Научная статья на тему 'Гендер как социокультурная особенность личности'

Гендер как социокультурная особенность личности Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2753
389
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОЛ / СОЦИАЛЬНЫЙ ПОЛ / ГЕНДЕР / ГЕНДЕРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ГЕНДЕРНАЯ ПРОБЛЕМА / ASSIGNED SEX / RELATIONAL SEX / GENDER / GENDER STUDIES / GENDER ISSUES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Соколов Виталий Юрьевич

Статья посвящена изучению определения «гендер». Из-за многочисленных интерпретаций этого сложного понятия была предпринята попытка найти, проанализировать и обобщить уже существующие трактовки. Для исследования были взяты справочные пособия, словари из разных наук: философия, социология, сексология, психология, психиатрия, педагогика, а также разобраны интерпретации искомого термина разных авторов. Итогом статьи был анализ схожих и различных сторон определений между словарями и авторскими работами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENDER AS A SOCIO-CULTURAL FEATURE OF A PERSON

The article is devoted to the study of a «gender» notion. Because of innumerous interpretations of this concept there was an attempt to collect, analyze and generalize the existing interpretations. Standard handbooks, dictionaries of such sciences as philosophy, sociology, sexology, psychology, psychiatry, pedagogy, were used in the research. Moreover the term interpretations by different authors were also taken into account. The article results in the analysis of similarities and differences of the notion definition coined in the dictionaries and the authors' works.

Текст научной работы на тему «Гендер как социокультурная особенность личности»

► СЛОВО МОЛОДЫМ УЧЕНЫМ

УДК 316.3 ББК 60.54

ГЕНДЕР КАК СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ОСОБЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ

GENDER AS A SOCIO-CULTURAL FEATURE OF A PERSON

Соколов Виталий Юрьевич

Аспирант Московского педагогического государственного университета, специалист отдела качества дошкольного образования и сопровождения деятельности экспертов Московского центра качества образования E-mail: witali4ek@gmail.com

Аннотация. Статья посвящена изучению определения «гендер». Из-за многочисленных интерпретаций этого сложного понятия была предпринята попытка найти, проанализировать и обобщить уже существующие трактовки. Для исследования были взяты справочные пособия, словари из разных наук: философия, социология, сексология, психология, психиатрия, педагогика, а также разобраны интерпретации искомого термина разных авторов. Итогом статьи был анализ схожих и различных сторон определений между словарями и авторскими работами.

Ключевые слова: биологический пол, социальный пол, гендер, гендерные исследования, гендерная проблема.

Sokolov Vitalij Ju.

Post-graduate student at Moscow State University of Education (MSPU), specialist at the Quality of preschool education and support of experts Department, Moscow center for quality of Education

E-mail: witali4ek@gmail.com

Abstract. The article is devoted to the study of a «gender» notion. Because of innumerous interpretations of this concept there was an attempt to collect, analyze and generalize the existing interpretations. Standard handbooks, dictionaries of such sciences as philosophy, sociology, sexology, psychology, psychiatry, pedagogy, were used in the research. Moreover the term interpretations by different authors were also taken into account. The article results in the analysis of similarities and differences of the notion definition coined in the dictionaries and the authors' works.

Keywords: assigned sex, relational sex, gender, gender studies, gender issues.

В начале третьего тысячелетия произошли кардинальные изменения во всех сферах общества. Эти изменения коснулись и традиционных устоев, которые веками почитались, охранялись и развивались в каждом государстве. Стоит отметить, что в разных странах традиционное мужское или женское поведение, институт брака, половые обычаи отличаются коренным образом.

Есть страны, разрешающие однополые браки, участники которых даже имеют право усыновлять детей. А есть государства, в которых за мужеложство человека могут поместить в тюремную камеру, а где-то приговорить к смертной казни.

Факторами, изменившими взгляды на сложившиеся традиции и устои в обществе, являются медицина и здравоохранение. Достижения современной медицины позволяют индивидам изменять свой биологический пол без сохранения репродуктивной функции, но в будущем, возможно, трансгендеры смогут иметь своих собственных детей.

Именно эти события сделали необходимым глубокое переосмысление сложившихся представлений о поле, о роли мужчин и женщин в семье и обществе. В. И. Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка» определяет пол как «одну из родовых половин». В английском языке разделяются понятия sex ('биологический пол') и gender 'гендер' ('социальный пол'). Наиболее адекватным по смыслу является русское словосочетание «социальные отношения пола» или «социально-организационные отношения между полами» [1].

Выше мы дали определение понятию «пол». Так что такое «гендер»?

Термин «гендер» английского происхождения. Изначально он относился к грамматике языка, показывающий грамматический род существительного: мужской, женский или средний.

Впервые во внеграмматическом значении в научный оборот понятие «гендер» ввел сексолог Дж. Мани (1955), который работал с такими явлениями, как гермафродитизм и транссексуализм. А введение «гендера» [2, с. 196-201] в область психологической науки произошло в 1968 г. благодаря работе «Пол и гендер» американского психоаналитика Р. Столлера [3]. Главная идея заключалась в разделении биологического пола и социокультурного значения «мужественности» и «женственности».

В русский язык пришла транслитерация английского слова, второе значение которого для нас стало первым. Этот неологизм, который вошел в отечественный научный язык, как отмечает Н. А. Блохина, в конце 1980-х - начале 1990-х гг. [4] не имеет единого общего определения. Каждый словарь дает свою трактовку этого понятия. Мы проанализировали истолкования, которые дают словари, энциклопедии и работы авторов, изучающие проблемы и становление термина «гендер».

Изначально хотелось выяснить, доступно ли понятие «гендер» населению, для этого был взят толковый словарь Ожегова, как самый распространенный источник определения семантики слова. Было обнаружено, что в словаре нет термина «гендер», соответственно, нет и его определения [5].

Возможно, отсутствие данного слова связано с тем, что словарь был составлен до возникновения «гендерной проблемы», и дальнейшие его переиздания не охватывали данную проблематику.

Однако и в более современных изданиях толковых словарей, а именно в Большом толковом словаре русского языка под ред. С. А. Кузнецова, искомого слова найти не удалось [6].

Остается невыясненным, почему в современных толковых словарях русского языка не дается определение понятию «гендер», ведь о гендере говорят уже несколько десятилетий. Возможно, это связано с тем, что термин очень сложный, поскольку находится на стыке нескольких наук: социологии, психологии, культурологии, сексологии.

Была предпринята попытка изучить более специализированные словари: философские, социологические, психологические, педагогические словари и энциклопедии.

Первое определение было обнаружено в новейшем философском словаре, и оно раскрывается так: «гендер - понятие, используемое в социальных науках для отображения социокультурного аспекта половой принадлежности человека» [7].

Из этого определения можно сделать вывод: гендер - понятие социальной науки. Согласно социологическому словарю, «гендер - совокупность представлений о личностных и поведенческих особенностях мужчины и женщины. Эти особенности, взятые в отдельности, определяют женственность (феминность) и мужественность (маскулинность)» [8].

В отличие от философского словаря, мы увидели четкое разделение социальных характеристик, зависящих от биологического пола. И то, что гендер - понятие социологическое, бесспорно, так как находится в социологическом словаре. Стоит также отметить новые термины, с которыми мы столкнулись: женственность (феминность) и мужественность (маскулинность).

Данные понятия являются частью понятия гендера, а точнее его составляющие. Но о семантике данных слов и их роли в гендерных исследованиях мы поговорим в других работах.

В социологическом энциклопедическом словаре на русском, английском, немецком, французском и чешском языках слова «гендер» найти не удалось [9].

Изучив социологические словари, мы обратились к пособиям смежных наук.

В педагогическом словаре не было обнаружено искомого определения [10].

Ответ на вопрос «Что такое гендер?» также не дает Большой психологический словарь Мещерякова, Зинченко. Однако в нем есть определение понятия «гендерная роль», которое не является тождественным [11].

Обратившись к большой энциклопедии по психиатрии, мы обнаружили следующее определение: «1) различие между мужчинами и женщинами по анатомическому полу; 2) термин, используемый при обсуждении сходств и различий между мужчинами и женщинами, например, в распределении их социальных ролей» [12].

Психологический словарь трактует «гендер» таким образом: «Понятием гендер современная социальная наука обозначает совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола» [13].

Схожее определение можно найти и в сексологической энциклопедии. Здесь гендер определяется как социальный пол, различия между мужчинами и женщинами, зависящие не от биологических, а от социальных условий (общественное разделение труда, специфические социальные функции, культурные стереотипы и т. д.) [14].

Проанализировав несколько словарей по разным наукам, можно задать логичный вопрос: а есть ли тендерный словарь, в котором будут объяснены термины, понятия, с которыми сталкиваются исследователи? Ответ - да!

По мнению А. А. Денисовой [15], «гендер» — это социокультурное определение пола, базирующееся на дихотомии маскулинное-феминное.

Известно определение тендера Е. А. Здравомысловой и А. А. Темкиной [16] как параметра, характеризующего социальный статус и индивидуальные возможности личности в обществе, в том числе и в образовании, а также определение гендера как понятия, объединяющего диапазон женских и мужских социальных ролей, приводимое в известном учебном пособии «Современная демография» А. Я. Кваши, В. А. Ионцева [17, с. 212-222].

Таким образом, анализ приведенных выше определений термина «гендер» обнаруживает схожие аспекты: гендер - понятие социологических наук. Второе сходство: термин дает четкое разделение между биологическими полами. О социокультурном аспекте говорится в каждом определении, которые дают искомые словари.

Но определения могут давать не только словари и энциклопедии. Обратимся к авторам, которые занимались и занимаются проблемой гендера.

В своей работе «Пол и гендер. Заметки о терминах» И. С. Кон описывает гендер как социальный пол, социально детерминированные роли, идентичности и сферы деятельности мужчин и женщин, зависящие не от биологических половых различий, а от социальной организации общества [18].

В работе отечественного психотерапевта А. И. Белкина также содержится интересный материал, полученный им в результате работы с людьми неопределенного пола -гермафродитами. Истории его пациентов показывают, насколько сложным оказывается для таких людей соответствие социальным ожиданиям относительно приписываемой им половой роли. По утверждению Белкина, в обществе «нельзя быть человеком вообще, но только конкретно мужчиной или женщиной» [19].

Одно из самых полных определений гендера мы нашли в статье С. Л. Рыкова «Ген-дерные исследования в педагогике». Здесь он рассматривает термин «гендер» как введенное в науку определение с целью разграничения биологической и социальной характеристик пола. Понятие «гендер» отражает социально обусловленную природу мужского и женского и акцентирует внимание на том, что социальные различия мужчин и женщин не всегда являются естественным продолжением биологических различий, а обусловлены влиянием социальных факторов. Диапазон трактовки термина «гендер» в современной научной литературе достаточно широк. Гендер рассматривается как процесс овладения социально-половыми ролями и как статус индивида в структуре социального полоролево-го взаимодействия [20].

Говоря о современных российских научных исследованиях, хочется отметить мнение лаборатории гендерных исследований Института социально-экономических проблем народонаселения Российской академии наук, в которой считают, что гендер - совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола [21].

Доцент кафедры философии и религиоведения ЧНУ им. Богдана Хмельницкого и сотрудник Центра гендерных исследований и коммуникаций З. Шевченко создала Интернет-ресурс (http://a-z-gender.net/), в котором попыталась обобщить термины гендерных исследований. Автор в своем словаре видит гендер как социокультурную, символическую конструкцию пола, которая призвана определять конкретную ассоциативную связь, обеспечивать полноценную коммуникацию и поддерживать социальный порядок [22].

Т. М. Мельник считает, что гендер - достаточно сложное понятие, поскольку оно раскрывает многообразное содержание явления. В научной литературе оно употребляется в нескольких значениях:

• гендер как социально-ролевая и культурная интерпретация черт личности и моделей поведения мужчины и женщины, в отличие от биологической;

• гендер как приобретение социальности индивидами, родившихся в биологических категориях женского или мужского пола;

• гендер как политика равных прав мужчин и женщин, а также деятельность по созданию механизмов ее реализации [23, с. 12].

0. Воронина выделяет три направления понимание гендера:

• гендер как социальная конструкция через механизмы социализации, разделения труда, гендерных ролей, масс-медиа, стереотипизирования;

• гендер как сеть, структура или процесс, то есть понимание гендера как стратификационной категории вместе с другими стратификационными категориями;

• гендер как культурная метафора в философских и постмодернистских концепциях [24, с. 122-123].

Авторские трактовки термина схожи со словарными в том, что они также говорят о социокультурном аспекте, об анатомическом различии мужчин и женщин, однако они вносят еще одно различие, рассуждая об отличиях биологического и социального пола. Что-то подобное есть и в определении сексологического словаря. Тем не менее каждый автор и каждый словарь дает свою трактовку понятия.

Несмотря на незначительные различия в определении такого сложного понятия, можно сделать вывод, что в трактовках больше схожего, чем различного: первое заключается в том, что данное определение связано с социальной жизнью человека; второе - что гендер отличается от биологического пола индивида, а о его социокультурных особенностях судит общество, в котором живет личность.

Список литературы

1. Котовская М. Г. Социокультурные аспекты гендерных проблем в России: история и современность: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2005.

2. Воронова А. В. Гендер как предмет междисциплинарного анализа // Ярославский пед. вестн. - 2015. - Т. 2. (Психолого-педагогические науки). - С. 196-201.

3. Stoller R. J. Sex and Gender: On the Development of Masculinity and Femininity. -New York: Science House, 1968. - 383 p.

4. Блохина Н. А. Понятие гендера: становление, основные концепции и представления. - URL: http://www.gender-cent.ryazan.ru/blohina.htm (дата обращения: 15.03.2017).

5. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Ин-т русского языка им.

B. В. Виноградова. - 4-е изд., доп. - М.: Азбуковник, 1999. - 944 с.

6. Большой толковый словарь русского языка / гл. ред. С. А. Кузнецов. - СПб.: Но-ринт, 1998.

7. Новейший философский словарь / гл. науч. ред. и сост. А. А. Грицанов. - Минск: Книжный Дом, 1999.

8. Гендер // Большой толковый социологический словарь. - URL: http://gufo.me/ content_soc/gender-6606.html (дата обращения: 25.03.2017).

9. Социологический энциклопедический словарь на русском, английском, немецком, французском и чешском языках / ред.-координатор Г. В. Осипов. - М.: ИН-ФРА-М: Норма, 2000.

10. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Изд. центр «Академия», 2000. - 176 с.

11. Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. -Изд. 4-е, расш. - М.: АСТ-Москва: Прайм-Еврознак, 2008.

12. Жмуров В. А. Большая энциклопедия по психиатрии. - 2-е изд. - М.: Джан-гар, 2012. - 864 с.

13. Гендер // Психологический словарь. - URL: http://gufo.me/content_psy/ gender-6308.html (дата обращения: 25.04.2017).

14. Гендер // Сексологическая энциклопедия. - URL: http://gufo.me/content_seksenc/ gender-17197.html (дата обращения: 25.04.2017).

15. Гендер // Словарь гендерных терминов / под ред. А. А. Денисовой. - М.: Информация XXI век, 2002. - 256 с. - URL: http://www.owl.ru/gender/010.htm (дата обращения: 24.04.2017).

16. Здравомыслова Е. А., Темкина А. А. Словарь гендерных терминов. - М.: Информация XXI век, 2002. - 255 с.

17. Современная демография: учеб. пособие / под ред. А. Я. Кваши, В. А. Ионцева. -М.: Изд-во Московского ун-та, 1995. - 267 с.

18. Кон И. С. Пол и гендер. Заметки о терминах. - URL: http://www.gendermed.ru/ public/36-gender.html (дата обращения: 25.04.2017).

19. Белкин А. И. Третий пол. - М.: Олимп, 2000. - 159 с.

20. Рыков С. Л. Гендерные исследования в педагогике // Педагогика. - 2001. - № 7. -

C. 17-22.

21. Гендер // Научный и просветительский портал Московского центра гендерных исследований. - URL: http://www.gender.ru/glossary/gender (дата обращения: 25.03.2017).

22. Гендер // Словарь гендерных терминов посвящен основной терминологии в области гендера и феминизма / сост. З. Шевченко. - URL: http://a-z-gender.net/ gender.html (дата обращения: 25.03.2017).

23. Мельник Т. М. Тендер як наука та навчальна дисциплша // Основи теорп тендеру: Навчальний поабник. - КиТв: «К.1.С.», 2004. - С. 10-29.

24. Воронина О. А. Введение в тендерные исследования // Материалы Первой Российской летней школы по женским и тендерным исследованиям «Валдай-96». - М.: МЦГИ, 1997.

Refereces

1. Kotovskaya M. G. Sotsiokulturnye aspekty gendernykh problem v Rossii: istoriya i sovremennost. Extended abstract of ScD dissertation (Education). Moscow, 2005.

2. Voronova A. V. Gender kak predmet mezhdistsiplinarnogo analiza. Yaroslavskiy ped. vestn. 2015, Vol. 2 (Psikhologo-pedagogicheskie nauki), pp. 196-201.

3. Stoller R. J. Sex and Gender: On the Development of Masculinity and Femininity. New York: Science House, 1968. 383 p.

4. Blokhina N. A. Ponyatie gendera: stanovlenie, osnovnye kontseptsii i predstavleniya. Available at: http://www.gender-cent.ryazan.ru/blohina.htm (accessed: 15.03.2017).

5. Ozhegov S. I., Shvedova N. Yu. Tolkovyy slovar russkogo yazyka: 80 000 slov i frazeo-logicheskikh vyrazheniy. Moscow: Azbukovnik, 1999. 944 p.

6. Kuznetsov S. A. (ed.) Bolshoy tolkovyy slovar russkogo yazyka. St. Petersburg: Norint, 1998.

7. Gritsanov A. A. Noveyshiy filosofskiy slovar. Minsk: Knizhnyy Dom, 1999.

8. Gender. In: Bolshoy tolkovyy sotsiologicheskiy slovar. Available at: http://gufo.me/ content_soc/gender-6606.html (accessed: 25.03.2017).

9. Osipov G. V. (ed.) Sotsiologicheskiy entsiklopedicheskiy slovar na russkom, angliyskom, nemetskom, frantsuzskom i cheshskom yazykakh. Moscow: INFRA-M: Norma, 2000.

10. Kodzhaspirova G. M., Kodzhaspirov A. Yu. Pedagogicheskiy slovar: dlya studentov vyssh. i sred. ped. ucheb. zavedeniy. Moscow: Izd. tsentr "Akademiya", 2000. 176 p.

11. Meshcheryakov B. G., Zinchenko V. P. (ed.) Bolshoy psikhologicheskiy slovar. Moscow: AST-Moskva: Praym-Evroznak, 2008.

12. Zhmurov V. A. Bolshaya entsiklopediya po psikhiatrii. Moscow: Dzhangar, 2012. 864 p.

13. Gender. In: Psikhologicheskiy slovar. Available at: http://gufo.me/content_psy/gen-der-6308.html (accessed: 25.04.2017).

14. Gender. In: Seksologicheskaya entsiklopediya. Available at: http://gufo.me/content_ seksenc/gender-17197.html (accessed: 25.04.2017).

15. Gender. In: Denisova A. A. (ed.) Slovar gendernykh terminov. Moscow: Informatsiya XXI vek, 2002. 256 p. Available at: http://www.owl.ru/gender/010.htm (accessed: 24.04.2017).

16. Zdravomyslova E. A., Temkina A. A. Slovar gendernykh terminov. Moscow: Informatsi-ya XXI vek, 2002. 255 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Kvasha A. Ya., Iontsev V. A. Sovremennaya demografiya: ucheb. posobie. Moscow: Izd-vo Moskovskogo un-ta, 1995. 267 p.

18. Kon I. S. Pol i gender. Zametki o terminakh. Available at: http://www.gendermed.ru/ public/36-gender.html (data obrashcheniya: 25.04.2017).

19. Belkin A. I. Tretiy pol. Moscow: Olimp, 2000. 159 p.

20. Rykov S. L. Gendernye issledovaniya v pedagogike. Pedagogika. 2001, No. 7, pp. 17-22.

21. Gender. In: Nauchnyy i prosvetitelskiy portal Moskovskogo tsentra gendernykh issle-dovaniy. Available at: http://www.gender.ru/glossary/gender (accessed: 25.03.2017).

22. Gender. In: Shevchenko Z. (comp.) Slovar gendernykh terminov posvyashchen os-novnoy terminologii v oblasti gendera i feminizma. Available at: http://a-z-gender. net/gender.html (accessed: 25.03.2017).

23. Melnik T. M. Hender yak nauka ta navchalna distsiplina. In: Osnovi teorii henderu: Navchalniy posibnik. Kiev: "K.I.S.", 2004. - S. 10-29.

24. Voronina O. A. Vvedenie v gendernye issledovaniya. In: Materialy Pervoy Rossiyskoy letney shkoly po zhenskim i gendernym issledovaniyam "Valday-96". Moscow: MTsGI, 1997.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2017, № 6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.