5. Чумаков В.И. Развитие гуманистической направленности женского образования в России во второй половине XIX - начале XX в. : ав-тореф. дис. ... канд. пед. наук / В.И. Чумаков. Волгоград, 2007. 24 с.
Gender education in the university: problems and prospects
The problems of gender education in the university (strategic, methodological, concept, content) are studied as well as prospects of the establishment theory and practice of gender education as an innovation in the universities.
Key words: gender, gender education.
Р.Н. НАУРЫЗБАЕВА (Казань)
развитие творческого потенциала учащихся через синтез средств народного искусства
Показано развитие творческого потенциала через формирование художественно-образного эвристического мышления как психологический механизм и творческую направленность как мотивацию. Обосновывается эффективность данного процесса на базе синтеза средств народного искусства в системе «дошкольное образовательное учреждение - школа».
Ключевые слова: творческий потенциал, творческая направленность, развитие, саморазвитие, творческое саморазвитие, художественно-творческая деятельность, средства народного искусства, синтез, эвристическое мышление.
Казахское народное искусство, самобытное, богатое художественными ценностями, стилистически разнообразное, может выступать универсальным гибким средством развития творческого потенциала ребенка в системе «дошкольное образовательное учреждение - школа». Творческий потенциал - это способности к творческой деятельности, которые включают художественно-образное
эвристическое мышление как психологический механизм и творческую направленность как мотивацию в стремлении овладеть знаниями и умениями в определенном виде творческой деятельности.
Художественно-творческая деятельность (слово, танец, музыка, театр) является важнейшим средством приобщения ребенка к общечеловеческим созидательным ценностям через его собственный опыт, личное эмоциональное переживание, знакомство с идеями космизма, народности. С помощью художественно-творческой деятельности средствами народного искусства можно решить многие дидактические задачи по развитию творческого потенциала учащихся, не разрешаемые в полной мере традиционными образовательными системами. к ним относятся развитие образного мышления, инициативных компонентов мыслительного процесса, воображения и фантазии; коррекция эстетических вкусов и нравственных позиций; творческие переживания. Переживания в процессе художественно-творческой деятельности воспитанников откладываются в виде ощущений, выводов из пережитого. Продумывание идей, сюжета, образов, действий, чувство сопричастности к народному искусству расширяют, углубляют и организуют опыт к художественно-творческой деятельности учащихся в выбранном виде искусства. Укрепляется вера в собственные силы, способность творить.
Художественно-творческая деятельность включает в себя стереотипы, детерминирующие характер педагогического действия как действия социального, который, согласно М. Веберу, может определяться, во-первых, целерационально, с ориентацией на достижение прагматического успеха, практического результата; во-вторых, ценностно-рационально, с опорой на безусловно принятую систему религиозных, идеологических, этических и т.п. ценностей; в-третьих, традиционно, с ориентацией на механическое воспроизведение привычки; в-четвертых, аффективно, эмоционально, с опорой на актуальные аффекты и чувства; в-пятых, способствует сокращению перебора вариантов решения различных творческих и жизненных задач. Имея своим предметом, целью и результатом развитие человека, художественнотворческая деятельность средствами народ-
© Наурызбаева Р.Н., 2009
ного искусства обращается к формированию трех сфер личности - интеллектуальнопознавательной (рациональной), мотивационно-ценностной (эмоциональной), нравственно-практической (волевой). Это является базисом для решения педагогических задач приобщения к знаниям, развития эвристического мышления, формирования эвристических мотивов, переживаний, поведенческих навыков.
Нами была разработана и реализована программа интегрированного курса «Народное искусство», основной целью которого являются развитие, активизация процессов мотивационно-ценностной ориентации учащихся. Основа этой программы - собственное творчество ребенка. курс знакомит с произведениями народного искусства, такими как эпические повествования, сказки, айтысы (импровизированные поэтические состязания акынов), терме (песни-назидания), шешендик создер (ораторские изречения) и т.д.
Дидактическая составляющая курса содержит творческие задачи трех типов:
- содержательные - включающие фактический материал, с акцентуацией на нравственно-ценностной сфере - для этого на занятиях проводится анализ произведений народного искусства (музыка, живопись и др.);
- конструктивные - направленные на выбор видов народного искусства, что связано с переводом содержания изучаемого материала в деятельность;
- личностно ориентированные - связанные с выявлением ценностно-смыслового компонента творчества, приобретением мастерства в создании художественного продукта, развитием эвристического мышления.
На первом этапе реализации программы «Народное искусство» выявляются интересы и способности учащихся к поэтической, артистической (чтение стихов, хореография, игра в театральных постановках), музыкальной, изобразительной, литературно-художественной (умение образно рассказывать, сочинять рассказы и истории, придумывать сюжеты инсценировок, составлять ситуативные сценарии и т.д.) деятельности и хореографии. кроме того, привлекается творческая группа в составе 10 человек (преподаватели, воспитатели, художники, хореографы, поэты, композиторы, музыканты).
На втором этапе определяются критерии, по которым можно судить об уров-
не развития творческого потенциала. Начальный уровень - это творческая направленность личности, основанная на мотивации. Художественно-творческая направленность личности - это элемент познания и преобразования мира, определяющий позиции, на которых личность строит свое отношение к действительности. она синтезирует в себе общеэстетические и искусствоведческие знания о сущности, специфике и законах преобразования предметной и духовной среды человеческого общества. Мотивация проявляется через:
а) устойчивый интерес;
б) целенаправленность на определенный вид творческой деятельности;
в) увлеченность и стремление к самореализации в одном из видов искусства;
г) свободный выбор творческих видов деятельности;
д) активность в овладении знаниями, умениями и навыками творческой деятельности;
е) стремление применять знания в процессе творчества для улучшения результатов деятельности.
комплексная оценка творческой направленности личности учащегося проводилась методом шкалирования по 10балльной системе. Таким образом выявлялись дети, имеющие художественнотворческие способности. Художественнотворческие способности - это проявление индивидом художественно-творческой активности, направленной на создание прекрасного в любом виде деятельности, выражающейся в стремлении как можно более ясно отразить задуманное, передать образ, предметы и явления.
По мере развития художественнотворческой направленности учащихся происходят накопление и отбор необходимой информации. Дальше проявляется повышенный устойчивый интерес к одному или нескольким видам искусства. идет поиск способов самовыражения и самоопределения в творчестве, пробуждающий потребность в самообразовании и самосовершенствовании.
каждый вид художественно-творческой деятельности (литературно-художественной, музыкальной,изобразительно-художественной и хореографической, которая применялась как вспомогательный и гармонизирующий элемент) принадлежит одному из видов искусства, в соответствии с которым у личности формируются способ преобразования
предмета изображения, художественные образы и специфический язык искусства. особенно эффективным средством развития творческого потенциала учащихся является синтез видов народного искусства: литературнохудожественного, артистического, музыкального, поэтического, изобразительнохудожественного и хореографического в различных педагогических формах и способах включения в учебный процесс.
Синтез искусств иногда определяют как полихудожественное воспитание. Формулируя основные цели полихудожествен-ного воспитания, Б.П. Юсов пишет: «Вектор будущего - воображение, фантазия, мечта. Мы сегодня даем детям в массе искусство прошлого, немного - современного и совсем не приучаем к размышлению о том, что будет, что нового могут сказать дети... культурное будущее человечества куется учителем школы. Культура создается здесь, в школе» [3].
опираясь на эстетические положения о синтезе искусств, сформулированные М. С. Каганом [2], отечественное искусствоведение начиная с 1970-х годов стало разрабатывать методологию изучения синтетических явлений в художественной культуре. Термин «синтез искусств» наряду с понятием «взаимодействие искусств» прочно вошел в обиход отечественной гуманитарной науки. При этом проблемы синтеза искусств стали рассматриваться в аспекте не сравнительного литературоведения, а системных исследований по истории культуры. Мы считаем, что синтез искусств развивает эвристические компоненты мышления. Специфика развития эвристичности мышления учащихся через художественно-творческую деятельность состоит в выявлении непреходящих, вечных характеристик, сущностных архетипи-ческих оснований искусства. Объединение всех возможностей художественного влияния видов народного искусства для обеспечения максимального эвристического воздействия на личность определяется взаимодополняемостью, взаимовлиянием, взаимообусловленностью их отношений.
Одним из условий успешной реализации художественно-творческой деятельности средствами народного искусства является сочетание массовой, групповой и индивидуальной работы на занятиях. Малые творческие группы подбирают и систематизируют произведения народного искусства, иллюстративные материалы для пол-
ного освещения той или иной темы. Поисковая работа ведется под руководством педагога и родителей.
Особая роль принадлежит театрализации итоговых занятий, когда каждый участник имеет возможность реализовать свои творческие способности в одном из видов искусства и самоутвердиться. Ребята выступают в роли актеров, режиссеров, художников, сценаристов, поэтов, сказочников.
развитие творческого потенциала личности переходит в саморазвитие [1]. Саморазвитие является важнейшей составляющей эвристического обучения учащихся и осуществляется под влиянием самовоспитания личности. Саморазвитие, в том числе и творческих качеств, происходит в значительной мере на подсознательном, эмоциональном уровне и начинается с потребности личности в творческой самореализации. Его стимулирование заключается в саморазвитии потребностно-мотивационной сферы личности и создании необходимых условий для формирования здоровых потребностей и мотивов поведения.
Саморазвитию учащихся наиболее способствует изучение жизни и деятельности создателей произведений народного искусства. Создатели народного искусства как эстетический идеал, целостный чувственноконкретный образ совершенного человека, совершенной жизни являются для индивида и ориентиром, и стимулом в художественнотворческой деятельности.
Творческое саморазвитие личности - это интегративный процесс сознательного личностного становления, основанный на взаимодействии внутренне значимых и творчески активно воспринятых внешних факторов. Художественно-творческое саморазвитие личности учащегося - это его саморазвитие художественно-творческой направлен -ности, реализуемой в учебном процессе, обеспечивающее дальнейшую творческую самореализацию в профессиональной и в других видах деятельности, под влиянием самовоспитания личности.
Наше исследование показало, что для полноценного развития и саморазвития творческого потенциала учащихся необходима интеграция следующих педагогических условий:
1. Практическое осуществление идеи синтеза различных искусств на основе включения учащихся в творческую, эстетическую деятельность средствами различ-
ных видов искусств (литературный, музыкальный, театральный, изобразительный и др.) с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
2. Создание творческой развивающей среды, отвечающей особым познавательным потребностям и возможностям детей и подростков и включающей систему эвристических знаний, умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственноэстетических идей, которыми необходимо овладеть в процессе обучения, опыт репродуктивной и эвристической деятельности; знания о способах эвристической деятельности (умения и навыки), т.е. алгоритмах ее выполнения; субъект-субъектные отношения, обеспечивающие возможность сотрудничества, творческого диалога в процессе активного познания и творческой деятельности.
3. учет возрастных и индивидуальных особенностей.
4. Владение преподавателями методикой организации эвристической деятельности, которая включает применение творческих задач различных видов и классов, коррелирующих с характером эвристических приемов, формируемых в ходе их решения.
5. Мотивация творческой активности, которая обусловливает становление исследовательских позиций личности учащегося как фактор, обеспечивающий развитие эв-ристичности мышления, достижение наиболее высоких форм творческой активности.
6. Нравственное и гуманистическое насыщение всех типов отношений образовательной среды, реализация принципа единства нравственного эстетического развития, саморазвития и самовоспитания личности в условиях сотрудничества семьи, социума и образовательных учреждений.
7. Педагогический мониторинг, задача которого - отслеживать развитие мотивации и творческого потенциала учащихся.
развитие творческого потенциала учащихся в художественно-творческой деятельности средствами народного искусства происходит в условиях взаимодействую-
щих влияний системы школьного обучения, личности учителя, а также семейного воспитания. Значимыми позитивными факторами развития эвристического мышления являются личность учителя, способного к саморазвитию, признающего ценность творчества и исследовательской позиции своих учеников; особенности семейного воспитания, связанные с представлениями родителей о его целях, содержании и способах; осуществление творческой модели обучения. К числу внешних факторов развития активности ребенка, его эвристического мышления относится также признание ценности творчества ребенка значимыми взрослыми (родители, представители народного искусства и др.).
Литература
1. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности! В.И. Андреев. Казань: Изд-во КГУ, 1988. 2З8 с.
2. Каган М.С. Взаимодействие искусств в педедагогическом процессе I М.С. Каган II межвуз. сб. науч. тр. Л.: 1989. С. З - 12.
3. Юсов Б.П. Интеграция искусств в по-лихудожественном развитии школьников I Б.П. Юсов II Педагогика искусства: В творческом поиске: материалы Всерос. совещания-семинара. Самара, З - б дек. 1996 г. М. - Самара: ИЦЭВ РАО: Самар. ИПРО, 1996. С. 28.
The development of creative potential of students via the synthesis of the means of folk art
The development of the creative potential via forming of artistic and figurative heuristic thinking as a psychological mechanism and creative orientation as motivation is shown. The effectiveness of this process on the basis of the synthesis of the means of folk art in the system of “preschool- school” is proved.
Key words: creative potential, creative orientation development, self-development, creative selfdevelopment, artistic and creative activity, means of folk art, synthesis, heuristic thinking.