Научная статья на тему 'Формирование мужского гендерного образа в практике работы высшей школы'

Формирование мужского гендерного образа в практике работы высшей школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
141
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕРНЫЙ СТЕРЕОТИП / GENDER STEREOTYPE / ГЕНДЕРНЫЙ ОБРАЗ / GENDER IMAGE / ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА СМИ / LANGUAGE MEANS OF MASS MEDIA / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ / HIGHER SCHOOL TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тулегенова Альбина Георгиевна

В представленной работе рассматривается проблема гендерного подхода в практике работы высшей школы. Показано влияние языковых средств, используемых в СМИ, для формирования гендерных стереотипов мужского образа, которые можно соотнести с профессией преподавателя высшей школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMING OF MASCULINE GENDER APPEARANCE IN PRACTICE OF HIGHER EDUCATION

In article there is a problem of gender approach is examined in practice of work of higher school. Influence of language means used in the mass media is indicated, for forming of gender stereotypes of masculine image, which can be related with the profession of the higher school teacher.

Текст научной работы на тему «Формирование мужского гендерного образа в практике работы высшей школы»

УДК 316.346.2:378

Тулегенова Альбина Георгиевна

кандидат педагогических наук Таврическая академия Крымского федерального университета

им. В.И. Вернадского, РК, г. Симферополь

ФОРМИРОВАНИЕ МУЖСКОГО ТЕНДЕРНОГО ОБРАЗА В ПРАКТИКЕ

РАБОТЫ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

В представленной работе рассматривается проблема гендерного подхода в практике работы высшей школы. Показано влияние языковых средств, используемых в СМИ, для формирования гендерных стереотипов мужского образа, которые можно соотнести с профессией преподавателя высшей школы.

Ключевые слова: гендерный стереотип, гендерный образ, языковые средства СМИ, преподаватель высшей школы.

Albina Tulegenova

Ph.D. (Pedagogy)

The Tavricheskaya academy of The Crimean Federal University

the name of V.I. Vernadsky, Simferopol

FORMING OF MASCULINE GENDER APPEARANCE IN PRACTICE OF

HIGHER EDUCATION

In article there is a problem of gender approach is examined in practice of work of higher school. Influence of language means used in the mass media is indicated, for forming of gender stereotypes of masculine image, which can be related with the profession of the higher school teacher.

Keywords: gender stereotype, gender image, language means of mass media, higher school teacher.

В последние время тема гендерологии стала предметом обсуждения на стыке различных дисциплин: психологии, социологии, философии, физиологии, педагогики. С одной стороны, рассматривается поведение, присущее двум

половинам человечества на основании их взаимодействия, с другой стороны, значимым является психо-физиологический аспект и методы влияния на индивидов с учетом их гендерных особенностей в замкнутых системах при различных условиях. Изучением данного вопроса с точки зрения психологии и гендорологии в отечественной науке занимались: А.А.Денисова, Г.Г.Силласте, И.О. Жеребкина, И.В Грошев., И.С.Клецина, И.С. Кон, О.В.Смирнова, А.С. Кочарян, М.Е Жидко., М.Л. Бутовская и др.

В тоже время педагогические аспекты гендерной проблематики по-прежнему находятся на периферии современных отечественных научных исследований. Перечень педагогических диссертаций по рассматриваемой проблеме невелик, а научные разработки в этой области, по мнению Е.Н.Каменской [4], до сих пор не имеют целостной концепции, хотя общепризнанным является положение о том, что становление гендерной идентичности имеет безусловное значение для гармоничного и полноценного развития, как личности, так и общества.

Английское слово «гендер» обозначает социальный статус и социально -психологическую характеристику личности, которая связана с полом и сексуальностью, но формируется благодаря социальному взаимодействию человека. «Гендер» часто называют социальным полом, так как во взаимодействии с другими людьми, в различных ситуациях и обстоятельствах социально детерминированные роли, идентичности и сферы деятельности мужчин и женщин могут меняться. Таким образом, центральное место в области гендерных исследований, подчеркивают В.И. Вдовюк и С.Л. Рыков, занимает изучение различий и сходства в социальном поведении полов [1].

Теоретическое обоснование гендерного подхода в решении педагогических проблем дано в работах Д.В.Колесова, А.В.Мудрик, Л.И.Столярчук, Т.А.Репиной, Н.А.Андроповой, Л.В.Коломийченко, Е.А.Кудрявцевой, Н.Е.Татаринцевой, М.А. Радзивиловой, Ю.С. Григорьевой и др. Формированию гендерной идентичности обучаемых посвящены исследования А.В. Дресвянина, И.А. Кириллова, И.С. Клецина, Е.Ю. Терешенкова, И.А. Тупицына, Ю.А. Тюменева, Б.И. Хасан.

Культура полоролевых отношений у подростков рассматривается в работе В.Ю. Мелехова. Воспитание гендерной толерантности старшеклассников представлено исследованием Л.П. Шустова. Специальным предметом исследования гендерный подход в педагогике выступает в работе Е.Н.Каменской [4]. Однако вопрос влияния гендерных особенностей студентов и преподавателей на практику образовательного процесса высшей школы изучен не в полной мере. Кроме того, говоря о гендерном подходе в процессе обучения, исследователи данной проблемы останавливаются, как правило, на учете гендерных особенностей обучаемых. Проявление этих особенностей в деятельности преподавательского состава, восприятие студентами гендерных характеристик педагога, а также соответствие последних гендерным стереотипам, сформированным у молодых людей средствами массовой информации, остаются за скобками научных исследований и определяют актуальность заявленной темы. Поэтому в качестве цели данной статьи предлагается обоснование проблем, связанных с гендерными особенностями обучения в высшей школе, и практические рекомендации для их решения.

Очевидно, что высшая школа не является единственным агентом формирования гендерной идентичности молодых людей. Более того, проблемы социально - психологической и психо-сексуальной адаптации подрастающего поколения существенно осложняют педагогический процесс [2]. По данным Е.И.Трофимовой [5] доля женщин среди преподавателей высших учебных заведений России составляет 53%. Этот показатель значительно ниже, чем в сфере начального образования, где женщины составляют 99% всех учителей. Однако по сравнению с зарубежными странами участие мужчин в системе высшего образования России все же незначительно.

Каковы последствия возрастания доли женщин в сфере высшего образования?

Во-первых, разрушены образцы поведения в высшей школе. Иными словами, отсутствуют мужские и женские модели в качестве цели и образов поведения.

Во-вторых, при женском лидерстве наблюдается деформация роли женщины, которая начинает развиваться по мужскому типу.

В-третьих, в женском коллективе подвергается деформации и искажается социальный опыт мужчин.

В связи с этим возникает необходимость введения в студенческую среду правильных социальных ролей без размывания границ и нарастающей гендерной дискриминации, на почве которой может появляться безразличие и жестокость в отношениях между полами.

Объективным решением данной проблемы может быть предложен пересмотр методик и подходов, например, акцент на диалогичности в процессе обучения. Следует помнить о специфике гендерного подхода и в преподавании социо-гуманитарных дисциплин. К сожалению, в наших вузах не до конца остается изжитой ориентация на «среднюю личность», так глубоко укоренившаяся в предшествующий период. Многие опытные педагоги выработали свой стиль преподавания именно в эпоху качественного советского образования, следствием чего является отношение к студентам как к бесполой аудитории. И напротив, обращение преподавателя к большинству («мальчики», «девочки») предопределяет гендерный образ студента [3]. Современный подход к решению этой проблемы позволяет заменять подобные обращения словом «коллеги», что гораздо эффективнее влияет на студента, приобщая его к обществу профессионалов.

Определенным фактором, влияющим на выбор методики преподавания, становятся изменения в обществе. Социум не статичен, а молодые люди как никто иной подвержены влиянию извне. Поэтому становится понятным, что гендерный аспект преподавания важен выбором методик и подходов, которые требуют от преподавателя не только компетентности, но изобретательности и готовности столкнуться с неожиданными ситуациями, так как вопрос гендерных стереотипов неоднозначен.

Представления о мужественности и женственности неодинаковы в различные эпохи, в разных социальных и экономических условиях, в разных

культурных и национальных средах. Важной чертой формирования стереотипов является длительность и отражение ментальных уровней носителей культуры. В связи с этим возникает необходимость изучения лексики как средства отражения изменений, происходящих в сознании людей под влиянием масс-медиа. В представленной работе дается обоснование появления и использования новых лексических единиц, фиксирующих изменения в оценке гендерных ролей. Такой подход позволяет конкретизировать образ мужчины-преподавателя посредством выявления, отбора, систематизации, анализа и классификации языковых средств, используемых в СМИ для отражения гендерных стереотипов7.

По итогам проведенного исследования, можно констатировать, что мужественность как гендерная категория конструируется в языковой системе на основе специфики гендера с помощью институтов масс - медиа, которые активно участвуют в процессе формирования гендерных стереотипов.

Существует несколько так называемых «сценариев маскулинности», любой из которых предполагает определенную завершенность, то есть ощущение личностной состоятельности и относительной успешности, понимаемой как соответствие определенным доминирующим стереотипам. Стереотип успешной маскулинности предполагает не только хорошо оплачиваемую профессиональную работу, но и признание своей состоятельности со стороны других членов ближайшего социального окружения. Понятно, что мужчина, избравший профессию преподавателя вуза, не соответствует обозначенным параметрам в полной мере.

Сегодня в широком спектре общественных отношений исследователи высказали идею о том, что более корректно было бы говорить о многочисленных мужественностях (так называемой плюральной маскулинности — различных типах маскулинностей, наделенных определенным этносом, то есть сходными нормами и правилами поведения, а также этическими ценностями.). Другими словами, ученые признали важность влияния расы, национальности,

7 Экспериментальная часть работы была проведена студенткой 4 курса факультета иностранных языков КФУ им.В.И.Вернадского Кабановой М.В.

148

принадлежности к определенному социальному классу и субкультуре, сексуальной ориентации на то, что именно вкладывается в понятие «мужественности». Вероятно, одна из задач высшей школы - сформировать у студентов представление о многогранном проявлении маскулинности, что позволит избежать комплекса неполноценности у юношей и мужчин, не соответствующих стереотипному восприятию успешной маскулинности, и повысит авторитет и статусный уровень мужчин-преподавателей.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод о том, что социальные роли четко не закреплены в обществе и это позволяет на основе данного исследования спрогнозировать перспективу и специфику изменения мужских гендерных стереотипов, в том числе и по отношению к субъектам высшей школы.

Литература

1. Вдовюк В., Рыков, С. Тендерные исследования в педагогике / В. Вдовюк, С. Рыков // Высшее образование в России. 2001. №4. С. 110-117

2. Гендерная педагогика: учеб. пособие / Л. В. Градусова. - М.: ФЛИНТА: Наука, 2011. - 176 с.

3. Гендерное образование: учебное пособие / под общ. ред. Л.И. Столярчук.- Краснодар: Просвещение-Юг. - 2011. - 386 с.

4. Каменская Е.Н. Гендерный подход в педагогике: автореф. дисс. докт. пед. наук. - Ростов-на-Дону, 2006. - 36 с

5. Трофимова Е.И. "Социальное неравенство и образование: проблема, исследования, действия." //Материалы Международного семинара. Саратов, 2001. С.246-255.

References

1. Vdovjuk V., Rykov, S. Tendernye issledovanija v pedagogike / V. Vdovjuk, S. Rykov // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2001. №4. S. 110-117 (in Rusian)

2. Gendernaja pedagogika: ucheb. posobie / L. V. Gradusova. - M.: FLINTA: Nauka, 2011. - 176 s. (in Rusian)

3. Gendernoe obrazovanie: uchebnoe posobie / pod obshh. red. L.I. Stoljarchuk.-Krasnodar: Prosveshhenie-Jug. - 2011. - 386 s. (in Rusian)

4. Kamenskaja E.N. Gendernyj podhod v pedagogike: avtoref. diss. dokt. ped. nauk. - Rostov-na-Donu, 2006. - 36 s (in Rusian)

5. Trofimova E.I. "Social'noe neravenstvo i obrazovanie: problema, issledovanija, dejstvija." //Materialy Mezhdunarodnogo seminara. Saratov, 2001. S.246-255. (in Rusian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.