматизация, игра-сказка и др. Игровое моделирование предполагает выбор игры определенного вида, специальное ее построение, интересно подобранный художественнотворческий материал, выбор и использование конкретных общих и специальных методов, индивидуальный подход педагога к каждому ребенку.

Следующим условием продуктивного развития творческой активности дошкольников является разработка программы ближайшего и перспективного развития личности воспитанника, поскольку исследуемый процесс предполагает не эпизодическую, спонтанную работу, а планомерное, постоянное движение к конкретной цели.

В качестве еще одного условия выделим профессиональное мастерство и личностное обаяние педагогов ДОУ. Развитие творческой активности ребенка не терпит дилетантского подхода, ориентации воспитателей лишь на быстрое обучение детей, резких отрицательных оценочных суждений в адрес воспитанников, приверженности к самоограничению, штампам, стереотипному мышлению и т. п. Важно, чтобы педагог ДОУ, побуждающий дошкольников к проявлению творческой активности, вызывал у детей доверие и уважение. Такое взаимопонимание возможно лишь при условии не только профессиональной компетентности воспитателя, но и соблюдения им норм психологической культуры и этики. Немаловажное значение име-

ет и умение педагога ДОУ включаться в эмоциональное сопереживание того или иного произведения искусства, создавая обстановку непринужденного общения. Смех, радость, восхищение прекрасной музыкой, замечательными картинами мы рассматриваем как стимулы к преодолению дошкольником возможных барьеров творческой активности.

Литература

1. Бердяев, Н.А. Смысл творчества. Опыт оправдания человека / Н.А. Бердяев. М., 1916.

2. Куцакова, Л.В. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого: В мире прекрасного: прогр.-метод. пособие / Л.В. Ку-цакова, С.И. Мерзлякова. М.: Владос, 2003.

3. Максимова, С.В. Творчество: созидание или деструкция? / С.В. Максимова. М.: Акад. проект, 2006.

4. Шапарь, В.Б. Словарь практического психолога / В.Б. Шапарь. М.: АСТ; Харьков: Торсинг, 2004.

5. Фромм, Э. Психоанализ и этика / Э. Фромм. М., 1993.

В.Т. ВОЛОВ ( Самара)

ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ

Представлены результаты проекта по высшему профессиональному образованию в пенитенциарной системе России. В результате лонгитюдных психолого-педагогических исследований вскрыт механизм перевоспитания осужденных, получающих высшее образование на базе спутниковых телекоммуникационных технологий обучения. Показано, что спутниковые телекоммуникационные технологии обучения являются наиболее эффективными при обучении в экстремальных условиях.

Как известно, одной из важнейших социальных проблем развития общества является преступность. В разные эпохи общество пыталось разрешить эту проблему, как правило, ужесточая меры пресечения. Однако применение подобных мер

© Волов В.Т., 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.