Научная статья на тему 'МЕНЕДЖМЕНТ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОБЛАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЙ И ОБРАЗОВАНИЯ'

МЕНЕДЖМЕНТ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОБЛАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЙ И ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
581
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ / КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / МЕНЕДЖМЕНТ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Востряков Лев Евгеньевич

В статье рассматривается становление менеджмента социально-культурной деятельности как самостоятельной области научного знания и профессионального образования. Автор обсуждает основополагающие подходы к пониманию природы и функций менеджмента в культурном секторе. Основное внимание уделяется научно-педагогической деятельности кафедры социально-культурной деятельности Петербургского государственного института культуры - одной из старейших кафедр вузов культуры и искусства России. Автор подчеркивает возрастание значимости вопросов подготовки менеджеров социально-культурной деятельности в условиях реализации федерального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура» на 2019-2024 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cultural Management as a f eld of research and education

The article discusses the stages of formation cultural management as a f eld of scientif c knowledge and professional education. The author discusses the basic approaches to understanding the nature and functions of management in the cultural sector. The main attention is paid to scientif c and pedagogical activity of the modern Department of social and cultural activities of the St. Petersburg state Institute of culture, one of the oldest similar departments of universities of culture and art of Russia. The author emphasizes the increasing importance of training managers of culture in the context of the Federal project «Creative people» of the State National project «Culture» for 2019-2024.

Текст научной работы на тему «МЕНЕДЖМЕНТ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОБЛАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЙ И ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК [374.7:005]:378.600.8(470.23-25)

Л.Е.Востряков

Менеджмент социально-культурной деятельности как область исследований и образования

В статье рассматривается становление менеджмента социально-культурной деятельности как самостоятельной области научного знания и профессионального образования. Автор обсуждает основополагающие подходы к пониманию природы и функций менеджмента в культурном секторе. Основное внимание уделяется научно-педагогической деятельности кафедры социально-культурной деятельности Петербургского государственного института культуры - одной из старейших кафедр вузов культуры и искусства России. Автор подчеркивает возрастание значимости вопросов подготовки менеджеров социально-культурной деятельности в условиях реализации федерального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура» на 2019-2024 гг.

Ключевые слова: Санкт-Петербургский государственный институт культуры, кафедра социально-культурной деятельности, менеджмент социально-культурной деятельности

Lev E. Vostriakov Cultural Management as a field of research and education

The article discusses the stages of formation cultural management as a field of scientific knowledge and professional education. The author discusses the basic approaches to understanding the nature and functions of management in the cultural sector. The main attention is paid to scientific and pedagogical activity of the modern Department of social and cultural activities of the St. Petersburg state Institute of culture, one of the oldest similar departments of universities of culture and art of Russia. The author emphasizes the increasing importance of training managers of culture in the context of the Federal project «Creative people» of the State National project «Culture» for 2019-2024.

Keywords: Saint-Petersburg State University of Culture, Department of Social and Cultural Activities, cultural management

Несмотря на то, что успешные управленческие практики в социокультурной сфере, как принято считать, насчитывают более 2,5 тысячелетий1, можно с большой уверенностью утверждать, что появление первых работ в такой самостоятельной области научного знания и профессионального образования, какой является менеджмент социально-культурной деятельности, относится к середине 1960-х гг.

Одной из первых в этом ряду следует назвать фундаментальную монографию профессоров экономики Принстонского университета Уильяма Баумоля и Уильяма Боуэна «Исполнительские искусства: экономическая дилемма» (Baumol W. J., Bowen W. G. Performing Arts: The Eco-

Section 1. Trends and prospects of modern éducation in socio-cultural space nomic Dilemma. A study of Problems common to Theater, Opera, Music and Dance. - N. Y.: The Twentieth Century Fund, 1966 - 582 р.). Выделенные исследователями особенности управленческой деятельности в социокультурной сфере, предлагавшиеся авторами методики анализа хозяйственной деятельности и финансового планирования для организаций исполнительских искусств, актуальны и в настоящее время. Расширение масштабов прикладных исследований в 1970-е годы способствовало открытию первых программ в области менеджмента культуры в известных университетах США (Columbia University, Yale University, Columbia College Chicago, Golden Gate University) и Великобритании (City University of London, University of Oxford, Heriott-Watt University, Edinburgh), что явилось началом стремительного процесса профессионализации сферы менеджмента социально-культурной деятельности. В начале 1980-х годов подготовка специалистов и научные исследования в этой области также уже велись в Финляндии, Германии, Дании, Франции, Австрии, Испании, Польше, Нидерландах и др.

Новым этапом в развитии менеджмента культуры как самостоятельной области научных исследований и образования явилось создание в середине 1990-х годов сетевых международных и национальных профессиональных ассоциаций, в задачи которых входит обмен информации, совместные проекты и прямые контакты между их участниками. Примером подобных контактных сетей в сфере культуры может служить ENCATC - сеть европейских центров по подготовке администраторов культуры. Созданная в декабре 1992 года, ENCATC представляет собой независимую сеть образовательных организаций и частных лиц, включающую более чем 100 учреждений-членов и специалистов из 40 стран, занимающихся образованием, профессиональной подготовкой и исследованиями в широкой области управления и культурной политики. ENCATC имеет статус официального партнера ЮНЕСКО и наблюдателя в руководящем Комитете по культуре Совета Европы. Преимущества «сетевого» принципа организации в том, что именно сеть, «сохраняя все многообразие профессиональных позиций и интересов, их локальную специфику и уникальность, а в ряде случаев и специализированную узость, имеет потенциал больший, чем механическая сумма его элементов»2. Формирование сетей во многом было обусловлено стремлением к унификации стандартов, как в области профессионального образования, так и в практической области управления социокультурной сферой. Большинство современных исследований в области культурной политики, менеджмента и маркетинга социально-культурной деятельности как раз и базируется на этой стандартизации, что позволяет проводить

Раздел 1 • Тенденции и перспективы современного образования сравнительный анализ управленческих проблем различных типов организаций культуры и искусства, а также более достоверно анализировать их региональные и национальные различия.

Несмотря на определенную закрытость Советского Союза, монография Баумоля и Боуэна стала настоящей настольной «библией» для многих менеджеров культуры нашей страны, она была переведена на русский язык, хотя так и не была официально издана, а потому ходила в списках в середе руководителей учреждений культуры, прежде всего - театрально-зрелищных организаций, и студентов профильных вузов. В 1977 г. сектор научного управления и прогнозирования развития художественной культуры был создан во ВНИИ искусствознания (ныне -Государственный институт искусствознания), практически в то же время аналогичное подразделение открылось и в НИИ культуры (в 2014 г. присоединен к Российскому институту культурного и природного наследия им. Лихачёва). Подчеркивая особую значимость координации научных исследований в данной области, союзной академией наук была даже сформирована специальная проблемная комиссия «Социально-экономические проблемы развития и управления в сфере культуры» при Научном Совете АН СССР по комплексной проблеме «Экономические закономерности развития социализма и соревнование двух систем».

Процесс профессионализации и институализации менеджмента культуры и искусства как сферы образования и научных исследований является непрерывным и являет огромное видовое многообразие проблематики и подходов, но вместе с тем позволяет обозначить важнейшие причинно-следственные связи между «теорией» и «практикой» менеджмента социально-культурной деятельности:

1. Практическая деятельность организаций культуры, искусства и наследия определяется макроэкономической ситуацией страны или объединения государств, формирующих параметры рынка (рынков) культурных услуг или объемы бюджетных ассигнований, направляемых на поддержку социально-культурной деятельности.

2. Системообразующим контекстом, в рамках которого реализуется деятельность конкретных учреждений культуры и искусства, выступает государственная культурная политика, обуславливающая направленность концептуальных представлений основных игроков культурного сектора.

3. И, наконец, теория и практика менеджмента социально-культурной деятельности, несомненно, тесно связаны со спецификой национальных моделей менеджмента, сущностные различия которых, обусловлены прежде всего ценностями, номами и идеалами, которыми жи-

Section 1. Trends and prospects of modern education in socio-cultural space вет данное общество, а также социокультурными особенностями поведения индивидов, вовлекаемых в мир культуры и социально-культурной деятельности. Подчеркнем также, что исследования кафедры социально-культурной деятельности Санкт-Петербургского института культуры позволяют трактовать социально-культурную деятельность к «как совокупность технологий организации досуга различных социальных групп», «самостоятельную отрасль научного знания и социальной практики»3.

В научной и учебной литературе по менеджменту культуры сложились два основополагающих подхода к пониманию природы и функций менеджмента в культурном секторе.

Первый подход, характерный для подавляющего большинства ученых Северной Америки, исходит из того, что функции менеджмента являются универсальными, т. е. в равной степени эффективно применимыми и в сфере бизнеса, государственного управления и некоммерческого сектора, к которому относится значительная часть учреждений культуры, искусства и наследия. Такой подход базируется на фундаментальном понимании менеджмента как «...набора функций, направленных на эффективное и действенное использование ресурсов организации и реализацию ее базовых целей»4. Плодовитый автор многочисленной учебной литературы по менеджменту Р. В. Гриффин, выделяя в качестве основных функций менеджмента «планирование и принятие решений», «организацию», «лидерство» и «контроль», различает такие сферы реализации управленческих функций, как «маркетинг», «финансы», «производство», «персонал» и «администрирование». Действительно, представленный набор сфер управленческой деятельности и функций менеджмента в равной степени применим к промышленному предприятию и государственному учреждению, образовательной организации и военному подразделению, либо учреждению социально-культурной деятельности. Универсальными также являются такие ключевые понятия менеджмента, как «миссия организации», «внешняя и внутренняя среда», «структура управления», «организационная коммуникация», «организационная культура», «стратегический процесс» и многие другие. Менеджмент организации социально-культурной деятельности в рамках такого концептуального подхода является сферой эмпирического приложения универсальных принципов общей теории менеджмента.

Вместе с тем, не ставя под сомнение универсальность функций менеджмента, в научной литературе предпринимались многочисленные попытки построения управленческой теории среднего уровня, в том числе и менеджмента социально-культурной деятельности. Одной из наиболее удачных попыток является концепция Чарльза (Чака) Субера

Раздел 1 • Тенденции и перспективы современного образования «Динамика культуры и бизнеса», предложенная им в «Словаре для художников, исполнителей, менеджеров и предпринимателей». «Динамику культуры» автор понимает как «...синергические отношения между ключевыми игроками рынка культуры и искусств, постоянно действующими силами внешней и внутренней среды, которая влияет на творца и культуру, и одновременно находится под их влиянием»5. «Динамика культуры» в концепции Ч. Субера дополняется «динамикой бизнеса», которую исследователь трактует как «.динамические и синергические отношения между главными, внутренними и внешними силами, которые постоянно влияют на бизнес и испытывают его обратное влияние»6. В рамках анализа «динамики культуры» автор выделяет четырех «ключевых игроков», а именно «творца/исполнителя», «аудиторию/рынок», «менеджера/предпринимателя», «критика». К силам внешней среды «динамики культуры» Ч. Субер относит «культуру и общество», «экономику и финансы», «политику и право», «науку, технологию и окружающую среду». Внутренняя среда «динамики культуры» включает в себя «эстетику и творчество», «критику и оценку», «этику и философию». Ч. Субер анализирует «динамику бизнеса» в тех же ключевых понятиях, что и «динамику культуры», тем самым, подчеркивая идентичность понимания природы бизнеса в целом и менеджмента социально-культурной деятельности, в частности. Таким образом, подход, предлагаемый исследователем, достаточно тесно связан с универсалистской теорией функций менеджмента, что позволяет определить концепцию Чака Субера как «динамику культуры как бизнеса». Можно предполагать, что подобный подход получил широкое распространение среди менеджеров культуры США: в подтверждение сошлемся на исследование, проводившееся в 1980-е годы крупнейшим американским социологом Полом ди Маджио, которое наглядно продемонстрировало, что, согласно оценкам руководителей учреждений социально-культурной сферы США, важнейшими качествами, способствующими успеху менеджера социально-культурной деятельности, выступают управленческий опыт, финансовое планирование, а также «тактичность, утонченность и стиль»7.

Второй подход к пониманию природы и функций менеджмента социально-культурной деятельности базируется на основной идее уникальности культурно-художественного производства и противоречиях творца и системы рыночных отношений. Иными словами, жесткие детерминанты бизнес-подхода к деятельности учреждения культуры и искусства негативно влияет на качество и содержание художественного творчества. Именно поэтому классики социокультурного менеджмента предлагали трактовать его как «стремление человека путем осознанной

Section 1. Trends and prospects of modern éducation in socio-cultural space деятельности привести к определенным гармоничным отношениям потребности людей, труд и творчество в области культуры и искусства в целях достижения более высокой по уровню, насыщенной и динамичной культурной жизни»8.

Эта традиция получила наибольшее распространение в Западной Европе и в странах, относившихся когда-то к так называемому «восточному блоку», хотя и по разным основаниям. Весьма показательным в этой ситуации выступает широкое распространение в среде менеджеров социально-культурной деятельности, мнения о том, как удалось установить П. Кланси в рамках исследования 1990-х гг., что наиболее важными факторами, повышающими эффективность работы руководителя организации культуры, помимо управленческого опыта являются врожденные способности менеджера, а образование и подготовка в области менеджмента подобную эффективность только еще более повышают9.

Различия в подходах менеджеров культуры Европы и США объясняли утвердившемся в ту пору устойчивым представлением о двух основных векторах культурной политики: европейский вектор предполагал значительное присутствие государства и его органов в управлении сектором культуры и искусства через систему распределения бюджетных субсидий, а американский характеризовался противоположной ситуацией, когда государство дистанцировалось от финансирования учреждений культуры и искусства.

В первой четверти третьего тысячелетия ситуация выглядит значительно более сложной. В европейских странах сформировалось множество новых, альтернативных бюджетным, источников финансирования учреждений культуры и искусства. При этом темпы роста бюджетных ассигнований на поддержку культуры и искусства в странах Западной Европы существенно замедляются, что обусловило появление значительного финансового дефицита средств даже всемирно известных музей, галерей, симфонических оркестров, музыкальных и драматических театров. В то же время для властных органов исполнительной власти разных уровней особое значение приобретает задача создания «благоприятного культурного образа» территории10. Учреждения культуры и искусства становятся важным регулятором рынка занятости, предоставляя рабочие места значительному числу высококвалифицированных специалистов гуманитарного профиля. Широкое распространение получила концепция «культурного туризма», в основе которой лежит идея, что привлекательность учреждений культуры и искусства для туристов стимулирует развитие местной экономики, прежде всего таких отраслей как ресторанный и гостиничный бизнес, общественный транспорт, на-

Раздел 1 • Тенденции и перспективы современного образования родные промыслы, производство сувениров и т. п.11 Именно это факторы кардинальным образом повлияли на повышение интереса со стороны европейских менеджеров культуры и искусства к бизнес-стратегиям и бизнес-образованию, вследствие чего еще в конце ХХ в. в странах Западной Европы появляются первые образовательные программы высшего и постдипломного образования в области менеджмента культуры и искусств, в которые были включены такие традиционные для бизнес-образования курсы, как «Менеджмент», «Концепции маркетинга», «Финансовый менеджмент» и др.

В США, напротив, постепенно усиливается тенденция финансирования культуры со стороны федеральных агентств (National Endowments for the Arts, National Endowments for the Humanities), агентств искусств штатов и местных агентств искусств, прежде всего музеев и иных организаций наследия. При этом культурным сектором США был аккумулирован многолетний опыт успешного функционирования в условиях свободного рынка и минимизации вмешательства государства в экономику. Таким образом, современный «европейский вектор» культурной политики на уровне конкретных организаций культуры и искусства впитывает в себя достижения американских бизнес-концепций в этой области, тогда как североамериканские культурные институции адаптируются к новым формам взаимодействия с государственными структурами, к неизбежности овладения компетенциями обоснования «социальной значимости» социально-культурной деятельности и способности убеждать чиновников и политиков в необходимости выделения средств на культуру. И все же давление рынка на организации социально-культурной деятельности в США остается значительно более жестким, чем в европейских государствах. Принципиально иная система финансирования культуры и искусства, существенная бюджетная поддержка обуславливают в западноевропейских странах отличные от США принципы менеджмента культуры и искусства, в том числе и в области планирования деятельности организации. Тем не менее, несмотря на множество различий, тенденции взаимопроникновения и взаимообогащения между американскими и европейскими концепциями в области менеджмента в сфере культуры и искусства, достаточно очевидны.

И, хотя в конце ХХ века «менеджмент в области культуры или искусства в целом или в каком-либо определенном виде искусства пока еще не стал у нас полноправной научной дисциплиной, ни мастерством, способствующим развитию культурной практики», как справедливо отмечала известный сербский ученый М. Драгичевич-Шешич12, много лет руководившая секцией ЮНЕСКО по культурной политике и менеджмен-

Section 1. Trends and prospects of modern education in socio-cultural space ту, два десятилетия спустя исследования в данной области приобретают особую актуальность, что находит отражение в деятельности отечественных «московской» и «петербургской» научно-педагогических школ в современной теории социально-культурной деятельности.

На кафедре социально-культурной деятельности Санкт-Петербургского государственного института культуры - одной из старейших кафедр вузов культуры и искусства России - не только сформировалась петербургская научно-педагогическая школа, ей «пришлось взять на себя изначальное научное обоснование природы и профессиограммы специалиста, которого она призвана готовить, выработать методологию и методику его профессионального обучения», как утверждал четверть века возглавлявший кафедру член-корреспондент РАО, заслуженный работник культуры Российской Федерации М. А. Ариарский13, основатель школы педагогической культурологии, определившей ключевые направления развития теории социально-культурной деятельности. Поскольку особенности становления направлений научных исследований и подготовки кадров в рамках петербургской школы социально-культурной деятельности глубоко и всесторонне проанализированы в недавнем исследовании А. А. Сукало14, отметим, что за шестьдесят лет кафедрой подготовлено более 15 000 организаторов культурно-просветительной работы и менеджеров социально-культурной деятельности -специалистов, бакалавров, магистров, которые осуществляют свою профессиональную деятельность практически во всех регионах России, в целом ряде стран Европы и мира. Научно-педагогическую деятельность кафедры характеризует и то, что в начале XXI в. каждый одиннадцатый руководитель региональных органов культуры - председатели комитетов, начальники управлений - был выпускником кафедры. Именно здесь получила профильное образование значительная часть сотрудников региональных органов культуры Северо-Запада, а среди руководителей муниципальных органов культуры СЗФО - почти каждый второй из них был обладателем диплома кафедры, всего доля выпускников ЛГИК/ СПбГУКИ в этой группе составляла не менее 67%. Сегодня практически каждый восьмой студент СПбГИК обучается на направлении «социально-культурная деятельность», а выпускник кафедры - менеджер социально-культурной деятельности - наиболее перспективное, а потому и востребованное направление подготовки.

Изучение управленческой социально-культурной практики в рамках петербургской школы социально-культурной деятельности опирается на подход М. А. Ариарского, который предлагал рассматривать менеджера социально-культурной деятельности как «наиболее адекват-

Раздел 1 • Тенденции и перспективы современного образования ного специалиста, органично отражающего сущность социально-культурной деятельности, ее природу и остающегося в рамках ее проблемного поля»15, поскольку менеджер социально-культурной деятельности и призван осуществлять взаимодействие людей в создании, освоении, сохранении и распространении значимых ценностей культуры. Особое внимание в программе научно-исследовательской работы кафедры в течение последних лет уделялось таким исследовательским направлениям, как определение методологических основ, сущности и особенностей современных социально-культурных практик; обоснование принципов и форм, разработка технологий реализации государственной культурной политики; раскрытие потенциала социально-культурного проектирования как стратегической технологии, обеспечивающей конструирование и развитие социально-культурных процессов; изучение перспектив подготовки менеджеров социально-культурной деятельности в изменяющихся социальных условиях и формах социально-трудовых отношений и др., результаты которых материализовались в многочисленных публикациях педагогов кафедры в периодических изданиях Перечня ВАК РФ, среди которых особое значение имеют публикации И. А. Ивлиевой, В. А. Кавера, Г. Ю. Литвинцевой, Е. Н. Львовой, Л. В. По-лагутиной и А. А. Сукало16. В образовательной деятельности результаты исследований педагогов кафедры используются при чтении лекций по основным дисциплинам, при проведении семинаров и практических занятий, при подготовке курсовых и выпускных квалификационных работ.

Вопросы непрерывного образования и повышения квалификации управленцев сферы культуры получили новое звучание в рамках реализации федерального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура» на 2019-2024 гг., разработанного во исполнение Указа Президента России от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Проектом поставлена задача за шестилетие осуществить повышение квалификации 200 тыс. работников культуры или почти четверти всех занятых в отрасли, для чего на базе ведущих творческих вузов предполагается создание 15 специальных образовательных центров, оснащенными современным оборудованием. Поскольку один из центров непрерывного образования и повышения квалификации творческих и управленческих кадров в сфере культуры уже сформирован в СПбГИК, педагогами кафедры, равно, как и другими подразделениями института, разработаны необходимые инновационные программы дополнительного профессионального образования.

Section 1. Trends and prospects of modern education in socio-cultural space

Таким образом социально-культурная деятельность в настоящее время обретает статус инструментария новой ценностно ориентированной государственной культурной политики, технологий проектирования социокультурных коммуникаций и акций, творческих индустрий досуга, сохранения и трансляции аксиологических и антропологических ресурсов отечественной культуры, защиты культурно-информационного пространства России. Модель подготовки менеджеров социально-культурной деятельности в этих условиях, несомненно, следует рассматривать в ракурсе социально-культурной коммуникативистики, информационных технологий и практик творческих индустрий досуга. Кафедра социально-культурной деятельности Петербургского государственного института культуры располагает необходимым кадровым и научным потенциалом для успешного решения данной задачи.

Примечания

1 Одним из первых успешных менеджеров, крупнейших инноваторов в сфере культуры, как правило, называют известного основателя трагедии Феспида, или Фесписа из Икарии, а организацию древнегреческих игр - агонов (напр., Панафинейских в Афинах, Олимпийских в Олимпии, или Пифийских в Дельфах) -сравнивают с подготовкой и проведением крупнейших современных фестивалей. См.: Hagoort G. Art management. Entrepreneurial Style. Eburon, 2003. Р. 5.

2 Зуев С.Э. Культурные сети (опыт проблемного анализа) // Панорама культурной жизни стран СНГ и Балтии. Инф.сб. М.: изд-во РГБ., 1996. вып.11. С. 8.

3 Сукало А. А. Информационно-технологический ресурс модернизации современных социокультурных практик // Вестник СПбГИК. 2018. №3. С. 96-100.

4 См. Griffin R.W. Fundamentals of Management. Core Concepts and Applications. Boston - New York, 2000. Р. 5.

5 Dictionary for Artists, Performers, Managers & Entrepreneurs by Charles Suber. Chicago, 2002. Р. XII.

6 Там же. P. XIII.

7 Di Maggio P. Managers of the Arts. Washington: Seven Locks Press, 1987. P. 52-67.

8 Драгичевич-Шешич М., Стойкович Б. Культура: менеджмент, анимация, маркетинг. Новосибирск: Издательский дом «Тигра», 2000. С. 5.

9 Clancy P. Managing the Cultural Sector. Essential Competencies for managers in Arts, Culture and Heritage in Ireland. Dublin: Oak Tree Press, 1994. Р. 15-16.

10 Roney A. EC/EU Fact Book: A Complete Question & Answer Guide. London, 1998, p. 39.

11 См.: Prentice R. Tourism as Experience. Tourists as Consumers. Edinburgh, Queen Margaret College, 1995.

12 Драгичевич-Шешич М., Стойкович Б. Культура: менеджмент, анимация, маркетинг. Новосибирск: Издательский дом «Тигра», 2000. С. 5.

Раздел 1 • Тенденции и перспективы современного образования

13 Ариарский М. А. Научная школа педагогической культурологии // Вестник СПбГУКИ. 2011. № 1. С. 56.

14 Сукало А. А. Парадигмы социально-культурной деятельности и становление петербургской школы подготовки кадров сферы досуга // Подготовка кадров социально-культурной сферы: традиции и стратегии развития: сб. материалов междунар. науч.-практ. конференции. Текстовое электрон. издан. СПб.: НИЦ АРТ, 2019. С. 15-20.

15 Ариарский М. А. Социально-культурная деятельность как предмет научного осмысления. СПб., 2008. С. 80.

16 См., напр.: Ивлиева И. А., Полагутина Л. В. Социальное партнерство вуза и работодателя как условие повышения качества подготовки менеджеров социально-культурной деятельности // Вестник МГУКИ. 2016. № 2. С. 142-148.; Ивлиева И. А. Развитие исследовательской культуры будущих менеджеров социально-культурной деятельности в образовательном пространстве вуза // Культура и образование. 2018. № 4. С. 59-67.; Кавера В. А. Корпоративные тренинги как инструмент совершенствования организационных коммуникаций статья // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. Серия 2: Искусствоведение. Филологические науки. 2014. № 1. С. 83-86.; Литвинцева Г. Ю. Креативные пространства аудитории «нового типа» // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 10-2. С. 201-202.; Литвинцева Г. Ю. Предметное поле профессиональной деятельности «менеджера социально-культурной деятельности» // Подготовка кадров социально-культурной сферы: традиции и стратегии развития: сб. материалов междунар. науч.-практ. конференции. Текстовое электрон. издан. СПб.: НИЦ АРТ, 2019. С. 191198.; Львова Е. Н. Специфика личностно-профессиональных установок будущих менеджеров культуры // Вестник СПбГИК. 2019. №2. С. 128-132.; Сукало А. А. Информационно-технологический ресурс модернизации современных социокультурных практик // Вестник СПбГИК. 2018. № 3. С. 96-100.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.