УДК 316.61 Матвиенко Валентин Викторович
кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и истории журналистики филологического факультета Российского университета дружбы народов
ГЕНДЕР КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН
Аннотация:
В статье рассматривается проблема определения гендера как социокультурного феномена в отечественных и зарубежных научных трудах, а также в СМИ. Несмотря на то что понятие «гендер» и связанные с ним явления стали всерьез изучаться относительно недавно, в XX в., на данный момент существует множество книг и статей по гендерной социологии и гендерным стереотипам в обществе. Однако четкой научной базы по данной проблеме не создано до сих пор. В большинстве трудов проблематика гендера продолжает раскрываться с точки зрения различий между полами, нежели сходств. В работе используется междисциплинарный подход к изучению означенного феномена.
Ключевые слова:
гендер, пол, мужчина, женщина, гендерная социализация, гендерные стереотипы, гендерные роли, гендерная идентичность, самоидентификация, социальное становление личности.
Matvienko Valentin Viktorovich
PhD in Philology, Assistant Professor, Theory and History of Journalism Department,
Philology Faculty, Peoples' Friendship University of Russia
GENDER AS A SOCIOCULTURAL PHENOMENON
Summary:
The article addresses the problem of gender definition as a sociocultural phenomenon in Russian and foreign scientific works as well as in mass media. Despite the fact that the concept of "gender" and related phenomena have become seriously studied relatively recently -in the XX century, at the moment there are many books and articles on the sociology of gender and gender stereotypes in society written by foreign and Russian scientists. However, unfortunately, a clear scientific basis for this problem does not exist until now. Most of the works continue to consider the problems of gender in terms of the differences between the sexes rather than similarities. The article uses an interdisciplinary approach to the study of this phenomenon.
Keywords:
gender, sex, male, female, gender socialization, gender stereotypes, gender roles, gender identity, self-identification, social development of a person.
Понятие «гендер» относительно исторических рамок появилось совсем недавно, однако уже имеет множество определений, точек зрения и богатую предысторию.
Необходимо отметить, что понятия «пол» и «гендер», которые на первый взгляд кажутся похожими, на самом деле не являются тождественными. Современная социология и психология различает эти два понятия.
Биологический пол - это основные физиологические различия мужчины и женщины, включая половые органы, гормоны, вторичные половые признаки (ярко выраженные видимые физические черты) и хромосомы, определяющие все эти характеристики [1]. Психологи и социологи утверждают, что к категории «пол человека» относят понятия «мужчина» и «женщина» или же «гермафродит» (сочетает в себе мужские и женские половые признаки).
С понятием «гендер» дело обстоит сложнее. Это слово является калькой с английского языка, поэтому однозначного перевода на русский язык у него нет до сих пор, ввиду чего «гендер» в русском языке часто заменяется «полом». Понятие «гендер» по-разному представлено у различных ученых в зависимости от целей проводимых исследований и их концепций. По сути, гендер - это «социальный пол», характеристика, которая является социально-биологической, результат взаимодействия человека с другими людьми в обществе и приобщения к культуре. Это некий итог человеческой социализации в соответствии с его полом.
Конкретный гендер содержит в себе определенные стандарты, а именно гендерные роли. Гендерные роли - один из видов социальных ролей, набор ожидаемых образцов поведения (или норм) для мужчин и женщин [2]. Можно сказать, что гендерные роли определяют мировоззрение человека, его характер, привычки и даже манеру одеваться.
Гендерная система поддерживается нормами, которые являются своеобразными рамками для мужчин и женщин. Существуют различные подходы к воспитанию мальчиков и девочек, которые показывают «правильную» модель поведения в обществе в соответствии с полом. Если кто-либо этим нормам не соответствует, на него вешают ярлыки, которые сильно задевают самооценку человека [3].
«Гендер» как научный термин появился в начале 1970-х гг. Ученый из США Р. Столлер на конгрессе психоаналитиков в Стокгольме впервые упомянул такое явление, как социальный пол,
или, иными словами, гендерное самосознание [4]. Так было положено начало гендерной идентификации и гендерной социализации. Можно сказать, что пол делает человека мужчиной или женщиной с рождения, а гендер в процессе социализации делает его мужественным или женственным. Таким образом, Р. Столлер выделил социокультурные характеристики мужчины и женщины. Исследования американского ученого дали толчок возникновению следующего вопроса: настолько ли сильно влияние культуры, что оно способно возобладать над природой?
В российской науке о таком понятии, как «гендер», начали говорить только в 1990-х гг. Особенность ранних и некоторых современных исследований состоит в том, что гендер рассматривается через понятие «пол» - sex (англ.). Пол связывает с природной детерминированностью не только телесные различия мужчин и женщин, но и полоролевое разделение труда, неодинаковые требования и отношения общества к мужчинам и женщинам, разную общественную «ценность» лиц в зависимости от их пола. Термин «гендер» был призван подчеркнуть не природную, а социокультурную причину межполовых различий [5].
По верному замечанию М.В. Теребилиной, «становление гендерных исследований по большому счету означало "введение женской проблематики" во все отрасли общественных наук и было призвано восстановить историческую справедливость в отношении обоих полов, но воспринималось научным сообществом скептически» [6].
Стоит отметить, что благодаря активной общественной деятельности феминисток, которые хотели добиться исторической справедливости по отношению к женскому полу, его опыту и вкладу в историю, в 1970-е гг. понятие «гендер» и, собственно, проблема гендерного неравенства стали центром исследовательского внимания. Это обусловило проведение множества гендерных исследований, появилось новое направление в психологии. Т.В. Бендас пишет, что ученые начали рассматривать проблемы, которые не поднимались ранее в общественных науках, несмотря на то, что женское освободительное движение не является частью изучения гендерной психологии [7].
После того как понятие «гендер» вошло в научный круг исследований, оно все чаще стало обсуждаться в других сферах жизни человека и уже заняло прочное место в обиходе. На данный момент имеется большое количество книг и статей о гендерной социологии и психологии, стереотипах, ведь это имеет отношение не только отдельно к мужчинам или женщинам, но ко всему обществу. Современное феминистское движение постоянно говорит о гендерном неравенстве полов. Правда, как считают некоторые исследователи, к примеру Е.П. Ильин, последние тендерные исследования в итоге пропагандируют равенство полов, а не изучают особенности и проблемы современного общества [8].
Гендер - это продукт социума и культуры. Он также является фундаментом в процессе психического и социального становления каждой личности.
О гендере и его нормах мы узнаем через воспитание родителей и учителей, общение со сверстниками, средства массовой информации, художественную литературу и кино. Этот процесс можно назвать гендерной, или полоролевой, социализацией. Гендерная социализация - это процесс общественного конструирования, во время которого человек узнает о понятиях «мужского», «женского», моделях поведения и нормах, которые соответствуют каждому из понятий. По мнению И.С. Клёциной, в процесс гендерной социализации входят: идентификация, гендерные схемы, социальные ожидания, социальные подкрепления, понимание социально-половой роли [9].
Остановимся на понятии гендерных стереотипов. Гендерные стереотипы - это некий конструкт, шаблоны в массовом сознании людей, которые, по сути, определяют социальные нормы. А.В. Меренков пишет: «Это устойчивые программы восприятия, целеполагания, а также поведения человека, в зависимости от принятых в данной культуре норм и правил жизнедеятельности представителей определенного пола» [10].
Итак, гендерные стереотипы содержат обобщенные, упрощенные и эмоционально окрашенные представления об «идеальных» мужчинах и женщинах, которые включают различные нормы и правила поведения, разделенные по половому признаку. Они выполняют функцию схем, с помощью которых мы обрабатываем и запоминаем получаемую информацию, относящуюся к полу и гендеру. Гендерные стереотипы находятся в подсознании и оказывают влияние на самоидентификацию человека и межличностное общение. В отдельном обществе и культуре стереотипы имеют собственную специфику.
Считается, что гендерные стереотипы помогают улучшить и урегулировать взаимоотношения в группах, но в то же время мешают формированию индивидуальности. Когда мужчина или женщина не соответствует общепринятым стандартам, он/она испытывает давление социума и, соответственно, стресс, который может привести к психическим расстройствам личности [1 1].
Другая важная составляющая понятия «гендер» - гендерная идентичность. Это внутреннее самоощущение принадлежности к мужскому или женскому полу. Собственная гендерная
идентичность может не совпадать с социальной ролью - таких людей называют трансгендер-ными [12]. Пол, с которым рождается человек, сразу дает установку родителям и другим воспитателям, каким образом его нужно воспитывать, то есть в соответствии с тендерными нормами и ролью (иными словами - социальными ожиданиями).
На основе гендерных взаимоотношений и собственной самоидентификации может возникнуть тендерный конфликт - нежелание какого-либо индивидуума соответствовать предписанной ему роли и выполнять гендерные нормы. Решить гендерный конфликт можно лишь путем переосмысления взглядов на традиционные женские и мужские роли.
Гендерные стереотипы образуются от сочетания личного опыта человека и информации, полученной из внешних источников. Средства массовой информации являются одним из основных источников распространения и укрепления гендерных стереотипов, так как они формируют общественное сознание. Современные СМИ умеют очень ярко и достаточно упрощенно показать гендерные особенности человека.
Сегодня ученые стали более серьезно подходить к изучению гендерной проблематики. Открываются новые неожиданные факты в отношении половых различий. Исследования проводятся на примере культур разных народов мира. В свою очередь проходит множество различных конференций и симпозиумов, на которых обсуждается гендерная проблема. Все чаще поднимаются такие темы, как «Гендер и пол», «Работа и гендер», «Гендер и личность» и др. Гендерные вопросы обсуждают в отношении не только женщин, но и мужчин (ранее психоанализ в отношении мужчин был скорее «бесполым»).
К сожалению, стоит подчеркнуть, что современные гендерные исследования не имеют обобщающих теорий и идей. К слову, до сих пор проблемой гендера занимаются в большинстве своем женщины.
Следует также отметить, что в современных российских средствах массовой информации довольно часто происходит смешение понятий «гендер» и «пол», поскольку отсутствует устойчивая научная терминология по данному вопросу. Безусловно, это неверно, к тому же у людей устанавливаются определенные модели поведения, закрепленные с конкретным полом, что ставит человека в строгие общественные рамки, которые приносят дискомфорт и даже вред психическому здоровью.
Ссылки:
1. Пол [Электронный ресурс]. URL: http://www.km.ru/zdorove/encyclopedia/pol-cheloveka (дата обращения: 27.10.2016).
2. Гендерные роли [Электронный ресурс] // Словарь гендерных терминов / под ред. А.А. Денисовой. М., 2002. URL: http://www.owl.ru/gender/041.htm (дата обращения: 27.10.2016).
3. Там же.
4. Шишлова Е.Э. Гендер как инновационный научный и философский дискурс // Вестник МГИМО-Университета. 2013. № 1. С. 148.
5. Кирилина А.В. О применении понятия «гендер» в русскоязычном лингвистическом описании // Филологические науки. 2000. № 3. С. 18.
6. Теребилина М.В. Проблема гендера во французских журналах : дис. ... канд. филол. наук. М., 2014. С. 15.
7. Бендас Т.В. Гендерная психология. СПб., 2006. С. 10.
8. Ильин Е.П. Пол и гендер. СПб., 2010. С. 106.
9. Клёцина И.С. Гендерная социализация. СПб., 1998. С. 42.
10. Меренков А.В. Социологические стереотипы. Екатеринбург, 2001. С. 30.
11. Берн Ш. Гендерная психология. М., 2004. С. 206.
12. Жеребкин С.В. Введение в гендерные исследования : хрестоматия. Харьков ; СПб., 2001. С. 10.
References:
Bendas, TV 2006, Gender Psychology, St. Petersburg, p. 10, (in Russian). Byrne, S 2004, Gender Psychology, Moscow, p. 206, (in Russian).
'Gender roles' 2002, in AA Denisova (ed.), Dictionary of gender terms, Moscow, viewed 27 October 2016, <http://www.owl.ru/gender/041.htm>, (in Russian).
Ilyin, EP 2010, Sex and gender, St. Petersburg, p. 106, (in Russian).
Kirilina, AV 2000, 'On the application of the concept of "gender" in the Russian-speaking linguistic description', Filolog-icheskiye nauki, no. 3, p. 18, (in Russian).
Kletsina, IS 1998, Gender socialization, St. Petersburg, p. 42, (in Russian). Merenkov, AV 2001, Sociological stereotypes, Ekaterinburg, p. 30, (in Russian).
Sex 2016, viewed 27 October 2016, <http://www.km.ru/zdorove/encyclopedia/pol-cheloveka>, (in Russian). Shishlova, EE 2013, 'Gender as an innovative scientific and philosophical discourse', Vestnik MGIMO-Universiteta, no. 1, p. 148, (in Russian).
Terebilina, MV 2014, The problem of gender in the French magazines, PhD thesis, Moscow, p. 15, (in Russian). Zherebkin, SV 2001, Introduction to Gender Studies: A Reader. Kharkov, St. Petersburg, p. 10, (in Russian).