Образование и наука. 2013. № 6 (105)
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 372.878
Н. Г. Тагильцева
ОРГАНИЗАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ В СТАРТОВЫХ ШКОЛАХ
Аннотация. В статье обсуждаются вопросы, связанные с подготовкой детей к обучению в школе. Для развития личности дошкольников в так называемых стартовых школах, которые сейчас существуют при многих общеобразовательных учреждениях, большое значение имеет предметная область «искусство». Циклы таких дисциплин, как музыка, изобразительное искусство и хореография, способствуют становлению эстетических вкусов, формированию нравственных качеств и духовности, оптимистичного восприятия жизни и уважительного отношения к людям. Ребенок благодаря этим занятиям приобретает творческие навыки и умения, становится восприимчивей к красоте произведений искусства и природы.
Внимание автора сосредоточено на проблемах планирования и организации музыкального образования будущих первоклассников. Анализируется разница требований и положений нормативных документов, которыми должны руководствоваться педагоги дошкольного и начального общего образования. Обосновывается эффективность деятельностного и полихудожественного подходов к устранению разноуровневой подготовки детей, в частности метод проецирования знакомых и понятных ребенку действий с одного вида художественной деятельности на другие виды. На основе принципа преемственности между дошкольным и школьным обучением уточняется цель музыкальных занятий в стартовой школе, которая должна заключаться в формировании музыкальной культуры. В качестве наиболее приемлемых форм работы с дошкольниками с точки зрения их возрастных особенностей выделяются игры: ролевые, дидактические, соревнования и др.
Статья адресована педагогам дошкольных учреждений и начальных классов, учителям музыки, а также методическим и научным работникам, занимающимся проблемами воспитания детей предшкольного возраста.
Ключевые слова: стартовая школа, музыкальные занятия у дошкольников.
Abstract. The paper considers the issue of children preparation for school in so called starting schools. In author's opinion, the arts disciplines such as music, drawing and choreography can develop the aesthetic sense, moral qualities, more optimistic world outlook and respectful attitude; the child develops creative skills and beauty perception both in fine arts and wild life.
The author looks at the problems of planning and organizing the music training of preschool children, the different requirements for and concepts of the preschool and primary school normative documents being analyzed. The paper substantiates the effectiveness of poly-artistic and activity approaches to the split-level teaching, in particular - the method of projecting the familiar actions onto some sort of artistic activities. Based on the succession of preschool and primary school training, the author specifies the goals of music classes in starting schools, and outlines the most relevant game activities of role plays, didactic plays and contests.
The paper is addressed to preschool and primary school teachers, music teachers, as well as methodologists and researchers dealing with preschool teaching.
Keywords: starting school, music classes of preschool children.
В настоящее время при многих общеобразовательных учреждениях функционируют классы или курсы, в которых ведутся системные занятия по подготовке детей к школе. Учителями, административными работниками, родителями они называются по-разному - школы развития, субботние школы и т. д. Но, чаще всего в педагогической литературе и практике употребляется название «стартовые школы», которое, на наш взгляд, наиболее точно отражает главную цель существования таких структур.
Появление подобных школ обусловлено потребностью в комфортной, мягкой адаптации детей к учебному процессу, особенно тех, кто не посещал дошкольные образовательные учреждения, а также желанием родителей отдать в конкретное учебное заведение своего ребенка и как можно лучше подготовить его к обучению в определенной среде и обстановке.
Среди предметов в учебном плане стартовых школ есть те, которые относятся к предметной области «искусство». Их набор может определяться администрацией школы, педагогами, родителями и даже самими учащимися. Дошкольники, в силу возраста расположены к различным видам художественно-творческой деятельности: они, как правило, с желанием занимаются музыкой, изобразительным искусством, хореографией, фольклором.
Эти занятия положительно оцениваются и родителями будущих первоклассников. Если позднее, когда дети уже обучаются на начальной и средней ступени, среди родителей становится довольно распространенной точка зрения о побочности, необязательности, неважности уроков, имеющих отношение к различным искусствам, то в стартовой школе превалирует мнение диаметрально противоположное.
Так, результаты проведенного нами опроса родителей дошкольников в МБОУ СОШ № 32 г. Екатеринбурга показали их единодушие в убежденности о необходимости и обязательности в учебном цикле таких занятий, как музыка, изобразительное искусство и хореография. Большинство респондентов указало, что перечисленные предметы способствуют развитию, становлению эстетических вкусов, формированию нравственных качеств и духовности, оптимистичного восприятия жизни и уважительного отношения к людям. Родители считают также, что именно благодаря этим занятиям ребенок приобретает творческие навыки и умения, становится восприимчивей к красоте как произведений искусства, так и природы.
Выяснилось, что дома дети очень часто воспроизводят знания и умения, полученные в стартовой школе, пытаются повторять и совершенствовать освоенный ими на занятиях вид художественной деятельности: они самостоятельно подбирают аккомпанемент для звучащего в записи музыкального произведения на шумовых инструментах; изображают на рисунках сюжеты, которые разбирали на занятиях, выполняют танцевальные движения, заученные на хореографии и т. д. Уроки стимулируют любопытст-
во дошкольников и их желание более глубокого знакомства и с отдельными художественными произведениями, и с определенными направлениями искусства. Дети говорят о том, что хотели бы больше посещать художественные выставки, концерты, спектакли в различных театрах.
Многие респонденты продемонстрировали интерес к посещению открытых обобщающих уроков, которые проходят, например, в форме концертов или выставок, где наглядно показаны достижения детей.
Очевидная востребованность творческих занятий искусством в стартовой школе выдвигает на первый план задачу их качественного и тщательного планирования и проведения. Причем учителю необходимо не просто определиться с основными направлениями реализации содержания художественного образования, но, с одной стороны, приблизить данные занятия к школьному уроку, а с другой - опираться на закономерности восприятия дошкольного возраста. Общие трудности, которые испытывают педагоги, связаны
• с недостаточной теоретической разработанностью положений о музыкальном и художественном образовании дошкольников в стартовой школе;
• малым количеством методической литературы по подобному роду деятельности;
• скудностью соответствующего программного материала по предметной области «искусство»;
• наличием организационных проблем, возникающих при формировании групп детей для творческих занятий.
Остановимся подробнее на методологических и методических проблемах, которые возникают у учителя при планировании и организации музыкальных занятий в стартовой школе.
Открытым остается вопрос, как гармонизировать уровни музыкального образования дошкольников, составляющих сборную «учебную» группу, в которой одни дети не посещали дошкольные образовательные учреждения и почти не знакомы с различными видами музыкальной деятельности; другие - из-за кратковремен-
ного пребывания в таком учреждении демонстрируют только начальные певческие навыки и еще не умеют полноценно воспринимать музыку, исполнять ее на элементарных инструментах; третьи же - наоборот, получили качественное дошкольное образование в детских садах и владеют разнообразными музыкальными навыками и умениями. Все это заставляет учителя, ведущего музыкальные занятия, искать индивидуальные подходы к музыкальному развитию каждого ребенка, желательно с опорой на тот вид музыкальной деятельности, который более ему подходит и больше всего нравится.
Однако даже если все дошкольники в группе посещали длительное время детские сады и имеют хорошую музыкальную подготовку, то педагог все равно сталкивается с определенными сложностями. Дело в том, что каждое дошкольное учреждение работает по собственной программе, в методическое обеспечение которой входит и свой особый раздел музыкального образования. Требования к уровню подготовки детей, методическое основание и концептуальные подходы в каждой программе различны: в какой-то доминантой является формирование умений исполнения фольклорных музыкальных произведений, в другой - развитие вокальных данных дошкольников, в третьей - обучение навыкам инструментального музицирования, в четвертой - развитие вокально-хоровых навыков и т. д.
Вызывают вопросы и несостыковки содержания Федеральных государственных требований (ФГТ) к образовательной программе дошкольного образования и требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО). Так, согласно первому документу в дошкольных учреждениях отсутствуют разного рода занятия - музыкальные, изобразительное искусство, физкультура и т. д., а вместо них используется понятие «занимательное дело». Целью дошкольного образования является формирование у детей личностных качеств, а не знаний, умений, навыков и компетенций. В ФГТ, кроме того, ука-
зывается, что процесс дошкольного образования не должен повторять формы, методы и технологии школьного обучения [6].
В общеобразовательной и, соответственно, в стартовой школе одним из основополагающих государственных документов является ФГОС, где сказано, что процесс обучения проходит в форме уроков, а одно из основных требований - направленность на результаты образования: личностные, матапредметные и предметные.
Каким способом решать данные противоречия, какие подходы и концептуальные положения выбрать для реализации в частности музыкального образования в стартовой школе? Каким образом осуществить преемственность в целевом его направлении? Попробуем обозначить приемлемые пути решения этих непростых вопросов.
На наш взгляд, устранить препятствия, связанные с разноуровневой музыкальной подготовкой дошкольников, поможет комплексное использование деятельностного и полихудожественного подходов.
В соответствии с положениями первого подхода развитие ребенка происходит через его взаимодействие с миром, которое осуществляется в деятельности, более точно - в коллективном сотрудничестве. В музыкальном образовании в качестве такового выступает коллективная музыкальная деятельность, которая очень востребована именно в дошкольном возрасте в силу еще недостаточной подготовленности детей к индивидуальному исполнительству.
Однако повторим то, что было сказано выше: существующие различия в подготовке дошкольников, а также в их музыкальных способностях не позволяют активно вовлечь каждого ребенка в коллективный творческий процесс. Некоторые дети не знают, как его осуществлять, некоторые - не стремятся что-то делать ввиду того, что освоили способы музыкального исполнения лишь приблизительно и испытывают чувство стеснения от собственной неумелости и неловкости.
В практике нередко встречаются случаи, когда ребенок с неразвитым умением воспринимать музыку вообще не понимает ее
содержания и не реагирует на нее эмоционально. При коллективном прослушивании какого-либо произведения он, возможно, подражая другим детям, и будет изображать, что слушает музыку, но не будет ее слышать и осознавать.
Для эффективного проведения музыкальных занятий в стартовой школе учителю следует хорошо представлять музыкальные интересы, способности и склонности своих воспитанников и предлагать для определенной группы дошкольников тот вид совместной музыкальной деятельности, выполнение которого будет для них естественным и в котором они будут чувствовать себя уверенно.
Опытный учитель, собрав посредством наблюдений за ребенком сведения о его индивидуальных предпочтениях и способностях, может привлекать воспитанника к музыкальной деятельности через различные виды хорошо освоенных им либо хотя бы в достаточной степени развитых художественных навыков и умений.
На склонность дошкольников и младших школьников к художественной деятельности в целом, которая присуща только человеку и является общечеловеческим качеством, указывали А. А. Мелик-Па-шаев, З. Н. Новлянская, Г. Н. Кудина, Е. М. Торшилова и др. [1, 4].
А. А. Мелик-Пашаев в своих работах подчеркивал, что художественная одаренность - родовое качество любого ребенка, которое «наиболее ярко проявляется в сенситивный период от 5-6 до 8-9 лет» [1, с. 41]. Его надо вовремя интенсивно развивать, иначе к 10-11 годам оно начинает постепенно угасать.
Наряду с общей родовой предрасположенностью к творчеству и искусству ребенок, конечно, обладает и персональными предпочтениями, способностями, интересами и устремлениями. Они относятся к конкретному виду (видам) искусства и соответствующей этому виду художественной деятельности. Определить и выявить индивидуальные художественные и музыкальные наклонности и эстетические вкусы дошкольника - задача учителя. Неоценимым подспорьем для решения данной задачи послужат разработанная и широко апробированная в России и за рубежом диагностическая методика и обучающая программа Е. М. Торшиловой [4].
Сбалансировать разные уровни музыкального развития дошкольников в процесс музыкального образования можно на основе полихудожествненого подхода. Идею его применения в художественном образовании детей впервые выдвинул Б. П. Юсов, который не раз подчеркивал, что полихудожествненость не комплекс различных видов искусства или система приемов, устанавливающих межпредметные связи, когда произведение одного вида искусства иллюстрирует произведение другого вида. Полихудожественный подход нужен не для иллюстрации, а для освоения ребенком общности всех видов искусств: он позволяет осознать «внутренние связи слова, звука, цвета, движения, пространства, формы, жеста - на уровне творческого процесса» [5, с. 215].
Опираясь на предпочитаемые конкретным воспитанником средства определенного вида искусства - на слово, жест, звук или цвет, учитель может сформировать представления о других, менее успешно выполняемых видах художественной и музыкальной деятельности. Например, не имеющий навыков кантиленного (протяжного) пения, но проявляющий склонность к рисованию дошкольник может тянуть звук при пении так, как изображал бы длинную широкую линию на листе бумаги. Учащийся может показать музыку жестом, соответствующим ее эмоциональному посылу, а уже от найденного движения определить ее настроение, содержание и жанровую принадлежность. Резкие, равномерно повторяющиеся движения, дающие ощущение строгости, четкости и мерности, соответствует музыкальному жанру марша; плавные волнообразные жесты - жанру протяжной песни; резкие взмахи рукой вверх или вниз могут отображать какой-то энергичный танец.
Ребенок, который пока не научился характеризовать музыкальное произведение вербально, может отразить свои впечатления от него в рисунке, аппликации. Либо, изучив и освоив геометрические фигуры, может с их помощью «рассказать» об услышанном, выложив последовательно на листе бумаги. Использование красочных, цветных геометрических форм для фиксации и акцен-
тирования возникающих эмоций после знакомства с музыкальными и литературными произведениями подробно описано в методиках Н. Г. Тагильцевой и Е. М. Торшиловой [3, 4]
Таким образом, умелое сочетание учителем деятельностного и полихудожественного подходов в организации музыкальных занятий дошкольников в стартовой школе позволяет вселить в ребенка уверенность в своих силах при выполнении казавшихся ранее непосильными заданий. Экстраполяция хорошо усвоенных и потому предпочитаемых дошкольником способов действия с одного, известного вида художественной деятельности на другой, ранее малопонятный, во-первых, закрепляет навыки уже освоенной деятельности, а во-вторых, формирует умения в художественной или музыкальной сферах, где прежде воспитанник не ориентировался совсем.
Теперь посмотрим, как можно справиться с проблемой расхождения программных материалов в музыкальном образовании дошкольников и школьников (выше было отмечено, что целевые ориентиры обучения весьма различны в дошкольных учреждениях и едины для общего образования в начальной школе).
Разночтения целей во многих парциальных программах (развитие вокальных и хоровых певческих навыков, эмоционально-эстетического отношения к искусству, приобщение к музыкальному фольклору, выработка умений воплощать музыку в движении и т. д.), да и в общих программах по музыке примиряет встречающаяся практически во всех документальных источниках и методических рекомендациях формулировка о необходимости формирования музыкальной культуры ребенка (см., например, О. П. Радынову [2]). Та же цель указывается и в современных программах по музыке для общеобразовательной школы, она же декларируется и в ФГОС начального общего образования по предмету «музыка». На наш взгляд, именно этот общий целевой ориентир должен быть основополагающим в планировании и осуществлении занятий музыкой в стартовой школе. Благодаря такой генеральной установке учитель сможет обеспечить преемственность между дошкольным и школь-
ным образованием, т. е. соблюсти один из главных принципов ФГОС НОО. Избрание в качестве отправной точки и сверхзадачи формирования музыкальной культуры как части духовной культуры ребенка позволит придать характер универсальности подготовки дошкольников в стартовой школе и объединит разнообразные компоненты музыкального образования, которые осваиваются в детских садах и общеобразовательных учреждениях.
Сгладить различия требований главного документа школьного образования - ФГОС НОО - и главного документа для составления и реализации образовательной программы дошкольных учреждений - ФГТ - может разумное, тщательно продуманное пропорциональное совмещение в стартовой школе ведущих видов деятельности младших школьников и детей дошкольного возраста. Речь идет о сочетании учения как основной деятельности учащихся начальных классов и игры как главного и естественного вида обучения дошкольников.
При проведении музыкальных занятий можно использовать ролевые игры. Например, кто-то из детей принимает на себя роль дирижера, управляющего звучанием оркестра, в котором остальные участники играют на элементарных музыкальных и шумовых инструментах. Или ребенку предлагается роль композитора, который сочиняет небольшую попевку или даже только одну музыкальную фразу на определенный поэтический текст. С детьми можно разыграть посещение воображаемого концертного зала, где они слушают музыку и обмениваются впечатлениями о ней. В процессе таких игр осваиваются правила восприятия музыки, ее исполнения - пения либо игры на тех или иных музыкальных инструментах; кроме того, формируются и определенные качества личности: умения слушать другого, вступать в процесс совместного творчества по созданию художественного продукта, договариваясь о распределении ролей и заданий; навыки проектирования результатов художественной деятельности, анализа и оценивания исполнения, которое осуществил сам ребенок или его сверстники.
Эффективной формой музыкального образования дошкольников в стартовой школе помимо ролевых игр являются и дидактические, совмещающие игру и обучение. В процессе таких занятий дети учатся, например, вокальному исполнительству: экспериментируют с различными вокальными звуками и в конечном счете развивают свои певческие данные. Полезна игра на определение цветовой гаммы, соответствующей эмоциональному звучанию произведения: дети сначала пытаются найти среди цветных карточек подходящие, на их взгляд, определенному произнесенному слову, произведенному звуку или проигранной мелодии, а потом, опираясь на обнаруженную эмоциональную окраску, учатся формулировать свои впечатления словесно. Подобная работа, по мнению и педагогов, и искусствоведов, является очень сложной не только для дошкольников, но и младших школьников, однако дает впоследствии прекрасные результаты как в эстетическом, так и в общем развитии детей.
Хорошая форма музыкального образования дошкольников -игры-загадки, с помощью которых можно, например, формировать тембровый слух: воспитатель предлагает детям определить при прослушивании музыки название инструмента (инструментов), на котором исполняется произведение.
Дети с удовольствием принимают участие в играх-соревнованиях. Так, во время творческой импровизации - ритмической или вокальной - они могут состязаться в наиболее удачном создании образа музыкального произведения, в эмоциональности исполнения, в подборе музыкальной интонации к строчкам стихотворения, которая ими озвучивается с помощью инструментов или голоса.
Еще раз обратим внимание на то, что игровая деятельность формирует не только сугубо музыкальные способности дошкольников, но и такие качества, как инициативность, креативность, самостоятельность в выборе решения творческой задачи, умения самооценки и корректной оценки действий товарищей, навыки участия в коллективном творчестве и т. д.
Мы склонны настаивать на правомерности замены в стартовых школах «занимательных дел», принятых в дошкольном образовании, на традиционную форму школьных занятий, что обусловлено и необходимостью соблюдения общей структуры, и содержанием обучения, а главное, основной целью функционирования стартовых школ - подготовкой ребенка к учению. Каждый предмет в такой школе: знакомство с окружающим миром, развитие речи, обучение грамоте, математика, музыка, хореография и т. п. - реализуется именно в форме занятий. Они, конечно, по времени значительно короче, а по содержанию значительно менее насыщены, чем уроки в общеобразовательной школе. Тем не менее одной из главных задач каждого занятия является формирование у дошкольников каких-либо новых личностных качеств, новых знаний, умений и способов их применения в практической деятельности, что требует уже более четкой организации обучения, такой его формы, которая была бы адекватна уроку.
Изложенные нами варианты и способы решения проблем планирования и проведения музыкальных занятий с дошкольниками: опора на деятельностный и полихудожественный подход, определение цели музыкального образования, отражающей преемственность между дошкольным и школьным обучением, включение в содержание музыкальных занятий игровых форм, стимулирующее развитие ребенка, проецирование знакомых и понятных ему действий с одного вида художественной деятельности на другие виды - прошли проверку в стартовой школе при МБОУ СОШ № 32 г. Екатеринбурга. Результаты этой проверки подтвердили эффективность представленных в статье предложений для формирования музыкальной культуры ребенка и для развития его личности в целом.
Литература
1. Мелик-Пашаев А. А., Адаскина А. А., Кудина Г. Н., Новлян-ская З. Н., Чубук Н. Ф. Методика исследования и проблемы диагностики художественно-творческого развития детей: методичес-
кие рекомендации для педагогов общеобразовательных школ. Дубна: Феникс Плюс, 2009. 272 с.
2. Радынова О. П. Музыкальные шедевры: настроения, чувства в музыке. М.: Сфера, 2010. 208 с.
3. Тагильцева Н. Г. Развитие слуховых навыков дошкольников на музыкальных занятиях в стартовой школе / / Начальная школа. 2009. № 9. С. 63-66.
4. Торшилова Е. М., Морозова Т. В. Развитие эстетических способностей детей 3-7 лет (теория и диагностика). Екатеринбург: Деловая книга, 2001. 141 с.
5. Юсов Б. П. Стратегия взаимодействия искусств в воспитании школьников (новая парадигма) / / Взаимодействие искусств: методология, теория, гуманитарное образование: материалы Международной науч.-практ. конф. 25-20 августа 1997 г. Астрахань, 1997. С.214-220.
6. Федеральные государственные требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования. Режим доступа: http://base. garant. ru/197482/#1000.