Л.и. СТОЛЯРЧУК (Волгоград)
гендерное образование в вузе: проблемы и перспективы
Рассматриваются проблемы гендерного образования в вузе (стратегическая, методологическая, концептуальная, содержательная, методологическая) и перспективы становления педагогической теории и практики гендерного образования как инновационной деятельности вузов.
Ключевые слова: гендер, гендерное образование.
Вопросы гендерного образования приобретают все большее значение в различных сферах жизни Европейского Союза, ведутся острые дискуссии по поводу реализации гендерных стратегий в сфере образования. В европейских странах, например, в Германии, Франции за последние 20 лет создана обширная информационная база по тем или иным гендерным конфликтам и различные предложения по их разрешению. В Финляндии, Скандинавских странах гендерная проблематика, по сути, находится в фокусе государственной политики, позитивно влияющей на развитие соответствующего образования. Постоянно расширяющиеся контакты между российским и европейскими научными сообществами создают предпосылки для разработки отечественных моделей гендерного образования по примеру передовых стран Европейского Союза.
В соответствии с указаниями Комиссии по вопросам положения женщин в Российской Федерации при Правительстве РФ от 22 января 2003 г. «Об освещении гендерных вопросов в системе образования» Министерство образования опубликовало официальные рекомендации от 17.10.2003 по изучению основ гендерных знаний в системе образования. Приказ предусматривает введение в образовательные программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки управленческих кадров, преподавателей и учителей специальные курсы по изучению основ гендерных знаний, гендерной политики, методов гендерного подхода в управлении образо-
вательными процессами. Для преподавателей высших учебных заведений предлагается введение общетеоретических курсов «Основы гендерной теории», «Теория и методология гендерных исследований». в настоящее время в ряде гуманитарных вузов в разделе общепрофессиональных дисциплин преподаются курсы «Гендерология», «Гендерология и феминология», спецкурсы «Гендерное воспитание», «Гендерная идентичность», курс по выбору «культура взаимоотношений: гендерный аспект».
Под гендерным образованием исследователи понимают образовательную модель, в которой учитываются гендерные интересы, принимается во внимание наличие гендерных проблем в социальном развитии общества и системе образования, предпринимается поиск способов их решения [1: 48]. Анализ стратегий и концепций гендерного образования свидетельствует о наличии трудностей, возникающих при использовании терминологии. Помимо проблемы поиска точных аналогов тех или иных иноязычных терминов в русском языке, исследователи, изучающие проблемы гендерного образования, встречаются с чрезвычайным разнообразием самих терминов и их трактовок.
в исследованиях, посвященных содержанию гендерного образования, в качестве ключевых используются термины «гендерное образование», «гендерноориентированное образование», «гражданское образование», «правовое образование», «демократическое образование», «воспитание в духе толерантности и культуры мира» и др., тем или иным образом касающиеся проблемы современного образования, равнодоступного и равноценного, предназначенного для самореализации представителей обоих полов.
введение в методологический аппарат педагога такой аналитической категории, как «гендер» позволило существенно расширить проблематику научных изысканий в области современного образования, расширить предмет педагогической науки. Происходит все большее разграничение понятий «пол» (sex) и «гендер.» Пол (sex) — биологические характеристики, которые разделяют живые организмы, в том числе и человеческие существа на женские и мужские. Традиционно понятие
© Столярчук Л.И., 2009
«пол» (sex) использовалось для обозначения тех анатомо-физиологических особенностей людей, на основе которых человеческие существа определяются как мужчины или женщины. Долгое время пол (т.е. биологические особенности) человека считался фундаментом и первопричиной психологических и социальных различий между женщинами и мужчинами. По мере развития научных исследований стало ясно, что с биологической точки зрения между мужчинами и женщинами гораздо больше сходства, чем различий. Что касается разделения социальных ролей, форм деятельности, различий в поведении и эмоциональных характеристиках между мужчинами и женщинами, то антропологи, этнографы и историки давно установили историческую и культурную относительность представлений о «типично мужском» или «типично женском». Существующее в мире разнообразие социальных характеристик женщин и мужчин и принципиальное тождество биологических характеристик людей позволяют сделать вывод о том, что биологический пол не может быть объяснением различий их социальных ролей, существующих в разных обществах.
В Волгоградском государственном педагогическом университете под руководством автора статьи в 2007 г. создан научно-исследовательский Центр гендер -ных исследований, занимающийся изучением гендерных проблем в образовании, включая его предпосылки. Истории вопроса посвящает свои работы наш сотрудник В.И. Чумаков, который справедливо обращает внимание на то, что истоки идеи гендерного образования выявлены в работах античных авторов (Платон, Сенека, Квинтиллиан и др.). Философское осмысление гендерных проблем проходило в остром противоборстве сторонников и противников образования женщин наравне с мужчинами, которая не утихала на протяжении веков вплоть до начала XX в. К противникам женского образования относились выдающиеся ученые - Г. Гегель, Ч. Дарвин, И. Кант, Ф. Ницше, Ж.-Ж. Руссо, А. Шопенгауэр и др.). Сторонниками образования женщин наравне с мужчинами являлись Н.А. Бердяев, Я.А. Коменский, Н.И. Пирогов, Д.И. Писарев, К. Д. Ушинский, которые считали, что образованная женщина выгодна обществу и для образова-
ния и воспитания своих детей, влияния на жизнь и нравы народов.
Реализацию идеи гендерного образо-ваниия, отмечает В.И. Чумаков, историки образования обнаруживают в X в. в учебных заведениях, дифференцированных по половому признаку — мужских и женских монастырях, учрежденных на Руси князем Владимиром. Первое среднее женское учебное заведение было создано только в XIX в. при Смольном монастыре и вошло в историю под названием «Смольный институт благородных девиц». Однако в целом человеческая культура и система образования вплоть до XX в. носили отчетливо выраженный маскулинный характер. Все большее присутствие женщин в политических и общественных кругах, которое еще несколько десятилетий назад воспринималось как феномен, достигается во многом благодаря и современному гендерному образованию. В качестве проблем гендерного образования в вузе мы выделяем стратегическую, методологическую, концептуальную, содержательную и методическую.
К стратегической проблеме мы относим отсутствие гендерной государственной политики в России, в отличие от европейских государств, например, Германии, Франции, Финляндии и др.
Методологической проблемой гендерного образования в вузе является отсутствие систематизированного и обобщающего гендерного научного знания в педагогической науке; публикации обобщающего характера единичны (Каменская 2006; Рыков 2008; Столярчук 2007, 2008). В работах педагогов-исследователей, как правило, рассматривается небольшой круг вопросов, касающихся гендерных проблем в современном высшем образовании: полоролевое воспитание студентов младших курсов вузов (Дудука-лов 2002), становление гендерной идентичности студентов (Толстых 2005), гендерная толерантность (Шустова 2006), культура взаимоотношений (Кузнецов 2006; Андропова 2007), формирование познавательных интересов с учетом гендерных особенностей (Роговская 2007) и др.
Концептуальная проблема гендерного образования в вузе - появление гендерной проблематики в разных науках (философии, истории, филологии, социологии, психологии, педагогике), способствовавшее их терминологическому и теоретическому обновлению, характеризующемуся в XX в. аксиологическим плюрализмом
в концепциях различных наук, сближением различных наук на основе междисциплинарности, а в начале XXI в. - отмежеванием друг от друга, попыткой определения четких границ собственного предмета гендерных исследований в каждой науке, трудностями, возникающими при использовании терминологии в связи с поиском точных аналогов тех или иных иноязычных терминов в русском языке и чрезвычайным разнообразием концепций, теорий и соответствующих им терминов и их разной трактовкой.
Содержательной проблемой являются рост количества и качества исследований, посвященных гендерному образованию, востребованность гендерного знания и осмысление выбора содержания гендерной проблематики, «вписывающегося» в общую систему образования высшей школы. Терминологическая путаница, параллельное употребление терминов («гендерные», «половые», «полоролевые» характеристики, определяющиеся как синонимичные) не способствуют ясности содержания.
Методическая проблема гендерного образования в вузе связана с выбором эффективных педагогических средств освоения гендерного знания, способствующего преодолению гендерных стереотипов в обществе и системе образования. Ключевые и системообразующие аспекты проблемы гендерного образования: феминистские теории и история женского образования как предтечи гендерных исследований, дискриминация по половому признаку, сексизм, гендерное равенство и пути его достижения, изучаемые в курсах «Введение в гендерные исследования», «Гендерология и феминология»; вопросы половых различий, предназначения мужчины и женщины в обществе. Включение студентов в гендерный дискурс понятий «гендерные роли», «гендерный статус», «гендерные стереотипы», «культура взаимоотношений гендеров» целесообразно в полноценном гендерном курсе, спецкурсах или курсах по выбору, как, например, в Волгоградском государственном педагогическом университете - спецкурс «Гендерное воспитание», курс по выбору «Культура взаимоотношений: гендерный аспект», в ходе изучения которых студенты выполняют практические задания, объединяясь в рабочие творческие группы, выбирают гендерно-ориентированные темы исследований, например: «Образы мужчин
и женщин в СМи» (в популярной прессе, рекламе, кинофильмах, музыкальных передачах, учебниках, учебных пособиях и др.), «Формы досуга мужчин и женщин»; социально-психологические гендерноориентированные тренинги, требующие дальнейших разработок.
Гендерное образование студентов является одним из перспективных направлений инновационной деятельности вузов. Перед педагогической наукой стоит сложная задача - становление педагогической теории и практики, способствующих переходу от «бесполой» педагогики к профессиональному образованию, обращенному к внутреннему миру личности компетентного специалиста, создающему эгалитарные (равноценные) педагогические условия для самореализации мужской и женской индивидуальностей, учитывающему гендерные особенности студентов обоего пола в обучении, а в процессе воспитания нацеленному на формирование культуры гендерных взаимоотношений, стремления к их гармонии.
литература
1. Александрова Н.В. Гендерные стратегии в Европейском образовании: Германия и Франция / Н.В. Александрова // Гуманитарное образование и социальный контекст: гендерные проблемы: материалы Междунар. науч. конф. Санкт-Петербург, 25 - 28 июня 2007 г./ отв. ред. О.В. Попова. СПб.: Изд. дом С.-Петерб. гос. унта, 2007. С. 48 - 54.
2. Введение в гендерные исследования: учеб. пособие / под ред. И.В. Костиковой. М., 2005. 262 с.
3. Каменская, Е.Н. Гендерный подход в педагогике: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Е.Н. Каменская; Рост. гос. пед. ун-т. Ростов н/Д., 2006. 62 с.
4. Рыков С.Л. Гендерное образование как фактор оптимизации образовательного процесса в вузе / С.л. Рыков // Гендерное образование в России: состояние и проблемы становления: материалы. Всерос. науч.-практ. конф. Москва, 17 окт. 2008 г. / под общ. ред. С.Л. Рыкова. М.: Изд-во СГУ, 2008. С.11 - 21.
4. Столярчук Л.И. Методологические проблемы развития гендерного подхода в педагогической теории и практике / Л.И. Столярчук // Актуальные проблемы взаимодействия науки и практики в развитии образования. Кн. 1: Многообразие подходов: материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием / под ред. В.М. Гребенниковой, Е.А. Белан. Краснодар: Кубан. гос. ун-т, 2008. С. 315 - 321.
5. Чумаков В.И. Развитие гуманистической направленности женского образования в России во второй половине XIX - начале XX в. : ав-тореф. дис. ... канд. пед. наук / В.И. Чумаков. Волгоград, 2007. 24 с.
Gender education in the university: problems and prospects
The problems of gender education in the university (strategic, methodological, concept, content) are studied as well as prospects of the establishment theory and practice of gender education as an innovation in the universities.
Key words: gender, gender education.
р.Н. наурызбаева
(казань)
развитие творческого потенциала учащихся через синтез средств народного искусства
Показано развитие творческого потенциала через формирование художественно-образного эвристического мышления как психологический механизм и творческую направленность как мотивацию. Обосновывается эффективность данного процесса на базе синтеза средств народного искусства в системе «дошкольное образовательное учреждение - школа».
Ключевые слова: творческий потенциал, творческая направленность, развитие, саморазвитие, творческое саморазвитие, художественно-творческая деятельность, средства народного искусства, синтез, эвристическое мышление.
Казахское народное искусство, самобытное, богатое художественными ценностями, стилистически разнообразное, может выступать универсальным гибким средством развития творческого потенциала ребенка в системе «дошкольное образовательное учреждение - школа». Творческий потенциал - это способности к творческой деятельности, которые включают художественно-образное
эвристическое мышление как психологический механизм и творческую направленность как мотивацию в стремлении овладеть знаниями и умениями в определенном виде творческой деятельности.
Художественно-творческая деятельность (слово, танец, музыка, театр) является важнейшим средством приобщения ребенка к общечеловеческим созидательным ценностям через его собственный опыт, личное эмоциональное переживание, знакомство с идеями космизма, народности. С помощью художественно-творческой деятельности средствами народного искусства можно решить многие дидактические задачи по развитию творческого потенциала учащихся, не разрешаемые в полной мере традиционными образовательными системами. К ним относятся развитие образного мышления, инициативных компонентов мыслительного процесса, воображения и фантазии; коррекция эстетических вкусов и нравственных позиций; творческие переживания. Переживания в процессе художественно-творческой деятельности воспитанников откладываются в виде ощущений, выводов из пережитого. Продумывание идей, сюжета, образов, действий, чувство сопричастности к народному искусству расширяют, углубляют и организуют опыт к художественно-творческой деятельности учащихся в выбранном виде искусства. Укрепляется вера в собственные силы, способность творить.
Художественно-творческая деятельность включает в себя стереотипы, детерминирующие характер педагогического действия как действия социального, который, согласно М. Веберу, может определяться, во-первых, целерационально, с ориентацией на достижение прагматического успеха, практического результата; во-вторых, ценностно-рационально, с опорой на безусловно принятую систему религиозных, идеологических, этических и т.п. ценностей; в-третьих, традиционно, с ориентацией на механическое воспроизведение привычки; в-четвертых, аффективно, эмоционально, с опорой на актуальные аффекты и чувства; в-пятых, способствует сокращению перебора вариантов решения различных творческих и жизненных задач. Имея своим предметом, целью и результатом развитие человека, художественнотворческая деятельность средствами народ-
© Наурызбаева Р.Н., 2009